Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи – . , – .

Содержание

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Настроение человека»

Упражнять дошкольников в умении образовывать новые слова от существительных с помощью суффиксов н, ов; учить детей составлять предложения по опорным картинками.

Развивать умение определять род существительных; учить различать и называть буквы.

Упражнять детей в интонационной выразительности речи, развивать силу голоса; учить определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук; упражнять в четком произношении звуков [п], [т], [ш], [ч].

Ход занятия в подготовительной группе детского сада

Воспитатель. – Дети, как вы считаете, можно ли по внешнему виду определить настроение человека?

– Что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение?

– Покажите, какое у вас настроение.

– А если у человека плохое настроение, то как можно поднять настроение?

– А еще можно подарить доброе слово.

– Когда у человека плохое настроение, то он требует внимания. А чтобы ваше настроение стало лучше, я подарю вам свое внимание.

– А теперь поиграем в игру

Дети стали в виде буквы П

Упражнение «Поймай мой взгляд»

(Таким образом делим детей на три команды.)

– Таким образом у нас образовалось три команды. Каждой команде следует составить рассказ по нескольким картинкам. (Раздаю командам по 2-3 картинки.)

– Дети, а еще на настроение человека влияет то, как к ним обращаются его друзья.

– Возьмитесь за руки и давайте прочитаем стихотворение

Дети становятся в круг и берутся за руки

Слово это, словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

А теперь давайте подарим друг другу комплимент, передавая эту игрушку.

Дидактическая игра «Подари комплимент»

– Вы говорили, что когда у человека хорошее настроение, то он любит играть в разные игры.

– Вот мы сейчас с вами и поиграем. Я буду называть, а вы присядете на одну ногу, подняв руку вверх, показав мужскую силу.

Стоячие в кругу дети передают друг другу игрушку

Дидактическая игра «Имя женское, имя мужское»

– Молодцы, ребята. Так что «женские слова» имеют в окончании звук [а], а «мужские слова» заканчиваются на согласный звук.

– Дети, а погода влияет на настроение человека?

– А дождь, это хорошо или плохо?

– Почему, хорошо, когда идет дождь?

– Дети, давайте прочитаем стихотворение о дождике сначала громко, а затем тихо с закрытыми глазами.

Дождик, дождик, ты иди

На деревья, на сады,

Чтобы росли у нас дети,

Как в саду цветы.

– Смотрите, дети, прошел дождик. Посмотрите, сколько странных капелек осталось после него! Они необычные; на каждой изображена какая-то буква.

– Дети, возьмите эти капельки и поочередно придумайте и назовите слово, которое начинается на заданный звук.

Дети подбирают на ковре бумажные картинки и становятся в круг

Дидактическая игра «Капельку возьми – слово с заданной буквой назови»

– Каждому человеку поднимает настроение подарок. Я вам тоже сделала небольшие подарки за столами. Но после дождя появился ручеек. Так что вам следует пройти лужицы, переступая с одной сухого места на другое, затем пройти через этот мостик. А чтобы не испачкать обувь, то вам надо разуться.

Дети идут друг за другом и босыми ногами наступают поочередно на коврики для массажа ног, а затем проходят по мостику.

– А теперь вам следует определить первый звук в слове, который соответствует рисунку на ваших картинках. Затем из набора картинок надо подобрать те, которые начинаются на этот самый звук.

Дети идут друг за другом и босыми ногами наступают поочередно на коврики для массажа ног, а затем проходят по мостику

Дети выходят на ковер и поднимают разбросанные буквы, становятся в круг

Дидактическая игра «Найди буквы, которые спрятались»

– Наше настроение станет еще лучшим, если вы справитесь с следующим заданием.

– Дети, вам надо закончить пословицы о труде, которые я начну.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Честное дело – делай смело.

Маленький труд лучше большого безделья.

Посеешь вовремя – соберешь обильно.

Радость на лицах, потому что урожай на полках.

Кто рано встает, за тем и дело водится.

Каждая птичка своим носиком живет.

Кто спешит, тот дважды делает.

Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться.

А теперь сделаем упражнения. Станьте в круг.

Физминутка

 

– А вот веселый мяч. Он подпрыгивает, не может дождаться, когда вы будете играть с ним. Станьте в круг.

– Я буду вам по очереди кидать мяч и называть слова, а вы из этих слов образуете новое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» И кидаете мне мяч. К примеру:

Ночь-ночной,

Осень-осенний,

Солнце-солнечный,

Облако-облачный,

Птичка-птичий,

Книга-книжный,

Река-речной,

Гриб-грибной,

Сирень-сиреневый,

Калина-калиновый,

Береза-березовый,

Липа-липовый,

Лес-лесной,

Сад-садовый,

Цветок-цветочный,

Малина-малиновый.

– Дети, а кого мы вспоминаем, когда говорим о своем доме?

– Сейчас попробуем составить рассказ о своих мамах по этим картинкам. – А теперь каждый из вас составит предложения о маме и поможет ему в этом сюжетная картинка.

Дидактическая игра «Составь предложение по картинке»

 

Итог. Рефлексия

– Вам понравилось наше занятие?

– Настроение у всех стало еще лучше.

– Мы сегодня пытались сделать, чтобы у всех было хорошее настроение.

Метки: подготовительная группа, занятие в подготовительной группе, развитие речи в подготовительной группе

chudor.ru

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: “Моя семья”

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

– активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

– совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

– продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

– закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

– закреплять знания о родственных связях слов;

– развивать понимание логико-грамматических конструкций;- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

– воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

– формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: альбомы с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги, лучики, тучки,сердечки, кружочки красного и черного цвета

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Организационный момент.

Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

– Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете

Глаза открываем

Здравствуйте, дети!

– Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?( высказывание детей)
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
– Ну а как же бабушка?
– Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

– Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей родня, родственникик, близкие люди).

– Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные “семьи” не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна всем живым существам. Потому, что новорождённый малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

– А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Поиграем в игру «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

– У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра “Подбери признаки”

– А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

– Посмотрите это кто? ( слайды – фото)

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа – строгий, умный, сильный:

 А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка – старый, мудрый, седой:

Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Беседа по фотографиям.

Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.

– В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. ( рассказы 3-4 детей по мнемотаблице)

Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

– А сейчас поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)

родная

дружная

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

культурная

крепкая

жизнерадостная

гостеприимная

здоровая

– Как вы думаете, что разрушает семью?

(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

Ссоры, обиды

Непонимание

Невнимание

непослушание

лень

неправильные поступки

Игра «Радость или огорчение? »

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Релаксация. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.

На столе лежат сердечки красного цвета и синего цвета, выберите по одному сердечку.Если вам понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите красное сердечко, а если вы считаете, что вам было трудно или вам что то было не понятно возьмите синее и подойдите к шарикам. ( Ответы детей по выбору сердечек)

Итог занятия.

Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

infourok.ru

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 6»

Цель:

Обогащать и активизировать речь детей.

Задачи:

Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (««., «!», «?»). Упражнять детей в умении делить слова на слоги, составлять слова по таблице слогов. С помощью словесных игр развивать у детей фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, познакомить с многозначными словами. Развивать коммуникативные способности у детей.

Предварительная работа:

Чтение слогов и слов по таблице слогов. Составление предложений по схемам. Занимательные игры и упражнения с буквами. Словесные игры. Составление предложений по заданным словам. Чтение сказки.

Развивающая среда:

Игрушка — Буратино; коробочка с сюрпризом — «золотым ключиком» внутри. Коробочка с заданиями. Схемы предложений. Карточки с буквами: З, Н, А, Н, И, Я. Карточки с заданиями для занимательных игр. Таблица слогов.

Организационный момент:

Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь.

Теперь я с вами поздороваюсь: Здравствуйте, грустные ребята! Я что-то не так сказала? Попробую по-другому: Здравствуйте, недружные ребята! Опять не так? Ну, тогда: Здравствуйте, ничего не знающие ребята! Ах, знающие, ну тогда начнем наше занятие по развитию речи и проверим ваши знания.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята! Мы с вами недавно читали сказку о нашем любимом сказочном персонаже — «Буратино». У Буратино много друзей! Вы помните, как их зовут?

(Ответы детей).

— Слышите? К нам кто-то пришел!

— А вот и сам Буратино!

(Входит Буратино, вносит две коробки).

—Здравствуйте ребята! Я приехал к вам в детский сад, в гости! И приехал не с пустыми руками, а с сюрпризом — из моего любимого кукольного театра! Я принес вам подарок. Но чтобы он вам достался, я принес коробку с заданиями. Мне не терпится проверить, что вы уже умеете, и готовы ли вы к школе?

Воспитатель: — Ребята, если мы докажем, что готовы к школе, то и подарок будет наш! Вы готовы к испытаниям?

Буратино: А за каждое выполненное задание вы будете получать от меня по карточке с буквой. Из этих букв вы составите слово и отгадаете, зачем же вам нужно идти в школу?

Воспитатель: — Но, прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

Дети: — Наша речь состоит из предложений.

Воспитатель: — А предложения из чего состоят?

Дети: — Из слов.

Воспитатель: — Из чего состоят слова?

Дети: — Из слогов.

Воспитатель: — А слоги из чего состоят?

Дети: — Из букв.

Воспитатель: -А чем отличается буква от звука?

Дети: букву можно записать и прочесть, а звук только слышать.

— Молодцы! Считайте, что это была разминка. Откроем коробочку.

Вот и первое задание: составьте предложения по схемам.

I__ __. I__ __ __. I__ __? I__ __ __? I__ __! I__ __ __!

(Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «З»).

Воспитатель: — Теперь задание второе. Давайте вспомним, как мы можем определить — сколько в слове слогов?

(Ответы детей).

— Я буду произносить слова, а вы должны определить — сколько слогов в каждом слове. У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно!

(ле-то, пес-ня, пе-ше-ход, мох, ма-ли-на, све-то-фор, пти-ца, цве-ток, ка-ран-даш, пень, па-ро-воз, фут-бол-ка).

(Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Н»).

Буратино: Теперь задание посложнее. Становитесь в круг.

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Добавь словечко». Я называю слово (прилагательное), кидаю мяч любому из вас. Тот ловит мяч и добавляет к моему слову подходящее по смыслу слово (существительное). Я буду называть (Солнечный, красивая, вкусное, пушистый, высокий, сказочный, веселый, быстрый, сильный, зеленое, горячий, толстый).

Молодцы! Теперь садимся на свои места. Я буду называть слово, а вы должны составить с этим словом предложение. (Цветок, мама, школа, семья, радуга, сказка, платье, попугай, самолет, воздушный шар).

(Дети справляются с заданием, получают букву «А»).

Физминутка:

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в стороны развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

Пока мы выполняли с вами разминку, Буратино приготовил следующее задание.

Буратино: Я предлагаю вам таблицу слогов. Посмотрите и найдите, сколько слов здесь спряталось?

Воспитатель: Кто больше найдет слов? За каждое слово я буду давать вам букву, кто больше соберет?

са

Ко

ба

ле

Мо

ка

боч

Со

вар

кни

Лет

га

ло

Ва

ко

(са-мо-вар, ко-ле-со, ба-боч-ка, со-ба-ка, мо-ло-ко, ба-лет, боч-ка, са-мо-лет, кни-га, со-ва, ко-са, са-ло).

(Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Н»).

Воспитатель: — Ну, а теперь немного поиграем! Посмотрите, здесь спрятались слова. А в словах потерялись буквы. Вы послушаете загадку, а потом её отгадаете и мы узнаем, какие буквы потерялись.

Потерянные буквы на доске:

Дружит с солнышком, весной.

Тихий, ласковый такой.

А зимой завьюжит –

Он с морозом дружит.

В трубах завывает,

С ног меня сбивает.

В__Т__Р

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

Н__Б__

Он — самый главный из зверей,

Он всех важней и всех сильней!

__ЕВ

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

М_ШК_

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

__ОЛН__Е

У вас на столах лежат листочки с заданиями. Нужно определить, где находится звук [Ц] в словах: в начале, в середине или в конце? Раскрасить нужный квадрат в схеме.

(Дети отгадывают загадки, вставляют пропущенные буквы в словах, раскрашивают нужный квадрат и получают карточку с буквой «И»).

Воспитатель:

А вы знаете, что в нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное? Такие слова называются многозначными словами. Например: коса девочки и коса, которой косят траву. Какие многозначные слова вы знаете? (крыло, молния, игла, шляпка, мягкая игрушка (руки, характер…), гусеница, раковина, лисичка, кнопка, колокольчик).

(Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Я»).

Буратино: — Ребята! Я очень рад, что вы справились со всеми заданиями и получили все карточки с буквами. Осталось только из этих букв составить слово.

(Дети по карточке складывают слово: ЗНАНИЯ).

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете со словом знания?

(Знание — лучшее богатство; Птице — крылья, человеку — разум; Встречают гостя по платью, а провожают по уму; На людей не смотри, свой ум имей; Знай больше, да говори меньше; Сперва подумай, а потом начинай).

Буратино: — Ну, ребята, молодцы! Мне так понравилось у вас, но пора возвращаться в свой любимый театр. Я расскажу своим друзьям, какие замечательные дети есть в г. Москве, в детском саду «Звездочка», в подготовительной группе «№ 6». Всего вам самого хорошего!

