ГАПОУ МОК им. В.Талалихина СП – 10
Методическая разработка
Конспект открытого занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Тема: «Осень.»
Подготовила и провела:
Воспитатель СП 10 Гасанова Г.А.
Москва2018г.
Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Задачи:
1.Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду.
2.Включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб – дубовый, клён – кленовый, береза – березовый, рябина – рябиновый).
3.Продолжать учить детей отвечать полным предложением на вопросы. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
4.Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.
Оборудование: картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.
Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.
Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 656с.
Структура проведения
1 часть (вводная)
Воспитатель:Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.
— После, какого времени года наступает осень?
— Назовите осенние месяцы.
Дети:.Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Осень делится на три периода.
1 период- это сентябрь, ранняя осень, дни еще теплые ночи холодные. Листья начинают желтеть.
2 период- октябрь, золотая осень, все деревья становятся желтыми, как золото. В это время опадают листья.
3 период- это ноябрь, поздняя осень. Дни и ночи холодные, дует очень холодный ветер.
2 часть (основная)
Воспитатель:А вот это сейчас мы проверим. Я буду называть слово, а вы расскажите мне, какие изменения произошли с приходом осени.
Что мы можем сказать:
О солнце (прячется за тучи, слабо греет)
О небе (становится хмурым. пасмурным, серым)
О птицах (улетают в теплые края)
О деревьях (роняют листья, начинается листопад)
О ветре (дует холодный, сильный ветер)
О дожде (часто моросит, лужи не высыхают)
О траве (становится желтой и сухой)
О животных (готовятся к зиме, меняют шубки, готовят запасы)
О людях (собирают урожай, одеваются теплее)
Воспитатель:. Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель::Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Воспитатель:Молодцы! Вы знаете приметы осени.
Физкультминутка«Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
3 часть (заключительная)
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. О чём мы сегодня с вами говорили? О каком времени года мы говорили? Вы сегодня очень активно работали на занятии, и наша осень решила подарить угощенья.
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе
Тема: «Осень»
Интегрирование образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках осени и процессах в природе в осенний период.
Задачи:
Образовательные:
– Учить детей различать приметы осени и описывать их.
– Продолжать формировать у детей представления об изменениях в природе в осенний период.
– Обогащать словарный запас по теме Осень
– Развивать связную речь.
– Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
– Формировать эстетическое восприятие красоты и разнообразия природы в период «золотой осени».
– Учить умению работать в коллективе.
Подготовительная работа: наблюдения за погодой, изменениями природы и поведением животных и птиц в разные периоды осени, чтение стихотворений и рассказов об осени; рассматривание иллюстраций на тему «Осень»; разучивание стихов, отгадывание загадок, изготовление поделок (рисунки, аппликации, лепка).
Оборудование и материалы: магнитола; «пенёчки» (стульчики), нарисованные осенние листья, солнце, тучи, картины с изображением осеннего леса, цветок с разноцветными лепестками, аудиозапись, муляжи грибов, губки, прищепки, одноразовые тарелки, краски гуашевые, влажные салфетки, корзина.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети становятся в круг и вместе с воспитателем приветствуют друг друга.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам!
– Доброе утро!
Приветливым лицам!
2. Основная часть
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели ,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года… (ответы детей) зовётся.
Воспитатель: Осень приглашает нас в лес, на осеннюю полянку. Ребята, сейчас мы произнесем волшебные слова «Покружись, покружись, лес осенний, появись!» и под звуки красивой музыки мы «перенесёмся» из детского сада на лесную полянку. (Звучит музыка)
Посмотрите на картину, которую «нарисовала» Осень. Что на ней изображено?(лес, деревья, осень). Какого цвета листочки на деревьях? (красные, желтые, оранжевые).А как еще можно назвать желтый цвет листочков?(золотой).Правильно, молодцы! А красный цвет? (багряный).А что происходит с листочками осенью? (меняют цвет, опадают).А как называется явление, когда опадают листья? (листопад) Молодцы!
Упражнение «Подуй на листочек» (дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Покажите мне ладошку, я положу на нее по осеннему листочку , а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно. Вот какой листопад у нас получился! Молодцы!
Воспитатель: Присаживайтесь на пенёчки. А давайте поиграем. Приготовьте свои ушки и слушайте внимательно. Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Поиграем в игру «Осенние приметы».
Осенью растут грибы? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет). Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Молодцы! Вы знаете ,что происходит в природе осенью.
Воспитатель: Давайте полетаем как осенние листочки.
