Кластер (в общем смысле) – объедение нескольких однородных элементов в единую самостоятельную единицу, имеющую уникальные свойства. Понятие «кластер» применяется в разных отраслях – математике, музыке, сфере информационных технологий, астрономии, лингвистке, экономике.
Кластер в экономике – определенная группа компаний (финансово-кредитных учреждений, университетов), которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные особенности одной отдельно взятой организации и кластера в целом. Особенность кластера – наличие здоровой конкуренции среди его участников, определенные связи в отношении комплектующих, сырья, товаров, услуг и так далее.
Кластер можно выделить по нескольким характерным признакам:
– родству технологий, применяемых в организациях, входящих в один кластер;
– максимальной географической приближенности друг к другу;
Кластер, как образование, имеет следующие цели:
– обеспечить эффективное прогнозирование и анализ в интересующей отрасли. Кластер представляет собой мощный объект для изучения;
– сформировать полноценную стратегию и поддержку развития региона, повысить конкурентоспособность, ускорить процессы создания инновационной продукции, увеличить уровень прибыли и занятость населения, поднять производительность.
В экономике понятие «кластер» появилось весьма недавно. Первым исследователем в данной отрасли был Альфред Маршал, которому удалось разработать подходы кластерной политики еще в конце 19 века, но в дальнейшем идею никто не подхватил. Понадобилось много времени, чтобы сформировать типы экологических районов и объединить их в единые «подгруппы».
При этом сам термин «кластер» является и вовсе молодым. Он появился лишь в начале 90-х годов прошлого века, благодаря деятельности Майкла Портера. При этом условно все кластеры можно разбить на несколько типов участников:
– основные субъекты. К таковым можно отнести различные виды компаний, начиная от самых мелких до настоящих гигантов;
– органы власти – субъекты местного, регионального или национального уровня. В эту же категорию можно отнести институты развития;
– инновационно-исследовательское формирования. Здесь речь идет об объединении в кластер целой группы образовательных учреждений (в том числе и крупных вузов), центров коммерциализации, инжиниронговых структур, исследовательских компаний и так далее;
– структуры, предлагающие смежные типы услуг. В основе такого кластера – консалтинговые компании, финансовые структуры и так далее.
В историческом формате кластер имеет промышленный тип. Первые подобные образования появились ближе к середине двадцатого века в Италии. Со временем вектор развития кластера начал смещаться в сторону инновационной деятельности. В частности, все больше внимания уделяется развитию промышленно-инновационному кластеру.
Главная отличительная особенность кластера от обычного промышленного региона с группой схожих предприятий – это не только конкуренция между собой, но и активное сотрудничество. Поиск решения происходит коллегиально, что ускоряет процесс создания новых технологий и способствует развитию науки в целом.
При этом сфера сотрудничества очень широка (речь идет о взаимодействии не только в научном плане). Внутри кластера могут коллегиально решаться вопросы инфраструктуры, проблемы подбора кадров, общие тенденции развития и так далее. В таких условиях на первые роли выходит структура взаимодействия, наличие стойких социальных связей между предприятиями, уровень доверия между ними.
С другой стороны внутри кластера может вестись борьба за лучшие кадры и рынок сбыта. Но при наличии активного сотрудничества все эти стремления направляются в одно русло, что позволяет эффективно подготовить рынок рабочей силы, обеспечить производство качественным сырьем, наладить обмен знаниями и так далее.
Чаще всего кластер – это сеть, которая может работать при наличии или отсутствии центрального звена. Функционирование может осуществляться в различных форматах – в виде оформленной официально структуры или же без какой-то одной управляющей организации и членства.
Кластер – это одна из самых благоприятных зон для начинающих предприятий, которые только начали свой путь развития. При этом ядром такого объедения все равно остаются крупные компании (одна или целая группа). Такие ситуации все чаще складываются в сфере ядерных технологий или автомобильной промышленности.
За годы существования кластеров появилось множество подходов к их классификации. Сегодня существует множество признаков, по которым те или иные компании объединяются в общие группы. Так, к основным параметрам можно отнести наличие капитала, географическое расположение, трудовой потенциал, объемы предоставляемых услуг, наличие специальных заведений, отраслевая принадлежность и так далее.
Если же исходить из общих принципов экономики, то кластеры можно разделить классифицировать по следующим признакам:
1. По характеру появления кластеры бывают:
– стихийно (спонтанно) сформированные. В этом случае специальные планы по объединению тех или иных компаний не строятся – все происходит естественным образом, на основе взаимных целей, единых интересов и сотрудничества;
– осознано. К такой категории относятся кластеры, которые создаются с определенной целью, а их сближение является спланированным, искусственным.
2. По природе
3. По технологическим параметрам – интеллектуальные (инновационные), кустарные и индустриальные (производящие обычные товары) кластеры.
4. По способу образования можно выделить:
– кластеры с вертикальными связями в производственной сфере. В этом случае небольшие предприятия объединяются вокруг одной или сети крупных компаний. При этом в задачу последней входит регулирование основных процессов сбыта, поставки и производства продукции;
– кластеры с региональной формой. В этом случае имеют место региональные ограничения внутри схожих структур в промышленном и научном секторе деятельности;
– отраслевые кластеры. К таковым относятся компании, которые работают в различных сферах промышленности. К примеру, можно выделить «ядерный кластер», «фармацептический кластер» и так далее;
– промышленные кластеры.
Каждый из кластеров имеет свои особенности:
1. Региональный кластер представляет собой объединение нескольких университетов, фирм или компаний, которые работают в одной отрасли и регионе. При этом формирование кластера происходит за счет кооперации участников и их конкуренции. Все компании «объединения» работают на основе партнерских отношений и для достижения общей цели. К основным характеристикам регионального кластера можно отнести открытость и совместности использование внешних ресурсов.
В свою очередь все региональные кластеры условно разделяются на несколько типов:
– сильные кластеры – характеризуются мощной конкуренцией и активным взаимодействием;
– устойчивые кластеры отличаются позитивной динамикой развития;
– потенциальные кластеры имеют неравномерную структуру и много слабых «звеньев»;
– латентные кластеры представляют собой объединение нескольких успешных компаний, которые еще далеки от формирования полноценного кластера.
2. Отраслевой кластер – это образование, в которое входят организации отраслевых и смежных компаний. Основой их взаимоотношений являются конкурентные и кооперационные связи. При этом конкурентные преимущества таких структур усиливаются, благодаря синергетическому эффекту – отраслевому взаимодействию.
Характерные черты такого кластера – объединение более мелких компаний вокруг одного крупного предприятия, корпорации. Часто такие модели характерны для тяжелой индустрии. Стоит отметить, что в отраслевых кластерах одним из главных направлений является внедрение инновационных технологий. При этом взаимосвязь между структурами может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Одним из самых популярных отраслевых кластеров является компания Airbas.
Промышленный кластер
utmagazine.ru
Термин «кластер» стал популярен среди экономистов с конца 80-х годов. Концепция кластера представляет собой перспективный инструмент для анализа экономики региона, формирующий новый взгляд на роль региональных органов власти, предприятий и других организаций, стремящихся к повышению своей конкурентоспособности.
ИСТОРИЯ КЛАСТЕРОВ В СССР
В России за семьдесят лет плановой экономики практика кластеризации была практически полностью забыта. Кластеризация существовала в начале столетия, когда в стране происходила промышленная революция. В советское же время было сформировано несколько небольших кластеров, в основном вокруг монополистов-поставщиков, но в целом промышленное разнообразие было подавлено монокультурной практикой. В СССР существовали понятия «научно-производственный комплекс» и «территориально-производственная кооперация». Однако плановая система и отраслевой принцип управления экономикой накладывали жесткие ограничения на их деятельность. Например, выбор поставщика зачастую определялся не интересами предприятия, а распоряжением «сверху». В результате детали, которые производились в регионе, приходилось завозить из других республик. Индустриальный комплекс создавался на принципах внутрисоюзного разделения труда, когда огромное количество поставщиков могло располагаться за тысячи километров от стержневого добычного производства. Советский комплекс обладал иерархической структурой «промышленный узел — комплекс — район»; с другой стороны, современный кластер имеет сетевую, горизонтальную структуру «ядро — поставщики». После того, как СССР распался, связи между предприятиями разорвались и многие производства просто остановились.
ПРИМЕРЫ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ
Сегодня в России существует несколько кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей (химическая, нефтегазовая, автомобилестроение, металлургия, машиностроение и судостроение), однако значительная часть оборудования, узлов и компонентов приобретается у иностранных поставщиков. Процесс формирования высокоэффективных индустриальных кластеров может быть значительно ускорен при помощи целевых национальных и иностранных инвестиций. Богатая сырьевая база России способна послужить основой для интеграции многих важнейших отраслей, таких как машиностроение, химическая промышленность и транспортное оборудование, целлюлозно-бумажная промышленность и полиграфия. Эффективная реструктуризация бывших «промышленных гигантов» в России требует глубокого взаимодействия и сотрудничества между крупным и малым бизнесом, властью, вузами, НИИ и т. п., и здесь кластерный подход предоставляет необходимые инструменты и аналитическую методологию. Применение кластерного подхода позволяет достигать расширенного развития малого и среднего предпринимательства.
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Попробуем выделить наиболее типичные проблемы, возникающие в связи с применением кластерного подхода в России. Во-первых, это отсутствие оценки рынка потенциального кластера. При использовании кластерного подхода акцент должен быть сделан не на существующей системе организации производства, а на анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориального образования. Кластерный подход позволяет очертить границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты, а также определить позицию территориального образования (города, региона и т. д.) на этих рынках. Именно рынок — его масштаб, товарная, территориальная и корпоративная структура — задает требования к организации производства на территории. Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Во-вторых, это ограничение границ кластера границами субъекта федерации (или группы муниципальных образований), что для ряда кластеров (например, лесного кластера на Северо-Западе России, охватывающего более пяти субъектов федерации, зерно-масличного кластера Юга России, центром которого являются три региона: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) является неприемлемым. Межрегиональный характер многих кластеров требует кооперации и синхронизации действий органов власти нескольких субъектов федерации. В-третьих, это игнорирование «коммуникативной» природы кластера. Одна из сильных сторон кластерного подхода заключается в том, что он позволяет вычленять корпоративную структуру (основных игроков) того или иного сектора, а также сформировать потенциальную систему партнерств, которая необходима для развития кластера. При этом крайне важна установка, с одной стороны, на развитие конкуренции между компаниями-поставщиками, а с другой — на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки. В-четвертых, это абсолютизация структуры кластера. Необходимо отметить, что кластерный подход — это, прежде всего, инструмент аналитический. Поэтому в зависимости от аналитической задачи может применяться разная схематизация потенциального кластера (этапно-структурная, производственно-технологическая, проблемная). Существует целый ряд схем, которые также принадлежат к арсеналу кластерного подхода и могут применяться в исследовании и проектировании кластеров. Абсолютизация той или иной схемы приводит к снижению эффективности использования самого подхода, так как существенно ограничивает его возможности. В-пятых, это отсутствие конкретных действий по развитию кластера, которые должны быть реализованы региональными органами исполнительной власти и другими заинтересованными сторонами. К ограничениям развития кластерного подхода также относится низкая культура производства, отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители товаров и услуг, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Технологический парк — это региональная система совместного предпринимательства, основанная на сочетании деятельности научных учреждений (осуществляющих фундаментальные исследования), прикладных научно-исследовательских центров при организации и осуществлении разработок, в первую очередь, в национальных отраслях. Технопарк функционирует на основе венчурного капитала и имеет целью создание принципиально новых базовых технологий и образцов промышленной продукции. Венчурные (рисковые) операции обычно проводят инновационные банки, связанные с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений.
Территориально-производственный комплекс — группа территориально сконцентрированных предприятий, технологически связанных процессом переработки сырья и энергии. В отличие от кластера предприятий, в ТПК обязательна технологическая связь между предприятиями и обязательна вертикальная интеграция предприятий от добычи сырья до его полной переработки.
Главное отличие кластера от территориально-производственного комплекса — кластер максимально учитывает рыночный механизм, он может быть эффективным только, когда создается по инициативе снизу, когда сами предприятия для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения в кластер.
*Фрагменты из книги «Генезис инновационной экономики в России» публикуются с согласия автора
25 инновационных территориальных кластеров
1 Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи
и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга
2 Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии
3 Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области
4 Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края
5 Саровский инновационный кластер
6 Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга
7 Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубна
8 Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки)
9 Кластер «Зеленоград»
10 Кластер фармацевтики, биотехнологий
и биомедицины (г. Обнинск)
11 Биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино»
12 Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением (Республика Мордовия)
13 Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда Ульяновской области
14 Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области
15 Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан
16 Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области
17 Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области
18 Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск
19 Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (г. Троицк)
20 Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер “Ульяновск-Авиа”»
21 Нефтехимический территориальный кластер
22 Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”»
23 Титановый кластер Свердловской области
24 Алтайский биофармацевтический кластер
25 Комплексная переработка угля и техногенных отходов в Кемеровской области
rareearth.ru
Сегодня тема несколько специфическая. Мы будем выяснять что такое кластер. Что вообще означает это понятие и что оно означает в самых разнообразных профессиях и специальностях. Что бы узнать, что означает само понятие кластер, заглянем в Википедию. Там можно прочитать следующее:
Кластер, от англ. Cluster, что значит скопление, кисть, рой — это объединение нескольких однородных элементов, рассматриваемое как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами
Простым языком – это несколько одинаковых предметов или явлений. Которые объединяются в группу по каким-то общим признакам. Например, таким кластером может являться группа компьютеров, которая объединена высокоскоростными каналами связи и представляет собой единый аппаратный ресурс.
Составить кластер в принципе несложно. Достаточно ознакомиться с некоторыми примерами и все сразу станет понятно.
Что бы составить кластер берется некое ключевое слово, под которое подбираются понятия уже по категориям.
Что же касается непосредственно примеров, то мы их сейчас и рассмотрим, причем из разных областей науки и техники.
Один из примеров кластера в информатике уже был приведен ранее. Это группа компьютеров, которая объединена высокоскоростными каналами связи и представляет собой единый аппаратный ресурс.
Кроме того, кластерами в информатике могут быть еще и сектора жесткого диска. Это будет являться физическим кластером. Он представляет собой логическую единицу хранения файла. Для того, чтобы файлы размещались компактно, существуют специальные файловые системы, например, FAT32. Здесь объем кластера равен 8 секторам или 4 килобайтам для диска любого объема.
Компьютерные кластеры бывают как высокопроизводительными, например, НРС (High Performance Clusters), так и высокой доступности — НАС (High Availability Clusters). В системе НАС повышение доступности сервисов достигается увеличением числа узлов кластера.
В целом, в информатике в кластер можно выделить любую систему, любое действие. Главное, чтобы элементы кластера были схожи между собой.
В экономике понятие кластер включает в себя взаимозаменяемые элементы, относящиеся к самодостаточной локализованной сфере производства или услуг определённого направления.
Это может быть группа взаимосвязанных организаций, компаний, банков, учреждений образования, поставщиков продукции и комплектующих, научно-исследовательских институтов, которые сконцентрированы на некоторой территории, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, а также всего кластера в целом.
