Цель: развитие кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;
– Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;
– Закреплять умение образовывать слова;
Развивающие:
– Умение сравнивать, рассуждать;
– Наблюдательность, любознательность, внимание;
– Интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
– Воспитывать желание помогать, приходить на помощь;
– Умение договариваться;
– Бережное отношение к живой и неживой природе.
Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; чтение художественной литературы про осень.
Материал: демонстрационный материал: «Перелетные птицы», «Зимующие и перелетные птицы ; «Овощи и фрукты»;муляжи; ноутбук; видеоматериал;гуашь;грибы из соленого теста.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:
Мы – дружные ребята,
Возьмёмся за ладошки,
Подарим мы друг другу
Любви, тепла немножко.
(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)
Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).
Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Загадаю Вам загадку
– Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно, молодцы. У меня в руках осенняя веточка, я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью.
Если осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)
Если осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)
Если осенью холодно, какая погода? (холодная)
Если осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)
Если осенью сыро, какая погода? (сырая)
Если осенью хмуро, какая погода? (хмурая)
Если осенью ясно, какая погода? (ясная)
Воспитатель: Умнички. А теперь немножко подвигаемся. Вы ребятки покружитесь и в листочки превратитесь. (На экране кружатся листья)
Физминутка: Листья осенние тихо кружатся
Листья под ноги нам тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят( 2 раза)
Звучит музыка на экране появляется солнечная Осень.
Осень: Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
У меня в руках корзинка
В ней осенние дары
Все, чем только я богата
Принесла для детворы
Дети здороваются с Осенью.
Воспитатель: Мы рады тебе Осень, будь нашей гостьей.
Осень : Да я бы с радостью, но у меня много дел.
Воспитатель: А мы с ребятами тебе поможем, правда ребята?
Осень: Помогите разобрать мои дары –на овощи и фрукты. (на экране картинка с овощами и фруктами)
Дети делятся на две команды и разбирают содержимое на две корзинки.
Воспитатель: сколько фруктов и сколько овощей в корзинке .назовите форму и цвет.
Осень: Спасибо ребята. Вы справились с трудным заданием.
Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Давайте поиграем в игру листопад. (на экране листопад)
Физминутка:
Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем
Желтые листочки…
С дерева срывая. – движения руками
И летят листочки – кружатся
С ветки на дорожки.
И бегут по листьям – легкий бег
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем – шагают
И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.
Осень: Ребята, помогите навести порядок в лесу. Такая путаница, птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме. Помогите, пожалуйста.
Воспитатель: Поможем Осени навести порядок в лесу? (да)
А как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку). А все ли животные осенью готовятся к спячке? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Поиграем в игру «Перелетные – зимующие птицы».
Дети выполняют задание.
Осень: Спасибо Вам большое, чтобы я без Вас делала. Помогли мне столько дел сделать. Ну все, мне пора.
Воспитатель: Подожди Осень, не уходи, ребята сделают для тебя подарок. Осень-пора грибов, вот и наши ребята подарят тебе корзинку с грибами. Грибы необычные из соленого теста, дети их слепили сами, сейчас они их раскрасят и подарят тебе.
Дети раскрашивают грибы и складывают в корзинку, дарят Осени.
Осень: Какая красота, спасибо. Я Вам тоже подарю в подарок грибочки. Кушайте на здоровье. (корзина с шоколадными грибочками)
Мне жалко с вами расставаться,
Но близится зимы черед
Я к вам опять приду, ребята
Вы ждите осень через год.
До свидания!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы очень многое сделали. Кто мне скажет, чем мы занимались?
Какие задания выполняли? Что больше всего понравилось?
nsportal.ru
Конспект занятия по экологии в средней группе
«Вот она какая, осень золотая!»
Подготовила и провела: Н.А.Толкунова
Октябрь 2018 год.
Цель:
Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени,
сезонных изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира; расширить представление детей о поведение диких животных осенью; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать музыкально-творческие способности детей.
Материал и оборудование: костюм осени (для взрослого), нарисованные осенние листья, картины с изображением пасмурной и солнечной золотой осени, корзина с овощами, фруктами, грибами, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: осень дождливая, пасмурная, золотая, хмурая; пора увядания; страна, приметы.
Предварительная работа:
1. Разучивание скороговорок.
2. Повторение пальчиковой игры: «Замок»
3. Беседа о грибах съедобных и несъедобных.
4. Разучивание разминки «Мы – осенние листочки»
Ход занятия:
Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
А кто я угадайте из моих загадок?
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Осень: Не догадались? Тогда слушайте следующую загадку.
Я деревья раздеваю
И листочки с них снимаю.
Дети: Осень.
Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам в гости рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне.
А для этого я предлагаю вам отправиться ко мне в гости на осеннюю полянку. Согласны? (Да). Итак, в путь!
Подводит детей к двери с замком (дверь в группу), делает вид, что ищет ключ.
(Осень): Я, кажется, потеряла ключ от замка! Помогите, пожалуйста, отпереть дверь. Ребята, а чем мы можем открыть дверь?
Дети: Ключом, игрой замочек.
Осень: Как хорошо, что вы знаете такую игру.
«Замок»
На двери висит замок, | Руки в замок |
Кто открыть его бы смог? | Потянули, покрутили, постучали |
И… открыли! | Раскрывают руки |
Спасибо вам за помощь. Сейчас мы отправляемся в чудесную страну,страну загадочную, полную тайн, страну под названием осень.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать… (Звучат голоса птиц)
У каждого времени года есть свои приметы.
Сейчас мы проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Осень: Ребята, а какие приметы осени вы еще можете назвать?
Дети: Одна из первых примет осени – желтые пряди в листве, синицы в стаи собираются, летает паутина – будет тепло, птицы в стаи собираются и кричат, к дождю.
Осень: Ребята, есть такая поговорка: В сентябре и лист на дереве не держится, а пословица гласит: «Сентябрь птиц в дорогу торопит»,
Молодцы, вы знаете приметы осени.
Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью? (ответы детей: грибы и ягоды)
Дети, а какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)
Осень: А какие съедобные грибы вы знаете? (белый, подберезовик, …)
А несъедобные? (мухомор). А можно эти грибы пинать или топтать
Дети: Нет!
Осень: Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Осень: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу.
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? (Белка, медведь, заяц, ёжик)
Дети: звери собирают запасы, меняют шубки…
Осень: А как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик, а белочка? А мишка что делает?
Осень: А как готовятся к зиме птицы?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Осень: Молодцы, а что делаю муравьишки?
Дети запасаются кормом и закрываются в муравейнике.
Осень: А можно разрушать муравейник? (нет) Конечно, нет, муравьи – санитары леса, их трогать нельзя!
Осень: Ребята, а можно шуметь в лесу? А ломать ветки на деревьях?
Осень: Ребята, а посмотрите, у нас на полянке растет странный цветок, у него разный каждый лепесток.
Давайте найдем у него цвета осени. А для этого нам нужно сказать заклинания, но быстро-быстро, иначе не подействует.
Заклинание (скороговорка)
Осень просекой прошла,
Краски свои разлила.
Скажите, а какие цвета осени вы знаете?
Ответы детей: Желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый.
Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание, вы вспомнили все цвета осени.
Ребята, а какая бывает осень
Дети: Хмурая, пасмурная, золотая, дождливая.
Осень: А еще её называют порой увядания.
Осень: Листья падают, кружатся, тихо по ноги ложатся…/Гимнастика/
(Звучит осенняя мелодия, и дети рисуют под музыку листья).
Осень: На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Проводится разминка «Мы – осенние листочки».
Мы – осенние листочки. | |
Ветер дунул – полетели. | |
Мы летали, мы летали – | |
Все листочки так устали! | |
Ветер снова вдруг подул – | |
Все листочки полетели – |
Осень: Вам понравилось играть с осенним ветерочком?
Он вас поблагодарил за игру и улетел.
Осень: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответ детей)
А что вы интересного узнали?
Ребята, а какая я бываю?
Осень: Ребята, а я хочу отблагодарить вас за то, что вы много знаете обо мне.
Примите от меня дары осени (из корзины достает грибочки и угощает детей)
Осень: А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, закройте глаза и наша музыка перенесет вас с опушки леса в группу.
nsportal.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок»
Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе.
Тема: « Осенние деревья нашего парка»
Воспитатель: Циммерман А.А.
с. Новоегорьевское
2016г.
Цели:
Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру.
ЗАДАЧИ:
-расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени.
-упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев, в правильном названии цветов и геометрических фигур.
-включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб- дубовый, рябина- рябиновые, берёза – берёзовый, клен – кленовый).
– развивать логическое мышление.
– развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность.
– развивать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом)
-воспитывать экологическую культуру детей.
Предварительная работа:
– рассматривание иллюстраций о растительном мире;
– беседы, чтение стихотворений, загадок о деревьях, их плодах.
Оборудование: иллюстрации деревьев, плоды рябины и дуба, листья дуба, клена, рябины, березы, чудесный мешочек, мультимедийная установка, ноутбук, конфетное дерево.
Ход занятия
Организационный момент.
– Ребята, знаете, сегодня утром приходил почтальон. Он принес странные конверты, на них нет обратного адреса (Каждому ребенку раздается конверт.)
– Давайте посмотрим, что там. (Из конверта достают геометрические фигуры).
– Ребята, посмотрите, вам это ничего не напоминает?
– Правильно, геометрические фигуры. А какие? (Ответ детей)
Дидактическая игра «Закрой окошечко»
– Ребята, а, по-моему, эти геометрические фигуры нужно вставить в эти окошечки. Давайте попробуем, может, тогда мы узнаем, кто прислал нам эти письма.
Введение в тему.
– Ой, ребята да тут получилась целая картина. А как вы думаете, какое время года на ней изображено?
– Правильно, осень. А как вы догадались, что это осень? (Ответы детей).
-Ребята, а в моем конверте есть письмо. Может быть, это письмо нам прислала осень?
«Здравствуйте, ребята!
Я знаю, что вы очень хорошие дети. И никогда не бросаете друзей в беде. А мне нужна помощь. Дело в том, что налетел сильный ветер, он оторвал все листочки от деревьев и разбросал их по всему парку. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в парке.
Очень жду ваша Осень.»
-Ребята, поможем осени? Прежде чем отправится в парк, давайте вспомним, какие же там растут деревья? Тогда в путь.
«По тропинке в парк пойдем…»
По тропинке в парк пойдем, (Дети шагают)
Лужу мимо обойдем, (Обходят воображаемую лужу)
Посмотрели мы налево, (Смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (Смотрят направо)
Мы дорогу перешли, (дети шагают)
И в осенний парк пришли.
(Показ парк на проекторе)
– Ну вот, мы с вами и пришли в парк. Ой, ребята, посмотрите ветер, раскидал все листочки, а нам с вами придется в парке порядок наводить. Мы ведь пришли Осени помочь.
Дидактическая игра «Найди дерево»
– Ребята, посмотрите перед вами три дерева. А какие это деревья? (Ответы детей).- Правильно это дуб, берёза и клён. Вам надо каждый листочек приложить к его дереву. Ну что, ребята принимайтесь за работу. Я думаю, вы все справитесь с этим заданием.
-Как красиво осенью в парке. Я предлагаю присесть и полюбоваться этой красотой. (Показ дуба на проекторе)
-Ребята, как называется это дерево?
– Давайте послушаем, что нам про дуб расскажет (имя ребенка):
«Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый значит, закаленный!»
Воспитатель добавляет: Дуб – это могучее дерево с крепким стволом, сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Растут дубы медленно, а живут очень долго. У дуба есть плоды, послушаете про них загадку и вы узнаете, что лежит в «Чудесном мешочке»:
Все детки на ветках с рождения в беретках
С деревьев упадут, береток не найдут
Дети отгадывают загадку, достают из «Чудесного мешочка» желуди.
Воспитатель предлагает найти среди листьев дубовые, повторить это слово.
Воспитатель – А про какое дерево эта загадка?
– Зеленое платье потерялось
А красные пуговки остались.
(показ рябины на проекторе)
– Ответы детей.
Воспитатель: Почему пуговки? На что еще похожи ягоды рябины? (Бусины, шарики, маленькие яблочки) Если на ветке много ягод, то такую ветку называют кистью. Мы говорим: кисть рябины.
Найти среди листьев рябиновые. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что они резные, красивые, говорит о том, что рябина – очень красивое дерево: весной она, словно невеста, вся в белых цветах; осенью рябинка стоит, как девица – красавица, накинув бусы из красных ягод. Зимой рябинка – хлебосольная хозяйка, кормит голодных, озябших птиц. Вот какое это дерево: и красивое, и нужное птицам и человеку, ведь из ягод можно варить полезное варенье. )
Воспитатель предлагает детям, чтобы быть сильными и крепкими как дуб и красивыми, как рябинка, сделать физкультурные упражнения.
Физкультурная пауза:
Станем мы деревьями,
Сильными, большими Ноги на ширине плеч,
Ноги – это корни, руки на пояс
Их расставим шире
Чтоб держали дерево, один кулак
Падать не давали. поставить на другой
Из глубин подземных наклониться, ладони
Воду доставали сложить чашечкой
Наше тело – прочный ствол провести ладонями
Он чуть-чуть качается по туловищу покачаться
И своей верхушкой сложить ладони шалашиком,
В небо упирается поднять их над головой
Наши руки – ветви руки в стороны
Крону образуют сомкнуть пальцы
Вместе им не страшно покачать головой
Если ветры дуют покачать поднятыми руками
-Ребята, догадайтесь про какое дерево нам расскажет (Лиза):
Стоит красавица на поляне
В белом сарафане, желтом платочке (береза).
(показ березы на проекторе)
Воспитатель добавляет: стройный белый ствол, тонкие ветви, нарядные сережки, нежные резные листочки – это наша березка. Это лекарственное дерево, дерево, которое лечит, полезные вещества есть в листьях, почках и коре.
-Ребята, а вы знаете, о чем шумят и волнуются деревья, когда дует ветер? Послушайте внимательно, я вам расскажу:
О чем же шумят деревья?
Мы несем здоровье людям,
Мы лечебней всех лекарств.
Вам друзьями вечно будем.
Берегите нас, цените.
Не ломайте и не жгите,
Словно любящим друзьям,
Мы помашем веткой вам!
Итог
– Деревья лечат, кормят, поэтому долг человека – беречь их.
«По тропинке в сад пойдем…»
По тропинке в сад пойдем, (Дети шагают)
Лужу мимо обойдем, (Обходят воображаемую лужу)
Посмотрели мы налево, (Смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (Смотрят направо)
Мы дорогу перешли, (дети шагают)
В детский сад родной пришли.
-Ребята, вы думаете, что это? (конфетное дерево)
-Этот сюрприз нам приготовила осень. Это чудо-дерево у него вместо листьев конфеты. Давайте поблагодарим осень и скажем ей спасибо.
nsportal.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района
«Детский сад « Бобренок» с.п. Лыхма
Конспект занятия по экологии на тему:
«Путешествие в осень»
(средний возраст)
Дашковская Инна Николаевна,
Воспитатель.
2009г
Задачи:
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок.
Чтение художественной литературы.
Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Времена года» Чайковского «Осень».
Загадывание загадок.
Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Экологические игры:
«Собери цветок», «Узнай по вкусу», «Да или нет», «Времена года», «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?»;
«Подбери политру», рассматривание иллюстрации известных художников.
Материал к занятию.
Демонстрационный материал: картина «Осень»
Звуковая фонограмма явление природы.
Дорожки(узкая и широкая) картинки осени, краски, кисти.
Аудиозапись Чайковского «Времена года»
Ход занятия:
Организационный момент
Динамическая пауза
В. Гвоздев
Из ведерка – прыг! – на грядку, Прыжок вперёд
Все по делу, по порядку. Поочерёдное выставление рук вперёд
Ты, картошечка-картошка, Грозим пальцем одной руки
Посиди в земле немножко, Присаживаемся на корточки
Только там не засыпай, Грозим пальцем одной руки
А быстрее прорастай! Руки поднять
И расти на радость нам, Медленно начинаем вставать
Не по дням, а по часам. Встали
Мы тебя за тем сажаем, Обе руки вперёд
Чтоб вернулась урожаем! Руки полукругом перед собой.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…(Иван Бунин)
Воспитатель: Дети, кто скажет, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Воспитатель: Да правильно, осенью! Сейчас мы с вами отправимся в чудесную страну, страну загадочную полную тайн. Мы пойдём искать осень. Но в эту страну не идут поезда, и не летят самолёты. Как же страну эту назвать? Страну до которой рукой подать! А здесь простой секрет, смотри, замечай и ничего не пропускай! Отправляемся в путь, (воспитатель и дети идут по дорожке).Дети, будьте внимательны, дорожки нужно менять
Да у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ)
Физкультминутка:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкультпривет!
