Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме фрукты – План-конспект занятия по логопедии (старшая группа): фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по теме “Транспорт”

Содержание

План-конспект занятия (старшая группа): Интегрированное занятие в старшей логопедической группе “Яблочная история”

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе

«Яблочная история»

Выполнила:   

Карловская Оксана Анатольевна

г. Калининград

Цель:

Используя знания о фруктах, продолжать учить видеть и решать противоречия. Продолжать учить детей узнавать предмет на ощупь, по запаху. Через исследовательскую работу, показать разные состояния присущие яблоку.

Развивать логическое и образное мышление.

Активизировать в речи слова: влажное, гладкое, сок, пюре.

Научить принимать решение, не теряясь в сложных ситуациях. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, здоровье, физическая культура, музыка, социализация, художественное творчество.

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций, картин с  изображением фруктов (яблок). Чтение рассказов и сказок о яблоке.  Рисование на тему: «Фрукты».

Атрибуты и оборудование:  мультимедиа, слайды для презентации, яблоки, тёрка, марля, тарелка, ложка, карточки, чёрный ящик, фланелеграф, картинка яблока и червяка.

Ход НОД.

(дети проходят в группу)

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я вижу, что вы сегодня такие красивые, у вас замечательное настроение, ведь как хорошо, что мы сегодня все здесь собрались!

Все в сборе – взрослые и дети

Мы можем начинать.

Но прежде надо дружно

Всем – здравствуйте сказать!  (Здороваемся)

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: По каким признакам вы догадались, что это осень?

Дети: Перечисляют признаки.  Слайд 3-8.

Воспитатель: А чем занимаются люди осенью?

Дети: Собирают урожай овощей и фруктов.

 ( в группе стоит стол, на столе стоит чёрный ящик небольшого размера)

2. Основная часть.

Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром почтальон принёс вот этот ящик. И вместе с ним письмо. Давайте  прочитаем, что там написано. (Читает)

 «Догадайтесь, что в нём лежит. Уши, нос и руки пусть вам в этом помогут». Слайд 9.

Воспитатель: Как вы думаете, как нам могут помочь уши? /услышать/. Давайте я потрясу этот чёрный ящик, а вы прислушайтесь и попробуйте угадать, что может так шуметь, гудеть, стучать, шуршать. /Трясу/. Услышали?

Воспитатель: А как вы думаете, как нам может помочь нос? /Учуять по запаху/. Видите небольшое отверстие в ящике? Попробуйте почувствовать запах, что он вам напомнил?

Воспитатель: Теперь скажите, как нам могут помочь руки? /Определить на ощупь/. Приготовьте правую руку. Я вам поднесу ящик, а вы попробуйте на ощупь определить, что в нём. Теперь сделайте вывод: что же лежит в чёрном ящике. Хотите себя проверить, правильно ли вы догадались, что там лежит? Слайд 10. Воспитатель: Правильно это яблоко. Посмотрите, у меня есть два яблока. (Большое и маленькое, зелёное и красное). Скажите, чем они отличаются? /Дети называют отличия/. 

Артикуляционная гимнастика:

Увидели большие яблочки – толстячки (надуть щёки, выдох ртом с произношением звука о-о-о), увидели маленькие яблочки – худышки (втянуть щёки).

Воспитатель: Вы очень внимательно смотрели на яблоки и ваши глаза устали пусть они отдохнут.

Гимнастика для глаз.

Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. /2раза/. Слайд 13.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним сказки, в которых упоминается о яблоке.  «Гуси – лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях», «Белоснежка и 7 гномов». Слайд 14-16.

Воспитатель: Как говорят о метком стрелке? /Попал в яблочко/. Слайд 17.

Как называется матросский танец? /Яблочко/. Слайд 18.

Воспитатель: Хотите поиграть в яблочную игру? Только давайте вместо яблока возьмём мяч, становитесь в круг. Слайд 19.

Как у нашего двора

Начинается игра.

Собирайся, детвора

Возле нашего двора.

Яблочная игра. Сказку о фрукте.

(На столе стоят 2 вазы с фруктами, в одной 1 яблоко, в другой остальные фрукты)

Воспитатель: Жило-было на свете красивое яркое Яблоко. Так получилось, что оно осталось одно на блюде. Стало ему скучно, и прикатилось оно к Василисе. Прикатилось и говорит: «Привет, Василиса, давай поиграем!». Василиса ответила: «Давай! Только позовём ещё фрукты». Яблоко обрадовалось: «Позови, Никита, к нам в гости Апельсин»! Никита позвонил по телефону и сказал: «Привет, Апельсин, приходи в гости!» и т.д. И стали фрукты все вместе играть. Было им весело.

Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о яблоке? /Это фрукт, растёт на дереве, вкусное, сладкое, твёрдое, гладкое./ По схеме. Слайд 20.

Воспитатель: А хотите узнать, что-то необыкновенное про яблоки? (Ответы детей). Для этого мы должны стать волшебниками и сказать волшебные слова

Как вы думаете, яблоко может быть мягким? Когда? Хотите это проверить? (Ответы детей) 

Для этого нам понадобится тёрка, яблоко и блюдечко.

Давайте попробуем потереть его на тёрку, иди сюда Артём, давай попробуем это сделать вместе, /трём/. 

Смотрите, что у нас получилось. Это пюре, какое оно? /Мягкое, яблочное/. Значит какой можно сделать вывод, может оно быть мягким? /да/. 

А теперь попробуйте на ощупь вот это очищенное от кожуры яблоко. Какое оно? /Влажное, мокрое/.

Почему оно влажное? /В нём есть сок/.

Скажите, так оно может быть ещё каким? /Жидким/.

Давайте это проверим. Как это можно сделать?

Надо сначала потереть его на тёрке, а затем положить в марлю и отжать. Иди Аня попробуй отжать сок.  Значит, яблоко, может быть и каким? /Жидким/.

А с помощью чего ещё можно отжимать сок? /Соковыжималки/. Слайд 23.

Воспитатель: А что можно ещё сварить из яблок? /Компот/

Пальчиковая гимнастика

Компот.

Одну руку ставим ладошкой вверх, а указательным пальчиком другой руки водим по ладони круговыми движениями, “перемешивая компот”:

Варим, варим мы компот.

Фруктов надо много. Вот:

(Загибаем поочередно пальчики.)

Будем яблоки крошить,

Груши резать и варить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Разгибаем все пальчики и опять “перемешиваем”.)

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Физ. минутка.

Воспитатель: Как вы думаете, чем полезны яблоки? /Витамины/.

Да в яблоках содержатся витамин. Они полезны для вашего роста, защищают вас от болезней и обогащают кровь кислородом.

Воспитатель: А что можно приготовить из яблок? Каким может быть яблоко? Молодцы! Слайд 21-24.

Воспитатель: Ребята, решите задачу. У нас в группе 16 детей. А у меня есть 7 яблок разного размера: от самого большого до самого маленького. Как поделить яблоки? /Сделать сок/.

Воспитатель: Правильно сделать сок, угощайтесь, пожалуйста.

Воспитатель: (Если останется время и детям будет интересно можно рассмотреть картины с изображением яблок Слайд 25-26 и прочитать сказку). 

Ребята, хотите послушать сказку о яблоке? Я вам прочту её не до конца. Дома вы должны будете придумать продолжение этой сказки. Висело себе яблоко да висело. Бока румянило. На мир сверху смотрело. Хорошо! Вдруг Ветер озорник налетел, качнул яблоко. Яблоко, плюх, и упало в траву. Бок отбило, лежит, горюет. Ползёт мимо червячок.

– Привет, яблоко! Ушиблось? Бедное… Давай помогу. Давай утешу.

– Спасибо, дорогой. Не надо. Я уж как-нибудь само.

– Да как же ты само: не шевелиться, не перекатиться… Как вы думаете, как поступит Яблоко? Что оно сделает? И что сделает червячок? Об этом вы расскажите мне завтра. Что вам больше всего понравилось? Каким может быть яблоко? Молодцы!

Вот вам карточка, на ней точками изображён этот предмет. Если вы правильно соедините их, то узнаете, правильно ли вы решили. /Дети обводят по точкам рисунок, и у них получается яблоко/. Слайд 11.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему : ” Овощи”.

Конспект занятия в старшей  группе на тему :«Овощи»

Цель: закрепить знания детей об овощах.

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить названия овощей (морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец).

2. Закреплять знания детей об овощах: где растут, признаки.

3. Составлять описательный рассказ про овощи.

4. Узнавать овощи на ощупь.

5. Продолжать учить отгадывать загадки

Развивающие:

1. Развивать мышление, память, речевые способности детей.

2. Развитие связной речи (составление описательного рассказа).

Воспитательные:

1. Умение работать в коллективе.

Оборудование: овощи (морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец, корзина, волшебный мешочек.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Незнайка). Давайте с ним познакомимся.

Незнайка принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам Незнайка, когда отгадаем загадки.

2. Отгадай загадки

Корешок оранжевый под землей сидит,

 Кладезь витаминов он в себе хранит,

 Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать?

— морковь

Что копали из земли,

Жарили, варили?

 Что в золе мы испекли,

 Ели да хвалили?

— картофель —

Сидит дед во сто шуб одет,

 Кто его раздевает,

 Тот слезы проливает.

 — лук —

Сложно без неё прожить –

Борщ уж точно не сварить

И не сделать винегрета,

Чтоб был красного он цвета.

Под землею подрастала,  

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

 И попала в борщ к нам…

 — свекла —

Вырастает он в земле,

 Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку

— Будет пахнуть очень долго.

— чеснок —      

Уродилась я на славу,

 Голова бела, кудрява.

 Кто любит щи — Меня в них ищи.

(Капуста)

Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

И зеленый, наконец.

А зовется.

(огурец).

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется.

(помидор).

Он похож на светофор:

Красный, желтый иль зеленый.

Всем известен с давних пор

Фаршированный, соленый.

Ты в салат его клади

И в приправы добавляй.

Ты без дела не сиди,

Овощ этот называй.

(Перец)

Сразу этот овощ по цвету узнают,

 Синим господином все его зовут.

 С кожурой блестящей и продолговат,

Угостить он взрослых и детишек рад.

 — баклажан —

Круглый бок, желтый бок,

 Сидит в грядке колобок.

 Врос в землю крепко.

Что же это? — репка —

Очень длинным вырастает

 И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

 Летом все его едят.

— кабачок —

Дети отгадывают загадки, Воспитатель достает овощи (морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец).

Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи).

Где растут овощи?

Кто выращивает овощи?

Зачем люди выращивают овощи?

Какая польза от овощей?

А какие части у овощей съедобные, а какие не съедобные?(плоды)

Что можно приготовить из овощей?

Игра « Приготовление»

Икра из кабачков?

Салат из капусты?

Котлеты из моркови?

Сок из свёклы?

Рагу из овощей?

3. Игра «Подбери признак»

Где растут овощи?

Правильно овощи, они растут на огороде на грядке. А как растут овощи? Растут в земле, над землей, на кустах…

Овощи одинаковые ли они?

Чем они отличаются?

Правильно, по цвету, форме, величине, вкусу.

Я буду показывать овощ, а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.

Морковь (свёкла, р капуста) – (какая) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, перец) – (какой) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Физкультминутка «овощи»

В огород пойдем,               маршировать на месте

Урожай соберем.               идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем,   имитировать, как таскают

И картошки накопаем,        копают

Срежем мы кочан капусты срезают

Круглый, сочный, очень вкусный.        показать руками

Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке.               идти по кругу, взявшись за руки

5.Игра «Скажи, какой?».

Морковь сладкая, а лук – горький.

Свекла мелкая, а капуста – крупная.

Помидор растет на земле, а морковь – в земле.

Огурец шершавый, а помидор – гладкий.

Картофель выкапывают, а капусту – срезают.

Помидор круглый, а баклажан – овальный.

Игра «Вершки – корешки».(вершки – руки вверх, корешки – вниз)

Лук, помидор, перец, морковь, чеснок, огурец, картофель, баклажан, свёкла.

