Изучение буквы и в подготовительной группе: Обучение грамоте.Звук и буква И. | План-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа):

Обучение грамоте.Звук и буква И. | План-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа):

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Звездочка» комбинированного вида»

Открытое  фронтальное логопедическое занятие:

««Звук и буква [И]»

                                                                                                             Подготовила:

                                                                                                                   Учитель-логопед

                                                                                                                    Воробьева О.В.

Октябрь

2019 г.

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: «Звук и буква [И]»

Цель: формировать понятие «гласный звук».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

– продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»

– совершенствовать  навык определения позиций звука  –И–и всех гласных

– формировать навык образования  множественного числа существительного

– составление предложений из пары слов

– познакомить с буквой [И].

Коррекционно – развивающие:

– развивать фонематический слух, слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– вызывать эмоциональный настрой на занятии

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Здоровьесберегающие:

– содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Оборудование: картинки на звук – и–,  индивидуальные пеналы со схемой и фишками для определения места звука в слове, звукового анализа, деревянные палочки, карандаши,ИКТ.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дует, дует ветер,

Дует, задувает

Энергичные взмахи руками

Желтые листочки

С дерева срывает.

Имитация срывания листьев

Падают листочки

Прямо нам под ножки

Наклон вперед, руки касаются ног.

Красные листочки

Падают под ножки

Соединяют ладони вместе

-Вспомнить слова на звуки А,У.

  1. Артикуляционная гимнастика и самомассаж.

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?(Осень)

  • Самомассаж «Осень»

– осеннее солнышко нас ласкает – погладить лоб, щеки, подбородок, шею.

– начал капать дождь осенний – постукивание кончиками пальцев.

– долго дождик будет плакать – массируем уши

– разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа

– поглаживание всего лица.

  • Артикуляционная гимнастика «Осень» с использованием биоэнергопластики

– мы радуемся красками осени – улыбка – руки в стороны

– дует осенний легкий ветерок – трубочка – руки вперед

– веточки на деревьях качаются от ветра – часики– двумя руками вправо, влево

– листочки кружатся – круговые движения языком по губам – руки по кругу

– кошка вышла в осенний сад погулять, выгибает спинку -горка– кисти рук вниз

– едет лошадка по осенней дорожке гладкой-лошадка – кисти рук вверх, вниз.

  • Логопед: Нам сегодня, придется много и правильно говорить.

-К нам в гости пришел ослик ИА и принес нам загадки!(слайд 1)

  1. Развитие фонематических процессов.
  • Послушайте загадки:

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка

И машинка и зверюшки

Называются……….. (игрушки)(слайд 2)

Маленького роста я

         Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу

За собою нить тащу……. (иголка)(слайд 3)

  • Логопед: С какого звука начинаются слова?
  1. Акустико-артикуляционный образ звука [И];

Губы в улыбочке, язычок спокойно лежит на донышке. Звук [И] – гласный, мы его поем и вытягивает в длинную ниточку. Обозначаем красным квадратиком.

Звук [И]- гласный, можно петь. (слайд 4)

Губы растянуть в улыбке, воздух свободно выходит изо рта.

Этот звук всегда поется

Этот звук, как песня, льется

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути.

  1. Игра «Поймай звук» – развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши на звук – и –

Звуки: А–У–И–У–О–И–А–И.

Слоги: ик–ом–ат–ки–иш

Слова: ива–яблоко–индюк–каша–мышь–иголка–игра.

3. Игра «Сосчитай, сколько звуков я назвала»

а–ау–ауи–иа

4. Игра «Один – много»

Носок– носки, замок – замки, мелок – мелки, лепесток – лепестки, медведь– медведи.

– В конце слов какой звук мы слышим? Правильно,и. Но этот звук может прятаться не только в конце слов. А вот как вы умеете определять,где спрятался звук,мы сейчас покажем ослику ИА.

  1. Игра «Составь схему».

Логопед поочередно выставляет на доску картинки, в которых прячется звук [И]. Дети должны определить место звука в слове и составить звуковую схему этого слова (игла, лиса, изба, вафли, лист, тигр, индюк,улитка,коньки).(слайды 5-18)

Физминутка «Что нам осень принесет?» с использованием ИКТ

  1. Соотношение звука с буквой. Звуковой анализ слогов,слов.

Звук – И – обозначается буквой –и–

Звук мы говорим и слышим

А букву мы видим и пишем.

 На что похожа буква –и–?

Молоток я раздобыла

Из дощечек букву сбила

Сколько здесь дощечек/ три

Вот какая буква И!

                                                                                                

А какая буква – И –

На калитку посмотри

Чем она не буква –И–

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Логопед выставляет на доску букву И.

– Дети выкладывают ее из палочек.

-Отыскивание буквы  И в разрезной азбуке. Составление слогов

-Звуковой анализ слогов: ИА, ИП, КИ. Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

-Звуковой анализ слова КИТ: сколько звуков в этом слове? Назови первый звук,назови второй,назови последний звук.

Развитие мелкой моторики. (игры с карандашом)

«Мотор»

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Развитие пространственного гнозиса, профилактика оптических  дисграфий.

Игра «Найди букву»

Белые листочки вы возьмите,

Их переверните

И среди многих букв –

Букву – И –  найдите

И её в кружочек обведите.

Итог занятия: 

Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?

Какой буквой он обозначается?

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Программа материала
Оглавление:
“Путешествие в сказочный лес”
Программное содержание: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; закрепить умения подбирать слова со звуками; закрепить умения детей определять место звука в слове; закрепить умение делить слова на слоги, составлять предложение из набора слов и членить предложение на слова; закрепить образы букв; развивать связную речь, память, внимание, мыслительные функции; способствовать воспитанию уважительного отношению к участникам занятия.

Предварительная раб … “Путешествие в сказочный лес”
Программное содержание: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; закрепить умения подбирать слова со звуками; закрепить умения детей определять место звука в слове; закрепить умение делить слова на слоги, составлять предложение из набора слов и членить предложение на слова; закрепить образы букв; развивать связную речь, память, внимание, мыслительные функции; способствовать воспитанию уважительного отношению к участникам занятия.

Предварительная работа: изучение букв и определяющих их звуков.

Материалы и оборудование: волшебный цветок; карточки с буквами; карточки с животными; коврики «Лягушки» и пластмассовые треугольники; набор игрушек для игры «Кочки и камушки»; пояс и набор игрушек для определения места звука в слове; раздаточный материал для разбора предложения на слова и звуки.

Форма проведения: занятие – путешествие.

Участники: дети подготовительной группы.

Ход занятия:
    Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный лес, но не за грибами и ягодами, а за звуками и буквами.   А помогут нам вспомнить звуки буквы лесные жители. Давайте произнесём заветные слова и при помощи нашего волшебного цвета отправимся в путешествие.
    Лети, лети, лепесток,

     Через запад на восток,
     Через север, через юг,
     Возвращайся, сделав круг.
     Лишь коснёшься ты земли,
     Быть по-нашему вели.
     Вели, чтобы мы оказались в сказочном лесу.
Дети открывают глаза и видят зайчонка.
    Вот мы и оказались в волшебном лесу на лесной поляне. Посмотрите, ребята, нас встречает зайчонок. Он приготовил для нас интересную игру. Встаньте все в круг.  (Дети встают в круг, в середине зайчонок.)
    Будем хлопать мы в ладоши,
Если звук услышим «О»
На другие звуки
Опускаем низко руки.
(Ребята выделяют хлопками звук /о/ из ряда гласных звуков: /о/, /у/, /и/, /о/, /о/, /э/, /а/, /и/, /у/, /о/, /э/, /о/, /а/ и т.д.).
    Ребята, с какими звуками мы сейчас играли? (С гласными.)
    А что вы знаете о гласных звуках? (Их можно петь, тянуть, они красные и живут в красном замке.
)
    А какие ещё бывают звуки? (Согласные, они бывают твёрдые и мягкие: твёрдые живут в синем замке, а мягкие согласные живут в зелёном замке, их нельзя тянуть.)
    Посмотрите, ребята, чья это избушка? Интересно, кто в ней живёт? (Воспитатель достает из домика медведя.)
    Здесь живёт медведь. Ребята, вспомните, как звали девочку, которая заблудилась в лесу и забрела в домик к медведям. (Маша.)
    Ребята, а из какой сказки эти герои? («Маша и медведь».)
    Давайте определим, на какие звуки начинаются слова Маша и медведь. (Слово «Маша» начинается на твёрдый звук /м/, а слово «медведь» начинается на мягкий звук /м́/.)
    Маша и медведь приготовили для вас интересную игру, которая называется «Кочки и камешки». Кочки очень мягкие, а камушки – твёрдые. Каждый из вас возьмёт из корзины по одному предмету и если в названии предмета звук /м/ – твёрдый, то вы встаёте на твёрдый камень, а если звук /м́/ – мягкий, то встаёте на кочку. Правили всем понятны? (Дети берут из корзины следующие предметы: мяч, мочалку, машину, матрёшку, мел  и т.
д.)
    Пока мы играли, медведь построил для своих друзей трёхэтажный дом и решил устроить для них новоселье. Скажите, с какой буквы начинается слово «новоселье»? («Нн».)
    А какие звуки определяет буква «Нн»? (Мягкий звук /н́́/ и твёрдый звук /н/.)
    Ребята, на какой звук начинается слово «новоселье»? (На твёрдый звук /н/.)
    Давайте поможем медведю заселить в дом его друзей в названиях которых встречается звук /н/.
    Зайчонок будет жить на первом этаже.
    Бельчонок будет жить на втором этаже.
    Лисёнок будет жить на третьем этаже.
    Скажите, кто живёт над зайчонком? (Над зайчонком живёт бельчонок и лисёнок.)
    А кто живёт над бельчонком? (Над бельчонком живёт лисёнок.)
    Ребята, а на новоселье всегда дарят подарки. Посмотрите, какая буква у меня в руках? (Буква «Тт».)
    А какие звуки определяет буква Тт? (Мягкий звук /т́/ и твёрдый звук /т/.)
    С этими звуками /т́/ и /т/ мы будем подбирать подарки для новосёлов. (Дети перечисляют предметы, в названиях которых находятся звуки  /т́/ и /т/.)
    Ребята, посмотрите, в наш волшебный лес прилетела экзотическая птица – попугай и зовут его Попугап. Попугап – очень любознательная птица. Изучая русский язык, Попугап сделал интересные наблюдения: в словах один и тот же звук может находиться в начале слова, в середине и в конце. Давайте и мы попробуем определить при помощи пояса, где находятся звуки /п/ и /п́/ в словах. Если эти звуки находятся в начале слова, то предмет нужно положить на начало пояса, туда где находится пуговица. Если звук расположен в середине слова, то предмет кладём на середину пояса и, наконец, если звуки находятся в слове в конце, предмет ставим на петельку пояса, т.е. в конец. (Дети берут по одному предмету и размещают их на поясе, определяя место нахождения звуков /п́/ и /п/ в словах.)
    Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов.)
    Как можно определить, сколько слогов в слове? (Можно похлопать.)
    Я предлагаю вам прохлопать своё имя и сказать, сколько в нём слогов. (Дети определяют сколько слогов в именах.)
    Ребята, мы с вами знает, что слова, произносимые сами по себе, нам ни о чём не говорят, не рассказывают. Например: слово «дом». Мы можем произнести его много раз, но никогда не узнаем, какой это дом – высокий или низкий, новый или старый, где находится и кто в нём живёт. Для того, чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чём-то, они должны подружиться друг с другом. А когда слова начинают дружить друг с другом, что получается? (Предложения.)
    Послушайте, ребята, птицы, лес, гогот. Являются ли эти слова предложением? (Нет, их нужно подружить.)
    Давайте подружим слова, и посмотрим, что же получится? (В лесу поют птицы.)
    Ребята, давайте подведём итог нашего путешествия. Скажите из чего состоит предложение? (Из слов.)
    Скажите сколько слов в предложении «Лес полон волшебства»? (3)
    А из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
    Давайте определим сколько звуков в первом слове этого предложения. (В первом слове один слог – лес.)
    А сколько слогов во втором слове? (Во втором слове – по-лон два слога.)
    Осталось определить сколько слогов в третьем слове? (В третьем слове три слога: вол-шеб-ства.)
    Скажите, а из чего состоят слоги? (Слоги состоят из букв, звуков.)
    Посмотрите, сколько букв и звуков мы собрали в корзину. Пора возвращаться домой. Произносим вновь волшебные слова и возвращаемся в группу.
                                                    

