Информационно коммуникативные технологии в доу – – . , – .

Статья на тему: Использование современных информационно- коммуникационных технологий в ДОУ

«Использование современных информационно- коммуникационных технологий в

педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Исполнитель:

Питухина Ирина Владимировна,

воспитатель МКОУ Юмасинская СОШ        

Юмас-2016

Цель:

Изучение возможности использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • Изучить отечественный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании  в методической и педагогической литературе и в интернете.  
  • Выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Современные информационно – коммуникационные технологии в            педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время в нашей стране реализуются Стратегии развития информационного общества,  которые  связаны с доступностью информации для всех категорий населения и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий  в дошкольном образовании открывают новые возможности в обучении и воспитании дошкольников.[4,с.2] В статье 20. Закона об образования в РФ» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально- экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики  Российской Федерации в сфере образования.

Для современного этапа развития образования в условиях реализации ФГОС ДО характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, телевидение, кинофильмы) к так называемым новым информационным технологиям – мультимедийным презентациям, компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и т.д.

      Актуальность использования ИКТ в организации педагогического процесса , обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года»,  а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»)

     Применение ИКТ в обучении определило важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим именно ему необходимым темпом и уровнем освоения образовательной программы, с заданной глубиной изучаемого материала.

      Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого применения их в педагогической работе. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. ИКТ(информационно-коммуникационные технологии) в современном мире позволяют педагогу проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.

Теоретические основы использования информационно-                           коммуникационных технологий в обучении дошкольников

        Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, которые используют специальные технические информационные средства. Компьютерные технологии развивают идеи программного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные – информационные технологии – это процессы сбора, подготовки, хранения, обработки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

      Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, видео, CD, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

     Ускорение раннего развития детей делает реальностью использование ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. В связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.[11,с.20]

      Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, это игра. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребёнок пользуется своим опытом, знаниями, впечатлениями. Ребёнок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.

      Комплексное использование ИТК с привычной для ребёнка предметно- развивающей средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой и т.д. сформирует у детей восприятие  современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребёнка к реальному созиданию, сохраняет от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

     Занятия с использованием ИКТ должны содержать в себе не только непосредственную работу ребёнка с информационным средством(компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная и иная детская деятельность направленная на оптимизацию воспитательно- образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.

     Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую работу.

     Заключительным этапом работы ребёнка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть составленный рассказ, иллюстрация к сказке, печатный рисунок, открытка, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован  желанием ребёнка придумывать, созидать, воплощать.

      В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребёнка единого образовательного поля.

     Занятия с использованием информационных средств являются одним из этапов решения той или иной воспитательно–образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и началом грамоты,  ознакомлению с окружающим миром.

     Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности.

     Целью ИКТ является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения, формированию исследовательских умений и подготовки личности «информированного общества».

Информатизация общества ставит перед педагогами задачи:

  • Идти в ногу со временем;
  • Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;
  • Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность;
  • Наставником в выборе компьютерных технологий;
  • Сформировать  основы информационной культуры.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии:

  • в которых используются мультимедийные презентации; технологии;
  • в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы;
  • и технологии, в которых используются тестирующие программы. [11,с.43]

                                       

 

Сегодня ИТК позволяют: 

  • Сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;
  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
  • Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.

Основные направления развития ИТК:

  • Использование компьютера с целью приобщения к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
  • ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;
  • Сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах воспитания и обучения, в вопросах использования ИКТ дома;
  • Использование ИКТ педагогом в планирование, диагностиках, мониторингах, документации группы.

Преимущества компьютера:

  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
  • Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Обладает стимулом познавательной активности;
  • Представляет возможность индивидуального обучения;
  • Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
  •  В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе;
  • Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Классификация программ:

  • «Говорящие» словари иностранных слов;
  • Простейшие графические редакторы;
  • Игры – путешествия;
  • Игры на развитие воображения, мышления, памяти;
  • Игры обучающие математике, чтению;
  • Мультимедийные презентации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер;
  • Легкость для самостоятельных занятий детей;
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений;
  • Возрастное соответствие;
  • Занимательность.

