Йирасека тест: Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека является одним из тестов, который используется педагогами-психологами детских садов для диагностики готовности к школе. В этой статье я хочу с вами поделиться своим опытом работы с этим тестом.

Когда я только начала работать психологом в детском саду — это была одна из первых методик, которые я освоила. Потом я перешла на другие методики, а про неё и забыла. В 2021 году решила возобновить свой опыт работы с тестом школьной зрелости Керна-Йирасека. Сделала я это, ориентируясь на преимущества теста.

Содержание

  1. Преимущества использования теста
  2. Сколько времени уходит на диагностику группы?
  3. Что делать с результатами диагностики дальше?
  4. Какие документы необходимо оформить по итогам диагностики?

Преимущества использования теста

  1. Использование теста значительно сокращает время. Первая часть теста, состоящая из 3-х заданий, может быть проведена в групповом формате, да и вторая часть теста, хоть и проводится индивидуально, но при этом является непродолжительной по времени.
  2. Тест позволяет выделить группу детей для более углубленного обследования.
  3. Тест прост в своей обработке.
  4. С помощью теста очень легко отследить динамику.

Сколько времени уходит на диагностику группы?

Как правило с большей частью группы удаётся провести этот тест за 1 день. Потом остаются только дети, которые в этот день отсутствовали в детском саду. Диагностику с ними можно провести индивидуально по мере прихода их в детский сад.

Чтобы облегчить обработку результатов диагностики можно воспользоваться готовым обработчиком.

Что делать с результатами диагностики дальше?

По результатам диагностики мы выделяем детей с низкими результатами. Но, тут не стоит спешить сообщать эти сведения родителями. С этими детьми прежде, чем приглашать родителей на консультацию необходимо провести индивидуальную углубленную диагностику. Для этого можно использовать одну из следующих методик:

  1. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
  2. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду.
  3. Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы.
  4. Вархатова Е.А., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс диагностика готовности к школе.

Только после проведения углубленной диагностики вы приглашаете на консультацию родителей, а детей зачисляете к себе на коррекционно-развивающие занятия.

Какие документы необходимо оформить по итогам диагностики?

По итогам диагностики на каждого ребёнка психолог пишет психологическое заключение, где отражает полученные результаты. На группу можно составить сводную таблицу и обязательно пишем аналитическую справку на начало и конец учебного года. В аналитической справке на конец учебного года важно отразить сравнительные данные с началом учебного года и отметить наличие или отсутствие динамики в результате коррекционно-развивающих занятий.

Оцените статью

Тест Керна-Йирасека | Тест (подготовительная группа):

Тест Керна-Йирасека

Этот тест позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребёнка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выяснить уровень волевой организации ребёнка, так как ему придётся выполнить малопривлекательную работу в течение необходимого времени. Когда ребёнок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Тест состоит из трёх заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование точек в определённом пространственном положении. Ребёнку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребёнку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребёнка, пусть он покажет всё, на что способен.

  1. «Рисунок человека».

«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь».

Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. На любой вопрос ребёнка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Ребёнка можно подбадривать.

Результат:

1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией, руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.

2 балла – возможно отсутствие трёх деталей – шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Нарисованы могут быть отдельно голова и туловище и к ним «прилеплены» руки и ноги.

3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, головы, рук и ног. Каракули.

Образцы выполнения задания 1

  1. «Срисовывание фразы».

Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребёнок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец рукописной фразы (высота прописной буквы 1,5 см, строчных – 1 см) и конфигурация из десяти точек.

«Посмотрите, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй это нарисовать как можно точнее. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши так же».

Я ем суп.

Рекомендуем. Если ребёнок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите предложение латинскими буквами:

Ya em sup.

Результат:

1 балл – срисованную ребёнком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдалённо напоминает письмо.

5 баллов – каракули.

Образцы выполнения задания 2

        

  1. «Срисовывание точек».

Расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2 мм.

«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».

.    .    .

.    .    .

.    .    .

.

Результат:

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек отдалённо напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевёрнутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (их должно быть не менее 7 и не более 20).

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Образцы выполнения задания 3

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *