Конспект нод по звуковой культуре речи в старшей группе – . , – .

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

ГБОУ «Школа №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина»

ДО-4 здание по адресу

ул.Братеевская д.16 корп. 5

 Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе

Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Воспитатель Жданова Г.И.

Москва

 Декабрь 2017г.

Программное содержание. Учить дифференцировать звуки «С – З»; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произношении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произношении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход ООД:

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц) .

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда  снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).

А теперь я  буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.

2. Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са

На траве роса –са-са-са

Заплету косу- су-су-су

Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за
СА-СА-СА- далее придумывают дети.

СЫ-СЫ-СЫ-

СУ-СУ-СУ-

ЗА-ЗА-ЗА-

ЗУ-ЗУ-ЗУ-

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит!»

3. А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук «З» или «С». Готовы? Девочки придумывают слова со звуком «С», а мальчики – со звуком «З». За правильный ответ дети получают фишку.

Молодцы, ребята!

4. Слушайте следующее задание Зайки. Зайка и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с»: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Сом

Коса

Загар

Нос

Песок

Коза

Соль

Зонт

5. Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Задание на правильное построение предложений.

• Глаза закрыли Зину.

• Захар болит у зуба.

• Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.

Рефлексия:

Молодцы! Со всеми заданиями справились!

Что вам понравилось на занятии больше всего?

Что было сложно выполнять (легко)?

 

nsportal.ru

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Воспитатель Жданова Г.И. Москва Январь 2018г. ГБОУ «Школа №1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина» Здание по адресу ул. Братеевская д.16 корп. 5

Программное содержание. Учить дифференцировать звуки «С – З»; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произношении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произношении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения

«Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход ООД:

 

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц? Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).

А теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.

2. Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са
На траве роса –са-са-са
Заплету косу- су-су-су
Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за
Не боюсь козы –зы-зы-зы
Вот летит стрекоза –за-за-за
СА-СА-СА- далее придумывают дети.

СЫ-СЫ-СЫ-
СУ-СУ-СУ-
ЗА-ЗА-ЗА-
ЗУ-ЗУ-ЗУ-
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит!»

3. А теперь послушайте следующее задание: надо придумать слова, в которых есть звук «З» или «С»

. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком «С», а мальчики – со звуком «З». За правильный ответ дети получают фишку.

Молодцы, ребята!

4. Слушайте следующее задание Зайки. Зайка и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с»: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Сом Коса Загар Нос Песок Коза Соль Зонт

5. Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Задание на правильное построение предложений.

  • Глаза закрыли Зину.
  • Захар болит у зуба.
  • Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.

Рефлексия:

Молодцы! Со всеми заданиями справились!

Что вам понравилось на занятии больше всего?

Что было сложно выполнять (легко)?

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе

ГБОУ «Школа №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина»

Здание по адресу

ул.Братеевская д.16 корп. 5

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе

Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Воспитатель Жданова Г.И.

Москва

Январь 2018г.

Программное содержание. Учить дифференцировать звуки «С – З»; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произношении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произношении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход ООД:

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц).

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц? Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).

А теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.

2. Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са

На траве роса –са-са-са

Заплету косу- су-су-су

Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за
СА-СА-СА- далее придумывают дети.

СЫ-СЫ-СЫ-

СУ-СУ-СУ-

ЗА-ЗА-ЗА-

ЗУ-ЗУ-ЗУ-

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит!»

3. А теперь послушайте следующее задание: надо придумать слова, в которых есть звук «З» или «С». Готовы? Девочки придумывают слова со звуком «С», а мальчики – со звуком «З». За правильный ответ дети получают фишку.

Молодцы, ребята!

4. Слушайте следующее задание Зайки. Зайка и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с»: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Сом

Коса

Загар

Нос

Песок

Коза

Соль

Зонт

5. Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Задание на правильное построение предложений.

• Глаза закрыли Зину.

• Захар болит у зуба.

• Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.

Рефлексия:

Молодцы! Со всеми заданиями справились!

Что вам понравилось на занятии больше всего?

Что было сложно выполнять (легко)?

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по образовательной области “Речевое развитие” в старшей группе по теме “Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]”

Подготовительный

Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть!

Давайте приступим к нашему занятию по развитию речи.
Сегодня мы с вами поиграем со звуком [ш].

Подготовка к занятию.

Самомассаж.

Дети вместе с воспитателем выполняют самомассаж мимических мышц лица.

Артикуляционная гимнастика.

В.: Давай сейчас разомнем губы:

  • «Улыбка». Улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживай улыбку на 5 счетов.
  • «Трубочка». Вытяни губы трубочкой и произноси длительно звук [У], но без участия голоса.
  • «Двери открываются». Медленно открой рот и удерживай губки в положении «Улыбка».
  • «Зайчик». Сделай «Улыбку» и подними верхнюю губу (наморщи нос), а затем опусти на место.
  • Потом опусти нижнюю губу и открой нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повтори 5—7 раз.

В.: А теперь мы поиграем с язычком:

  • «Блинчик». Положи широкий ненапряженный язычок на нижнюю губу, следи, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубки обнажены.
  • Дуй узкой струей воздуха, чтобы получился желобок по средней линии языка. Повтори 5—7 раз.
  • «Вкусное варенье». Оближи широким языком верхнюю губу сверху вниз. Повтори 5—7 раз.
  • «Кошечка». Загни широкий кончик языка вверх, к носу. Повтори 5—7 раз.
  • «Качели». Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язычок за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживай в таком положении под счет от одного до пяти. Потом подними широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживай под счет от одного до пяти. Поочередно меняй положение языка 4—6 раз.

Дыхательные упражнения

В.: А теперь давай поиграем в ветерок:

  • «Ветерок». Дуй сквозь сближенные губы на полоску бумаги. Как она будет качаться?
  • «Загнать мяч в ворота». Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), забей гол в ворота. Следи, чтобы на надувались щеки. Повторим 5-7 раз.
  • «Фокус». Улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуй ватку, положенную на кончик носа. Посмотри, воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх! Давай попробуем 5-7 раз.

  Дети: Здравствуйте!

 

 

Дети выполняют артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения по картотеке и инструкциям воспитателя.

 

Основной

Повторение артикуляционного уклада

В.: Давай с тобой вспомним, как нужно правильно произносить звук [ш]:

  • губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью;
  • язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх.

В: Молодцы! Все правильно!

Отработка изолированного звука [ш]

В: Вы слышали, как шипят змеи? Давайте споем «песенку змеи». Произнесите звук [ш] длительно на одном выдохе: ш-ш-ш-ш-ш…

В: Хорошо! Очень похоже получилось.

Отработка звука [ш] в слогах и словах

В: Повторяйте за мной:

Ша-ша-ша,

шо-шо-шо,

шу-шу-шу,

ши-ши-ши,

ша-шо-шу-ши.

В: Хорошо!

В: Давайте похлопаем в ладоши. Я буду называть слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [ш]: са, ша, му, сэ, шо, ло, шу, су, цы, со, ща, ча, ши, со, са, цо, шо.

В: Молодец!

В: А теперь повторяйте за мной:

аш – ош – уш – ыш – иш – еш – ёш – юш – яш.

В: Хорошо!

В:  Слушайте внимательно и повторяйте за мной такие слоги:

Аша – ашо – ашу – аши

Оша – ошо – ошу – оши

Уша – ушо – ушу – уши

Иша – ишо – ишу – иши

В: Поиграем снова в эхо. Повторяйте за мной:

шта – што – шту – шты

ашт – ошт – ушт – ышт

тша – тшо – тшу – тши

шка – шко – шку – шкы

кша – кшо – кшу – кши

акш – окш – укш – ыкш

В: Интересно получается, правда?

В: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в дикторов на радио. Вот наш микрофон, передавайте его по цепочке.

Мираслава, будешь первой? Произнеси четко слово:

шайба, шахматы, шахта, шаг, шампиньон, шов, шепот, шум, шутка, шут, шутить, шипы, шить, шифон, шипеть, шея, шептать, штанга, шкаф, швы, швея, шпагат.

В: Посмотрите внимательно на картинки на нашей доске и скажите, что здесь нарисовано.

В: Молодец! Хорошо справились.

В: А теперь поиграем в игру «Много – нет», «1-2-5» со словами: шампиньон, мышка, шкаф, шляпа.

В: Ребята, мы сегодня разучим такое стихотворение:

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши

– Шуметь я буду тише.

Говорите с интонацией, выделяйте громкие и тихие фразы.

 В: Ребята, повторяйте за мной веселые чистоговорки:

Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.
Ша-ша-ша – купаем голыша.
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Ша-ша-ша – выходи из камыша.
Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.
Шу-шу-шу – шубу новую ношу.

Ше-ше-ше – кошка в шалаше.
Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.
Ши-ши-ши – ну-ка, попляши.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши.
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

В:  Ребята, у вас на столах карточки. Найдите на картинке, как можно больше предметов со звуком Ш и раскрасьте их.

 

 

 

Дети выполняют артикуляционную позу.

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш…

Дети: Ша-ша-ша

Дети: Шо-шо-шо

Дети: Шу-шу-шу

Дети: Ши-ши-ши

Дети: Ша-шо-шу-ши

Дети хлопает на соответствующие слоги.

Дети повторяют.

Д: Аша – ашо – ашу – аши

Д: Оша – ошо – ошу – оши

Д: Уша – ушо – ушу – уши

Д: Иша – ишо – ишу – иши

Д: шта – што – шту – шты

Д: ашт – ошт – ушт – ышт

Д: тша – тшо – тшу – тши

Д: шка – шко – шку – шкы

Д: кша – кшо – кшу – кши

Д: акш – окш – укш – ыкш

Дети четко произносят слова со звуком [ш]

Дети: Шапка, шампунь, шуба, шумовка, шина, шиповник, гуашь, душ, финиш, мышь, камыш, каша, башня, башмак, капюшон, кошка.

Дети упражняются в словоизменении.

Дети разучивают стихотворение, отрабатывая выразительность и плавность речи.

Заключительный

В.: Сегодня мы с вами отрабатывали звук [ш]. Вы молодцы, очень старались.

 

nsportal.ru

Конспект НОД по “Речевому развитию” в старшей группе “Звуковая культура речи”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39»

Проект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе

Подготовила воспитатель

Смыслова Н.А.

Сергиев Посад , 2017г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Образовательная область – речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Задачи:

1. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З – Ж.

2. Упражнять в четком, внятном произнесении слов и фраз со звуками З – Ж.

3. Учить называть слова с заданным звуком.

4. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

5. Учить определять место звука в слове.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: расширять представления детей о мире растений, животных, предметов быта.

Социально-коммуникативное развитие: Формировать положительную мотивацию, желание правильно говорить звуки [з]-[ж].

Материал и оборудование: письмо от «Незнайки», набор картинок с изображениями животных, растений, предметов быта (в названиях которых есть звуки [з], [ж]). Схемы слов, карточки на каждого ребёнка, цветные карандаши. Использование ИКТ.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1 часть.

Стук в дверь. Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо от Незнайки. Ребята рассматривают конверт.

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишу вам я, Незнайка! У меня к вам просьба о помощи! Я стал поэтом и написал стихи, а Знайка говорит, что я перепутал и не знаю звуки в словах З-Ж. Помогите мне разобраться, оцените мои стихи и если надо, то ошибки исправьте, хотя никаких ошибок там нет, я уверен! Я знаю, что вы все очень умные и добрые, значит поможете. Жду от вас ответа. Незнайка».

Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке?

Ответ детей

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Незнайке давайте с вами вспомним звуки З-Ж. Но сначала нам нужно сделать зарядку для язычка (артикуляционная гимнастика «лопата», «иголочка», «горка», «чашечка»).

Объяснение и показ правильной артикуляции звуков З, Ж.

2 часть

Воспитатель: сейчас я буду называть то звук З, то звук Ж, а вы должны выполнять соответствующие движения:

– если я называю звук З – легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара)

– если я называю звук Ж – нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук) .

Воспитатель: Для того чтобы нам помочь исправить Незнайке ошибки в стихах, нам нужно самим научиться находить в словах звуки З-Ж и определить на каком месте они стоят.

Воспитатель: Для этого давайте выполним следующие задания. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, где слышится звук – в начале, середине или в конце слова.

Ж: жадина, лыжник, еж, лужа, жираф, стужа, жаба.

З: земля, гроза, мороз, закат, узор, зима, роза.

Воспитатель: Молодцы, отвечали правильно.

Работа с демонстрационным материалом: детям предлагается определить, в каком подъезде живет слово жук, лыжник, еж (определить место звука в слове: поставить картинку рядом с соответствующей схемой).

Пальчиковая гимнастика.

Я весёлый майский жук. Сжать кулачок.

Знают все меня вокруг, Указательный палец и мизинец

Над лужайками кружу, развести в стороны.

А зовут меня Шевелить усами.

Жу – жу…

А давайте сейчас поиграем в игру «Жуки и комары».

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.

Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.

– Как жужжат жуки? (жжжж)

– А комарики? (ззззз)

1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука З, а вторая – со звука Ж (дети называют по одному слову на заданный звук).

Воспитатель: Следующая игра – «Найди слово».

Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.

Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.

– А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!

– А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)

Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры? (Ответы детей).

— Послушайте чистоговорку: «У Зины живут ежи, а у Лизы живут чижи». Кто живет у Зины? Ежи у кого живут? Послушайте еще раз и запомните. Давайте повторим вместе (Два-четыре ребенка отвечают.)

Первую строчку говорят девочки — вторую мальчики и наоборот.

Кто произнесет медленно? (Отвечают два-три ребенка.) Кто произнесет быстро? (Отвечают два-три ребенка.)

Воспитатель: сейчас я вам раздам карточки, внимательно рассмотрите их и определите, что за предмет на карточке. Найдите в названии этого слова звук [З] или [Ж] и его место в этом слове (в начале, в середине или в конце слова), и закрасьте соответствующую клеточку синим цветом.

      Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. 

                                (Одна рука вверх, другая вниз.  Рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.                                   (Повороты корпуса влево-вправо.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!                          (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.                          (Дети садятся на места.)

3 часть.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?

Ответы детей

Воспитатель: Вот теперь пришло время читать стихи Незнайки и определить есть ли в них ошибки.

Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери. (Звери.)

Прилетел из леса лук и залез под толстый сук. (Жук.)

«Ой!— кричат вокруг хозяйки, — в огород забрались жайки» (Зайки)

В конце занятия воспитатель предлагает детям положить в конверт стихи с исправленными ошибками, картинки с изображением комара и жука, предметные картинки и карточки.

Рефлексия

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

– Какие игры вам понравились больше всего?

– Что нового узнали?

infourok.ru

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Воспитатель Жданова Г.И. Москва Январь 2018г. ГБОУ «Школа №1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина» Здание по адресу ул. Братеевская д.16 корп. 5

Программное содержание. Учить дифференцировать звуки «С – З»; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произношении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произношении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход ООД:

 

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц? Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени Зайки и Совы дает детям задания.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).

А теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.

2. Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са
На траве роса –са-са-са
Заплету косу- су-су-су
Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за
Не боюсь козы –зы-зы-зы
Вот летит стрекоза –за-за-за
СА-СА-СА- далее придумывают дети.

СЫ-СЫ-СЫ-
СУ-СУ-СУ-
ЗА-ЗА-ЗА-
ЗУ-ЗУ-ЗУ-
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит!»

3. А теперь послушайте следующее задание: надо придумать слова, в которых есть звук «З» или «С». Готовы? Девочки придумывают слова со звуком «С», а мальчики – со звуком «З». За правильный ответ дети получают фишку.

Молодцы, ребята!

4. Слушайте следующее задание Зайки. Зайка и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с»: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Сом Коса Загар Нос Песок Коза Соль Зонт

5. Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Задание на правильное построение предложений.

  • Глаза закрыли Зину.
  • Захар болит у зуба.
  • Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.

Рефлексия:

Молодцы! Со всеми заданиями справились!

Что вам понравилось на занятии больше всего?

Что было сложно выполнять (легко)?

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе на тему: Звуки [Л], [Р].

МБДОУ детский сад «Хунчугеш» с.Кызыл-Даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Конспект занятия по воспитанию

 звуковой культуры речи в старшей группе на тему: Звуки [Л], [Р].

Разработала воспитатель: Сагды Одурек Д.

                                                         

Кызыл-Даг 2017 г.

Тема: Звуки [л], [р].

Цель: закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков, упражнять детей в четком произнесение звуков [л], [р] (звукоподражаниях, словах во фразовой речи).

Образовательная задача: Учить различать слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [л], [р], совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками [л], [р].

Развивающая задача: продолжать развивать голосовой аппарат, речевое дыхание.

Воспитательная задача: продолжать воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь окружающих, умение вместе заниматься.

Методы:

Наглядный: показ картин и игрушек, в названиях которых есть звуки [л-р].

Словесный: беседа, художественное слово.

Практический: физ. минутка, дидактическая игра.

Игровой: создание игровой мотивации.

Специальные приемы: сочетание хорового повторения и индивидуальным, исполнение детьми «длинных песенок» вопросы, объяснения, оценка детской речи, указания.

Словарная работа: 

Оборудование: Язычок.

Ход занятия.

Орг. момент: 

В: Дети, все встали, давайте все сделаем физ. минутку:

Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

И немножко помолчим

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем

Пальчиками потрясем

И немножко отдохнем

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть по приседаем

Ножку ножкой подобьем

Заниматься мы начнем.

В: Садитесь, дети.

I часть: Подготовка артикуляционного аппарата.

В: Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (я показываю, дети повторяют), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок.

  II часть: Уточнение и закрепление правильного произношения звука [л], [р] изолировано.

В: Язычок запел.

Язычок: «Р-р-р».

В: И почувствовал, что у него задрожал хвостик (показываю). Язычок подставил листочек и снова запел.

Язычок: «Р-р-р».

В: Дети, давайте споем вместе песенку самолета: «Р-р-р».

Вместе: «Р-р-р».

В: Катя, спой пожалуйста песенку самолета.

Катя: «Р-р-р».

В: Правильно. Теперь, Саша, ты спой нам песенку самолета.

Саша: «Р-р-р».

В: Да, а теперь, нам споет песенку самолета, Дима.

Дима: «Р-р-р».

В: Правильно. Дети, наш Язычок вспомнил твердую песенку индюка.

Язычок: «Л-л-л».

В: Дети, давайте споем вместе твердую песенку индюка: «Л-л-л».

Вместе: «Л-л-л».

В: Маша, спой песенку индюка.

Маша: «Л-л-л».

В: А теперь, Оля, споет нам песенку индюка.

Оля: «Л-л-л».

В: Да. А мы  с вами вспомним песенку мотора. Кто знает песенку мотора?

Дети: «Р-р-р».

В: Давайте еще раз все вместе споем песенку мотора.

Вместе: «Р-р-р».

В: А теперь все встали, делаем физ. минутку.

Шел Егор (ходьба на месте) через двор (ходьба с высоким подниманием колен),  

Нес топор (несут воображаемый топор) чинить забор (стучат топором по воображаемому забору).

III часть: Уточнение правильного произнесения звука [л], [р] в звукоподражаниях.

В: Дети, я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки [л], [р]: Ря-ря-ря – синие моря.

Д: Ря-ря-ря – синие моря.

В: Ри-ри-ри – горят фонари.

Д: Ри-ри-ри – горят фонари.

В: Ра-ра-ра – высокая гора.

Д: Ра-ра-ра – высокая гора.

В: Ло-ол-ор – у Ромы топор.

Д: Ло-ол-ор – у Ромы топор.

В: Ло-ло-ро – у Лены перо.

Д: Ло-ло-ро – у Лены перо.

В: Ли-ли-ли – мы улицу мели.

Д: Ли-ли-ли – мы улицу мели.

        Индивидуальное и хоровое повторение.

IV часть: Уточнение и закрепление произнесение звука [л], [р] в словах и во фразовой речи.

В: Дети, давайте поиграем в игру «Закончи предложения».

В: Послушайте и запомните предложения: «Суп надо солить. На пол не надо сорить». А теперь, я начинаю предложения, а вы их заканчиваете. Отвечает тот, до кого я дотронусь: «Суп надо …  На пол не надо …».

В: Женя, суп надо …

Женя: Солить.

В: А на пол не надо …

Женя: Сорить. 

        Игра повторяется несколько раз.

Игра «Не ошибись».

В: Дети, давайте поиграем еще в одну игру «Не ошибись». Дети, на звук [р] вы поднимаете синий кружочек, а на звук [л] – зеленый кружочек.

 Детям я называю слоги: ра, лу, ры, ар, ло, лы. Они по звукам поднимают соответствующий цветом кружок. Потом назову слова: роза, ракета, лампочка, ромашка, ласточка.

Рефлексия:

В: Что мы сегодня делали?

Ответы детей.

В: Давайте еще раз споем песенку самолета.

Д: Р-р-р.

В: Теперь песенку индюка.

Д: Л-л-л.

В: Молодцы, дети, вы сегодня все хорошо занимались. На этом наше занятие закончилось.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *