Урок знаний
Тема: «Россия – моя Родина, моя семья, моя судьба».
Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия «Родина», «малая Родина».
Развивающая: развивать речь, кругозор, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать интерес и желание больше узнать о своей Родине; воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
Оборудование: карта России, компьютер, музыкальные произведения о Родине, конверты с заданиями для групповой работы, карточки с пословицами.
Ход урока:
Учитель: Хочу начать наш урок с песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?».
Звучит песня.
Учитель: Дорогие ребята! Прослушав песню, вы уже поняли, что сегодня на первом уроке знаний мы будем говорить о Родине. Прочитайте тему урока.
Учитель: Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла. Известная поговорка гласит: «Человек без Родины – соловей без песни». Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.
Учитель читает стихотворение Виталия Бакалдина.
В жизни нам дана Родина одна.
У меня она – вишня у окна.
Прямо у дверей золото полей,
Дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа пролегла в хлеба,
Здесь моя судьба – радость и борьба.
Видно, так и быть,
Здесь мне век прожить,
До конца дружить,
До конца любить,
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего не скажешь –
Здесь земля моя.
Учитель: Что для вас значит слово Родина? Что вы представляете, когда слышите это слово?
А сейчас, посмотрите на карту.
В какой стране мы с вами живем? Гражданином какой страны вы являетесь? Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в России.
Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Где побывали вы во время летних каникул?(рассказы детей, показ фотографий).
Всё это наша Родина. Во время летних каникул мне удалось побывать во Владимире, Суздале, Костроме, Ярославле, Угличе, Ростове Великом. Эти древние города объединены условным названием – «Золотое кольцо». Очень много иностранных туристов приезжают в нашу страну увидеть природу, памятники архитектуры, шедевры храмовой росписи, услышать колокольные звоны и церковные песнопения, отведать блюда нашей национальной кухни. Иностранцев наша страна восхищает. А мы с вами можем гордиться своей страной, своей историей, своими великими соотечественниками.
Работа в группах
Предлагаю проверить, знаете ли вы великих людей нашей страны. Каждая группа получает конверт и выполняет задание. Чьё имя в конверте не должно быть?
1 конверт ПОЭТЫ (Пушкин, Гагарин, Лермонтов, Есенин, Некрасов)
2 конверт ПИСАТЕЛИ
3 конверт КОМПОЗИТОРЫ
4 конверт ХУДОЖНИКИ
5 конверт ПОЛКОВОДЦЫ
Выполнение, проверка.
Учитель: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Вспомните ещё слова с этим корнем (родители, родичи, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной…)
Учитель: каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку. Моя семья, мой дом – с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Ученик:
У меня есть семья –
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живет семья –
Мама, папа, брат и я.
Учитель: Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Учитель: О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
Игра «Составь пословицу» (какой ряд быстрее соберёт пословицы и объяснит одну из них)
| Родине служить. |
Где кто родится, | умей за неё постоять. |
Жить – | там и пригодится. |
Учитель: Наш первый урок подошёл к концу. О чём успели поговорить? О чём ещё хотели бы узнать?
Россия, Родина. Такие родные слова.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Так что же такое ты, Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь — и сердце горит.
И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
(К. Ибряев)
– Спасибо за внимание! Урок окончен.
Классный час на тему:
2017-2018
Тема классного часа: МОЯ МАЛАЯ РОДИНА (3 класс)
Цель:
Ход классного часа:
Учитель: (поздравление с Новым учебным годом)
– Ребята, внимательно посмотрите на представленные вашему вниманию на доске фотографии. Сейчас вам предстоит узнать, о чем пойдет речь на нашем первом классном часе в этом учебном году.
(выходит ученица и читает стихотворение)
Родина – слова не знаю чудесней,
В нем наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
– Вот об этом мы и будем сегодня с вами говорить.
(выходит ученица и читает стихотворение)
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом РУСЬ.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов.
Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
(выходит ученица и читает стихотворение)
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Учитель:
– Ребята, посмотрите на карту Российской Федерации. Какая у нас большая страна! Но есть в этой большой стране не менее значимый для нас с вами уголок. Это край, в которой мы живём (показать на карте России).
Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
Это место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом – это наш родной край, это наша малая Родина. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!
Слайд 2
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
(выходит учение и читает стихотворение)
З. Александрова «Родина»:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
– Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
Проводится конкурс «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
Слайд 3
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель:
Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. А семья – это ваш самый дорогой человек, который дал вам жизнь – ваша мама. К нам на классный час мы пригласили маму Левы Недосейкина Маргариту Юрьевну. Это мама большой и дружной семьи, в ее семье трое детей. В наших 4-ых классах есть несколько многодетных семей: семья Лазаревых, семья Корнеевых, семья Прокофьевых, семья Демирджи, семья Мокаевых.
(выступление мамы)
Учитель;
– Итак, у нас сегодня постоянно звучит ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
. Слайды 4-5
Игра составь пословицу
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
Учитель:
– А сейчас хочется предоставить вашему вниманию небольшую презентацию, которую приготовили ученицы 4 А класса Боровикова Варвара и Апанен Алиса и ученица 4Б класса Мартыненко Алина.
(показ презентации о Туле и п. Петелино)
Учитель:
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
(выходит ученица 4 Б класса и читает стихотворение)
Говорят, все пути ведут к дому,
Говорят, он начало начал.
Человек, как никто, по-любому
Тосковал по нему и скучал.
Человек здесь на свет появился.
И отсюда пойдет он вперед,
Только где бы он не поселился,
Дом родной его вновь позовёт.
И порой невозможно вернуться
Нам туда, где пол жизни прошло.
Дом далёк, и года всё несутся,
Но лишь там нам светло и тепло.
Учитель: (дает творческое задание)
– За два последних учебных года мы с вами посетили различные достопримечательные места нашего родного края: это и «Парк птиц» в Калужской области, и «Золотой город» в Веневском районе, и музей «Поленово» в Заокском районе, и музей «Филимоновской игрушки» в Одоевском районе. В этом году мы планируем посетить музеи в Туле, в Богородицке.
– Нужно хорошо знать историю своей малой родины. Так получилось, что вы живете в разных населенных пунктах. И мы предлагаем вам такое задание – собрать материал о своем селе, деревне или поселке. Может быть это будет проект, может быть это будет презентация с фотографиями и сообщениями. Вы можете работать в парах, в группах. Мы вам предлагаем найти материал по таким вопросам:
– Почему село так называется?
– Когда оно образовалось?
– Кто были первые жители деревни?
– Чем занимались мужчины, женщины?
– Была ли в вашем селе школа? Когда она открылась?
– Была ли в деревне церковь? Как она называлась?
– Какие знаменитые люди жили и живут в вашем селе, поселке? Чем они знамениты?
– Вот и подошел к концу наш классный час. Доброго вам пути в Страну знаний!!!
(Звучит песня о Родине, классный час заканчивается)
РЕЙТИНГ IMDb
6.0/10
2K
ВАШ РЕЙТИНГ
ПОПУЛЯРНОСТЬ
Дом, в котором вы родились, даже решает, кого вы любите и на ком выходите замуж. Сначала матери берут ручку в руки и начинают писать. Дом, в котором ты родился, даже решает, кого ты любишь и на ком женишься. Сначала матери берут ручку в руки и начинают писать. Дом, в котором ты родился, даже решает, кого ты любишь и на ком женишься. Сначала матери берут ручку в руку и начинают писать.
Browse episodes
TopЛучшие рейтинги
2 сезона
21Посмотреть все
3 года
202120202019Посмотреть все
Zuhal Gencer
Senan Kara
Fatih Koyunoglu
Elif Sönmez
Hülya Duyar
Наз Гёктан
Инчинур Дасдемир
Ибрагим Челиккол
Хелин Кандемир
Энгин Озтюрк
Зейнеп Кумрал0009
Kaan Altay Köprülü
Emir Talha
Aysegul Turkoglu
Engin Hepileri
Sinan Demirer
Hakan Salinmis
№: 309
Чилек Кокусу
Эркенчи Кус
Sen Kiminle Dans Ediyorsun
Between the World and Us
Love Tactics
Sana Bir Sir Verecegim
Price of Passion
Tut Sözünü
Kurt Seyit ve Sura
Perfect Team
Adim Farah
Избранный обзор
8/
10
Голова Актрисе нужно много работать, чтобы стать хорошей актрисой
Всем рекомендую посмотреть этот сериал. Но в то же время я очень прошу Демет усердно работать над своей игрой, потому что она использует почти одни и те же жесты на протяжении всего сериала, и через какое-то время это дает соленый привкус. На самом деле, она может быть отличной актрисой, но остальные актеры настолько хороши, что среди остальных она становится неопытной.
Полезно • 12
5
Подробности, чтобы получить тарифную и часу для персонализированных рекомендаций
. В регистрации
9009
2 часа
Предложить отредактировать или добавить отсутствующий контент (2019)?
Ответить
У вас нет недавно просмотренных страниц
Поскольку большая часть мира выражает сожаление и солидарность с украинским народом — и восхищение его президентом Владимиром Зеленским — иронии истории предостаточно. Исследователям еврейской истории почти не верится, что одно и то же повторяющееся место массового насилия над евреями — от резни Хмельницкого в середине семнадцатого века до жестоких полей смерти во время и после Первой мировой войны и кровавых земель, запачканных Нацистские убийцы в ходе операции «Барбаросса» в 1941 году — родина зарождающейся демократии и маловероятного и вдохновляющего президента-еврея. И все же Украина, как и сама история, многомерна; когда-то он был домом для самого большого в мире еврейского населения и местом необычайной еврейской культурной жизни от Полтавы на востоке до Львова на западе, не говоря уже о жемчужине Одессы на юге.
Чтобы помочь нам разобраться в этой иронии, JQR собрал группу из четырех экспертов по истории восточноевропейских евреев, чтобы дать представление об Украине тогда и сейчас: Элияна Адлер, Элисса Бемпорад, Натан Меир и Джеффри Вейдлингер. Этот интернет-форум не станет последним словом в серьезном политическом и моральном кризисе, который вряд ли скоро утихнет. Но полезно наблюдать за ним с более толстым и сложным чувством исторической перспективы.
– Дэвид Н. Майерс
Беженцы
Г-н Голдберг навещал своих родителей, когда началась война. Чтобы вернуться к молодой семье, которую он оставил в Тель-Авиве для своего краткого визита в Старую страну, ему пришлось проехать через Россию. Когда он, наконец, вернулся домой, он описал свой ужасный побег и ужасные сцены, свидетелем которых он стал по пути в агентство по оказанию помощи. Агентство опубликовало его историю, чтобы собрать деньги для помощи тем, кто все еще находится в опасности.
Беженцы хлынули через границу, по словам Гольдберга, некоторые даже без обуви на ногах. Другие погибли в результате взрывов по пути. Даже когда они достигли относительной безопасности во Львове, он стал свидетелем длинных очередей за хлебом и пугающих цен на другие предметы первой необходимости. Когда он, наконец, добрался до русской территории, тамошние евреи с подозрением отнеслись к разговору с незнакомцем о своем правительстве. С помощью британского консула он, наконец, выбрался из зоны боевых действий и вернулся к своей семье в мае 19 года.40.
Это явно не та война. Голдберг и его товарищи-беженцы бежали на восток от немецкого вторжения, а не на запад от русских. Они также были польскими евреями, пытавшимися избежать гитлеровских сил, а не смешанной толпой украинцев, спасающихся от путинских войск. Ситуации различаются по многим параметрам, и тем не менее мы не можем не отметить сходства. В новостях и на улицах все предлагают параллели со Второй мировой войной.
У многих евреев резонансы особенно сильны. Образы потоков беженцев, измученных матерей, несущих детей, и разбомбленных зданий в этих особых пейзажах затрагивают глубокую струну. Когда в первый день этого ужасного конфликта известный польский журналист и бывший диссидент Адам Михник заявил: «Теперь мы все украинцы», его слова уловили дух времени редкого консенсуса международных мыслителей и лидеров.
Для многих евреев-ашкеназов его слова могли быть восприняты буквально. Их предки веками жили на украинских землях, независимо от того, считались они украинцами или нет. Несмотря на то, что немногие из живущих сегодня помнят начало Второй мировой войны, не говоря уже о кризисах с беженцами времен Первой мировой войны и Гражданской войны в России или рубеже веков, многие хранят культурную память о бегстве с тех самых земель. . Это, безусловно, относится к самой последней группе мигрантов, прибывших после распада СССР.
И все же было бы ошибкой допускать, чтобы аналогии и унаследованные травмы искажали понимание настоящего конфликта. Как историк, я ценю возросшее обсуждение исторической информации за последние две недели. Как человек и как еврей я чувствую силу образов войны на Украине, которые мы все видели. Но сравнивать Путина с Гитлером не только некорректно, но и контрпродуктивно.
Если мы вообще можем извлечь уроки из прошлого, давайте сосредоточимся на заботе о беженцах. Хотя, конечно, каждый конфликт порождает свои собственные формы террора, у всех беженцев есть определенные основные и насущные потребности. Когда г-н Гольдберг и несколько сотен тысяч других польских евреев бежали на восток в 1939, они изо всех сил пытались найти пищу и кров. Новые советские власти препятствовали местной еврейской общинной помощи, но у этих чиновников также не было собственного плана для беженцев, и они отказывались разрешить помощь международных еврейских организаций.
В этой ситуации, как и во многих других в истории и вплоть до настоящего времени, беженцы должны были постоять за себя. У счастливчиков в округе были родственники, у которых можно было остановиться. Другие спали в переполненных синагогах или на улицах. В конце концов, государственные органы начали организовывать работу и жилье для польских еврейских беженцев. После того, как их самые насущные потребности удовлетворены, беженцы получают помощь в адаптации к новым условиям.
Пока что похоже, что международные агентства и люди вблизи и далеко от границ Украины активизируются, чтобы помочь новым беженцам с их самыми неотложными потребностями. На данный момент мы не знаем, как долго продлится их перемещение, но у нас есть большой опыт, на который можно опереться. Ученые и специалисты изучили передовой опыт оказания краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной физической и психологической помощи беженцам. Таким образом, возможно, мы сможем извлечь уроки из долгой истории беженцев в приграничных районах Восточной Европы.
История — это не судьба: Мысли о войне России против Украины и еврейском прошлом в регионеКак исследователь восточноевропейского еврейства, я глубоко знаком с одними из самых мрачных страниц истории еврейских общин Украины. Недавно я писал о погромах Гражданской войны в России, исключительно жестоком конфликте, разразившемся после Октябрьской революции 1917 и продолжалась до 1921 года между различными армиями и войсками, соперничающими за контроль над территориями бывшей Российской империи. Среди них были и украинские войска, отчаянно боровшиеся за независимость против Красной Армии. Я вел хронику насилия, которому подвергались многие еврейские поселения к западу от Днепра, когда украинские силы возмущались евреями за их предполагаемую прокоммунистическую позицию, как саботажников украинской мечты о независимости.
Трагическим страницам, повествующим о более чем 100 000 евреев, убитых в городах Украины во время гражданской войны, предшествуют другие болезненные страницы: антиеврейское насилие, творившееся в 1648–1649 гг.Казачье восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, а затем, более века спустя, массовые убийства Ивана Гонты, когда оба лидера боролись против Речи Посполитой. Некоторые из этих страниц веками укрепляли еврейскую коллективную память, поскольку еврейская идентичность и история этих катастроф тесно переплелись.
Другие приступы насилия над еврейскими общинами Украины имели место в долгом XIX веке, когда волны антиеврейских погромов происходили в разгар чрезвычайных политических потрясений: в 1881–1882 гг. , развязанных убийством царя Александра II, а потом в 1905, во время неудавшейся первой русской революции.
Кульминация мрака наступила во время Второй мировой войны, когда немцы вторглись в Советский Союз. По оценкам, с июня 1941 по 1944 год на Украине было убито полтора миллиона евреев, а тысячи украинцев помогали немцам убивать своих еврейских соседей (обманутых немецким обещанием независимости), Холокост остается самой мрачной страницей в истории Украины. евреев в регионе. В своем отчете 1943 года великий писатель Василий Гроссман описал Украину, в которой «нет евреев. Нигде — ни в Полтаве, ни в Харькове, ни в Кременчуге, ни в Борисполе, ни в Яготине… Тишина. Тишина. Народ был убит».[1]
Однако было бы неизмеримым искажением сводить историю евреев в Украине к нарративу о погромах и Холокосте, навязывая региону телеологию антиеврейского насилия. Города и города Украины были далеко не просто местами разрушений и страданий; большую часть времени они были местами сосуществования, где евреи создали одни из величайших глав в истории восточноевропейской еврейской жизни, достигнув величия и оригинальности в сферах культуры, религиозной жизни и политики, начиная от хасидизма и еврейской поэзии. к еврейской литературе и социалистическому сионизму.
Названия одних и тех же городов, составляющих столь важную часть восточноевропейского еврейского прошлого, постоянно звучат в СМИ с 24 февраля 2022 года, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину: Умань, Черкассы, Киев, Днепр, Одесса, Житомир, Львов, Черновцы. Ужасающая агрессивная война против независимого государства Украина, которое является лишь последним звеном в цепи российского и советского империализма, а также продолжение путинской войны 2014 года, приведшей к аннексии Крыма Россией, оказывает глубокое воздействие о еврейской жизни и истории. Война, которая уже вызвала крупнейший кризис беженцев в Европе со времен Второй мировой войны, с ее неизбирательными обстрелами мирных жителей, также затрагивает около 100 000 евреев, проживающих сегодня в Украине.
Читая рассказы об украинцах, укрывшихся в микве в Умани вместе со своими соседями-евреями, или о евреях-хасидах, с оружием в руках защищающих свою страну вместе с украинскими солдатами, может возникнуть соблазн объяснить все это привлечением внимания к общему врагу. , который может снять существовавшую ранее напряженность и залечить раны прошлого. Но правда в том, что после распада Советского Союза Украина не только стала самым демократическим государством на постсоветском пространстве за пределами Прибалтики, но и открыла новую главу в еврейской истории региона, напоминая нам что история развивается и не всегда должна быть написана через призму насилия прошлого.
Пиком этой эволюции за последние тридцать лет стали демократические выборы президента-еврея Владимира Зеленского, который в 2019 году победил с подавляющим большинством в 73 процента голосов — что-то невероятное для любой другой страны Евразии — и чье еврейство никогда не использовалось его политическими оппонентами в Украине, а лишь совсем недавно Путиным и его марионеточным правительством в Беларуси. Зеленский не только принял закон против антисемитизма, который был одобрен украинским парламентом осенью 2021 года, но и посвятил поддержку правительства Украины финансированию мемориального комплекса в Бабьем Яру, месте крупнейшей бойни в истории Украины. Холокост. В советское время это место было заброшено и подвергалось жестокому обращению на протяжении десятилетий, а недавно оно было повреждено русскими в результате их неизбирательных обстрелов. Хотя сегодня в Украине существует антисемитизм, учитывая все обстоятельства, жизнь евреев в американских городах может быть более опасной, чем в украинских.
Я несколько раз посещал Украину в течение двадцати лет, чтобы проводить архивные исследования и преподавать, и я оценил эти изменения, участвуя в замечательных научных сообществах студентов в Киеве и Львове. Сегодняшняя поддержка Украины никоим образом не означает игнорирования или забвения темных страниц антиеврейского насилия в регионе. Это скорее напоминание о том, что мы можем начать перелистывать те страницы, писать новые в книгу евреев Украины.
Евреи со всех сторонРоссийское вторжение в Украину связано не с евреями. В конце концов, сегодня в Украине проживает всего около 40 000 человек, которые идентифицируют себя как евреи, и еще около 150 000 человек считаются евреями в соответствии с галахическим законом или израильским законом о возвращении. Несмотря на богатое еврейское наследие региона — на территории Украины когда-то проживало около трех миллионов евреев, что составляло около 12 процентов всего населения, — сегодня евреи составляют незначительное меньшинство. Около 1,5 миллиона евреев были убиты там во время Холокоста, и еще миллионы бежали до, во время и после Второй мировой войны.
Тем не менее, как широко сообщалось в последние недели, Украина сегодня является единственной страной за пределами Израиля с президентом-евреем и в течение нескольких месяцев в 2019 году единственной страной за пределами Израиля, в которой когда-либо были и президент-еврей, и еврейский премьер-министр. По мере усиления российской военной агрессии в Украине президент Украины Владимир Зеленский все чаще упоминал о своем еврейском происхождении, начиная с того, что российская ракета попала в телебашню возле Бабьего Яра.
В то же время президент России Владимир Путин неоднократно и лицемерно оправдывал свою агрессию денацизацией Украины, косвенно ссылаясь на страдания евреев в Украине во время Холокоста. Не секрет, что многие из олигархов, связанных с Путиным, имеют еврейское происхождение, а некоторые, такие как президент группы «Ренова» Виктор Вексельберг и соучредитель «Альфа-групп» Михаил Фридман, родились в Украине. Израильский мемориальный музей Холокоста «Яд ва-Шем» даже обратился к Соединенным Штатам с просьбой исключить российского миллиардера Романа Абрамовича из санкционного списка из-за его благотворительной помощи музею.
Как бы для того, чтобы подчеркнуть эту мысль, премьер-министр Израиля Нафтали Беннет совершил драматическую поездку в Москву, где в течение трех часов встречался с Путиным, чтобы обсудить прекращение войны. Он также был в тесном и регулярном контакте с Зеленским, пытаясь выступить посредником в прекращении войны.
Короче говоря, евреи есть со всех сторон этого конфликта.
В моей недавней книге Среди цивилизованной Европы: погромы 1918–1921 гг. и начало Холокоста, я утверждал, что присутствие евреев со всех сторон конфликта, охватившего Украину в революционную эпоху после Первая мировая война означала, что на чьей бы стороне вы ни были, всегда виноват был еврей.
В результате около ста тысяч евреев были убиты в более чем одной тысяче погромов, которые произошли примерно в пятистах различных местах.
Эти погромы произошли в период политических перемен. В феврале 1917 г. был свергнут русский царь, правивший большей частью Украины, и в Санкт-Петербурге было создано новое временное правительство. Его лидер, Александр Керенский, был русским юристом, которого многие ошибочно высмеивали как еврея. В Украине был создан новый парламент под руководством украинского историка Михаила Грушевского и украинского писателя Владимира Винниченко. Еврейская жена Винниченко, вероятно, была источником вдохновения для его рассказов о трудностях еврейской жизни в России, а также его приверженности многонациональному характеру региона. Правительство, которое они создали в Украине, могло похвастаться секретариатом по национальным делам с заместителем секретариата по делам евреев, а со временем даже министерством по делам евреев.
И правительству Керенского, и Грушевского-Винниченко угрожали большевики, стремившиеся разжечь пролетарскую революцию на Украине и установить общеевропейскую советскую республику. Их лидером был Владимир Ленин, но лицом революции на Украине и во всей Европе был Лев Троцкий. Родившийся Лев Бронштейн в еврейской семье в украинском селе Яновка, Троцкий служил наркомом иностранных дел, а также главой Советской Красной Армии. Эти две позиции делали его если не более могущественным, чем Ленин, то, по крайней мере, более заметным. Вместе с Григорием Зиновьевым, Адольфом Иоффе, Карлом Радеком и зятем Троцкого Львом Каменевым Троцкий представлял революцию в западном мире. «Их лидеры — почти все евреи с совершенно фантастическими идеями», — писал Оттокар Чернин, австрийский дворянин, одним из первых вступивший в переговоры с большевиками. «Я не завидую стране, которой они правят».
Своими требованиями национализации и нападками на частную промышленность большевики также представляли угрозу для многих евреев, которые работали торговцами, ремесленниками и мелкими предпринимателями, для тех, кто управлял мельницами и кожевенными фабриками и владел магазины галантереи и столовые, которые служили экономической жизненной силой почти каждого маленького города в Украине. Когда большевики атаковали буржуазию и капиталистов, многие евреи вздрогнули. Многие из этих людей поверили, по крайней мере, первоначально, Белой армии России, которая обещала восстановление прав собственности и возврат к закону и порядку. До того, как белые начали резню евреев по обвинению в большевизме, евреи, как правило, приветствовали их прибытие в город, приветствуя их хлебом и солью и держа в руках свитки Торы.
Короче говоря, поскольку евреи были видны со всех сторон конфликта, они стали для всех символом врага. Присутствие евреев сегодня на всех сторонах нынешнего конфликта является свидетельством того, с какой легкостью евреи после десятилетий репрессий в Советском Союзе смогли добиться успеха в современных государствах России и Украины. Но когда ракеты падают на Бабий Яр, а синагоги превращаются в бомбоубежища, стоит вспомнить, как жили евреи, когда войны разоряли регион в прошлом.
« Слава Украине » (Слава Украине): Историк размышляет Наблюдая за войной в прямом эфире, как и в 2022 году, на леденящих кровь фотографиях и видео можно увидеть знакомые места украинских солдат на блокпостах в центре Киева или добровольцев, строящих противотанковые баррикады. Удивительно, как просто взгляд на конкретное здание или площадь может вызвать возвращение воспоминаний о прошлых визитах в Украину спустя столько лет. Крещатик, широкий бульвар в центре города, окруженный неоклассическими сталинскими многоквартирными домами, когда-то населенный женщинами средних лет, прогуливающимися рука об руку, стайками подростков, сжимающих бутылки пива «Оболонь», и уличными музыкантами, играющими украинские народные песни в такт гитары. Майдан Независимости, массивная центральная площадь, загроможденная историческими памятниками в основном мифическим личностям, связанным с историей Киева. Бессарабский рынок, пещерный зал, битком набитый торговцами, стоящими на страже горы свежих фруктов, и пожилыми женщинами, торгующими домашними товарами:
* * *
Много упоминаний о Второй мировой войне. Друг комментирует: «Боже мой, поток беженцев напоминает мне 1939 год, за исключением современной одежды и цвета». Плакаты на демонстрациях в США и Европе изображают Путина с гитлеровскими усами: «PUTLER KAPUT». И, конечно, сам Владимир Владимирович использует «деназификацию» как одно из гротескных оправданий своего вторжения. 3 марта я проснулся от сообщения в Telegram-канале Зеленского на иврите. Иврит? Мои глаза меня обманывают? Нет, это конкретное сообщение, передающее реакцию Зеленского на попадание российской ракеты в телебашню рядом с мемориалом Бабий Яр 2 марта, было адресовано евреям. «Мир регулярно заявляет: «Никогда больше!»… Почему такое место стало мишенью для ракетных обстрелов? Вы убиваете жертв Холокоста во второй раз…. [Русские] приказали уничтожить нашу историю, нашу родину. Чтобы уничтожить нас всех». Он обратился ко всем евреям мира: «Разве вы не видите, что здесь происходит? Поэтому важно, чтобы миллионы евреев во всем мире не молчали, увидев эти изображения. Потому что нацизм родился молча. Кричите против убийства мирных жителей! Плачь крик об убийстве украинцев!»
Заявление казалось циничным. Как оказалось, Бабий Яр не пострадал, и удар почти наверняка был направлен по телебашне, а не по мемориалу. Русские не стремились «убить жертв Холокоста во второй раз», что бы это ни значило. Нет никаких сомнений в том, что российские военные, которые в этой войне нацеливаются на гражданскую инфраструктуру, как это было в Сирии и Чечне, убивают мирных жителей. Но военные преступления и зверства — это не то же самое, что геноцид. И Зеленский, возможно, обесценивает свою собственную риторическую валюту в этой конкретной информационной войне, нивелируя обвинение в геноциде. Обвинения Путина в геноциде против украинского правительства были широко развенчаны в западных странах и в интеллектуальных кругах (и, возможно, даже в большей степени) в России.
Его оруэлловские заявления об Украине — зеркальное отражение реальности. Зеленский явно выигрывает пропагандистскую войну, но он должен быть осторожен, чтобы сохранить веру мира в него как в надежного рассказчика событий на местах в Украине.6 марта Зеленский дал еще одну четкую ссылку на Вторую мировую войну и военные преступления нацистов, когда заявил, что провозглашает шесть украинских населенных пунктов «городами-героями», «как это было сделано однажды, когда мы выдержали очередную атаку, очень похожую атака; еще одно вторжение, но вторжение не менее жестокое». В том же Telegram-сообщении он заявил, что награждает орденом Богдана Хмельницкого, одной из высших воинских наград Украины, глав областных администраций и мэров, которые «отличились в защите своих сообществ». Историческая ирония была толстой. Кто мог представить, что однажды еврейский президент Украины возглавит свою страну в военное время и удостоит чести имени человека, которого некоторые считают одним из величайших злодеев в еврейской истории? Хмельницкий, безусловно, национальный герой Украины, изображение которого видишь каждый раз, когда расплачиваешься пятигривенной купюрой.
Еврейский мир принял это к сведению. Хотя исследователи восточноевропейской еврейской истории знают, что популярный образ украинско-еврейских отношений как «двух уединений» (название одной из первых академических работ на эту тему) является чрезмерно упрощенным — две группы имели множество точек соприкосновения на столетий оккупации одной и той же территории — среди евреев осталось широко распространенным впечатление об этнических украинцах как о пропитанных антисемитизмом. Как один из таких ученых, я полагаю, что должен использовать эту возможность, чтобы беспристрастно прокомментировать это последнее пересечение украинской и еврейской исторических траекторий. Но я не могу оставаться в стороне: сцена, разворачивающаяся перед нашими глазами, слишком трогательна, слишком полна исторического пафоса. Друзья в Facebook, которые мало что знают о современной еврейской жизни в Украине, изо всех сил пытаются примирить свой образ Украины как земли, пропитанной еврейской кровью, с вдохновляющими видео Зеленского и фотографиями бородатых мужчин-евреев, одетых в военную форму, которые отправляются воевать с русскими.