Воспитатель: — Теперь можно открыть коробочку с сюрпризом и достать ваш подарок. Да это же ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК! Но он, конечно, не простой. Это ключ от волшебной двери, открыв которую, вы попадете в замечательный и увлекательный мир знаний, где сможете узнать еще очень много нового и интересного. Спасибо Буратино за волшебный ключик! Когда закончится наше занятие, каждый из вас сможет взять этот ключик в руки и загадать желание. Ведь ключик волшебный!

— Дети, скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий?

(Ответы детей).

Воспитатель: — На этом наше занятие окончено.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, Ребенок, буква, воспитатель, задание, таблица слогов, карточка, ребята, Ответ детей, детский сад.

moluch.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе “По страницам сказок”

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Пчелки» воспитателя Бондаренко Д.А

«По страницам сказок»

Задачи:

1.Образовательная:

– закрепить знание детей о сказках.

– учить отвечать на вопросы полным ответом.

– подбор слов с противоположным значением;

– продолжение формирования грамматических навыков: составление одного слова из двух;

– обогащение словарного запаса пословицами, умение их объяснять и понимать.

2. Развивающая:

– развивать память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, умение работать в коллективе, мелкую моторику.

3. Воспитательная:

– воспитывать у детей любовь интерес и любовь к сказкам. Сочувствовать, сопереживать, готовность оказать помощь

Материал: «Письмо» из страны сказок, конверты с заданиями, серия сюжетных картинок по мотивам сказок.

Ход занятия.
– Здравствуйте ребята.
(Здравствуйте).

Воспитатель: Дети по пути в Детский Сад я нашла странный конверт. На нём адрес г. Рязань Детский Сад «Белочка» ребятам подготовительной группы. Что в нутрии я не знаю. Давайте посмотрим!

Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его!

«Здравствуйте ребята! Пишут вам жители огромной страны сказок. Мы живём далеко – далеко, за горами за морями, за дремучими лесами. В Тридёсятом царстве государстве. У нас случилась беда. Злой волшебник похитил все сказки, и вернёт их нам только тогда, когда мы выполним все его задания. Милые ребята если вы любите мечтать, верите в чудеса, помогите нам вернуть сказки. Если вы справитесь со всеми заданиями, то Злой волшебник вернет все сказки. С уважением к вам ваши друзья из страны сказок! »

Воспитатель: Вы любите сказки?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Тогда нам немедленно нужно браться за дело.

Воспитатель достаёт первое задание «Ответьте на вопросы»

Воспитатель: Что такое сказка?

Дети: Сказка – это выдуманное произведение.

Воспитатель: Кто придумывает сказки?

Дети: Сказки придумывают сказочники, народ.

Воспитатель: Почему некоторые сказки называются Русские народные?

Дети: Потому что их придумывает русский народ!

Воспитатель: Верно, эти сказки придумывал русский народ и передавались они из уст в уста, из поколения в поколения. А какие сказки называются авторскими?

 Дети: Сказки, которые сочинил и написал один человек – автор.

Воспитатель. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро), а зло всегда (наказывается).

Воспитатель: Что в сказках происходит необычного?

Дети: Звери разговаривают, герои которые не существуют на самом деле.

Воспитатель: Давайте вспомним, как начинаются сказки, какими словами?

Дети: Жили-были, в некатором царстве и т. д.

Воспитатель: А какими словами заканчиваются?

Дети: Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец. Стали они жить долго и счастливо.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием!

Воспитатель достаёт конвертик со вторым заданием «Узнай сказку по загадке»

1. Вот загадка первая

О трёх дружочках сказка

Первый надутый большой

Вторая тонкая с широкой душой

А третий с головы до пят

Плетённый лапоть говорят «Пузырь, соломинка и лапоть»

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка, Х.К. Андерсен)

3. Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться

Очень вкусная вода

В ямке от копытца «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

4. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит, К.Чуковский)

5.  Кто то по лесу идёт

Короб за спиной несёт

Вкусно пахнет пирогами

Что за сказка перед нами «Маша и медведь»

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

Физкультминутка.

Раз – присядка, (Дети приседают.)

Два – прыжок, (Подпрыгивают, кладут ладошки на голову – ушки на макушке)

Это заячья зарядка.

А лисички, как проснуться, (Кулачками трут глаза.)

Сразу любят потянуться, (Потягиваются, отводя руки назад.)

Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Двигают бедрами из стороны в сторону.)

Ну а мишка – косолапый, (Слегка сгибают руки в локтях.)

Широко расставив лапы, (Ставят ноги на ширину плеч.)

То одну, то обе вместе – (Переступают с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловищем.)

А наш Петя-петушок, (Ставят руки на пояс.)

Подняв красный гребешок, (Поднимают голову вверх.)

Важно по двору шагает, (Шагают, высоко поднимая колени.)

Свою песню распевает: «Ку-ка-ре-ку».

Воспитатель достаёт конверт с третьим заданием «Узнай сказку по сюжету». На фланелеграфе расставлены сюжеты из разных сказок. Нужно восстановить последовательность сказки и сказать ее название. ( Заюшкина избушка, Маша и три медведя», «Лиса и волк».

Ребята, а как вы думаете, к какой сказке подойдет пословица «За правое дело, стой смело», «Будь как дома, но не забывай, что в гостях», «Всяк своим разумом кормится»? (соотнесение пословиц к сказкам собранным на фланелеграфе).

Разобрать с детьми значение каждой пословицы.

«За правое дело стой смело» – за хорошее дело нужно сражаться до конца, не отступая назад ни на шаг.

«Будь как дома, но  не забывай, что в гостях» – чувствуй себя в гостях уютно, но и лишнего себе нельзя позволять.

«Всяк своим разумом кормится» – каждый сам себя кормит. Хитрая лиса придумала, как ей добыть еды, а глупый волк не смог.

Воспитатель. Молодцы! Справились с этим заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я вам говорю слово, а вы подбираете слово противоположное по смыслу.

Закрепление антонимов.

Воспитатель. Зимой было холодно, а весной…

Дети. Тепло.

Воспитатель. Весна пришла, а зима…

Дети. Ушла.

Воспитатель. Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса…

Дети. Смеется.

Воспитатель. Собака трусливая, а петух…

Дети. Смелый.

Воспитатель. Зайчик слабый, а медведь…

Дети. Сильный

Воспитатель: Зайчик ловкий, а медведь…

Дети: неуклюжий

Воспитатель: А еще зайчик быстрый, а медведь

Дети: медленный

Воспитатель. Молодцы! Пришло время отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон.

Жил – был зайчик

(Сжимают руки в кулачок, указательным и средним изображают ушки)

На лесной опушке.

(Хлопают в ладоши)

Жил – был зайчик

(Показывают ладонями ушки)

В маленькой избушке.

(Показывают домик, ладошки – большие пальцы)

Мыл он свои ушки,

(Потирают ушки)

Мыл свои лапочки.

(Выполняют моющие движения кистей рук)

Наряжался зайчик,

(Делают движения сверху вниз по туловищу)

Обувал и тапочки.

(Обуваются)

Воспитатель. Следующее задание называется  «Сложные слова».

Воспитатель. Ребята, скажите, если у зайца длинные уши, то про него как можно сказать?

Дети. Заяц длинноухий.

Воспитатель: А если у зайца косые слова, то как про него можно сказать?

Дети: Косоглазый

Воспитатель. У медведя косолапые лапы.

Дети. Медведь косолапый.

Воспитатель: У медведя толстые лапы

Воспитатель. У петуха громкий голос.

Дети. Петух громкоголосый.

Воспитатель: У петуха перья разного цвета.

Дети: Разноцветный

Воспитатель. У лисы длинный хвост.

Дети. Лиса длиннохвостая.

Воспитатель. У волка острые зубы

Дети. Волк острозубый.

Воспитатель: У волка серый хвост

Дети: Волк серохвостый

Воспитатель: Ребята, какие сказки мы сегодня вспомнили?

Дети: «пузырь, соломинка и лапоть», «Дюймовочка», «Айболит», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Три медведя».

Воспитатель: Молодцы ребята все задания мы выполнили, и злой волшебник освободил все сказки!

Воспитатель: дети как вы думаете, чему учат нас сказки?

Дети: Быть добрыми, смелыми, дружными помогать слабым, быть трудолюбивыми, как победить зло, ложь, коварство, не терять веру в удачу, любить родину.

– Как вы считаете, мы помогли жителям сказочной страны?

– Тяжело было им помогать?

– Какое задание вам показалось самым сложным?

– А какое было самым лёгким?

Воспитатель: Что помогло нам справиться с заданиями?

Дети: Наша дружба! И потому что мы работали в команде.

Воспитатель: Вы очень дружные ребята, и хорошо знаете сказки, это и помогло вам справиться с заданиями.

Воспитатель:

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят на тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло.

– Я вас всех благодарю за активное участие.

– А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – Молодец! (дети гладят себя по голове) .

nsportal.ru

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» комбинированного вида

Купинского района.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Домашние животные и их детеныши»

Подготовила:

Воспитатель логопедической группы

Баженова Марина Сергеевна

Цель: Обобщить и систематизировать знания о домашних животных и их детенышах, совершенствовать грамматический строй речи по данной теме.

Задачи:

Активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»;

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи, речевого внимания, зрительного восприятия;

мышления; мелкой моторики рук.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться в интересное путешествие?

-Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.

-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

-Мы с вами поедем…нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок(поезд)

-Правильно, это поезд. Он уже ждет нас. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовет домашнее животное. (называют и садятся на места под музыку «Голубой вагон»)

-Вот мы и приехали в страну Умных игр.

Страна эта – необычная и загадочная. Здесь живут умные и догадливые дети.

-Посмотрите, что это?(находят цветок)

Он похож на цветик – семицветик..но это умоцветик, потому что мы с вами в стране умных игр. У него 7 лепестков разного цвета. Этот цветок не простой, в каждом лепестке скрыт сюрприз, чтобы его узнать нам надо открыть все лепестки. А еще у него на лепестках номера. Посмотрите здесь еще лежать конверты. Что общего между ними?(цвет и номер)

-Как вы думаете, что нам нужно сделать?(выполнить задания о открыть лепестки под такими же номерами. И так, начинаем!

КОНВЕРТ №1

-Задание «Угадай-ка»

Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете до конца, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Если ответ правильный, то на экране появится соответствующая картинка.

1. Ходят модницы за речкой –
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет. (овечка) 4

2. Бородатый и рогатый

Заберется в огород

Съест капусту и укроп…(козел)5

3. Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это? (лошадь)6

4. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (кролик)7

5. У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (кошка)8

6. Я хозяину служу

Дом хозяйский сторожу

Я рычу и громко лаю

И чужих я прогоняю…(собака)9

7. Вместо носа пятачок,
Вместо хвостика крючок.
«Хрю-хрю-хрю!» — он нам кричит,
«Здравствуйте!» — он говорит. (свинья) 10

8 Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (корова) 11

-А теперь назовите их одним словом (домашние животные)

-Давайте посмотрим на экран и расскажем, по каким признакам мы можем узнать домашнее животное.

-Почему они называются домашними?(домашними называют тех животных, которые живут вблизи дома человека, он их кормит, поит, выращивает, строит для них специальные дома).

Дети отвечают.

С первым задание справились, открываем лепесток с цифрой 1

КОНВЕРТ №2

Воспитатель: Игра: «Кто как голос падает?»

А теперь я хочу вам рассказать, как разговаривают домашние животные (чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Путаница»):

Свинки замяукали,
Кошечки захрюкали,
Собаки замычали,
Коровы зарычали…

– Все верно? Тогда давайте поиграем вот в такую игру: я называю животное, а вы говорите, как оно голос падает.

-Ребята а вы знаете чем питаются домашние животные?

Они очень любят конфеты? или манную кашу?

Нет? А что же тогда? Ответы детей.

А это мы сейчас и проверим. На слайдах несколько вариантов нужно выбрать правильный.

Открываем лепесток с цифрой 2

КОНВЕРТ №3

Какую пользу приносят человеку

– Ребята, а что человек получает от домашних животных?

Собака

Свинья

Овечка

Лошадь

Кошка

корова

КОНВЕРТ№4

Физкультминутка. Обыгрывание стихотворения В. Степанова “Кошка”.

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь.

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну, Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюда молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

Открываем лепесток №4

Конверт№5

Игра «Один-много»

Открываем конверт №5

Конверт№6

Игра «У кого кто»

-у собаки-щенок,

-у коровы-теленок

Пальчиковая гимнастика

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

Открываем лепесток №6

КОНВЕРТ№7

Игра «Угадай животное»

А теперь поиграем в игру «Угадай животное»

Воспитатель рассыпает на ковре цветные карандаши которые пронумерованы. Каждый ребенок выбирает себе один карандаш. На столе лежат картинки изображением вниз на которых изображена цифра таким образом дети берут соответствующую картинку. Правила: ребенок описывает то, что изображено на картинке не называя его, а дети должны угадать.

Так по нескольким признакам дети угадывают, кто изображен на картине.

-Посмотрите все лепестки сорваны. Давайте прочитаем, что же за сюрприз был скрыт в лепестках -МОЛОДЦЫ!

-И я вам хочу сказать, что вы тоже молодцы!

-Вам понравилось побывать в гостях?

-А как называлась страна в которой мы побывали?

-Что вам понравилось больше всего?

-Какие задания были для вас сложными?

-Но это не все…. Посмотрите что это, сюрприз(праздничная коробка с подарками для детей.)

-А нам пора возвращаться в группу.. наш паровоз нас ждет(под песню «Голубой вагон» дети уходят)

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну»

Конспект занятия по развитию речи 
в подготовительной группе

 
«Путешествие в сказочную страну» 


Программное содержание: 
1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 
2. Развивать мышление, память, воображение. 
3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам. 
4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично. 
5. Формирование навыка координации движения руки при письме. 
6. Развивать глазомер, мелкую моторику. 

Оборудование: 
Иллюстрации к сказкам – «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч; 
игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка; 

Ход занятия 
1. Организационный момент, объявление темы: 
– Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»: 
О чем-то скрипит половица, 
И спице опять не спится, 
Присев на кровати, подушки 
Уже навострили ушки. 
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски… 
Тихонько скрипит половица, 
По комнате ходит сказка … 

Игра: «Ты мне – я тебе». 
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». 
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… 
Молодцы!- Тихо садимся за стол. 

2. Основная часть: 
– Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. 
– Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. 
– Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). 
Игра: «Узнай сказку по загадке» 
– Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку. 
** Появилась девочка в чашечке цветка, 
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка) 
**Возле леса, на опушке, 
Трое их живет в избушке. 
Там три стула и три кружки, 
Три кроватки, три подушки. 
Угадайте без подсказки, 
Кто герои этой сказки? (Три медведя) 
**Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей, 
Сквозь очки свои глядит 
Добрый доктор … (Айболит). 
**Я от дедушки ушёл. 
Я от бабушки ушёл, 
Скоро к вам приду. (Колобок). 

Игра: «Узнай сказку по картинке» 
– Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»). 
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) 
– Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.) 
– Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки». 
– Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.) 
2) – Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».) 
– А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) 
Игра: «Узнай сказку по героям» 
– Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют. 
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка») 
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба») 
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка») 
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка») 
– Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок. 
Вопросы: – Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок) 
– Как можно назвать остальных героев? (дикие животные) 
– Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха) 
– Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок») 

3. Физминутка: 
«Буратино» 
Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Руки в стороны развёл, 
Ключик, видно, не нашёл. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 

4. Продолжение работы: 
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений». 
– Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- – – ) 
Репка; Кошка; Мышка. 
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку. 
1) \- – – . 
2) \- – -. 
3) \- – – . 
– Из какой сказки этот отрывок? («Репка») Молодцы! 

5. Пальчиковая гимнастика: 

Вот помощники мои, 
Их как хочешь, поверни. 
По дороге бело, гладкой 
Скачут пальцы, как лошадки. 
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, 
Скачет резвый табунок. 
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. 
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку. 
Парта – это не кровать, 
И нельзя на ней лежать. 
Ты сиди за партой стройно 
И веди себя достойно. 

6. Самостоятельная работа в тетрадях: 
– Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. (Столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать. 
7. Подведение итогов: 
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. 

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи: Конспект логопедического занятия “Мягкий знак в конце слова” (2 класс)

Логопедическое занятие “Мягкий знак в конце слова”.

2-й класс

Цель: Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.

Задачи:

1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза, 
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).

Оборудование: стилизованная картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, озеро,; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л. Сядет тот, кто отгадает слово и назовет последний звук в нём, даст характеристику.

– Что наступает после утра? (После утра наступает ДЕНЬ; последний звук в слове ДЕНЬ – [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? (В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ – [М’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ – [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Как называется второй день недели? (Второй день недели называется ВТОРНИК; последний звук в слове ВТОРНИК – [К]; согласный, твёрдый)
II. Работа над материалом.

1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.

Л. Вспомните и назовите все слова еще раз.

О. ДЕНЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ВТОРНИК

Л. Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

О. Лишнее слово – ВТОРНИК; это слово лишнее, потому что последний звук – твёрдый.

Л. Ребята, а почему в словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий?

О. В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.

Л. Какую роль играет мягкий знак в словах?

О. Мягкий знак служит для смягчения согласного звука

Л. Как будет звучать тема нашего занятия?

2. Сообщение темы и цели занятия.

О. Мягкий знак в конце слова

Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать слова с этой буквой. 

 – С чего мы с вами начнём? Конечно с самомассажа: 1) Растираем ручки – умываемся РАЗ, растираем ручки – умываемся ДВА, растираем ручки – умываемся ТРИ. 2) Растираем ушки. (Считаю РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в противоход растираем ушки!) 3) Дёргаем мочки ушек вниз (РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и снова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ) Молодцы!

– А чтобы нам с вами правильно произносить все звуки, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

 «Улыбка» (1-2-3-4-5)

«Хоботок» (1-2-3-4-5)

(«Заборчик») (1-2-3-4-5)

(«Трубочка») (1-2-3-4-5)

 «Домик открывается»

3. Закрепление образа буквы Ь, развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Л. Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.

Подпишите ответ на карточке, под рисунком. Сколько букв вы обвели? (ДВА)

4. Закрепление знаний о мягком знаке.

Л. Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?

О. Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.

5. Составьте слова из букв, подберите к ним картинки и подпишите.

Р, О, Х

Е, М, Л

У, О, Л, Г картинки: мел, угол, хор

Добавьте мягкий знак в конце каждого слова. Какие слова у вас получились? Запишите их под своими картинками.

               мел-                      угол-                    хор-

Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.

– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?

(Мел – материал, которым пишут на доске в школе; Мель – мелкое место в реке или море)
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?

(Последний звук в слове МЕЛ – [Л], в слове МЕЛЬ – [Л’])
– Чем отличаются эти слова по написанию?

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове МЕЛЬ)
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?

(В слове МЕЛ – 3 звука, в слове МЕЛЬ – 3 звука)

Что обозначает слово ХОР; ХОРЬ?

(ХОР – группа людей, которые вместе поют; ХОРЬ – хищное животное, грызун)
– Какой последний звук в слове ХОР; ХОРЬ?

(Последний звук в слове ХОР – [Р], в слове ХОРЬ – [Р’])
– Чем отличаются эти слова по написанию?

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове ХОРЬ)
– Сколько звуков в слове ХОР? ХОРЬ?

(В слове ХОР – 3 звука, в слове ХОРЬ – 3 звука)
– Какой можно сделать вывод?

О. Мягкий знак не имеет звука. Он смягчает последний звук в слове и меняет смысл слова.

6. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)

Л. Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать. Я буду называть слова, если услышите слово с Ь – приседаете, без Ь – подпрыгиваете.

Стал ↑, конь↓, лаз↑, мыл↑, мыль↓, весь↓, пар↑, вес↑, дал↑, сталь↓, ел↑, ель↓.

7. Развитие устойчивости, переключения и концентрации внимания, памяти, мышления (обобщения, классификации), звукобуквенного синтеза и анализа.

Л. Немного поиграли, продолжаем наше занятие.

Посмотрите на картинки и назовите, кто изображены на них.

(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)

О.  На картинках изображены: лось, волк, олень, рысь, медведь.

Л. К соответствующей картинке подпишите названия животных.

В каких словах пишется Ь?

О. Мягкий знак пишется в словах: лось, олень, рысь, медведь.

Л. Для чего нужен в этих словах Ь?

О. Мягкий знак смягчает последний звук в этих словах.

Л. Какое из этих животных лишнее? Почему?

О. Лишнее животное – ВОЛК, потому что в этом слове нет мягкого знака.

Л. Подберите для каждого животного слово-признак из столбика справа и соедините получившиеся словосочетания линиями. (Косолапый медведь, серый волк, пятнистый олень, хитрая рысь, огромный лось)

Л. Какое слово “спряталось” в слове ОЛЕНЬ?

О. В слове ОЛЕНЬ «спряталось» слово ЛЕНЬ.

Л. Следующее задание. Составьте из слов предложения и запишите их:

1. скрылся, в, леса, чаще, лось.    (В чаще леса скрылся лось. Лось скрылся в чаще леса.)
2. траву, ветки, лось, ест, и.       (Лось ест траву и ветки. Траву и ветки ест лось. Ест лось траву и ветки.)
3. зверь, лось, огромный.                   (Лось – огромный зверь.)

Прочитайте получившиеся предложения. В каких словах вы встретили Ь? (Лось, зверь)

III. Итог занятия.

Л. Ребята что мы сегодня закрепляли на занятии? (Мы закрепляли умение правильно читать и писать слова с Ь) Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *