«Изобразительная деятельность детей от 2 до 3 лет»
Консультация для родителей
Художественное творчество играет не последнюю роль в развитии ребенка. Ребенку 3 – его года жизни доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки»). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь).
Материалы для художественных исследований
В совместном творчестве с детьми используйте соленое тесто, жидкое тесто, снег, мокрый песок, глину, пластилин, краски для рисования пальцами, гуашь, крупы или макароны, подкрашенную воду, мелки, кусочки красящих овощей (свекла, морковь…), вату, мыльную пену, песок, мятую бумагу, бумагу обычную, цветную, гофрированную, картон, обои, цветную клейкую пленку, фантики от конфет, фольгу, обрезки ткани, нитки разного цвета, толщины и фактуры, прищепки, крупные пуговицы, коробочки от киндер сюрпризов, упаковки от яиц, коробки, клей ПВА, клейстер, природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, семена и листья деревьев и др.), строительные наборы, мозаику.
Самый главный побудительный мотив – сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все, что угодно.
Первоначальный замысел беден по содержанию, не отчётлив. Беден рисунок по графическому, а лепка по пластическому изображению. Процесс черкания на листе бумаги малыш сопровождает речью: комментирует, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным, законченным.
Задачи взрослых
вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке и темы изображения в таком случае разнообразны. Ребенок рисует только то, что для него интересно, значимо, что его волнует.
Это важные задачи, и решать их надо сейчас. Пока ваш малыш раскован и смел, и рисует все, что хочет и как хочет.
Чтобы ребенок впоследствии не потерял интерес к рисунку, уже сейчас, в игре смело, весело и легко знакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения. Учите его пользоваться разнообразным изобразительным материалом.
И рисуйте вместе с ним!
nsportal.ru
Обучение малышей 2-3 лет рисованию – это не только важный период в развитии изобразительных навыков и воображения, но и для последующего формирования творческой личности.
Главным при обучении рисованию является создание «живого» образа и ярких впечатлений. Ведь все дети познают мир через игру. Ни один малыш не сел за парту добровольно и не стал выводить скучные закорючки. Поэтому немаловажным в этом процессе будет союз взрослого и ребёнка, основанный на взаимопонимании и уважении. Запомните, в творчестве вы не педагог, а друг ребенка. Не ставьте свои навыки и способности на пьедестал, а опуститесь до его уровня. Не учите, не советуйте «под руку», а покажите как нужно делать в начале занятия. А затем просто садитесь рядом и наблюдайте.
Нельзя заставлять малыша рисовать, это может отбить у него желание в дальнейшем!
Приступая к занятиям по рисованию с детьми 2-х лет, важно правильно подобрать время. Лучше отдать предпочтение первой половине дня, когда мозг ребенка ещё не перегружен информацией, а сил накоплено много. Отличительной чертой занятий в 2 года является тесная связь с окружающим миром, ведь в этом возрасте малыши очень любопытны и впитывают информацию, как губки.
Рисование с детьми в 3 года тоже имеет ряд особенностей. Как правило, малыши 3-х лет уже имеют определенные предпочтения в темах для игры и любимых героев. Поэтому, чтобы научить ребенка выполнять упражнения, приведенные ниже, нужно его заинтриговать. Рассказать интересную историю, например, про ёжика, а затем предложить помочь ему собрать яблоки.
Многие родители ошибочно идут от простого к сложному. Дают ребенку в 2 года фломастер, предполагая научить его рисовать не прилагая усилий. Ведь фломастеры такие яркие и ими так легко рисовать! Но этот путь, наоборот самый сложный. Ведь потом придется переучивать ребенка держать карандаш правильно и учить нажимать на него, чтобы провести линию на бумаге. Прилагая усилия, при нажатии на карандаш с раннего детства, малыш тренирует ручку, развивает мелкую моторику. Ему будет легче даваться подготовка к школе, да и сама учёба. Поэтому лучше не давать малышу фломастер лет до 4-х, пока он полностью не овладеет навыком рисования карандашом.
Тут единогласны все педагоги – трёхгранные. Они исключают возможность взять карандаш неправильно. Для малышей, которые только учатся держать карандаш, подойдут восковые трёхгранные карандаши, а деткам постарше – деревянные с мягким грифелем.
Итак, приступим к занятиям!
Цель: познакомить малыша с карандашами, правилами пользования, способами владения.
Возьмите лист бумаги и карандаш красного цвета. Нарисуйте большой и маленький круг. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом: он впервые видит, как на чистом листе бумаги появляется очертание знакомого предмета.
Предложите ему взять карандаш в правую руку.
Покажите, как нужно правильно держать карандаш большим, средним и указательным пальцами, не нажимая сильно на бумагу и не прорывая её.
Придерживая руку малыша вместе с карандашом, проведите форму круга. Отпустите его руку. Пусть он сам попробует повторить движения.
Конечно, воспроизвести с первого раза очертание круглой формы ребёнку будет сложно. Поэтому начните с простой линии. Пусть малыш самостоятельно разрабатывает руку, создавая свои маленькие шедевры.
Главное, чтобы его заинтересовал сам процесс, а результат обязательно порадует позже.
Цель
: научить рисовать штрихи, усиливая и ослабевая движения руки с карандашом.Обратите внимание ребёнка на изменение погоды в природе: то светит солнце, то набегают тучи, заслоняют солнышко и начинается дождик.
Покажите рисунок с силуэтным изображением серой тучи. «Что это? Туча. Пошёл дождь кап-кап-кап»
Возьмите синий карандаш и нарисуйте штрихи, то усиливая ритм дождя, то ослабевая.
Комментируйте свои действия движениями карандаша. «На дорожке появляются лужи». Нарисуйте овальной формы лужицы.
Предложите ребёнку продолжить рисовать, поощряя его стремление сначала усилить ритм штрихов, а затем ослабить.
Обращайте внимание на координацию движения руки.
Цель: научить вращательным движениям, правильно держать в руке карандаш, не прорывая лист бумаги.
В качестве наглядного примера, покажите игрушку – мишку, который держит в лапке воздушный шарик красного цвета.
Спросите ребенка, какого цвета шарик? Дайте ему карандаш красного цвета, напомните, как правильно его нужно держать в руке.
Предложите малышу нарисовать шарики для мишки на заранее подготовленном листе бумаги с изображением животного.
Помогайте ребёнку, придерживая и направляя ручку с карандашом.
Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, научить вращательным движениям.
Материал: лист бумаги с изображением аппликации ежа, цветные карандаши, ёжик – игрушка.
Предложите ребёнку угадать загадку: «под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками».
Помогите ему справиться с заданием, рассказывая истории про ёжика и разыгрывая сюжет о том, как он на зиму запасает грибы и яблоки.
Покажите лист с изображением аппликации ежа без иголок.
Предложите ребёнку короткими штрихами нарисовать ежу иголки, затем яблоки и грибы.
Помогите ему, если он затрудняется изобразить эти предметы.
Цель: научить обводить предметы по контуру.
Материал: цветные карандаши, лист бумаги.
Положите кисть руки ребёнка на лист бумаги и обведите её по контуру, называя каждый пальчик.
Предложите закрасить их различными цветами.
Затем попросите малыша повторить ваши действия самостоятельно.
В случае затруднения, помогите обвести контур кубика или другого предмета, удерживая его по центру и помогая ребёнку справиться с заданием.
Цель: познакомить с новым материалом: красками, кисточкой, научить правилам пользования красками.
Материалы: краска – гуашь красного цвета, кисти № 8-10, листы белой бумаги, баночка для воды, салфетки.
Напомните, что вначале ребёнок учился рисовать цветными карандашами.
Теперь будет учиться рисовать красками.
Обратите его внимание на баночку яркого цвета и кисточку, которая состоит из палочки и мягкого ворса.
Покажите ребёнку, как надо рисовать.
Вначале окуните кисточку в краску, отожмите лишние капли о край баночки и нарисуйте на бумаге широкую линию.
Получилась «дорожка». Затем плотно прикладывая кисть к листу бумаги, изобразите её следы: «шагает по дорожке».
Совершайте круговые движения кистью – она «танцует». Нарисуйте круг и палочки вокруг – это солнышко.
Затем предложите порисовать ребёнку.
Для этого положите кисточку в его ручку, придерживая своей рукой, окуните кисть в краску, отожмите лишние капли о край баночки и проведите линию.
Делайте всё неторопливо и аккуратно, озвучивая свои действия.
Во время смены краски покажите, как следует промывать кисть в баночке с водой, а затем её осушить, прикладывая к бумажной салфетке.
Предоставьте ребёнку свободу движений, контролируя процесс.
Поощряйте к экспериментированию краской, закрашиванию поверхности листа красками разных цветов.
В конце занятия промойте кисточку, рассмотрите и обсудите выполненные работы.
Цель: научить двигательному ритму.
Материалы: лист бумаги, окрашенный в светло- серые тона с аппликациями силуэтов деревьев, кисть, краски, баночка для воды, салфетки.
Вспомните про обитателей леса: зайцев, ежей, медведей, лис и волков. Почитайте стишки, загадки, напойте песенки.
Нарисуйте, на заранее приготовленном листе, кончиком кисти мелкие следы зайца, как он прыгает и бегает.
Крупные следы волка, который пробежал по лесу.
Затем всем ворсом кисти крупные мазки – следы медведя, как он по лесу идёт.
После показа приёма рисования предложите ребёнку самостоятельно нарисовать следы и рассказать кому, какие принадлежат.
Цель: научить рисовать мазками в разных частях бумаги.
Материалы: синий лист бумаги, краска белого цвета, кисти № 8-12, баночка для воды, салфетки.
Вспомните, как выглядят снежинки в зимнее время года, какого они цвета, как кружатся и опускаются на землю.
Напойте знакомые мелодии про зимнее время года.
Предложите ребёнку нарисовать белый снежок и сделайте несколько мазков.
На синем фоне белый снег будет смотреться очень эффектно.
Попросите ребёнка повторить мазки: в разных частях бумаги нанести мазками « падающий снег».
Важно помнить! Расширяя представление об окружающем мире, не забывайте поощрять малыша во всех его начинаниях.
Цель: использовать разные цвета красок, умение промывать кисть при смене краски.
Материалы: лист бумаги темно- синего цвета, краски разных цветов, кисть, баночка для воды, салфетки.
Оживите впечатления увиденного праздничного салюта.
Покажите вместе, как взлетают огни ракет, поднимая вверх руки.
Затем нарисуйте белые полоски на темно- синем фоне ночного неба, имитирующие движение ракеты.
Огни салюта изобразите мазками красного и жёлтого цвета, ритмично нанося их в виде точек, пятен, полосок.
Во время смены краски напомните ребёнку, что следует промыть кисть в баночке с водой, осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.
Комментируйте действия: «Вот зажглись огни ракет», «В небе вспыхнули огоньки, от которых стало светло, как днём»
Предложите ребёнку самостоятельно подобрать цвета для салюта и закончить праздничную экспозицию.
Отметьте старания малыша, восклицая: « Какая красивая панорама праздничного салюта!»
Цель: научить рисовать мазки и линии, аккуратно пользоваться краской, развивая воображение, сюжетно- игровой замысел.
Материал: лист бумаги, тонированный в голубой цвет, с изображениями домов, снегом на крыше, краски – гуашь, кисти, салфетки, баночка для воды.
Во время прогулки обращайте внимание ребёнка за изменениями, которые происходят в природе: таяние снега, звонкая капель, ручейки на земле и пр.
Вспомните стихи русского поэта А.Н. Плещеева про весну:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Объясните ребёнку, что чем ярче светит солнышко, тем интенсивнее тает снег, начинается звонкая капель, от которой появляются лужицы и ручейки.
Предложите малышу изобразить всё это на рисунке: солнышко на небе, сосульки, которые висят на крышах домов, капельки воды и лужицы на земле.
Во время смены краски напомните, что следует промывать кисть в баночке с водой, затем осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.
Повторяйте новые слова и выражения: «звонкая капель кап-кап-кап».
Цель: умение располагать сюжет на листе бумаги, проводить кистью неразрывные, наклонные и вертикальные линии.
Материал: лист бумаги, краски – гуашь, кисти, салфетки, баночка для воды.
Наблюдая за изменениями в природе, вспомните, какими явлениями характеризуется весеннее время года.
Это тепло солнечных дней, пение птиц, зелёная травка.
Прочитайте стихи русского поэта А.Н. Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Во время прогулки обращайте внимание ребёнка на изменения окружающей природы.
Покажите картинки с соответствующим сюжетом.
Нарисуйте яркое солнышко с глазками и улыбкой, и зелёную травку неразрывными линиями.
Комментируйте ваши действия, объясняйте движение кистью, проводя наклонные и вертикальные линии.
Благодаря применению разных оттенков зелёного цвета: светлого и насыщенного, получается красивая лужайка.
Предложите ребёнку продолжить рисунок, помогая и направляя в случае необходимости.
Цель: научить рисовать красками разных цветов, заполнять лист мазками, пятнами.
Материалы: открытки « С 8 Марта», краски – гуашь разных цветов, кисти, салфетки, баночка для воды.
Покажите праздничные открытки « С 8 Марта», прочтите стихи, послушайте песни о маме.
Предложите ребёнку сделать праздничную открытку своими руками, вызывая положительные эмоции.
Приготовьте заранее листы бумаги с нарисованными опорными линиями «стебельками».
Возьмите кисть и спросите ребёнка: «Какого цвета будем рисовать цветок?» Он ответит, например « Красного».
На стебельках сделайте несколько мазков красного цвета.
Затем нарисуйте жёлтые шарики – это цветы мимозы.
И предложите ребёнку продолжить картинку, контролируя его действия и помогая при необходимости.
Сделайте праздничные открытки для бабушек.
Важно помнить! В процессе занятия эмоционально реагируйте на появления ярких цветов, поощряя стремления ребёнка к цветовому решению.
Литература:
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.
www.tikitoki.ru
Автор программы: Егорова Елена Анатольевна, воспитатель 2 кв. категории МДОУ №4 «Красная шапочка»
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:
– формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
– формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
– развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
– обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
– развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае. Диагностика проводится по методике Т.С. Комаровой.
Рисование
Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Методы и приёмы
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа. Занятия должны доставлять детям радость!
Лепка
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.
Методы и приёмы
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Учебно-наглядные пособия:
– плакаты;
– игрушки;
– муляжи.
Оборудование:
– мольберт;
– карандаши цветные;
– фломастеры;
– восковые мелки;
– кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;
– гуашевые краски;
– баночка-непроливайка;
– подставки для кисточек;
– восковый пластилин;
– тесто;
– дощечки;
– х/б салфетки для рук;
– клеёнка.
Перспективное планирование по изодеятельности в первой младшей группе
Скачать рабочую учебную программу по развитию у детей раннего возраста художественно–творческих способностей в изо. деятельности (1 младшая группа)
vospitatel.com.ua
Содержание статьи
Начинать творческое развитие малыша следует с 6 месяцев. В это время кроха еще не способен самостоятельно что-либо придумать, но с удовольствием повторяет движения за мамой, радуется первому успеху. Но особую значимость приобретает рисование для детей 2-3 лет, когда малыши уже понимают, какое действие им следует выполнить, и стараются следовать указаниям взрослого. Вот почему в этом возрасте творческие «уроки» с мамой должны проводиться на регулярной основе.
Несомненно, раннее обучение рисованию окажет на малыша исключительно благотворное влияние. Оно делает ребенка более эмоциональным, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Также такие увлекательные «уроки» способствуют:
Ребенок учится правильно держать кисть, что укрепляет его пальцы и ладонь, готовит к постижению навыка письма. Одновременно с занятиями по рисованию дошкольник знакомится с цветами и запоминает их названия. Создаются условия для развития любознательной и творческой личности, которая стремится понимать окружающий мир, создавать нечто новое.
Кроме того, совместное творчество мамы и малыша помогает укрепить их эмоциональную взаимосвязь. Специалисты доказали, что работа с красками помогает избавиться от негативных эмоций как ребенку, так и матери. Вот почему рисованием можно и нужно заниматься.
В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.
Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи. Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует.
Для наилучшего успеха в процессе обучения основным приемам рисования малышей 2-3 лет нужно придерживаться такой последовательности.
Порой малышу бывает трудно совершать необходимые движения, тогда на помощь придет прием «рука в руке»: мама берет руку малыша в свою и управляет ею. Постепенно участие взрослого следует сокращать.
Рисуя с детьми 2-3 лет, мамам предстоит проявить фантазию, использовать самые нестандартные способы и приемы, чтобы малыш не утратил интереса.
Есть множество видов красок, которые помогут превратить каждое занятие в веселье.
При выборе поверхности для будущего рисунка для детей можно также поэкспериментировать.
Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.
Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.
Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.
Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.
Когда ребенок постиг азы, можно приступать к обучению рисованию прямых линий и геометрических фигур. Взрослый показывает, как это делается, а малыш повторяет. Чтобы процесс не стал скучным, важно правильно организовать занятие. Для этого на одной стороне листа взрослый рисует животное (или наклеивает картинку), на другой – его любимое лакомство. После этого предлагает малышу «покормить» зверька, проведя линию от животного к корму. Также можно изобразить несколько домиков, в которых живут различные сказочные персонажи, и попросить кроху провести дорожки, по которым герои будут ходить друг к другу в гости.
В 2-3 года дети с удовольствием раскрашивают, поэтому родители могут подготовить специальные картинки, чтобы ребенок сделал их цветными, соблюдая контуры. Наконец, можно смело использовать трафареты, которые малыш будет обводить, а уже потом – раскрашивать. Такие формы работы очень хорошо улучшают мелкую моторику. Большинство детей учатся обводить контуры ближе к 3 годам, но и в 2 можно включать трафареты в творческие занятия. Например, предложить крохе закрасить внутреннее пространство при помощи небольшого валика и краски.
В этом возрасте можно показать малышу, как использовать стирательную резинку, чтобы исправить недочеты в рисунке. Для этого обыгрывается интересный сюжет, например: мы нарисовали дорожку, но наступила зима, выпал снег, и вся тропинка стала белой. Рассказывая историю, взрослый стирает карандашную линию, затем дает ребенку сделать то же самое.
Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.
Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.
Текст
razvivashka.online
Консультация для родителей
«Изобразительная деятельность у детей от 2- 3х лет»
Аганина Людмила Александровна. Воспитатель ясельной группы №86 общеразвивающего вида Невского района Санкт-Петербурга.
«Изобразительная деятельность у детей от2-3 лет»
Впервые организованное привлечение ребёнка к изобразительной деятельности начинается, когда малыши поступают в первую младшую группу детского сада, поэтому программа обучения в этой группе очень невелика.
Дети третьего года жизни отличаются от детей второго года. Они более активны, стремятся к самостоятельным действиям с предметами и материалами; обогащается запас их представлений, развивается речь; они проявляют большой интерес к рисованию. Необходимо воспитывать у детей с самого начала отношение к рисованию
как к изобразительной деятельности, побуждать их к созданию образов предметов и
явлений окружающего. Надо научить ребёнка замечать нанесённые на бумагу штрихи и линии, учить следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с предметами.
Вопрос взрослого «Что ты нарисовал?» заставит ребёнка задуматься и искать сходство, привлекая свой опыт, полученный в процессе знакомства с окружающим миром. Чаще всего на вопрос воспитателя малыш отвечает молчанием. Это и понятно, так как ребёнок не ставил перед собой цель что-то нарисовать. Но даже когда ребёнок начинает понимать, что карандашом, краской можно что-то нарисовать на бумаге, не всегда похоже на называемый предмет. В таких случаях не надо спешить с опровержением: «Какой же это дом! На дом не похоже». Ассоциации у детей неустойчивы, быстро разрушаются. Через некоторое время ребёнок уже может не вспомнить как он называл свой рисунок. В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать название некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке является для ребёнка радостным открытием, но повторить рисунок, в форме которого случайно было найдено сходство, он ещё не может. Однако желание нарисовать что-то уже появляется. Не у всех детей процесс узнавания возникает одновременно. Некоторые просто двигают карандашом или кистью по бумаге. Они обычно молчат. Восприятие следов слабо развито. Те же дети, которые рано находят сходство своих рисунков с каким-либо предметом, обычно проявляют речевую активность. Они пристально всматриваются в наносимые ими пятна, линии, штрихи. Для понимания своего рисунка большое значение имеет рассматривание иллюстраций, в процессе которого взрослые раскрывают содержание изображаемого, помогают сравнивать его с реальными предметами.
Следующим этапом будет подведение детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением: он позволит в данной группе и в последующей воспроизводить в рисунке несложные предметы и явления: дождик капает, снежок идёт, листья опадают и др. Большое значение приобретает слово, которое определяет предметное содержание рисунка.
За год движения, совершаемые рукой ребёнка с карандашом, делаются энергичнее, разнообразнее. Ребёнок уже преднамеренно может производить и повторять определенные движения, например, связанные по воображению с движением машины, поезда. Дети третьего года жизни радуются цветным карандашам, краскам на занятиях. Однако большинство детей в процессе рисования сами не меняют карандаш. Чаще всего это делает воспитатель. И только постепенно, под руководством взрослого, интерес становится более активным.
В красках детей более всего привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки, вызывают у детей различные ассоциации. Часто в них дети узнают очертания знакомого предмета. Закрасив пятно синим цветом, малыш замечает, что это река, закрасив жёлтым цветом говорит: «Нарисовал солнце». Рисуя красками, ребёнок одним цветовым пятном может передавать образ предмета. Выбирая какой-либо цвет, он еще не связывает его с содержанием рисунка. Для ребёнка 2 лет рисование пятен, мазков носит увлекательный игровой характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим, так как мазки вызывают у ребёнка радость, волнение, желание повторить ещё раз свои действия, с тем чтобы увидеть их результаты на листе.
Для овладения детьми рисованию, необходимо развивать движения рук, добиваться их большей координации, ритмичности, умения многократно, преднамеренно повторять однородные движения. Нужно развивать у детей умение искать и находить сходства рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок, рассказывать, что нарисовал.
Предлагают детям дорисовывать отдельные недостающие части готового изображения (верёвочку для воздушного шарика, палочку для флажка, дорожку для колобка и т.д.)
Необходимо учить ориентироваться на листе бумаги, предлагая наносить мазки, повторять их ритмично несколько раз.
На занятиях рисованием детей обучают различению цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего-и их преднамеренному использованию в процессе рисования. Дети часть по признаку цвета дают название своему рисунку.
В рисунках младших дошкольников наблюдается стремление к выражению действия и связанного содержания. Он рисует как бы находясь в реальной ситуации.
Уже с первых занятий необходимо приучать детей сидеть правильно, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, придерживая указательным. На первых занятиях рисованием лучше давать детям фломастеры или цветные карандаши. Малышам нужны мягкие карандаши чёрного, красного, синего и зелёного цветов. Из обычного набора в шесть цветных карандашей сначала целесообразно давать контрастные: красный и чёрный, а затем синий и зелёный карандаши. Жёлтый и коричневый вначале лучше совсем не давать. После трёх-четырёх занятий рисованием карандашом можно перейти к рисованию красками.
Детей учат при рисовании красками обмакивать кист в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, не пачкать стол и одежду. На первом занятии лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы не отвлекать внимание на цвет. На следующем занятии можно дать всем новую краску одного цвета. Лишь когда дети усвоят немного приёмы рисования, можно на одном занятии ставить на разные столы разную краску. По мере усвоения приема прикладывания кисти к бумаге всем ворсом надо предоставлять детям возможность пользоваться этим приёмом для передачи различного содержания. В середине года можно подводить детей к простейшему изображению, намечая определенные
дидактические задания. Можно предложить детям украсить пятнышками платьице кукле, платочек или рукавичку. Дети выполняют все эти занятия с удовольствием. Использование стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием является важным методическим приемом. Целесообразно перед занятием рисованием вызвать активность детей: попросить кого-либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать солнышко, листочки (можно этот прием повторить). Остальные дети с интересом наблюдают, как их товарищ рисует. Им очень хочется самим взять карандаш или кисть и нарисовать на своем листе. В первой младшей группе применяется сотворчество взрослого с детьми. Взрослый рисуют, например, на большом листе ёлочку или дом, а дети затем “зажигают” на ее ветках и окнах дома яркие огни (рисуют мазками оранжевого, желтого цвета и т.д.). Благодаря совместному усилию взрослого, создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя ёлка. Такие занятия целесообразно проводить с небольшой группой детей (5-6 человек). С детьми 2.5 лет можно проводить отдельные занятия типа игры “Угадай, что нарисовано”. Детям дают для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано. Длительность занятия 10 -15минут. Заключительная часть занятия-просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем.
nsportal.ru
Рисование для детей 2-3 лет – занятие еще не освоенное, но интересное и притягательное. А если малышам показывать разные приемы и техники рисования, их интерес к этому занятию заметно возрастает.
Что уроки приносили больше радости, чем хлопот, заранее оборудуйте удобное место для их проведения.
Рисование для детей 2-3 летВ первую очередь, потребуется стол, подходящий по росту ребенку, и устойчивый стульчик. Ребенка перед занятиями лучше одевать в немаркую и хорошо отстирывающуюся одежду. Чтобы поддерживать чистоту его ручек, нужно заранее запастись влажными салфетками. Потребность в салфетках увеличивается, если возможности помыть испачкавшегося малыша у вас нет.
Для занятий с красками нужно будет приготовить стаканчик-непроливайку. Для занятий с цветными карандашами – точилку, которой сможет воспользоваться малыш. Бумагу лучше использовать достаточно плотную, не рвущуюся и медленно промокающую.
Первым шагом для будущих художников может обычно становится работа с раскрасками. Используем картинки с широкими контурами, учим малыша заштриховывать их, не выходя за границы. Такая техника называется «штриховки по раскраскам».
Штриховка по раскраскамВторой способ работы с раскраской – закрашивание красками рисунка внутри границ. Эта техника называется «закраска».
Закрашиваем рисунокИнтересный вариант закраски – работа с ниточкой. А одноразовой тарелочке нитью от вязальной ряжи выкладываем произвольный узор, закрашиваем пространство, ограниченное нитью.
Выкладываем узор из ниточкиЭта работа интересна тем, что, если малыша касается нити, она смещается в сторону, и узор нарушается. Поэтому приходится проявлять особую аккуратность.
Раскрашиваем получившиеся узорыНаучившись обращаться с кистью, малыш может приступать к созданию первых рисунков – линий. Линии могут быть прямыми и волнистыми, узкими и широкими, однотонными или разноцветными. В процессе работа обращаем внимание деток на то, что, чем шире используемая кисть, тем толще получается линия.
Волнистые линии разной толщиныРисовать линии можно любыми подручными предметами – например, игрушечным транспортом. Это занятие обычно приводит малышей в восторг.
Рисунки игрушечным транспортомНаучившись выводить линии, можно учиться ставить точки. Используем для этого кисть или ватную палочку, совершая ими отрывистые, прыгающие, движения.
Ватные палочки для рисованияРисунок точкамиПодпитывая интерес малышей, показываем им разные свойства и способы работы с красками.
Экспериментируем с цветами, делая кляксы: наносим толстым слоем краски разных оттенков на участок бумаги, а затем складываем его пополам. Разворачиваем.
Наносим краску и разворачиваемУ нас получается неповторимый узор!
Клякса — узорУзнаем свойства разных материалов: наносим рисунок восковыми мелками, после чего покрываем лист слоем акварели. Мелок не закрашивается.
Поверх рисунка мелками наносим акварельМелок не закрашиваетсяСтавим штампы фабричными приспособлениями или подручными средствами – например, сырой картошкой или цветком.
Делаем штамп из картошкиЗаяц техникой штампованияЦыпленок техникой штампованияОвечка техникой штампованияСочетаем наши рисунки с другими техниками – например, аппликацией.
Ствол рисуем краскамиЛиству выполняем в технике «аппликация»Используем свои ручки как средство для нанесения красок. Ставим отпечатки ладошек и выкладываем ими разные изображения.
Наносим краску на ладошкуРисуем цветок ладошкамиРисуем серединкуНаносим точки — семечки коричневой краскойРисунок ладошками и пальчиками «Подсолнух»Рисуем цветными мыльными пузырями. Добавляем немого краски в раствор для пускания пузырей и стараемся выдувать их так, чтобы пузыри приземлялись на листок бумаге.
Цветная мыльная водаКогда они лопаются, остается интересный яркий отпечаток.
Цветные отпечаткиИ, конечно же, пробуем создать совместную, объемную, работу, дружным детским коллективом. Рисуем картину или плакат на большом листе ватмана, стараясь внести в него что-то свое.
Совместная работа на большом листеПринимая участие в столь важном занятии, ребенок обязательно проявит все свои способности!
montessoriself.ru
Консультация для родителей
«Изобразительная деятельность детей
от 2 до 3 лет»
Начало развития образного мышления, уточнение представлений о свойствах и взаимосвязях предметов и их пространственном расположении и динамических свойствах. К 2,5 годам – более высокий уровень сравнений и обобщений, появляется интерес к цели, причине и следствии заинтересовавшей ситуации.
Появление предметно-конструктивных, ситуативно-игровых действий с игровым материалом.
На данном этапе рисунок – это предмет – заместитель, с которым ребенку хочется действовать (играть). Малыш открывает для себя функции предметов.
Действия становятся обобщенными (переносит действия на новый подобный предмет). Появляется рисование по «замыслу» (ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу).
Самый главный побудительный мотив – сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все, что угодно.
Первоначальный замысел беден по содержанию, не отчётлив. Беден рисунок по графическому, а лепка по пластическому изображению. Процесс черкания на листе бумаги малыш сопровождает речью: комментирует, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным, законченным.
Ведущий тип отношений к миру – ориентировка на предметы – реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, то-есть находит выражение в содержании игр и изобразительной деятельности (в основном интересующие ребенка предметы, явления природы).
Сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы – часть интересного для малыша предметного мира.
Не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности (малыш ориентирован на предметный мир). Знакомить с художественными техниками и материалами, привлекать к разыгрыванию художественного сюжета.
Задачи взрослых:
-обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке и темы изображения в таком случае разнообразны.
Ребенок рисует только то, что для него интересно, значимо, что его волнует.
– развивать интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).
– замечать, понимать изображения знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).
– приобщая кроху к восприятию доступного изобразительного искусства, помогать ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но и понимать смысл его собственной изобразительной деятельности.
Малышу надо показать, что окружающий его мир существует еще и в образах.
-воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Детский рисунок – это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Поддерживайте и развивайте это стремление.
-знакомить с доступными способами изображения в рисовании и лепке, со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.
Это важные задачи, и решать их надо сейчас. Пока ваш малыш раскован и смел, он рисует все, что хочет и как хочет. Он не боится рисовать машину, море, вас. «Море нарисую, еще море. Ух! А это акула-каракула подскочила… видишь какая?! Сейчас съест. Чтобы малыш в последствии не потерял интерес к рисунку, уже сейчас, в игре, незаметно, не скучно, а весело, легко познакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения, научите его, как пользоваться изобразительным материалом.
Ребенку 3-его года жизни доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки»). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь).
Материалы для художественных исследований:
тесто, снег, мокрый песок, глина, пластилин, краски для рисования пальцами, гуашь, крупы или макароны, подкрашеная вода, йогурты, мелки, кусочки красящих овощей (свекла, морковь…), молоко или манная каша с пищевыми красителями, вата, мыльная пена, песок, бумага, Действия: нанесение ритмичных штрихов, пятен, линий, тесто, бумага обычная, цветная, гофрированная, картон, обои, цветная клейкая пленка, фантики от конфет, фольга, обрезки ткани, нитки разного цвета, толщины и фактуры, прищепки, крупные пуговицы, коробочки от киндер сюрпризов, упаковка от яиц, коробки, клей ПВА, клейстер, природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, семена деревьев и др.), конструктор разный, строительные наборы, мозаика.
nsportal.ru