5. Игра «Собираем урожай»

Я буду показывать овощи, а вы будете составлять предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, свеклу выдергивают, огурец срывают, помидор срывают, )

6. Составление рассказа об овощах.

Сейчас Вы достанете из волшебного мешочка овощи, будете на ощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там спрятано. Дети угадывают овощи и называют его.

Молодцы, а теперь каждый из вас расскажет про свой овощ.

А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить?

Примерный рассказ: Это картофель. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он овальный, коричневый или розовый. На ощупь шершавый, твёрдый с ямочками. Картофель едят люди и кормят им животных. Можем приготовить пюре, картофельный рулет, оладьи, его кладут в разные супы.)

Предполагаемые овощи: морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец.

7. Итог занятия.

Молодцы, давайте вспомним о чём мы говорили на занятии и в какие игры играли.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект занятия познание Тема: «Овощи» в старшей группе

Тема: «Овощи, огород»

Цель: учить различать и правильно называть овощи; формировать способность к обобщению; упражнять в согласование слов в предложение; умение составлять описательные рассказы; образовывать уменьшительно-ласкательную форму; упражнять в употреблении словосочетаний.

Дидактическое обеспечение: корзинки с овощами, муляжи овощей, обруч, картинки с изображением овощей, силуэты деда и медведя из театра, сотовый телефон, компьютерная игра « Огород» «Чудесный мешочек»

Способы достижения цели:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное SMS сообщение пришло ко мне:

«Здравствуйте, ребята, у меня созрел урожай, приезжайте в гости» Дедушка Урожай

– Как вы думаете, где живет дедушка урожай?

– На чем мы к нему поедем?

– Предлагаю отправиться на поезде.

Повторяют дети:

Чу-чу-чу – я на поезде мчу,

Чу-чу-чу – урожай собрать хочу.

Имитируем движения поезда, попадаем в огород. Оглядываемся по сторонам, но не видим дедушки Урожая. Обращаем внимание, что на столе стоят две корзинки, закрытые салфетками.

Воспитатель: Что же может лежать в корзинках?

Дети высказывают свои предположения.

Пальчиковая гимнастика:

В огороде у Федоры ( поочередно зажимают пальчики в кулачок)

Растут на грядке помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

1, 2, 3, 4, 5 – поможем урожай собрать. ( сжимают и разжимают кулачки)

Выкладывают овощи на блюдо (лук, картошка, капуста, помидор, свекла).

Вопросы к детям:

– Что вы достали из корзинки?

– Как назвать, все одним словом?

– Где растут овощи? (на огороде)

Д/игра “Угадай на ощупь»

Воспитатель предлагает детям опустить руку в корзинку, не показывая овощ рассказать о нем, не называя его.

Д / Игра « Что изменилось?»

Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения. Обсуждение с детьми: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой по вкусу? Как мы называем все это одним словом? Где растут овощи?

Физкультминутка: « В огород пойдем»

В огород пойдем, (маршируют на месте)

Урожай соберем (идут по кругу)

Мы морковки натаскаем (“таскают”)

И картошки накопаем (“копают”)

Срежем мы кочан капусты – (“срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают руками)

И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки)

Компьютерная игра «Огород» «Чудесный мешочек»

– Умение различать и правильно называть овощи.

Д/игра “Назовите ласково”

– помидор – помидорчик

– картошка – картошечка и т.д.

Образование существительных с глаголами:

Какие овощи выдергивают? (морковь, репу, редис, свеклу)

Какие овощи выкапывают? (картофель)

Какие овощи срывают? (огурцы, помидоры, перец)

Какие овощи срезают? (кабачки, тыкву)

Какие овощи срубают? (капусту)

Воспитатель добивается от детей ответа типа: морковь выдергивают и т.д.

Д/игра “Вершки и корешки”

Выставляется силуэт деда и медведя (из настольного театра), ставим в разные концы комнаты. Посередине – “огород” – большой обруч, в нем картинки “овощи”. Деду срываем корешки, медведю – вершки. Дети “срывают” с грядки любой овощ и определяют к кому отнести.

-Возвращаемся в детский сад:

Чу-чу-чу – на поезде мчу,

Зу -зу-зу – урожай с собой везу.

О чем мы говорили?

Какими по вкусу бывают овощи?

Релаксационное упражнение « Волшебный сон»

Дети закрывают глаза и расслабляются. Звучит тихая спокойная музыка. Дети видят волшебный сон, в котором ведущий рассказывает обо всем, что они узнали на занятии. Затем ведущий сообщает, что на других занятиях предстоит встреча с другими чувствами.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект занятия познание Тема: «Фрукты» в старшей группе

Тема: «Фрукты, сад»

Цель: закрепить и уточнить знания о фруктах, умение составлять описательные рассказы; использовать слова – признаки для описания предмета; образование множественного числа существительных, прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных; согласование притяжательных местоимений с существительным. Развивать умения строить простые и сложные предложения; пользоваться обобщенными словами.

Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал – муляжи фруктов, иллюстрация – сад, раздаточный материал – конверты с картинками фруктов разной величины, натуральные фрукты, компьютерная игра « Огород» «Чудесный мешочек»

Способы достижения цели:

Ребята, предлагаю вам прогуляться по саду, сейчас там поспел урожай.

Что растет в саду?

Как, назвать одним словом?

Пальчиковая гимнастика:

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки

Сколько ягодок в корзинке?

1, 2. 3, 4, 5… снова буду собирать

(Выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения)

Дыхательная гимнастика: компьютерная игра «Огород»

Артикуляционная разминка

Ад – ад – ад – пойдем мы с вами в сад,

Ду – ду – ду – фрукты соберем в саду.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию сада. Дети хором, затем индивидуально называют, что растет в саду (яблоко, груша, апельсин, мандарин и т.д.).

Д/игра “Один – много”

Образование множественного числа существительных.

Демонстрируются картинки. Дети называют попарно:

Апельсин – апельсины;

Банан – бананы;

Мандарин – мандарины;

Персик – персики;

Яблоко – яблоки и т.д.

Компьютерная игра «Огород»

Д/Игра « Узнай по запаху»

Воспитатель спрашивает: « Есть ли запах у фруктов?

Дает каждому ребенку понюхать. Ребенок должен угадать, чем пахнет.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Описать предметы и найти их по описанию.

Дети дают описание в принятом порядке: сначала рассказывают о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. При этом предмет нельзя называть. « Ведущий» ребенок отгадывает.

Физкультминутка:

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(Дети маршируют, образуют круг)

Будем блоки крошить, (крошат)

Грушу будем мы рубить. (“рубят”)

Отожмем лимонный сок, (“отжимают”)

Слив положим и песок (“кладут”).

Варим, варим мы компот (приседают)

Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)

Д/игра “Какой сок приготовили?”

Образование прилагательных от существительных.

Из яблок – яблочный,

Из груш – грушевый и т.д.

Продолжи предложение

В магазине продается много…(персиков, груш, яблок, слив)

Мама принесла полную корзину…( яблок, груш, бананов, персиков)

Д/игра «Назови ласково» (по картинкам)

Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Яблоко – яблочко, груша – грушенька, апельсин – апельсинчик и т.д.

Д/игра «Узнай на вкус»

Дети закрывают глаза, им кладут в рот по кусочку фруктов. Ребенок должен назвать, что

он съел.

Д/игра “Чей фрукт”

Каждый ребенок берет картинку, переворачивают их и называют.

Это моё яблоко и т.д.

Рефлексия

-Что было самым интересным на занятие?

– Что вызвало трудности?

Оцените свою работу на занятии фишками: красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – плохо.

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа): Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

Конспект  дефектологического (логопедического) занятия

с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

Тема: «Каравай – каравай, кого хочешь выбирай!» (Подготовительный этап в занятиях по коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).  Формирование чувства ритма).

Возрастная группа 5-7 лет.

Подгрупповое занятие (2-3 ребенка)

Цель: подготовка детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка, к определению слоговой структуры слова; формирование чувства ритма.

Задачи.

        Коррекционно-образовательные:  

– учить воспроизведению ритмов с опорой на тактильные ощущения и наглядность;

– учить воспринимать метрические отношения как  предпосылку для усвоения ударения,

– учить воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

         Коррекционно-развивающие:

– развивать умение воспроизводить заданную последовательность движений;

– развивать слуховое внимание, память;

– развивать эмоциональную сферу.

         Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любовь к родной культуре, народному творчеству.

Оборудование.

Логопедический лэпбук «Каравай-каравай» (фото в приложении).

Аудиозапись песни «Каравай, каравай…»

Изображения водящих хороводы людей в национальных костюмах.

Бусины и шнурок.

 «Сделать серьезное занятие для ребенка

занимательным – вот задача

первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(Звучит аудиозапись мелодии «Каравай-каравай»).

Логопед: Какая мелодия звучит? А какие движения нужно выполнять под эту музыку? (Воспитанники вместе с логопедом выполняют хороводные движения, стараясь попадать в такт).

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: с давних пор люди любили петь и танцевать. Они собирались вместе, чтобы было веселее, водили хороводы, выполняли движения под музыку и пели. Посмотри на рисунки.

Сегодня мы будем учиться воспроизводить музыку различными способами. А поможет нам вот эта большая книга с заданиями, которая тоже называется «Каравай-каравай».

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: чтобы красиво петь, необходимо учиться широко раскрывать рот. А что такое каравай? Это праздничный сдобный пирог. Чтобы его откусить, нужно постараться. Давайте сделаем несколько артикуляционных упражнений («Бегемот», «Гармошка», «Улыбка», «Заборчик»).

4.Упражнение из лэпбука на распознавание кинестетических поз гласных звуков

«Каравай-каравай, рот пошире разевай»: фигурный конвертик с внешней стороны содержит контуры губ в соответствующей артикуляционной позе, с внутренней стороны – соответствующий звук обозначен соответствующей буквой.

        5.  Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Логопед: ну вот, мы готовы петь. Но музыку можно не только петь, но и играть. Для этого нужно подготовить пальчики. Повторяйте за мной движения:

Это пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди……

Встали пальчики, ура!

На занятия пора.

6. Игра на развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

        “Каравай, каравай, громче музыка играй!”

Задание: с опорой на тактильные ощущения «проиграть» песенку «Каравай, каравай» на оборудованном в лэпбуке импровизированном нотном стане (выпуклые нотки-кружочки на мягкой основе). При проведении пальцами по выпуклым поверхностям, обозначающем длительность, пропеть песенку «Каравай, каравай».

7. Ритмико-интонационная разминка.

Логопед: вы обратите внимание, что кнопочки под пальчиками были разного размера? Те, которые побольше – звучат длительно, а те, которые меньше – короче. Между кнопочками – расстояния. Это пауза. Или знак остановки музыки. Нам помогали кнопочки из книги. Предлагаю выполнить другое упражнение. Вместо слов песни используем звуки, а вместо кнопочек – части тела. На звук А – хлопок в ладоши,  на звук О- хлопок по коленям, на звук У – топнуть ногой. Ритмический рисунок песни «Каравай-каравай». Придумайте свой ритмический рисунок, а я повторю. Например: АА-О-У, ОО-А-У, АА-ОО-УУ и т. Д

8. Игры на выделение гласного звука в слове с опорой на зрительный образ звука.

Логопед: какие звуки мы произносили? В следующем задании, которое называется  “Каравай, каравай, звук ударный выделяй!”

абак с двумя полосками. Чтобы правильно выполнить задание, нужно позвать слово с картинки погромче (выделить ударный слог) и подобрать соответствующий слову на картинке ударный звук.

9. Игра на определение длины слова.

Логопед: разные слова тоже звучат по-разному. В нашей книге есть кармашки разной длины. Они помогут нам сыграть в игру

“Каравай, каравай, по длине определяй!”

Задание: взять карточку, назвать слово, поставить в нужный кармашек.

10. Игра на определение количества слогов в слове.

Логопед: слова состоят из разных частей. Чем больше частей, тем длиннее слово. Части можно посчитать. Помогут нам бусинки. Предлагаю нанизать их на шнурок и поиграть в игру

“Каравай, каравай, бусослоги посчитай!”

Задание: проговорить слово с картинки и отложить столько бусинок, сколько в этом слове частей.

11. Итог занятия.

Логопед: чем мы занимались сегодня? Какую песенку выучили? Какие движения под музыку выполняли?                                                                                                

 Составитель:

Сабанина Ирене Эвальдовна,  

учитель-логопед МАДОУ

 «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

 пгт Тяжинский Кемеровской области 2019 год.

Приложение

Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

        

        

Самоанализ

дефектологического (логопедического) занятия

с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

        Данное логопедическое занятие проводилось с воспитанниками старшей группы (возраст 5-6 лет). Тема данного занятия: «Подготовительный этап в занятиях по коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи ТНР.  Формирование чувства ритма».

Перед планированием занятия я ставила следующие цели и задачи.

Цель: подготовка детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка, к определению слоговой структуры слова; формирование чувства ритма.

Задачи.

        Коррекционно-образовательные:  

– учить воспроизведению ритмов с опорой на тактильные ощущения и наглядность;

– учить воспринимать метрические отношения как  предпосылку для усвоения ударения,

– учить воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

         Коррекционно-развивающие:

– развивать умение воспроизводить заданную последовательность движений;

– развивать слуховое внимание, память;

– развивать эмоциональную сферу.

         Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любовь к родной культуре, народному творчеству.

Оборудование.

Логопедический лэпбук «Каравай-каравай».

Аудиозапись песни «Каравай, каравай…»

Изображения водящих хороводы людей в национальных костюмах.

Бусины и шнурок.

        Для успешного достижения поставленных целей был использован логопедический лэпбук.

        При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. Такую, как «Каравай, каравай».

Идея создания данного методического пособия назрела вместе с необходимостью организации коррекционной работы в том объёме, который необходим для полного и правильного использования приёмов  слогосложения детьми-логопатами. К тому же, формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

        Особое внимание уделялось подготовке к усвоению ритмической структуры слов родного языка с опорой на тактильные ощущения и наглядность (“Каравай, каравай, громче музыка играй!”) и привитию навыков воспринимать метрические отношения как  предпосылку для усвоения ударения (ритмико-интонационная разминка). Подготовка к определению слоговой структуры слова в разных формах уже использовалась на занятиях («прохлопывание» слогов, составление разрезных картинок и пр.). С бусослогами ребята работали впервые. Новизна задания позволила справиться успешно. Чтобы затруднения при осознании ритмического рисунка не препятствовали освоению темы, использовалась та же мелодия в итоговой части занятия.

        Считаю, что все использованные мною на занятии методы и формы работы способствовали достижению поставленных целей занятия, так как сама тема, проблема, наглядность, вызывали интерес к изучаемому материалу.

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа): Конспект занятия “Осень”

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 120 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме  “Осень. Урожай”.

Учитель-логопед Ольштинская Елена Александровна

Цели: расширение словарного запаса, развитие связной речи, развитие слухового восприятия, речеслухового внимания, быстроты реакции.

Оборудование: костюмы-шапочки овощей , костюм Незнайки и Айболита.

Ход занятия.

Организационный момент.

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто хочет быть здоровым?

Стук в дверь, входит Незнайка.

Здравствуйте! А вот и я!
Только болен я, друзья.
У меня усталый вид, 
Очень голова болит. 
Ломит спину, колет бок,
Нужен врач, он мне б помог.
Логопед.
Хватит охать и реветь, 
Стыдно мальчику болеть. 
Приходи к нам в детский сад,
Здесь узнаешь от ребят: 
Как здоровым, сильным быть,
Как без грусти день прожить. 
Правда, дети, мы ведь сможем? 
И Незнайке все поможем!

А что ты, Незнайка, любишь есть?
Незнайка. Конфеты, печенье, торт, лимонад.
Логопед. Да, это все вкусно, но полезно ли?  Ребята, расскажите Незнайке, какие полезные продукты вы знаете? (Овощи, фрукты и ягоды). 

2 . Инсценировка стихотворения Ю.Тувима “ Овощи ”
Логопед: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: 
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!.. Вот овощи спор завели.
Перец: Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней? 
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох: Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка, 
Если только захочу – 
Всех горошком угощу.
Свёкла: Дай сказать хоть слово мне, 
Выслушай сначала
Свёклу надо для борща,  
И для винегрета.
Кушай сам и угощай – 
Лучше свёклы нету!
Капуста: Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи, 
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко. 
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный, 
А уж свежий огурчик
Всем понравится, конечно!
Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины ?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям. 
Угадали? Я – ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка: Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала… 
Но картошка так нужна 
И большим и малым.
Баклажан: Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.
Логопед: 
Спор давно кончать пора! 
Спорить бесполезно. (Раздаётся стук в дверь.)
Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит. 
Айболит: Здравствуйте, а вот и я!
О чём спорите, друзья? 
Репа: Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней? 
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить, 
Все без исключенья, в этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

Логопед: Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины,  которые необходимы для роста и развития.

3 Физминутка. Давайте немного отдохнём и подрастем.

– Эй вы, овощи на грядке

(машут руками),

Выходите на зарядку

(шагают на месте)!

Раз, два, три, четыре

(прыгают),

Руки выше, ноги шире

(делают движения руками и ногами)!

Ты, морковка,

Длинный хвост,

(потягиваются,

Встают на носочки),

Потянись-ка во весь рост.

А картофель- круглый бок

(прыгают)-

Вверх – вниз, прыг-скок.

Все присели, дружно встали

(приседают)

И на завтрак прибежали (выполняют бег на месте).

4 . Сядьте за столы. Возьмите два карандаша в правую и в левую руку. Будем рисовать двумя руками помидор.

-Переверните листок.  Прочитайте слово. БОРОВИК. Нужно записать как можно больше слов из букв этого слова. (БОР, РОВ, ВОР, РОК )

-Слушайте внимательно и выполняйте все вместе.

Логопед произносит слова, дети выполняют упражнения, задания:

Подул сильный ветер (дети размахивают поднятыми вверх руками).

Сверкнула молния (резко выбрасывают кулаки вверх и разжимают пальцы).

Грянул гром (хлопают в ладоши, топают ногами).

Пошел крупный дождь (часто-часто громко стучат пальцами по столу).

Дождь затихал, затихал и затих (реже стучат пальцами по столу).

Выглянуло солнце (показывают руками большое круглое солнце).

-Поиграем с ёжиком.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко,

Ёжик  нам ладошки колет,

Ручки к школе нам готовит.

Ёжик  выбился из сил,

Яблоки, грибы носил,

Мы потрём ему бока,

Надо их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко,

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка,

Ёж в лесочек убежал,

Нам “cпасибо” пропищал.

5 –Встаньте.  Поиграем в игру “Доскажи словечко”

-На любой вопрос ведущего дети отвечают : “ картошка”.

Что ты ела сегодня на завтрак?

Что ты получишь в подарок на Новый год?

Что бы ты хотел съесть на ужин?

Как тебя зовут?

Кто сейчас войдёт в кабинет?

О чём ты мечтаешь?

Твоё любимое блюдо?

Как зовут твою любимую собаку?

А как зовут твою кошку?

Что у тебя на этом месте (показать на нос)?  И т.д.

6  Молодцы. Вы были внимательными, хорошо занимались. Занятие закончено.

Инсценировка Ю.Тувима “Овощи”

http://nsportal.ru/

Инсценировка “Овощи”.

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа): Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности) “Зимующие птицы” (развитие диалогической речи: умение задавать вопросы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме “Путешествие в весенний лес”

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц…

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет…

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»

Конспект интегрированного занятия по теме “В гостях у осени”, показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра…

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла “Зима”. Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных …

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с нарушениями речи по формированию элементарных математических представлений

Закрепление состава числа 7…

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)”

В данном конспекте раскрываются цели, задачи, методы и приемы обучения детей составлению рассказа по картине, определена логика образовательной деятельности…

Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности). Пересказ сказки «Под грибом» (по серии картинок с элементами драматизации)

Развитие связной речи по серии картинок с элементами драматизации…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *