Классный час художественно эстетическое воспитание – Классный час по художественно-эстетическому воспитанию “Этикет и мы”

Классный час по художественно-эстетическому воспитанию “Этикет и мы”

Этикет и мы

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения, дать представление каково должно бать обращение к людям в зависимости от ситуации.

Форма поведения: игра.

Ход игры.

Учитель. Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто – овладеть искусством этикета общения.

  1. Викторина «Этика поведения».

Вопросы:

  1. Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – «Здравствуйте»; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

  1. Закончите фразу: «При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала…»

(…новых знакомых, если они моложе родителей).

  1. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

  2. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?

(Входит первой всегда дама).

  1. В театре, кинозале пройти к месту. Кто идет первым?

(Ищет и ведет к месту мужчина).

  1. Спускаются по лестнице. Кто идет первым?

(Вверх по лестнице – мужчина, вниз – дама).

  1. При входе в общественный транспорт кому отдается первенство?

(Первой заходит (садится) дама, затем – мужчина, выходят – наоборот).

  1. В разговоре по телефону, кто здоровается первым?

(Позвонивший, представившись)

  1. При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен

перезвонить?

(Позвонивший).

  1. Какой подарок считается ценным?

(тот, который изготовлен своими руками).

  1. Что вы сделаете, когда вам подарят конфеты и пирожные?

(нужно угостить гостей).

  1. Что вы должны всегда иметь в кармане?

(носовой платок).

  1. Как вы понимаете слово «пунктуальность»?

  1. «Сервировка стола».

За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе:

тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку.

(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола на 4-5 см, справа от

тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева — вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напитков, справа – фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).

  1. «Цветок вежливости».

Учитель выносит ромашку, на лепестках которых написано: приветствия, прощания, благодарность, извинения.

Каждая команда берет лепесток и выполняет задание: «вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит.

  1. «ТЫ» и «ВЫ» в общении.

Учитель. «Ты» и «Вы» – местоимения, которые употребляются вместо имени. Личные местоимения имеют прямое отношение к этикету. Они связаны с самосознанием и названиями собеседника, что «прилично» и что «неприлично» в таком названии.

Вы, наверное, часто слышали: «Я Вам не «ты»! говорите мне «Вы» или: «Не тычьте, пожалуйста!».

– Так когда же прилично по правилам этикета говорить «Вы», а когда «ты»?

1-я команда. Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Вы»?

2-я команда. Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Ты»?

  1. «Правила поведения».

  1. В театре.

  2. На выставке.

  1. «Обсуждение ситуаций».

  1. Девочка пьет чай и размешивает чай не касаясь стенок. Почему?

(чтобы не мешать окружающим).

  1. Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он благодарит. Почему?

(гости хотели сделать приятное, и именинник не должен их огорчать).

  1. Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимет. Зачем существует такое правило?

(помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?).

  1. Как известно, правило идти впереди своей спутнице, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило все-таки осталось. Почему?

(при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице).

  1. «Поведение за столом».

  1. Как надо есть хлеб, бутерброды?

(Хлеб берут руками, и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).

  1. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам).

  2. Что такое «шведский стол»?

(Прием, посетители, которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах).

  1. Как едят бисквитные торты?

(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой).

  1. Как едят слоеные пирожные и пироги?

(Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

  1. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?

(Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде, параллельно – окончание трапезы).

  1. С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть?

(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).

  1. Как едят птицу в гостях?

(с помощью ножа и вилки).

  1. Как поступить с бульоном или супом, которые подаются в чашках?

(пьем, не пользуясь ложкой).

  1. Как поступить с супом, если его остается небольшое количество в тарелке?

(небольшое количество супа остается в тарелке).

  1. Если вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас. Каковы ваши действия?

(попросите передать его).

  1. Вам подали второе мясное блюдо. Как следует его есть?

(постепенно отделять маленькие кусочки от целого).

  1. Подведение итогов.

infourok.ru

Классный час. “Эстетическое воспитание школьников”

Пояснительная записка.

“Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим”.

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 – 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. “Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов”.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: “Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника”.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в отличие от других предметов, снимают перегрузку, улучшают физическое и душевное состояние детей и даже повышают общую успеваемость.

Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Танцевальное искусство способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа – это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса.

Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога – помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.

Художественно-эстетическое образование и воспитание – одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся “достоинствами”.

Задача художественно-эстетического образования в школе – развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а с точки зрения творческой самореализации учащихся.

Искусство в школе – это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.

Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа школы представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы школы базируется на убеждённости педагогического коллектива в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе.

Основная направленность работы преподавателей по художественно-эстетическому образованию и воспитанию – предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) – формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.

Особенностью внеклассной работы является её добровольность. И чем интереснее, содержательней и разнообразнее форма внеклассной работы, тем больше школьников становятся её участниками.

​ Целью Программы является воспитание гармоничной личности ребёнка, воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 формирование образного мира ребёнка;

приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

 развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;

 использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

 обучение этическим нормам и правилам.

 привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями

 выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей;

 раскрытие потенциала каждого ребенка во внеурочное время;

 предоставление возможности реализовать себя посредством внеурочной деятельности;

 организация свободного времени учащихся.

Конечная цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям”.

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

2. Формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование».

3. Формирование у каждого воспитуемого эстетической творческой способности.

Главное состоит в том, чтобы “воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его “по законам красоты”. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.

Содержание деятельности на каждом этапе:

1.​ Диагностико-проектный:

 обобщение опыта школы в организации художественно-эстетического воспитания;

 проведение рейтинга внеклассных мероприятий

 разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;

 сбор информации о численном составе учащихся, занимающихся в кружках художественно-эстетического направления, обучающихся в школе искусств п.Гигант, кружках СДК.

2.​ Содержательно-деятельностный:

реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.

3.​ Рефлексивный:

 выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Основные направления реализации Программы

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех учащихся школы – с 1 класса

 Развитие форм и методов художественно-эстетического воспитания на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания .

 Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает:

– разработку методических рекомендаций по проблемам формирования нравственной, духовной и творческой личности

– приобщение школьников к ценностям культуры, искусства и лучшим образцам народного творчества;

– изучение и обобщение педагогического опыта в области художественно-эстетического воспитания для его внедрения в практику.

​ Координация деятельности основного, дополнительного образования, внеклассной деятельности и работы общественных организаций в интересах художественно-эстетического воспитания.

Участие классных коллективов в программе

Каждый классный коллектив и объединение дополнительного образования конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.

В школе уже сложилась система КТД. Коллективные творческие дела – это и труд, и общение, и искусство, и различные формы досуговой деятельности. Эти дела вносят в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний активизируют деятельность интеллектуалов школы, фестивали искусств – удовлетворяют детскую потребность в сценическом самовыражении. От педагогов во время проведения КТД требуется умелое и тактичное соучастие.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и сплачивает классные коллективы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Социокультурная среда – единое пространство по художественно-эстетическому воспитанию.

Калейдоскоп возможных форм работы с детьми

Праздники:

 «День знаний».

​ «Праздник Осени».

​ «Спасибо, тебе родная» День матери.

​ «Папа, мама и я – дружная семья».

​ «Масленица».

​ «Красный, желтый, зеленый».

​ Новогодние утренники

 «Тропинка школьная моя» (вечер школьных друзей)

Диспуты:

​ «Культура общения»

​ «Что значит владеть собой?».

​ «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

​ «Когда в товарищах согласья нет..»

​ «Можно ли стать красивым?».

​ «Что такое духовность человека?».

​ «Любовь – семьи основа».

​  «Разумное и нравственное всегда совпадают».

​ «Кому легче жить – культурному или некультурному человеку?».

​  «Надо ли любить всех?».

Игры:

​  «Школьный референдум».

​ «Твои гражданские права».

Игры-доказательства:

​  «Суд над наркоманией».

​ «Суд над алкоголизмом».

​ «Ложь на скамье подсудимых».

Беседы:

​ «Расскажи мне обо мне».

​ «Как изучить самого себя».

​ «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

​ «Чтобы мир добрее стал».

​ «Давайте говорить друг другу комплименты».

​ «Культура поведения влюбленных».

​  «Расскажи мне о себе».

​ «В дружбе – сила».

​ «Чтобы иметь друга, надо быть им».

Выставки поделок:

​ «Природа и фантазия».

​ «Осенние фантазии»

Встречи с интересными людьми:

​  «Афганистан в судьбе моих земляков».

​ «День солдата».

​ «Национальные традиции в моей семье».

​ «Моя родословная».

Конкурс сочинений:

​ «Лучший урок письма».

​ «Если бы депутатом был я».

​ «Нам дороги эти позабыть нельзя».

​ «Я выбираю профессию».

​ «Письмо в 41-й ».

​ «Я – гражданин России».

Фестивали:

​ «Народов дружная семья».

​ «Фестиваль профессий».

Творческие конкурсы:

​ Рисунков на асфальте.

​ Видеороликов «Я в рабочие пойду».

​ Социальных проектов «Я –гражданин России»

​ На лучшую праздничную стенгазету.

​ «А,ну-ка, парни».

​ Мисс весна.

​ Инсценированной сказки.

​ КВН «Зимние забавы».

Обьединения дополнительного образования:

​ «Книголюбы», «Народные игры», «Волшебные превращения бумаги», «Волшебный мир оригами»,«Волшебные кисти и карандаш», «Этикет», «Риторика».

Учебные предметы:

​ «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Основы светской этики», «Основы православия», «Литература», «История», «Обществознание»;

Экскурсии в музеи и на выставки.

Ожидаемые результаты

Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь – создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в творческий процесс, были активными участниками в мероприятиях, конкурсах различного уровня.

Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей.

Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления художественного-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируются творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и к труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного предст

infourok.ru

Классный час на тему: Художественно-эстетическое воспитание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Выступление на педагогическом совете на тему: 

«Театрализованная игра как средство художественно-эстетического воспитания младшего школьника».

Воспитателя группы продленного дня

Матвеевой Елены Борисовны

2014-2015 учебный год

Выступление на педагогическом совете на тему: «Театрализованная игра как средство художественно-эстетического воспитания младшего школьника».

Актуальность:

Для младших школьников игрушка является одним из важнейших средств познания мира, приобщения к национальной культуре, собственного личностного развития. Однако, как правило, дети пользуются только фабричными, покупными изделиями и поэтому интерес к той или иной игрушке оказывается кратковременным, не сопровождается интересом к тому, как она возникла, из чего и как изготовлена, как связана с другими культурными явлениями окружающего их мира. В то же время хорошо известно, что игрушка, созданная руками самого ребёнка, приобретает для него особую ценность, с ней оказываются связаны глубокие личные переживания, через такую игрушку ребёнок познаёт не только окружающий мир, но в известной мере и самого себя, свою индивидуальность.

Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

Кружок «Кукольная Мастерская», который был открыт с октября 2014года, направлен на обучение детей технологии шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.

Кружок «Кукольная Мастерская» ориентирован на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Целью является создание условий для творческой самореализации ребенка.

Задачи, которые мы ставим, они перед вами:

образовательные:

– формирование у детей навыков ручного труда;

– обучение основам шитья игрушки;

– расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;

развивающие:

– развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

– обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

– создание базы для творческого мышления;

воспитательные:

– воспитание трудолюбия, аккуратности;

– развитие активности и самостоятельности;

– воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Занимаясь с детьми, главной целью я ставлю развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Моя задача – научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, открыть перед ним тайны сказки.

 Свою работу я начала с того, что подобрала материал по сказкам, хорошо известным ребятам. Например, сказка «Три поросенка» С. Михалков, русско-народная сказка «Морозко», сказка «Красная Шапочка» Ш.Перро, русско-народная сказка «Колобок» и т.д.

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. На занятиях дети знакомятся не только с сценарием, но также с изготовлением декораций и изготовлением кукол по данной сказки.

Начиная с начала учебного года в кружке детей обучают основам актерского мастерства и параллельно знакомят их с различными видами кукольных театров.

Для этой цели я использую этюдный тренаж, артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.

Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

Я стремлюсь к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т.д.

Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.

Сохраняя принцип импровизации, я сознательно делаю наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки, целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю.

От занятия к занятию задания детям меняются, это позволяет сделать нашу деятельность разнообразной. Творческий подход к работе с детьми дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности. Так, на примере ученицы 1 класса, можно проследить интеграцию ребенка в коллектив класса, на начало занятий ребенок был замкнут, необщителен. Девочка с удовольствием в течении 1, 2 и 3 четверти посещала наш кружок: помогала шила куклы, участвовала в спектаклях, тренингах и инсценировках мини-этюдов и т.д. И действительно, Полина стала более общительной, раскрепощенной, с ней стали более активно общаться другие дети.

Итогом всей проделанной работы служит спектакль, где дети стараются не только передать сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев. На Новый год мы выступили со сказкой «Морозко», к празднику 8 марта мы подготовили и выступили со сказкой «Красная Шапочка». На данный момент мы готовим сказку «Колобок», для выступления к окончанию учебного года.

 В будущем я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. 

И конечно я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

nsportal.ru

Классный час по эстетическому воспитанию

А теперь познакомимся с ними.

Лазарев Михаил Петрович (наслайде его портрет) Уроженец города Владимира, Адмирал, флотоводец, дипломат, ученый, мореплаватель, совершивший три кругосветных путешествия, открыл шестой континент нашей планеты – Антарктиду.

Суворов Александр Васильевич

Еще маленьким, он хотел стать героем: закалялся, занимался физкультурой, обливался холодной водой.

И на службу пошел – в походах с солдатами ел из одного котла. Очень их любил и называл чудо-богатырями. А по утрам выскакивал из своей палатки и будил весь лагерь – кричал петухом.

Он взял Измаил. И еще перешел через Альпы и появился в тылу врагов. И еще много побед одержал. Он вообще был непобедим. Солдаты его любили и шли за ним всюду.

Кубасов Валерий Николаевич

Этот человек родился в городе Вязники Владимирской области в 1935 году. Там же окончил среднюю школу, затем поступил в Московский Авиационный институт. Сразу после окончания авиационного института работал в конструкторском бюро и занимался проектированием пилотируемых космических кораблей.

Вскоре Валерий Николаевич был зачислен в отряд космонавтов и выполнил три космических полета в составе экспедиций.

В настоящее время летчик-космонавт – Почетный гражданин 11 городов России и мира. Имеет множество наград.

Гагарин Юрий Алексеевич

Он совершил свой первый в истории полет вокруг Земли 12 апреля 1961 года на корабле «Восток». Многовековая мечта людей о полете к звездам осуществилась. Сказку сделал былью смоленский парень, гражданин нашей страны. Вся планета восхищалась его подвигом. Его имя стало известным всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным.

Валуев Николай Сергеевич

На весь мир известна Владимирская гимнастическая школа имени Н.Г. Толкачева. Из стен школы вышла целая плеяда гимнастов – мастеров международного класса, олимпийских чемпионов.

Один из них – семикратный чемпион Олимпийских игр, мира, Европы, СССР, обладатель кубка мира, Почетный гражданин г. Владимира.

В настоящее время возглавляет спортивную школу олимпийского резерва по гимнастике.

– Назовите имя Владимирского гимнаста (Николай Андрианов)

Портрет Андрианова Н.

Ученик: Боксер, чемпион мира в супертяжелом весе родился в Ленинграде. В школьные годы занимался баскетболом, затем увлекся метанием диска, а уже после этого пришел в бокс. Начинающий боксер почти сразу же начал показывать хорошие результаты. В истории мирового бокса примечателен своими внешними данными: его рост достигает 213 см, вес – 148 кг.

Васнецов Виктор Михайлович

Замечательный русский художник. Сын сельского священника рос в российской глубинке Вятской губернии среди крестьянских детей. Первые уроки рисования, данные ему отцом, пробудили у мальчика тягу к изобразительному искусству. Учился в Академии художеств. Его произведения глубоко лиричны, романтичны по своей сути. Перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник создал новое «национальное» направление в современной российской живописи.

Менделеев Дмитрий Иванович

Гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родился в семье директора гимназии. После окончания Тобольской гимназии был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета в Петербурге. Окончил институт с золотой медалью.

Оставил свыше 500 печатных трудов. Является автором исследований по химии, физике, экономике, сельскому хозяйству и др., тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Открыл периодический закон химических элементов и написания «Основ химии».

– О ком идет речь?

Жизнь великих людей является предметом для изучения, но и не только. Это яркий пример для вас, дорогие ребята, в формировании личности, в выборе жизненного пути.

С какими великими людьми мы с вами познакомились?

Какой вклад в нашу страну они внесли?

А на этом наше занятие окончено, до свидания!

kopilkaurokov.ru

Открытый классный час по эстетическому воспитанию “Мир спасет красота,если…”

МИР СПАСЕТ КРАСОТА, ЕСЛИ…

Цели: формирование активного эстетического отношения к

действительности, навыков общения с искусством через работу с репродукциями, слайдами, навыка осмысления собственных эмоций; развитие умения чутко реагировать на прекрасное в жизни.

Предварительная подготовка:

1) Класс разделен на две команды (по желанию учеников).

2) Команды выбирают капитанов, названия, готовят эмблемы и визитки.

3) Обе команды готовят кроссворд из 6 слов по теме.

Ход занятия

Учитель. Русские просторы, блестящие серебром реки и озера, золото вечернего неба и восходы солнца всегда волновали русских художников, вдохновляя на создание прекрасных пейзажей.

Почему вам нравится смотреть на картину художника, слушать красивую музыку? Что вы чувствуете?

Вот и сегодня мы отправимся в волшебный мир прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты. Наше путешествие мы проведем в форме игры -конкурса. Перед гостями и жюри встретятся две команды. Судить конкурс будет совет.

Называется состав совета.

Учитель. А теперь пришло время познакомиться с командами – участниками игры.

Команды представляют свои визитки.

Учитель. Команды показали нам, что они полностью готовы к игре. И пока жюри оценивает визитки, мы продолжаем наш классный час, тему которого определим так: «Мир спасёт красота, если…».

Конкурс «Разминка».

Учитель. Хорошо известны слова русского писателя Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир». Вдумайтесь в эти слова, как вы понимаете их смысл? Что такое красота?

Давайте посмотрим значение слов «красота» и «очарование» в словаре. Еще по ходу игры нам понадобятся значения слов «культура» и «экология».

Итак, мы выяснили, в словаре понятие «красота» толкуется как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, все красивое, прекрасное. Действительно, человек живет не только в биосфере, но и в сфере, создаваемой им самим в результате его культурной (или антикультурной) деятельности. Человек не только осваивает природу, изменяет почву, растительность, он создает и свою собственную культуру. Поколения людей создавали язык, письменность, литературу, все виды искусств, науки, обычаи. С момента своего появления на свет каждый человек оказывается в атмосфере, созданной тысячами поколений людей.

В настоящее время встает вопрос не только о том, каким быть человеку, но и о том, быть ли ему вообще. «Экология культуры» -появилось такое понятие вслед за понятием «экология природы». Без сохранения культуры мы не сохраним ни природу, ни себя самих. Представьте человеческую жизнь без музыки, театра, кино, архитектуры, декоративного искусства, т. е. голого человека на голой земле. Да невозможно этого представить, не вернув человека к самым древним временам.

Конкурс на зияние истории и искусства Древнего миря.

Участникам предлагается в течение 5 мин изобразить наскальную живопись и подготовить небольшое выступление на тему «Мир спасет красота». Каждая команда получает по «куску скалы» (лист ватмана покрашен в черно-коричневый цвет) и цветные мелки.

Проведение защиты работы команды 1.

С тех самых времен, когда человек жил в пещерах, ходил в шкурах и постепенно формировал свое, человеческое, а не животное отношение к жизни, уже с этих времен люди научились передавать через художественное творчество свое отношение следующим поколениям. Уже тогда среди наших предков выявлялись ди-

зайнеры, которые украсили интерьер своих пещер. Прошли века, но их творчество дошло до наших дней.

Искусство соединяет в неразрывную цепь прошлое и будущее.

Красота радует людей, не дает им ожесточиться, красота спасает мир от войны и жестокости.

Проведение защиты работы команды 2.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед встречным днем, трепетание марева над горизонтом… Красота не только в произведениях творчества, но в природе, в окружающем мире, рядом с человеком.

Красота и в поступках людей. Люди спасали самые ценные произведения искусства во время войн и стихийных бедствий и охраняли как объекты музейного значения, чтобы каждый человек смог видеть эти прекрасные сокровища.

Люди должны беречь красоту природы, свой город, свою страну, свой дом. Только от самих людей зависит, будет ли вокруг красота. Вот теперь все вместе мы и допишем тему нашей игры:

Мир спасёт красота,

если люди спасут красоту.

Конкурс капитанов команд.

Учитель. Следующий конкурс – конкурс капитанов. Капитаны команд тоже готовились и пришли сюда не с пустыми руками. Для команды соперника они подготовили кроссворд.

Капитаны представляют художественно оформленные кроссворды и обмениваются ими.

Командам в течение 10 мин. необходимо решить кроссворд и вписать ответы. Кроме того, из выделенных в кроссворде букв необходимо составить 2 ключевых слова по теме игры.

Учитель. В следующем конкурсе будут участвовать по 2 представителя от каждой команды.

Конкурс знатоков и ценителей красоты.

Все мы имеем возможность изучать шедевры живописи, архитектуры, используя медиатеку. Задание командам: разберите все слайды по видам и жанрам искусства: натюрморт, пейзаж, графика, архитектура.

Конкурс по результатам домашнего задания.

Учитель. Последний конкурс называется «Конкурс экскурсоводов». Это конкурс решающий и самый трудный. На суд жюри и всех гостей команды представляют как итог поисковой работы следующие альбомы:

Альбом команды 1: «Красота и ценность жизни – вечная тема искусства».

Альбом команды 2: «Красота моего родного города».

Экскурсоводы проводят экскурсию по выбранным темам, сопровождая рассказы слайдами и показом видеофильма о родном городе,

Подведение итогов конкурса.

Слово предоставляется членам жюри, награждение команды-победительницы.

Учитель дает краткий анализ выступлениям команд, качественную оценку подготовленным материалам, подводит итоги внеклассного занятия. Благодарит участников игры за хорошую подготовку. Выносится благодарность жюри за помощь.

Учитель. Вот и подходит к концу наш классный час. В заключение послушайте проникновенные строки стихотворения

Александра Плотникова.

Один из учащихся читает стихотворение А. Плотникова:

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне:

Мир жестоки» спасет красота.

Но наивными все же не будем,

Исповедуя истину ту:

Мир спасет красота, если люди,

Если люди спасут красоту.

У ч и те л ь. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев, журчание весеннего ручейка, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжествующую тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умейте и вы слушать эту музыку. Дорожите красотой, берегите её.

Проведение экскурсии на природу.

infourok.ru

Открытый классный час по эстетическому воспитанию “Система эстетических ценностей “

СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Цели: способствовать формированию представления о системе эстетических ценностей, их роли в жизни человека, эстетического вкуса; воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе; развивать воображение, фантазию.

Предварительная подготовка: разработка эскизов бу дущих масок животных, изготовление технологических карт и ле кал для масок.

Ход занятия

Учитель. Тема нашего сегодняшнего занятия – «Эстетиче ские ценности».

Прежде, чем мы с вами начнём обсуждение, давайте опреде лимся, что такое ценность вообще?

Ценность – это значение предметов, событий и явлений окру жающего мира для человека или общества.

На какие две большие группы можно разделить все ценности? На положительные и отрицательные.

Не кажется ли вам странным, что отрицательное, то есть пло хое, тоже является ценностью?

В чем состоит его ценность? Оно помогает человеку отделить хорошее от плохого.

Для чего человеку нужны ценности?

Они нужны для того, чтобы человек мог легко найти выход из любого конфликта, выбрать, к чему стремиться, сделать правиль ный выбор между долгом и желанием. Ценности помогают нам на правлять наши желания, усилия, внимание, ум. Как это происходит в каждом из перечисленных случаев? Приведите конкретные при меры.

Творческая работа в группах.

Задание. Каким образом такие ценности, как коллективизм (группа I) / благополучие (группа 2), помогают управлять жизнью в следующих сферах: политика, образование, экономика, семья, нравственность? Перечислите последствия игнорирования этих ценностей в указанных областях.

Учитель. Что произойдёт с человеком, если у него не будет никаких ценностей?

Благодаря ценностям у человека сохраняются постоянство ха рактера, надежность, верность принципам и идеалам, способность к правильным поступкам. Неразвитость системы ценностей приво дит к таким нарушениям в поведении, как неумение руководить своей жизнью, неспособность принять решение без помощи взрос лых, ребячеству.

Творческая работа.

Задание. Прочитайте характеристику ученика 10 класса. Перечислите ценности, которыми он руководствуется в жизни. Напишите, как изменятся его характер и поведение, если уче ник утратит систему ценностей.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА 10 КЛАССА

ВЕНИАМИНА БЕСЕДИНА

В. Б. обладает доброжелательным, отзывчивым характером, благодаря чему с ним легко общаться. В учёбе вдумчив, проявляет организованность, усердие и прилежание. Хорошо владеет словом и тонко чувствует красоту. Главным его достоинством является целеустремлённость, умение не отступать перед препятствиями и во что бы то ни стало достигать цели. Подростка выделяют сдер жанность, неконфликтность и верность принципам. В общении со старшими В. Б. тактичен и вежлив.

Учитель. К какому выводу вы пришли?

Работа в группах.

Задание 1. У каждого из нас есть определённый набор цен ностей. Составьте список ваших личных ценностей и объясните, почему именно их вы выбрали для себя.

Заслушиваются выступления представителей групп. Списки вывеши ваются на доску.

Учитель. Какие ценности разделяют все ребята в классе? Как вы думаете – почему?

Каким образом люди обретают ценности? Кто помогает им в этом? Какие бывают ценности?

Задание 2. Составьте классификацию существующих ценностей:

1) Моральные ценности.

2) Духовные ценности.

3) Общественные ценности.

4) Личностные ценности.

Выберите ответ из следующего перечня: принципы, нормы, стремление познать истину, общение людей, взаимодействие лю дей, понятия, познание мира, жизни, себя, смысла жизни, идеалы, линия поведения, престиж, социальный статус, права, обязанности, возможности, привилегии.

Ответ:

Моральные ценности – идеалы, принципы, нормы, понятия; ду ховные ценности – познание мира, жизни, себя, смысла жизни, стремление познать истину; общественные ценности – общение людей, взаимодействие людей, линия поведения, престиж, соци альный статус, права, обязанности, возможности, привилегии.

Учитель. Что значит эстетические ценности?

Принадлежащие к сфере человеческих чувств и творчества, то есть искусства. Эстетические ценности – это духовное наследие человечества, накопленное за тысячелетия, которое не только не теряет свою ценность, но и, как правило, становится богаче. Они по праву считаются высшими, потому что от них зависит поведение человека.

Какие эстетические ценности вы знаете? Прекрасное, безобраз ное, трагическое и комическое.

Каким бывает прекрасное? Прекрасное включает: изящное, грациозное, миловидное, великолепное, возвышенное, величест венное, грандиозное.

Что значит безобразное? Безобразное охватывает тиранию, ос корбление, предательство, уродливое, грязное.

Все названные нами составляющие основных эстетических ценностей представляют собой систему эстетических ценностей.

Что можно считать эстетической ценностью?

Эстетическими ценностями могут обладать: предметы и явле ния природы; сам человек- его облик, действия, поступки, поведе ние; предметы и вещи, книги, музыка, произведения искусства. Ка кие примеры вы можете привести?

Задание 3. Составьте антонимические пары эстетических ценностей по типу прекрасное и безобразное.

Выберите понравившуюся пару и напишите сценарий сказки.

Подведение итогов.

Проведение конкурса инсценировки авторских сказок.

infourok.ru

Занятие по эстетическому воспитанию ” Я рад общаться с тобой”

Занятие по эстетическому воспитанию в 3 классе

« Я рад общаться с тобой»

Цель: развивать коммуникативные возможности учащихся; формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;

Задачи: установление благоприятного психологического климата в классе; создание гуманных отношений учителя и учеников; воспитание умения дарить тепло и доброту.

Оборудование:

– оформление класса воздушными шарами с изображением весёлых человечков; картинки сердечек, дерево «дружбы», правила общения ( плакат).

Ход классного часа.

Вступление.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

-Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.

Упражнение «Дерево дружбы»

– Если сравнить дружбу с деревом, то каким оно должно быть? (Большим и сильным)

– А если в классе конфликты, ссоры, драки, каким будет дерево? (Слабым и больным)

Работа в группах «Дружба»

• Объединение в группы (Д Р У Г)

• Задания в группах: – Как надо относиться друг к другу, чтобы наш класс был сильным деревом?

• Задание для всех: – Составьте слово из букв, что у вас есть. (друг)

– Что необходимо, чтобы из нашего коллектива выросло крепкое дерево? (Объединиться)

– Что нас должно связать? (Дружба)

– Стволом нашего дерева будет дружба. А ветками будут качества, которыми должны обладать друзья. (дети прикрепляют «ветки» с надписями: щедрость, смелость, доброта, правдивость, верность, чуткость, честность, внимательность)

-Люди должны соблюдать определённые правила в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. Послушайте притчу о терпимости, затем мы обсудим её.

ШРАМЫ НА ДУШЕ

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:

— Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.

В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:

— Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.

Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

Обсуждение притчи.

Упражнение «Сердце» Дети встают в круг и передают изображение сердца и говорят слова:

– Я передаю это сердце тебе, потому что ты… .(добрый, честный, красивый. умный)

– Чего не хватает нашему дереву? (листьев)

– Листья – это наши сердца. Они добрые, теплые, чуткие. И цвета такие же теплые. (Дети прикрепляют свои листочки к дереву)

-Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?.

Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.

Правила общения с людьми:

ко всем относись с уважением;

– будь вежливым со всеми;

– слушай собеседника, не перебивая его;

– проявляй искренний интерес к людям;

– не допускай грубых и ироничных высказываний;

– говори доброжелательным тоном;

– будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;

– если ты поступил неправильно – извинись.

Игра «Найди друга». Дорисовать лицо девочки и мальчика. (Создаются пары.) Условие вручать только каждому по 1 личику.

Рефлексия

Игра «Я рад общаться с тобой».Учитель предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Итог

– Что такое общение? Что такое коллектив?

– При каких условиях дети будут коллективом?

– Что ты интересное запомнил?

Литература:

1. Притчи о главном. Сборник. М. «Новый Акрополь», 2006.

2. «Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006

3. Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47

4. Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.

5. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.

6. Скребцова М, Лопатина З.А.  «Азбука мудрости». Издательство «Сфера», Москва, 1999.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *