Конспект урока звук и буква а: Конспект урока на тему “Буква А,а” (1 класс)

Содержание

Конспект урока на тему “Буква А,а” (1 класс)

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1.

Тема: Звук [а]. Буква А а.

Цель: познакомить учащихся со звуком и буквой [а].

Задачи:

Образовательные: формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами а; формировать навык чтения;

Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.

Воспитательные: прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.

Оборудование: ручка, Обучение грамоте, пропись.

Ход урока.

1. Создание положительного эмоционального настроя.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуту не теряем.

2. Актуализация жизненного опыта. Целепологание.

Для того чтобы узнать тему урока. Учитель предлагает детям назвать любимые праздники и объяснить, почему они им нравиться. (Дети перечисляют праздники, в том числе и день рождения).

– Ребята, у нас сегодня есть именинница.

Раз, два, три, четыре, пять. Кого будем поздравлять?

Чьи исполнятся мечты? Для кого горят цветы?

Кто сегодня будет горд. Будет есть большущий торт?

Свечи будет задувать? И подарки открывать?

Для кого же этот стих? И в глазах веселье – чьих?

Кто сегодня впереди? Именинник выходи!

– кто же это?

– хотите узнать? Учитель показывает картинки: ананаса, апельсина, абрикоса, арбуз, астра.

– что общего в этих словах? (Начинаются со звука [а]).

– так, ребята кто же у нас сегодня именинница? (Буква А!!!)

Будем букву А встречать.

День рожденья отмечать.

– Вы сами узнали новую тему урока! Молодцы!

Игра «Продолжай – не скучай» Продолжите предложение.

На уроке вы познакомитесь со звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

3. Работа над новой темой.

Работа с учебником.

Догадались для чего схема в учебнике? (Для характеристики звуков).

– Кто знает, что обозначают эти знаки? (Учитель предлагает рассмотреть схемы к словам арбуз, аист. Учащиеся дают характеристику звука [а] и объясняют одноклассникам правила).

Задание №1.назовите предметы в классе, в которых звук [а] есть в начале, середине, конце.

Артикуляционная гимнастика.

Для язычка.

А – арбуз большой купили,

Рот пошире мы открыли.

Для формирования понятия: звук [а] – гласный звук. Учитель предлагает рассмотреть картинку в учебнике и произнести звук. Начинаем тихо, затем громко.

Работа с зеркалом.

Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука. На основе этого дети делают вывод, что воздух не встречает препятствия, и говорят, что этот звук гласный.

Задание №2. именная каких твоих одноклассников начинается на букву А?

Работа в прописи.

Задание № 1. рассматриваем образец строчной буквы а.

– Между какими линиями рабочей старки она расположена?

– Из каких элементов она состоит?

– Опишите направление руки при написании буквы. Письмо элементов буквы на линиях с частой наклонной линией. Сравнение с образцом.

Задание №2. работа со схемами слов – ваза, акула.

Динамическая пауза.

Высока и стройна буква А.

Очень похоже на арку она.

– На что похоже буква А?

Работа по учебнику.

Задание №3. чтения стихотворения.

-сколько раз встречается буква Аа в этом стихотворении?

-какое слова вам не знакомо? Работа со схемой слова «айва».

Задание №4. помоги Алме составить рассказ про нашу столицу.

Работа по развитию речи учащихся.

– В день рождение именинники находиться в центре внимании, получают подарки и поздравления. Давайте для буквы А разучим стихотворения.

Всем известна буква А!

Буква очень славная.

Да к тому же буква А.

В алфавите главная! (С.Маршак)

– Ребята а почему букву А называют главной буквой алфавита?

– Найдите в алфавите букву А.

Пальчиковая гимнастика.

Как – то маленький удав захотел залезть под шкаф.

Он под шкафом растянулся, а потом в клубок свернулся.

(Дети кладут правую руку на стол, ладонью вверх. Сгибают и разгибают указательный палец. Затем повторить упражнение на левой руке).

Работа в прописи.

Задание №3. письмо

– Запись печатной буквы письменно.

– Работа со схемой слов – мак, бант, кран.

Рефлексия.

Оцените оборотом свои ощущения.

Каша в голове.

Ни в зуб ногой.

Светлая голова.

Урок «Гласный звук [а], Буква А,а»

Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования, реабилитации и оздоровления»

ЦДО г. Липецка

Конспекты индивидуального занятия

по обучению грамоте в 1 классе для обучающегося

с расстройствами аутистического спектр

с приложением компьютерной презентации

Разработал

учитель начальных классов

О.В. Козырева

Тема урока: Гласный звук [а], буква А, а.

Цель урока: Познакомить учащегося со звуком [а] и буквой А, а, учить дифференцировать понятие звук и буква.

Задачи:

1) образовательные:

– учить выделять звук [а] в начале слова;

– соотносить звук и букву;

– подбирать слова с данным звуком в начале слова.

2) по развитию речи:

– формировать умения участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

– развивать артикуляционный аппарат учащегося.

3) коррекционно-развивающие задачи:

– корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащегося.

4) Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес у учебным занятиям, ответственность к работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.

Оборудование урока: визуальное расписание, календарь, карточки для артикуляционной гимнастики, веер, карточки Г. Домана, буква А из картона, счетные палочки, пластилин, бумажные полоски, картинки на букву А, карточки для нахождения буквы А.

 

ХОД УРОКА.

Организационный момент:

    1. Динамическая пауза.

    «Две сестрицы, две руки» (Слайд №2)

    Составление визуального расписания. (Слайд № 3)

      Учитель показывает учащемуся «Визуальное расписание», объясняет какие уроки буду проходить сегодня. Приглашает ученика для того, чтобы он поставил карточку с нужным уроком в окошко «Сейчас».

      Работа с календарем: (Слайд №4).

        – Какое сейчас время года? (с опорой на схему «Времена года»)

        – Какой сегодня день недели? (с опорой на схему «Дни недели»)

        – Какой день недели был вчера?

        – Какой день недели будет завтра?

        – Какое сейчас время суток? (с опорой на схему «Части суток»)

        II. Развитие речевого аппарата

        Артикуляционные упражнения для губ:

        – вытягивание трубочкой;

        -растягивание в ниточку, в улыбку;

        -округление губ;

        – вытягивание трубочкой;

        – оскал.

        Артикуляционные упражнения для языка:

        – язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

        – движение языка влево-вправо;

        – движение вверх-вниз;

        – цоканье.

        III. Включение в учебную деятельность.

        Что мы называем азбукой?

        Что такое буква?

        Для чего людям необходимо уметь читать и писать?

        IV. Постановка целей и определение темы урока.

        Учитель сообщает, что теперь учащийся будет знакомиться с буквами. И на этом уроке состоится знакомство с первой буквой, а с какой он должен догадаться сам, посмотрев мультфильм. (Обучающий мультфильм про букву А, а).

        V. Подготовка учащегося к усвоению нового материала.

        1.Артикуляционная гимнастика. (Слайд №5).

        -Мы пришли к доктору, у нас болит горло (учитель вывешивает картинку на доске). Устанавливаем, какой звук нас просит произнести доктор. Ученик широко открывают рот и произносят звук [а].

        -Как девочка укачивает куклу?

        -Какой звук мы слышим? Произнеси четко.

        -Мы можем этот звук спеть? Вместе поем песенку звука [a] и укачиваем малыша. (На доске появляется картинка с изображением мамы с ребенком на руках). Поем колыбельную песенку со звуком [а].

        – Это звук гласный, так как можно голосом спеть песенку и голосу во рту ничто не мешает: ни язык, ни зубы.

        -Произнеси еще раз этот звук. Как мы его назвали?

        2. Коррекция фонематического слуха. Игра с веером.

        Учитель показывает картинки и называет их. Если в начале слова учащийся слышит звук [а], то он поднимает букву А. Если в слове нет заданного звука, то ученик сидит правильно. ( арбуз, астра, альбом, дом, нос, автобус и т. д.)

        3. Глобальное чтение. (Слайд № 6)

        Учащемуся предлагаются карточки с написанными словами по теме: «Дикие животные». Слова произносятся четко. Ребенок повторяет слова и запоминает их написание.

        4. Физкультминутка. (Слайд № 7)

        (Две подружки, две руки).

        VI. Изучение нового материала.

        1.Знакомство с буквой (Слайд № 8)

        – Звук [а]обозначается буквой А, а. Выставляется картинка с буквой на доску. Учащемуся выдается вырезанная из картона большая буква А. Учащийся рассматривает букву. С помощью учителя выделяет элементы буквы. Обводит букву пальчиком. Такая же буква есть и у педагога. Ученик и педагог самостоятельно украшают букву (кто как хочет).

        Выкладывают буквы из счетных палочек, верёвочек, бумажных полосок. Вылепливает из пластилина.

        2. Работа с личным букварем.

        Учащемуся предлагаются картинки, ему необходимо наклеить в личный букварь только те картинки, которые начинаются с гласного звука [а].

        3.Упражнение на развитие зрительного восприятия. Нахождение буквы «А», «а» в ряду букв. (Слайд № 9)

        – Найди знакомые буквы в ряду (ученику выдаются карточки)ю
        А – ? У А И Э Ы О А У Э А
        а – ? А У И Э О а Ы И а И

        VII. Закрепление изученного материала.

        Работа с Азбукой.

          – покажи и прочитай буквы вверху страницы на красном квадрате;

          – прочитай написанные в строчку буквы, большую букву «А» читай громко, а маленькие «а» читай тихо.

          Инструкция педагога. Поставь пальчик под большую букву «А», читай А-А-А до маленькой буквы «а», потом: а – а – а.

          Письмо букв «А а» на парте рукой, на полу ногой с помощью подсчета элементов буквы: раз, два, три.

            V. Подведение итога урока

            – Какую букву мы сегодня изучали?

            – Какой звук обозначает эта буква?

            Презентация к уроку

            Урок обучения грамоте: “Звук [а]. Буква А”

            Цели:

            • познакомить с буквой, обозначающей звук [а],
            • учить находить в словах букву А;
            • развивать фонематический слух, внимание, формировать умение рассказывать;
            • продолжить работу над слого-звуковым анализом слова.

            Ход урока

            Организационный момент.

            – Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый. А сейчас “съешьте” по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Что использовали? (Мимику, жесты.)

            – А сейчас, ребята, покажите карточки, с каким настроением вы пришли сегодня в школу. (Дети показывают карточки: зелёный цвет – хорошее настроение, красный цвет – плохое настроение.)

            II. Сообщение темы урока.

            – Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (Учитель показывает картинку замка.)

            – В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

            III. Повторение пройденного.

            – На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные.)

            – Как отличить гласный от согласного?

            – Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?

            – Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.

            IV. Работа по теме урока.

            1.- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].)

            – Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)

            2. Работа с букварём.

            – Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?

            – Какой звук произносит мальчик? Как вы догадались? Произнесите этот звук сами (используем зеркальце)

            – Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.

            – Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.

            3. Игра “Поймай звук”.

            Учитель произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].

            – Фея Анна живёт в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем. Ребята, назовите слова со звуком [а].

            – А сейчас послушайте слова. Где находится звук [а] – в начале, в середине или в конце. Покажите .( Дети для показа используют разрезанную картинку птички. Голова обозначает, что звук мы слышим в начале слова, грудка – в середине, хвостик – в конце слова.)

            – Что это? (Это глобус.)

            – Правильно, дети. Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот – Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это – Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке.)

            – Повторите, где мы с вами побывали?

            – Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.

            Физкультминутка.

            – Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук(а), вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.

            4. Звук [а] обозначается буквой А. На что похожа буква А?

            Вот два столба наискосок,

            А между ними – поясок!

            Ты букву эту знаешь? А?

            Перед тобою буква А.

            – Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.

            (Можно предложить детям выложить эту букву из счётных палочек, из трёх пальчиков или напечатать в тетради по чтению.)

            – Встаньте те дети, чьи имена или фамилии начинаются с изучаемой буквы.

            – Найдите, где домик буквы А в нашей классной азбуке.

            – Рассмотрите печатные и письменные буквы.

            – Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?

            – Сколько вы видите печатных букв? Письменных?

            – Почему букв по две?

            – Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?

            – С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.

            – Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.)

            – Можно ли их “встретить” в середине или в конце слов? Почему?

            – Давайте найдём букву А среди других букв и обведём её.

            5. Работа со схемами слов ( стр. 23).

            – Назовите изображённые предметы. (Маки, астра, ландыш.)

            – Назовите предметы одним словом. ( Цветы.)

            – Назовите первое слово. ( Маки.)

            – Сколько в этом слове звуков? Произнесите каждый звук. Какой он? Какие цвета будете использовать в схеме?

            (Аналогично проводится работа с двумя другими словами. )

            6. Работа с предложениями.

            – Перед вами пиктограмма – рисуночное письмо. Прочитайте первое предложение.

            (Варианты ответов: Малина сладкая, а лимон кислый. Малина нравится, а лимон нет.)

            – Что вам помогло определить второе и последнее слово? (Мимика.)

            – Сколько слов в предложении? Какое слово третье?

            Чтение следующих предложений.

            Перо лёгкое, а гиря тяжёлая.

            Перо белое, а гиря чёрная.

            Кит большой, а рыбка маленькая.

            Вопросы- “ловушки”. Можно ли так говорить?

            Заяц белый, а волк злой.

            Жук маленький, а бабочка красивая.

            (Дайте варианты исправления этих предложений. Например: Жук маленький, а бабочка большая.)

            7. Работа с предложениями, состоящими из одного слова и с разными знаками препинания.

            – Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено? Прочитайте предложение.

            Несколько детей пробуют читать это предложение; предлагаю разыграть сценку.

            Разыгрывание второй ситуации. Один ученик задаёт любой вопрос. Второй произносит: “А?”

            – Какие средства устной речи использовали? (Жесты, интонацию.)

            Рассматриваем третью картинку и запись под ней. Сравниваем запись первого и третьего предложений.

            V. Итог урока.

            – С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня на уроке?

            – Охарактеризуйте их.

            Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний

            Тема: звук и буква А.

            Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

            Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

            Образовательные:
            – Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

            Коррекционно-развивающие:
            – Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
            – Развивать фонематическое восприятие и представление.
            – Формировать звукослоговой анализ и синтез.
            – Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
            – Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
            – Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
            – Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
            – Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.

            Коррекционно-воспитательные:
            – Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
            – Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
            – Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

            Оборудование:
            Демонстрационный материал:
            ПК, презентация РР.
            Раздаточный материал:
            Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

            Ход занятия:

            1. Организационный момент
            Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

            2. Артикуляционная гимнастика
            Приготовим наши язычки к работе.

            3. Пальцевая гимнастика
            Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

            4. Работа в тетради в клеточку
            Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

            5. Повторение пройденного
            Гласные звуки – поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

            6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
            Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

            7. Работа с артикуляционным профилем
            Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

            8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
            Если есть [А] в слове – карточка со знаком +, если нет – со знаком –
            Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
            Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

            9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

            10. Рассказ тетушки Совы о букве А
            Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

            11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
            Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.

            

            12. Физ. пауза о/р
            Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
            Полосатенький бочок.
            Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
            Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
            Раз, два, три, четыре, пять,
            Хомка хочет сильным стать.

            13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
            Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков – красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

            14. Итог занятия

            Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»

            Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

            Видео к конспекту занятия «Звук и буква А»

            Также по теме:

            Урок 14. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [a], БУКВА Аа | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

            Урок 14. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [a], БУКВА Аа