Учитель в России — это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «Учитель» не меняется никогда. 25 фактов: статистика, культура и история, все, чтобы задуматься о том, какие же это герои — настоящие учителя.
rosuchebnik.ru
Согласно социологическим исследованиям, профессия учителя является одной из самых противоречивых. С одной стороны, во всём мире она уверенно занимает одно из первых мест среди самых уважаемых профессий. С другой стороны, если речь заходит о том, хотят ли опрашиваемые, чтобы их ребёнок стал учителем, рейтинг «уважаемости» резко понижается.
Без всяких опросов ясно, что для любого общества учитель — профессия ключевая, и кому попало воспитание и обучение детей доверять нельзя. Но с течением времени оказалось, что чем больше нужно учителей, тем большим должен быть багаж их знаний. Массовость образования неминуемо снижает и средний уровень учащихся, и средний уровень учителей. Хороший гувернёр в начале XIX века мог дать одному дворянскому отпрыску все необходимые начальные знания. Но когда в обществе таких отпрысков миллионы хороших гувернёров на всех не хватит. Пришлось вырабатывать системы образования: сначала учат будущих учителей, а те потом учат детей. Система, как ни крути, получается большой и громоздкой. А в истории каждой большой системы есть место и подвигам, и курьёзам, и трагедиям.
1. Педагоги на удивление широко (по сравнению с оплатой их труда) представлены на денежных банкнотах самых разных стран. В Греции выпускалась банкнота номиналом 10 000 драхм с портретом воспитателя Александра Македонского Аристотеля. Основателя знаменитой Академии Платона почтила Италия (100 лир). В Армении на банкноте в 1 000 драм изображён основатель армянской педагогики Месроп Маштоц. Голландскому педагогу и гуманисту Эразму Роттердамскому на родине посвятили купюру в 100 гульденов. На чешской банкноте номиналом 200 крон есть портрет выдающегося педагога Яна Амоса Коменского. Швейцарцы почтили память своего соотечественника Иоганна Песталоцци, поместив его портрет на 20-франковую купюру. На сербской банкноте в 10 динаров есть портрет реформатора сербскохорватского языка и составителя его грамматики и словаря Караджича Вука Стефановича. Пётр Берон, автор первого болгарского букваря, запечатлён на купюре достоинством 10 левов. Эстония пошла своим путём: на банкноте в 500 крон размещён портрет преподавателя немецкого языка и литературы Карла Роберта Якобсона. Создательница системы педагогики своего имени Мария Монтессори украшает итальянскую купюру достоинством в 1 000 лир. Портрет первого президента нигерийского союза учителей Алвана Икоку помещён на банкноте номиналом 10 найра.
2. Единственным учителем, вошедшим в историю педагогики благодаря единственной ученице, можно назвать Энн Салливан. Эта американка в раннем детстве потеряла мать и брата (отец бросил семью ещё раньше) и практически ослепла. Из многочисленных операций на глазах помогла лишь одна, но нормальное зрение к Энн так и не вернулась. Тем не менее, в школе для слепых она взялась за обучение семилетней Хелен Келлер, потерявшей зрение и слух в возрасте 19 месяцев. Салливан сумела найти подход к Хелен. Девочка закончила школу и колледж, хотя в те годы (Келлер родилась в 1880 году) ни о какой специальной педагогике не было и речи, и она училась вместе со здоровыми школьниками и студентами. Салливан и Келлер провели вместе всё время до смерти Салливан в 1936 году. Хелен Келлер же стала писательницей и всемирно известной общественной активисткой. День её рождения 27 июня отмечается в США как День Хелен Келлер.
Энн Салливан и Хелен Келлер пишут книгу
3. Академик Яков Зельдович был не только многосторонне одарённым учёным, но и автором трёх превосходных учебников математики для физиков. Учебники Зельдовича отличались не только стройностью изложения материала, но и достаточно живым для того времени (1960 — 1970 годы) языком изложения. Неожиданно в одном из узкопрофессиональных журналов появилось письмо за авторством академиков Леонида Седова, Льва Понтрягина и Анатолия Дородницына, в котором учебники Зельдовича критиковались именно за манеру изложения, недостойную для «серьёзной науки». Зельдович был довольно противоречивой личностью, завистников у него всегда хватало. Да и в целом советские учёные, мягко говоря, не представляли собой монолитный коллектив единомышленников. Но тут повод для нападок был настолько очевидно мизерным, что за конфликтом сразу закрепилось название «Три героя против трижды героя». Трижды Героем Социалистического Труда был, как нетрудно догадаться, автор учебников Я. Зельдович.
Яков Зельдович на лекции
4. Как известно, Лев Ландау, вместе с Евгением Лифшицем, создал классический курс теоретической физики. При этом его приёмы в прикладной педагогике вряд ли можно считать примерами, достойными подражания. В Харьковском государственном университете он получил прозвище «Левко Дуркович» за то, что частенько называл студентов «дураками» и «идиотами». Видимо, таким образом сын инженера и врача пытался привить студентам, многие из которых закончили рабфак, то есть имели слабую подготовку, основы культуры. Во время приёма экзамена у одной из студенток Ландау показалось, что её решение неверно. Он начал истерически хохотать, лег на стол и задрыгал ногами. Стойкая девушка повторила решение на доске, и только после этого преподаватель признал её правоту.
Лев Ландау
5. Прославился Ландау и оригинальным способом приёма экзамена. Он интересовался у группы, есть ли в её составе студенты, согласные получить «тройку», не сдавая экзамен. Таковые, конечно, находились, получали свои оценки, и уходили. Затем точно такая же процедура повторилась не только с желающими получить «четвёрку», но и с жаждавшими «пятёрку». Не менее оригинально принимал экзамены в МГУ и академик Владимир Смирнов. Он заранее оповещал группу, что билеты будут лежать стопкой по порядку номеров, только порядок может быть или прямым, или обратным (начинаться с последнего билета). Студентам, по сути, оставалось распределить очередь и выучить два билета.
6. Немецкий педагог и математик Феликс Клейн, сделавший большой вклад в развитие системы школьного образования, всегда стремился подтверждать теоретические выкладки практическими инспекциями школ. В одной из школ Клейн спросил учеников, когда родился Коперник. Никто в классе не мог дать даже приблизительного ответа. Тогда педагог задал наводящий вопрос: произошло это до нашей эры, или после. Услышав уверенный ответ: «Конечно, до!», Клейн записал в официальной рекомендации, что нужно хотя бы добиться того, чтобы, отвечая на этот вопрос, дети не употребляли слово «конечно».
Феликс Клейн
7. Лингвист академик Виктор Виноградов после отсидки 10 лет в лагерях очень не любил большие скопления людей. При этом ещё с довоенных времён шёл слух о том, что он прекрасно читает лекции. Когда после реабилитации Виноградова приняли на работу в Московский пединститут, на первых лекциях был аншлаг. Виноградов терялся и читал лекцию чисто формально: мол, вот поэт Жуковский, жил тогда-то, написал то-то — всё, что можно прочитать в учебнике. Посещение тогда было свободным, и недовольные студенты быстро покидали аудиторию. Лишь когда оставалось пара десятков слушателей, Виноградов раскрепощался и начинал читать лекцию в привычной остроумной манере.
Виктор Виноградов
8. Через руки выдающегося советского педагога Антона Макаренко, в 1920 — 1936 годах руководившего исправительными учреждениями для малолетних преступников, прошли более 3 000 воспитанников. Ни один из них не вернулся на криминальную стезю. Некоторые сами стали известными педагогами, а десятки отлично проявили себя в ходе Великой Отечественной Войны. Среди воинов-орденоносцев, воспитывавшихся у Макаренко, и отец известного политика Григория Явлинского. Книги Антона Семёновича являются настольными для менеджеров в Японии — там применяют его принципы создания здорового сплочённого коллектива. ЮНЕСКО объявила 1988 год годом А. С. Макаренко. Одновременно он был включён в число учителей определявших принципы педагогики столетия. В список также вошли Мария Монтессори, Джон Дьюи и Георг Кершенштейнер.
Антон Макаренко и его воспитанники
9. Выдающийся кинорежиссёр Михаил Ромм, принимая вступительный экзамен во ВГИК у Василия Шукшина, возмутился тем, что абитуриент из всех толстых книг прочитал только «Мартина Идена» и при этом работал директором школы. Шукшин в долгу не остался и в своей экспрессивной манере сообщил великому кинорежиссёру, что директору сельской школы нужно добыть и доставить дрова, керосин, учителей, и т. п. — не до чтения. Впечатлённый Ромм поставил Шукшину «пятёрку».
10. Один из экзаменаторов в Оксфордском университете был ошарашен требованием сдающего экзамен студента предоставить ему копчёную телятину с пивом. Студент раскопал средневековое постановление, согласно которому в ходе сдачи длинных экзаменов (они существуют до сих пор и могут продолжаться целый день) университет должен кормить экзаменующихся копчёной телятиной и поить пивом. Пиво отклонили, найдя более свежее постановление о запрете употребления алкоголя. Копчёную телятину после долгих уговоров заменили сданным экзаменом и едой из фаст-фуда. Через несколько дней преподаватель лично проводил дотошного студента в Университетский суд. Там коллегия из нескольких десятков человек в париках и мантиях торжественно исключила его из университета. Согласно до сих пор действующему закону от 1415 года студенты обязаны являться на экзамен с мечом.
Оплот традиций
11. Мария Монтессори категорически не хотела становиться учителем. В годы её молодости (конец XIX века) итальянка могла получить только педагогическое высшее образование (в Италии высшее образование и для мужчин было малодоступно — ещё во второй половине ХХ века любого мужчину с любым высшим образованием уважительно титуловали «дотторе»). Монтессори пришлось сломать традицию — она стала первой в Италии женщиной, получившей медицинское образование, а затем и учёную степень по медицине. Лишь в возрасте 37 лет она открыла первую школу для обучения больных детей.
Мария Монтессори. Ей всё же пришлось стать учительницей
12. Один из столпов американской и мировой педагогики Джон Дьюи считал, что сибиряки живут до 120 лет. Об этом он как-то сказал в одном из интервью, когда ему было уже за 90, и он сильно болел. Учёный сказал, что если сибиряки живут до 120 лет, то почему бы не попробовать и ему. Дьюи скончался в возрасте 92 лет.
13. Создавший собственную педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма, Василий Сухомлинский проявил невероятную стойкость духа. Получив тяжёлое ранение в годы Великой Отечественной Войны, Сухомлинский, вернувшись в родные места, узнал, что его жена и ребёнок были зверски убиты — жена сотрудничала с партизанским подпольем. 24-летний парень, учительствовавший с 17 лет, не сломался. До самой смерти он не только работал директором школы, но и занимался педагогической теорией, статистическими исследованиями, а также писал книги для детей.
Василий Сухомлинский
14. В 1850 году выдающийся русский педагог Константин Ушинский подал в отставку с поста учителя Демидовского юридического лицея. Молодого учителя возмутило неслыханное требование администрации: предоставить полные программы своих занятий с воспитанниками с разбивкой по часам и дням. Ушинский пытался доказывать, что такие ограничения убьют живое преподавание. Учитель, по мнению Константина Дмитриевича, должен считаться с интересами учеников. Отставка Ушинского и поддержавших его коллег была удовлетворена. Сейчас разбивка занятий по часам и дням называется поурочным и календарным планированием и обязательна для каждого учителя вне зависимости от того, какой предмет он преподаёт.
Константин Ушинский
15. Ещё раз Ушинский стал жертвой удушливой атмосферы в педагогике царской России уже в зрелом возрасте. С поста инспектора Смольного института его, обвинив в безбожии, аморальности, вольнодумстве и непочтительности к начальству, отправили в… пятилетнюю командировку в Европу за государственный счёт. За границей Константин Дмитриевич посетил несколько стран, написал две блестящие книги и много общался с императрицей Марией Александровной.
16. Врач и педагог Януш Корчак с 1911 года руководил им же основанным «Домом сирот» в Варшаве. После того, как Польша была оккупирована немецкими войсками, «Дом сирот» перевели в еврейское гетто — большинство воспитанников, как и сам Корчак, были евреями. В 1942 году около 200 детей были отправлены в лагерь Треблинка. Корчак имел много возможностей скрыться, однако отказался бросить своих воспитанников. 6 августа 1942 года выдающийся педагог и его воспитанники были уничтожены в газовой камере.
17. Венгерский учитель этики и черчения Ласло Полгар уже в юном возрасте, изучив биографии ряда талантливых людей, пришёл к выводу, что гением сделать можно воспитать любого ребёнка, нужны только правильное воспитание и постоянный труд. Подобрав жену (они познакомились по переписке), Полгар занялся доказательством своей теории. Всех трёх дочерей, родившихся в семье, чуть ли не с младенчества учили играть в шахматы — Полгар выбрал эту игру как дающую возможность максимально объективно оценивать результаты воспитания и обучения. В итоге Жужа Полгар стала чемпионкой мира среди женщин и гроссмейстером среди мужчин, а её сёстры Юдит и София также получили звания гроссмейстеров.
…и просто красавицы. Сёстры Полгар
18. Эталоном невезения можно назвать судьбу выдающегося швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци. Все его практические начинания терпели крах по независящим от талантливого педагога причинам. Основав «Учреждение для бедных», он столкнулся с тем фактом, что благодарные родители забирали детей из школы, как только те становились на ноги и получали бесплатную одежду. По идее Песталоцци детское учреждение должно было быть самоокупаемым, но постоянный отток кадров не обеспечивал преемственности. В схожей ситуации у Макаренко подрастающие дети становились опорой коллектива. У Песталоцци же такой опоры не было, и через 5 лет существования он закрыл «Учреждение». После буржуазной революции в Швейцарии Песталоцци из полуразрушенного монастыря в Штансе создал превосходный детский приют. Здесь педагог учёл свою ошибку и заблаговременно готовил старших детей к роли помощников. Беда пришла в виде наполеоновских войск. Те попросту выгнали приют из хорошо подходящего для собственного размещения монастыря. Наконец, когда Песталоцци основал и сделал всемирно известным Бургдорфский институт, заведение после 20 лет успешной работы уничтожили склоки среди административного персонала.
19. Многолетний профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант поражал своих студентов не только пунктуальностью (по его прогулкам сверяли часы) и глубоким интеллектом. Одна из легенд о Канте гласит, что когда однажды подопечным никогда не бывшего женатым философа всё же удалось затащить его в публичный дом, Кант описал свои впечатления как «множество мелких суетливых бесполезных движений».
Кант
20. Выдающийся психолог и педагог Лев Выготский, возможно не стал бы ни психологом, ни педагогом, если бы не революционные события 1917 года и последовавшая за ними разруха. Выготский учился на юридическом и историко-философском факультетах и уже студентом публиковал литературно-критические и исторические статьи. Однако прокормиться статьями в России и в спокойные годы сложно, а уж в революционные и подавно. Выготский был вынужден устроиться учителем сначала в школу, а затем в техникум. Преподавание так захватило его, что в течение 15 лет, несмотря на слабое здоровье (болел туберкулёзом), опубликовал более 200 работ по детской педагогике и психологии, некоторые из них стали классическими.
Лев Выготский
Голосуй звездами!
Загрузка…100-faktov.ru
Профессия учитель считается самой древней, сложной и интересной. Чтобы научить людей, нужно обладать соответствующими знаниями. Учителя преподают в школах, училищах, техникумах, институтах. Обучают выбранным профессиям, открывают что-то новое и делятся с учениками интересными историями.
Согласно мировому опросу, профессия уступает место военным и врачам в рейтинге тех, от которых зависит благосостояние общества. Многие убеждены в том, что быть учителем не просто, от этих людей зависит настоящее и будущее каждого обучаемого ребенка.
Проведенный опрос дал результаты того, что учителя располагают к себе общество и вызывают доверие у людей. По рейтинговым данным, составленным в 2013 году, профессия педагога получила 3,72 балла и 5.
В эпоху Петра I стали появляться первые гувернеры. В 1737 году был издан указ об образовании дворянских детей. После этого страну заполонили иностранцы, среди гувернеров можно было встретить представителей таких стран как Германия, Англия, Италия, Франция. Среди всех наиболее востребованными оказались французы и франкоговорящие швейцары. В большей степени они не владели образованием, но за счет знаний иностранного языка их брали в гувернеры.
К гувернерам выдвигали разные требования, среди которых был возраст и семейный статус. Они должны быть женатыми и в возрасте. Если принимали молодых, то отбирали самых некрасивых, что гарантировало серьезность и отсутствие любовных связей.
Многие учителя уверяют в том, что современные дети, которые приходят с каждым новым годом, приносят больше проблем, чем предыдущие. Именно по этой причине педагоги расширяют свои знания в области психологии.
Праздник день учителя начали официально отмечать в Советском Союзе с 1965 года. А в 1994 он получил международный статус. Он празднуется 5 октября.
Еще в 2010 году в России преподавало более 1,7 миллиона учителей, а затем это значение упало до 1,2 миллиона. Средний возраст большинства педагогов становится пенсионным. Наиболее вероятной причиной ухода от своих обязанностей считают низкую заработную плату.
Первые школы появились в Древней Греции. Но значение у них было не таким, как в современном мире, оно обозначало “отдых” либо “досуг”. Приходящие люди общались на разные философские темы. Со временем школа обросла учениками, и термин перерос в понятие учебного процесса. Вскоре возникла потребность постройки таких заведений, и название сохранилось до наших дней.
В начале 20 века девочки и мальчики обучались в разных школах. Основанный в 1764 году Екатериной II Смольный институт стал символом элитного заведения для женского пола. В нем преподавали следующие дисциплины: танцы, геральдику, историю, арифметику, иностранные языки, русский язык, словесность, архитектуру. Раздельное обучение было отменено уже в 1919 году.
В Америке детей учат по-другому, чем в России, и только в этой стране соблюдается тайна отметок. Учителя просто подзывают к себе учеников по-отдельности и показывают им оценку, а родители могут узнать об успехах своего ребенка только раз в полгода при получении табеля.
В разных странах используется собственная система, по которой оценивают успешность учеников. Так, в Чехии высшим балом считается — 1, а низшим — 2. В Америке учеников оценивают, используя буквы (A, B, C, D), а во Франции актуальна 20-уровневная система.
Каждый педагог обучает определенному предмету, что характерно для России. Если рассматривать Чехию, то в этой стране нет отдельных дисциплин, и учитель обязан вести несколько наук.
vivareit.ru
Учителя — это звучит гордо. Кем бы мы сейчас были без наших учителей? Кто нас терпел все наши годы, пока мы были несмышлеными детьми? Конечно же они. Именно в честь них мы и подготовили самые интересные факты об учителях.
1. Сейчас педагогами называют учителей, а ведь в Древней Греции, откуда и пошло это слово, так называли рабов, которые не могли выполнять какую-либо тяжелую работу, и им п
2. По данным ВЦИОМ профессия учителя находится на втором месте по доверию после ученых. Хотя в плане престижности и в плане той профессии, в роли которой хотят видеть родители своих детей намного-намного ниже.
3. В Древней Греции учителей арифметики называли калькуляторами (calculus — камешек). Просто в те времена для счета использовались камушки.
4. В XIX веке в качестве учителей для дворянских детей назначались иностранные гувернеры. В тот момент в Россию хлынул поток иностранцев. Но у большинства у них даже не было образования, поэтому они проходили только за счет знания иностранного языка. Но были некоторые условия. Гувернеры и гувернантки должны были быть немолодыми, женатыми или хотя бы очень некрасивыми, чтобы исключить любовные увлечения с членами семьи.
5. В некоторых странах до сих пор разрешено применять телесные наказания за провинность, даже в той же самой демократичной Америке далеко не все штаты отменили телесные наказания.
6. Для многих девушек советского времени, герой Вячеслава Тихонова (Илья Мельников) из фильма «Доживем до понедельника» был образом настоящего мужчины. И по признанию многих женщин, в то время они пошли работать в школу учителями, чтобы встретить там такого мужчину. Очень забавно.
7. К сожалению за последние 10 лет количество учителей в России уменьшлось как минимум на четверть. Все потому, что молодые специалисты не особо спешат становиться школьными педагогами из-за не очень высокой зарплаты, а «Старая гвардия» тоже не вечная.
8. Еще до революции многие учителя называли глупые ответы детей греческим словом «Морос», что и означало «Глупость». Но со временем детишки переделали это слово в сленг, слегка его видоизменив. Так и появилось слово «Сморозить», то есть сказать глупость.
www.abcfact.ru
5 октября в России отмечают День учителя. АиФ.ru собрал 10 интересных фактов из истории профессии.
Первые школы появились в странах Древнего Востока (Китай, Индия, Вавилон, Ассирия) в IV–V тысячелетии до н. э. В Древней Руси после принятия христианства в 988 году князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей» . Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту.
Ученики Архангельской земской школы Нолинского уезда Вятской губернии, 1890-е годы. В классе 35 учеников, из них 23 мальчика. Фото: Commons.wikimedia.orgПо данным опроса ВЦИОМ, учителя пользуются высоким доверием общества. В 2013 году рейтинг профессии педагога, с точки зрения доверия, составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у учёных — 3,86 балла).
Однако по остальным критериям специальность педагога существенно уступает другим сферам. Например, с точки зрения престижности, работа преподавателя получает оценку чуть ниже «тройки» — 2,90 балла. По критерию перспективности (т. е. насколько родители хотят видеть своих детей представителями данной профессии) — 2,57 балла, а по критерию доходности — 2,77 балла. Тем не менее за последние три года рейтинг доходности учителей несколько вырос (с 2,27 до 2,77 балла).
Слово «педагогика» в переводе с древнегреческого означает буквально «детовождение, детоведение». В Древней Греции педагогами называли рабов, часто неспособных к физическому труду, которые провожали ребёнка в школу и забирали его после занятий.
А вот учителей арифметики древние греки именовали калькуляторами. Это слово в переводе с латинского означает «счётчик, счетовод» и происходит от слова calculus — «камешек» (камешки использовались для счёта).
В послереволюционной России учителей стали называть «шкрабами». Шкраб — сокращение от «школьный работник».
За последний год в России средняя заработная плата учителей выросла более чем на 20 % и составила почти 37 тысяч рублей в месяц. В Москве педагоги стали получать в два раза больше, по сравнению с 2010 годом — до 64 тысяч рублей, по данным департамента образования.
Однако результаты исследования Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ показали, что сами педагоги особого повышения своего благосостояния не почувствовали: большинство вынуждено подрабатывать, а у половины нагрузка в школе возросла.
Десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному, но возрастные педагоги не спешат уходить на пенсии.
По норме, педагог должен работать от 18 до 36 часов в неделю. Обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю.
Отпуск преподавателей составляет от 42 до 56 календарных дней, в то время как обычный срок ежегодного оплачиваемого отпуска — 28 дней. К тому же преподаватели имеют право на длительный отпуск сроком до года с сохранением должности. Но не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.
Кроме того, пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность.
Первые гувернёры появились в России в эпоху Петра I. А после того, как в 1737 году императрица Анна Иоанновна издала указ об образовании дворянских детей, в страну хлынул целый поток иностранцев. Среди гувернёров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы, а также франкоговорящие швейцарцы. Зачастую это были люди без какого-либо образования, их брали в гувернёры лишь за знание иностранного языка.
Гувернёра предпочитали брать немолодого и женатого, среди гувернанток более всего ценились немолодые, а из молодых — некрасивые (что должно было гарантировать серьёзность и отсутствие любовных связей с членами семьи).
Приезд гувернантки в купеческий дом (1866 г.) Худ. Василий Перов. Фото: Commons.wikimedia.orgВ 1834 году было издано Положение о домашних наставниках и учителях, согласно которому они должны были быть непременно христианами и российскими подданными.
До начала XX века мальчики и девочки обучались раздельно. В России символом элитного закрытого учебного заведения для представительниц прекрасного пола стал Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году императрицей Екатериной II. Девушки изучали русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, словесность, архитектуру, геральдику, музыку, танцы. Воспитанниц учили, как вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием.
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889). Фото: Commons.wikimedia.orgВ 1919 году советская власть ввела обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин.
Работа учителя не рекомендуется людям с заболеваниями:
Телесные наказания в школе во многих традиционных культурах, во всяком случае в англоязычных странах, ведут своё происхождение от британской практики XIX и XX веков, это особенно касается битья тростью мальчиков. В самой Великобритании наказания были запрещены лишь в 1987 году. Битьё палкой не было полностью запрещено до 1967 года в Дании и до 1983 в ФРГ.
В России телесные наказания отменили после революции 1917 года. А кое-где такая практика применяется до сих пор. Например, в некоторых школах США, где официально телесные наказания запрещены только в 30 штатах. Американских школьников наказывают ударами по ягодицам изготовленной специально для этого деревянной доской — паддлом. Часто наказание происходит в закрытой обстановке в кабинете директора школы. Многие школы утверждают, что если ученик отказывается от «паддлинга», то ему назначается наказание иным способом, таким как временное отстранение от занятий. Во многих школьных управлениях телесные наказания не применяются без согласия родителей учеников.
aif.ru
«Ты помнишь, было вокруг Море цветов и звуков. Из тёплых маминых рук Учитель взял твою руку…» Пожалуй, каждый из нас, читая эти строки, с замиранием сердца вспомнит свои школьные годы, родных, но справедливо строгих учителей. Учитель – скорее призвание, чем профессия. И, вместе с тем, нелёгкий труд. Именно поэтому в более чем 100 странах отмечается профессиональный праздник – День учителя.
Впервые работников образования поздравили с профессиональным днём в 1947 году в одной из школ города Сан-Пауло, в Бразилии. И уже в 1963 году бразильское правительство официально объявило 15 октября Днём учителя.
В США такой праздник утвердили в 1953 (первая полная неделя мая), В СССР праздник законодательно закрепили в 1965 (конец первой недели октября). В России День Учителя в 2018-м году отмечается 5 октября, в Украине – 7 октября.
В 1994 году ООН объявила 5 октября Всемирным Днём учителя. Дату выбрали не случайно. Именно в этот день в 1965 году в Париже была проведена межправительственная конференция Международной организации труда и ЮНЕСКО, на которой был утверждён документ «О статусе учителей» и сформулирован термин «учитель».
Говоря о Дне учителя, нельзя не отметить выдающихся педагогов, которые определили вектор развития образования в XX веке и, конечно, во многом повлияли на современную систему.
Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, стала первой женщиной-врачом в Италии. Отказалась от авторитарного подхода и предложила создать педагогическую среду, соответствующую потребностям ребёнка и поддерживающую его активность.
Джон Дьюи (1859-1952) – педагог, философ-прагматик. Изменил подход к обучению: цель школы – подготовка учащихся к самостоятельному решению задач. Основной целью воспитания считал воспитание личности, способной подстроиться под различные жизненные ситуации в условиях неограниченного предпринимательства.
Георг Кершенштейнер (1854-1932) – немецкий педагог, создатель теории «трудовой школы» и «гражданского воспитания». Основная идея: школа должна давать минимум знаний, максимум умений и трудолюбия.
Антон Макаренко (1888-1936) – русский педагог, создатель педагогической системы, где центральной идеей стало воспитание в коллективе и через коллектив.
Януш Корчак (1878-1942) – великий польский педагог, выдающийся общественный деятель, врач, писатель, посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей, оставшихся без родителей.
В России, Украине, Белоруссии и других странах бывшего СНГ учителям в их профессиональный праздник принято дарить подарки. Но, как правило, всё сводится к букету цветов и коробке конфет.
А может, немного пофантазируем?
14 февраля 2018: Во время массового расстрела, случившегося 14 февраля 2018-го года в средней школе Марджори Стоунман Дуглас в городе Паркленд во Флориде (тогда были убиты 17 человек), учителя ценой своей жизни спасали детей – двое из них погибли.
25 марта 2018: Спасая детей, трагически погибла Татьяна Дарсалия, 37-летняя учительница английского (гимназия №17 г. Кемерово). Она оказалась в кинозале торгового зала «Зимняя вишня», сгоревшего 25 марта 2018-года. Десятки детей смогли выйти из горящего зрительного зала благодаря Тане, а сама она спастись не успела из-за отравления угарным газом.
Татьяна Дарсалия1 сентября 2004: Вспомним учителей-героев, спасавших детей во время теракта в школе №1 в Беслане, когда в День знаний террористы захватили всех, кто был на праздничной линейке. 70-летняя директор этой школы – Лидия Александровна Цалиева – успокаивала напуганных школьников (громко плачущих детей террористы просто расстреливали). Женщина получила тяжёлое ранение, но и тогда помогала детям.
Лидия Александровна ЦалиеваТам же, в Бесланском аду, погиб и учитель физкультуры Янис Константинович Каниди. Заложников удерживали 3 дня. Всё это время 74-летний учитель стоял, уступая место на полу детям, всякий раз заслоняя их собой, когда на детей направляли автоматы. Его хотели отпустить как самого старого заложника, но мужчина отказался. Яниса Константиновича убили, когда он попытался обезвредить террориста.
Виктория СотоЗаслоняя детей от шквала пуль, в самом начале теракта погиб и учитель труда Александр Михайлович Михайлов. Там же погибла 28-летняя Алёна Дзуцева, во время мощного взрыва её отбросило далеко от здания школы, но она не захотела бежать без детей и вернулась к ним. Там же погибла 28-летняя учительница рисования Наталья Руденок и другие учителя, успокаивавшие детей.
15 декабря 2012: Учительница начальных классов Виктория Сото спасла 16 своих учеников во время кровавой бойни, разразившейся в школе штата Коннектикут. Учительница успела спрятать детей в шкафах в подсобном помещении, а ворвавшемуся террористу сказала, что весь её класс на уроке в спортивном зале. Стрелок убил её и вышел из класса. Там же погибли директор школы и учитель физики.
Примеров героизма и самопожертвования учителей много. Об этом отдельную книгу надо написать, чтобы их подвиги остались в памяти людей. И сегодня учителя не просто учат наших детей, но и спасают: делают искусственное дыхание, выносят из огня, защищают от хулиганов, вырывают из-под колёс транспорта, разбираются в непростых семейных драмах. Многие из них пытаются ограничиться только учёбой, но у них это не получается. Потому что каждый из них – Учитель. Потому что Учитель – это призвание. Потому что они стали для нас Мамами и Папами. И друзьями. И духовными наставниками. И примерами для подражания.
Вспомните своих любимых учителей и то влияние, которое они оказали на нас, своих учеников. Учитель рисования в художественной школе спас меня от подростковой депрессии после изнасилования. Учительница английского Ольга Анатольевна влюбила меня в ненавистный английский язык. Дякуючи Елеонорі Дмитрівні я вільно спілкуюсь українською. Учительница математики Зинаида Филипповна научила меня своей немецкой пунктуальности. Учительница истории Диана Дмитриевна помогла мне пережить травлю однокурсников. Именем своей первой учительницы Таисии Прокофьевны я хотела назвать свою дочку. День Учителя – их заслуженный праздник. Наши учителя достойны самых лучших и сердечных поздравлений! Позвоним им. Заглянем в класс. Обнимем. Посвятим им свои стихи, песни, книги, фильмы. А тем, кого уже нет в живых, отнесём цветы на могилу и вспомним самые яркие моменты школьной жизни, листая фотографии в альбомах. Однажды мой маленький сын первоклассник молился за своих учителей: Господи, благослови наших учителей, потому что они нам ещё пригодятся. ))) Любимые наши учителя, Вы всегда нужны нам! Даже когда мы становимся взрослыми! С праздником! Берегите себя! Многие лета!
© Ирина Иваськив
День Учителя приближается. Возможно, в наших статьях Вы найдёте несколько идей для оригинальных поздравлений:
lifeacademy.pearl.pp.ua
Профессия учителя считается одной из самых древних и значимых.
Что, как не обучение детей, закладывание в их умы основ обо всем и обо всех, может быть важнее для формирования полноценного общества?
Мы расскажем 13 фактов про день учителя, которые знает не каждый.
Ранее день учителя отмечался в России 2 октября, потом в первое воскресенье октября — сегодня этот праздник отмечают 5 октября.
Этот перечень интересных фактов полностью посвящен учителям и замечательному осеннему празднику Дню Учителя:
День Учителя – это лучший повод поздравить всех своих педагогов, выразить слова благодарности за их труд. Ведь эти люди вкладывают душу в свое нелегкое дело и помнят каждого своего ученика.
Сценарий празднования Дня Учителя — веселые сценки, шутки, игры и викторины Загрузка…www.13idei.ru