Рассказать друзьям:

Preschool Prep Company™ | Отзывы

Preschool Prep Company™ провела двухмесячное исследование, в котором дети в возрасте от двенадцати месяцев до четырех лет смотрели Знакомство с Видео Letters™ каждый день. Ниже приведены отзывы, которые мы получили от родителей детей, участвовавших в Алфавите. Исследование признания:

0004 рано самостоятельно.
Я бесконечно благодарен».

“Я смеялась, когда меня попросили позволить моей 14-месячной малышке участвовать в исследовании, где она будет учить буквы. Она даже говорить не мог! Я была поражена, когда на своей двухнедельной аттестации она знала 14 букв! Сейчас ей 16 месяцев
и она знает все свои буквы. ВАУ!» — Родитель, Уолнат-Крик, Калифорния

«Я просто хотел поблагодарить вас за прекрасный подарок, который вы сделали моим близнецам, подарок
грамотности.” — Отзыв родителей

“Не могу поверить, как сильно они любят письма и книги. С тех пор, как они посмотрели «Встреча с буквами», они остро знаю обо всех буквах вокруг них».
— Родитель, Дублин, Калифорния

«Я знаю, что не смог бы добиться распознавания этой буквы
— Отзыв родителей

«Бонус этого замечательного видео в том, что моя дочь выучила весь алфавит, как заглавные, так и строчные, в чуть меньше двух недель. Она
только две!” — Родитель, Сан-Рамон, Калифорния

“Когда моему сыну было 23 месяца, он не знал ни одного из его писем, и тогда я показал ему «Встреча с буквами» видео. Он сразу влюбился в очаровательных буквенных символов и в течение 3 недель знал все свои верхние и
строчные буквы.” — Отзыв родителей

“Я поняла, что это видео стало хитом, как только моя дочь увидела его. У нее был «очень плохой день», и в тот момент, когда на экране появились письма, она перестала плакать и была очарована тем, что увидела и услышала».0021 :

“Очень приятно встретить что-то, что дает ощутимые результаты. “Знакомство с буквами” сочетает в себе базовый
Мы даем ему A .” — Entertainment Weekly

“Это очень умные DVD, которые понравятся целевой аудитории от малышей до 5 лет. Родители будут поражены тем, как быстро их дети схватывают
концепция распознавания цифр и букв. их азбука и другая информация. Это семейное время
веселья и веселья.” — Консультативный совет по кинематографии

“Они получат огромное удовольствие, изучая алфавит. 5 Голубь
(из 5) « – The Dove Foundation

” Забавный, повторяющийся стиль ‘Meet the Letters’ – это солидный способ, чтобы помочь
44. ребенок станет звездой быстрого обучения.” — Консультативный совет по кинематографии

“Я настоятельно рекомендую эти DVD всем, чьи дети в настоящее время учатся распознавать буквы, или младенцев или малышей, которым они хотели бы дать отличный старт в навыках чтения».
— журнал Old Schoolhouse Magazine

«Мы перепробовали книги, головоломки и все имеющиеся на рынке DVD, якобы обучающие алфавиту. «Встреча с буквами». Он сразу же увлекся и менее чем за две недели выучил все буквы, заглавные и
строчные!” — Родитель, Данвилл, Калифорния прописные и строчные буквы вместе с репрезентативными изображениями, позволяющими ребенку сделать слово и звук
ассоциации. 4 звезды из 4!» — ePregnancy
Читать больше отзывов >>

5.6 Ведение заметок – успехи учащихся

Глава 5 Учебные навыки

Использование конспектирования при обучении

У вас есть слайды PowerPoint для лекции и информация из вашего учебника. Вам тоже нужно делать заметки?

Несмотря на огромное количество информации, доступной в электронном формате, ведение заметок является важной стратегией обучения. Кроме того, то, как вы делаете заметки, имеет значение, и не все стратегии ведения заметок приводят к одинаковым результатам. Тщательно продумав свои стратегии ведения заметок, вы сможете создать набор заметок, которые помогут запомнить наиболее важные понятия из лекций и тестов и помогут вам в подготовке к экзамену.

Люди делают заметки по двум основным причинам:

  1. Для записи услышанной информации. Это также называется внешним хранилищем функцией создания заметок.
  2. Для облегчения изучения материала, который они сейчас изучают.

Доступность информации в Интернете может снизить важность внешнего хранилища функции ведения заметок. Когда информация доступна в Интернете, может показаться логичным перестать делать заметки. Однако, пренебрегая ведением заметок, вы теряете преимущества ведения заметок как инструмента обучения.

Делая заметки во время занятий, вы поддерживаете обучение несколькими важными способами:

  1. Создание заметок поможет вам сосредоточить внимание и не отвлекаться.
  2. Когда вы будете делать заметки в классе, вы будете задействовать свой ум в выявлении и систематизации основных идей. Вместо того, чтобы пассивно слушать, вы будете активно учиться во время занятий, максимально используя свое время.
  3. Создание хороших заметок означает, что у вас будет запись для последующего просмотра. Просмотр набора сжатых и хорошо организованных заметок более эффективен, чем перечитывание длинных текстов и статей.

Все делают заметки, или, по крайней мере, все заявляют об этом. Но если присмотреться, многие из тех, кто утверждает, что делает заметки на своих ноутбуках, на самом деле просматривают Интернет, а бумажные блокноты заполнены каракулями, прерываемыми парой случайных слов со звездочкой рядом с ними, напоминающей вам, что «Это важный!” В колледже и университете эти подходы не сработают. Ваши преподаватели ожидают, что вы сможете установить связь между лекциями в классе и заданиями по чтению; они ожидают вам для формирования мнения о представленном материале; они ожидают, что вы свяжете материал и жизнь вне школы. Ваши заметки — это ваши дорожные карты для этих мыслей. Делаете ли вы хорошие заметки? Активное слушание и ведение заметок являются ключевыми стратегиями, обеспечивающими успех вашего ученика.

Эффективное ведение заметок важно, потому что

  • поддерживает ваши усилия по прослушиванию.
  • позволяет проверить ваше понимание материала.
  • поможет вам лучше запомнить материал, когда вы записываете ключевые идеи.
  • дает вам представление о том, что инструктор считает важным.
  • создает ваше «идеальное учебное пособие».

Существуют различные формы ведения заметок, и какую из них вы выберете, зависит как от вашего личного стиля, так и от подхода преподавателя к материалу. Каждую из них можно использовать в блокноте, каталожных карточках или в цифровой форме на вашем ноутбуке. Ни один конкретный тип не подходит для всех учащихся и всех ситуаций, поэтому мы рекомендуем вам разработать свой собственный стиль, но вы также должны быть готовы изменить его, чтобы он соответствовал потребностям конкретного класса или преподавателя. Чтобы быть эффективными, все эти методы требуют, чтобы вы активно слушали и думали; просто записывая слова, которые говорит инструктор, вам будет мало пользы.

Методы конспектирования
Метод Описание Когда использовать
Списки Последовательный список идей по мере их представления. Списки могут быть короткими фразами или полными абзацами, описывающими идеи более подробно. Этот метод используется большинством студентов в качестве запасного варианта, если они не изучили другие методы. Этот метод обычно требует много письменной работы, и вы можете обнаружить, что не поспеваете за профессором. В этом методе учащимся нелегко расставить приоритеты идей.
Контуры При методе структуры наиболее важные идеи располагаются вдоль левого поля, которые нумеруются римскими цифрами. Поддерживающие идеи этих основных концепций выделены с отступом и отмечены заглавными буквами. Под каждой из этих идей могут быть добавлены дополнительные детали, обозначенные арабской цифрой, строчной буквой и так далее. Хороший метод для использования, когда материал, представленный инструктором, хорошо организован. Простота использования при создании заметок на компьютере.
Концептуальные карты При разработке концептуальной карты поместите центральную идею в центр страницы, а затем добавьте на страницу линии и новые кружки для новых идей. Используйте стрелки и линии, чтобы соединить различные идеи. Отличный способ показать отношения между идеями. Также хорошо, если инструктор склонен перескакивать с одной идеи на другую и обратно.
Метод Корнелла В методе Корнелла используется метод с двумя столбцами. Левая колонка занимает не более трети страницы и часто называется колонкой «подсказка» или «отзыв». Правая колонка (около двух третей страницы) используется для ведения заметок любым из описанных выше способов или их комбинацией. После занятия или завершения чтения просмотрите свои заметки и запишите ключевые идеи и концепции или вопросы в левой колонке. Вы также можете включить поле для сводки в нижней части страницы, в котором можно написать резюме урока или прочитать его своими словами. Метод Корнелла может включать в себя любой из вышеперечисленных методов и обеспечивает полезный формат для выявления ключевых понятий, определения приоритетов идей и организации работы по обзору. Большинство университетов рекомендуют использовать ту или иную форму метода Корнелла.