Воспитатель: Молодцы! вы знаете приметы осени, значит можно идти дальше Ребята, назовите, какой сейчас осенний месяц?
Дети: называют (ноябрь)
Воспитатель: Как художники называют осень?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Почему художники называют «золотая осень?»
Дети: Потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото.
Воспитатель: Предлагаю прослушать музыкальное произведение «Времена года», «Осень», определить характер музыки, какие цветовые пятна подойдут к нашей музыке? Молодцы, ребята вы успешно она звали осенние месяцы и определили характер музыки цветовыми пятнами.
-В лесу растут деревья, грибы. А кто живёт в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные и птицы.
Воспитатель: Правильно. Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к перелёту на юг, в тёплые края.
-Как мы называем таких птиц?
Дети: Эти птицы называются перелётными.
Воспитатель: Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые остаются зимовать у нас.
-Как мы называем таких птиц?
Дети: Эти птицы называются зимующими.
Воспитатель: Как готовятся животные к зиме?
Дети: Животные меняют свои летние шубки на зимние, более тёплые и пушистые. Медведи залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят себе запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было чем питаться.
Воспитатель: Всю зелень леса взяла и перекрасила Добрая волшебница всё кругом украсила, Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила, Всё кругом искриться, всё переливается Как же это чудо в природе называется?
Дети: «осень».
Воспитатель: Мы сейчас с вами превращаемся в маленьких художников, передадим красоту осени в своих рисунках. Вот осень приготовила нам листочки, краски, кисти. Помните, какими красками рисовала осень? (дети рисуют под музыку).
Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес.
-Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
-Где мы сегодня с вами побывали?
(дети отвечают на вопрос)
-Кого встретили в лесу?
-Кому помогли?
Вы очень хорошо справились с заданием, спасибо всем.
Используемая литература: О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»,
В.Н. Волчкова «Конспекты занятий с средней группе детского сада».
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
nsportal.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Колосок»
Конспект занятия по экологии на тему:
«Путешествие в осень»
(средний возраст)
Симонова Наталья Михайловна,
Воспитатель.
Задачи:
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок.
Чтение художественной литературы.
Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Времена года» Чайковского «Осень».
Загадывание загадок.
Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Экологические игры:
«Собери цветок», «Узнай по вкусу», «Да или нет», «Времена года», «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?»;
«Подбери политру», рассматривание иллюстрации известных художников.
Материал к занятию.
Демонстрационный материал: картина «Осень»
Звуковая фонограмма явление природы.
Дорожки(узкая и широкая) картинки осени, краски, кисти.
Аудиозапись Чайковского «Времена года»
Ход занятия:
Организационный момент
Динамическая пауза
В. Гвоздев
Из ведерка – прыг! – на грядку, Прыжок вперёд
Все по делу, по порядку. Поочерёдное выставление рук вперёд
Ты, картошечка-картошка, Грозим пальцем одной руки
Посиди в земле немножко, Присаживаемся на корточки
Только там не засыпай, Грозим пальцем одной руки
А быстрее прорастай! Руки поднять
И расти на радость нам, Медленно начинаем вставать
Не по дням, а по часам. Встали
Мы тебя за тем сажаем, Обе руки вперёд
Чтоб вернулась урожаем! Руки полукругом перед собой.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…(Иван Бунин)
Воспитатель: Дети, кто скажет, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Воспитатель: Да правильно, осенью! Сейчас мы с вами отправимся в чудесную страну, страну загадочную полную тайн. Мы пойдём искать осень. Но в эту страну не идут поезда, и не летят самолёты. Как же страну эту назвать? Страну до которой рукой подать! А здесь простой секрет, смотри, замечай и ничего не пропускай! Отправляемся в путь, (воспитатель и дети идут по дорожке).Дети, будьте внимательны, дорожки нужно менять
Да у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ)
Физкультминутка:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкультпривет!
Воспитатель: Молодцы! вы знаете приметы осени, значит можно идти дальше Ребята, назовите, какой сейчас осенний месяц?
Дети: называют (ноябрь)
Воспитатель: Как художники называют осень?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Почему художники называют «золотая осень?»
Дети: Потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото.
Воспитатель: Предлагаю прослушать музыкальное произведение «Времена года», «Осень», определить характер музыки, какие цветовые пятна подойдут к нашей музыке? Молодцы, ребята вы успешно она звали осенние месяцы и определили характер музыки цветовыми пятнами.
-В лесу растут деревья, грибы. А кто живёт в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные и птицы.
Воспитатель: Правильно. Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к перелёту на юг, в тёплые края.
-Как мы называем таких птиц?
Дети: Эти птицы называются перелётными.
Воспитатель: Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые остаются зимовать у нас.
-Как мы называем таких птиц?
Дети: Эти птицы называются зимующими.
Воспитатель: Как готовятся животные к зиме?
Дети: Животные меняют свои летние шубки на зимние, более тёплые и пушистые. Медведи залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят себе запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было чем питаться.
Воспитатель: Всю зелень леса взяла и перекрасила Добрая волшебница всё кругом украсила, Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила, Всё кругом искриться, всё переливается Как же это чудо в природе называется?
Дети: «осень».
Воспитатель: Мы сейчас с вами превращаемся в маленьких художников, передадим красоту осени в своих рисунках. Вот осень приготовила нам листочки, краски, кисти. Помните, какими красками рисовала осень? (дети рисуют под музыку).
Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес.
-Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
-Где мы сегодня с вами побывали?
(дети отвечают на вопрос)
-Кого встретили в лесу?
-Кому помогли?
Вы очень хорошо справились с заданием, спасибо всем.
Используемая литература: О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»,
В.Н. Волчкова «Конспекты занятий с средней группе детского сада».
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
nsportal.ru
Конспект занятие по экологии.
Тема: «Многообразие осенних листьев».
Задачи: Показывать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте, вспомним какое сейчас время года. Дети: Ответы. Воспитатель: Правильно, наступила осень. Давайте, посмотрим, что изменилось с приходом осени. Дети: Ответы. Воспитатель: Посмотрите, что стало с деревьями на нашем участке. Дети: Ответы. Воспитатель: А какие у нас деревья есть на участке. Дети: Ответы. Воспитатель: Берёза, клён, рябина.
Как можно назвать такое время года? Дети: Ответы. Воспитатель: Осень называют жёлтой, золотой.
А какие листочки? Дети: Ответы. Воспитатель: Листья лёгкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Как это называется? Дети: Ответы. Воспитатель: Это листопад. Давайте все вместе повторим. Дети: Повторяют. Воспитатель: Посмотрите, сколько много листьев, и они все разные. Как вы думаете почему? Дети: Ответы. Воспитатель: У каждого дерева свои листочки поверхность листовой пластинки у листьев разная у берёзы – шершавая, у клёна – гладкая. Дети: Дети рассматривают.
Художественное слово. Дети читают стихи.
Падают, падают листья – В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят…
М. Ивенсен
Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад. Листья около берёзы Золотым ковром лежат.
Е. Головин
Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
Е. Тутнева
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем: Игра: «Найди самый красивый листок». Дети: Выбирают из предложенных наиболее понравившийся листик. Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые листочки. Дети: Ответы. Воспитатель: Этот листок – берёзы, этот клёна. А теперь вы мне скажите у вас в ручках какие листики, с какого дерева? Дети: Ответы.
Пальчиковая гимнастика. «Осенние литья».
Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листья берёзы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листья дуба Мы соберём, Маме осенний букет отнесём.
Н. Нищева Воспитатель: А, сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру «Листопад».
Листопад! Листопад! Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки! Кружатся красивые красные листочки! Сели! Уселись и замерли. Прилетел лёгкий ветерок, подул. Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то жёлтые, то красные листья.
nsportal.ru
ДАРБИНЯН МАРИНЕ СЕРЁЖАЕВНА
ГБОУ СОШ Детский Сад №1421 (п/р 2)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОСЕНЬ»
СКАЧАТЬ
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Развивающая среда:
Словарная работа
ХОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Солнце нет на небе тучи
Ветер вредный и колючий
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ.
Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру)
Игра “Погода осенью”
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы.
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
Приметы
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Физминутка “Листочки”.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков
Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.
vospitately.ru