При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:

  1. Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного раннее материала;
  2. Подготовка к новому материалу – беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование занятия;
  3. Подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности;
  4. Собственная деятельность на компьютере;
  5. Анализ занятия, подведение итога занятия.

      При использовании ИТК в воспитательно-образовательном процессе детского сада нередко педагоги сталкиваются со следующими проблемами:

  • недостаточная методическая подготовленность педагога;
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • перегруженность занятия демонстрацией слайдов, анимацией;
  • несоблюдение санитарно- эпидемиологических правил.

ИКТ в ДОУ можно применять в следующих видах деятельности:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям;
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • Оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;
  • Оформление стендов группы и кабинетов;
  • Оформление стендов, газет и буклетов  для родителей;
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
  • Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • Ведение сайта ДОУ;
  • Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;
  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • Использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;
  • Оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям ДОУ;
  • Использование электронной почты.

        Требования к организации работы детей дошкольного возраста с

техническими информационными средствами

   Использование информационных технологий в работе с детьми должно осуществляться в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.

(СанПин 2.4.1.2660-10)

    «4.19.Для занятий детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения,  организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

    12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером  с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15 минут.

   Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места:

  • Занятие должно быть четко организовано и включать многократное переключение внимания детей на другой виды деятельности.
  • Занятия должны проводятся лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность  за безопасность детей.
  • Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера или интерактивной доски было чётким и контрастным, не имело  бликов и отражений рядом стоящих предметов
  • Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы лёгкие шторы или жалюзи.
  • При работе с компьютером в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура, увеличивается количество тяжёлых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается ковры и ковровые изделия.
  • Для поддерживания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка до и после занятий.
  • Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога и  от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке.

     Таким образом, занятия должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать сокращению процесса обучения и сохранению здоровья детей.

Личный опыт использования информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе

      Ещё несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили наглядные пособия, дидактический материал, карточки и раскраски, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые технологии для воспитателя.  Теперь оформляя стенды группы, мы не берём в руки карандаши и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, создания и обработки графических изображений, технологии создания презентаций, технологии создания и обработки  текстовой информации.

   В своей работе я пользуюсь следующими средствами ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, скайнер, телевизор, DVD плейер.       Учусь работе на интерактивной доске., т.к. она была приобретена нашим ДОУ только  в этом учебном году.

       Я применяю информационно- коммуникационные технологии для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.

    Компьютер существенно облегчил процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро найти произведение, предметные и сюжетные картинки, дидактические пособия, раздаточный материал, маски и медали многое другое.

     Прежде всего, хочу сказать, что я не использую непосредственную работу детей на компьютере. Это в дошкольном возрасте не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства, в рамках  взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном мире.

   Опыт моей работы показал, что эффективное применение ИКТ при работе с детьми и родителями, положительно влияет на повышение качества воспитания и обучения детей.

Заключение

     Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному  воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с  использованием современных информационных технологий.    

     «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

     Использование информационных технологий помогают педагогу повысить мотивацию обучения детей, и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает занятия образно-понятийной целостностью и эмоциональными красками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
  • расширяет общий кругозор детей
  • возрастает уровень использования наглядности на занятии;
  • повышается эффективность освоения программного материала воспитанниками

     Использование ИКТ формирует у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом успешного формирования учебно-познавательной деятельности.

    Информационно – коммуникационные технологии  в дошкольном образовании дают возможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

Список используемых источников и литературы

1.«Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года»

2. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об

информатизации дошкольного образования»)

3.”Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций(Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13)  с изменениями)

4.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ

5.Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17» октября 2013 г. № 1155)  

6. Баландин Д. Л.,Комарова И. И., Комарова Т. С.  «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» -М.:МОО ВПП ЮНЕСКО « Информация для всех», 2008

7.ГорвицЮ.,Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г.,

8. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

9.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /

Под ред. Е. С. Полат. – Москва, 2000.

10.Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании /– М., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

11.Педагогическая библиотека http://pedib.ru

12.http: //www.solnet.ee

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности ДОУ»

МАДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида» г. Емвы

Опыт работы

«Использование информационно-коммуникативных технологий

в образовательной деятельности

ДОУ»

                                                                         Старший воспитатель

                                                                                    Мосеева Татьяна Юрьевна

2014 г.

Актуальность.

     Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

    С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций  проектов в работе с педагогами, активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников.  При проведении родительских собраний, заседания клуба «Здоровая семья»» использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации.

   Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

                        Стратегия развития информационного общества

ИКТ как приоритет

образования

изменение требований

             к управлению ДОУ                                              к педагогам

   Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

   Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

   Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

  Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

   Целью работы при использовании ИКТ в НОД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами работы стали:

• систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

   Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Преимущества

   Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

Возможности:

   Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Мультимедийной копилка

   В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например:

«Явления природы»

 «Животный мир»

 «Космос»

«Окружающий мир»

«Профессии, быт»

«Здоровье и спорт»

«Дорога и транспорт»

«Коммуникация»

«Математика»                                                                     (Приложение №1)

Условия для сбережения здоровья ребенка

   Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

 – Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

–   Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

   И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

   Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

• Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 – 2, 5 метра.

   Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.

   Продуктом  нашей работы является «Банк мультимедийных презентаций», который предлагаем для использования в НОД (на электронном носителе- DVD диск).

  План работы на будущее:

   В связи с этим,  на новый 2015 год запланированы практические индивидуальные занятия  для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:  

•        создавать графические и текстовые документы;

•        смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

•        активно использовать  информационные технологии в образовательном процессе;

•        владеть  навыками поиска информации в Интернете;

•        владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;

     Также необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, проектор, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.

   Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:

1.        эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;

2.        повышение информационной культуры педагогов;

3.        повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;

4.        автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

5.        пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;

6.        использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.  

                                                                                                 Приложение №1

                                    Мультимедийная копилка

«Явления природы»

  • «Луна»
  • «Явления природы»
  • «Что такое вода»

«Животный мир»

  • «Домашние любимчики кошки и собаки»
  • «Животные дома»
  • «Жители жарких стран»
  • «Лесные звери»
  • «Лесные птицы»
  • «Найди маму и детеныша»
  • «Подводные животные»
  • «Развитие бабочки»
  • «Насекомые»
  • «Рептилии змеи»
  • «Рыбы»
  • «Чей ребенок жеребенок»

«Космос»

  • «Исследователи космоса»
  • «О космосе»
  • «Кометы»

«Окружающий мир»

  • «7 чудес света»
  • «30 стран мира»
  • «Княжпогост»
  • «Город до блокады»
  • «Австралия»
  • «Генеологическое дерево»
  • «Европейские государства»
  • «Испания»
  • «Мой двор»
  • «Моя родная Россия»
  • Мой дом»
  • «Украина»
  • «Франция»

«Профессии, быт»

  • «Бытовая техника»
  • «Головные уборы»
  • «Женский русский головной убор»
  • «Инструменты»
  • «Мебель»
  • «Посуда»
  • «Одежда»
  • «Предметы дома»
  • «Профессии»
  • «Профессии и атрибуты»
  • «Чем пахнут ремесла»

«Здоровье и спорт»

  • «Водные виды спорта»
  • «Еда»
  • «Здоровье в наших руках»
  • «Зимние виды спорта»
  • «Полезная и вредная еда»
  • Путешествие в страну Олимпию»
  • «Дорога и транспорт»
  • «Загадки про транспорт»
  • «Дорога и транспорт»
  • «Правила поведения на дороге»
  • «Прогулка по городу»
  • «Транспорт»
  • «Коммуникация»
  • «Два слова один звук»
  • «Предлоги»
  • «Что делает Мишка»

«Математика»

  • «Ассоциации»
  • «Геометрические фигуры»
  • «Дни недели»
  • «Забавная арифметика»
  • «Запомни последовательность»
  • «Кто где находится»
  • «Математическая раскраска»
  • «Найди близнецов»
  • «Найди недостающий предмет»
  • «На что похож круг»
  • «Один –два»
  • «Простая математика»
  • «Слева- справа»
  • «Сколько»
  • «Сосчитаю контур»
  • «Устный счет»
  • «Что лишнее»

 

 

nsportal.ru

Статья на тему: Информационно-коммуникативные технологии в детском саду.

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

 

К техническим средствам на базе ИКТ относятся:

– компьютеры;

– мультимедийные проекторы;

– интерактивные (электронные) доски;

– планшеты;

– сканер;

– принтер;

– цифровой фотоаппарат;

– видеокамера;

– мультимедийное оборудование и пр.

 

Внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период  предшкольной подготовки.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

– использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

– использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

– использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

 

Изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает  рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка. Перечислим некоторые из этих функций, которые можно вычленить при анализе процесса изучения компьютерных технологий дошкольниками.

Обучающая функция.  Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять. В процессах ознакомления с компьютерными технологиями у детей формируются и расширяются математические (в том числе, геометрические) представления, представления о цветовой палитре и технике получения изображений. Кроме того, дети осваивают специфическую терминологию, расширяя свой словарный запас. Развитие личности ребенка идет через его собственную деятельность по освоению действительности. Использование знаний и умений, полученных в игровой компьютерной среде, приводит к их актуализации, а желание играть ‒ к мотивации их приобретения.  При выполнении учебной программы занятий с детьми дошкольного возраста важно добиться, чтобы ими был совершен переход от подражания, как самого простого проявления активности, к самостоятельным способам деятельности.

Воспитательная функция.   Работа под руководством преподавателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам, любовь к своей стране, своему народу.

Познавательная функция.  Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.

Коммуникативная функция.   Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии.

Культурная функция.  Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления.

 

Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно:

– составлять списки детей;

– собирать сведения о родителях;

– вести диагностику развития детей;

– создавать различные бланки документов;

– оформлять родительские уголки;

– делать консультации и рекомендации для родителей;

– создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др.

 

Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.

 

Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом, но и активным участником дошкольного образования.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие

5. / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. – №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

 

nsportal.ru

Статья “Использование современных информационно- коммуникационных технологий в ДОУ “

«Использование современных информационно- коммуникационных технологий в

педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Питухина Ирина Владимировна,

воспитатель МКОУ Юмасинская СОШ

Цель:

Изучение возможности использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • Изучить отечественный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании в методической и педагогической литературе и в интернете.

  • Выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Современные информационно – коммуникационные технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время в нашей стране реализуются Стратегии развития информационного общества, которые связаны с доступностью информации для всех категорий населения и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании открывают новые возможности в обучении и воспитании дошкольников.[4,с.2] В статье 20. Закона об образования в РФ» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально- экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Для современного этапа развития образования в условиях реализации ФГОС ДО характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, телевидение, кинофильмы) к так называемым новым информационным технологиям – мультимедийным презентациям, компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и т.д.

Актуальность использования ИКТ в организации педагогического процесса , обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»)

Применение ИКТ в обучении определило важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим именно ему необходимым темпом и уровнем освоения образовательной программы, с заданной глубиной изучаемого материала.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого применения их в педагогической работе. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. ИКТ(информационно-коммуникационные технологии) в современном мире позволяют педагогу проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.

Теоретические основы использования информационно- коммуникационных технологий в обучении дошкольников

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, которые используют специальные технические информационные средства. Компьютерные технологии развивают идеи программного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные – информационные технологии – это процессы сбора, подготовки, хранения, обработки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, видео, CD, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Ускорение раннего развития детей делает реальностью использование ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. В связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.[11,с.20]

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, это игра. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребёнок пользуется своим опытом, знаниями, впечатлениями. Ребёнок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.

Комплексное использование ИТК с привычной для ребёнка предметно- развивающей средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой и т.д. сформирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребёнка к реальному созиданию, сохраняет от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

Занятия с использованием ИКТ должны содержать в себе не только непосредственную работу ребёнка с информационным средством(компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная и иная детская деятельность направленная на оптимизацию воспитательно- образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.

Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую работу.

Заключительным этапом работы ребёнка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть составленный рассказ, иллюстрация к сказке, печатный рисунок, открытка, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован желанием ребёнка придумывать, созидать, воплощать.

В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребёнка единого образовательного поля.

Занятия с использованием информационных средств являются одним из этапов решения той или иной воспитательно–образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и началом грамоты, ознакомлению с окружающим миром.

Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности.

Целью ИКТ является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения, формированию исследовательских умений и подготовки личности «информированного общества».

Информатизация общества ставит перед педагогами задачи:

  • Идти в ногу со временем;

  • Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;

  • Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность;

  • Наставником в выборе компьютерных технологий;

  • Сформировать основы информационной культуры.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии:

  • в которых используются мультимедийные презентации; технологии;

  • в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы;

  • и технологии, в которых используются тестирующие программы. [11,с.43]

Сегодня ИТК позволяют:

  • Сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста.

  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

  • Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.

Основные направления развития ИТК:

  • Использование компьютера с целью приобщения к современным техническим средствам передачи и хранения информации;

  • ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;

  • Сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах воспитания и обучения, в вопросах использования ИКТ дома;

  • Использование ИКТ педагогом в планирование, диагностиках, мониторингах, документации группы.

Преимущества компьютера:

  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;

  • Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • Обладает стимулом познавательной активности;

  • Представляет возможность индивидуального обучения;

  • Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

  • В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе;

  • Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Классификация программ:

  • «Говорящие» словари иностранных слов;

  • Простейшие графические редакторы;

  • Игры – путешествия;

  • Игры на развитие воображения, мышления, памяти;

  • Игры обучающие математике, чтению;

  • Мультимедийные презентации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер;

  • Легкость для самостоятельных занятий детей;

  • Развитие широкого спектра навыков и представлений;

  • Возрастное соответствие;

  • Занимательность.

При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:

  1. Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного раннее материала;

  2. Подготовка к новому материалу – беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование занятия;

  3. Подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности;

  4. Собственная деятельность на компьютере;

  5. Анализ занятия, подведение итога занятия.

При использовании ИТК в воспитательно-образовательном процессе детского сада нередко педагоги сталкиваются со следующими проблемами:

  • недостаточная методическая подготовленность педагога;

  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

  • бесплановость, случайность применения ИКТ;

  • перегруженность занятия демонстрацией слайдов, анимацией;

  • несоблюдение санитарно- эпидемиологических правил.

ИКТ в ДОУ можно применять в следующих видах деятельности:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям;

  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

  • Оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;

  • Оформление стендов группы и кабинетов;

  • Оформление стендов, газет и буклетов для родителей;

  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;

  • Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

  • Ведение сайта ДОУ;

  • Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;

  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

  • Использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;

  • Оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям ДОУ;

  • Использование электронной почты.

Требования к организации работы детей дошкольного возраста с

техническими информационными средствами

Использование информационных технологий в работе с детьми должно осуществляться в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.

(СанПин 2.4.1.2660-10)

«4.19.Для занятий детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15 минут.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места:

  • Занятие должно быть четко организовано и включать многократное переключение внимания детей на другой виды деятельности.

  • Занятия должны проводятся лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность детей.

  • Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера или интерактивной доски было чётким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов

  • Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы лёгкие шторы или жалюзи.

  • При работе с компьютером в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура, увеличивается количество тяжёлых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается ковры и ковровые изделия.

  • Для поддерживания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка до и после занятий.

  • Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке.

Таким образом, занятия должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать сокращению процесса обучения и сохранению здоровья детей.

Личный опыт использования информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе

Ещё несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили наглядные пособия, дидактический материал, карточки и раскраски, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые технологии для воспитателя. Теперь оформляя стенды группы, мы не берём в руки карандаши и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, создания и обработки графических изображений, технологии создания презентаций, технологии создания и обработки текстовой информации.

  В своей работе я пользуюсь следующими средствами ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, скайнер, телевизор, DVD плейер. Учусь работе на интерактивной доске., т.к. она была приобретена нашим ДОУ только в этом учебном году.

Я применяю информационно- коммуникационные технологии для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.

Компьютер существенно облегчил процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро найти произведение, предметные и сюжетные картинки, дидактические пособия, раздаточный материал, маски и медали многое другое.

Прежде всего, хочу сказать, что я не использую непосредственную работу детей на компьютере. Это в дошкольном возрасте не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном мире.

Опыт моей работы показал, что эффективное применение ИКТ при работе с детьми и родителями, положительно влияет на повышение качества воспитания и обучения детей.

Заключение

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

Использование информационных технологий помогают педагогу повысить мотивацию обучения детей, и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает занятия образно-понятийной целостностью и эмоциональными красками;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

  • расширяет общий кругозор детей

  • возрастает уровень использования наглядности на занятии;

  • повышается эффективность освоения программного материала воспитанниками

Использование ИКТ формирует у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом успешного формирования учебно-познавательной деятельности.

Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании дают возможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

Список используемых источников и литературы

1.«Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года»

2. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об

информатизации дошкольного образования»)

3.”Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций(Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13) с изменениями)

4.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17» октября 2013 г. № 1155)

6. Баландин Д. Л.,Комарова И. И., Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» -М.:МОО ВПП ЮНЕСКО « Информация для всех», 2008

7.ГорвицЮ.,Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г.,

8. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

9.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /

Под ред. Е. С. Полат. – Москва, 2000.

10.Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании /– М., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

11.Педагогическая библиотека http://pedib.ru

12.http: //www.solnet.ee

infourok.ru

Консультация на тему: Информационно-коммуникативные технологии в детском саду

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. 

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.                                                В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.                                           

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Важно видеть, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает  рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка. Перечислим некоторые из этих функций, которые можно вычленить при анализе процесса изучения компьютерных технологий дошкольниками.

Познавательная функция.  Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.

Обучающая функция.  Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять. В процессах ознакомления с компьютерными технологиями у детей формируются и расширяются математические (в том числе, геометрические) представления, представления о цветовой палитре и технике получения изображений. Кроме того, дети осваивают специфическую терминологию, расширяя свой словарный запас. Развитие личности ребенка идет через его собственную деятельность по освоению действительности. Использование знаний и умений, полученных в игровой компьютерной среде, приводит к их актуализации, а желание играть ‒ к мотивации их приобретения.  При выполнении учебной программы занятий с детьми дошкольного возраста важно добиться, чтобы ими был совершен переход от подражания, как самого простого проявления активности, к самостоятельным способам деятельности.

Коммуникативная функция.   Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии.

Воспитательная функция.   Работа под руководством преподавателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам, любовь к своей стране, своему народу.

Регулятивная функция.  Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими  норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т.е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.

Эта функция важна и по другой причине. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Происходит это зачастую  болезненно и сопровождается определенными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наличие обратной связи между учебной программой и ребенком, обязательность выполнения требований, заложенных в программу, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход от игровой к учебной деятельности.

Культурная функция.  Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления.

Престижная функция.  Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие  самоуважения, оказывается фактором престижа.

Прогностическая функция.  Изучение компьютерных технологий подготавливает детей к встрече с будущим – с новым обществом, новыми возможностями компьютерной техники, новыми открытиями в науке, новыми видами деятельности и новыми людьми.

Средства ИКТ в детском саду:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

         Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1.     Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.     Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.     Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.     Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.     Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

         Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 

         Применение ИКТ 

опосредованное

непосредственное

 

Интернет

 

Ведение документации

 

 

Использование развивающих компьютерных программ

 

Использование мультимедийных презентаций

 

 

 

Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Конкретные практические навыки обращения с компьютером, которые должны быть усвоены детьми на занятиях, многообразны и многочисленны, поэтому полезно провести их определенную систематизацию.                    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.                                         Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 

1.     Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.

2.     Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет.

3.     Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

4.     Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

5.     При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается использование ковров и ковровых изделий.

6.     Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после занятий.

7.     Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 – 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.

8.                Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.                                                           В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

·          Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

·          Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

·         Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.

·         Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

·         Высокая цена на мультимедийное оборудование.

·         Недостаток специальных помещений.                                         

           Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

 

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

         Ошибки при использовании ИКТ:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

Вывод: Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

nsportal.ru

“Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ”

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. 

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.                                                В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.                                           

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Важно видеть, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает  рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка. Перечислим некоторые из этих функций, которые можно вычленить при анализе процесса изучения компьютерных технологий дошкольниками.

Познавательная функция.  Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.

Обучающая функция.  Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять. В процессах ознакомления с компьютерными технологиями у детей формируются и расширяются математические (в том числе, геометрические) представления, представления о цветовой палитре и технике получения изображений. Кроме того, дети осваивают специфическую терминологию, расширяя свой словарный запас. Развитие личности ребенка идет через его собственную деятельность по освоению действительности. Использование знаний и умений, полученных в игровой компьютерной среде, приводит к их актуализации, а желание играть ‒ к мотивации их приобретения.  При выполнении учебной программы занятий с детьми дошкольного возраста важно добиться, чтобы ими был совершен переход от подражания, как самого простого проявления активности, к самостоятельным способам деятельности.

Коммуникативная функция.   Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии.

Воспитательная функция.   Работа под руководством преподавателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам, любовь к своей стране, своему народу.

Регулятивная функция.  Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими  норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т.е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.

Эта функция важна и по другой причине. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Происходит это зачастую  болезненно и сопровождается определенными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наличие обратной связи между учебной программой и ребенком, обязательность выполнения требований, заложенных в программу, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход от игровой к учебной деятельности.

Культурная функция.  Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления.

Престижная функция.  Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие  самоуважения, оказывается фактором престижа.

Прогностическая функция.  Изучение компьютерных технологий подготавливает детей к встрече с будущим – с новым обществом, новыми возможностями компьютерной техники, новыми открытиями в науке, новыми видами деятельности и новыми людьми.

Средства ИКТ в детском саду:

         Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1.     Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.     Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.     Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.     Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.     Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

         Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • обладает стимулом познавательной активности детей;

  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 

         Применение ИКТ 

опосредованное

непосредственное

 

Интернет

 

Ведение документации

 

 

Использование развивающих компьютерных программ

 

Использование мультимедийных презентаций

 

 

 

Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Конкретные практические навыки обращения с компьютером, которые должны быть усвоены детьми на занятиях, многообразны и многочисленны, поэтому полезно провести их определенную систематизацию.                    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.                                         Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 

1.     Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.

2.     Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет.

3.     Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

4.     Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

5.     При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается использование ковров и ковровых изделий.

6.     Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после занятий.

7.     Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 – 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.

8.                Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.                                                           В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

·          Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

·          Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

·         Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.

·         Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

·         Высокая цена на мультимедийное оборудование.

·         Недостаток специальных помещений.                                         

           Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер

  • Легкость для самостоятельных занятий детей

  • Развитие широкого спектра навыков и представлений

  • Возрастное соответствие

  • Занимательность.

 

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти

  • Говорящие словари иностранных языков

  • Простейшие графические редакторы

  • Игры-путешествия

  • Обучение чтению, математике

  • Использование мультимедийных презентаций

         Ошибки при использовании ИКТ:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога

  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

  • Бесплановость, случайность применения ИКТ

  • Перегруженность занятия демонстрацией.

Вывод: Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

infourok.ru

Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ

Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ

Кожанова Людмила Николаевна МБДОУ «Красносельский детский сад»

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей — информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно — образовательного процесса.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

 Скачать конспект

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

  1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
  2. “Говорящие” словари иностранных языков с хорошей анимацией.
  3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
  4. Игры-путешествия, “бродилки”.
  5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Исходя из выше сказанного, я стала использовать в своей работе средства информационно-коммуникационных технологий, как лицензионные, так и созданные самостоятельно.

Внимание:

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *