Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников: Дыхательная гимнастика для детей | Коделак

Содержание

Дыхательная гимнастика для детей | ТИЗИН® (Tyzine®)

Содержание:

В чем польза дыхательных упражнений для детей?
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей
Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика — один из методов естественного оздоровления организма1. Наряду с другими физическими упражнениями, она играет большую роль в развитии детей2. Какие упражнения выбрать для ребенка и как выполнять их правильно — об этом расскажем в статье.

В чем польза дыхательных упражнений для детей?

Примерно в 6-7 лет начинается период бурного роста, но легочная и сердечно-сосудистая системы ребенка немного отстают в своем развитии2, при этом они вынуждены обеспечивать возросшие потребности организма в кислороде. Снижение поступления кислорода может негативно сказываться на физиологических процессах и повлиять на работу всех органов3. Кислородное голодание клеток может проявляться по-разному, например, раздражительностью, плохой успеваемостью в школе или частыми простудным заболеваниями из-за ослабления иммунитета2.

Дыхательная гимнастика учит ребенка дышать правильно, развивает его легкие, повышает эффективность газообмена и тем самым помогает ему расти здоровым1.

Чем полезна тренировка? Если приучить детей дышать правильно, это помогает:

  • повысить выносливость и работоспособность2,3,
  • ускорить физическое и умственное развитие1,2;
  • преодолеть стресс1;
  • снизить избыточный вес1;
  • развить пластику и гибкость1;
  • улучшить осанку1.

Существуют различные дыхательные упражнения для детей3.  В России и странах СНГ наиболее популярной и действенной считается дыхательная гимнастика Стрельниковой1. Изначально методика предназначалась для восстановления голоса у певцов, но затем были замечены положительные изменения в других аспектах здоровья1. Сегодня система широко используется для профилактики многих заболеваний1,3.  

Вернуться к началу

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Дыхательную гимнастику отличает парадоксальность сочетания фаз дыхания и движений тела1. Обычно физическое усилие совершается на выдохе1, а в системе Стрельниковой — наоборот, каждому движению рук, ног, головы, мышц брюшного пресса, плечевого пояса и таза соответствует резкий и короткий вдох носом. Это как шмыгать носом или нюхать воздух1.

Движения и вдохи выполняются короткими сериями по 8 раз. Затем следует расслабление и медленный, спокойный, почти неслышный выдох через рот1,3. После этого выдерживается пауза 3–5 секунд, и упражнение повторяется снова3. Ритм выполнения упражнений индивидуальный3. Следить за ним помогает счет.

Парадоксальное сочетание движений и дыхания в системе Стрельниковой способствует развитию респираторной мускулатуры, тренировке легких, активному насыщению организма кислородом и его эффективному использованию1.

По некоторым данным, уже после первых упражнений по дыхательной методике Стрельниковой объем легких увеличивается на 15–20%2. При регулярных тренировках он возрастает в несколько раз2.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Базовый комплекс гимнастики Стрельниковой включает 12 дыхательных упражнений1,3. Исходное положение для всех упражнений — стойка с прямой спиной1,3.

Попробуйте выполнить этот комплекс с вашим ребенком, чтобы он повторял движения за вами.

Этап 1 – двигаем руками

«Ладошки»

Опустите руки, чтобы они свободно лежали вдоль туловища, затем согните их так, чтобы локти «смотрели» вниз, а кисти рук были обращены на себя. В таком положении делайте короткие шумные вдохи, на каждом сжимая кулачки. Одна серия включает 8 вдохов, за ней следует пауза 3–5 секунд и повторение серии вдохов1,3.

«Погончики»

Согните руки в локтях, кисти сожмите в кулаки и расположите на уровне талии. На вдохе резко выпрямите руки, одновременно разжав кулаки и растопырив пальцы. В этот момент вы ощутите напряжение в мышцах предплечья, кистей и плеч. На выдохе снова согните руки и сожмите ладони в кулак. Серия коротких вдохов — 8 повторов. Пауза 3–5 секунд, затем повторение серии вдохов1,3.

«Насос»

При этом упражнении нужно делать легкие поклоны, одновременно выполняя шумные и короткие вдохи. Поклоны должны быть не глубокими — наклон вперед до пояса будет в самый раз. Не старайтесь держать спину и голову прямо. При каждом поклоне спина должна округляться, а голова опускаться — такие движения напоминают накачивание шины насосом1,3.

Для начала ребенку достаточно освоить эти три упражнения респираторной гимнастики Стрельниковой, затем можно добавлять по одному новому1.

Этап 2 – подключаем к движениям голову

«Повороты головы»

Стойте прямо, опустив руки вдоль туловища. Поворачивайте голову поочередно влево и вправо, при каждом движении делая шумный и короткий вдох. После каждого вдоха выдыхайте ртом. Помните, что останавливать голову посередине или напрягать шею нельзя1,3.

«Ушки»

Это упражнение похоже не предыдущее, с той разницей, что нужно делать наклоны головы так, чтобы ухо коснулось плеча1,3.

«Маятник головой»

Теперь «раскачивать» голову нужно вперед-назад. Делая вдох, опускайте голову вниз, устремляя взгляд в пол, затем выдыхайте, выпрямляя голову, и снова вдыхайте, откидывая голову назад, направляя взгляд в потолок1,3.  

При наклонах головы напрягаются грудино-ключично-сосцевидные и лестничные мышцы. Эти мышцы расположены на передней поверхности шеи и участвуют в вентиляции самых верхних отделов легких4.

Этап 3 – усложняем движения

«Кошка»

Встаньте прямо, опустив руки вдоль тела. Держите спину прямо и, немного сгибая колени, делайте полуприседания. Одновременно поворачивайте туловище вправо и влево, как бы скручиваясь или делая легкое пружинистое движение. На выдохе нужно выпрямиться1,3.

«Обними плечи»

Упражнение выполняется стоя, руки согнуты в локтях, предплечья сложены друг на друга на уровне груди. На вдохе резко обнимите плечи ладонями, стараясь максимально свести руки. При этом они должны идти параллельно друг другу, а не скрещиваться. На выдохе вернитесь в исходное положение1,3

«Большой маятник»

Комбинация упражнений «Насос» и «Обними плечи». На вдохе наклонить туловище, одновременно обнимая себя за плечи и сгибая поясницу. На выдохе — расслабьтесь1,3.

Легкое головокружение у ребенка после первых упражнений дыхательной гимнастики — не повод для беспокойства3. Но следите, чтобы цвет кожи лица оставался здоровым. Побледнение или покраснение — это сигнал, что тренировку нужно прекратить1.

Этап 4 – делаем приседания

«Перекаты»

Встаньте, расположив левую ногу впереди, а правую сзади. Опираясь на левую ногу, сделайте приседание и вдох. Затем нужно «перекатиться» с левой ноги на правую, то есть перенести вес на правую ногу и тоже выполнить вдох. Повторить упражнение с правой ногой впереди1,3.

«Передний шаг»

В положении стоя поднимите согнутую в колене и тазобедренном суставе левую ногу до уровня груди. «Шмыгайте носом» (короткий вдох) и слегка присядьте на правую ногу. Затем выполните то же самое с другой ноги1,3.

«Задний шаг»

Похоже на предыдущие упражнение, но ногу нужно согнуть только в коленном суставе и максимально отвести голень назад1,3.

Регулярное выполнение дыхательной гимнастики по утрам до еды или через 1,5-2 часа после завтрака помогает ребенку взбодриться и оказывает общеукрепляющее действие1. Если заниматься вечером, через пару часов после ужина, занятия помогают успокоиться и расслабиться после насыщенного дня1.

Методика Стрельниковой подходит для детей старше 3 лет1. Специалисты включают ее в планы общего физического развития дошкольников2. Дыхательная гимнастика способствует восстановлению и укреплению здоровья, нормальному развитию детей. После консультации с педиатром ее можно использовать для самостоятельных занятий с ребенком3. Перед началом дыхательной гимнастики убедитесь, что у него нет проблем с носовым дыханием1,3. Если малыш постоянно дышит через рот, запишитесь к педиатру или ЛОР-врачу. Специалист установит причину заложенности носа и при необходимости назначит лечение. При насморке врачом могут быть рекомендованы препараты линейки ТИЗИН®5,6,7,8.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Вернуться к началу

Литература:

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для взрослых и детей  // Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области / Екатеринбург – 2016 год.
  2. Минникова Н. В. Трофимова Я. А. Оценка эффективности использования дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой со старшими дошкольниками // Наука-2020 / №4 (15).— 2017. — С.136–141.
  3. Серазетдинова Л. И., Утегенова Н. Р., Шайдуллина Г. Г. Техники дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления: Учебно-методическое пособие/ Казань: Казанский
    университет, 2016. — 40 с.
  4. Кале-Жермен, Б.Все о правильном дыхании и дыхательных техниках: пер. с фр. /
    Бландин Кале-Жермен. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 220, [4] с : ил.
  5. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Классик // Рег.номер П N014038/01 // https://www.tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/leaflet_tyzine_classic_n.pdf 
  6. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Эксперт // Рег.номер ЛСР-009878/09 // https://www.tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/leaflet_tyzine_expert_n.pdf 
  7. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Пантенол // Рег.номер ЛС ЛП-006805// https://www. tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/tyzine_panthenol_ad.pdf 
  8. Инструкция по применению препарата ТИЗИН® Алерджи // Рег.номер П N014198/02 // https://www.tyzine.ru/sites/tyzine_ru/files/leaflet_tyzine_alergy_n.pdf

Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок. Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для дошкольников. О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале.

  • 1 Виды дыхательных упражнений

  • 2 Цель и значение дыхательной гимнастики

  • 3 Показания и правила проведения занятий

  • 4 Как проводить гимнастику с дошкольником

  • 5 Техника выполнения упражнений

  • 6 Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

    • 6. 1 2-4 года

    • 6.2 5-7 лет

  • 7 Гимнастика А. Н. Стрельниковой

    • 7.1 Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

    • 7.2 Игры и упражнения для дыхания в стихах

Виды дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика для детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

  • гимнастика по А. Н. Стрельниковой
  • гимнастика по К. П. Бутейко
  • гимнастика из хатха-йоги
  • и др.

Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:

  • глубокое дыхание
  • искусственное затруднение дыхания
  • задержка дыхания
  • замедление дыхания
  • поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения бывают:

  • статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
  • динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
  • специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма

 

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики

для общего физического развития дошколят велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  • дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательные упражнения могут проводиться как дома, так и в детском саду

 Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.

«Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребёнку».

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.

Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику с дошкольником

  1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
  2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
  3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).
  4. Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
  5. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
  6. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
  7. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
  8. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
  9. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
  10. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

«Совет. Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним».

Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним

Техника выполнения упражнений

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников — специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

2-4 года

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.

5-7 лет

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик»

Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».

Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

  1. Максимум эмоций на вдохе.
  2. Одновременность движений и вдохов.
  3. Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше.
  4. Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

  1. «Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
  2. «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
  3. «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

http://www.youtube.com/watch?v=t-ZhKSyz1DsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: 06 Дыхательная гимнастика (http://www.youtube.com/watch?v=t-ZhKSyz1Ds)

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:

  1. Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 — руки поднять в стороны — вдох

2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох

  1. Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом

2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.

  1. Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос

2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р»

  1. Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе — вдох

1 — наклон вправо — выдох

2 — руки на поясе — вдох

3 — наклон влево — выдох

4 — руки на поясе — вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Дыхательная гимнастика для дошкольников: цель

С каждым годом респираторно-вирусные инфекции прогрессируют, раз за разом мутируя и снижая чувствительность к фармакологическим препаратам. Особенно простуды и осложнения от них бывают у детей внутриутробного возраста.

Старые инфекции в новой оболочке

В современных условиях в условиях загазованности воздуха и питания с различными добавками иммунитет малышей с каждым годом ослабевает. Об осенних и весенних вспышках заболеваний говорить не приходится. Пневмония или бронхит, сопровождавшиеся несколько лет назад лихорадкой, кашлем и насморком, сегодня протекают бессимптомно. Такие острые заболевания врачи диагностируют с трудом, и, как правило, до выявления инфекции проходит много времени. К этому времени она уже полностью контролирует маленькое носительство, лечение дается с трудом, а реабилитационный период до полного выздоровления затягивается на несколько месяцев. Ослабленный организм ребенка не в состоянии самостоятельно восстановить здоровье, поэтому необходимо принимать срочные меры по его укреплению. Дыхательная гимнастика для дошкольников, целью которой является поднятие иммунитета и общее укрепление организма, а также профилактика и уменьшение заболеваний, — отличный способ помочь ребенку справиться с ними. С каждым годом все больше родителей обращают внимание на разработанные специалистами комплексы для борьбы с вирусами и инфекциями.

Дыхательная гимнастика как способ укрепления иммунитета

Дыхательная гимнастика для дошкольников – это, прежде всего, комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц, отвечающих за процесс дыхания. Кроме того, такие упражнения помогают ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению умственной деятельности малыша.

Секрет в правильном носовом дыхании. Ведь нос служит своеобразным фильтром от попадания пыли или других частиц в носоглотку при вдыхании воздуха. При попадании инородных микробных тел немедленно блокирует их, обволакивая слизью. Впоследствии он засыхает, образуя корочки (дети называют их «жучками»).
Для правильного прохождения воздуха через нос применяют специальные упражнения дыхательной гимнастики для дошкольников, с помощью которых акцентируется внимание детей на глубоких носовых вдохах и выдохах через рот. При этом в сочетании с дыхательными упражнениями на выдохе используются ярко выраженные гласные и шипящие согласные. Это могут быть звуки «а», «ш», «с» и другие.

Польза для здоровья тела и интеллекта

Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников разработаны в различных игровых и поэтических формах. Во время тренировки каждая клеточка тела наполняется кислородом. Правильное дыхание упрощает снабжение мозга кислородом, а значит, более быстрое и понятное усвоение окружающей информации. Кроме того, правильное дыхание начинает стимулировать сердце, восстанавливает нервную систему (для гиперактивных детей), даже органы пищеварения, такие упражнения помогут в усвоении пищи.

Для укрепления иммунитета и помощи при выздоровлении при простудных заболеваниях, бронхитах, пневмониях, а также в постреабилитационном процессе применяют дыхательную гимнастику для дошкольников Стрельниковой. При этом сама певица рекомендует эту гимнастику не только детям, но и взрослым. Кроме того, дыхательные упражнения могут развить голосовые связки для пения. Очень интересные упражнения в книге «Дыхательная гимнастика для детей» Красикова И.С. предлагают более подробно рассмотреть методики Стрельниковой А.С., так как они показывают действительно впечатляющие результаты.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по рекомендациям Стрельниковой

Методика Стрельниковой очень необычна. Его система основана не на общей работе дыхания «вдох-выдох», а на характере дыханий и их качестве. Выдох певца определяется как неизбежное следствие вдохновения, образующегося в нем самом. Стрельниковой выдвинута гипотеза, что при вдохе грудная клетка не расширяется, а, наоборот, сжимается. Поэтому система содержит наклоны, повороты, хват груди.

Результаты занятий на Стрельниковой не могут остаться незамеченными. Помимо очевидных улучшений в комплексе с народной медициной в лечении хронических заболеваний носа и горла, бронхов и легких, заметны положительные результаты в борьбе с сахарным диабетом, пороками сердца, заболеваниями нервной системы.

Три «кита» дыхательной гимнастики Стрельниковой

Дыхательная гимнастика для дошкольников начинается с 3-х базовых упражнений, которые выполняются «солдатским шагом». Они являются своего рода разминкой, которая подготавливает дыхательную систему к основному комплексу.

Упражнения-тренировки

1. Упражнение «Ладошки». Становимся ровно. Руки вдоль туловища, при этом от локтя подняты вверх руками от себя. Если правильно поставить руки, получится “сдаюсь!” Положение в расслабленном состоянии. Затем вдыхаем воздух через нос и плотно сжимаем челюсти, как будто пытаемся поймать жука. В движение приходят только руки, все остальные части тела должны быть неподвижны. Делаем четыре коротких вдоха (вдох) и спокойно выдыхаем через нос или рот. Делаем четыре таких вдоха, затем отдыхаем 3-5 секунд. Всего необходимо сделать 24 раза на четыре вдоха. Общее количество повторений этого упражнения будет 9.6 раз.

2. Упражнение «Пончики». Поза такая же, как и в упражнении 1, только ручки не согнуты в локтях, а сжаты в кулаки. Делаем вдох и разжимаем кулаки, как бы отталкивая от себя предмет, и бросая его на пол, делаем выдох. Делаем 8 таких вдохов, отдыхаем 3-5 секунд и повторяем еще 11 раз.

3. Упражнение «Насос». Стоим прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно свисают вдоль туловища. Слегка наклоните корпус вперед, шея не должна быть напряжена, голова свободно опущена, спина слегка округлена. При наклоне делаем медленный вдох, при выдохе выдыхаем. Делаем 8 вдохов, как и в предыдущем упражнении, по 12 повторений.

Всего в основной комплекс входит 14 упражнений, которые желательно делать в три подхода. Лучше всего подходит дыхательная гимнастика для дошкольников после сна утром перед завтраком и вечером – перед обедом. Можно заниматься после еды, но не ранее, чем через час. Перед сном категорически не рекомендуется заниматься гимнастикой, так как она насыщает организм кислородом, что способствует дополнительному заряду организма энергией.

Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях

В детских садах дыхательные упражнения необходимы. Их можно выполнять во время утренней зарядки, на специальных занятиях с логопедом, во время гимнастики после тихого часа, на прогулках. Может быть такая дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах или с иллюстрациями, которая помогает ребенку не только лечить органы дыхания, но и развивать память и мышление.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  • Вдох производится только носом при плотно закрытом рте;
  • Плечи не поднимаются;
  • Нельзя делать резкие и быстрые выдохи;
  • Нельзя накручивать щеки.

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо следить за состоянием детей. При учащенном дыхании, покраснении (покраснении) лица, дрожи и покалывании рук и ног необходимо прекратить занятия. Затем нужно сложить ладони вместе, поднести их к лицу и глубоко вдохнуть 2-3 раза.

В детских садах воспитатель и логопед могут практиковать дыхательную гимнастику для дошкольников по картинкам. С помощью забавных стишков, счётчиков и образов детям легче разучивать непонятные движения, а если заниматься лёгкой мелодичной музыкой, то занятия принесут не только ощутимые результаты для иммунитета, но и улучшение психологического состояния дети. Дома родители также могут практиковать аналогичные способы представления дыхательных упражнений.

Некоторые дыхательные упражнения

1. Стойка прямая, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Подъем рук — вдох, наклон в сторону — выдох, возвращение в исходное положение, не опуская рук — вдох, наклон в другую сторону — выдох. Вернитесь в исходное положение.

2. Встаньте прямо. Обхватите руками плечи (крест-накрест) и слегка наклоните голову. Руки развести на максимальное расстояние, стараясь как можно сильнее развести лопатки, поднять голову и сделать вдох. Снова вернитесь в исходное положение, расслабьте руки и выдохните.

Такие разные дыхательные упражнения

Многие гимнастические упражнения иллюстрируются картинками. Дыхательная гимнастика для дошкольников таким образом легче воспринимается детьми, как считают педиатры, логопеды и психологи. Для ребенка в первую очередь необходимо настроение родителей, а многие дети не до конца понимают те движения и звуки, которые стараются донести до них взрослые. При взгляде на яркие красочные картинки у ребенка подключается своеобразное «подсознательное воображение», и он сам понимает, как сделать то или иное упражнение действительно правильно.

Дыхательная гимнастика для закаливания легких

Также есть много упражнений для закаливания легких. Вот некоторые из них:

1. Одну ноздрю закрывают пальцем, второй ребенок дышит по 4-6 секунд каждой ноздрей. Делается всего по 10 вдохов на каждый, закрывая попеременно то один носовой ход, то второй. Получается так: закрыл одну ноздрю, вдох-выдох, поменял ноздрю, вдох-выдох. И так 10 раз.

2. Ребенок делает вдох, слегка прикрывая нос пальцами. Затем медленно выдыхает воздух, при этом уже постукивая по носу, чтобы воздух выходил рывками. Стоит сделать 10 подходов.

3. Малыш делает глубокий вдох, постукивает пальчиками по носу, как в упражнении 2, и громко произносит слоги «ба-бо-бу», «ба-бу-бы».

Дыхательная гимнастика в стихах

Дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах не только увлекательна, но и полезна. Чаще всего рифмы заключены в яркие картинки. Таким образом малыш не только слышит, но и учится визуализировать процесс выполнения упражнений. Ниже приведены несколько стишков для дыхательных упражнений:

1. Вдыхаем аромат сосны (делается глубокий вдох, как будто пахнет чем-то вкусненьким)

И дышим (дыхание задерживается),

А теперь выдыхаем (выдох происходит с тянущимся звуком “а”),

Отдыхаем и отдыхаем. (Перерыв 10 секунд)

Упражнение повторяется 3-4 раза.

2. Что-то щекочем (4-5 маленьких резких вздохов),

Чихнуть хочется на всех нас! (резкий выдох, имитирующий чихание, наклон вперед)

“А-а-упчих!”

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Каждая мама и учитель, обладающая чувством ритма, может написать несколько упражнений в свои стихи самостоятельно, исходя из своих базовых знаний по применению техники дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика для детей

Наверняка каждая мама знает, что такое дыхательная гимнастика для детей. Выучив вместе с ребенком несколько простых упражнений, вы благотворно повлияете на развитие всего организма малыша. Также это будет замечательной профилактикой простудных заболеваний. Эти упражнения удобны тем, что их можно делать в любое время и в любом месте. Выполнение этих упражнений можно превратить в веселую и забавную игру, облегчив таким образом их выполнение и сделав сам процесс интересным для ребенка.

Дыхательная гимнастика для детей состоит из целого комплекса различных упражнений. Ежедневное участие в этой увлекательной игре значительно снизит риск простудных заболеваний. Правильное дыхание способствует оздоровлению сердца, помогает расслабиться.

При выполнении заданий воздух необходимо вдыхать только через нос. Во время гимнастики необходимо наблюдать за общим состоянием ребенка. Появление учащенного дыхания и дрожания рук – первый сигнал к прекращению занятий.

А теперь подробнее о гимнастике. Дыхательная гимнастика для детей включает в себя несколько простых упражнений. Первый называется «часы». Для выполнения этого упражнения выпрямляемся, опускаем руки и, не сгибая их, делаем махи вперед и назад. Повторите упражнение 10 раз. Затем следует упражнение «трубач». В положении сидя кладем руки ребенка в трубочку и, подняв их, на медленном выдохе произносим «пф-ф». Повторить пять раз. Далее, не вставая, кладем одну руку на грудь, а другую на живот. Вдыхая воздух – втягиваем живот, а выдыхая – выпячиваем. Делаем упражнение три раза.

Использование дополнительного оборудования сделает ваши занятия еще более интересными. С помощью гимнастической палки выполните следующее упражнение. Выпрямляемся, ноги соединяем, гимнастическую палку держим перед собой. Поднимая палку вверх на вдохе, сами поднимаемся на носки. На выдохе опускаем его к лопатке. Повторите упражнение три-четыре раза.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей – это комплекс упражнений, который разработан педагогом по вокалу Стрельниковой А.Н. Основа этой гимнастики – энергичный и очень резкий вдох, который необходимо производить через нос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *