Для воспитания и правильного развития ребенка необходимо полноценное образование. Многие думают, что детский мозг еще не сформирован для изучения чисел. Но это не так. Математика уже на начальном этапе формирует у детей чувство числа. Это означает, что образование нужно строить обширнее и включать в себя упражнения на сложение и счет.
Выделяют 4 причины, по которым необходимо изучать математику дополнительно:
Обратите внимание! Исследования головного мозга выявили, что мозг развивается тем быстрее, чем сложнее задачи, стоящие перед ним.
Приучение к дисциплине
Дети должны изучать математику осознанно. Учителю следует думать и мыслить, как это делает ребенок. Дети не могут разделять мир, как будто он состоит из различных сфер. Они соединяют все воедино.
Обучение у детей происходит в процессе игры. Следует помнить, что занятия — это дополнительная нагрузка на организм. Начинать нужно последовательно, с двух занятий в неделю. Далее ориентироваться нужно на реакцию ученика.
Если ребенок не ходит в детский сад, то занятия ему особенно необходимы. Взрослые должны наблюдать за тем, чем интересуется ребенок, и вовремя поддерживать его интерес. По своей сути дети интересуются всем. Задача родителей — вовремя направить их в нужном направлении.
Четкое распределение свободного времени способствует приучению к дисциплине, создает плотный распорядок дня. В этом случае пропадает желание смотреть телевизор, играть в онлайн-игры.
Обратите внимание! Если родители проявляют интерес и внимание к занятиям детей, эти занятия оправдаются в будущем.
Общеобразовательные цели:
Воспитательные цели:
Практические цели:
Цели изучения математики закреплены в государственных стандартах (ФГОС). При обучении реализация целей может происходить как в комплексе, так и отдельно. Реализация поставленных целей зависит от квалификации учителя, от его способности донести информацию.
Пример изучения арифметических действий
Ребенок — это исследователь, который познает для себя окружающее пространство. Основные цели воспитателей и учителей — это найти подход и направление на изучение отдельных предметов.
При правильно поставленном педагогическом процессе ребята уже в младшем возрасте без усилий могут усвоить необходимый для изучения материал, развивать мышление.
Важно! Чем подготовленнее будет дошкольник, тем успешнее и понятнее для него будут школьные годы.
Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей. Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление.
Понятие математических особенностей состоит из представления о форме, времени, величине. Эти навыки служат для формирования понятий о жизни и науке.
Усвоение материала
В дополнительной педагогике имеется большое количество методических материалов. Они нацелены на интеллектуальное развитие.
Для эффективного усвоения материала имеются дидактические игры по математике в подготовительной группе. Их методология достаточно точно описана в работах Е. И. Удальцовой и Ф. Фребеля. Основной плюс данных игр — это обучение. Они стимулируют развитие воображения и интеллекта, что является основой задачей обучения.
В игре для детей главной задачей является проявление активности, получение результата, победа.
Главное для детей в дидактической игре — это получение новых знаний.
При грамотно организованном обучении в начале года применяется определение уровня развития дошколят. Затем идет планирование дальнейшей работы:
С учетом этих составляющих создается перспективное планирование, главной целью которого является обобщение математических представлений.
На примере игры «Сбор грибов» по Е. И. Удальцовой возможно сформировать такие связи, как «один» и «много». В такой игре дети узнают такие понятия, как круг, квадрат, треугольник. Главной задачей является определение типа фигур.
«Путешественники в лесу»
Упражнения по ФЭМП на тему «Путешественники в лесу»:
Ход проведения занятий:
Есть много примеров самодельных дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы. Необходимые начальные представления о предмете «математика» складываются у детей при поддержке опытного воспитателя. При регулярных занятиях идет направление на знакомство детей с пространством и временем. Дидактические игры — это орудия учителя, необходимые для развития познания у детей.
Игра признана одним из основных видов деятельности у детей младшего возраста. Занятия проводятся в форме игры, могут использоваться сказочные персонажи или различные сюжеты. Игры по математике в подготовительной группе необходимы для дальнейшего развития ребенка.
К сведению! Уроки математики имеют дидактическую цель. На основании ее развлекательные моменты сочетаются с заданиями, выполнение которых требует умственных усилий, усидчивости и внимания. Дети любят не просто играть, но еще и узнавать новое и одерживать победу.
Из игр различного характера складываются занятия по ФЭМП. На таких занятиях воспитатели показывают коллегам собственные навыки и достижения при использовании дидактических игр для решения поставленных задач.
По цели использования существуют следующие типы научной деятельности по математике:
У каждого типа занятий существуют определенные особенности применения дидактических игр. Игры в основном проводятся во второй части занятия. Воспитатели могут применить игровые элементы для проявления интереса у детей. При более красочном образе можно использовать сказочных персонажей.
Изучение фигур
Например, при изучении материала «Целое и часть», педагог показывает на титульном листе, как можно разделить круг пополам и как обозначаются эти части. Для заинтересованности детей педагог может включить в работу игрушку. Например, это маленькие мышата, у которых есть круг сыра. Они никак его не разделят. Воспитатель предлагает детям помочь разделить круг сыра. Нужно, чтобы дети в работе называли форму предмета (круг, квадрат, треугольник, полукруг).
Необходимо мотивировать ребенка, повышать его элементарный интерес к учебе. В конце урока воспитатель должен обобщить проводимые действия и еще раз закрепить полученные знания.
Обратите внимание! Занятия по приобретению новых знаний могут состоять из одной сюжетной линии, из отдельных частей, каждая из которых признана решить поставленную задачу.
Игры в картотеке можно разделить:
Предметные игры проводятся с:
К словесным играм относится:
К играм по предмету можно отнести игры:
Методика проведения образовательной деятельности включает в себя:
В методике развития дошкольника особое внимание следует уделить вычислительной деятельности. Детям в подготовительных группах дают первые представления о вычитании и сложении. Дети должны научиться делать выводы и анализировать полученный материал. Понимая взаимосвязь сложения и вычитания, ученик должен использовать это для проверки правильного ответа.
Занятия должны иметь структуру, которая определяется содержанием обучения и особенностями деятельности ребенка. У занятия имеется 3 части:
В начале занятий следует вызвать интерес у детей, объяснить, как нужно действовать по ходу игры, составить план урока.
В ходе занятия развивается умственная и практическая деятельность детей. Она заключается в получении новых знаний, которые установлены учебным планом.
На последнем этапе можно определить уровень развития ученика. Небольшую помощь следует оказывать тем детям, которые быстро все запоминают. Остальным нужно дать возможность усвоить материал и найти выход из сложившегося положения.
Важно! Необходимо стремиться, чтобы каждый ученик достиг результата. В конце занятий подводится итог и определяется дальнейшая перспектива.
Базовыми целями ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) является создание первичных представлений об основных свойствах объектов.
Чтобы занятия проходили интересно и качественно, необходимо приготовить все атрибуты. Фантазия и изобретательность — вот главные помощники при работе с детьми.
Речевка в конце
Главные моменты:
Занятия следует заканчивать определенным ритуалом, например, речевкой.
Работа с детьми — процесс сложный, но интересный. Главными формами организации является игра и активная деятельность. Педагогам нужно проявлять профессиональные педагогические навыки.
Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Форма проведения: игра-путешествие.
Цель: закрепить знания, умения и навыки детей, полученные на занятие.
Программное содержание
Образовательные задачи: упражнять в обратном счёте в пределах 10. Упражнять детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу. Закреплять образные представления восприятия: знаков и символов, умение составлять по схеме логическую цепочку из геометрических фигур. Закреплять представление детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине). Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображённой на карточке. Способствовать освоению детьми умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Упражнять в решении задач путём сложения и вычитания.
Развивающие задачи: развивать уверенное поведение, формировать социально-коммуникативные умения и навыки. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Демонстрационный материал:
Схема «Ракеты» и геометрические фигуры для постройки ракеты.
Конверт и изображением SOS.
Карточки с условным изображением действий человечков.
Раздаточный материал:
Счётный материал в виде звёзд по 7 шт. на каждого ребёнка.
Двух полосная карточка на каждого ребёнка
Блоки Дьенеша 1 коробка на стол.
Карточка схема изменяющих свойств блогов Дьенеша (по 4 карточки на каждую команду).
Карточка с 4 пустыми окошками по одной на каждую команду
Карточки с примерами по 1 на каждого ребёнка.
Схемы к заданию «Звёздные дорожка» по 1 на каждого ребёнка.
Листы бумаги и простые карандаши на каждого ребёнка.
Ход деятельности:
Организационный момент.
В. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Всем тем, кто живёт на этой планете
«Доброе утро!» скажем всем вместе
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Основная часть:
1. Игра «Собери ракету из геометрических фигур»
В. – Ребята сегодня на электронную почту детского сада пришло обращение от командующего Воздушно – космическими войсками с просьбой помочь. Дело в том, команде отправленной для выполнения важных исследование необходимо срочно вернуться на землю, а они не успели завершить свою работу. Во-первых, они не пересчитали сколько новых звёзд появилось в космическом пространстве. Во-вторых, не расчистили луну от метеоритов. В-третьих, необходимо произвести расчёты для открытия новых планет. Он знает, что в нашем детском саду есть смелые ребята и они смогут справится с любым трудным заданием. Скажите вы готовы помочь?
Д. – Готовы!
В. – А на чём можно отправится в космос?
Д. – Ракете
В. – А где мы возьмём ракету?
Д. – Построить
В. – У меня схема ракеты и детали. На, что похожи эти детали?
Д. – На геометрические фигуры.
В. – Можно их них построить ракету?
Д. – Да.
В. – Тогда каждый возьмёт любую одну деталь и в соответствии со схемой положит её в нужное место, чтобы получилась ракета. Не забывайте, что вы команда и действовать должны сообща (дети выкладывают ракету на полу).
Ждёт нас быстрая ракет
Для полётов на планеты
На какую захотим,
На такую полетим.
2. Дидактическая игра «Ключ для ракеты»
В. – Ребята вы молодцы! Вы собрали ракету и теперь можно лететь.
В ракете каждый член экипажа занимает своё место. Вам нужно тоже занять своё место. Обратите внимание, что на столах в отсеках стоят флажки красного, синего, жёлтого цвета. Сейчас каждый возьмет себе любой блок, он будет пропуском на ракету и согласно какого цвета у вас пропуск (блок) в тот отсек вы и проходите.
Д. – Берут блоки занимаю свои места. (По 4 человека в три отсека.)
В. – Чтобы ракета взлетела говорят: «Ключ на старт!». Нашим ракете тоже нужны ключи. Из чего мы строили нашу ракету?
Д. – Из геометрических фигур.
В. – Скажите у вас на столах есть геометрические фигуры?
Д. – Да это блоки.
В. – Тогда давайте из них изготовим ключи для ракеты. Но для этого нужно сначала собрать схему изготовления ключа. И в этом вам помогут карточки-схемы с изменением свойств блоков. Сейчас каждая команда в своём отсеке составит схему. Для того, чтобы ключи получились они должны пройти несколько этапов изготовления. На каждом этапе у блока будет меняться одно свойство соответствии с правилами, изображёнными на карточке. Перед вами полоска с 4 окошками, слева на право положите в каждое окошечко любую из 4 карточек. Теперь возьмите любой блок и опираясь на схему измените его свойства. В итоге у вас получаться свой ключ для старта ракеты.
Пример. Допустим изначально выбран квадратный большой синий блок. Согласно такой схемы он будет менять следующим образом: с начало он изменит размер, станет квадратным синим маленьким, потом изменит цвет и будет квадратным красным маленьким, потом изменит форму и превратиться в треугольный красный маленький и на последним этапе меняется цвет с красного на жёлтый.
В итоге получится жёлтый маленький треугольный блок.Дети выполняют задания. Над карточкой выкладывают блоки, чтобы доказать как менялся их блок.
3. Игровое упражнение «Обратный отсчёт»
В. – Ребята теперь у нас всё готово к полёту. Ключ на старт! Обратный отсчёт от 10 до 1!
Д. – Дети считаю!
В. – Пуск! Ура! Мы взлетели! А сейчас давайте немного расслабимся.
4. Зарядка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть (Ребята закрываю глаза.)
Нужно глубоко вздохнуть (Глубокий вдох, глаза закрыты.)
Много, много раз моргнуть (Частое моргание глазами.)
Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
Поставить руки на пояс, повернуть голову влево и посмотреть на локоть левой руки. И тоже в правую сторону.
Глазкам стало хорошо,
Увидят наши глазки всё!
5. Упражнение «Посчитай звёзды»
В. – Ребята, кто помнит какое первое задание нам необходимо выполнить?
Д. – Посчитать звёзды
В. – Тогда приступаем к выполнение первого задания. Слушайте задачу:
«С начало появилось 5 звёзд, а через некоторое время появилось ещё 2 звезды. Сколько всего звёзд появилось на небе?»
А теперь составьте эту задачу на двух полосные карточках и решите её. Выкладывать звёзды нужны слева на право.
Д. – Выкладывают задачу
В. – Скажите сколько звёзд появилось в начале?
Д. – 5.
В. – Сколько звёзд появилось потом?
Д. -2.
В. – Сколько звёзд всего звезд появилось?
Д. -7.
В. – Молодцы вы справились с заданием. Нам пора продолжать путешествие. Нужно расчистить луну от метеоритов.
6. Дидактическое упражнение «Игра с обручами»
В. – Вот мы уже и прилетели на Луну. Посмотрите как много метеоритов упало на её поверхность, но все они разные. Чем они отличаются друг от друга?
Д. – Цветом, формой, размером, толщиной.
В. – Давайте начнём расчищать Луну. Для этого разделим метеориты. Первая команда складывает метеориты в синий кратер (обруч) туда нужно собрать все квадратные толстые метеориты, вторая команда складывает в жёлтый кратер все тонкие круглые, а третья команда собирает в красный кратер все большие прямоугольные. Начинаем сортировать.
В. – Давайте проверим! Метеориты какого цвета собирали в синий кратер?
Д. – Квадратные толстые.
В. – Метеориты какой формы собирали в жёлтый кратер?
Д. – Тонкие круглые
В. -Какие метеориты в красном кратере?
Д. – Большие прямоугольные
В. – А какие метеориты остались?
Д. – Называют.
В. – Давайте их сложим в зелёный кратер. Вот теперь полный порядок. Вот мы и справились ещё с одним заданием. Молодцы!
7. Физкультминутка
В. – Ребята вы знаете, что в космосе невесомость. Вам сейчас необходимо расслабится и двигаться плавно, а я вам буду показывать карточку с изображением фигуры, в которой вам нужно застыть на некоторое время.
8. Дидактическое упражнение «Звёздная карта»
В. – Ребята как называется наша планета?
Д. – Земля.
В. – А кто знает название других планет?
Д. – Сатурн, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Меркурий, Уран
В. – Ну, что настало время выполнить третье задание и произвести расчёты и открыть новую планету.
Ну что готовы стать открывателями?Д. – Да.
В. – В этом нам помогут звездные карты. Звезды на карте обозначены цифрами, а у каждой звёзды есть свойство которое подскажет как будет выглядеть ваша планета. Возвращаемся в свои отсеки и каждый член экипажа сделает свой расчёт и найдет на карт е звезду со свойством, а потом вы объедините свои открытия и узнаете как будет выглядеть ваша планета.
Д. – На местах выполняют задания
В. – Уточняет какие планеты получились? Предлагает придумать название для планет.
Д. – Называют свои планеты.
9. Игра «Составление карты полёта»
Ребята космонавты в полёте наблюдают за разными космическими телами, объектами, созвездиями. Давайте и мы составим карту для того чтобы корабль не совершил столкновение с этими телами. Возьмите карандаши и листки бумаги. Положите листы горизонтально, то есть длинной стороной к себе.
– Чтобы не попасть под метеоритный дождь, нарисуем треугольник в левом нижнем углу.