Физкультминутка “Мы – осенние листочки”
Звучит музыка, дети двигаются в соответствии с характером музыки .
Воспитатель: Какой красивый танец листочков у нас получился!
Гимнастика для глаз.( В это время помощник раскладывает грибы на ковре)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на небо. Какое оно осенью?(серое, хмурое, низкое).А разве осенью только серое и хмурое небо бывает?(нет, в солнечный день оно голубое). А посмотрите под ноги. Что это?! (Грибы) А какие грибы бывают?(съедобные и несъедобные).А какие съедобные грибы вы знаете? (белый гриб, подберёзовик, лисички…..) А несъедобные? (мухомор, поганки)
Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Воспитатель: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле приносит пользу.
Давайте соберем съедобные грибы мне в корзинку.
Дидактическая игра-физкультминутка “Собери грибы”
(На полу разложены муляжи грибов, а ребятам нужно собрать и положить в корзинку только съедобные грибы) – дети наклоняются, – собирают в корзинку Осени.
Воспитатель: Молодцы, грибочки собрали, а что можно приготовить из грибов? (Ответы детей). Переходим к продуктивной деятельности (рисование в нетрадиционной технике – губкой)
Воспитатель Ребята, посмотрите, какой необычный цветок вырос на полянке, обратите внимание на цвет его лепестков… Какого они цвета?( Дети называют цвета: Жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый). Правильно, он разноцветный.
Осень в гости к нам пришла
Осень краски принесла.
В эти цвета осень раскрашивает листочки.
Воспитатель: Ребята, осень приглашает нас в лесную мастерскую и просит помочь ей раскрасить листочки осенними красками. (Воспитатель садится на стул) Подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Осень, осень к нам пришла
И в подарок принесла: (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листик клена, (загибаем пальцы, начиная с мизинца)
Лист березы,
Лист осины,
Лист дубка,
Чудо-осень! Хороша! (вращение кистям рук, хлопки)
Посмотрите, этот листок с какого дерева? (с клена).Как называется? (кленовый).На что он похож?(на звездочку, на ладошку). А этот с какого дерева? (с дуба).Как называется?(дубовый).На что он похож? (на облачко). Правильно, молодцы!
Раскрашивать листья будем необычным способом (не кисточкой, а губкой). Посмотрите, как мы будем это делать.(Воспитатель на мольберте показывает прием раскрашивания листка губкой).Берем в руки прищепку, набираем краску, раскрашиваем листочек вот такими движениями. Всем понятно? (да) Приступаем.( дети раскрашивают листья в цвета осени нетрадиционной техникой-губкой, а воспитатель в это время смотрит и комментирует работу детей, хвалит, помогает).
После окончания работы предложить детям вытереть руки салфетками.Воспитатель: Какие молодцы! Вы – помощники осени, помогли разукрасить листочки яркими красками.(Звучит музыка) А нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад,(взять корзину с грибами) произносим волшебные слова «Покружись, покружись, детский садик, появись!» И вот мы снова в детском саду
3. Рефлексия (подвести итог)
Воспитатель:
-Ребята, где мы были?(в осеннем лесу, на лесной полянке, у осени в гостях)
-Что делали? (танцевали танец листочков, собирали грибы, помогали осени раскрашивать листочки в осенние краски)
–Вам понравилось на моей полянке? (ответы детей)
Если сегодня вам было интересно, вы старались, у вас все получилось, то возьмите у меня солнышко. А если было не очень интересно, то возьмите тучку. Поднимите ручки вверх и покажите, что вы выбрали.
Затем сам воспитатель говорит: Как здорово мы провели время в лесу: говорили о приметах осени, о том, как меняется цвет листьев, как осенний ветерок сдувает листья с деревьев, собирали грибы, раскрашивали листья в «краски осени». Спасибо, ребята.
Дети полны удивления, ведь мир вокруг них меняется каждую осень! Обучение детей осеннему урожаю — это идеальный способ изучить знакомые понятия, такие как смена времен года и цвета осени, а также познакомить их с новыми идеями, такими как праздники осеннего урожая и важность времени сбора урожая для культур по всему миру. «Осенний урожай» — это уникальная возможность вовлечь детей в междисциплинарное обучение, поскольку они изучают традиции всего мира, узнают о своих сообществах и налаживают значимые связи в это волшебное время года!
Есть ли у вас традиции сбора урожая? Детям понравится применять свои навыки критического и творческого мышления, когда они собирают и делятся своими традициями со своими одноклассниками. Независимо от того, празднуют ли они День Благодарения или участвуют в ежегодной семейной традиции, такой как сбор яблок, существует бесконечное количество способов связать студенческий опыт с осенним урожаем и закрепить урок, лежащий в основе этой глобальной практики: благодарность и сообщество! Легко включаемый в осенние планы уроков, «Осенний урожай» — это идеальный способ вдохновить на игровое обучение, поощрить социально-эмоциональное развитие и поддержать мультикультурное исследование, одновременно развивая сильное классное сообщество.
Традиционно осенний урожай — это время, когда люди празднуют успешный и богатый урожай урожая! Собираясь вместе, люди благодарят за урожай, который они собрали, делятся едой и подарками и празднуют сильное чувство общности перед подготовкой к зимнему сезону. В зависимости от климата и урожая, осенний урожай может вообще не наступить осенью, но смысл тот же: пришло время поделиться друг с другом и отпраздновать тяжелую работу каждого.
Праздник Осеннего урожая уходит своими корнями во многие мировые культуры и сегодня отмечается по-разному. Например, знаете ли вы, что в США и Канаде осенний урожай принимает форму празднования Дня Благодарения? А в Азии Китайский Праздник Середины Осени — один из самых широко отмечаемых праздников урожая в мире! Хотя наши традиции могут различаться в зависимости от того, где мы живем, каждый из этих праздников посвящен одним и тем же ценностям: празднованию с друзьями и семьей, выражению благодарности за урожай и еду и установлению значимых связей в наших сообществах.
Поддерживаете ли вы разнообразие и мультикультурное обучение в своем классе? Многие учителя могут бояться обидеть детей и их семьи, заставляя их игнорировать разнообразие своих учеников и избегать обсуждения расовых и культурных различий в классе. Тем не менее, обучение детей различным расам, культурам и традициям дает педагогам возможность проводить более аутентичные уроки, подходящие для различных групп учащихся с разным образованием и опытом. Учет культурных различий также побуждает детей относиться с добротой к людям, которые отличаются от них, и укрепляет их любовь к себе.
Знакомство с различными традициями и празднованием Осеннего урожая по всему миру, поощрение учащихся к обмену собственным опытом и укрепление важности сообщества и признательности — все это ключевые элементы уроков, посвященных Осеннему Урожаю. Изучая празднования по всему миру, в своем сообществе и дома, дети узнают, что их культурные различия делают их особенными и что Осенний урожай — это замечательный праздник, который объединяет людей в духе благодарности — то, что мы все можем разделить независимо от того, откуда мы!
Информация о различных способах празднования Осеннего урожая во всем мире является идеальной основой для многочисленных планов уроков и мероприятий для всех возрастов! Для детей старшего возраста исследование того, что означает осенний урожай для разных культур, — прекрасный способ закрепить уроки разнообразия. Вместе создайте классную книгу или журнал, полный традиций, которыми наслаждаются ваши ученики, а также мировых традиций, которые они открыли для себя в своем многокультурном исследовании! Им понравится узнавать, как их традиции сравниваются с праздниками других детей по всему миру.
Осенний урожай также волшебен для детей младшего возраста! Младенцы и малыши только открывают для себя, что делает осень особенной и отличной от остальной части года. Вдохновите их чувство чуда, исследуя разноцветные листья и осенние фрукты и овощи. Хотя они могут не понимать полного значения Осеннего урожая, они все же могут испытать виды, текстуры и запахи осени, исследуя листья, тыквы и яблоки, и принять участие в простом введении в важность обмена и благодарности — ключевая часть раннего социально-эмоционального развития.
Исследуйте идеи планов уроков на тему «Осенний урожай» вместе со своим классом!
В этой главе подробно описывается особый тип чернокожей женщины. Она родом из какого-то маленького сельского городка на юге, полного природной красоты, где у каждого есть работа. Она уделяет особое внимание своему телу и одежде. Она поступает в колледж, предоставляющий землю, и учится, как выполнять работу, отведенную ей, заботиться и кормить белых людей с изяществом и хорошими манерами. Она выходит замуж и рожает детей от человека, который знает, что она будет хорошо заботиться о его доме и одежде. Но она также является тираном своего дома и собственного тела. Она не получает удовольствия от секса. Она испытывает привязанность только к домашней кошке, такой же аккуратной и тихой, как и она. Она ласкает и обнимает кошку так, как отказывается ласкать или обнимать свою семью.
Вот такая женщина входит в роман. Ее зовут Джеральдин, она замужем за человеком по имени Луи, и у них есть сын Джуниор. Джеральдин отлично ухаживает за Джуниором, но рано понимает, что настоящую привязанность она испытывает только к коту. В ответ он мучает кошку и мучает детей, которые приходят поиграть на ближайшей школьной площадке. Младший хотел бы поиграть с черными детьми, но его мать разрешит ему играть только с «цветными» людьми из высшего сословия, а не с чернокожими из низшего сословия.
Однажды скучающий и одинокий Джуниор решает подразнить Пеколу, которая проходит через детскую площадку. Она говорит ему, что не хочет играть, но он заманивает ее в свой дом, обещая показать ей котят. Пекола поражена красотой и чистотой дома. Тем временем Джуниор бросает ей в лицо семейную кошку с черным мехом и голубыми глазами. Поцарапанная и потрясенная, Пекола пытается уйти, но Джуниор стоит по другую сторону двери и запирает ее. Кот начинает тереться о Пеколу, и его дружелюбие отвлекает ее от слез. Она ласкает кошку, когда Джуниор открывает дверь. Разгневанный тем, что кошка привлекает внимание, он поднимает ее и раскачивает одной из задних лап. Кошка в ужасе, и Пекола пытается ее спасти. Когда она тянет Джуниора вниз, он отпускает кошку, и она ударяется о батарею и рушится безжизненной кучей. В этот момент Джеральдин приходит домой, и Джуниор сообщает ей, что Пекола убила кошку. Джеральдин резко ругает Пеколу и отсылает ее.
Судя по убожеству семейной жизни Пеколы, мы можем предположить, что более упорядоченная жизнь в доме среднего класса сделает ее более счастливой. Но в этой главе становится ясно, что материальный комфорт, опрятность и тишина сами по себе могут стать смертельными, если не сопровождаются подлинной человеческой теплотой. Глава начинается с обманчиво-позитивного описания женщины, которую мы научимся ненавидеть к концу главы. У ее родного города красивое название, а ее девичество связано с тесным отношением к красотам природы. Она мягкая и милая, а не пронзительная и жесткая, как некоторые ее городские сестры. Она хорошо пахнет и поет в церкви. Но все эти детали существуют только для того, чтобы донести мысль, что такие внешние черты мало что говорят о внутренней доброте человека и, по сути, могут ввести в заблуждение.
Рассказчик предполагает, что этот акцент на приличиях и чистоте на самом деле действует как глубокая форма предательства самого себя. Эти женщины образованы, но кажутся таковыми только для того, чтобы быть более покорными белым мужчинам. Их обучают, прежде всего, «избавляться от фанкисти» — беспорядочности человеческой страсти и личности. Хотя они хорошо ухаживают за одеждой своих мужей и хорошо их кормят, они выполняют эту работу из чувства приличия, а не из чувства любви. Их ухоженные дома необходимо защищать от человеческой грязи и беспорядка. Они испытали сексуальное удовольствие случайно сами по себе, но, похоже, не способны получать удовольствие от тела своего мужа. Они ожидают, что их дети будут так же эмоционально подавлены, как и они сами.
Акцент Джеральдин на благопристойности и чистоте также представляет собой критику Моррисоном особого рода внутреннего расизма и презрения среднего класса к бедным. На протяжении всей книги поклонение белизне ассоциировалось с поклонением чистоте, а удовольствие девочек МакТир от собственной грязи было признаком их самоуважения и физической уверенности. Ненависть Джеральдин к грязи и беспорядку коренным образом связана с ее ненавистью к черным людям из низшего класса и, конечно же, является своего рода ненавистью к себе. Она делает козлами отпущения бедных темнокожих чернокожих детей — в данном случае Пеколу — потому что ненавидит свою черноту. Это поиск козла отпущения усиливается страхом: страхом, что в конце концов не так просто отличить респектабельных чернокожих от чернокожих из низшего сословия, и страхом перед страданиями, которые она видит в глазах чернокожих девушек, таких как Пекола.
Подробнее о мотивах грязи и чистоты.
В этой главе также показано, как те, кто ненавидит, чаще всего неправильно направляют как свои чувства любви, так и чувства ненависти, умножая страдания угнетенных. Джеральдин вместо того, чтобы направить свою ненависть на тонкий расизм, который требует от нее подавления беспорядочных частей себя, выражает ненависть к своей семье через свою холодность.