Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Моя семья»
(средняя группа)
Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах.
Задачи:
Социализация:
-Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях. – Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
Познание:
Коммуникация:
Здоровье:
Ход занятия
Дети заходят в группу за воспитателем.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Молодцы! А теперь станем в круг. Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: А теперь сели на свои стульчики.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку. А начинается она так: – Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.
Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Значит, у человека должна быть….
Дети: семья.
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра), я.
Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.
(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка, сестричка
Брат – братишка, братик
Внук – внучок
Внучка – внученька
Воспитатель: Молодцы, ребята!!!
Дети: (огорчать)
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
-Вы помогли маме вымыть посуду.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем. (дети выходят на ковер врассыпную, лицом к воспитателю) Физминутка.
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы?
Дидактическая игра «Собери цепочку»
Воспитатель: Возьмите карточки и разложите людей, изображённых на фотографии, по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т.д.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили.
Дети: Что у мальчика Вани есть семья.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Чтобы уточнить, кто является членом семьи, Ваня предлагает поиграть в игру “Четвертый лишний”. Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?
*Мама, соседка, бабушка, сестра.
*Бабушка, подруга, сестра, мама.
*Сестра, продавец, бабушка, брат.
*Дворник, брат, папа, дедушка.
*Дедушка, папа, водитель, отец.
Воспитатель: Хорошо!
Игра « Кто старше, кто моложе» – Кто старше бабушка или мама?
-Мама моложе, а бабушка – (старше)
-Дедушка старше, а ребенок – (моложе)
Воспитатель: Молодцы! Справились.
1) ходит на работу –
2) шьет –
3) ходит за покупками –
4) учит уроки –
5) готовит пищу –
6) ухаживает за цветами –
7) вытирает пыль –
8) моет посуду –
9) убирает в доме –
10) гладит –
11) играет –
12) стирает –
13) читает сказку на ночь –
14) мастерит –
Воспитатель: Молодцы, справились!
Ребята у всех есть семья. А у каждой семьи есть свой дом, где они живут счастливо. Давайте и мы сделаем домики, чтобы у нас получился небольшой городок, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости.
(аппликация)
Воспитатель: Отлично! У вас получились красивые дома.
-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
-Что такое семья?
-Как люди должны жить в семье?
-Как вы должны относиться к своим родным?
Спасибо за внимание. Занятие окончено.
Занятие в средней группе «Моя семья»
Задачи:
Оборудование:
Портреты Дедушки, Бабушки, Папочки, Мамочки, брата, сестры; мини – ковролин «Притворщик»; вязанные пальчики «Семья»; перчатка Пяточку, перчатка «Семья» – воспитателю, карточки с изображением предметов со звуком «м».
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, чтение стихов, изготовление подарков маме, папе, семейные праздники, проектная деятельность по теме «Моя семья».
Ход занятия:
Организационный момент:
На ковре дидактическая игра с мячом «Какая она моя мама?»
Входит Пятачок, плачет: «Ничего я не знаю».
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл?
А почему ты плачешь?
Пятачок: Все просят рассказать про свою семью, а я не знаю что это такое.
Воспитатель: Не плачь, Пятачок! Ребята, поможем Пятачку? (Ответы детей.) Мы тебе расскажем о семье и покажем на пальчиках. Присаживайся. (Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Отгадайте – ка загадку:
Кто вас детки крепко любит,
Кто вас нежно приголубит?
(Ответы детей. Портрет мамы на флонелеграфе.)
Воспитатель: Молодцы. Конечно же, это мама. Как можно ласково назвать маму? (Ответы детей: мамочка, мамуля.)
Воспитатель: Кто расскажет о своей маме? (Рассказы 1-2 детей. )
Воспитатель: А эта загадка о ком?
Он всегда весёлый
Увлекается футболом,
Ходим на рыбалку вместе
Кто же это?
(Ответы детей, Портрет папы на флонелеграфе.)
Как ласково называем папу? (Ответы детей: папочка, папулечка.)
Воспитатель: Кто расскажет о своём папе? (Рассказы 1-2 детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас уже мама, папа, а кто ещё есть у тебя, Даша? (Ответ ребёнка – брат, Портрет брата на флонелеграфе.)
Даня, Артём, а у вас? (Ответ ребёнка – сестра.)
(Портрет сестры на флонелеграфе. Рассказы 1-2 детей о брате, сестре.)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, кто уже у нас есть? (Ответы детей: мама, папа, брат, сестра.)
Динамическая пауза:
Вполголоса
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
7 сыновей – все без бровей
Вот с такими глазами
Вот с такими носами
Вот с такими ушами
Вот с такой бородой
И такой головой.
Они не пили, не ели
На Маланью все смотрели
И делали вот так.
Воспитатель: Давайте спросим у своих ладошек, где они были?
Игра:
Ладушки, ладошки
Где были? У бабушки.
(Портрет бабушки на флонелеграфе.)
Воспитатель: Как ласково назовём бабушку? (Ответы детей: бабулечка.)
Воспитатель: У кого есть бабушка? Какая она? (Рассказы 1-2 детей.)
Воспитатель: Молодцы! А я знаю вот такую песенку:
Бабушка рядышком с дедушкой (Портрет деда на флонелеграфе.)
Как лаково зовём дедушку? (Ответы детей: дедулечка.)
У кого есть дедушка? (Рассказы 1-2 детей)
Воспитатель: Дети, посмотрите, чьи портреты у нас?
(Ответы детей: мамы, папы, дедушки, бабушки, брата, сестры.)
А одним словом? (Ответы детей: Семья!)
Правильно, ребята! Семья – самые близкие люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте покажем Пятачку умелые пальчики. Пятачок, ты тоже проходи.
(Дети подходят к столам, на столах лежат на подносах вязанные «пальчики». )
Пальчиковый игротренинг:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну, а этот наш малыш –
А зовут его крепыш.
Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я – вот и вся моя семья!
Пятачок: А теперь я знаю, знаю!
Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я – мы живём вместе, любим друг друга, заботимся друг о друге – это и есть Семья! Правильно, ребята! (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, нарисуем семью и покажем Пятачку? Но у нас нет ни кисточек, ни красок, ни карандашей, ни бумаги. Но у нас есть мягкий конструктор и умелые пальчики, которые умеют всё делать (на столах лежат на каждого ребёнка мини – ковролин «Притворщик»).
А из этого можно сделать портрет семьи? (Ответы детей.)
(Дети выполняют работу. К каждому подхожу: «Кто у тебя на портрете?» готовые работы вешаем на ковролин. Дети вешают и объясняют кто это.)
Пятачок: Можно я! Я скажу: «Папочка, мамочка, дедушка, бабушка, я – вот и вся моя Семья!»
Воспитатель: Правильно сказал Пятачок? (Ответы детей. )
Пятачок: Ой, побегу, расскажу своему другу Винни о семье. До свидания, до свидания.
(Пятачок теряет картинки, на которых изображены предметы, в названиях которых есть звук «м». Проводится дидактическая игра «Назови и покажи».)
Воспитатель: Ребята, как хорошо, что у каждого из вас есть семья. Самое главное это дружная семья, все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Как мы с вами позанимались? Кто мне скажет?
Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня рассказывали, показывали работу пальчиков, сделали хорошие портреты семьи.
Урок
Этот урок предоставляет основу, которая поможет учащимся рассказывать о своих семьях и семьях других людей безопасным и заботливым образом.
Уровень обучения
К-2 3-5
Цели
Занятия помогут учащимся:
Основные вопросы
Материалы
семья [ fam-uh-lee, fam-lee ] ( существительное ) группа людей, путешествующих вместе по миру, часто взрослые и дети, о которых они заботятся
расширенная семья [ik- sten -did fam-uh-lee, fam-lee ] ( существительное ) все родственники или люди, составляющие семью, независимо от того, живут они вместе или нет; часто сюда входят бабушки и дедушки, тети, дяди и т. д. ) разновидность, отличия
единственный родитель [ sing -g uh l пара – uh nt, par – ] ( существительное ) взрослый, воспитывающий ребенка без партнера
Этот урок предоставляет основу, которая поможет учащимся рассказывать о своих семьях и семьях других людей безопасным и заботливым образом. В этом уроке используются художественные приемы и рассказывание историй, чтобы помочь детям построить и выучить язык, чтобы спрашивать о других семьях и рассказывать о своей собственной. Главной целью урока — создать сообщество в классе, помогая учащимся увидеть, что то, откуда они родом, ценится и уважается, и что многообразие семей является важной частью того, что помогает обогатить наш мир.
Extension Activity
Рассказ о своей семье может вдохновить вас поговорить с ней. Выберите одного человека в вашей семье, о котором вы хотели бы узнать больше. Спросите их о том, что они думают, когда слышат слово СЕМЬЯ, и что для них значит семья. Поделитесь своими открытиями с одноклассниками и обсудите, как разные люди определяют это слово. Вскоре вы сможете объяснить свое уникальное определение семьи.
Существуют также детские книги, посвященные проблемам, связанным с различными типами семей, включая, помимо прочего, Семейная книга Тодда Парра, В доме наших матерей Патрисии Полакко, И танго делает троих Джастина Ричардсон, Свадьба дяди Бобби Сары С. Браннен и ABC: A Family Alphabet Book автора Бобби Комбс.
Добавить эту страницу в закладкиСохранить
Большинство людей не считают свою семью «культурой». Для многих это группа знакомых людей, делающих то, что они всегда делают.
Однако именно это — характерный образ мыслей, чувств, суждений и действий — определяет культуру. Как прямым, так и тонким образом дети формируются семейной культурой, в которой они рождаются. Когда они растут, их представления о том, что правильно, а что неправильно, часто отражают убеждения, ценности и традиции их семейной культуры. Большинство воспринимают как должное поведение своей семьи и переносят во взрослую жизнь многочисленные взгляды и модели поведения, приобретенные в детстве.
Даже те, кто позже полностью или частично отвергает семейную культуру, часто обнаруживают, что они не полностью свободны от прежних влияний. Независимо от того, что они обещают себе, что никогда не повторят ошибок своей семьи, определенные культурные установки и реакции настолько укоренились в членах семьи, что продолжают влиять на их мышление и поведение, независимо от того, осознают эти люди такое влияние или нет.
Однако сказать, что семьи имеют идентифицируемую культуру, не значит предположить, что они статичны. Семьи находятся в постоянном переходном состоянии, поскольку каждый член проходит через жизненные циклы, а сама семья переходит от одной стадии развития к другой. Браки, рождения, разводы и смерти меняют семейную расстановку и в корне изменяют семейную культуру. В то же время более крупные политические, экономические и социальные силы также посягают на семейную культуру. Социальная революция, начавшаяся в 19 в.60-е годы, например, изменили, среди прочего, отношение и ожидания в отношении ролей мужчин и женщин. Мальчик или девочка, выросшие в семье, в которой мать и тети являются профессиональными женщинами, сталкиваются с совершенно иной семейной культурой, отличной от той, которую знали их бабушка и дедушка.
В 1980-х годах теоретики менеджмента и консультанты популяризировали концепцию организационной культуры. Они описывали корпорации в антропологических терминах, указывая на их социальную структуру, нормы и законы, язык, дресс-код и даже их артефакты. Организации с ярко выраженной культурой неизменно несли на себе отпечаток своих основателей. Корпус чисто выбритых руководителей IBM, одетых в белые рубашки и синие костюмы, отражал личность, убеждения и стиль Томаса Уотсона-старшего, точно так же, как бородатые сотрудники Apple в джинсах, футболках и сандалиях Birkenstock отражали стиль Стива. Джобс и Стив Возняк.
Как и корпорации, семейные фонды имеют особую организационную культуру, и они столь же разнообразны, как и семьи, которые их породили. Они варьируются от формальных, с плотными собраниями, проводимыми в залах заседаний совета директоров, до неформальных, с собраниями за обеденным столом члена семьи. Как и в корпорациях, ценности и нормы основателей и членов их семей определяют направленность фонда, а также то, как он управляется, как разрешаются конфликты и как выражаются эмоции.
Чтобы понять влияние семейной культуры на стиль и направление семейного фонда, в Главе 1 будут рассмотрены четыре конкретных культурных атрибута: ценности, нормы, традиции, и соответствие . Каждый рассмотрен ниже.
Семейные ценности задают основной тон семейному фонду. Они вдохновляют на выбор миссии, а также политики и практики фонда. Как правило, преобладают ценности лиц, создавших богатство семьи. Предприниматели с целеустремленностью и стремлением накопить состояние часто обладают сильными и неотразимыми личностями. Поэтому неудивительно, что они формируют фонды по своему образу и подобию, в соответствии со своими ценностями, философией и предпочитаемым стилем управления — точно так же, как они делали это в своем бизнесе.
Одним из таких людей был А. Линкольн Филен, который основал Фонд Линкольна и Терезы Филен в 1946 году. Он родился вскоре после убийства президента Линкольна и был назван родителями-иммигрантами в честь павшего президента. Филен остался верен своему тезке; на протяжении всей своей жизни он придерживался прогрессивных политических взглядов и действовал в соответствии с ними.
Предприниматель-новатор Линкольн Филин и его брат Эдвард построили крупный розничный бизнес, универмаг Filene’s в Бостоне, который начал их отец. Позже Линкольн Филен объединился с другими владельцами магазинов, чтобы сформировать федеративные универмаги. Братья Филен были первыми, кто нанял медсестру на полный рабочий день в качестве пособия для сотрудников в эпоху, когда большинство рабочих не могли позволить себе хорошее медицинское обслуживание. Они также способствовали созданию кредитных союзов, чтобы помочь работникам повысить покупательную способность.
Линкольн Филин был так же занят миром, как и своим магазином. В 1930-х годах он учредил программы для еврейских беженцев, спасающихся от нацистской Германии, с двойной целью помочь им найти работу и узнать, что значит быть американцем. В 1950-х годах он создал Центр гражданского участия Filene в Университете Тафтса, а также помог создать первую общественную радиостанцию в Бостоне.
Спустя пятьдесят лет после основания семейного фонда Филин по-прежнему придерживается своих социальных и политических взглядов. Линкольн Файлен был бы доволен тем, что сегодня члены третьего, четвертого и пятого поколений семьи работают бок о бок в совете директоров и в программных комитетах, выполняя начатую им работу по вопросам, связанным с гражданским образованием, общественным вещанием и профессиональным обучением. .
Ценности предпринимателей, создавших богатство своей семьи, не всегда вдохновляют членов семьи идти по их стопам. В некоторых случаях они мотивируют их идти противоположным курсом. Шарль Демере, основатель Фонда Дебли в городе Сент-Мэри, штат Мэриленд, избрал путь, отличный от пути его отца и братьев.
Демере вырос, слушая историю о том, как его отец Раймонд превратился из грязи в князя. Вынужденный бросить школу, чтобы содержать семью, Рэймонд начал доставлять нефть из одной бочки на кузове грузовика. В конце концов он превратил свой бизнес из одного человека в крупнейшую нефтяную компанию на юго-востоке. Тем не менее, даже будучи молодым человеком, Демере понимал, что его отец несчастен.
«Я видел, как мой отец читает книги о том, как обрести душевный покой, — говорит Демере, — но я видел, что у него его нет. Он потратил свое здоровье на приобретение богатства, а затем потратил свое богатство, чтобы восстановить свое здоровье. Я понял, что богатство само по себе не делает жизнь удовлетворительной. Я решил поискать смысл в другом месте».
В то время как его братья занимались бизнесом, Демере обратился к духовным занятиям. Посвященный в епископальные священники, он и его жена Маргарет решили создать свою семью в скромных условиях. В 19В 62 году, после того как Демере и его братья расторгли деловое партнерство, унаследованное ими от отца, Демере использовал 10 процентов своих денег для пожертвований в Фонд Дебли. Имя Дебли, в котором сочетаются фамилии его отца (Демере) и матери (Мобли), символизирует семейную благотворительность, которую, как надеялся Демере, будет способствовать фонд. Он пригласил своих братьев вместе со своими двоюродными братьями из семьи Мобли сесть в правление.
«Моя идея заключалась в том, чтобы объединить наши деньги и идеи, — говорит Демере, — и в процессе укрепить связи между двумя сторонами семьи. Это никогда не происходило. Они просто спрашивали меня, что я хочу подарить, а потом ставили штамп и откладывали собрание».
Мечта Демере о привлечении большой семьи к созданию семейной культуры, основанной на филантропических ценностях, так и не осуществилась. Позже он попытается еще раз, пригласив своих детей на доску, когда они достигнут совершеннолетия. Сегодня в совет директоров входят двое из четырех детей Демере, а также его жена и два двоюродных брата.
Не только ценности человека, создающего семейное богатство, определяют семейную культуру. Семья О’Нилов из Кливленда ведет свою историю с Хью О’Нила, который эмигрировал в Соединенные Штаты в 1884 году. Хью О’Нил воспитывал своих детей в духе уважения и поддержания семейных уз. Его внук, Уильям (Билл) Дж. О’Нил-младший, объясняет, что, когда он рос, «все ветви семьи жили поблизости. Мы были почти так же близки с нашими двоюродными братьями, как с собственными братьями и сестрами. Мой дедушка передал свою ценность семейной сплоченности своим детям, которые передали ее нам. Теперь мое поколение делает то же самое для следующего поколения».
Члены семьи О’Нил вместе работали в семейном бизнесе Leaseway Transportation, публичной компании, основанной отцом Билла и двумя его дядями. Вместе с Биллом и несколькими его двоюродными братьями они превратили грузовой и складской бизнес в операцию с оборотом в миллиард долларов в год. После того, как семья продала свои доли в Leaseway, Билл создал семейный офис для управления инвестициями семьи.
В 1987 году семья нашла еще один способ объединить своих членов. Билл и его мать Дороти, главный донор, основали Фонд Уильяма Дж. и Дороти К. О’Нил. В соответствии с клановым менталитетом их целью было вовлечь каждого члена семьи в фонд на любом уровне, на котором они могли бы участвовать. Билл и его мать являются единственными попечителями, но пять его братьев и сестер входят в комитет по выплатам вместе с женой Билла и тремя членами третьего поколения. Независимо от того, являются ли они активными членами комитетов, взрослые члены шести ветвей семьи приглашаются на собрания, и все они получают подробные протоколы каждого собрания фонда с объяснением того, что было решено и почему.
Нормы — это устные и негласные правила культур. Подкрепляясь со временем, они действуют как невидимые ограничения на поведение членов семьи. Нормы устанавливают стандарты того, как члены семьи одеваются, разговаривают и ведут себя. Они также устанавливают ограничения допустимого или недопустимого поведения при различных обстоятельствах и условиях. Это больше, чем просто правила этикета, нормы дают членам семьи руководство по жизни как в доме, так и за его пределами.
Когда семьи создают фонды, они приносят с собой правила поведения, которые определяли семейную культуру. В 19В 85 году Джон и Марианна Ванбовен (имя изменено) учредили Семейный фонд Теодора Ванбовена в честь отца Джона, иммигранта из Нидерландов, сколотившего состояние семьи. Первоначально правление состояло из Джона и Марианны и их двоих детей, Томаса и Александры. Затем, два года назад, в совет директоров добавились супруги детей Джоан и Майкл.
«В нашей семье хорошие манеры превыше всего, — говорит Томас. «В детстве мы с сестрой научились не повышать голос, никогда не задавать личных вопросов и любой ценой избегать разногласий. Если бы мы нарушили эти правила, моим родителям достаточно было бы только поднять брови, чтобы сообщить нам, что наше поведение не соответствует норме».
Когда Томас и Александра поступили в колледж в 1970-х, они столкнулись с другим набором норм. Там свобода слова не только поощрялась, но и считалась здоровой. И Томас, и Александра провели несколько лет в терапии, изучая, как выражать свои чувства, и оба женаты, супруги, которые выросли в семейных культурах, в которых споры и крики были обычным явлением. Тем не менее, когда Томас и Александра находятся в компании родителей, они по-прежнему следуют правилам поведения, которым их учили в детстве.
До того, как супруги присоединились к совету, встречи для обсуждения распределения проходили гладко. Фонд финансирует программы высшего образования и церковных социальных услуг. Хотя Томас и Александра хотели быть более предприимчивыми грантодателями, они не хотели вносить предложения, выходящие за рамки компетенции их родителей.
Однако, когда супруги присоединились к правлению, у них было другое понимание своих ролей. Они ожидали, что в качестве попечителей они смогут свободно обсуждать идеи и грантовые предложения. Джоан быстро уловила негласные нормы Ванбовенов и отказалась от споров. Но Майкл упорно отстаивал свою позицию, иногда довольно агрессивно и еще долго после того, как правление отвергало ее.
«По молчанию и языку тела моих родителей было очевидно, — говорит Томас, — что им было неудобно, когда Майкл повышал голос или стучал кулаком по столу, но Майкл, казалось, не обращал внимания на их сигналы. Когда я упомянул о его поведении моей матери, она отрицала, что что-то не так. Вот такие у меня родители. Они закрывают глаза на то, чего не хотят видеть, а потом надеются, что проблема разрешится сама собой».
Как бы семья Ванбовен ни старалась избежать споров, семья Джейкобс приветствует их. Они называют себя «шумной и дерзкой компанией», и нет сомнений, кто вдохновил их на этот образ. Джо Джейкобс, ребенок иммигрантов из Ливана, вырос в бедности в Бруклине. Получив степень в области химического машиностроения, он начал небольшой консалтинговый бизнес в 1947, которую он встроил в состав Jacobs Engineering Group стоимостью в миллиард долларов.
Будучи студентом бакалавриата, Джо обучался сократовскому диалогу, и эта дисциплина пробудила любовь к интеллектуальным спорам, которую он передал своим трем дочерям. На протяжении многих лет у семьи было много возможностей практиковать свои навыки ведения дебатов. Джо — политический консерватор и сторонник системы свободного предпринимательства, а его дочери — либералки. Одно правило направляет семейные споры: говорите то, что хотите сказать, со страстью и жаром, а затем дайте такую же возможность другим.
Однажды, во время особенно жаркой ссоры между Джо и его дочерью Линдой, раздраженный Джо спросил Линду, что сделало ее такой самоуверенной. Ее мгновенный ответ был: «Откуда, по-твоему, я научилась этому, папа?» Через несколько дней Линда дала отцу еще один ответ. Она подарила ему табличку с цитатой Джонатана Свифта: «Мы любим друг друга, потому что у нас одинаковые недуги». Джо повесил его на кухонную стену.
В 1989 году Джо и его жена Вайолет (Ви) основали Фонд семьи Джейкобс в Сан-Диего, штат Калифорния, и пригласили своих дочерей, а позже двух зятьев, в состав правления. Пока семья не обнаружила общий интерес, финансирование микропредприятий, их споры о миссии фонда были долгими и яростными. Но все они согласились с тем, что хотят, чтобы их фонд открывал новые горизонты в области филантропии; и снова возобладали нормы семейной культуры. Джо пошел на риск, строя свой бизнес, и хотел, чтобы фонд поступал так же в сфере благотворительности. Долгие годы у него на столе висела карикатура на Бейба Рута, играющего летучими мышами; его подпись гласила: «Малышка Рут вычеркнула 1330 раз». Как говорит Джо: «Поражения нельзя избежать. Это часть смелости. Вот почему я говорю своей семье: слушайте, дети, нас могут ударить по заднице в борьбе с системой, но мы собираемся это сделать».
