Дидактические игры на тему «Деревья» — вспомогательные материалы для педагогов детских садов и родителей. Они предназначены для закрепления знаний о видах и особенностях деревьев, произрастающих в наших краях. Играть с детьми можно как в помещении, так и на прогулках во дворе, лесу, парке.
Содержание
Предлагаем несложные и увлекательные игры, помогающие младшим дошкольникам познакомиться с миром флоры.
Подвижную игру лучше проводить в парке, где много разных растений. Ведущий называет дерево определенного вида, произносит: «Раз, два, три — дерево обними!». Дети выискивают названное ведущим растение, а найдя, подбегают к нему, обхватывают руками.
Игра предназначена для развития зрительного восприятия и наблюдательности. Предварительно подвесьте на растущие во дворе растения природные предметы, не относящиеся к ним. Например, на березу — желудь, на елку — кленовый лист, на дуб — сосновую шишку. Задача вышедших на прогулку дошкольников — внимательно исследовать растения, найти лишнее.
Занятие развивает воображение и творческие способности. Для игры соберите природный материал: шишки, опавшие листья, семена, березовые сережки, куски коры, желуди, кленовые «носики». Предложите воспитанникам сделать из собранного материала поделки. Каждый ребенок создает какую-то свою аппликацию, картину, объемную композицию. Затем рассказывает, из каких частей дерева создавал художественную работу. В завершение занятия можно сделать выставку детских работ с обсуждением.
Занятие развивает память и мыслительные способности. Младшие дошкольники узнают, как называются части растений.
Распечатайте реалистичное изображение дерева, расскажите детям, что такое ствол, ветви, корни, объясните, что совокупность листьев — это крона. В процессе объяснения дети должны смотреть на картинку.
Игры, предназначенные для средней возрастной группы, продолжают знакомить дошкольников с признаками и особенностями разных деревьев, воспитывают любознательность, расширяют кругозор, развивают речевые навыки и способность логически мыслить.
Ведущий начинает фразу, а игроки логически продолжают:
Для игры подготовьте картинки, изображающие знакомые дошкольникам деревья, разрежьте их на несколько произвольных частей. Раздайте разрезанные изображения детям, попросите сложить части картинки в единое целое. Сделав задание, ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, какое растение видит, описывает его. Например: «Это дуб. Он большой и крепкий. Это лесное дерево. На нем висят желуди».
Ведущий называет перечень признаков, а дети пытаются угадать, о каком растении идет речь:
Ведущий говорит название дерева, а игроки по очереди называют определяющее прилагательное:
Пусть игроки разделятся на две группы. Первые по очереди должны называть все, что приносит пользу деревьям. Например, полив, солнце, дождь, удобрения, пчелы, тепло. Вторые называют то, что является для растений вредным. Например, насекомые, пожар, холод, мороз, жара, засуха. Важно, чтобы дети развернуто объясняли свое мнение.
В старшей группе дошкольники учатся различать, описывать, классифицировать, у них расширяются представления об окружающем мире, развиваются речевые навыки.
Игра учит составлению сложных предложений, у дошкольников расширяется представление о цветах и формах. Для занятия подготовьте высушенные листья разных видов деревьев, знакомых детям. Либо распечатайте реалистичные изображения. Каждый воспитанник по очереди выбирает листок, который ему приглянулся больше остальных, пытается развернуто его описать.
Игру лучше проводить в парке, где много разных видов флоры, знакомых дошкольникам. Дети рассматривают растения вокруг себя, при этом внимательно слушают педагога. А тот рассказывает о дереве, не называя его. По услышанному описанию дети должны догадаться, о каком растении идет речь. Например, вот описание рябины: «Стройное дерево с длинными и узкими листьями, собранными вместе по нескольку штук. Осенью на ветвях образуются ягодные кисти. Ягодки мелкие и красные, ими любят лакомиться снегири».
Подвижная игра способствует физическому развитию, стимулирует фантазию, расширяет кругозор. Перед занятием обсудите с воспитанниками, что деревья бывают разных форм и размеров: с узкой и широкой кроной, с устремленными вверх или вниз ветвями. Пусть воспитанники представят, что они деревья: их руки — ветви, ноги — корни, туловище — ствол. Каждый ребенок воображает себя растением определенного вида, но не рассказывает, каким.
Каждый игрок по очереди становится перед товарищами, жестами и телодвижениями изображает дерево и то, что с ним происходит. Остальные игроки догадываются, что пытается показать их друг. Например, изображая дуб, ребенок демонстрирует, что он силач, расставляет ноги, выпячивает грудь, издает звуки, имитирующие шелест листвы под ветром, щебетание птиц на ветвях. При изображении ивы игрок делает печальное лицо, имитирует плач, безвольно опускает руки.
Игра учит классифицировать растения по ключевым признакам. Для занятия сделайте карточки, на каждой из которых должны быть изображены 4 вида деревьев, из них один принадлежит другой категории.
Игроки рассматривают изображения по очереди, определяют лишнее растение, а для остальных подбирают объединяющую категорию. Если игрок ошибается, право хода передается следующему ребенку. Тот, кто правильно определил лишнее дерево, получает балл. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее число баллов.
Вот примеры для игры:
Для подвижной игры нужны высушенные опавшие листья разных видов и силуэтные виды этих же листьев. Игроки получают силуэты по одной штуке. Педагог становится в другой конец помещения, демонстрирует высушенные листки детям. Например, показывает лист клена, при этом призывает: «Подлети ко мне, кленовый листок». Игрок, увидевший у себя соответствующий контур, подбегает к педагогу, рассказывает об особенностях, характерных для дерева, которому принадлежит демонстрируемый лист.
Игру можно усложнить, не называть вид растения, а просто говорить: «Подлети ко мне листок». Тогда ребенок, обнаруживший у себя соответствующий контур, должен сам определить видовую принадлежность дерева, затем рассказать о нем.
Представленные игры расширяют представление о видах растений, развивают воображение и мыслительные способности, формируют начальные математические и лексические знания.
Цель дидактической игры «Деревья» — знакомство с разнообразием флоры, обучение навыку выявления и различения растений. Игра проводится в форме лото, для нее необходимы 24 карточки, изображающие разные виды флоры, и 4 игровых поля, разбитых на 6 ячеек с изображениями соответствующих растений.
Ведущий раздает игровые поля игрокам. Затем демонстрирует карточки по очереди, называет изображенное растение. Ребенок, обнаруживший на своем поле соответствующее изображение, получает карточку. Игра завершается, когда один из игроков закроет картинками все ячейки поля, он и становится победителем. Но перед этим игрок должен назвать категорию, в которую входят растения на его поле. Например:
Для игры подготовьте карточки, на которых в верхней части изображены деревья 4-х разных видов, а под ними — 4 листочка. Например, вверху изображения клена, осины, березы, рябины, а под ними осиновый, рябиновый, кленовый, березовый листья. Попросите воспитанника правильно соединить растения с листками: провести между ними линии.
Ведущий начинает фразу по теме важности растений для живых существ и людей, а игроки по очереди продолжают:
Игра рекомендуется не только дошкольникам подготовительной группы, но и младшим школьникам с дефектами речи. Для занятия нужны комплекты карточек 4-х категорий: цифры от 1 до 10, два варианта признаков и сами деревья. Из представленных карточек ребенок составляет предложения, которые произносит вслух. Для начала следует показать дошкольнику, как это делается. Первой в ряд выкладывается карточка с цифрой, далее картинка растения, в конце 2 карточки с признаками.
Например, ребенок выкладывает цифру 3 и изображение осины. Произносит: «Три осины». Между этими карточками кладет символические изображения признаков объекта: высокий и стройный. Произносит полное предложение: «Три высокие стройные осины».
Картотека подвижных игр по ознакомлению дошкольников с деревьями
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть куда воспитатель спрятал игрушку, нельзя.
Оборудование. Деревья на участке.
Ход игры. Детям показывают игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из деревьев. Затем дети открывают глаза. «Как же найти игрушку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, что игрушка спряталась за деревом, и описывает его величину, цвет коры, форму листьев, их окраску. Дети слушают, а затем указывают дерево, называют его и находят игрушку.
Дидактическая задача. Находить предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Оборудование. Деревья, листья.
Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень, береза и др.). затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев.
Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой листок покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листьями букета.
Дидактическая задача. Находить предметы по сходству.
Игровое действие. Подбежать к воспитателю по сигналу.
Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листом в руке.
Оборудование. Листья, резко отличающиеся по форме.
Ход игры. Воспитатель поднимает, например лист клена, и говорит: «У кого такой же листок – ко мне бегите!» дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Игровое действие. Поиски предмета.
Правило. Искать лист на земле моно после слов воспитателя.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие листья на земле, – говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне.» дети с листьями бегут к воспитателю.
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правило. Бежать к указанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три – беги!»
Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. На участке детям раздают листья разных деревьев. Все дети – «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» – бегут к себе в домик – под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями – «переезжать в новый дом».
С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.
Дидактическая задача. Найди дерево по названию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде.
Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
«Осенние листочки»
Цель: познакомить детей с временем года – осень; расширять словарный запас.
Наблюдая за листопадом, предложите малышам ответить на вопрос: «что делают листочки?» (Опадают, кружатся, летят, танцуют.) вместе изобразите, как кружатся и танцуют листья, назовите их цвет. Расскажите куда падают листья (на дорожку, на скамейку, на стол, на людей, на машины, на дома).
Подвижная игра «Осень»
Теплое лето уже не вернешь,
Качать головой.
Небо нахмурилось, капает дождь.
Стучать указательным пальцем по ладошке другой руки.
Листья осенние тихо летят.
Бежать по кругу.
К нам идет осень, несет листопад.
Выполнять плавные движения руками вверх-вниз.
«Опавшие листья»
На улице обратите внимание детей, что под ногами очень много опавших листьев. Листочки не лежат у своего дерева, ветер уносит их далеко-далеко. Предложите малышам стать маленькими исследователями и найти, с какого дерева упал листок. Вместе проговорите: «Лист с березы – березовый, с клена – кленовый, с дуба – дубовый ». поиграйте с опавшими листочками. Следите за правильностью выполнения инструкций, выделяйте голосом слова: правой, левой, вверх, вниз.
Правой ручкой лист возьмите,
Вверх листочек поднимите.
Левой ручкой лист возьмите,
Вниз листочек опустите.
«Груша»
(белорусская народная игра)
Цель: соотносить движение со словами, употреблять формы повелительного наклонения глагола.
Ход игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет груша. Все ходят вокруг груши и поют (декламируют):
Мы посадим грушу –
Вот, вот!
Пускай наша груша
Растет, растет!
Вырастай ты, груша,
Вот такой вышины,
Вырастай ты, груша,
Вот такой ширины,
Вырастай ты, груша,
Вырастай в добрый час!
Потанцуй, Галинка,
Покружись для нас!
А мы эту грушу
Все ласкать будем.
От нашей Галинки
Убегать будем!
Груша, находясь в центре круга, должна изображать все, о чем говорится в песне: танцевать, кружиться и пр. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, на слова «Вот такой ширины» – разводят в стороны. На слова «А мы грушу все ласкать будем» дети приближаются к груше, чтобы дотронуться до неё. На последующие слова быстро разбегаются, а груша старается поймать кого-нибудь. Игра продолжается с новой «грушей».
Существует так много увлекательных способов узнать о деревьях для детей. Я действительно не ожидал, что наша серия алфавитов будет полна изучения природных элементов, но мне нравится следовать примеру детей. Изучение деревьев также дает нам дополнительное время, чтобы побыть на свежем воздухе и узнать больше об окружающем нас мире, поэтому мы используем эту возможность.
На букву Т мы узнали о деревьях. Сегодня я делюсь некоторыми из многих вдохновленных деревьями занятий в Интернете. Есть идеи для исследований в области науки о деревьях, занятий по грамотности и математике, проектов, связанных с книгами, а также множество потрясающих проектов по изготовлению деревьев и идей по рисованию деревьев, которые помогут вам собрать свои собственные занятия по дереву для детей в вашей жизни. Некоторые посты являются сезонными, но часто их можно легко адаптировать под свои нужды. Надеюсь, вам понравится читать все эти посты так же, как и мне!
Не пропустите наше подробное руководство по теме дерева. Он полон еще большего количества мероприятий на тему деревьев для детей.
Исследуйте деревья с помощью заданий по изучению деревьевДокументируйте смену времен года в картинках (Mama Smiles)
Отправляйтесь на охоту за деревьями (KC Edventures)
Изучение текстуры коры (свежепосаженной)
Собирайте и исследуйте цветы и семенные коробочки с деревьев (обучайте рядом со мной)
Собирайте и сортируйте различные части деревьев (Лаборатории вдохновения) Деревья (Mama Smiles)
Узнайте о деревьях и погоде с помощью сосновых шишек (Science Sparks)
Узнайте, как листья получают воду, а также другие замечательные занятия с листьями (Train Up a Child: Learn As We Go)
Учитесь, хлопая листьями в действии (не просто мило)
Наблюдайте и записывайте смену времен года с помощью отпечатков деревьев (педагог «Оставайтесь дома»)
Узнайте, сколько лет дереву (Жизнь в зоопарке)
Сделайте Путеводитель по дереву по соседству (Гражданин детского мира)
Занятия с сенсорным деревом Сосновые шишки и ветки деревьев (Развлечение)
Бутылочки с сосновыми иглами (обучение дошкольников)
Веселье и обучение)
Мастер-классы по деревуАрт-проект «Весеннее дерево» (фантастическое развлечение и обучение)
Искусство «Осеннее дерево» (фантастическое развлечение и обучение)
Поделки из дерева «Четыре времени года» (искусство Красного Теда)
Осенние деревья из настоящих листьев (жилье в лесу)
Кровоточащая папиросная бумага Поделка из осеннего дерева (фантастическое развлечение и обучение)
Осеннее дерево с люфой (фантастическое развлечение и обучение)
Раскрашенное штампом осеннее дерево (фантастическое развлечение и обучение)
Проект по изготовлению зимнего дерева (фантастическое развлечение и обучение)
Идеи для рисования на деревеДрево жизни, детское творчество (Here Come the Girls) (Here Come the Girls) (Here Come the Girls)
Рисование частями дерева (день веселья)
Весеннее дерево с отпечатками пальцев (с лесом)
Осеннее дерево с отпечатками пальцев (Беспорядок за меньшее)
Осеннее дерево с отпечатками пальцев (Беспорядок за меньшее)
Spring Cherry Tree (Housing a Forest)
Раскрашивание деревьев с помощью коробок для яиц (для дошкольников)
Раскрашивание деревьев Four Seasons Free Printable (123 Homeschool 4 Me)
Осеннее дерево, штампованное из пряжи (нет времени для карточек)
Дерево из кусочков пазла (I Heart Crafty Things)
Игровые занятия, вдохновленные деревьямиЗнакомство с деревьями с деревянными железнодорожными путями (игры в поезда)
Картонный домик на дереве (ложка)
Украшение елки (Красный Тед Арт)
Учебные мероприятияБуквенное задание “Азбука яблони” (Нет времени на карточки) Chronicle)
Математика деревьев для бесплатной печати (фантастическое развлечение и обучение)
Счетные палочки (Монтессори с ограниченным бюджетом)
Книги о деревьяхУ нас есть полный список рекомендуемых книг, который включает как художественную, так и научно-популярную литературу. о деревьях, но вот краткий справочный список.
Дерево для Эмми
Искатель и старое дерево
Мы посадили дерево
Кто посадит дерево?
Это дерево имеет значение!
Семейное древо
Гас — это дерево
Дерево счастья: празднование даров деревьев, которыми мы дорожим
Это дерево: История баобаба
Дающее дерево
Наше дерево по имени Стив
Закуска из дерева Лоракс (Мама с восточного побережья)
Поделка из бумажной тарелки из яблони (чтение конфетти) Day)
Дружеские занятия StickFiggy и игровая площадка с деревьями (мама JDaniel 4)
Деревья с отпечатками рук (чтение конфетти)
Получите целую неделю обучения и игр на тему деревьевСэкономьте время и приступайте к обучению в игровой форме с помощью наших распечатываемых наборов планов уроков. Каждый набор включает более 30 игровых учебных заданий, связанных с темой, и мы предоставили различные версии для домашних дошкольных семей и классных учителей, поэтому все задания ориентированы непосредственно на ваши потребности.
Изучите знаки и символы осени с помощью практических занятий и полностью разработанных планов уроков на осеннюю тему. Посмотрите это короткое видео, чтобы увидеть лишь несколько примеров видов деятельности и печатных форм, включенных в этот набор:
Этот набор включает в себя идеи для активного практического обучения и следующие печатные формы:
1) Задание по сопоставлению прописных и строчных букв алфавита (в цвете и ч/б)
2) Цветные коврики для сортировки деревьев ( в цвете и ч/б)
3) Маты для построения слов «Цвет дерева» (в цвете и ч/б)
4) Игра «Сложение деревьев» (в цвете и ч/б)
5) Сортировка звуков по началу дерева (для звуков) /t/, /r/ и короткое /e/) (в цвете и ч/б)
6) Игра «Дерево в кости» (в цвете и ч/б)
7) Карточки с алфавитом деревьев в верхнем регистре (в цвете и в ч/б)
8) Карточки с алфавитом в нижнем регистре «Фрукты, семена и цветы» (в цвете и в ч/б) w)
9) 0-35 Карточки с номерами деревьев (в цвете и ч/б)
10) Карточки с фигурами (для практических занятий с фигурами)
11) Сортировка семейства слов в дереве (для -an, -op, -it и -ug) (в цвете и ч/б)
12) Фотографии реальных деревьев (с этикетками и без них)
13) Части диаграммы дерева и этикетки
14) Карточки-подсказки в форме веточки
Получите планы уроковТакже доступно для учителей.
Следующий пост в нашей серии T для деревьев будет включать некоторые из наших любимых книг о деревьях.
У вас есть другие идеи или занятия, связанные с деревьями? Буду рад, если вы поделитесь ими в комментариях.
Найдите больше идей для изучения деревьев на моей доске Letter T Pinterest.
.
Деревья защищают окружающую среду многими способами. Есть 23000 видов деревьев в мире. Деревья очень разнообразны и идут от от высоких сосен до тропических пальм и крошечных деревьев бонсай. Там есть дерево, которое все любят.
Красное дерево — один из старейших живых организмов в мире. Они могут жить более 2000 лет. Некоторые из этих огромных деревьев были живы во времена Римской империи. Самое старое известное живое красное дерево дереву около 2200 лет. Самый высокий стоит 380 футов. Калифорнийские секвойи были преданы забвению, чтобы не отставать со спросом на пиломатериалы и сегодня только 5% от первоначального Остатки старовозрастного прибрежного секвойного леса. Есть меньше, чем 100 000 акров вдоль побережья США.
Прогнозируется, что глобальный климат продолжит меняться в течение этого века и далее. Масштабы изменения климата за пределами следующего нескольких десятилетий зависит от количества выбрасываемых улавливающих тепло газов в глобальном масштабе и насколько климат Земли чувствителен к этим выбросам вызывает это глобальное потепление. Глобальное потепление вредно для здоровья человека бесчисленными способами. Повышение температуры распространяется по всему миру Потому что он пути. Тепловые волны вызывают обезвоживание и тепловой удар особенно у пожилых людей, детей и бедняков. Качество воздуха от глобального потепления вызывает загрязнение от сжигания ископаемого топлива.
Изменение климата и качество воздуха также связаны с увеличением количества лесных пожаров. Экстремальные погодные условия также возможны из-за изменения климата и глобальное потепление. Ураганы и наводнения влекут за собой немедленные смертельные последствия и могут вызвать заболевания, передающиеся через воду.