Индивидуальная работа с детьми в старшей группе: Индивидуальная работа с детьми | Материал (старшая группа):

Индивидуальная работа с детьми | Материал (старшая группа):

Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи детей подготовительной группы ДОУ

 «Какой звук есть во всех словах» Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков, в правильном назывании твердых и мягких согласных.

«Назови первый звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, выделять в словах первый звук

«Назови последний звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные твердые и мягкие, выделять в словах последний звук.

«В каких словах звук лишний, в каких пропущен» Цель: Развивать фонематическое восприятие, развивать внимание к звуковой стороне слова, определять в словах наличие заданного или отсутствие звука.

«Чем отличаются слова» Цель: правильно указывать различия в словах и четко и внятно произносить отдельные звуки.

«Часы» Цель: Упражнять в четкости и правильности произношении звуков «Ш, Ж, Ч, Щ, JI, Ль, Р, Рь», выделять и называть первый и последний звук в названии предметов.

«Собери букет» Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.

«Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

«Построим пирамиду» Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

«Цветочный магазин» Цель: Упражнять в делении слов на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов.

 «Включи телевизор» Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.

«Как их зовут?» Цель: Закреплять у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

«Украсим елку» Цель: Развивать у детей фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.

«Поезд» Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков в словах, упражнять в определении количества слогов в словах.

Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе

 «Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Хорошо – плохо»

Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

Материал: мяч.

Ход игры

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь. 

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город. 

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер. 

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.  

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.  

«Составь два рассказа»

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

«Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя ку​паться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

«Потому что…»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

– Объясни, почему кошка недовольна?

«Распространи предложение»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Ход игры

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы …» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

«Если бы…»

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то …»

«Если бы я стал невидимым …»

«Если весна не наступит никогда …»

«Составь рассказ»

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

«Пойми меня»

Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Материал: коробка с сюжетными картинками.

Ход игры

Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.

– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.

После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

«Нарисуй сказку»

Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Пословицы, поговорки»

Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

Ход игры

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

– Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Аккуратность человека красит.

– Маленькое дело лучше всякого безделья.

– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

«А я бы…»

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Закончи сам»

Цель: развивать у детей воображение, связную речь.

Ход игры

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ход игры

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

«Продавец и покупатель»

Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Материал: предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.

Ход игры

На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.

«Опиши-угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ход игры

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

«Опиши игрушку»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал: игрушки животных.

Ход игры

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

Материал: коробка с предметом.

Ход игры

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т. д.».

«Отгадай-ка»

Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Материал: предметные картинки.

Ход игры

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Верно ли это?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  

Ход игры

Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

– Верно ли это?

«Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?»

«Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А хохлаткою они звали жеребёнка,

А ещё была у них курица Бурёнка.

А ещё у них была собачонка Мурка,

А ещё – два козла: Сивка да Бурка!»
       

 «Дождик греет, солнце льётся.

Мельник мелет воду в колодце.

Прачка на печке стирает корыто.

Бабушка в речке поджарила сито». 

«Два весёлых карапуза, 

На печи усевшись ловко, 

Рвали с яблони арбузы, 

В море дёргали морковку. 

На ветвях созрели раки, 

Семь селёдок и ерши. 

Все окрестные собаки ели брюкву от души».

«Чего на свете не бывает»

Цель: учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Объясни, что такое»

Цель: развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Ход игры

Педагог просит объяснить выражения:

Железная хватка,

скупые слёзы,

золотые руки,

медвежья услуга,

светлая голова,

острый язык,

лисьи глаза,

блестящая мысль,

высокие чувства,

короткая память,

тонкая усмешка,

лёгкая походка,

тёплые слова,

громкая фраза,

сладкие речи,

крокодиловы слёзы,

горькая правда,

лёгкие ноги,

железный кулак,

стальной характер.

Цель

   

1.Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных   педагогом признаков.

2. Развивать наблюдательность.

3. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал

1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек. Отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

2. Предметные картинки (по три штуки): автомобили (фургон, грузовик, самосвал), пирамидки разного размера и колпачками разного цвета, медвежата, неваляшки и т.д.

Ход игры

Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, медвежат и т.д., и говорит:

«Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку не с синим колпачком и не маленькую. Как ты думаешь, какая пирамидка понравилась твоей сестре, почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя сестренка захотела иметь неваляшку не в зеленом платье и без бантика».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему он выбрал именно эту игрушку, то воспитатель вручает ему эту игрушку.

«Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и

формирование словаря»

Игра: «За покупками в магазин

Цель

   

1.Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных   педагогом признаков.

2. Развивать наблюдательность.

3. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал

1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек. Отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

2. Предметные картинки (по три штуки): автомобили (фургон, грузовик, самосвал), пирамидки разного размера и колпачками разного цвета, медвежата, неваляшки и т.д.

Ход игры

Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, медвежат и т. д., и говорит:

«Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку не с синим колпачком и не маленькую. Как ты думаешь, какая пирамидка понравилась твоей сестре, почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя сестренка захотела иметь неваляшку не в зеленом платье и без бантика».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему он выбрал именно эту игрушку, то воспитатель вручает ему эту игрушку.

Игра: «Новоселье у матрешек»

Цель

1. Для первого варианта: упражнять детей в понимании смысла пространственных предлогов  и наречий (на, над, под, рядом) – правильно располагать матрешек в окнах двухэтажного дома. Ввести в речь детей пространственные предлоги.

2. Для второго варианта: закрепить понимание в речи пространственных предлогов (добавить предлог «между») и научить выделять их интонационно в своих ответах.

Игровой материал

1. Для первого варианта: одна карточка – домик с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего и т.д.

Размер картинок равен размеру окошка.

2. Для второго варианта: две карточки – домика с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета.

Ход игры

I вариант

Воспитатель дает ребенку две картинки с изображением матрешек , а на стол кладет карточку – домик и рассказывает: «Построили для матрешек новый дом, и для каждой матрешки выделили в нем комнату. Приехали матрешки к новому дому, а кто где будет жить, не знают, но мы им поможем. Я буду называть, где какая матрешка будет жить, а вы будете селить своих матрешек. Матрешка в красном платочке будет жить в комнате рядом с дверью, матрешка в желтом платочке будет жить тоже в комнате рядом с дверью, но с другой стороны. А какой это этаж? Матрешка в синем платочке будет жить над матрешкой в красном платке, какой это этаж?»

II вариант

У домиков разные по цвету крыши. Воспитатель дает ребенку три картинки с изображением матрешек, а на стол кладет две карточки – домики. В игре осваивают и предлог «между». Дети при повторении игры могут и сами заселять домики, но потом каждая матрешка должна рассказать, где она живет. Воспитатель предлагает интонационно выделять слова (предлоги), которые точно указывают, кто где живет.

 

Игра: «Найди части к целому»

Цель

1.  Развивать понимание отношений целое и его части.

     2. Расширять словарный запас за счет названий частей знакомых предметов.

Игровой материал

1. Предметные картинки с изображениями посуды, игрушек, мебели и др. Силуэтные картинки для первого варианта игры (средняя группа).

2. Карточки с контурным изображением знакомых детям предметов (транспорт, посуда, одежда и др).

3. Карточки с нарисованными основными частями этих предметов (части чайника: носик, ручка, крышка).

4. Фишки двух цветов (для старшей и подготовительной групп).

Ход игры

I вариант (средняя группа)

Воспитатель показывает детям чайник. Спрашивает: «Что это? Что есть у чайника?». Поясняет, что чайник – это целый предмет, а носик, ручка и крышка – это его части. Воспитатель раздает детям силуэтные картинки, предлагает загадать Никите загадки: «Назови какую-либо часть предмета, которая изображена на твоей картинке, а Никита попробует отгадать, что это за предмет. Если Никита правильно назовет предмет, то вы отдаете ему свою картинку». Дети называют одну или две части своего предмета поочередно, Никита поясняет свой ответ: «Пирамидку я отгадал – по колечкам, лейку – по носику с дырочками».

II вариант (средняя группа)

Воспитатель: «У Никиты тоже есть картинки с предметами, и теперь он хочет загадать загадки. Он будет называть целый предмет, а вы – его части, какие знаете. Кто правильно отвечает, тот от Никиты получает эту картинку». Получив картинку, ребенок показывает на ней ту часть предмета, которую он назвал и те части, которые видит еще.

III вариант (старшая группа)

Воспитатель показывает картинку с изображением, например, дома. Обводит очертания ее и поясняет, что целый дом, спрашивает: «А что это?», показывая на крышу, окна, стены. «Это то из чего состоит дом – его части».

Воспитатель раздает детям карточки с контурным изображением предмета, а себе оставляет карточки с нарисованными частями этих предметов и объясняет детям: «У вас имеется целый предмет без частей, т.е. внешние очертания, а у меня карточки с частями к этим предметам. Посмотрите на мою карточку и скажите, у кого есть части этого предмета». Ребенок, узнав в контурном изображении автобус, отвечает: «Это части к автобусу: корпус, колеса, окна, двери». Если ребенок правильно назвал все части, то получает красную фишку, если же не все части, то зеленую. Ребенок, дополнивший его ответ, получает тоже зеленую фишку.

В конце игры подсчитываются фишки. Две зеленые приравниваются к одной красной, и определяется победитель.

Усложнение. Воспитатель не показывает карточки с предметами, а перечисляет части к тому или иному предмету. Дети, угадав, называют этот предмет, за что и получают карточку с правильно угаданным изображением. В конце игры по сигналу воспитателя «Целое», «Части» поднимают то одну, то другую карточку.

IV вариант (подготовительная группа)

Задача детей соединить карточку с контурным изображением и карточку с частями этого предмета. Для этого одни дети получают карточки с контурным изображением, а другие – с частями предметов.

Ребенок с контурной карточкой называет свой предмет: «У меня –

 троллейбус», и кладет карточку на середину стола. Другой ребенок отзывается: «У меня – части троллейбуса», и кладет свою карточку рядом. Затем дети меняются карточками. Когда дети разложат карточки попарно, воспитатель, обращаясь поочередно к детям, спрашивает: «Целое?»

Ребенок. Кресло.

Воспитатель. Части?

Ребенок. Спинка, сиденье, подлокотники, ножки.

Если ребенок называет дополнительные части, не изображенные на картинке, то получает еще одну фишку.

   

 

Игра «Каждую птицу на свое место»

Цель

1. Сообщить краткие сведения о хищных, водоплавающих и болотных

     птицах.

2. Упражнять в классификации птиц по видам.

Игровой материал

1. Таблица, разделенная на 9 клеток (3х3). В первом столбике нарисованы

     орел, журавль и гусь.

2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы          

     (хищ.птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).

Ход игры

I вариант

Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описание строения ног, клюва, т.к. эти признаки характеризуют образ жизни птицы.

Орел – хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные лапы с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв.

Журавль живет на болотах, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм – небольших водных обитателей.

На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм.

Рассказав о птицах, воспитатель вызывает детей к столу. Ребенок берет одну картинку и определяет, с какой из птиц ему следует ее поместить (орлом, журавлем или гусем).

II вариант

Воспитатель произвольно раскладывает все 6 картинок на таблице. Спрашивает детей, каждая ли птица на своем месте? Затем предлагает разложить картинки правильно и пояснить, почему сова и коршун должны находиться рядом с орлом и т.д.

Игра «Составь букет»

Цель

1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в

     активном словаре их названия.

2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные

    (цвета) – и поупражнять в употреблении этих слов.

Игровой материал

  1. Две картинки. На каждой нарисованы цветочная ваза. В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтральных цветов (серый, белый) из бархатной бумаги. На одной вазе – узор теплых цветов, на другой – холодного.
  2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета (холодных и теплых тонов). С обратной стороны цветы подклеены бархатной бумагой.

Ход игры

Воспитатель показывает детям две картинки с вазами  и предлагает составить 2 букета: один – из цветков теплого цвета, который напоминает цвет огня другой – из цветков холодного цвета, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.

Ход игрового упражнения вне занятий

I вариант

Вне занятий игру можно проводить как настольную. Для настольной игры игровые пособия можно сделать меньше и без подклеивания бархатной бумагой. Дети делятся на две команды по 2 – 3 человека. Одна команда занимается составлением букета теплых тонов, другая – холодных. Цветы лежат посреди стола. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро составила букет.

     

II вариант

Картинки с вазами расположены посредине стола, рядом – цветы. Каждый играющий берет одинаковое количество цветов, затем по сигналу воспитателя начинают определять, в какую вазу положить тот или иной цветок. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее разложит свои цветы.

Перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе

Главная / Дошкольное образование / Развитие речи

Скачать

22.36 КБ, 550247.docx Автор: Витущенко Вера Ивановна, 30 Мар 2015

интернет ресурсы

Автор: Витущенко Вера Ивановна

Похожие материалы

ТипНазвание материалаАвторОпубликован
документ Перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию речи детей в старшей группеВитущенко Вера Ивановна30 Мар 2015
документ перспективный план индивидуальной работы в старшей группе для детей с ОВЗНикифорова Светлана Юрьевна10 Апр 2015
документ Перспективный план работы логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и фонематического слуха в старшей группе для детей с ОНР по периодам. Перспективный план работы логопеда по формированию лексико-грамматических катДорохова Ольга Александровна6 Дек 2015
документ Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня Кириллова Екатерина Александровна31 Мар 2015
документ Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.Горовая Ольга Абдуллаевна3 Мар 2016
документ Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работыМуллаханова Наталья Владимировна15 Окт 2015
документ Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитиюИсаева Людмила Васильевна23 Апр 2015
документ Циклограмма совместной и индивидуальной работы с детьми по интеллектуально-художественному развитию (рисование, аппликация) детей в средней группеМалова Светлана Анатольевна30 Мар 2015
документ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ в старшей логопедической группе ФФНРМатвеева Ольга Александровна19 Дек 2015
документ Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы по формированию л
Дорохова Ольга Александровна4 Дек 2015
документ Перспективный план по развитию речи в старшей группеКруглова Лариса Александровна15 Окт 2015
документ Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам. Перспективный план работы по формированию лДорохова Ольга Александровна6 Дек 2015
документ Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речиПевчева Валерия Васильевна31 Мар 2015
документ перспективный план работы с родителями в старшей группе детей с тяжелым нарушением речиБоровкова Оксана Анатольевна15 Дек 2015
документ Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речиСябрюк Марина Константиновна21 Авг 2015
документ Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в старшей группеБелова Оксана Александровна15 Дек 2015
документ Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи в старшей группе для детей с ФФН. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»,Романова Елена Григорьевна4 Апр 2015
документ Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура&raquoЩербатенко Людмила Анатольевна7 Апр 2015
документ план индивидуальной работы по обучению детей прыжкам через скакалку в старшей группеТаратина Елена Евгеньевна31 Мар 2015
документ
Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе ЗПР
Колодецкая Наталья Валентиновна4 Ноя 2015
документ Перспективный план индивидуальной работы с детьми на улице по физической культуреФилина Антонина Климовна31 Мар 2015
документ Перспективный план работы по ОБЖ с детьми старшей группы.Спицина Надежда Константиновна30 Мар 2015
документ Перспективный план по ПДД для работы с детьми старшей группыН.Е. Погоришная19 Янв 2016
документ Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёйГребенщикова Надежда Николаевна3 Сен 2015
документ Перспективный план (образовательной области “Познание”) по экологическому воспитанию в старшей группе.
Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игро
Крайнова Ирина Владимировна31 Мар 2015
документ Перспективный план работы с детьми в первой младшей группе в летний оздоровительный период Перспективный план работы с детьми в первой младшей группе в летний оздоровительный периодШелупина Ольга Владимировна10 Апр 2015
документ Перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУФедонова Анна Дмитриевна31 Мар 2015
разное Перспективный план работы с родителями в старшей группе.Бойкова Валентина Алексеевна31 Мар 2015
документ Перспективный план работы с родителями в старшей группеМасленникова Валентина Алексеевна3 Авг 2015
документ Перспективный план работы с родителями в старшей группеДрапий Марина Александровна3 Ноя 2015
документ Перспективный план работы с родителями в старшей коррекционной группеАдеева Ирина Николаевна18 Ноя 2015
документ Перспективный план работы с родителями в старшей группе.Зычкина Марина Александровна1 Мар 2016
разное Перспективный план работы с родителями в старшей группе 2015 – 2016 годАлиева Дильшад Раджабовна10 Фев 2016
документ Перспективный план по творческой теме «Развитие монологической речи через использование моделей в описательных рассказах детей» в старшей группеФурсова (Постовалова) Елена Александровна2 Апр 2016
документ Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОНРДавыдова Юлия Сергеевна31 Мар 2015
документ перспективный план по развитию нетрадиционных техник рисования в старшей группе д/сСапожникова Елена Николаевна8 Апр 2015
документ Перспективный план по развитию речи в средней группеАлександрова Любовь Вячеславовна14 Ноя 2015
документ перспективный план по развитию речи в средней группеМарина Александровна Белкинаа18 Апр 2015
документ Перспективный план по развитию речи в средней группеКрюкова Екатерина Адамовна15 Янв 2016
документ План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 неделиТитаренко Анастасия Александровна31 Мар 2015

Виды социальной работы

Администрация и управление

Администраторы социальной работы являются активными лидерами в государственных и частных агентствах, предоставляющих услуги клиентам. Многие элементы этой области практики социальной работы являются общими для администрирования в других организациях. Однако администрация и управление также требуют знаний о социальной политике и предоставлении социальных услуг, видения будущего планирования, понимания человеческого поведения и приверженности этике и ценностям социальной работы.

Загрузить инфографику «Администрирование и управление социальной работой» (в формате JPG)


Адвокация и организация сообщества

Адвокация является одним из краеугольных камней практики социальной работы. Сторонники социальной работы защищают права отдельных лиц и сообществ с целью достижения социальной справедливости. Организация сообщества и защита интересов работают с силой чисел — многие люди думают, работают и действуют вместе — чтобы уравновесить богатые и влиятельные группы и средства, которые у них есть для защиты и расширения себя.

Исторически общественная организация и социальная работа были реакцией на многие силы, создававшие неравенство в нашем обществе. Сегодня они остаются столь же необходимыми и эффективными, как и прежде.

Загрузить инфографику «Адвокация и общественные организации» (в формате JPG)


Старение

Социальные работники связывают пожилых людей со службами, которые помогают им жить независимо и достойно, тем самым максимально повышая качество их жизни и участие в жизни общества. Социальная работа с пожилыми людьми сосредоточена на физических, психологических, социальных и экономических аспектах повседневной жизни.

Скачать инфографику «Социальная работа по вопросам старения» (в формате JPG)


Служба защиты детей

Социальные работники службы защиты детей обслуживают наиболее уязвимых детей, молодежь и семьи. Социальные работники специализируются на том, чтобы опираться на сильные стороны семей и помогать им создавать безопасную и благоприятную среду для детей и молодежи.

Однако, когда семьи не могут этого сделать, социальные работники должны вмешаться, чтобы защитить детей от вреда. Социальные работники службы защиты детей обеспечивают поддержку детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению или пренебрежению, посредством ряда услуг.


Нарушения развития

Социальные работники также помогают родителям детей с нарушениями развития понять их законные права. Они помогают родителям научиться быть адвокатами и находят специальные службы, которые позволяют их детям быть максимально независимыми.

Скачать инфографику по социальной работе с нарушениями развития (в формате JPG)


Здравоохранение

С начала 1900-х годов профессионально подготовленные социальные работники помогали людям справляться с личными и социальными факторами, влияющими на здоровье и благополучие. Некоторые социальные работники здравоохранения оказывают непосредственные услуги и концентрируются на отдельных лицах, семьях и небольших группах.

Другие работают в условиях, где основное внимание уделяется планированию, администрированию и политике. В медицинских учреждениях социальные работники могут проводить исследования, разрабатывать программы и управлять социальной работой и другими отделами.

Скачать инфографику Health Care Social Work (в формате JPG)


Международная социальная работа

Функции социальной работы в международном развитии многообразны. Они включают прямые услуги в общинах, лагерях беженцев, детских домах, больницах и школах, а также поддержку усилий национальных правительств, межправительственных организаций и неправительственных организаций по повышению социального благополучия.

  • Скачать инфографику Международной социальной работы (формат JPG)
  • Познакомьтесь с Афиной Вискузи, LCSW, организации «Врачи без границ»

Правосудие и исправительные учреждения

Социальных работников, которые работают в системе правосудия и исправительных учреждениях, можно найти в судах, кризисных центрах для жертв изнасилований, отделениях полиции и исправительных учреждениях.

Скачать инфографику «Правосудие и исправительные учреждения» (в формате JPG)


Психическое здоровье и клиническая социальная работа

Клинические социальные работники являются одной из крупнейших в стране групп поставщиков услуг в области психического здоровья. Они предоставляют услуги по охране психического здоровья как в городских, так и в сельских районах, где они могут быть единственными имеющими лицензию поставщиками услуг по охране психического здоровья.

Скачать инфографику «Психическое здоровье и клиническая социальная работа» (в формате JPG)


Социальная работа в области психического здоровья и наркозависимости

Социальные работники помогают отдельным лицам, семьям и сообществам найти способы оправиться от употребления психоактивных веществ. Они обеспечивают столь необходимую экологическую перспективу для лечения, которое фокусируется на клиенте по отношению к семейной и соседской среде, системам поддержки сообщества, культурным установкам и политике.

Следовательно, социальные работники, обученные лечению алкогольной, табачной и других наркозависимых, могут заниматься ведением случаев, групповой и индивидуальной терапией, семейным консультированием, защитой рабочих мест и потребностей в жилье, развитием общественных ресурсов, образованием и разработкой политики.

Скачать инфографику «Психическое здоровье и употребление психоактивных веществ» по ​​социальной работе (в формате JPG)


Программа профессиональной помощи и помощи работникам (EAP) Социальная работа

Профессиональные социальные работники помогают организациям перестроить свою структуру и методы для повышения эффективности, творчества, производительности и морального духа. Они также могут работать в профсоюзе и участвовать в консультировании по вопросам трудоустройства или организации.

Загрузить инфографику Occupational & Employment Assistance (EAP) Social Work (формат JPG)


Политика и планирование

Социальные работники анализируют политики, программы и правила, чтобы увидеть, что наиболее эффективно. Они выявляют социальные проблемы, изучают потребности и связанные с ними вопросы, проводят исследования, предлагают законы и предлагают альтернативные подходы или новые программы. Они могут создавать коалиции групп со схожими интересами и развивать организационные сети.

Загрузить инфографику «Политика и планирование социальной работы» (в формате JPG)


Политика

В карьере многих социальных работников наблюдается естественный прогресс от активизма к лидерству. Социальные работники все чаще занимают выборные должности от школьных советов до правительств городов и округов, от законодательных собраний штатов до Палаты представителей и Сената США. Социальные работники также играют руководящие роли в местных, государственных и федеральных агентствах.

Загрузить инфографику «Политика, социальная работа» (в формате JPG)


Общественное благосостояние

Социальная работа в сфере общественного благосостояния включает в себя планирование, управление и финансирование программ, обучение персонала и контроль за ним, а также установление и оценку стандартов и критериев предоставления услуг. Общественное благосостояние ставит множество задач, требующих творческого мышления и лидерства от профессиональных социальных работников.

Загрузить инфографику «Социальная работа общественного благосостояния» (в формате JPG)


Исследования

Социальные работники, занимающиеся исследованиями, как правило, являются учеными с ученой степенью в области социальной работы. Исследования обеспечивают основу для эффективной практики. Хотя некоторые считают социальную работу искусством, социальная работа также является наукой, основанной на фактах.

Загрузить инфографику «Исследования социальной работы» (в формате JPG)


Социальная работа в школе

Школьные социальные работники служат связующим звеном между школой, домом и общественными службами, чтобы помочь детям с эмоциональными потребностями, потребностями в развитии и образовании. Большинство школьных социальных работников практикуют в государственных и частных школах, хотя небольшой процент может работать в агентствах социальных служб или других местах обслуживания, таких как дошкольная программа или лечебный центр для детей с эмоциональными расстройствами.

Скачать инфографику «Школьная социальная работа» (в формате JPG)

Знаете ли вы разницу между социальной работой на микро-, мезо- и макроуровне? | Новости

  • Практика

Социальная работа помогает не только отдельным людям. Вместо этого он работает в трех масштабах — микро, меццо и макро — для создания изменений.

Чем занимается социальный работник? Если вы верите основным средствам массовой информации, которые обычно изображают социальных работников, занимающихся сеансами один на один с отдельными людьми или, возможно, с семьями, вы можете воспринять эту позицию как деятельность, которая действует в относительно небольшом масштабе.

На самом деле это только один вид работы, которую выполняют социальные работники. Практика обычно подразделяется на три взаимосвязанных шкалы: микро, меццо и макро. Для тех, кто рассматривает возможность карьеры в сфере социальной работы, крайне важно понимать огромные возможности, доступные на каждом уровне.

1) Микроуровень

Когда люди представляют повседневную деятельность социальных работников, они обычно думают о микроуровне. Это наиболее распространенный тип социальной работы, который предполагает прямое взаимодействие с клиентами для решения индивидуальных проблем.

Общие примеры работы на микроуровне включают помощь людям в поиске жилья, медицинских и социальных услуг. Индивидуальное и семейное консультирование также подпадает под эту категорию, как и некоторые виды лечения психического здоровья и наркомании. Социальную работу на микроуровне могут предлагать агентства и некоммерческие организации, а также школы, полицейские управления и даже военные.

Поскольку социальная работа на микроуровне предполагает деликатное взаимодействие с людьми, степень бакалавра в таких областях, как психология или социология, может быть особенно полезна для студентов, желающих работать в этой области.

2) Меццо-уровень

В то время как микросоциальная работа выполняется на индивидуальном уровне, социальная работа на меццо-уровне уменьшает масштаб, чтобы рассматривать группы, а не отдельных лиц. Конечно, наименьшая «группа» — это семья, но меццо-социальная работа выходит далеко за ее пределы. Многие практики одновременно используют микро- и меццо-социальную работу для решения проблем на предприятиях, в школах, организациях и сообществах.

Поскольку социальная работа среднего уровня направлена ​​на решение групповых проблем, она является ценным инструментом для создания небольших институциональных, социальных и культурных изменений. Степень бакалавра в области психологии (с упором на групповую психологию) или социологии помогает создать прочную основу для такого рода работы.

3) Макроуровень

Социальная работа на макроуровне включает широкомасштабные интервенции и адвокацию, затрагивающие целые сообщества, штаты или даже страны. Это помогает клиентам, вмешиваясь в большие системы, которые могут показаться недоступными для отдельных лиц.

Для многих людей, незнакомых с этой областью, работа на макроуровне может даже не восприниматься как социальная работа. Макросоциальные работники могут участвовать в разработке законов или ходатайствовать перед местными, государственными или даже федеральными правительствами о средствах для помощи сообществам. Они также могут организовывать общегосударственные или общенациональные кампании активистов.

Поскольку макросоциальная работа часто требует государственной помощи или вмешательства, бакалаврское образование по таким дисциплинам макроуровня, как политология, хорошо подготовит студентов к этой карьере.

Работа на всех уровнях

В то время как некоторые социальные работники специализируются на одном аспекте от микро- до макромасштаба, большинство социальных работников взаимодействуют со всеми тремя уровнями. Таким образом, социальные работники должны понимать весь спектр и то, как взаимодействуют весы.

Подумайте, например, о школьном консультанте, которому поручено помогать ребенку, сталкивающемуся с трудностями в школе и действующему. В то время как первоначальное взаимодействие между консультантом и учеником представляет собой социальную работу на микроуровне, консультант может обнаружить, что ребенок реагирует на негативные ситуации дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *