Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 города Туймазы
Муниципального района Туймазинский район
Конспект занятия ООД
Область: Речевое развитие в средней возрастной группе
«Лесные жители»
Выполнил: воспитатель
1й квалификационной категории
Стаж работы 10 лет
Габдрахманова Ю.Н.
Туймазы, 2019г
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы для работы:
– посылка с замочками, письмо;
– карточки с изображением жилищ диких животных;
– дидактическая игра: “Чей хвост? ”;
– предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.
Ход НОД
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево – тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)
В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)
Воспитатель: Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»
На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса – лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)
Воспитатель: Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Озорные зверята».
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.( Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку.
Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки).
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.
Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
(Детям раздаются угощенья.)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Конспект НОД
по развитию речи в средней группе
тема: «Семья»
Составила: Воспитатель Подлесная А.
г. Салават – 2020г.
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Развитие компонентов устной речи детей; активизация, расширение, пополнение словарного запаса детей.
Интегрированные задачи. Образовательные:
– способствовать формированию умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
– закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Развивающие:
– способствовать развитию диалогической речи и активизации словаря;
– закреплять умение показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).
– развитие речевого слуха, моторных навыков.
Воспитательные:
– способствовать воспитанию заботливого отношения к близким людям, чувства взаимопомощи в семье.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка. Оборудование: игрушка Незнайка, картинки солнышка и тучки по количеству детей, картинки – отгадки к загадкам о семье, шкатулка, сердечки из разноцветного картона по количеству детей, перчатка, мягкая игрушка – сердечко.
Предварительная работа:
1.Беседы на тему «Я и моя семья», «Животные и их детеныши».
2.Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий.
3.Чтение художественной литературы: К.Ушинский «Петушок с семьей», 4.Разучивание
загадок и стихов о семье.
5.Игровые ситуации «Мамины помощники», «Строим дом», «Большая стирка».
6.Дидактические игры «Назови ласково», «Кто что делает?»
7.Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Ход
занятия.
Коммуникативная игра «Друзья»:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он принес нам шкатулку, а на ней написано «Семья». Незнайка всегда бывает веселый, но сегодня он немного загрустил. Незнайке очень хочется узнать, что такое семья, расскажем ему об этом. Дети, посмотрите, что это лежит на полу?
Дети: Перчатка.
Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?
Дети: Её надевают на руки, чтобы пальчики не замерзли.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как перчатка оказалась здесь?
Дети: Её кто-то потерял.
Воспитатель: В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: А у вас есть пальчики?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите с ними поиграть?
Пальчиковая игра:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
А этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Дети, про что эта игра?
Дети: Про семью.
Воспитатель: А что такое Семья?
Дети: Семья – это дом, это мама, папа и дети. Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
Воспитатель: Правильно,
дети! А еще всех членов семьи называют родственниками. Родственники – это люди,
родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке разгадать загадки о семье. (Выставляются картинки с отгадкой на доске).
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый .
.. (дед)2.Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Правильно: бабушки.
3.Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
4.Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша… (мама)
– Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
А кто для вас папа и мама? (родители)
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспитатель: Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, ребята, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой. А еще какой?
Какой у вас папа?
хороший,
большой,
добрый,
сильный,
смелый,
трудолюбивый,
красивый,
умный.
– А мама какая?
заботливая,
трудолюбивая,
нежная,
ласковая,
внимательная,
красивая,
молодая,
хорошая.
Дидактическая игра «Назови маму».
Воспитатель: Дети, как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А
знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у
животных. Дети, поможем Незнайке разобраться и назвать маму.
(Дети передают друг другу сердечко и называют ласково.)
Мама – мамуленька, мамочка, мамулечка;
Папа – папочка, папуля;
Бабушка – бабуля;
Дедушка – дедуля;
сын – сынок, сыночек;
дочь – дочка, доченька;
внук – внучок;
внучка – внученька;
сестра – сестрёнка, сестричка;
брат – братишка.
Воспитатель: Молодцы, дети! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость на солнышко или на тучку? А печаль? Дидактическая игра «Радость и печаль»: Воспитатель: Поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках. Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует – солнышко.
– Нарисовали красивую картину;
– Подрались с другом;
– Съели манную кашу;
– Убрали игрушки на место;
– Порвали книгу;
– На прогулке испачкали куртку;
– Разбили чашку;
– Уступили место в автобусе бабушке;
– Помогли маме с уборкой
– Отыскали потерянные бабушкой очки;
– Помогли маме вымыть посуду
Физкультминутка «Семейная зарядка»:
Давайте покажем нашему гостю зарядку о семье.
1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)
1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)
Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)
Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)
Речевое упражнение «Шкатулка». Воспитатель: Дети, у вас тоже есть семьи, но они разные, не похожие друг на друга, пришло время о них рассказать. А поможет нам в этом шкатулка, которую принес Незнайка. В ней лежат разноцветные сердечки, выберите себе по одному сердечку. Воспитатель берёт сердечко и кладет его в шкатулку со словами: «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе». Дети по очереди подходят к шкатулке, кладут в неё сердечко, рассказывают о семье.
Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я и Коля.
Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.
Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.
Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.
Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.
Воспитатель: Много хороших слов высказали о семье. Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.
Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.
Как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите, каким веселым он стал. Незнайка хочет подарить вам все сердечки, которые вы положили в шкатулку.
Развитие речи является важной частью развития ребенка .
Поддерживает способность вашего ребенка к общению. Это также поддерживает способность вашего ребенка:
Научиться понимать язык, использовать его и наслаждаться им — это первый шаг в обучении грамоте и основа для обучения чтению и письму.
В первые несколько лет дети развивают многие навыки устной речи, которые помогают им научиться читать, когда они идут в школу. И они продолжают развивать языковые навыки на протяжении всего детства и юности.
Лучший способ поощрить языковое развитие вашего ребенка — это много говорить вместе о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Все дело в том, чтобы следовать примеру вашего ребенка, когда он показывает вам, что ему интересно, махая рукой, болтая или используя слова.
Разговор с ребенком
С самого рождения разговаривайте с ребенком и обращайтесь с ним как с болтуном. Ключ в том, чтобы использовать много разных слов в разных контекстах . Например, вы можете поговорить с ребенком об апельсиновом шарике и о том, как нарезать апельсин на обед. Это поможет вашему ребенку узнать, что означают слова и как слова работают.
Когда вы закончите говорить, сделайте паузу и дайте ребенку возможность ответить.
Когда ваш ребенок начнет ворковать, булькать, махать руками и показывать пальцем, вы можете отвечайте на попытки вашего ребенка общаться . Например, если ваш ребенок воркует и булькает, вы можете ворковать ему в ответ. Или, если ваш малыш указывает на игрушку, отвечайте так, как будто ваш ребенок говорит: “Можно мне это?” Например, вы можете сказать: “Хочешь кубик?”
Когда ваш ребенок начнет использовать слова, вы можете повторяйте и опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок . Например, если ваш ребенок говорит «Яблоко», вы можете сказать: «Хочешь красное яблоко?»
И то же самое, когда ваш ребенок начинает составлять предложения. Вы можете ответить и побудить ребенка расширить свои предложения. Например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?»
Когда вы обращаете внимание на своего ребенка и отвечаете ему таким образом, это побуждает его продолжать общение и развивать свои языковые навыки.
Чтение вместе с ребенком
Чтение и совместное использование книг на самые разные темы позволяет вашему ребенку слышать слова, используемые по-разному.
Связывание того, что написано в книге, с тем, что происходит в жизни вашего ребенка, — это хороший способ научить ребенка говорить. Например, можно сказать: «Сегодня мы ходили на детскую площадку, как мальчик из этой книги. Что ты любишь делать на игровой площадке?» Вы также можете поощрять общение, рассказывая об интересных картинках в книгах, которые вы читали вместе с ребенком.
Когда вы читаете вместе с ребенком вслух, вы можете указывать на слова, произнося их. Это покажет вашему ребенку связь между устными и письменными словами и поможет вашему ребенку понять, что слова являются отдельными частями языка. Это важные концепции для развития грамотности.
Ваша местная библиотека или мобильная библиотека — отличный источник книг.
Если в вашей семье говорят на двух языках, вы можете поощрять языковое развитие вашего ребенка на обоих языках, например, на английском и испанском. К моменту поступления в начальную школу двуязычные дети часто имеют такие же языковые навыки, как и их сверстники.
Вот лишь некоторые важные достижения вашего ребенка в развитии речи в возрасте от трех месяцев до восьми лет.
3-12 месяцев
В три месяца ваш малыш, скорее всего, будет ворковать, улыбаться и смеяться. По мере взросления ваш ребенок начнет играть со звуками и общаться с помощью жестов, таких как махание руками и указывание пальцем.
В возрасте 4–6 месяцев ваш ребенок, вероятно, начнет лепетать. Сначала малыш произносит односложные звуки типа «ба», а затем повторяет их «ба-ба-ба».
За бормотанием следует «фаза жаргона», когда ваш ребенок может звучать так, как будто он что-то вам говорит, но его «речь» не будет звучать как узнаваемые слова. Первые слова со смыслом часто начинаются примерно в 12 месяцев или около того.
Если ваш ребенок не лепечет и не использует жесты к 12 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики или детской и семейной медсестрой.
Узнайте больше о развитии речи в возрасте от 3 до 12 месяцев.
12-18 месяцев
В этом возрасте дети часто произносят свои первые слова со смыслом. Например, когда ваш ребенок говорит «Папа», ваш ребенок на самом деле зовет папу. В ближайшие несколько месяцев словарный запас вашего ребенка будет расти. Ваш ребенок может понять больше, чем сказать. Они также могут следовать простым инструкциям, таким как «Сесть».
От 18 месяцев до 2 лет
Большинство детей начинают составлять из двух слов короткие «предложения». Ваш ребенок поймет многое из того, что вы говорите, и вы сможете понять большую часть того, что ваш ребенок говорит вам. Незнакомые люди поймут около половины того, что говорит ваш ребенок.
Если ваш ребенок не говорит несколько слов примерно к 18 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики, детской и семейной медсестрой или другим медицинским работником.
Узнайте больше о развитии речи от 1 до 2 лет.
2-3 года
Ваш ребенок, скорее всего, говорит предложениями из 3-4 слов и начинает лучше произносить слова правильно. Ваш ребенок может играть и говорить одновременно. К трем годам незнакомые люди могут понять примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок.
Узнайте больше о языковом развитии от 2 до 3 лет.
3–5 лет
Вы можете ожидать более продолжительных и сложных разговоров о мыслях и чувствах вашего ребенка. Ваш ребенок может также спрашивать о вещах, людях и местах, которые не находятся перед ним. Например, «У бабушки дома тоже идет дождь?»
Вероятно, ваш ребенок захочет поговорить на самые разные темы, и его словарный запас будет постоянно расти. Ваш ребенок может продемонстрировать понимание базовой грамматики и начать использовать предложения со словами, такими как «потому что», «если», «так» или «когда». И вы можете рассчитывать на некоторые занимательные истории тоже.
Узнайте больше о развитии речи от 3 до 4 лет и развитии речи от 4 до 5 лет.
5-8 лет
В раннем школьном возрасте ваш ребенок выучит больше слов и начнет понимать, как звуки в языке сочетаются друг с другом. Ваш ребенок также станет лучшим рассказчиком, так как он научится складывать слова по-разному и строить разные типы предложений. Эти навыки также позволяют вашему ребенку делиться идеями и мнениями. К восьми годам ваш ребенок сможет вести разговоры, как взрослые.
Узнайте больше о языковом развитии детей 5-8 лет.
Вы лучше всех знаете своего ребенка. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития речи вашего ребенка, спросите об этом своего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатра. Они могут направить вас к логопеду.
Языковая среда жизненно важна для раннего обучения детей и их социально-эмоционального развития. Языковая среда — это не просто комната с книгами и разнообразной печатью; это комната, где дети слышат и участвуют в разговоре, пении и чтении.
Недавнее исследование Массачусетского технологического института показало, что не только язык, но и намеренный разговор между взрослым и ребенком — это то, что на самом деле может развивать мозг ребенка. Многие дети слышат в основном указания, такие как «сесть» и «встать в очередь», которые не дают возможности участвовать в разговоре. Попробуйте эти стратегии, чтобы улучшить языковое моделирование и вовлечь всех детей в содержательные беседы, которые подготовят их к тому, чтобы стать читателями, писателями и мыслителями.
Опуститесь на физический уровень ребенка (например, встаньте на колени).
Слушайте, что говорит ребенок, или обращайте внимание на то, что он делает или на что указывает.
Наблюдайте за выражением лица или тела ребенка.
Прокомментируйте, что делает ребенок, и дождитесь ответа.
Задавайте вопросы о том, что ребенок делает или планирует делать.
Повторяйте то, что говорит ребенок, затем добавляйте еще немного или новое словарное слово.
Помогите установить связь между тем, что происходит в классе, и тем, что происходит дома или в обществе.
Вместо этого … | Попробуйте! |
Взрослые: Ешь свой обед. |