Метод списка

Цикл обучения

3 сентября

Профессор Джонс

Цикл обучения — это подход к сбору и сохранению информации, которая может помочь учащимся добиться успеха в Col. Они готовятся, что закладывает основу для обучения, впитывают, открывая нам новые знания, фиксируют, помещают информацию в нашу базу знаний, и, наконец, анализируют и применяют, что позволяет нам закреплять знания. в нашу память и использовать его.

Подготовка к обучению может включать умственную подготовку, физическую подготовку и работу. подготовка Психологическая подготовка включает в себя постановку целей обучения для себя на основе того, что мы знаем в классе с охватом (см. программу) / Также очень важно выполнять любые задания, чтобы класс мог учиться с уверенностью и…. ______________

Физическая подготовка означает достаточный отдых и хорошее питание. Трудно учиться, когда вы голодны, и вы не будете хорошо слушать в классе, если заснете.

Подготовка к работе означает принести все принадлежности в класс или иметь их под рукой во время учебы… это включает в себя ручки, бумагу, компьютер, учебник и т. д. Также означает, что нужно вовремя отправиться в школу и занять хорошее место (рядом с первым).

Впитывание новых знаний — это сочетание слушания и чтения. Это два самых важных навыка обучения, которыми вы можете овладеть.

Метод списка, как правило, не лучший выбор, поскольку он ориентирован исключительно на захват как можно большей части того, что говорит инструктор, а не на обработку информации. Большинство студентов, которые не научились эффективным навыкам обучения, используют этот метод, потому что легко подумать, что это и есть конспектирование. Даже если вы хорошо разбираетесь в какой-либо форме стенографии, вам, вероятно, следует также изучить один из других методов, описанных здесь, потому что все они лучше помогают вам обрабатывать и запоминать материал. Вы можете делать заметки в классе, используя метод списка, но транскрибировать свои заметки в план или метод концептуальной карты после урока как часть вашего процесса обзора. Всегда важно просмотреть свои записи как можно скорее после урока и написать резюме урока своими словами.

Контурный метод

Цикл обучения

3 сентября

Профессор Джонс

Обучение представляет собой цикл, состоящий из 4 этапов:

  1. Подготовка: создание основы для обучения.
  2. Поглощение: (Ввод данных) Воздействие новых знаний.
  3. Захват: владение знаниями.
  4. Проверка и применение: Применение новых знаний в работе.

 

  1. Подготовка
    1. Умственная подготовка.
      1. Выполнение заданий. Новые знания строятся на уже имеющихся знаниях.
        1. заданий с предыдущих занятий.
        2. чтений! (Возможно, не было назначено в классе — см. программу!)
      2. Обзор программы
        1. Знайте, что инструктор ожидает охватить
        2. Знайте, какие задания вам нужно выполнить
        3. Поставь себе цель
    2. Физическая подготовка
      1. Позаботьтесь об отдыхе. Не шумите в классе.
      2. Питайтесь правильно. Трудно сосредоточиться, когда вы голодны.
      3. Прибыть вовремя.
    3. Практическая подготовка (организационная подготовка):
      1. Принесите необходимые принадлежности – (блокноты, тексты, ручки и т. д.)
      2. Прибыть вовремя
        1. Будьте организованы и готовы слушать
        2. Не отвлекайте внимание других
        3. Садитесь поудобнее
      3. Сядьте впереди класса.

Преимущество метода схемы заключается в том, что он позволяет расставить приоритеты в материале. Ключевые идеи записываются слева от страницы, второстепенные идеи затем имеют отступ, а детали второстепенных идей могут быть сдвинуты дальше. Для дальнейшей организации своих идей вы можете использовать типичную схему нумерации (начиная с римских цифр для ключевых идей, переходя к заглавным буквам на первом подчиненном уровне, арабским цифрам на следующем уровне и строчным буквам после них). Сначала вы можете не могут определить, когда преподаватель переходит от одной идеи к другой. Это требует практики и опыта с каждым инструктором, так что не сдавайтесь! На ранних этапах вы должны использовать свой учебный план, чтобы определить, какие ключевые идеи планирует представить преподаватель. Ваши задания по чтению перед уроком также могут помочь вам определить ключевые идеи.

Если вы используете свой портативный компьютер для создания заметок, базовое приложение для обработки текстов (например, Microsoft Word или Works) будет очень эффективным. Отформатируйте документ, выбрав формат схемы в меню маркеров форматирования. Используйте кнопки увеличения или уменьшения отступа, чтобы перемещаться по уровню важности, который вы хотите присвоить каждому элементу. Программное обеспечение позаботится о нумерации за вас!

После урока обязательно просмотрите свои записи, а затем подведите итоги урока в одном или двух коротких абзацах, используя свои слова. Это резюме значительно повлияет на вашу память и поможет вам подготовиться к следующему занятию.

Метод концептуальной карты

Нажмите на изображение, чтобы увидеть в полном размере.

Это очень наглядный метод ведения заметок, особенно хорошо фиксирующий связи между идеями. Концептуальные карты используют ваше визуальное чутье, чтобы понять сложный материал «с первого взгляда». Они также дают вам возможность легко переходить от одной идеи к другой и обратно (поэтому они полезны, если ваш преподаватель свободно перемещается по материалу).

Чтобы разработать концептуальную карту, начните с использования учебного плана для ранжирования идей, которые вы будете слушать, по уровню детализации (от высокоуровневых или абстрактных идей до подробных фактов). Выберите главную идею (высокого уровня или абстрактную) из лекции инструктора и поместите ее в кружок посередине страницы. Затем создайте ответвления от этого круга, чтобы записать более подробную информацию, создавая дополнительные конечности по мере необходимости. Расположите ветви с другими, которые тесно связаны между собой. Когда представлена ​​новая идея высокого уровня, создайте новый круг со своими ответвлениями. Соедините круги или понятия, которые связаны между собой. Используйте стрелки и символы, чтобы зафиксировать взаимосвязь между идеями. Например, стрелку можно использовать для иллюстрации причины или следствия, двойную стрелку для иллюстрации зависимости или пунктирную стрелку для иллюстрации влияния или следствия.

Как и во всех методах ведения заметок, вы должны резюмировать диаграмму в одном или двух абзацах своими словами после урока.

Метод Корнелла

Нажмите на изображение, чтобы увидеть в полном размере.

Метод Корнелла был разработан в 1950-х годах профессором Уолтером Пауком из Корнельского университета [1] . Его рекомендуют многие университеты из-за его полезности и гибкости. Этот метод прост в использовании для записи заметок, полезен для определения приоритетов и является очень полезным инструментом обучения.

Метод Корнелла использует очень специфический формат, состоящий из четырех блоков: заголовка, двух столбцов и нижнего колонтитула.

Заголовок — это небольшое поле в верхней части страницы. В нем вы пишете идентификационную информацию, такую ​​как название курса и дату занятия. Под шапкой две колонки: узкая слева (не более трети страницы) и широкая справа. Широкий столбец, называемый столбцом «заметки», занимает большую часть страницы и используется для записи ваших заметок с использованием любого из методов, описанных ранее. Левая колонка, известная как колонка «подсказка» или «напоминание», используется для записи основных идей, ключевых слов, вопросов, пояснений и других заметок. Его следует использовать как во время занятий, так и при просмотре своих заметок после занятий. Наконец, используйте поле в нижнем колонтитуле, чтобы написать резюме занятия своими словами. Это поможет вам разобраться в своих заметках в будущем и является ценным инструментом, помогающим запоминать и изучать.

Некоторым учащимся нравится использовать каталожные карточки для заметок. На самом деле они очень хорошо подходят для метода Корнелла. Используйте «обратную» или разлинованную сторону карточки, чтобы делать заметки в классе. Используйте одну карту для каждой ключевой концепции. «Лицевая» сторона карты без подкладки заменяет левый столбец «подсказок». Используйте его после занятий, чтобы написать ключевые слова, комментарии или вопросы. Когда вы учитесь, карточки превращаются в карточки с вопросами на одной стороне и ответами на другой. Напишите краткое изложение урока на отдельной карточке и поместите ее вверху колоды как введение в то, что было рассмотрено на занятии.

«Раньше я записывала свои лекции на пленку, чтобы потом делать наброски. Теперь, когда я использую систему Корнелла, мои заметки становятся полными и систематизированными за гораздо меньшее время. А мои регулярные пятиминутные обзоры делают обучение практически безболезненным. Больше никаких записей и прослушиваний дважды».

— Студент Южного методистского университета

Вы, должно быть, заметили, что все методы заканчиваются одним и тем же шагом: как можно скорее после урока просмотрите свои заметки. Полезен любой просмотр ваших заметок (чтение их, копирование на компьютер или даже переработка с использованием другого метода ведения заметок). Но ДУМАЙ! Сделайте просмотр заметок вдумчивым занятием, а не бессмысленным процессом. Когда вы просматриваете свои заметки, подумайте о вопросах, которые у вас остались, и определите, как вы получите ответы. (Из следующего класса? Занимаетесь с другом? Ищете материал в учебнике или в сети?) Изучите, как материал применим к курсу; установить связи с заметками из других занятий в классе, с материалом в вашем тексте и с понятиями, затронутыми в обсуждениях в классе. Наконец, интересно подумать о том, как материал в ваших заметках применим к реальной жизни. Рассмотрите это как на очень стратегическом уровне (например, «Что этот материал значит для меня по отношению к тому, что я хочу делать со своей жизнью?»), так и на очень приземленном уровне (например, «Есть ли что-нибудь классное? здесь я могу начать разговор с друзьями?»).

Раздаточный материал для инструктора

Некоторые преподаватели раздают или публикуют свои заметки или слайды PowerPoint из своих лекций. Эти раздаточные материалы никогда не должны считаться заменой ведению записей в классе. Они являются очень полезным дополнением и помогут вам подтвердить точность ваших заметок, но они не вовлекают вас в процесс обучения так, как это делают ваши собственные записи. После урока просмотрите свои заметки с маркером в руке и отметьте ключевые слова и идеи в своих заметках. Это поможет вам написать резюме урока своими словами.

Независимо от того, какой метод ведения заметок вы выберете, есть несколько привычек ведения заметок, которые вы должны выработать при любых обстоятельствах и на всех курсах:

  1. Будьте готовы. Убедитесь, что у вас есть инструменты, необходимые для работы. Если вы используете блокнот, убедитесь, что он у вас есть и что у вас достаточно бумаги. Также убедитесь, что у вас есть ручка (а также запасная) и, возможно, ручка с разноцветными чернилами, чтобы использовать их для выделения. Если вы делаете заметки на своем ноутбуке, убедитесь, что аккумулятор заряжен! Выберите приложение, которое лучше всего подходит для вашего стиля ведения заметок. Microsoft Word очень хорошо подходит для набросков, но вы можете обнаружить, что делать заметки в Excel лучше всего, если вы работаете в рамках метода Корнелла. (Легче сопоставить свои мысли в колонке подсказок или воспоминаний с заметками в правой колонке. Просто убедитесь, что вы сохраняете одну идею в строке!)
  2. Пишите только на одной стороне листа. Это позволит вам интегрировать заметки о чтении с заметками в классе.
  3. Подпишите, пронумеруйте и поставьте дату для всех примечаний вверху каждой страницы. Это поможет вам быть организованным.
  4. При использовании ноутбука расположите его так, чтобы вы могли видеть инструктора и белую доску прямо над экраном. Это позволит держать инструктора в поле вашего зрения, даже если вам придется время от времени поглядывать на экран или клавиатуру. Убедитесь, что ваше внимание сосредоточено на инструкторе, а не на вашем ноутбуке. Предостережение относительно ноутбуков для ведения заметок: используйте их, если вы хорошо разбираетесь в клавиатуре, но помните, что не все методы ведения заметок хорошо работают на ноутбуках, потому что они не позволяют легко рисовать диаграммы и использовать специальные обозначения (научные и математические формулы, например).
  5. Не пытайтесь уловить все, что говорится. Прислушивайтесь к большим идеям и записывайте их. Убедитесь, что вы можете распознать акценты преподавателя, и запишите все идеи и ключевые слова, на которые акцентирует внимание преподаватель. Прислушивайтесь к подсказкам вроде «четыре причины были…» или «подводя итог…»
  6. Копируйте все, что инструктор пишет на доске. Вероятно, это важно.
  7. Оставьте пространство между идеями. Это позволит вам позже добавить дополнительные примечания (например, примечания к ответу на вопрос, заданный вами или одним из ваших одноклассников).
  8. Используйте сигналы и сокращения. Какие из них вы используете, зависит от вас, но будьте последовательны, чтобы точно знать, что вы подразумеваете под словом «атт». когда вы просматриваете свои заметки. Возможно, вам будет полезно хранить ключи к вашим сокращениям во всех ваших блокнотах.
  9. Используйте какой-либо метод для определения собственных мыслей и вопросов, чтобы отделить их от того, что говорит преподаватель или автор учебника. Некоторые учащиеся используют чернила другого цвета; другие ограничивают или подчеркивают свои собственные мысли. Делайте все, что работает для вас.
  10. Создайте символ, который будет использоваться, когда вы отстаете от или теряетесь в своих заметках. Запишите символ, оставьте место и сосредоточьтесь на том, что сейчас рассказывает инструктор. Позже вы можете попросить одноклассника или преподавателя помочь вам заполнить то, что вы пропустили, или вы можете найти это в своем учебнике.
  11. Просмотрите свои записи как можно скорее после занятий (лучше всего в тот же день). Вот секрет того, как заставить ваши заметки работать! Используйте колонку отзывов, чтобы выделить ключевые идеи и упорядочить факты. Заполните все пробелы в своих заметках и подчистите или перерисуйте наспех нарисованные схемы.
  12. Напишите кратко основные идеи урока своими словами. Этот процесс очень помогает вспомнить. Не забудьте включить любые выводы из лекции или обсуждения.
  13. Используйте заметки при подготовке к тесту или выполнению задания. Ваши заметки обычно содержат краткое изложение наиболее важных моментов и полезны для того, чтобы убедиться, что вы включили важные понятия в свои задания, а также для того, чтобы сосредоточиться на основных понятиях при подготовке к тестам и экзаменам.

В этом видео вы также найдете несколько полезных советов по ведению заметок.

Видео: «Как делать отличные заметки» (продолжительность 5:08)

Выберите один из ваших классов, где вы обычно делаете заметки. Сделайте сознательное усилие, чтобы использовать метод Корнелла либо с методом схемы, либо с методом концептуальной карты для ведения заметок. Выполните как можно больше шагов, перечисленных ранее. Теперь сравните эти заметки с теми, что вы делали на предыдущем занятии. Являются ли ваши новые заметки более полезными? Что вам понравилось в ведении заметок таким образом? Над чем вам нужно поработать? (Помните, что с практикой это станет намного проще.) Запишите свои мысли.

Очевидно, что лучший способ усвоить учебный материал — это присутствовать на занятии и делать собственные записи. В университете ожидается регулярная посещаемость. Но жизнь случается. Иногда вам, возможно, придется пропустить занятие или лекцию. Когда это происходит, вот несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы компенсировать это:

  • Уточните у инструктора, есть ли другие разделы занятий, которые вы можете посетить. Никогда не спрашивайте инструктора: «Я пропустил что-то важное?» (Подумайте, о чем это говорит, и вы увидите, что это довольно оскорбительно.)
  • Если преподаватель публикует свои лекции в виде подкаста, слушайте лекцию онлайн и делайте заметки. Если инструктор использует слайды PowerPoint, запросите копию (или загрузите их, если они опубликованы) и внимательно просмотрите их, записывая собственные заметки и вопросы. Просмотрите свои записи вместе с одноклассником, который присутствовал.
  • Возможно, вы захотите взять конспекты занятий у одноклассника. Если вы это сделаете, не просто скопируйте их и вставьте в свой блокнот. Они не будут очень полезны. Когда вы берете заметки у одноклассника, вы должны сделать их фотокопии, а затем внимательно просмотреть и пометить свою копию своими заметками и вопросами. Воспользуйтесь учебником, чтобы попытаться заполнить пробелы. Наконец, запланируйте учебную сессию с человеком, который дал вам записи, чтобы просмотреть материал и подтвердить свое понимание.
  • Если ни один из этих вариантов вам не доступен, используйте программу курса, чтобы определить, что было рассмотрено в классе, а затем напишите короткую статью (две страницы или около того) по материалу, используя материалы класса и надежные онлайн-источники. Обратитесь к своему инструктору в рабочее время, чтобы ознакомиться с вашими основными выводами и ответить на любые вопросы, которые у вас могут возникнуть.

Группы внутри класса могут делать заметки вместе, используя программное обеспечение для обмена файлами в облаке, такое как Google Docs. Отдельные лица в группе могут добавлять в документ в режиме реального времени по мере того, как разные лица добавляют себя. Это создает совместный документ, который все могут использовать, загружать (или адаптировать). Это не сработает во всех ситуациях, но может быть очень полезно, особенно в быстро меняющемся классе.

Урок окончен, и у вас есть прекрасный набор заметок в блокноте на спирали или на ноутбуке. Вы написали конспект урока своими словами. Что теперь?

Начните с систематизации своих заметок. Мы рекомендуем вам использовать папку с тремя кольцами для каждого из ваших предметов. Распечатайте свои заметки, если вы использовали компьютер. Если вы использовали карточки для заметок, вставьте их в пластиковые держатели для фотографий. Сгруппируйте все заметки из класса или раздела вместе в разделе; это включает в себя заметки о занятиях, заметки о чтении и раздаточные материалы для инструкторов. Вы также можете скопировать учебный план преподавателя для раздела на первой странице раздела.

Затем потратьте некоторое время на связывание информации из различных заметок. Используйте колонку отзывов в своих заметках, чтобы ссылаться на соответствующую информацию в других заметках (например, «См. дату/страницу заметок класса»).

Если вы проходили викторину или тест по устройству, добавьте его также в свою папку, но обязательно запишите правильный ответ на любой пункт, который вы пропустили. Свяжите эти исправления со своими заметками.

Используйте эту возможность, чтобы написать «примечания к своим заметкам». Просмотрите свое резюме, чтобы убедиться, что оно все еще актуально в свете ваших заметок о чтении и любых раздаточных материалов, которые вы, возможно, добавили в свой пакет заметок.

Вам не нужно становиться стайной крысой со своими заметками. Достаточно безопасно выбрасывать их после окончания курса, за исключением следующих случаев:

  1. Если курс, который вы прошли, является предварительным условием для другого курса или если курс является частью стандартной последовательности курсов, которые основаны друг на друге (это очень часто встречается в курсах математики и естественных наук), вы должны сохранить их в качестве справочного материала. и отзыв о последующем курсе.
  2. Если курс может относиться к вашей будущей специальности, сохраните свои записи. Вы можете не осознавать сейчас, что они могут иметь ценность в будущем, когда вы будете изучать аналогичные темы или даже те же темы более глубоко.
  3. Если вы очень заинтересованы в предмете курса и хотели бы углубиться в материал через более продвинутый курс, самостоятельное изучение или даже исследование, сохраните свои заметки в качестве подготовительного инструмента для дальнейшей работы.
  • Хорошее конспектирование является ключевой стратегией академического успеха.
  • Выберите из эффективных стилей ведения заметок тот, который лучше всего подходит для вас, и измените его в соответствии с потребностями конкретного класса или инструктора.
  • Заметки в списке, как правило, менее эффективны и не имеют приоритета.
  • Outlines хорошо подходят для ведения заметок на ноутбуке, когда инструктор хорошо организован.
  • Примечания к концептуальной карте хороши для демонстрации взаимосвязей между идеями.
  • Метод Корнелла эффективен для выявления ключевых понятий и систематизации заметок для повторения.
  • Раздаточные материалы для инструктора и презентации PowerPoint помогают, но не заменяют необходимость ведения личных заметок.
  • Если вы пропустите занятие, изучите варианты замены отсутствующих заметок.
  • Организуйте свои заметки таким образом, чтобы их было легко изучать для тестов и других целей в будущем.
  1. Назовите два преимущества системы Корнелла по сравнению со списком.
  2. Опишите преимущества и потенциальные проблемы ведения конспектов занятий на ноутбуке.
  3. Перечислите не менее трех способов компенсировать пропущенные записи из-за того, что вы пропустили занятие.

Атрибуты текста