Семейный фонд Джейкобс добился многих успехов, но не обошлось и без разочарований. Высовываясь, оно совершило ошибки и неправильно оценило способность некоторых людей к лидерству. Но то, что некоторые семьи могут расценить как неудачу, Джейкобс увидит ценный урок. Неустрашимые, они уверены, что находятся на правильном пути.
Во всех семьях есть традиции, которые передаются из поколения в поколение. В прошлом, когда вся большая семья жила в одном месте, традиции встраивались в распорядок повседневной жизни и поддерживались старейшинами семьи. По мере того как ветви семей расходились и старейшины умирали, традиции часто умирали вместе с ними.
Члены семьи разбросаны по всей стране, поэтому семьям приходится много работать, чтобы создавать и поддерживать свои традиции. Семья О’Нил, например, каждые три года проводит встречи всего клана — около 235 родственников, проживающих в Соединенных Штатах. Для одной семейной ветви клана, члены которой хотят встречаться более регулярно, каждое лето также проводится ежегодное собрание по выходным, которое посещает почти половина семьи. Как правило, один член семьи берет на себя инициативу в организации семейных мероприятий; в семье О’Нилов этим человеком часто является Билл О’Нил. Чтобы следить за этой большой семьей, он печатает и распространяет клановый телефонный справочник, который ежегодно обновляет.
Несколько попечителей, опрошенных для этого руководства, упомянули традиционные места летних сборов, куда семья собирается вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, обычно в летнем доме бабушек и дедушек или в семейном лагере. Некоторые говорят, что благодаря детскому опыту посещения этих мест у них впервые развилось чувство принадлежности к чему-то большему, чем их ближайшая семья.
Например, семья Пардо уже 200 лет содержит семейную ферму в Нью-Гемпшире. Куплена в 1796, ферма постоянно была занята членами семьи до смерти главы семьи, Хелен Пардоу, в 1988 году. Теперь право собственности и управление фермой перешло к молодому поколению. Хотя младшие члены семьи живут на обоих побережьях, они по-прежнему считают ферму своим символическим семейным домом.
«Моя бабушка занимала важное место в семье, — говорит Чарльз Пардо II, — и мы все были с ней близки. Ферма символизирует ценности, которыми жила и передала нам моя бабушка: дружная семья, трудолюбие и позитивный настрой».
Ферма по-прежнему является местом семейных встреч, а поскольку нынешние владельцы фермы также являются директорами Фонда Сэмюэля П. Пардо в Вашингтоне, округ Колумбия, ежегодно там проводится как минимум одно собрание фонда. В настоящее время семейный фонд изучает способы финансирования образовательных и благотворительных программ, в рамках которых в своей деятельности используются поля, амбары и домашний скот фермы.
Не все традиции являются официальными практиками или празднованиями; некоторые из них являются обычными способами делать вещи, которые не подвергаются сомнению. Часто члены семьи думают и ведут себя определенным образом, потому что «так было всегда». Когда семьи создают семейные фонды, они обычно строят эти фонды в соответствии с одними и теми же традициями. Например, фонды, не имеющие личных кабинетов, часто проводят встречи в доме старейшин семьи (традиционное место встречи). Точно так же семьи с традицией наделять полномочиями по принятию деловых и инвестиционных решений исключительно в руках мужчин в семье или старших членов семьи обычно устанавливают аналогичную иерархию в фонде.
Однако традиции, соблюдаемые в контексте дома, могут быть оспорены при переносе в фонд. Собираясь вместе при других обстоятельствах и на совершенно другой арене, члены семьи, которые были исключены из процесса принятия решений, могут уже не так охотно соблюдать обычные традиции, когда они становятся попечителями. Иногда даже сами лидеры семей признают, что для фонда нужна другая структура управления.
Семейные культуры сильно различаются по своей терпимости к различиям. Некоторые требуют полной верности ценностям культуры и расценивают любое отклонение от нормы как угрозу благополучию семьи. Некоторые даже доходят до того, что прекращают все контакты с членами семьи, которые придерживаются другой философии или стиля жизни.
Когда семьи этого культурного типа создают фонды, они предъявляют такое же требование соответствия к попечителям. Как правило, дебатов почти не происходит, а новые голоса или взгляды на проблемы не приветствуются. Один попечитель, внучка основателя крупного фонда на Юге, рассказывает о своем опыте вступления в правление, когда она была уже в среднем возрасте. Выйдя замуж в девятнадцать лет, чтобы избежать того, что она назвала угнетающе правильной семейной жизнью, она жила на Западном побережье до развода несколько лет назад. Вернувшись в свой родной город, она очень хотела работать в семейном совете, рассматривая фонд как способ реинтеграции в общество.
В ее отсутствие контроль над советом перешел от ее бабушки, основательницы, к ее отцу, а затем к трем ее братьям, которые в течение последних восьми лет придерживались того же «стандартного» подхода к расширить грантовую деятельность фонда. Она начала встречаться с членами сообщества, чтобы узнать больше об областях финансирования фонда и изучить новые подходы, которые правление может использовать для поддержки местных групп.
Взволнованная своими выводами, она рекомендовала пригласить некоторых из этих людей выступить перед советом директоров на его следующем собрании. Правление отклонило ее предложение.«Они отреагировали так, будто я предательница семьи, — говорит она. «Они расценивают любые изменения в поведении моих бабушки и отца как предательство. Разочаровывает, что они закрывают дверь для новых идей, потому что с суммой денег, которую мы жертвуем каждый год, этот фонд может стать реальной силой для перемен в этом городе».
Другие семьи, такие как Странаханы, делают все возможное, чтобы голос каждого был услышан. В 1956 году Дуэйн и Вирджиния Странахан сформировали фонд Needmor в Боулдере, штат Колорадо, на деньги, заработанные от семейного бизнеса Champion Spark Plug, основанного отцом и дядей Дуэйна. Странаханы — большая семья (у Дуэйна и Вирджинии было шестеро детей, у которых было шестнадцать собственных детей), и их политика варьируется от консервативной до прогрессивной. Несмотря на свое разнообразие, они придают большое значение инклюзивности.
«Мой дедушка — тихий человек, который подал пример , а не , навязывая свои взгляды другим», — говорит Эбби Странахан, нынешний председатель правления. «Он хочет, чтобы семья работала вместе, и доверяет им принимать правильные решения».
Толерантность семьи к разнообразию была испытана в 1970-х годах, когда семья и фонд были в смятении. Дуэйн и Вирджиния развелись, как и несколько других членов семьи, а другие уехали из семейного дома в Толедо, штат Огайо. Тем временем Вирджиния покинула правление, а члены третьего поколения, политизированные событиями того времени, имели свои представления о том, как раздавать деньги.
Чтобы сохранить единство и поощрить участие семьи, фонд пересмотрел соглашение о доверительном управлении. Согласно новым правилам, любой член семьи, внесший в фонд 1000 долларов, считался членом фонда с правом голоса. Более того, семья чувствовала потребность в разработке широкой миссии, которая включала бы широкий спектр политических философий.
С этой целью они наняли сильного и опытного исполнительного директора, который помог им преодолеть политические разногласия и найти общий интерес в финансировании расширения прав и возможностей широких масс.«По иронии судьбы, — говорит Странахэн, — импульс правления двигаться к более объединяющей и менее политизированной миссии привел нас к более прогрессивному финансированию. То, что разделяло семью, было не ценностями, а риторикой. Как только члены семьи обнаружили, что у них схожие проблемы и что эти проблемы не связаны с политическими разногласиями, они смогли сосредоточиться на целях фонда».
Это краткое введение в семейную культуру указывает на множество нитей, которые переплетают вместе две системы: семью и основу. Как станет яснее в последующих главах, это влияние не направлено в одном направлении, а скорее является взаимным. Семья меняется под влиянием опыта управления фондом, а фонд, в свою очередь, находится под влиянием изменений в семье. Основатели умирают, а вместе с ними часто уходят их стили лидерства и управления.