Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.), великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.
Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.
В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».
Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.
В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами».
В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу.
В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.
17 декабря 1825 г узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».
В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».
В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».
Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.
В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».
Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке.
Поэт был смертельно ранен.
Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга.
Еще по теме:
Популярно:
Комментарии:
|
Главная>Биографии писателей и поэтов
Очень краткая биография (в двух словах)
Краткая биография (подробно)
Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)
Очень краткая биография (в двух словах)Родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец — Сергей Львович Пушкин (1770—1848), поэт-любитель. Мать — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка африканца Ганнибала, слуги Петра I. С 1811 по 1817 годы учился в Царскосельском лицее. В 1824 году был отправлен в ссылку на 2 года в Михайловское. 2 марта 1831 года женился на Наталье Гончаровой. У них было 4 детей (2 мальчика и 2 девочки). 8 февраля 1837 года дрался на пистолетах на дуэли с Дантесом. Был ранен, и умер 10 февраля 1837 года, в возрасте 37 лет. Похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. Основные произведения: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дубровский», «Барышня-крестьянка» и другие.
Краткая биография (подробно)Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский драматург, поэт, прозаик и публицист. У Пушкина репутация великого поэта, который создал современный русский литературный язык. Он родился 6 июня 1799 года в Москве в высокообразованной среде. Отец писателя был настоящим ценителем литературы и имел огромную библиотеку. Дом Пушкиных часто посещали такие люди, как Карамзин и Жуковский. Дядя писателя Никита Козлов являлся стихотворцем. Маленький Александр проводил много времени с ним и со своей няней Ариной Родионовной. Не последнюю роль в воспитании будущего поэта сыграли французские гувернёры, научившие его прекрасно владеть французским языком и с любовью относиться к чтению книг.
В 1811 году Пушкин поступил на обучение в Царскосельский лицей, где провел около шести лет. Затем он поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Однако, вместо того, чтобы работать, всё свое время он отдавал творчеству. В этот период появились стихотворения «К Чаадаеву», «На Аракчеева», «Вольность», «Деревня». Еще, будучи в лицее, он начал работать над поэмой «Руслан и Людмила», которая была готова в 1820 году. Вскоре Пушкин был отправлен в ссылку на юг за «возмутительные» стихи. В 1823 году он был направлен на службу к графу Воронцову в Одессу. В 1824 году он был выслан на несколько лет в Михайловское, где на тот момент находилась вся его семья. В этот период писатель работал над «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым» и новыми стихотворениями.
Узнав о восстании декабристов в 1825 году, Пушкин уничтожил часть автобиографических записок. Вскоре поэт самовольно решил уехать на Кавказ. После этого путешествия он написал очерк «Путешествие в Арзрум». В 1830 году, из-за повальной эпидемии чумы, задержался в Болдино. В этот период появились «Болдинская осень», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Бесы», а также был закончен роман «Евгений Онегин». В следующем году он вернулся к государственной службе. Там он смог получить доступ к архивам, которые помогли ему написать «Историю Пугачёва» и «Историю Петра I».
Последние годы жизни поэта были омрачены плохими отношениями с царем и влиятельными кругами страны. В таких условиях было трудно заниматься творчеством, но именно в этот период Пушкин написал «Пиковую даму», «Капитанскую дочку», «Медный всадник». В конце 1835 года поэту было разрешено издавать свой собственный журнал – «Современник». В 1836 году Пушкин был вынужден вызвать на дуэль Дантеса, который, по мнению петербургских клеветников, состоял в связи с супругой писателя Натальей Николаевной. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года на Чёрной речке в Петербурге. Во время дуэли Пушкин был смертельно ранен и умер через два дня 10 февраля. Поэт похоронен в Псковской области на территории Святогорского монастыря.
Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)
см. также:
Список самых известных произведений Александра Пушкина по алфавиту. Их краткие содержания, характеристики героев и сочинения
Краткие биографии других писателей и поэтов
Методическая разработка урока чтения и развития речи в 7 классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тема: «А.С.Пушкин. Биография».
Симанаева Вера Александровна, учитель
чтения и письма МБС(К)ОУ VIII вида –
школы №44 г. Брянска
Тема урока: А.С.Пушкин. Биография
.
Цель урока: познакомить с биографией поэта ( детские и лицейские годы).
Задачи урока: отработка навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного словаря учащихся; расширение кругозора; развитие познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.
Оборудование: презентация к уроку, музыкальный центр, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И.Глинки, учебник чтения для 7 класса под редакцией А.К.Аксёновой.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих русских поэтов. Но прежде проверим домашнее задание.
2. Опрос учащихся по домашнему заданию:
а) отгадывание загадок, подготовленных учащимися
– Что было задано на дом?
– Что такое загадка?
– О чём бывают загадки?
-Загадайте каждый свою загадку.
– Какие слова помогли вам отгадать, о чём эта загадка?
б) актуализация знаний учащихся
– Мы закончили изучение произведений устного народного творчества.
– Почему это творчество называется устным? Народным?
– Вспомните, с какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из предложенных вариантов ответов (слайд 1).
– Почему вы не назвали рассказы, повести, стихотворения?
– Проверим, так ли это (слайд 2).
– Так кто же сочинял былины, поговорки, сказки?
3. Сообщение темы, постановка учебных задач.
(чтение отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися)
– Кто автор этих стихов?
– Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – вот сама
Идёт волшебница зима.
– Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
– У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
– Да, вы правильно сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).
– Что вы знаете о Пушкине?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А. С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.
4. Словарная работа.
– Кто знает, что такое биография? (слайд 4)
Биография – описание чьей-либо жизни; жизнеописание.
Слово «биография» происходит от греческих слов bios – жизнь, graf – пишу.
5. Рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.
Выборочное чтение.
– А.С.Пушкин (слайд 5) родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей Львович Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда Осиповна.
-Семья Пушкиных постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.
Надежда Осиповна, мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки. Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.
Воспитанием будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна. Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал нежность и ласку.
А.С.Пушкин очень любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал «о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.
Одну из сказок, услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже известным поэтом (1831г. ). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр Сергеевич написал 5 сказок.
– Давайте вспомним, как называются эти сказки (слайд 12).
(называют сказки ученики)
– В сказках А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность, предательство наказываются.
Стихи Пушкина напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский – Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И.Глинка – оперу по поэме «Руслан и Людмила. Марш Черномора вы слушали на уроке музыки. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша (слайд 13) и немного пошагаем в темпе данного Марша.
Физминутка
– Пушкин рано научился читать. У отца была хорошая библиотека. Будущий поэт читал книги русских и французских писателей, знал наизусть большое количество стихов. С девяти лет Пушкин пробует сочинять сам.
– Когда Александру исполнилось 12 лет (1811г. ), его отдали учиться в лицей, который находился в Царском Селе (слайд 14). Это недалеко от Петербурга. Царское село позднее переименовали в г. Пушкин.
– Кто знает, что такое лицей? (слайд 15)
Царскосельский лицей – учебное заведение для мальчиков из дворянских семей, которых готовили к государственной службе.
(слайд 16) Александр не грустил и не плакал, когда уезжал из родительского дома. О ком и о чём было грустить? Родителей он раздражал, гувернёров на любил.
– Кто знает, кто такие гувернёры? (слайд 17)
Гувернёр – воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.
Жаль было расставаться только с бабушкой и няней, которых он будет всегда вспоминать снежностью и теплотой, а став поэтом, посвятит им стихи.
– Поступление в лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, пережил с ними события Отечественной войны 1812 года, здесь узнал о \Бородинской битве, о победе русских в этой войне и др. Но это всё было ещё впереди.
– Пушкина поселили в комнате под номером 14 (слайд 18). Над дверью уже висела дощечка с его фамилией. Комнатки были маленькие, тесные. В таких комнатах жили все лицеисты. Распорядок дня в лицее был строгий.
– Об этом прочитайте в учебнике .
Выборочное чтение: с. 37
– Чем занимались лицеисты в течение дня?
(чтение про себя и вслух)
– В 10 часов лицеисты расходились по комнатам и ложились спать. (слайд 19) Длинные сводчаты коридоры погружались в тишину и мрак.
– Лучшим другом Пушкина в лицее стал Иван Пущин (слайд 20).
– Почему Пущин был самым близким другом Пушкина?
(чтение отрывка с.38)
– Позже у А.С.Пушкина стало много друзей-лицеистов (слайд 21): Дельвиг, Яковлев, Кюхельбекер и другие. Со многими товарищами по лицею Пушкин остался дружен до самой смерти.
– В лицее они вместе писали стихи, рисовали, издавали рукописные журналы, где помещали свои произведения. Они были молоды и талантливы, но Пушкин был лучшим из них.
(слайд 22) В лицее Пушкин очень много читал и сочинял стихи. Шесть лет провёл будущий поэт в лицее. И уже к окончанию учёбы твёрдо решил, что будет только поэтом. Он стал великим поэтом.
(слайд 23) А.С.Пушкин погиб на дуэли в 37 лет, но поэзия его живёт. Все читают его стихи, сказки, поэмы, повести, романы.
6. Память потомков
– Каждый год 6 июня в день его рождения по всей России проходят Пушкинские чтения; во многих городах не только России поставлены памятники (слайд 24); названы улицы, музеи, библиотеки, театры.
– Кто знает, как увековечена память о великом поэте в нашем городе?
(слайды 25,26,27)
–В Брянске в Володарском районе есть улица и сквер им. Пушкина. В Бежицком районе в парке у кинотеатра «Победа» стоит памятник А.С.Пушкину.
7. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали о Пушкине сегодня на уроке?
8. Оценка работы учащихся.
Выставление оценок с комментированием.
9. Домашнее задание (слайд 26).
с.36-39, подготовить ответы на вопросы
Александр Пушкин родился на исходе XIII века в 1799 г. и умер в расцвете лет в 1837 г. получив тяжелое ранение в живот на дуэли.
А. С. Пушкин – светоч русской литературы: поэт–писатель–драматург. Из-под его пера вышли:
Пушкин переложил на литературный язык сказки своей няни, и они вошли в золотой фонд детской литературы.
Писатель родился в московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в с. Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева.
В 1811 г. Пушкин поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков, где его вовсе не считали талантом.
В 1817 г., после лицея, в чине коллежского секретаря 12 кл. юноша поступил служить в Коллегию иностранных дел.
В 1831 г. Александр Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. В храме, по свидетельствам современников, было три нехороших знамения, которые предвещали крах от этого брака. К 1836 году в семье Пушкиных родилось два сына и две дочери.
За написание политической лирики в 1620 г. гений поплатился свободой и был выслан Александром I на юг России. На деле Пушкину грозила Сибирь, и спасли его только ходатайства просветителей: Карамзина, Жуковского, Крылова.
В ссылке А. Пушкин увлекается произведениями Дж. Байрона
После возвращения за неосторожное высказывается о религии поэта уволили и выслали в село Михайловское, где он провёл два года: 1824–1826.
На творчество молодого Пушкина имели влияние труды Вольтера и русских писателей просвещения (Жуковского Радищева и др).
Первые признанные стихи появились в 1814 г. Одно из них – «К другу-стихотворцу» – было опубликовано в «Вестнике Европы», после чего юного поэта приняли в литературный кружок «Арзамас».
С 1819 г. Александр Сергеевич Пушкин становится членом «Зелёной лампы» – популярного в те годы литсообщества, начинает «Руслана и Людмилу», дописывает поэму в 1820 г. Через год появляется поэму «Кавказский пленник», принёсшая автору славу.
В 1823, году поэт принимается за то, чего никто до него ещё не делал – пишет роман в стихах, работа над которым длилась почти 10 лет. Знаменитый «Евгений Онегин» был закончен в 1832 г.
В этот же период появляется задумка написать исторический роман о восстании Пугачева. Писатель начинает искать необходимые для этого материалы, ездит по местам шествия пугачевской армии, собирает данные по крупицам. В итоге появляется «Капитанская дочка»
В это время написаны:
С 1836 г. писатель издает журнал «Современник», где была опубликована «Капитанская дочка».
После получения чина камер-юнкера, писатель подает в отставку, чтобы заниматься творчеством. Но многие его произведения цензура не допускает к печати. В семье возникают серьезные финансовые проблемы.
Вследствие конфликта на личной почве с Ж. Дантесом, гений стреляется на дуэли, где получает смертельное по тем временам ранение. Умер писатель 29 января (10 февраля) 1837 года.
Николай I повелел обеспечить семью погибшего поэта довольствием.
Александр Сергеевич Пушкин известен всем и на сегодняшний день не только как великий русский поэт и драматург, но и как великолепный прозаик, публицист и даже критик.
Родился 26 мая 1799 года в Москве. Воспитывался он дома при помощи французских гувернеров, благодаря чему у него появились прекрасные знания французского языка и необъятная любовь к чтению.
В 1811 году открывается Царскосельский лицей, куда Александр сразу же поступает на обучение. В июне 1817 года Пушкин оканчивает обучение и в чине коллежского секретаря его определяют на службу в Коллегию иностранных дел. Здесь он и одного дня не проработал, так как решил всего себя и свою жизнь посвятить именно творчеству. На этот период припадают такие великие стихотворения поэта, как: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и «На Аракчеева».
Еще до того момента, пока поэт не окончил училище им была создана всем известная поэма «Руслан и Людмила».
В мае 20-ого года его отправляют в ссылку на юг. В 1823 году он оказывается под началом графа Воронцова, благодаря которому попадает в Одессу. Когда в 1824 году он оказывается в Михайловском, то тут же реализует себя как великолепный художник-реалист. Именно здесь он продолжил написание новой увлекательнейшей поэмы «Евгений Онегин» и написал массу удивительных стихотворений.
17 декабря 1825 года поэт узнает о восстании декабристов и о том, что его друзья находятся под арестом. Чтобы пережить обыск, Пушкин сжигает все имеющиеся автобиографические записи.
В 1828 год он самовольно отправляется на Кавказ.
В 1830 году поднялась огромная эпидемия чумы, в результате которой приходится на некоторое время задержаться в Болдино. Именно этот период времени стал нам известен как «Болдинская осень».
Последние годы жизни великого поэта прошли в достаточно сложной обстановке. Отношения с царем обострились, а вражда к поэту со стороны чиновных рядов и аристократов только возросла. В эти годы были написаны: «Пиковая дама», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и много сказок.
В самом конце 1835 года поэт получает разрешение издать собственный журнал, который в последствии он называет «Современник».
Зимой следующего года завистники и злейшие враги поэта пускают слух о романе его любимой супруги Натальи с Дантесом, которого он, не раздумывая, вызывает на дуэль. Именно на Черной речке состоялось это печальное событие, которое повлекло за собой смерть поэта. 27 января 1837 года Александра Сергеевича Пушкина не стало.
Для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6 класс
Родился в 1799 году, в городе Москва. Его семья принадлежала к дворянскому роду, а корни уходят глубоко в Африку к прадеду Абраму Петровичу Ганнибалу.
Семья была большая и кроме маленького Саши у родителей был ещё один сын Лев и дочь Оля. Отношения с отцом у Пушкина не складывались, поэтому с ним занимались воспитатели. Александр Сергеевич часто приезжал к своей бабушке на лето в деревню, там он познакомился с няней Ариной Родионовной, которой в дальнейшем посвятил несколько стихотворений. Няня была ем как вторая мать, которая разделяла все печали и радости будущего поэта.
Обучение в Царском селе стало одним из самых важных событий в жизни Пушкина. Здесь он знакомится с друзьями, о которых будет вспоминать всю жизнь и посвящать им многие свои работы. Также в лицее юный поэт пишет свои первые работы, и ему дают разрешение на их публикацию. В 1814 году он становится членом литературного общества «Арзамас», основателем которого был Петр Андреевич Вяземский.
Александр Сергеевич зачитывался произведениями Вольтера, а также отечественными работами писателей Д. И Фонвизина и А. Н Радищева. Именно они стали толчком в литературной карьере молодого Пушкина. В 1817 году он заканчивает Царскосельский лицей и начинает работать в коллегии по иностранным делам, но через 2 года уходит с этого места.
Начиная с 1819 года, двадцатилетний поэт является членом еще одного литературного кружка – «Зеленая лампа». Там он знакомится с работами своих современников и трудится над написанием сказки «Руслан и Людмила».
Произведение «Кавказский пленник» делает его известным среди широких и узких кругов, а работа «Евгений Онегин», опубликованная только в 1833 году приносит ему огромный успех. В этот период были также написаны многие известные его произведения, которым посвятил большое количество времени. Он изучает переломные моменты в жизни России, восславляет её в своих стихах и романах. В 1826 году пишет просьбу о переводе в Одессу и там проводит большое количество времени. Встречает свою первую любовь – княгиню Воронцову. Их союзу пытались помешать и на Пушкина постоянно пишут доносы властям, от чего положение поэта значительно ухудшается.
Отец узнает, что Александра Сергеевича считают предателем государства и отстраняется от сына. В этот период он постоянно находится с друзьями, старается не приходить домой.
Зимой 1926 года Пушкину сообщают, что император Николай 1 желает видеть поэта. Встреча оказалась доброжелательной и с него снимают все обвинения о политических заговорах.
В 1830 году происходит событие, которое отражено в последующих его работах – писатель влюбляется в юную Гончарову, дочь известного дворянина. Через год они играют свадьбу, а уже спустя 5 лет в семье Пушкиных было четверо детей.
Положение Александра Сергеевича крайне тяжелое, так как ему трудно обеспечить жену и детей. Он пытается опубликовать, ранее написанную «Пиковую даму», но это не приносит успеха писателю.
Далее его литературная карьера заметно падает вниз, за ним начинают следить и обвинять в предательстве властей. К Пушкину приходит идея выпустить свой журнал «Современник», что не оправдало надежд поэта.
В 1837 за Натальей Гончаровой начинает ухаживать французский политик Дантес. Первый раз дуэль, на которую Дантеса вызвал Пушкин, не состоялась, так как друзья помогли уладить конфликт, но во второй раз он был убит. Его пытались спасти, но ранение было смертельным и через сутки Александр Сергеевич скончался. За всю жизнь поэт участвовал в 20 дуэлях, но в последней погиб, защищая честь любимой женщины.
1, 2, 3, 4, 5, 6 класс Творчество интересные факты
Александр Сергеевич Пушкин – русский писатель, а также один из самых знаменитых и авторитетных деятелей литературы.
26 мая 1799 года – дата рождения великого писателя – Александра Сергеевича Пушкина. Воспитывался в литературной среде. Помимо Александра в семье росли еще двое детей – Ольга и Лев. Воспитание детям давалось французское, а обучали их гувернеры.
19 октября 1811 года стало знаковой датой для Александра, поскольку он поступает в Царскосельский лицей, где обучается в течение 6 лет. Его первые произведения, которые получили одобрение и признание лицеистами и наставниками были написаны именно здесь.
1819 – год, когда Пушкин приступил к активной работе над поэмой «Руслан и Людмила». В 1821 году выпускается поэма, которая приносит автору славу и признание – «Кавказский пленник». А спустя год писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин».
период с 1830 по 1834 год из под пера Пушкина выходит множество произведений, среди которых и всем известные детские сказки. С 1836 года писатель издает журнал «Современник».
В 1820 году Пушкин был выслан на юг России за написание лирики политического характера. Изначально его грозились отправить в Сибирь, но благодаря друзьям-просветителям приговор был смягчен.
С 1824 по 1826 год писатель был уволен и сослан в село Михайловское за резкие высказывания по поводу религии. Здесь он продолжил написание своего романа в стихах «Евгений Онегин», а также приступил к работе над произведением «Борис Годунов» и написал множество стихотворений.
Избранницей Пушкина стала Наталья Гончарова, с которой в 1832 году у писателя состоялось венчание. У пары родились четыре ребёнка – 2 дочери и 2 сына.
Гений русской литературы погиб в результате дуэли с Дантесом, на которой Пушкин защищал честь и достоинство своей жены.
1, 2, 3, 4, 5, 6 класс творчество самое главное
Интересные факты и даты из жизни
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема урока: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество»
Цели урока:
Расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
Познакомиться с основными этапами жизни и творчества А. С. Пушкина;
Воспитать интерес к поэтическому слову;
Определить восприятие творчества поэта современным читателем.
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, письменный ответ на проблемный вопрос, подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А. С. Пушкина с использованием справочной литературы, реализация межпредметных связей с историей и искусством (метод деятельности – частично-поисковый).
План урока.
Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Постановка темы и целей.
Актуализация ранее полученных знаний.
Работа по теме урока. Периодизация творчества:
Писатели об А. С. Пушкине. С каким мнением я согласен?
Работа в группах. Мини-проект по теме урока.
Итог урока. Синквейн. Рефлексия.
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Постановка темы и целей.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вспомните, чьи это строки? Творчество какого поэта мы начинаем изучать?
А что мы можем о нем узнать на уроке?
Какие цели у нас могут быть?
Показ на слайде темы и целей.
Актуализация ранее полученных знаний.
На протяжение многих лет в 5-8 классах вы обращались к творчеству А. С. Пушкина. Многое об этой личности вам уже известно. Давайте выявим в вашем классе знатока фактов о жизни этого писателя. Начнем с легких вопросов и будем постепенно переходить к вопросам посложнее.
Когда родился А. С. Пушкин? (26 мая (6 июня) 1799 г.)
В каком учебном заведении учился писатель? (Царскосельский лицей)
В каком городе родился А. С. Пушкин? (в Москве)
Назовите дату смерти поэта. (29 января (10 февраля) 1837 г.)
Как умер А. С. Пушкин? (дуэль)
Где произошла дуэль Пушкина с Дантесом? (Черная речка)
Кому посвящены строки «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…»? (А. Керн)
Кому принадлежат слова: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (В. А. Жуковскому)
Работа по теме урока. Периодизация творчества:
Детство
Известные литературоведы давно определили четкие этапы в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Название первого периода вы можете определить самостоятельно – этот период присущ каждому писателю, и, более того, каждый из нас с началом жизни пережил этот этап.
Это детство. В этот период на А. С. Пушкина повлияли две значительные фигуры. Физкультминутка
– На стенах вокруг вас вы можете их найти. Пожалуйста, посмотрите по сторонам и скажите, кто же повлиял на формирование личности маленького поэта.
Арина Родионовна
Бабушка
Правильно! Именно бабушка поэта и его няня Арина Родионовна сформировали любовь поэта к русскому языку.
Лицей
Идут годы, и молодой Пушкин переходит в новый период своей жизни и творчества. На ваших партах некоторые из вас могут найти отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года. Они пронумерованы. Ваша задача: выразительно прочитать отрывки и определить, какой же период в них описан.
1.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
2.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
3.
пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Правильно, речь идет о лицейском периоде творчества А. С. Пушкина. Может быть, вы знаете какой-нибудь случай из биографии Пушкина, который бы говорил о его жизни в Лицее?
Петербург
Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – прочили ему поэтическую славу. В 1817 г. поэт поселился в Петербурге.
Радостное чувство овладело Пушкиным. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью и здоровьем. Он с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам и дружеским встречам.
Дружеские встречи одухотворялись серьезными идеями и свободолюбивыми мечтами, оживлялись стихами и шутками. Молодежь бросала своеобразный вызов казенному обществу, которое привыкло ценить людей за их знатное происхождение и богатство.
Каждая тема, обсуждаемая Пушкиным и его друзьями, в конечном итоге сводилась к двум – к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние.
Так было положено начало вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина (ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»)
– Композиция «Воденников. Пушкин».
Южная ссылка
Вскоре власти заметили вольнолюбивые настроения поэта. На странице 119 учебника у вас находится статья Ю. М. Лотмана о времени, в котором развивалась личность Пушкина. Вам необходимо изучить статью и сделать выводы, чем же характеризовалась эпоха, в которую жил поэт.
А могли ли поэта наказать за его вольнолюбивые произведения? Как?
Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»
Михайловское
Чтение отрывка из учебника Н. И. Громова, Н. А. Спицыной (стр. 104)
Мы с вами заметили, что у поэта были друзья и близкие люди, всегда поддерживающие его. Однако хотелось бы узнать и мнения других писателей о творчестве Пушкина. Группа из 4-х человек сейчас начнет исследовать с помощью дополнительного материала что же говорили и писали о Пушкине его коллеги по литературному мастерству.
Болдинская осень
1830 г. известен, пожалуй, как самый плодотворный в творческом плане период творчества А. С. Пушкина. Точнее, самой яркой в этом смысле оказалась осень 1830-го. Застряв из-за эпидемии холеры в с. Болдино, поэт написал множество произведений. Вокруг вас вы можете найти их названия. Давайте найдем их в классе.
Петербург
Вернувшись в Петербург, поэта занимает историческая тема. Вспомните название произведения на историческую тему, которое вы изучали в предыдущие годы. (Капитанская дочка)
Помимо творчества, нарастает волнение вокруг личной жизни Пушкина. Во-первых, материальное положение поэта постепенно становилось катастрофическим. Во-вторых, прибавилось новое беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены. Как звали жену А. С. Пушкина? (Н. Гончарова)
Проверка исследовательской деятельности группы. Согласные с мнением того или иного автора поднимаются. Обращаем внимание на доску, на которой расположены слова Ф. И. Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». Что значат данные слова? Выявляем согласие/несогласие со строчкой Тютчева. Значит ли это, что творчество Пушкина актуально и по сей день?
Последние годы жизни
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Пушкин. Последняя дуэль», в котором великого русского поэта играл талантливый русский актер С. Безруков. После просмотра скажите, пожалуйста, о каком эпизоде жизни идет речь в представленных кадрах?
Просмотр отрывка фильма 3 мин.
Обсуждение
Работа в группах. Мини-проект по теме урока.
У вас на партах сейчас находятся комплекты для завершающего этапа нашей с вами работы. Вам необходимо в правильной последовательности расположить этапы жизни и творчества А. С. Пушкина. Однако какого-то жизненного этапа в вашем комплекте не будет. Вам необходимо самостоятельно вписать тот или иной недостающий этап.
После составления проекта командиры групп выходят и располагают их на доске.
Обсуждение
Рефлексия
Достигли ли мы цели на сегодняшнем занятии?
Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
Какая информация для меня оказалась новой?
6.* Синквейн
Для того, чтобы обобщить наше впечатление о творчестве и личности А. С. Пушкина, предлагаю вам напоследок составить небольшой синквейн.
Синквейн строится по следующему принципу:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Домашнее задание
1.Найти в статье на стр. 119-120 исторические события, которые оказали влияние на становление личности и творчества А. С. Пушкина.
2.Составить таблицу «Периодизация жизни и творчества А.С.Пушкина. Записать произведения, созданные в данный период .
Иван = Мария
Головин | Глебова
† 1738 | [S35]
[S35] |
____________ | ____________
|
|
|
| (2) \
Евдокия = Александр
Ольга = П Юрий
Головина |
Пушкин Головина | Трубецкого
† 1725 | † c1726
[S35] |
† 1739
[S35] |
[D91]
| [S35]
_____ |
____ |
|
|
| / (2)
|
Лев = Ольга
Дмитрий = Пс Варвара
Пушкин | Чичерина Трубецкой | Одоевская
† 1790 | † 1802 г.
† 1792 | † 1788
[S35] |
[S35]
[S35] | [S35]
____ |
______ |
| |
| (1796)
|
Сергей =
Надежда Екатерина
= П Николай
Пушкин | Ганнибал Трубецкая
| Волконский
† 1840 |
† 1836 † 1799
| † 1821
[D91] |
[S35] [S35]
| [S35]
_____ |
______ |
|
|
|
| (1822)
Александр
Мария = C Николай
Пушкин
Волконская
| Толстого
(1799-1837)
† 1830 | † 1837
[D91]
[S35]
| [S35]
______ |
|
|
Лев Толстой
(1828-1910)
[S35]
Александр Пушкин занимает уникальное положение как основоположник русской литературы.В этом сборнике ведущие ученые обсуждают творчество Пушкина в его политическом, литературном, социальном и интеллектуальном контексте. В первой части книги отдельные главы анализируют его поэзию, его театральные работы, его повествовательную поэзию и исторические произведения. Второй раздел объясняет и анализирует влияние Пушкина на более широкую русскую культуру, рассматривая его непреходящее наследие в музыке и кино от его дней до наших дней. Особое внимание уделяется возрождению Пушкина как культурной иконы советского периода.Ни один другой доступный том не объединяет такой объем материала и столь исчерпывающий охват всех основных и второстепенных произведений Пушкина. Взносы представляют собой современные новаторские и доступные стипендии, дополненные хронологией и руководством для дальнейшего чтения.
«… книга, написанная и отредактированная с исключительной последовательностью и умом.’ Филлип Росс Баллок, Wadham College, Oxford
«Кембриджский компаньон Пушкина блестяще справляется со своей задачей: не просто продемонстрировать гений Пушкина, но и контекстуализировать его, неоднократно подчеркивая жизнеспособность поэта и его актуальность для современного мира. Это важное пополнение в библиотеке каждого пушкинцев ». Modern Language Review
Больше отзывовОставьте отзыв первым
Отзыв не размещен из-за ненормативной лексики
× Хронология
Карта
Введение
Часть I. Тексты и контексты:
1. Жизнь Пушкина Давид Бетеа и Сергей Давыдов
2. Лирика Пушкина Эндрю Кан
3. Евгений Онегин Маркус Левитт
4. Драма Пушкина Кэрил Эмерсон
5. Длинные стихи Пушкина и эпический порыв Майкл Вахтель
6. Прозаическая фантастика Ирина Рейфман
7.Пушкин и политика Олег Проскурин
8. Пушкин и история Саймон Диксон
9. Пушкин и искусство письма Михаил Гронас
10. Пушкин и литературная критика Уильям Миллс Тодд III
Часть II. Пушкинские традиции:
11. Пушкин в музыке Борис Гаспаров
12. Пушкин и Россия за рубежом Роберт Хьюз
13. Пушкин снят: истории из жизни, литературные произведения и вариации на миф Стефани Сандлер
14. Пушкин в советской и постсоветской культуре Евгений Добренко
Приложение к стихотворениям
Руководство для дальнейшего чтения.
Эндрю Кан , Оксфордский университет
Эндрю Кан – преподаватель русского языка в Оксфордском университете.
Дэвид Бетеа, Сергей Давыдов, Эндрю Кан, Маркус Левитт, Кэрил Эмерсон, Майкл Вахтель, Ирина Рейфман, Олег Проскурин, Саймон Диксон, Михаил Гронас, Уильям Миллс Тодд III, Борис Гаспаров, Роберт Хьюз, Стефани Сэндлер, Евгений Сандлер Добренко
Цена
$ 34,99
Издатель
Издательство Кембриджского университета
Дата публикации
01 февраля 2007 г.
Страниц
238
Размеры
5.9 X 8,9 X 0,6 дюйма | 0,9 фунта
Язык
Английский
Тип
Мягкая обложка
EAN / UPC
9780521604710
Эндрю Кан – преподаватель русского языка в Оксфордском университете.
Кан собрал впечатляющую группу ученых со всего мира, многие из которых написали более обширные исследования Пушкина, и все они имеют все возможности предлагать более короткие, вдумчивые сочинения с точки зрения опыта и знаний…отредактировано с редкой связностью и интеллектом ».
– Филип Росс Буллок
« Кембриджский компаньон Пушкина оказывает ценную услугу как сборник информации и обзор состояния важной области, и он, несомненно, окажется полезным справочный источник для изучающих русскую литературу. “
– Роберт Берд, Чикагский университет
” В Кембриджском «Спутнике Пушкина» Эндрю Кан собирает некоторых из лучших пушкинистов с обеих сторон Атлантики, чтобы донести до англоязычных читателей «Все России»…. том воспевает то, что справедливо называют “неограниченностью его наследия” …. Неизменно высокое качество работ и их вдохновляющее разнообразие точек зрения и стилей способствуют глубокому пониманию Пушкина – центра, который держит …. «Кембриджский компаньон Пушкина» впечатляет своим объемом. Поразительная многогранность и влияние гения Пушкина, центральная роль, которую ему отводили в борьбе России за развитие культурной и национальной идентичности, силы, сформировавшие развитие поэтов, и могущественные мифы, которые росли вокруг него, полностью и убедительно отражены в разные точки зрения авторов.Каждое по-своему ценное эссе в этом томе дополняет существующие научные знания новыми подходами и идеями и дополняет богато многогранное представление о поэте и критическое (и не очень критическое) внимание, которое он получал на протяжении веков. … “
– Ольга Петерс Хасти, Принстонский университет, журнал” Славянские и восточноевропейские страны “
Поиск
Поиск Поиск
Расширенный поискпо Гленнон Дойл ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 10 марта 2020 г.
Еще больше жизненных размышлений от автора бестселлеров на темы общественного плена и катарсиса личной свободы.
В своей третьей книге Дойл ( Воин любви, , 2016 и т. Д.) Начинается с события, которое изменило ее жизнь. «Четыре года назад, – пишет она, – будучи замужем за отцом моих троих детей, я полюбила женщину». Эта женщина, Эбби Вамбах, станет ее женой. Символично разделенное на три части – «В клетке», «Ключи», «Свобода» – повествование предлагает, среди прочего, виньетки о детстве душевной писательницы, когда она страдала булимией и чувствовала себя животным в зоопарке, «девушкой в клетке, созданной для широко открытое небо.Она пошла по пути, который казался правильным и уместным, исходя из ее католического воспитания и подростковых условий. После нисходящей спирали к «питью, наркотикам и очищению» Дойл обрела трезвость и подлинное «я», которое она подавляла. Тем не менее, была проблема: нарушением и без того проблемного брака была неверность ее мужа, которая в конечном итоге привела к изменяющему ее жизнь выбору и открытию любви, которой она никогда раньше не испытывала. На протяжении всей книги Дойл остается открытой и откровенной, признается ли она в фальсификации выборов в суд по возвращении домой в старшей школе или осуждает страстный перфекционизм «воспитания сливочного сыра», который заключается в том, чтобы «дать своим детям все самое лучшее.Опасения и опасения автора часто отражаются в реальных проблемах: гендерные роли и предубеждения, привилегии белых, расизм, а также гомофобия и лицемерие, подпитываемые религией. Некоторые истории просто бегут от поверхности более крупных проблем, но Дойл возвращается к ним в следующих разделах и копает глубже, используя друзей и семейные ссылки, чтобы персонализировать их влияние на ее жизнь, как в прошлом, так и в настоящем. Более короткие статьи, некоторые из которых составляют всего страницу, могут эффективно передать эмоциональный удар кишки, как, например, когда терапевт Дойла назвал ее цветущую внебрачную лесбийскую любовь «опасным отвлечением».В конечном счете, повествование – это глубокий взгляд на мужественную женщину, стремящуюся поделиться богатством своего опыта, приняв уязвимость и восстановив свою внутреннюю силу и стойкость.
Дойл предлагает еще одну яркую и вдохновляющую хронику расширения прав и возможностей женщин, а также награды самосознания и обновления.Дата публикации: 10 марта 2020 г.
ISBN: 978-1-9848-0125-8
Количество страниц: 352
Издатель: Dial Books
Обзор Опубликовано в сети: дек.22 августа 2019 г.
Обзоры Киркуса Выпуск: 15 января 2020 г.
Поделитесь своим мнением об этой книге
Вам понравилась эта книга?
A Пытаемся удовлетворить все потребности в предварительном просмотре и рецензировании книг. | Пуговица Пушкина by общая информация | резюме обзоров | наш обзор | ссылки | об авторе
– Вернуться к началу страницы – Наша оценка: B-: исчерпывающий и разнообразный отчет о фактах дуэли, на которой был убит русский поэт Пушкин. См. Наш обзор для более полной оценки.
Из обзоров: – Вернуться к началу страницы – Полный обзор Обзор : Великий русский поэт Александр Пушкин (1799-1837) погиб в результате ранений, полученных на дуэли.
Это делает историю интересной, хотя иностранцам трудно осознать одержимость русских своим великим поэтом и его преждевременной кончиной.Серена Витале отражает некоторую навязчивую идею, в значительной степени полагаясь на другие рассказы и создавая свою собственную версию того, что привело к дуэли, а также того, что именно произошло во время поединка и после него.
Иными словами, необычный литературный триллер. – Вернуться к началу страницы – Ссылки: Пушкинская пуговица : Обзоры : Другие книги Серены Витале на рецензировании : Рецензируются другие интересные книги :– Вернуться к началу страницы – Информация об авторе: Итальянский писатель Серена Витале – профессор русского языка и литературы в Университете Павии. – Вернуться к началу страницы – © 2000-2021 полный обзор Главная | Новый | лучший | Остальное | Индекс обзора | Ссылки |
Пушкин: Вся проза Сказок в переводе Гиллона Р. Эйткена (Майкл Рассел, Солсбери, Уилтшир)
Сказки Пушкина в переводе Джанет Дэлли с введением Джона Бейли
(Барри и Дженкинс, Лондон и Мэйфлауэр, Нью-Йорк)
Некоторые утверждают, что не имеет значения, хорошо или плохо переведены поэтические шедевры, написанные на неизвестных нам языках, поскольку то, что делает их поэтическими, непереводимо по определению.Другие утверждают, что, если перевод не будет выполнен как можно лучше, мы не сможем даже догадаться, что мы упускаем. Вряд ли кто-то спорит, что перевод может быть эквивалентом оригинала. Тем не менее, появление в 1977 году удивительного перевода Чарльза Джонстона «Евгений Онегин » убедительно показало, даже тем, кто не знает русского языка, что Пушкин действительно должен быть таким же хорошим, каким его обычно считают. Для тех, кто хотя бы мельком ознакомился с первоначальным текстом, мистер Джонстон звучал как колдун.Он продублировал замысловатую строфу Пушкина, но не стеснял ее естественности тона. Раньше переводчики жертвовали одним ради другого – за исключением, конечно, Набокова, который пожертвовал обоими.
При трезвом осмотре стало очевидно, что даже мистер Джонстон не смог сделать невозможного. Неизбежно он был не в состоянии воспроизвести весь спектр миметических эффектов, доступных Пушкину лексическим богатством русского языка и его собственным гением.Звук продолжает утихать. Но даже несмотря на все возражения, теперь можно сказать, что для англоговорящего читателя величина Пушкина как поэта, наконец, выше всяких предположений. Вывод неизбежен: только великая работа может вдохновить на столь хороший перевод.
Как указывал Белинский, русские поэты до Пушкина были реками. Пушкин – это море. Он – настоящее начало русской поэзии, которая действительно вся современная. То же самое и с русской прозой, потому что он тоже ее реальное начало.К концу своей короткой жизни он перешел от поэзии к прозе. Русисты, которые когда-то отчаялись передать качество поэзии Пушкина, любят говорить, что качество его прозы передать еще труднее. Но, как и в случае с Евгений Онегин , возможно, лучше было бы дождаться ощутимо отличного перевода, прежде чем мы решим, что проза непереводима.
The Complete Prose Tales , по-видимому, впервые был опубликован в этой стране в 1962 году в мягкой обложке, что означает, что он не рецензировался.Когда он появился в твердом переплете в 1966 году, на него снова не обратили внимания, полагая, что он уже был рецензирован. И вот он снова, с «небольшими исправлениями текста». Это достойный том, заслуживающий безжалостного приема. Вот удобный справочник по содержанию таких важных произведений, как Сказки Белкина, Дубровского, Пиковая дама и Капитанская дочка , а также многие другие мелочи. Но мистер Эйткен может дать вам небольшое представление о том, что было замечательного в том, как их написал Пушкин.
Пушкинское представление о прозе было аскетическим. В своих стихах он мог себе позволить – хотя даже его эксцессы были экономными, – но в его прозе всегда есть элемент умерщвления. «Точность и краткость», – писал он. «Без них блестящее выражение не имеет смысла». Его образцом был Вольтер, которого французы к тому времени уже начинали находить бесполезным. Как говорит нам Джон Бейли в своем незаменимом Пушкин: сравнительный комментарий , когда Проспер Мериме переводил Рассказы Белкина , он не мог сопротивляться порыву придать новый вид стилю.Мистер Эйткен изо всех сил старается воспроизвести терпкость Пушкина, но у него есть несчастная ловкость, когда он незаметно дополняет строчку. Ярким примером является его исполнение Пиковая дама (1833). «Игра очаровывает меня, – сказал Германн, – но я не в состоянии жертвовать (жизненными) предметами первой необходимости в надежде приобрести () роскошь». Это утверждение дважды приписывается Герману на протяжении всего рассказа. Это эпиграмма, и она должна звучать как единое целое. Возможно, было бы лучше без двух «the», которые я заключил в скобки, хотя есть какое-то оправдание для их вставки, поскольку русский язык часто оставляет вам выбор, предоставлять статью или нет.Но два других слова, которые я заключил в квадратные скобки, «жизни», просто не существуют в оригинале, и я не вижу веских причин для их добавления.
Мистер Эйткен не особо трясется с диалогами. Когда кто-нибудь говорит, результаты кажутся неестественными. Таким образом, он стремится замедлить историю, вся стилистическая цель которой – ускорить. Но в целом он полезен в деталях. Когда он говорит о графине: «Она удалила пятна с лица», это заблуждение, а не характеристика. Речь идет о первых днях графини в Париже, когда она была молодой красавицей, а не старым сапогом.При слове «патчи» она звучит как отремонтированная внутренняя труба. Оригинальное слово, mooshki , на самом деле означает «липкие пятна». Это правда, что современным английским словом для обозначения таких косметических средств было именно «патчи», но сейчас это слово не подойдет. Однако даже этот просчет проистекает скорее из знания, чем из незнания: г-н Эйткен – проницательный и полезный исследователь соответствующих социальных мелочей.
Несмотря на испытательный эллиптический стиль, Пиковая дама был большим хитом в то время.Пушкин в своей переписке отмечал, что игроки играли по системе графини. (Это письмо процитировано в прекрасно отредактированном сборнике Татьяны Вольф Пушкин в литературе , который я хотел бы порекомендовать вскользь, так как в настоящее время оно все еще находится на полках остальных магазинов. Даже те, у кого нет времени на изучение русского языка, будут считают эту книгу чрезвычайно стимулирующей работой гуманных ученых.) Однако с Капитанская дочь (1836) Пушкин вышел за рамки того, где его аудитория могла немедленно последовать за ним.Это был наиболее продвинутый пример того, что Джон Бейли определенно назвал «однородной невыразительностью, которая, тем не менее, выражает все». К сожалению, идея г-на Эйткена о равномерной невыразительности слишком часто неотличима от обычной плоскостности. Для Пушкина «в мгновение ока» – это слишком изощренный способ передачи наречия meegum . И какой смысл говорить «безумие ярости» вместо «безумие»? Это даже не совсем точно. Женщина в отчаянии, внезапно заметив, что ее муж висит на виселице.Гнев придет позже.
Это может показаться второстепенным, но на самом деле они затрагивают корень проблемы. Гоголь сказал, что по сравнению с «Капитанская дочка» все остальные русские рассказы и романы кажутся тошнотворно-сладкой мякотью. Толстой и Достоевский находятся в прямой линии развития более поздней прозы Пушкина. То, что Пушкин предлагал своим современникам и преемникам, было возможность – казалось бы, из ниоткуда возникшая – среды, которая ничего не вставляла бы между читателем и действительностью.Мистер Эйткен – всего лишь еще один переводчик, который дышал на стекло. Но, по крайней мере, он не вошел прямо в это.
Одна из многих соблазнительных вещей в изучении русского языка заключается в том, что сказки часто сочиняют великие писатели, так что вы встречаетесь с великими талантами в первый год обучения. Историю «Златовласки и трех медведей», например, рассказывает Толстой. Пушкин задал моду. Официальная советская критика Пушкина состоит в том, что как народного поэта он был воспитан в народном наследии Родины своей мудрой няней Ариной Родионовной.Несомненно, она, должно быть, сыграла важную роль, помогая ему развить в себе чувство русского языка, даже когда официальным языком для одного из его рангов был французский. Но на самом деле для него никогда не имело значения, каковы были его источники, пока они были жизненно важны. Он был мировым поэтом, прежде чем стал национальным поэтом. Его сказки имеют огромное художественное значение, поскольку являются ранними примерами его решимости рассказывать истории в стихах. Это первые шаги на пути к написанию целого романа в рифмованной форме.Любой переводчик, который решит передать их прозой, многое упустит.
Джанет Дэлли перевела их в прозе. Как я ни старался, я не вижу, что полученная книга может предложить больше, чем стандартные рифмованные переводы, выпущенные советскими издательствами. Русские иллюстрации, возможно, и чем-то напоминают Дисней, но они, по крайней мере, на первый взгляд, более заманчивы, чем литографии Артура Бойда, которые мрачно украшают этот том. Мистеру Бойду пришлось бы проявить гораздо больше проницательности, чем он есть, прежде чем читатель сможет подавить атавистическую тоску по красивой принцессе, которая на самом деле выглядела бы как прекрасная принцесса, а не как мать бунипа.
Вступительное слово к книге написано не кем иным, как Джоном Бэйли. Он повторяет те же моменты, которые более полно раскрыты в соответствующем разделе Пушкин: сравнительный комментарий , где читатель также обнаружит, что, когда Бейли переводит несколько строк сказки Пушкина для иллюстрации, он дает гораздо лучшие результаты, чем те, на которые он дает здесь свое разрешение. Бейли тоже переводит стихи Пушкина в прозу, но, по крайней мере, проза точна.Например, в «Золотой петушок », когда Пушкин пишет «Вся столица содрогнулась», Бейли интерпретирует это как «Вся толпа содрогнулась от ужаса». Она говорит вам, что чувствовать.
Пушкин никогда не делал. Он был универсальным художником. В Советском Союзе пушкиноведы стремятся сделать своего героя прогрессивным. Он был прогрессивным – все последующие дебаты о реформах и революциях начались в рамках его работы, – но он также был консервативным.Он был всем. Советские исследования Пушкина, даже самые скрупулезные, неминуемо принижают его. Отсюда важность его зарубежной репутации. В некотором смысле профессор Бейли в своей книге и Эдмунд Уилсон в его эссе дают английскому читателю оценку Пушкина, более верную, чем любой советский читатель может оценить.
К сожалению, есть также смысл, в котором, независимо от того, насколько хороши переводы, полное величие Пушкина должно оставаться неизвестным для тех, кто не умеет читать по-русски.В заключение я могу лишь отметить, что даже русские не могут читать по-русски, не выучив его заранее; что после того, как вы начали, это оказывается не так сложно, как кажется; и что некоторые награды приходят на удивление рано. Русская литература может показывать любую степень утонченности, но в основе своей она проста, потому что все исходит из примера Пушкина. Гениальность элементарна. Пушкин подобен Гомеру, Данте и Шекспиру: когда он что-то упоминает, вы это видите. Отсюда следует, что выучить хотя бы несколько его строк в оригинале – значит увидеть эту большую часть мира заново.
– New Statesman , 1979.
.