Автор: Шакурова Динара Мусанифовна
Организация: ГБПОУ Уфимский КСИиВТ
Населенный пункт: г. Уфа
В формировании интереса к любому предмету большое значение имеют задания, которые выполняют ребята на уроке и дома. Если они будят в студентах любознательность, желание добраться до правильного ответа, то учащиеся не останутся безучастными и равнодушными на уроках. А новых таких заданий они будут ждать с нетерпением.
Кроссворды
Они относятся к наиболее любимым детьми заданиям. В кроссвордах можно загадывать географические термины, названия, имена первооткрывателей и исследователей, обитателей разных районов земного шара. Использовать кроссворды можно при закреплении материала, проверке домашнего задания, при этом дети относятся к ним спокойнее, чем к тестам или письменному опросу. Секрет в том, что при заполнении клеток кроссворда угаданными словами открываются буквы-подсказки в других словах, что придает уверенности.
Кроссворды, созданные в Excel, можно выносить на интерактивную доску или на ноутбук, заполнять совместно или индивидуально, в конце сразу получить оценку в зависимости от количества правильных ответов. Возможность создания кроссвордов намного облегчается тем, что существуют программы для их составления. Из одних и тех же слов можно составить несколько вариантов крестословиц, а потом определения к словам перетасовать в нужном для каждого случая порядке. Так можно получить индивидуальные варианты кроссвордов по одной и той же теме для каждого ученика в классе.
В качестве домашнего задания можно дать ребятам самим составить кроссворд по определенной теме. Как правило, они с удовольствием выполняют такие задания. Нужно только заранее оговорить количество слов. После проверки учителем такие кроссворды можно решать по взаимообмену с соседом по парте.
Путешествия по карте
Географию нельзя представить без использования карты.
С первых же уроков нужно приучать детей к работе с картами. В этом очень помогают «путешествия» по карте. Вначале можно давать задания по-легче, например, повторить на глобусе маршруты известных путешественников. Как правило, в атласах есть карты с их изображением, просто надо совместить маршрут на карте с глобусом. Обычно ученики удивляются, как много Колумбу еще оставалось до Индии, в которую он собирался приплыть. Или как Магеллан не побоялся отправиться через Тихий океан (на глобусе особенно хорошо видны его огромные размеры).В дальнейшем такие путешествия можно использовать для закрепления географической номенклатуры. Например, совершить путешествие по морю от Санкт-Петербурга до Владивостока, называя все океаны, моря, заливы и проливы по ходу движения, или из России в Грецию, в Италию, и.т.д. Ребята могут
Ассоциации
На первом уроке по географии России можно попросить учеников, что у них ассоциируется со словом «российский» или «русский», «мировой» или «зарубежный». Обычно перечисляют очень многое: русский лес, русская зима, русские березы, русский медведь, отдых за границей, лечение зарубежом, учеб заграницей и др.. Каждую ассоциацию нужно объяснить. В заключение говорим о том, что из этих слов складывается образ России у иностранцев, и образ других стран мира у нас.
В дальнейшем можно составить ассоциативный образ своей республики или области, своего района, населенного пункта. Такие задания вызывают активность учащихся, обсуждение может продолжаться и на перемене.
Можно составлять образы зарубежных стран. Но в отличие от ассоциативных образов тут требуется изучить литературу, интернет-материалы. Выбираем не более десяти ключевых словосочетаний по этой стране и обозначаем их на листе, показываем связи. К каждой фразе подбираем картинку, отражающую ее суть. В результате получается схема-образ страны. Каждый ученик защищает составленный им образ стран, объясняя, почему выбраны именно эти фразы, как они связаны между собой, какую роль они играют в истории данного государства или его настоящем. Работу можно выполнять индивидуально, а можно в небольших группах. Как правило, защита работ вызывает большой интерес не только со стороны одноклассников, но и других ребят и даже учителей. Поэтому самые лучшие работы можно выносить на обсуждение на заседание НОУ или на школьную НПК.
Например, для Турции были выбраны следующие ключевые фразы.
Эта работа была оценена как лучшее исследование по географии.
Задания по контурным картам
Работа с контурными картами — это традиционный вид деятельности на уроках географии. Но вместо обычного перерисовывания номенклатуры с карт атласа в контурные можно давать более интересные задания.
Например, поступил сигнал «SOS» c судна, находящегося по координатам 10⁰ю.ш. и 80⁰в.д. Сигнал был принят на двух судах — индийском (10⁰с.ш. и 60⁰в.д.) и австралийском (15⁰ю.ш. и 95⁰в.д.). Нанесите местонахождение всех трех судов на контурную карту и определите, какой корабль быстрее подойдет на помощь судну, терпящему бедствие.
На контурных картах можно обозначать те маршруты, которые предлагаются студентами для туристов, с обозначением интересных объектов.
Можно контурную карту перевернуть вверх ногами (поменять местами северный и южный полюса) и предложить ребятам определить, каким был бы климат Африки (любого другого материка). Для этого нанести на контурную карты границы климатических поясов, направления преобладающих ветров, течений. Учитывать и влияние рельефа материков на климат, показать центры промышленности и крупные месторождения полезных ископаемых на контурной карте отдельных регионов или стран.
Еще одно задание: выделить на контурной карте материк Индийский по границам Индийского океана и подписать элементы береговой линии, учитывая, что острова превращаются в озера, полуострова — в заливы и моря, а моря и заливы — в полуострова, проливы — в перешейки и наоборот. Активно работают с настенной картой, по 2 человека сдают столицы стран мира.
Можно все эти задания выполнять на настенной контурной карте в группах. Также студентам нравится выполнять географические диктанты по настенным контурным картам, когда нужные объекты отмечены цифрами, а ребята в тетрадях должны записать, что соответствует этим цифрам на карте. Цифрами разного цвета можно обозначить разные варианты для работы.
Подготовка презентаций
Студентам нравится чувствовать себя преподавателями. Поэтому они с удовольствием выполняют опережающие задания: подготовить сообщение на определенную тему, приготовить презентацию.
Но прежде чем задавать такое задание, нужно объяснить некоторые правила. Выступление — по конкретному вопросу не более 3-5 минут, презентация — не более 10 слайдов. Каждый слайд содержит фотографии, схемы, рисунки, карты, диаграммы, но не сплошной текст. По идее, слайд — это иллюстрация к рассказу, а не его дублирование. Достаточно одного предложения на слайде, выражающего главную мысль.
Особо оговаривается, что не стоит скачивать готовые презентации с интернета.Обычно достаточно нескольких выступлений одногруппников, чтобы вся группа поняла, как нужно и как ненужно составлять презентации.
Этот вид заданий очень хорошо применять при изучении географии для характеристики отдельных районов страны или отраслей хозяйства, в курсе географии зарубежных стран. Они активно работают с компьютерами, составляют презентации, ищут интересные факты по странам мира. И конечно же лучше запоминают материал.
Приложения:
Тема «Ориентирование на местности, ориентирование по карте»
Задача 1.
Ребята вышли из деревни вечером на лыжах. Довольно быстро стемнело и маленькому отряду стало казаться, что они заблудились. Небо затянулось дымкой и звезды стали не видны. Ребята хотели найти север и определить свое место нахождение, но даже Полярной звезды видно не было. Как ребятам попасть обратно в деревню?
Ответ: найти дорогу, значит отыскать нужное направление, и для этого нужно установить стороны горизонта. Можно определить их при помощи часов и луны. Знайте. Что луна бывает в 18 часов на востоке, и в 24 часа на юге. Нужно навести часовую стрелку на луну. Разделить угол, образованный стрелкой и цифрой 12, пополам и определить, таким образом. Направление север и юг.
Задача 2.
По одиноко стоящим деревьям мы можем определить стороны горизонта. А возможно ли по этим же одиноким деревьям. Которые растут на равнинах, определить преобладающие направление ветра в данной местности. если возможно, то, каким образом?
Ответ: Одинокие деревья, которые растут на равнине. Очень часто немного наклонены.
Это говорит о том, что, как бы причудливо ни изменялись сила и направление ветра каждый день и от часа к часу, но в среднем в каждом районе преобладает всегда какое-то одно направление или несколько характерных для этой области ветров. В подветренном направлении суммарного действия ветра обычно и получают наклон старые деревья.
Тема «Гидросфера»
Задача .
Что именно описал географ М.Ф. Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струится ее теплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет он»?
Ответ: это теплое течение Гольфстрим.
Тема «атмосфера. Погода и климат»
Задача 1.
В книге М. ильина «100 000 почему» можно прочитать такой вопрос: «почему шуба греет?» Тот, кто внимательно прочитал эту книгу. Легко ответит и на этот вопрос: Что служит «шубой» для планеты Земля? Ведь земля проносится в космосе, где господствует леденящий холод.
Ответ: «Шубой» для земли является атмосфера. Если бы наша планета была бы лишена ее, то средняя t на поверхности земли стала бы не + 15, – 23, на целых 38 градусов ниже, так как большая часть того солнечного тепла, которое получает Земля, не задерживалось бы воздушной оболочкой, а сразу отдавалось бы обратно в мировое пространство. В результате днем поверхность планеты сильно нагревалась бы жгучими солнечными лучами. А ночью очень быстро остывала бы. В таком случае планета земля до некоторой степени стала бы похожа на свой спутник – Луну.
Задача 2.
Можно ли испечь куриное яйцо, не разводя огня?
Ответ: яйцо на самом деле можно приготовить без всякого огня. При этом «духовкой» послужит нагретый солнцем песок в пустыне. Чтобы яйцо испеклось достаточно положить его в жаркий летний день на песок, слегка вдавив его и присыпав тонким слоем сверху. Белковые вещества в яйце начинают свертываться при температуре +50 С. Учитывая, что температура воздуха в пустыне в тени поднимается до + 49- +50 . а песок на солнце накаляется до +70 С. А иногда и выше, то яйцо нам будет приготовить нетрудно.
Тема «Рельеф»
Задача 1.
Назовите две реки, одна из которых протекает в Европе, а другая в Австралии. Эти реки напоминают имена известных писателей. Двух авторов всеми любимых приключенческих романов?
Ответ: В Европе – Майн (Рид), в Австралии – Купер (Фенимор).
Задача 2.
Какую реку в Китае и почему называли «рекой , причиняющей тысячи огорчений», «бедствием Китая», «рекой , надрывающей сердце»?
Ответ: Это река Хуанхэ, уровень воды в ней выше окружающей местности ; по этому в прошлом. Когда в сезон дождей она прорывала плотины, то причиняла окрестному населению многочисленные бедствия. К тому же река много раз меняла русло.
Изучение большого мира может доставить учащимся массу удовольствия, а география — идеальный предмет для практического обучения. Эти географические игры и задания познакомят вас с новыми концепциями, расширят кругозор и позволят вашим ученикам практиковать ценные навыки.
Эта забавная игра представляет собой одноминутный тест на скорость для детей, чтобы определить как можно больше состояний. Чтобы играть, потяните палку с надписью и отметьте штат на карте. Однако, если вы потянете палку SNAP, вам придется стереть карту и начать заново.
Подробнее: 123Homeschool4ME
Классическая игра из 20 вопросов идеально подойдет для изучения географии. Сначала попросите одного учащегося назвать штат, страну или континент. Затем позвольте учащимся задать вопрос «да» или «нет» по одному. Например: «Этот штат находится на севере?», «Этот штат находится на побережье?», «Был ли этот штат одной из первоначальных колоний?» и т. д. Цель, конечно, состоит в том, чтобы угадать правильный ответ в 20 вопросов или меньше.
Дети узнают эту забавную игру как версию карточной игры «Война». Загрузите эти бесплатные коллекционные карточки с цветными иллюстрациями каждого штата и интересными фактами. Чтобы играть, раздайте все карты двум игрокам лицом вниз. Каждый игрок берет верхнюю карту, оставляя ее себе, и называет категорию (население, голоса выборщиков и т. д.). Каждый игрок зачитывает соответствующее число, а игрок с большим числом оставляет карты себе.
Узнать больше: Обманчиво образовательный
РЕКЛАМА
Это простой, но интересный способ повторить географию. Имейте под рукой запас небольших мешков с фасолью и большую карту мира и/или США на стене. Попросите одного из учеников бросить мешок с фасолью в место на карте, например, в Тихий океан, Мексику или Колорадо. Если они делают точный бросок, они получают очко, а если они промахиваются, они должны вместо этого сказать вам, во что они попали. Дети могут играть в нее в небольшой группе или с партнером, по очереди называя места и подбрасывая мешок с фасолью. Или вы можете использовать это задание для обзора всего класса.
Насколько это весело? Учащиеся смотрят на изображения международных достопримечательностей и пытаются воссоздать их из кубиков LEGO. Карточки Landmark можно найти на Amazon, Etsy, Walmart и т. д. Или, что еще лучше, попросите студентов провести исследование на компьютере и сделать свое собственное.
Подробнее: HomeGrownLearners
Флаги являются важной частью национальной идентичности, и изучение флагов помогает детям узнавать и запоминать места по всему миру. Для этого задания попросите каждого учащегося выбрать интересующую его страну. Попросите их провести небольшое исследование и создать копию флага этой страны на листе плотной бумаги размером 11×14. Натяните флаги всех учеников, чтобы создать баннер в классе, чтобы придать ему интернациональный колорит.
Узнайте больше: ArtBar
Поиграйте с географией в стиле бинго и помогите своим ученикам распознать и запомнить 50 штатов. Нажмите на ссылку ниже, чтобы получить инструкции, бесплатно загружаемые карты Бинго и фишки для звонков.
Узнать больше: Обманчиво познавательно
Это веселая круговая игра, которая поможет учащимся запомнить все пятьдесят штатов. Он идеально подходит в качестве разминки или повторения по географии. (Это также развивает навыки грамотности.) Первый ученик в кругу называет название штата. Следующий должен назвать состояние, которое начинается с последней буквы состояния предыдущего ученика. Например: Студент 1: Калифорния, Студент 2: Арканзас, Студент 3: Южная Каролина и т. д. Вы также можете играть в эту игру со странами. Например: Ирландия/Дания/Казахстан и т. д.
Узнайте интересные факты о местах по всему миру, научившись ориентироваться в атласе. В этой охоте за мусором для школьников есть 26 забавных подсказок от (А до Я), связанных с мировой географией.
Загрузите эти бесплатные карточки со штатами и столицами штатов и сделайте несколько копий. Создайте колоды из двадцати карт: 10 штатов плюс 10 координирующих столиц. Для игры учащиеся перетасовывают колоду, а затем кладут каждую из карт лицевой стороной вниз. Цель состоит в том, чтобы перевернуть две карты в поисках совпадения. Если карты не совпадают, они переворачивают их обратно. Игра продолжается до тех пор, пока не будут совмещены все карты.
Эти штабелируемые стаканчики — отличное наглядное пособие, помогающее детям понять, где именно они живут в мире. Каждая чашка подходит к другой, от дома до города и штата, вплоть до галактики, в которой они живут. Загрузите бесплатные этикетки или придумайте свои собственные.
Подробнее: Класс под прикрытием
Большинство детей любят изучать глобус. Эта кружковая деятельность является географической версией горячего картофеля. Попросите учащихся сесть в круг, а затем включите музыку. Учащиеся передают глобус по кругу до тех пор, пока не остановится музыка. Когда это произойдет, ученик, держащий глобус, должен определить место под большим пальцем правой руки. Включите музыку снова и играйте, пока все не закончат свою очередь. Более чем вероятно, что учащиеся узнают названия мест, о которых они никогда раньше не слышали.
Самостоятельная охота за сокровищами — отличный способ для детей научиться важным картографическим навыкам. Этот блог объясняет деятельность с домашней картой. Адаптируйте его к классной комнате, попросив детей нарисовать карту своего класса или школы. Затем, когда все закончат свои карты, предложите учащимся объединиться, чтобы найти сокровища друг друга.
Подробнее: Beth Gorden
Знание широты и долготы — важный навык карты. Эта игра дает учащимся возможность попрактиковаться в поиске мест на карте с использованием координат. Составьте список мировых местоположений (или местоположений в США), используя только координаты. Объедините учащихся в пары и дайте им список и лист с наклейками с золотыми звездами. Работая вместе, они должны найти место на карте и отметить его золотой звездой. Когда они закончат, дайте им бланк для ответов, чтобы они могли проверить свои ответы.
youtube.com/embed/OWGc6AZQlAE?feature=oembed” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>Что может быть лучше, чем с помощью песни выучить названия штатов в алфавитном порядке? Эта запоминающаяся мелодия существует уже много лет, и однажды выучив ее, вы не забудете ее.
Узнайте больше: YouTube
География не означает изучение карт и запоминание столиц штатов! От поиска сокровищ до ведения сенсорного журнала — получите идеи о том, как развлечься с географией в повседневной жизни.
Используйте элементы карты, такие как символы и ключ, чтобы показать различные особенности острова и его жителей.
Найдите фотографии сезонных праздников по всему миру. Например, вы можете искать фотографии празднования летнего и зимнего солнцестояния или праздников, связанных с равноденствиями. Поделитесь со своей семьей и друзьями тем, что вы узнали о празднованиях, где они проходят и как они выражают уникальные особенности этого конкретного времени года.
Нарисуйте землю на куске ацетата, используя цветной целлофан для земли и воды, и повесьте ее на окно с помощью пряжи.
Всякий раз, когда вы читаете статью в журнале или газете, найдите широту и долготу места, в котором находится центр статьи. На карте мира отметьте места. Посмотрите, сколько времени потребуется, чтобы получить отметки в большинстве стран.
Посмотрите статью в газете, журнале или в Интернете. Как информация в статье может быть представлена на карте? Создайте карту, показывающую эту информацию.
Найдите примеры карт, когда вы находитесь в торговом центре, парке развлечений, на вокзале или в другом месте. Оцените удобство использования карты. Затем сделайте свою собственную карту местности.
Распространи свои знания по географии, рассказывая другим, как это круто. Пусть ваш класс придумает забавные идеи, чтобы привлечь других к географии, или создайте в своей школе клуб географии или активного отдыха. Вот некоторая помощь от Национального совета по географическому образованию, чтобы начать.
Используйте месяц для широты и день для долготы. Например, если ваш день рождения 26 ноября, ваши координаты могут быть 11°N, 26°E. Или вы можете сделать четыре набора координат для своего дня рождения, в зависимости от того, используете ли вы северную или южную широту, восточную или западную долготу. Распечатайте карту мира и нанесите на нее координаты своего дня рождения. Каково было бы устроить там вечеринку?
Посмотрите вокруг себя в поисках карт в повседневной жизни. Найдите пример полезной карты и пример бесполезной карты. Проанализируйте, что делает карты полезными или нет. Поговорите с другом или членом семьи о том, как разные карты могут отображать одну и ту же информацию совершенно по-разному.
Используйте газетные полоски и воздушный шар. Используйте цветные краски, чтобы изобразить землю и воду, а также добавить границы и метки.
Создайте карту своего района без ключевых элементов карты, таких как роза ветров, метки и ключ. Затем попросите члена семьи или друга попытаться использовать карту, чтобы добраться до определенного пункта назначения. Поговорите о том, как было трудно использовать карту.
Дайте подсказки, основанные на сторонах света. Если у вас нет компаса, помните, восход солнца происходит на востоке. Закат происходит на западе.
Нанесите на карту путь тропического шторма или урагана. Записывайте данные о шторме и делайте прогнозы о том, превратится ли шторм в ураган. Подтверждайте или пересматривайте свои прогнозы по мере получения новых данных.
Флаги стран предназначены для представления истории или идеалов страны. Создайте флаг, который представляет вас — вы можете смоделировать его на основе своего наследия, любимых занятий, спорта, животных или семьи.
Дайте каждому играющему лист бумаги с подсказками. Например, «В каком доме есть почтовый ящик определенной формы?» и «Назовите три перекрестка с четырехсторонними знаками остановки». Установите географические границы, чтобы убедиться, что все находятся в безопасной зоне. Побеждает тот, кто первым вернется с правильными ответами.
Проложи необычный, но безопасный маршрут на карте своей школы или окрестностей. Используйте дневник, чтобы делать заметки о вещах, которые вы видите, обоняете, слышите, осязаете и пробуете по пути. Сфотографируйте, если сможете. Затем используйте художественные принадлежности, чтобы создать сенсорную карту вашего сообщества. Будь креативным! Используйте ручки, карандаши, краски, цветную бумагу, картинки или любые другие материалы.
Выберите линию широты и используйте глобус, чтобы провести эту линию по кругу. Составьте список стран и других важных объектов, таких как горные хребты или пустыни, через которые проходит линия широты. Подумайте о сходствах и различиях между этими странами и особенностях. Если у вас нет глобуса, используйте MapMaker Interactive, чтобы выполнить этот проект онлайн.
Получите рецепт вашего любимого семейного блюда и узнайте, какие травы и специи в нем содержатся. На карте найдите страны, которые производят эти травы и специи. Проведите небольшое расследование, чтобы узнать больше об этих странах.