Понятие кластера в экономике было предложено в 1990 году американским экономистом М. Портером. Этим термином обозначалась группа конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Причем компании, которые действуют в кластерных отраслях имеют тенденцию к географической концентрации. Поэтому современное определение кластера включает в себя следующее:
группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний и организаций, которые действуют в определённом секторе экономики и характеризуются общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга
По своей сути, они являются не какой-то организацией, а всего на всего, определенной группой, в которую объединяются предприятия одного региона. Эти предприятия являются независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.
Такая форма объединения обладает достаточно высокими показателями конкуренции, кооперации и, само собой эффективностью экономики.
У кластера имеется свой центр, куда входит группа конкурирующих компаний данного кластера. Эта группа выпускает конечный продукт, который реализуется вне кластера.
Кластеры в экономике являются очень важным моментом, поскольку развивая сам кластер, тем самым развивается и экономика региона, повышается качество продукции.
Это связано с усилением конкуренции и более легкого доступа к новым технологиям. Кроме того, увеличивается занятость, повышается качество рабочей силы и, соответственно, повышается конкурентоспособность региона.
Занимаясь историей, можно составлять кластеры, которые помогут лучше понять изучаемую тему. Выделив ключевое слово, можно составить к нему несколько подходящих определений. В приведенной ниже схеме такое ключевое слово показано красным шрифтом.
В красных кружках определяем блоки второго уровня, от которых уже идут тематические определения.
Для кластера в истории основным определением является выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке.
Создавать кластеры при изучении истории можно на любую тему. Данная технология поможет понять изучаемую тему.
Использование кластеров характерно в большей степени для школьного обучения.
По поводу кластера в автомобиле необходимо сделать несколько разъяснений. Дело в том, что понятие кластера характерно для отрасли автомобилестроения. Это уже экономика, т.е. кластер здесь – это группа расположенных на одной территории предприятий или организаций, связанных с автомобилестроением.
Например, в России сформировано три таких кластера. Это Приволжский, Центральный и Северо-западный. Они связаны с местом концентрации производств конечной продукции.
В свою очередь, в каждом из этих кластеров можно выделить свои кластерные единицы. Так, для Самарской области, структура автомобильного кластера будет выглядеть следующим образом:
Что же касается непосредственно автомобиля, то здесь также имеется такое понятие как кастер, которое некоторые путают со словом кластер. Связано это с такой технической характеристикой, как развал-схождение.
Здесь понятие кастер – это угол, под которым наклоняется ось поворота колеса по отношению к вертикали. Этот угол является важным параметром подвески автомобиля.
Если кастер небольшой, то сцепление колес с дорогой улучшается. При поездке по неровной дороге в гоночных автомобилях угол кастера уменьшается, а на ровной скоростной трассе – увеличивается.
Если показатель угла продольного смещения колес выходит за заводские стандарты, то это повышает риск поломки в ходовой части и в системе управления.
Однако, если применить к автомобилю стандартное понятие кластера и использовать слово автомобиль в качестве ключевого, то можно составить что-то вроде такой схемы:
Промышленный кластер, по своему аналогичен экономическому. Он также определяет группу связанных между собой организаций (компаний или корпораций). Они находятся на определенной территории и являются производителями определенной продукции или услуг.
Кроме того, промышленный кластер является формой пространственной и экономической организации хозяйственной деятельности, в которую входит группа производственных компаний. Эти компании территориально и экономически связаны между собой и имеют меж фирменное разделение труда.
Как уже говорилось, создание кластеров в промышленности несет ряд положительных качеств. Это помогает развитию производства. Поэтому у нас в стране уже начали подходить к созданию таких кластеров.
Наиболее ярким примером промышленного кластера являются Кремниевая долина в США, компания Airbus, компания Fujitsu Siemens Computers, Евразийский экономический союз.
Выяснив, что такое кластер, дать определение кластера в сфере туризма не составит больших сложностей.
Туристический кластер — это объединение организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма
Все очень просто. Создание таких кластеров направлено, в первую очередь, на конкурентоспособность в этой сфере.
Основой является управляющая компания, которая регулирует работу туристических операторов, агентств по предоставлению туристических услуг, а также организаций, осуществляющих услуги по размещению гостей — отели, пансионаты, санатории и пр.
Если рассматривать этот кластер далее. То можно обнаружить такие подразделения, как компании по организации трансферта, предприятия питания (рестораны, кафе, бары и т. д.), места досуга и отдыха (парки, спортивные залы, площадки, кинотеатры), торговые точки с сувенирной продукцией.
Таким образом, более расширенное понятие туристского кластера будет выглядеть так:
Совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ
Кластеры, по видам туристических ресурсов, делятся на водные (морской, речной, озерный), лесные, горные и смешанные. По видам туристских аттракторов они бывают музейные, развлекательные, спортивные, экологические, этнографические, санаторно-курортные и пр. кластеры.
По масштабу выделяют локальные, региональные, национальные и транснациональные кластеры.
Спортивный кластер – это группа спортивных объектов, которые создают больший спектр самых разнообразных возможностей для занятий спортом. Причем не только для профессиональных спортсменов, но и для обычных любителей спорта и физической культуры.
Спортивным кластером не обязательно должен быть ряд крупных сооружений. Скажем ледовый дворец, плавательный бассейн, футбольный стадион и пр. В такой кластер можно выделить комплекс небольших спортивных сооружений – площадок, объединенных на одной локальной территории.
Сюда может входить воркаут – занятия на турниках, урбан футбол – небольшие боксы для минифутбола, стритбол – уличный баскетбол, зоны бокса – площадки с боксерскими грушами, зона для настольного тенниса и для волейбола, беговая дорожка.
Такой кластер не только полезен, но и обладает наибольшей привлекательностью, поскольку объединяет на одной территории представителей разных спортивных направлений, а также дает возможность заниматься разными видами спорта.
Медицинские кластеры в настоящее время активно развиваются. Они включают в себя инновационную модель организации процесса оказания медицинской помощи, основанную на согласованных действиях по реализации профильного отбора, лечения, реабилитации и диспансерного наблюдения пациента.
Один из крупных, призванный объединить в себе все медицинские технологии – это международный медицинский кластер в Сколково.
Такой кластер создается для развития деятельности по оказанию медицинской помощи, повышения её качества, а также содействию в разработке лекарственных препаратов, медицинских технологий и медицинских изделий. Сюда же входит и развитие образовательной деятельности, проведение научных исследований в сфере охраны здоровья.
Подобные кластеры создаются и в регионах. Например, достаточно эффективный создан в Кургане.
Еще один планируется создать на Кавказских минеральных водах. Идеей создания стали возможности этой еще с советских времен здравницы.
Будем надеяться, что создание таких крупный центров пойдет только на пользу.
kopilpremudrosti.ru
Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например, форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
infourok.ru
По мнению выступавших экспертов, если такая ситуация продлится еще несколько лет, то наша страна рискует превратиться в сырьевой придаток развитых стран. При этом все высокие технологии будут экспортироваться из-за рубежа. А импорт, как известно, создаст новые рабочие места и улучшит жизненный уровень людей, создающих “ноу-хау”. Оригинальный и весьма практический выход из сложившейся ситуации предложил на конференции председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников. Он считает, что будущее нашей экономики во многом зависит от промышленных кластеров. С ним и встретился наш корреспондент.
– Владимир Васильевич, на конференции в Москве вы выступили с докладом, который оказался весьма неожиданным для многих слушателей. Вы говорили о развитии малого и среднего предпринимательства в поволжской автопромышленной зоне через формирование автомобильного кластера. Расскажите нашим читателям, что вы подразумеваете под словосочетанием “автомобильный кластер” и для чего он нужен.
– Кластер – это прежде всего социальное понятие. Он образуется в сообществе людей, имеющих схожие экономические интересы. Кластер представляет собой способ самоорганизации сообщества для выживания в условиях бескомпромиссной международной конкуренции, когда снижается значение национальных границ как неких экономических регуляторов. Среди экономистов все больше находит признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономики того или иного государства. Именно эти регионы начинают определять конкурентоспособность национальной экономики. А те географические точки, где нет кластеров, отходят на второй план и зачастую переживают сильнейшие социальные кризисы.
– Какие примеры кластеров можно найти в России?
– Одним из самых ярких примеров является Поволжье, где на сегодняшний день сосредоточено около девяноста процентов отечественного автомобилестроения. Многие предприятия – градообразующие. И в результате складывается ситуация, когда благополучие региона всецело зависит от успеха автомобилестроительных компаний, расположенных в регионе. С одной стороны, это накладывает на поволжские заводы дополнительные социальные обязательства. Но есть и обратная сторона медали. Компактное расположение сотен предприятий позволяет сделать их взаимодействие максимально эффективным.
– Существуют ли аналогичные Поволжью территории в других странах?
– Конечно. Кластерная экономика – понятие интернациональное. Судите сами, сейчас на территории Европы только автомобильных кластеров действует около десятка. Причем если до недавнего времени промышленные кластеры были привилегией развитых стран, то в последние годы наблюдаются проявления этого феномена и в развивающихся государствах. В частности, автомобильные кластеры уже сложились в Восточной Европе. Я имею в виду Словению и Венгрию. Аналогичные события происходят в Китае. Недавно в прессе появились сообщения о формировании кластера в провинции Гуандун – вокруг автосборочных производств, размещаемых японскими компаниями “Тойота”, “Хонда” и “Ниссан”. Журналисты уже назвали это промышленное образование “китайским Детройтом”.
– А какое отношение имеет образование кластеров к малому и среднему бизнесу?
– Самое прямое. Здесь опять же можно обратиться к международному опыту. Деловая среда кластера образует своего рода “питательный бульон” для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий. Таков, например, опыт экономического расцвета в регионах на северо-востоке Италии.
– Международный опыт – это, конечно, хорошо. Но насколько он применим в условиях России?
– Позвольте небольшой комментарий. Знаете, в любой стране есть свои особенности. Неверно полагать, что вся Европа однородна. В нашей стране тоже есть отличия. Однако в целом мы не сильно отличаемся от европейского сообщества и вполне можем использовать опыт других стран. Как и на Западе, даже небольшая российская компания может добиться серьезных успехов. Приведу конкретный пример. Наш самарский партнер “ВЛАНКАС-холдинг” за десять лет сумел вырасти от маленького завода, выпускавшего всего восемь деталей, до одного из основных поставщиков пластмассовых изделий для всей автопромышленности России. Сегодня эта компания выпускает триста видов продукции, которую с удовольствием заказывают АвтоВАЗ, “ДжиЭм – АвтоВАЗ”, завод “Форд” в Ленинградской области. В условиях России представляется реалистичной концепция кластера, складывающегося вокруг крупных предприятий. Не последнюю роль здесь будет играть выделение в самостоятельные компании неосновных видов деятельности крупных холдингов, таких, например, как АвтоВАЗ.
– Как выделение неосновных видов деятельности выглядит на практике?
– Например, в 1997 году начала действовать совместная программа ОАО “АвтоВАЗ” и администрации Самарской области. Ее суть состояла в размещении заказов на выпуск комплектующих для АвтоВАЗа на близлежащих промышленных предприятиях. Эта инициатива помогла оживить многие заводы, лишившиеся госзаказа и испытывавшие трудности с выходом на рынок. К тому же у нас имеется положительный опыт развития сотрудничества науки, образования и производства на региональном и межрегиональном уровнях, связанный с деятельностью поволжского отделения Российской инженерной академии. Это сотрудничество реализуется через регулярное общение руководителей промышленности, вузов, научных учреждений, общественных организаций, которое происходит во время выездных заседаний на различных предприятиях области.
Подобное партнерство уже дало путевку в жизнь ряду кластерообразующих проектов.
– Можете рассказать о них подробнее?
– Характерным примером технологического прорыва стало освоение системы управления двигателем внутреннего сгорания под экологические нормы Евро-1. В рамках проекта группа предприятий, большинство из которых были малыми, совместно со специалистами научно-технического центра АвтоВАЗа выполнили в крайне сжатые сроки разработку микропроцессорной системы управления ДВС. В результате российская система оказалась на 35 процентов дешевле иностранных аналогов. Многие из малых предприятий – участников этого проекта выросли и стали солидными партнерами нашей компании.
– Таким образом, можно сделать вывод, что малый и крупный бизнес могут успешно сотрудничать?
– Да. Малый бизнес может быть полезным крупному, и, естественно, крупный представляет собой огромный рынок для предприятий малого и среднего бизнеса. Тем не менее в отраслевой структуре малого предпринимательства России промышленные предприятия занимают не более 13 процентов, научные – порядка 2 процентов. Одной из причин подобного положения, как показали наши первые опыты, является отсутствие развитой инфраструктуры взаимодействия столь разномасштабных субъектов, как крупный и малый бизнес.
– Чем же можно объяснить нежелание среднего бизнеса заниматься научными разработками?
– Инновационный бизнес не будет развиваться, если он не будет поддержан спросом со стороны отечественной промышленности. К сожалению, сегодня российская промышленность невосприимчива к инновациям. В России внедрением новых технологий занимается лишь 4 – 5 процентов предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии – от 70 до 82 процентов. Это явление имеет исторические причины. Только немногие крупнейшие советские предприятия, АвтоВАЗ в их числе, имели и сохранили собственные подразделения НИОКР. Однако большинство заводов обслуживалось внешними структурами, прежде всего отраслевыми институтами. В результате сегодня предприятия не имеют ни кадров, ни подразделений, которые способны выстраивать инновационные стратегии.
Поэтому, когда идет речь о подготовке кадров для инновационной деятельности, надо видеть обе стороны проблемы. Науке нужны специалисты и менеджеры по коммерциализации разработок. А промышленности необходимы кадры по инновационному менеджменту, интеллектуальной собственности, международному праву в этой области. К сожалению, существующий разрыв между наукой и промышленностью не является предметом внимания какой-либо государственной структуры. В этих условиях международные проекты развития проявляют склонность к “заруливанию” перспективных российских разработок на использование за рубежом, в том числе через утечку мозгов и “офшоринг”.
– Что же необходимо предпринять?
– На мой взгляд, необходимы безотлагательные меры по созданию инновационных малых и средних предприятий, которые помогут России вырваться из плена технологической отсталости. Это нужно и потому, что до тех пор, пока российская экономика будет зависеть от “сырьевой иглы”, основное бремя социальных проблем будет нести государство. Переломить эту ситуацию может лишь активное развитие секторов, способных обеспечить массовую занятость и благосостояние населения, прежде всего малый бизнес, отрасли высокого передела и отрасли услуг. Постсоветский период российской истории прошел в основном под знаком доминирования либеральной экономической доктрины: предоставление максимальной свободы экономическим субъектам и обеспечение равных условий для развития.
Эта позиция, в частности, нашла свое отражение в том, что с 2000 года было официально приостановлено действие Федерального закона “О Бюджете развития Российской Федерации”. Между тем, хотя использование бюджетных ресурсов для финансирования программ развития жестко регулируется законодательством, тем не менее осуществление таких программ является обычной практикой для развитых рыночных стран. Не стоит и нам быть большими католиками, чем сам Папа.
Между двумя крайностями: прямым финансированием отраслей и демонстративным отказом государства от вмешательства в экономические процессы – имеется широкое поле инструментов влияния, среди которых можно и нужно отобрать адекватные текущим российским проблемам. Цена вопроса велика. Сегодня существует реальная угроза прогрессирования сырьевой зависимости экономики при консервации технологической отсталости – того состояния экономики, которое специалисты называют “голландской болезнью”.
Есть общее согласие в том, что рычагом для поворота должен стать инновационный курс. Однако под этим рычагом сейчас нет точки опоры, нет ресурсов и механизмов развития. А те ресурсы, которые вопреки всему все-таки задействованы в российском инновационном секторе, на два порядка меньше реально необходимых. Вопрос в том, можно ли победить вирус “голландской болезни” гомеопатическими пилюлями. По-моему, ответ очевиден.
– Насколько я вас понимаю, оживление инновационного сектора не произойдет само по себе? Здесь требуются активные действия, в том числе в виде прямых инвестиций.
– Верно. Но отечественные финансовые институты в сравнении с потребностями экономики в инвестициях очень слабы. Состояние нашего фондового рынка не позволяет предприятиям привлекать значительные портфельные инвестиции, чем, в частности, сдерживается процесс капитализации российских компаний. С этим тесно связаны также и проблемы венчурной индустрии. Венчурный бизнес, как известно, делает ставку на быстрый рост капитализации компании и выход из бизнеса с прибылью от продажи своей доли.
При том уровне развития рыночных институтов, который мы имеем в России, такие проекты сталкиваются с очень высокими рисками. Неудивительно, что деятельность международных венчурных фондов в нашей стране в период до 1998 года не имела заметного успеха, а после кризиса была практически свернута вплоть до 2002 года, когда началось некоторое оживление. Объем венчурных инвестиций в России за восемь лет с 1994 по 2001 годы еле превысил полмиллиарда долларов. При этом в основном деньги пошли в пищевую промышленность и сектор услуг. Только 15 процентов средств пришлось на промышленные отрасли. Таким образом, уровень венчурного инвестирования в высокотехнологичный малый бизнес в России оценивается, грубо говоря, в 10 миллионов долларов в год. Негусто.
Источники этих инвестиций – в основном международные фонды. Примерно на этом же уровне находится поддержка со стороны Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который остается единственным заметным российским игроком на поле развития инновационного малого бизнеса.
– А каков объем инвестиций в развитых европейских странах?
– Для сравнения: объем венчурных инвестиций в ЕС за 5 лет с 1996 по 2000 год превысил 90 миллиардов евро, из которых в высокотехнологический сектор было направлено более 25 миллиардов евро, то есть 5 миллиардов в год. Разница очевидна. Мощная венчурная индустрия ЕС и США не стихийный феномен. За ее созданием стоят сознательные и целенаправленные усилия государств. Безусловно, развитие венчурной индустрии должно стать одним из ведущих приоритетов экономической политики российского государства.
– Если вернуться в наших рассуждениях к “АвтоВАЗу”, то насколько автозавод готов сегодня сотрудничать с малым бизнесом?
– У ОАО “АвтоВАЗ”, как и у других крупных компаний, есть серьезные причины проявлять заинтересованность в существовании благоприятного делового климата для малого и среднего предпринимательства. Законы рыночной экономики вынуждают крупные предприятия четко определять свои основные виды деятельности и выводить все остальные в самостоятельное плавание. В результате молодые компании получают возможность не только поставлять те или иные компоненты на АвтоВАЗ, но и значительно расширить рынок сбыта путем привлечения других потребителей.
Если деловая среда благоприятствует выходу новых предприятий на рынок, то в целом улучшается структура рынка, повышается конкурентоспособность производств на всех уровнях передела, растут продажи. Стоит ли говорить, что все это происходит на фоне появления новых рабочих мест, а значит, улучшения социальной обстановки в том или ином регионе.
Переход к рыночной экономике сделал неизбежным процесс интеграции российского автопрома в мировое автомобилестроение. Но чтобы не стать простым сырьевым придатком, импортируя с Запада все высокие технологии, Россия должна предпринять усилия для развития инновационного бизнеса здесь, внутри страны.
rg.ru
В своей дипломной работе я проводил обзор и сравнительный анализ алгоритмов кластеризации данных. Подумал, что уже собранный и проработанный материал может оказаться кому-то интересен и полезен.
О том, что такое кластеризация, рассказал sashaeve в статье «Кластеризация: алгоритмы k-means и c-means». Я частично повторю слова Александра, частично дополню. Также в конце этой статьи интересующиеся могут почитать материалы по ссылкам в списке литературы.
Так же я постарался привести сухой «дипломный» стиль изложения к более публицистическому.
Применение кластерного анализа в общем виде сводится к следующим этапам:
После того, как мы определили вектор характеристик, можно провести нормализацию, чтобы все компоненты давали одинаковый вклад при расчете «расстояния». В процессе нормализации все значения приводятся к некоторому диапазону, например, [-1, -1] или [0, 1].
Наконец, для каждой пары объектов измеряется «расстояние» между ними — степень похожести. Существует множество метрик, вот лишь основные из них:
Для вычисления расстояний между кластерами чаще все пользуются двумя расстояниями: одиночной связью или полной связью (см. обзор мер расстояний между кластерами).
К недостатку иерархических алгоритмов можно отнести систему полных разбиений, которая может являться излишней в контексте решаемой задачи.
где cj — «центр масс» кластера j (точка со средними значениями характеристик для данного кластера).
Алгоритмы квадратичной ошибки относятся к типу плоских алгоритмов. Самым распространенным алгоритмом этой категории является метод k-средних. Этот алгоритм строит заданное число кластеров, расположенных как можно дальше друг от друга. Работа алгоритма делится на несколько этапов:
К недостаткам данного алгоритма можно отнести необходимость задавать количество кластеров для разбиения.
Для подбора параметра R обычно строится гистограмма распределений попарных расстояний. В задачах с хорошо выраженной кластерной структурой данных на гистограмме будет два пика – один соответствует внутрикластерным расстояниям, второй – межкластерным расстояния. Параметр R подбирается из зоны минимума между этими пиками. При этом управлять количеством кластеров при помощи порога расстояния довольно затруднительно.
Путём удаления связи, помеченной CD, с длиной равной 6 единицам (ребро с максимальным расстоянием), получаем два кластера: {A, B, C} и {D, E, F, G, H, I}. Второй кластер в дальнейшем может быть разделён ещё на два кластера путём удаления ребра EF, которое имеет длину, равную 4,5 единицам.
Алгоритм послойной кластеризации формирует последовательность подграфов графа G, которые отражают иерархические связи между кластерами:
,
где Gt = (V, Et) — граф на уровне сt,
,
сt – t-ый порог расстояния,
m – количество уровней иерархии,
G0 = (V, o), o – пустое множество ребер графа, получаемое при t0 = 1,
Gm = G, то есть граф объектов без ограничений на расстояние (длину ребер графа), поскольку tm = 1.
Посредством изменения порогов расстояния {с0, …, сm}, где 0 = с0 < с1 < …< сm = 1, возможно контролировать глубину иерархии получаемых кластеров. Таким образом, алгоритм послойной кластеризации способен создавать как плоское разбиение данных, так и иерархическое.
Алгоритм кластеризации | Вычислительная сложность |
Иерархический | O(n2) |
k-средних | O(nkl), где k – число кластеров, l – число итераций |
---|---|
c-средних | |
Выделение связных компонент | зависит от алгоритма |
Минимальное покрывающее дерево | O(n2 log n) |
Послойная кластеризация | O(max(n, m)), где m < n(n-1)/2 |
Алгоритм кластеризации | Форма кластеров | Входные данные | Результаты |
Иерархический | Произвольная | Число кластеров или порог расстояния для усечения иерархии | Бинарное дерево кластеров |
k-средних | Гиперсфера | Число кластеров | Центры кластеров |
c-средних | Гиперсфера | Число кластеров, степень нечеткости | Центры кластеров, матрица принадлежности |
Выделение связных компонент | Произвольная | Порог расстояния R | Древовидная структура кластеров |
Минимальное покрывающее дерево | Произвольная | Число кластеров или порог расстояния для удаления ребер | Древовидная структура кластеров |
Послойная кластеризация | Произвольная | Последовательность порогов расстояния | Древовидная структура кластеров с разными уровнями иерархии |
В отличие от полносвязного графа, в ориентированном дереве не все вершины соединены ребрами, при этом общее количество ребер равно n–1, где n – число вершин. Т.е. применительно к узлам дерева, работа алгоритма выделения связных компонент упростится, поскольку удаление любого количества ребер «развалит» дерево на связные компоненты (отдельные деревья). Алгоритм минимального покрывающего дерева в данном случае будет совпадать с алгоритмом выделения связных компонент – путем удаления самых длинных ребер исходное дерево разбивается на несколько деревьев. При этом очевидно, что фаза построения самого минимального покрывающего дерева пропускается.
В случае использования других алгоритмов в них пришлось бы отдельно учитывать наличие связей между объектами, что усложняет алгоритм.
Отдельно хочу сказать, что для достижения наилучшего результата необходимо экспериментировать с выбором мер расстояний, а иногда даже менять алгоритм. Никакого единого решения не существует.
habr.com
Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.
Отличный способ добиться желаемого – обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.
Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.
Расскажем о приеме более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника. Критическое мышление – это педагогическая технология, которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной школе – это один из его методов.
Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.
Если взглянуть на эти три стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не являются принципиально новыми для учителей. Они присутствуют в большинстве случаев, только называются несколько иначе. «Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему». «Осмысление» – это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.
В чем же различие? Что принципиально нового несет технология «составление кластера» в начальной школе?
Элемент необычности и новизны заключается в методических приемах, ориентируемых на создание условий свободного развития каждой личности. Каждая стадия урока подразумевает использование своих методических приемов. Их существует достаточно много: кластер, инсерт, синквейн, таблица толстых и тонких вопросов, зигзаг, «шесть шляп мышления», верные и неверные утверждения и прочие.
Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?
Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.
Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» – так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.
При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.
Чем хорош кластер? Что это такое в школе? Метод самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот прием стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение метода «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.
Этап вызова
На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.
Этап осмысления
На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.
Этап рефлексии
Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.
Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.
Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.
Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.
Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной “планетой” прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.
Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре – это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.
Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг “спутников” уже существующей “планеты” появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.
Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.
Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.
Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.
Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.
Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.
Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.
В качестве примера возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема – «Монархия».
В начале работы над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.
Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.
Далее следует ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами. Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.
Итог урока – анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это обобщение полученных знаний.
Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.
Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.
fb.ru