Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Колосок».
Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
Воспитатель: Рябкова И. В.
п. Тоншаево
Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.
Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
– Сорока-белобока
– Кашку варила,
– Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
– Этому дала,
– Этому дала,
– Этому дала,
– Этому дала,
– Этому дала.
или, как вариант :
– Этому не дала:
– Ты воды не носил,
– Дров не рубил,
– Каши не варил –
– Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.
Замок.
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
– На двери висит замок.
– Кто его открыть бы мог?
– Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
– Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
– Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
– И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
– С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
– И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
– Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
– Я попробую немножко.
– Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
– Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
– Рыбки плавали, ныряли
– В чистой тепленькой воде.
– То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
– Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
– То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
– “Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил.
– С этим братцем щи варил.
– С этим братцем песни пел.
– С этим – в дудочку дудел.
Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
– Этот пальчик – дедушка,
– этот пальчик – бабушка,
– этот пальчик – матушка,
– этот пальчик – батюшка,
– Ну а этот пальчик – я.
– Вот и вся моя семья.
Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
– Этот пальчик хочет спать.
– Этот пальчик — прыг в кровать!
– Этот пальчик прикорнул.
– Этот пальчик уж заснул.
– Встали пальчики. Ура!
– В детский сад идти пора.
Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
– Скачет, скачет зайка,
– Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)
Осьминог.
– Восемь пальчиков для ног –
– Получился осьминог.
– Сколько ног у осьминога?
– Много – Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
Улитка.
– На одной скользящей ножке
– Домик, голова и рожки.
– Дай-ка пальчики сюда!
– То не пальчики – рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.
Кошка.
– Как у нашей кошки
– Беленькие ножки,
– Мяконькие лапки,
– Ноготки – царапки.
Ступаем “ножками” – пальчиками мягко, по-кошачьи.
– Поцарапаем немножко
– Не ребята мы, а кошки
Мышка.
– Как у нашей мышки
– Ножки-коротышки.
– Ножки мышкины спешат
– К сырной корке – и назад.
Изображаем пальчиками мышкины ножки.
Солнышко.
– Ножки вверх! Ножки вниз!
– Солнце, солнышко, качнись!
– Солнце с тучкою качнулось
– И Трезорке улыбнулось.
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.
Солнышко:
– Утро красное пришло,
– Солнце ясное взошло.
– Стали лучики светить
– Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
– Прилетели тучки
– Спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок
Жук
– Шесть мелькает ножек-рук –
– Это убегает жук.
– Ты куда? – но нет ответа.
– Жук в траве укрылся где-то.
Изображаем пальчиками лапки жука.
Черепашка.
– “Сколько пыли, сколько сора –
– До дверей дойду не скоро”, –
– И вздыхает тяжко
– Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.
Мишка.
– Мишка топает ногой,
– Мишка топает другой,
– Ух, как веселится
– В доме половица!
Топаем “ножками” – пальчиками.
– А пока танцует Мишка,
– Мы похлопаем в ладоши.
– Вместе с лисонькой-плутишкой
– Будем зрителями тоже.
Хлопаем в ладоши.
Журавли.
– “До свиданья, до свиданья,
– Возвращайтесь поскорей!” –
– Провожаем, провожаем
– В путь-дорогу журавлей.
Машем ручкой вслед птицам.
– Крылышками машем:
– “До свиданья, Маша!
– Полетели мы на юг,
– Вспоминай нас, добрый друг!”
Ладошками изображаются крылья птиц.
Козел.
– “Вот какой козел рогатый!” –
– Рожки делают ребята.
– “Вот какие рожки
– У козла Тимошки!”
– Встрече Тимофей не рад –
– Грозно смотрит на ребят.
– “Уходите, вас не знаю:
– Забодаю, забодаю!”
Пальчиками изображаются козлиные рожки.
Рак.
– Как хватает рыбу рак?
– Да клешней своей – вот так!
– Манит он своей клешнею:
– “Пощипаемся с тобою!”
Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.
Слоник.
– “Слоник, апельсин подай!” –
– “Угощайся попугай!”
– Слоник очень-очень рад,
– Что сильнее всех носат.
Пальчиком изображается хобот.
Слоник.
– «В зоопарке стоит слон.
– Уши, хобот, серый он.
– Головой своей кивает,
– Будто в гости приглашает»
Козочка.
– Шел старик дорогою
идти пальчиками по стол
– Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
– Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
– Ножками подрыгаем.
– А коза бодается,
снова показать рога
– А старик ругается.
погрозить пальчиком.
Киска.
– Киска ниточки мотала
вращять руками, как бы наматывая нить на клубок
– И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
– Сколько стоит?
– Три рубля.Покупайте у меня!
показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
Лошадка.
– Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
– Другой рукой я тоже рву.
– Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
– Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх.
Ой, ладушки.
– Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
– На окно поставим, остывать заставим.
– А остынут – поедим и воробушкам дадим.
Помощник
– Топором дрова колю
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
– А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад
– Отнесу их бабушке,
показать ладоши
– Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга.
Дом
– Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
– Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
– Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
– Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями
Тесто
– Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
– Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
– Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
– А верхушку сладким кремом
– И кокосовую крошкой
– Мы присыплем торт немножко
сыплем “крошку” пальчиками обеих рук
– А потом заварим чай
– В гости друг-друга приглашай.
Капуста
– Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
– Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
– Мы капусту солим солим
пальчики щепоткой-солим
– Мы капусту мнем мнем
ручками “мнем” капусту
Отдыхаем
– Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
– Наши пальчики устали,
– Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
– Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование
Дружба
– Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в “замок”
– Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
– Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
– Начинай считать опять.
– Раз, два, три, четыре, пять.
– Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями
Отдохнем
– Наши пальчики просулись,
– Потянулись, потянулись…
– И встряхунлись…
выполняем все эти движения
– По ладошке побежали
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
– Побежали, побежали,
– Поскакали, поскакали
изобразите эти движения
– И устали. Сели отдыхать
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени
Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
– В прятки пальчики играли
– И головки убирали,
– Вот так,вот так,
– И головки убирали
Дождик
– Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
– Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
– Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
– Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг
Строим стенку.
– Строим стенку,
– Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
– Добрались уже до крыши!
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
– Чья крыша выше?
– Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
– Прорубили мы окошко,
– И дверку для кошки,
– И дырочку для мышки:
– Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
Квасим капусту
– Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
– Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
– Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
– Если я – капуста?
– Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
– Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».
– Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
– А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
– Все перемешаем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
– В бочки набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .
– В погреб опускаем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
– Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
Улитка.
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
– Улитка-улитка,
– Отвори калитку,
– выходи из дома,
– Будем знакомы!
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
– Улитка-улитка,
– Высуни рога,
– Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
– Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
– Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
– Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
Гусеница.
– Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
– Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
– По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
– Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
– Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
– Ам!
– Ам!
– Ам!
– Ам!
– Поела
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
– Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
– Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
– Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
– Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
Круговорот воды в природе.
– Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
– Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
– Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
– И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
– А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
– К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
– Кап-кап
nsportal.ru
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
(Движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(Имитировать посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(Сжимать и разжимать пальцы).
Осень
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
( «Шагают» пальчики по столу).
Осень, осень к нам пришла…
Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.
(Трём ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.
Грибы
Мы сегодня рано встали,
(Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках)
За грибами в лес пошли.
(Сжать кулаки, делать шагающие движения указательным и средним пальцами)
Грузди, рыжики, волнушки
(Сложить пальцы обеих рук в щепоть)
В кузовочке принесли.
(Округлить ладони, соединить обе руки вместе, прикасаясь мизинцами)
Снова осень наступает.
(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)
И до следующей весны
(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)
В птичьих стаях улетают
(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)
Ласточки, скворцы, грачи,
Лебеди и журавли.
(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)
Осенняя одежда
Я одежду надеваю
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)
И ее вам называю:
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)
Майка, брюки, а еще
(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)
Свитер, шарфик и пальто.
(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)
Пальчики-братики
(движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик всё – всё съел,
От того и потолстел!
(сжимать, разжимать кулачки)
nsportal.ru
КАРТОТЕКА
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Вторая младшая группа
Сентябрь
“КАПУСТА”
Мы капусту рубим – рубим, Движения прямыми ладонями вверх, вниз
Мы капусту солим-солим, Пальцы сложить в щепотку. Посолить
Мы морковку трем –трем, Потереть кулак одной руки, о кулак другой руки
Мы капусту жмем-жмем, Сжимать и разжимать кулаки
А потом мы капусту в рот кладем. Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.
Ам!
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой ру кой.)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!! их к груди.)
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами.)
Кто куда!
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
«МОЯ СЕМЬЯ»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Физкультминутка:
«ЛИСТЬЯ»
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Движения руками вправо – влево.)
Будто опять закружится хотят
(Поднимаются, кружатся.)
Октябрь
Физкультминутка: «ЛИСТИКИ»
Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
«ГРИБ»
Меж еловых мягких лап (Поглаживают ладонями обеих рук колени.)
Дождик кап-кап-кап. (Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)
Где сучок давно засох —(Постукивают ребрам ладони по коленям.)
Серый мох, мох, мох. («Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.
Где листок к листку прилип, ) (Хлопают ладонями.)
Вырос гриб. (Сводят руки над головой
«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»
– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Ноябрь
Физкультминутка: «ДОЖДИК»
Капля раз,
(Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два,
(Прыжок.)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка.)
А потом, потом, потом
(8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли,
(Руки развели в стороны.)
От дождя себя укрыли.
(Руки полукругом над головой.)
«МЯЧ»
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Декабрь
«ПРОГУЛКА»
Раз,два,три,четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять(указательным и средними пальчиками “идем” по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками “комок”)
Птичек крошками кормили (“кормим птичек “)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели (“едим суп”),
спать легли (ладошки под щечку).
«СТРОИМ ДОМ»
Молотком стучу, стучу, (постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки)
Сто гвоздей заколочу. (то же самое, только поменять руки)
Буду строить дом, дом, (ставить поочередно кулачок на кулачок)
Будем жить в нем, в нем. (соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу)
Январь
Пальчиковая гимнастика
«СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре ,
(Загибают пальчики.)
Мы с тобой снежок слепили.
(«Лепят».)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг)
И совсем – совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. Два – поймаем.
Три – уроним
И… сломаем.
Февраль
«ШАРИК»
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут) Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел — (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой!
Март
«МЫШКА»
Мышка Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апрель
«СТРОИМ ДОМ»
Молотком стучу, стучу, (постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки)
Сто гвоздей заколочу. (то же самое, только поменять руки)
Буду строить дом, дом, (ставить поочередно кулачок на кулачок)
Будем жить в нем, в нем. (соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу)
Май
Пальчиковая гимнастика.
«ЖУК»
Я веселый Майский жук.
Сжать кулачок. Указательный
палец и мизинец развести в стороны
(«усы»).Шевелить «усами»
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…
(А.Береснев)
Июнь, июль, август
Пальчиковая гимнастика.
«ЦВЕТОК»
Утром рано он закрыт,
Кисти рук плотно сомкнуты.
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
красоту их вижу
Раскрываем ладошки
К вечеру цветок опять
закрывает венчик,
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик
Кисти рук возвращаются в исходное
положение.
Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон
«БОЖЬИ КОРОВКИ»
Божья коровка – (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)
nsportal.ru
«Осенние» пальчиковые игры в младшей группе.
Смирнова Наталья
«Осенние» пальчиковые игры в младшей группе.
Развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторике рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук подойдет гимнастика для пальчиков.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывают благоприятное влияние на развитие речи.
Осень, осень к нам пришла, (шагаем пальчиками по столу)
Дождь и ветер принесла. (стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят. (трем ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны. (кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.
Этот пальчик – в лес пошел,
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик – жарить стал,
Ну а этот – помогал.
Этот пальчик – только ел,
Потому и потолстел.
(На каждую строчку загибать пальчики сначала на одной руке, потом, с появлением опыта и развитием моторики – на двух)
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба я соберу,
Маме осенний букет подарю ( “шагать” по столу средним и указательным пальцем)
Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно уложить ладони на стол) Ветер бросил на тропинку.
Тихий, тихий, тихий дождик (стучим пальчиками по полу, изображая капли).
Дождик, дождик, кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный дождик (стучим ладошками по полу). Дождик, дождик, кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень (сильно стучим ладошками по полу)
Ливень, ливень, кап-кап-кап!
Листья желтые летят и под ножками шуршат (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья) Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ладонью об ладонь) Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ножками)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (указательные пальцы шаркают друг об друга)
Осень, осень , (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень , (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся , (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. ( поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет , (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее , (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы , (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. ( стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (делаем вид)
И ботинки обуваем (постучать ногами)
Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. ( кулак, ребро, ладонь)
nsportal.ru
ЗАЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки
– Вот, вот, вот! руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос? хлопки
– Вот, вот, вот! показать нос
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
– Вот, вот, вот! показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
– Вот, вот, вот! показать ушки
ВОРОНА
У вороны голова, руки на голове,
ва-ва-ва-ва 4 хлопка
Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»
Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,
оги-оги-оги-оги 4 хлопка
МАШИНКА
Заведу мою машину «мотор»
– Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать
Крепко-крепко руль держу «держать руль»
На педаль ногою жму. топать правой ногой
ПАРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..
КОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой руки – «полочка», покачиваются
Он плывет ко мне домой руки вперед, ладони сомкнуть углом
(нос)
Крепко я держу штурвал «держать штурвал»
Я ведь главный капитан 4 хлопка
САМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты, И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение
руками)
Мы не дети, мы пилоты. 4 хлопка
Руки – нос, и руки – крылья «нос», «крылья»
Полетела эскадрилья. встать, разбежаться, руки – крылья
КОШКИ — МЫШКИ
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку
Стишок для запоминания названий пальчиков.
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел. (загибает /разгибает/ большой пальчик)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Палец Средний – самый меткий,
Он снимает сливы с ветки. (загибает /разгибает/ средний пальчик)
Безымянный поедает, (загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
Строим дом
Молотком стучу, стучу, постукиваем кулачком одной руки по
расправленной ладошке другой руки
Сто гвоздей заколочу. то же самое, только поменять руки
Буду строить дом, дом, ставить поочередно кулачок на кулачок
Будем жить в нем, в нем. соединить кончики всех пальцев обеих рук,
изображая крышу
Моя семья
Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)
Счет
Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики
из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Ладошки
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Тесто
Тесто мы месили ( Сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили ( Ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог! ( разводим руки)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим ( Ладошки движутся параллельно
друг другу)
Мы морковку трем, трем ( Кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим ( «солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем ( Пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладем и пробуем
***
Стенка, стенка (потрогать щечки)
Потолок (потрогать лобик)
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок! (нажать на носик)
***
Указываем пальцем на части лица малыша и приговариваем:
Лес (волосы)
Поляна (лоб)
Горбик (нос)
Яма (рот)
Пальчики-мальчики
Этот пальчик – в лес пошел
Этот пальчик – гриб нашел
Этот пальчик – леденец
Этот пальчик – огурец
Этот пальчик – много ест, оттого и молодец.
Цветы
Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).
– Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в
стороны не отрывая друг от друга основания ладони)
– Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как
будто на ветру)
– Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в
другую сторону)
– Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики
друг к другу)
– Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и
наклонить голову)
Комар.
“Летит муха вокруг уха, жжж” – водим пальцем вокруг уха.
“Летят осы вокруг носа, сссс” – водим пальцем вокруг носа.
“Летит комар, на лоб – оп” – пальцем дотрагиваемся до лба.
“А мы его – хлоп” – ладошкой до лба.
“И к уху, зззз” – зажимаем кулачок, подносим его к уху.
“Отпустим комара? отпустим!” – подносим кулачок ко рту и дуем на
него, разжимая ладошку
***
У девочек и мальчиков
на руке- 5 пальчиков
палец большой – парень с душой
палец указательный – господин влиятельный
палец средний – тоже не последний
палец безымянный – с колечком ходит чванный
а это – мизинец, принес нам гостинец
ГНОМИКИ – ПРАЧКИ
Жили – были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. ( Загибают пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (Разгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Стали гномики стирать (Трут кулачки друг о друга. )
Таки – рубашки, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
***
Тихий-тихий-тихий дождик, (тихонько стучим по столу/ полу/стулу
указательными пальцами)
Сильней, сильней,
Сильнее дождик, (стучим всеми пальцами)
Дождик-дождик, кап-кап-кап!
Дождик-дождик, кап-кап-кап!
Сильный-сильный-сильный ливень! (громко стучим ладошками)
Гром! Гром! Гром! ( хлопаем в ладоши)
В небе молния блестит! (поднимаем прямые руки вверх)
nsportal.ru
Подвижные игры для детей старшей группы
Совушка
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
Выбирают водящего – “совушку”, остальные дети изображают птичек.
Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.
“Совушка” сидит в дупле (обозначенное на площадке место).
Когда вожатый произнесет слово “Ночь”, совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу “Ночь” должны остановится на месте и не двигаться.
Кто пошевелится, того “совушка” уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.
Когда вожатый скажет “День”, “совушка” прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать.
Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
Чье звено скорее соберется
Цель: учить бегать на скорость.
У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).
Волк и козлята
Цель: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил.
Участники берутся за руки и образуют цепочку – они козлята. Впереди – коза. За ними охотится волк, но он может поймать только последнего козленка. Коза пытается помешать ему, закрывает детеныша, а остальные козлята двигаются за ней, не расцепляя рук.
Волк схватил козленка? Отводит к себе в логово.
Игра заканчивается, когда волк переловит всех козлят.
Иголка, нитка, узелок
Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.
Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.
Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?
Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него, а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.
Добеги и прыгни
Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
На противоположных сторонах площадки проводят линии на расстоянии 10 м друг от друга — это дома. Играющие делятся на 2—3 группы и встают у одной линии. Дети, назначенные водящими, переходят на противоположную сторону и встают у черты, каждый напротив своей группы.
Игру начинают первые номера. По сигналу они бегут к противоположной линии, добегают до водящих, ударяют их по протянутой ладони и быстро возвращаются. Водящие стараются догнать убегающих и осалить.
Если игрок осален, то он идет на сторону водящего и встает впереди него. Игроки, которым удалось уйти неосаленными, встают в конец своего ряда. Игра кончается, когда пробегут последние игроки групп. Побеждает группа, в которой меньше осаленных участников игры.
Указания к проведению
Если площадь игровой площадки позволяет, то расстояние между домами можно увеличить до 30 м. Количество игроков не ограничивается. Если в игре принимает участие более 25 человек, нужно разделить их на 4 группы.
У оленя дом большой
Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом.
Ведущий на сцене произносит следующие слова, сопровождая их движениями: У оленя дом большой, Он глядит в свое окно. Заяц по лесу бежал, В дверь к нему стучал. Тук – тук –тук, – олень, открой. Там в лесу охотник злой. Заяц, заяц, забегай, лапу подавай
Ведущий разучивает слова с детьми и поясняет, что каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постоянно нарастает.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит.
В дверь ему стучит:
«Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Быстро двери открывай,
Лапу мне давай
Вед. обращается к ребятам: Для того чтобы нам сыграть в одну интересную игру, необходимо выучить слова и движения. Повторяйте за мной. Вед. напевает следующие слова: — У оленя дом большой (поднимает скрещенные руки над головой, изображая рога оленя). — Он глядит в свое окошко (имитирует окошечко). — Заяц по полю бежит (изображает бег на месте). — В дверь к нему стучит (стучит в воображаемую дверь). — Тук, тук, дверь открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку воображаемой двери). Там в лесу охотник злой (показывает большим пальцем назад, затем имитирует ружье). — Заяц, заяц забегай (машут руками над головой, изображая уши зайца, затем делают приглашающий жест). — Лапу мне давай (сцепляют руки в замок). Когда ребята запоминают слова, они произносят их и делают движения в более быстром темпе.
Пойди бесшумно
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Нескольким игрокам завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует «ворота». Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего.
Побеждают те игроки, которые сумеют благополучно пройти через ворота.
Кто дольше простоит на одной ноге
Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.
Встать, руки на поясе, согнуть правую ногу, стопу разместить на голени левой. Глаза закрыты. Выигрывает тот, кто дольше всех смог удержать устойчивое положение.
Жмурки
Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.
Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.
Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.
Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «огонь!»
С кочки на кочку
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Очень важно научить ребёнка управлять своим телом и упражнять его в основных видах движений.
Гуляя во дворе или в парке, очертите прутиком на площадке большой круг -это болото. На болоте много кочек- кружков (диаметр ЗО-35см), расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются лягушата. Мама предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах), не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.
Мышеловка
Цель: развивать быстроту и выносливость.
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:
– Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!
Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь – победительница.
Лошадки
Цель: развивать быстроту и выносливость.
Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д.
На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» — кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
Правила
1. Лошадки должны точно выполнять все команды.
2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.
Указания к проведению
Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.
Кот и мыши
Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, активизировать двигательную активность.
Задачи: развитие общей моторики; зрительного внимания; оптико-пространственных представлений; координации речи, движения и музыки; мелодического слуха; певческого и речевого дыхания; просодических компонентов речи; тормозных установок; терпения и быстроты реакции; переключаемости; развитие творческих способностей.
Материал: шапочка кота или костюм кота, можно использовать шапочки мышей.
Ход игры: Дети, с помощью педагога или самостоятельно, считалкой выбирают кота, остальные дети становятся мышами. Кот «живет» в своем домике (стульчик, мыши «живут» в своих домиках (стульчики). Домики находятся напротив друг друга, на расстоянии 5 — 6 метров.
Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:
Я — красивый рыжий кот
У меня — пушистый хвост
Мышек очень я люблю,
Их ловлю, ловлю, ловлю.
Затем кот садится на стульчик (в домик, «засыпает».
«Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:
Спи, усни, спи, усни.
Кот пушистый, спи — усни.
/можно спеть на любую знакомую спокойную (колыбельную) мелодию или придумать вместе с детьми новую/
Затем, «мышки» встают и со словами «Тише, мыши, кот услышит» двигаются к домику кота.
Дети двигаются в ритме музыки.
Неожиданно звучит громкий аккорд (или удар в бубен, «кот» просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в свои домики.
Котом становится пойманный ребенок или выбирается как в начале игры.
Пение можно заменить на проговаривание.
Найди где спрятано
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Дети сидят с одной стороны площадки. Воспитатель показывает детям игрушку или флажок, который он будет прятать. Воспитатель предлагает детям встать, отвернуться к стене. Сам воспитатель отходит от детей на несколько шагов и прячет флажок, после чего говорит: «Ищите!» Дети начинают искать. Кто первый найдет флажок, тот имеет право прятать его при повторении игры. Игра заканчивается, когда 3-5 ребят найдут флажок.
Волк во рву
Цель: учить прыжкам.
Посреди площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 1 метр одна от другой. Это “ров”, один – два “волка” становятся во рву. Все остальные – “козы”, размещаются на одной стороне площадки – “пастбище”. По сигналу “козы” бегут на “пастбище” и перепрыгивают через ров. “Волки”, не выходя из рва, пытаются осалить как можно больше коз. Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают. Затем по сигналу козы опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву.
После 2-4 перебежек выбираются новые волки. Выигрывают козы, непойманные ни разу, и волки, поймавшие больше коз.
Мы-шоферы
Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя, развивать внимание.
С одной стороны площадки два “гаража” (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 – 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для “автомобилей”; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом – машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети – “шоферы”, поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети – шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: “В гараж” машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети – шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.
Найди грибок
Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя, развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
В грибную пору кто-нибудь из взрослых заранее идет в лес, туда, куда дети собираются идти гулять, и вокруг этого места делает через каждые 5-10 шагов самодельные условные знаки: стрелка – идти прямо; стрелка с поворотом – идти вправо или влево; две стрелки скрестно – дальше прохода нет; изображение на табличке грибка – будьте внимательны, грибок растет совсем близко. Недалеко от последнего знака детям готовится сюрприз – в траве или под листом папоротника оставляется корзинка с грибами.
Дети, выучив заранее условные знаки, приходят в лес и по предложению взрослого отправляются на поиски грибов. Сколько радости доставляет им неожиданная находка!
Горелки
Цель: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.
Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.
Другой из этой пары становится водящим.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
Коршун и наседка
Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.
В игре участвуют несколько детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой – наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди – за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок – гнездо коршуна. По сигналу взрослого «Коршун!» ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.
Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 – 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.
Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.
Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.
Ловишки с приседаниями
Цель: учить соблюдать правила игры.
В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть.
Догони свою пару
Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя, четко ориентироваться при нахождении своей пары.
Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: «Раз два, три – беги!» – стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает убегающего, они выполняют задание еще раз, а если поймает, дети меняются ролями.
Перебежки-догонялки
Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между ними 10—20 м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.
Дружные пары
Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.
Игра проводится зимой с использованием санок. Команды строятся парами в колонны. У первой пары санки. По команде «Внимание!» пары готовятся к старту: один садится в санки, другой берет веревку и, натянув ее, ждет команды «Марш!». По этой команде первые игроки везут своих на санках партнеров до стойки (флажка), расположенной на расстоянии 10-15 м от старта.
У стойки партнеры быстро меняются местами и возвращаются к линии старта. Там они передают санки второй паре, которая выполняет такое же задание и т. д. Команда, закончившая эстафету первой, становится победителем. Учитель должен проследить за тем, чтобы пары в командах составлялись с учетом физической подготовленности, роста и веса игроков.
Затейники
Цель: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко, упражнять в беге.
Современный вариант предыдущей игры. По считалке выбирают затейника. Взявшись за руки, все другие участники, движутся по кругу и пропевают:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, скажем дружно
Потом делаем… вот так.
После слов “Стой на месте” ребята останавливаются, разнимают руки и ждут движения затейника. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все повторяют его.
После двух-трех повторений игры затейник назначает себе замену. Каждый последующий затейник придумывает для показа что-нибудь новенькое.
Мы – веселые ребята
Цель: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко, упражнять в беге
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!
После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.
После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
Встречные перебежки
Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.
Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренги (расстояние между детьми в шеренгах не менее шага). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета — синие, желтые. По сигналу взрослого: «Синие!» — дети с синими лентами бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.
Снежная карусель
Цель: упражнять в ориентировки на местности.
Описание игры: Взявшись за руки дети образуют круг, они снежинки. По сигналу педагога» Снежинки полетели!» дети ускоряют шаг, затем бегут в умеренном темпе. Пробежав в одну сторону по сигналу дети останавливаются и бегут в другую сторону. По сигналу «Ветер стих!» , снежинки замедляют бег, затем останавливаются.
Правила игры: Круг должен быть ровный, все дети должны бежать в одном темпе. Круг нельзя разрывать.
Медведи и пчелы
Цель: учить перелазанию «перевалом» через препятствия.
Дети распределяются на две равные группы, одна медведи, остальные –пчёлы. На расстоянии 3м от дома пчёл очерчивается лес, там где находятся медведи.
На противоположной стороне на расстоянии 8-10м –луг. Пчёлы располагаются на своем доме- на возвышение (стенка, скамейка, невысокое бревно). По сигналу педагога они летят на луг медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу педагога «Медведи! » пчелы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей и игра возобновляется. При повторении игры дети меняется ролями.
Самолеты
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.
Игра проводится как спортивное занятие из серии упражнений, с одним ребенком или с группой детей, с организующим участием взрослого.
Взрослый – диспетчер, он дает команды и руководит полетом летной эскадрильи. Дети – самолеты, они выполняют по команде диспетчера упражнения – фигур пилотажа.
Упр. 1. Отправляемся в полет. Бег по площадке, руки в стороны.
Упр. 2. Помахать крыльями – наклониться направо, налево.
Упр. 3. Снижаемся. Ходьба в полуприседе – руки в стороны. Набираем скорость – встали и побежали.
Упр. 4. Маневрирование. Поворот направо, налево – повороты туловища.
Кому флажок
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч, воспитывать ловкость, целеустремленность.
Описание игры:
Дети получают флажки двух цветов: одни – синего, другие – красного.
Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой – красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками – напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги» и протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле руки с флажком соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими.
Игра проводится 4—5 раз.
Правила игры:
1. Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять».
2. Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги! »
Указания к проведению игры:
Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него.
Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому сигналу играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги! » дети бегут к воспитателю и становятся против флажка своего цвета.
Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле воспитателя.
Эстафета с обручами
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч,воспитывать ловкость, целеустремленность.
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 – 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
Сделай фигуру
Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга
По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу (площадке). На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2—3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).
УДОЧКА.
Описание: Дети стоят по кругу. Воспитатель в центре круга. В руках у воспитателя шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над землёй под ногами у детей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Правила: На верёвку не наступать. Пособия: шнур и мешочек с песком.
Собака и воробьи
Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.
Скок поскок
Скок поскок
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
(имитируешь движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала
Воробушек распугала.
Мороз-красный нос
Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку.
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий — Мороз-Красный нос. Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Перенеси предметы
Цель: учить по сигналу переносить предметы по одному, развивать точность, быстроту, ловкость.
На земле чертят 2–4 круга (диаметром 50 см) на расстоянии 8–10 м. В один круг ставят несколько разных предметов (кегли, кубики, игрушки), другой остается свободным. Ребенок встает у свободного круга и по сигналу взрослого начинает переносить сюда предметы по одному из другого круга. Могут играть одновременно две команды.
Если играют несколько детей, то воспитатель следит, кто быстрее перенесет предметы и аккуратно поставит в свободный круг. Если играют группами, то количество детей в каждой группе должно быть одинаковым, а число предметов в кругах должно соответствовать количеству детей. По сигналу воспитателя начинают бег дети, стоящие первыми в своих группах. Вторые могут бежать только тогда, когда первые прибегут, поставят предмет в свободный круг и коснутся следующего игрока рукой. В данном случае выигрывает команда, которая быстрее перенесет предметы и не нарушит правил.
Морская фигура
Цель: развивать внимание, логическое мышление
Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит вот такую считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри
Пока он говорит, все игроки хаотично двигаются. Как только перестает говорить все игроки замирают, изображая “морские” фигуры.
Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего – отгадать, что это за фигура. Если игрок изображает непохоже, он становится водой на следующий этап.
Есть еще усложнение к правилам: если какой-нибудь игрок шевелился или смеялся во время “выступения” другого, то он становился водой.
Загадываются также:
– звериная фигура
– птичья фигура
– клоун-фигура
– рабочая фигура
– безумная фигура
и так далее, на что фантазии хватит.
Кто смелее
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз- два- три- четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом- бом- бом- бом!
Убежали мышки вон!
(кот догоняет мышей-детей)
nsportal.ru
№1 «Встань на место» Дидактические задачи: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. Ход игры: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» и т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит. | №2 «Где фигура?» Дидактические задачи: учить правильно называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к магнитной доске, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось. | № 3 «Расскажи про свой узор» Дидактические задачи: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг – от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева – по одной волнистой линии с листочками и т. д. №5 «Робот» Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания. Ход игры: Число участников – не меньше 6-8 человек. Робот двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: “Задание понял, выполняю”. Когда выполнил, должен не забыть сказать: “Задание выполнил”. Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: “Уточните задание, я задание не понял”. Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5), темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет: игрушку, книги и т.д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет. Входит Робот, встает у двери. Ребенок: «Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед». Робот: «Задание понял, выполняю (улыбается, делает 3 шага вперед). Задание выполнил». Ребенок: «Уважаемый Робот, пожалуйста, прыгни на одной ножке». Робот: «Задание не понял, задание не понял…» Педагог: «Уточните Ваше задание. Робот может “перегореть”». Ребенок: «Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед». Робот: «Задание понял, выполняю». | №4 «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет» Дидактические задачи: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги. Ход игры: Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям – назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей. Далее Роботу могут быть даны разнообразные задания, которые придумают дети. Например: – Сделай столько шагов вперед, сколько раз я хлопну. – Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку. – Закрой глаза, сделай 2 шага вперед Все дети по очереди дают задание Роботу. Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет. |
nsportal.ru