Экологические игры для детей при ознакомлении с деревьями.
Игровое упражнение
«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».
Цель.
Найти дерево по названию.
Правило.
Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Описание.
Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
– Кто быстрее найдет березу?
– Раз, два, три — к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
«Беги в дом, какой назову».
Цель.
Найти предмет по назначению.
Игровое действие.
Бег (с увёртыванием ) к определенному предмету.
Игровое правило.
Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры.
Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают «ловишкой», все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает «ловишка», становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.
«Найди пару».
Цель.
Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Задание. «Найти предмет по сходству»
Игровое действие.
Поиски похожего предмета.
Правила.
Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование.
Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры.
Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.
«Найди листок, как на дереве»
Цель.
Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
Задание. Найти часть по целому.
Игровое правило.
Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
Ход игры.
Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом, найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.
Хоровода игра
«Лети, листок, ко мне в кузове».
Цель.
Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.
Материал.
Корзинка для сбора листьев, засушенные листья или их трафареты из цветного картона, или шапочки с изображением листочков (рябины, березы, клена, тополя…).
Ход игры.
Дети заводят хоровод.
Осень в гости к нам пришла,
Дети берутся за руки и идут
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листы сдувает.
Листья на ветру кружатся
И под ноги нам ложатся.
Ну, а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
по кругу.
Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.
Ребята разбегаются в разные
стороны, кружатся и приседают
Ребята опять собираются в кружок.
Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок».
Ребята, в руках которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину.
«К дереву беги!».
Цель.
Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игроков правило.
Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву бега!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Ход игры.
Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об ЭТОМ, когда поиграем в игру „К дереву беги!” Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его.
У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит». Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!». Дети бегут к елке.
Воспитатель.
– А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)
После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три — к дереву беги!»,
В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.
« Загадайте, я отгадаю».
Дидактическая задача.
Описать предмет по вопросам взрослого.
Игровое действие.
Загадывание загадки воспитателю.
Правило.
Называть задуманное дерево нельзя.
Ход игры.
Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку— описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.
Примечание. Вопросами воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения, помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было время выделить как можно больше отличительных признаков дерева.
«Загадайте, мы отгадаем».
Дидактическая задача.
Описать дерево и узнать его по описанию.
Игровые действия.
Загадывание и отгадывание загадок.
Правило.
Описывать дерево нужно, не называя его.
Ход игры.
Воспитатель делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды выбирают какое-нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рассказывать, Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие загадывают загадку.
«Такой листок, лети ко мне».
Дидактическая задача.
Найти предметы по сходству.
Игровое действие.
Подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило.
Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Оборудование.
Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в дайной местности деревьев).
Ход игры.
Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок—ко мне?»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель даст ему свой лист для сравнения.
«Лесник».
Цель.
Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами.
Дидактическая задача.
Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.
Правило.
Собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель.
Ход игры.
Игру проводят в парке, в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети — помощники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов.
Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей».
Лесник может только описать дерево, не называя его. Помощники ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Одновременно можно выделить двух-трех лесников и столько же отрядов помощников, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. (Если есть возможность, то можно сдать собранные семена.)
«Найди дерева по семенам».
Дидактическая задача.
Найти целое по части.
Игровое действие.
Бег к определенному предмету.
Правило.
Бежать к тому дереву, от которого семена» можно по сигналу.
Оборудование.
Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клёна, ясеня, рябины и др.
Ход игры.
Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.
Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня (отдельные «лопаточки»), a v клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.
Примечание. Игры на узнавание деревьев и кустарников зимой организовать сложнее: дети затрудняются самостоятельно определять отличительные признаки каждого растения и точно называть его. Поэтому игры в это время года надо проводить, начиная с более простых заданий в них (как в играх «Найди, о чем расскажу», «Узнай по названию» н др.). Здесь активная роль принадлежит воспитателю: он называет характерные признаки растений, подчёркивая своеобразие окраски ствола, форму и величину почек, расположение ветвей и т.д..
«Птичка».
Перед игрой все подбирают для себя фант -любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить своё «название».
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была. улетела на елку». «Елка» называет другое дерево и т.д. Кто прозевает – отдает фант. В конце игры фанты выкупаются.
Перед началом игры ведущий должен познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.
nsportal.ru
Дидактические игры по экологии для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники»
Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ “Детский сад №3 “Улыбка”, г. Калач – на – Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по экологии для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о деревьях и кустарниках в игровой форме.
Дидактическая игра: лото «Деревья и кустарники».
Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.
1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.
2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.
3. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.
4. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.
Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
У меня длинней иголки,
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это… (Клен)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день,
Глаз наш радует… (Сирень)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это… (Дуб)
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
.
infourok.ru
Дидактические игры и упражнения на тему «Деревья»
Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев; клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила.
Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».
Игровые действия.
Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).
Ход игры.
Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:
– Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.) Посмотрите, ребята, какие листья у клёна. Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.
Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.
– А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия.
– Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне! — вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.
Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»
Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.
Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.
«Найди листок».
Дидактическая задача.
Найти часть по целому.
Игровые действия.
Поиски предмета.
Правило.
Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле»,-говорит педагог.
-«Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне».
Дети с листьями бегут к воспитателю.
«Найди дерево по описанию».
Дидактическая задача.
Найти предмет по описанию.
Игровое действие.
Угадывание растений по описанию.
Правило.
Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
«Кто где живет».
Дидактическая задача.
Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровые действия.
Убежать от лисы.
Правила.
Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.
Оборудование.
Маски лисы, зайцев, белок.
Ход игры.
Игра проводится вo время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас — лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики—под которыми могут спрятаться».
В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего— лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем остальным детям — шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность — лиса!» — белочки бегут к дереву, зайцы — к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.
Примечание. Желательно, чтобы у всех были соответствующие маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы.
«К названному дереву — беги!»
Дидактическая задача.
Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия.
Убегать от водящего к названному дереву.
Правила.
Воспитатель часто меняет название растении. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ход игры.
Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду, Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз-два-три — беги!».
«Путешествие».
Первый вариант.
Дидактическая задача.
Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правила.
Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.
Ход игры.
Игру проводят во время прогулки в парке или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два-три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит; «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки».
Второй вариант.
Игру проводят так же, только дорогу к любимой полянке найти самую короткую, объяснить ее всем детям.
Третий вариант.
Дидактическая задача.
Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Правило.
Описывать растения-ориентиры, не говоря, как они называются.
Ход игры.
Игру проводят в парке, лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3-4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.
Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.
Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу.
nsportal.ru
ОСЕНЬ
«Ветер и желтые листочки» (Кириллова)
По считалке выбирают водящего, он будет изображать «ветер», остальные дети – «желтые листочки». «Ветер» летает, взмахивая руками:
Хмурится октябрь,
Нет уже цветочков.
В парке ветер кружит
Желтые листочки.
Ветер кружит листья
В вихре золотом.
Осень в желтом платье
Бродит за окном.
По сигналу педагога «Раз, два, три, беги!» дети – «желтые листочки» разбегаются по площадке, а «Ветер» старается их поймать (коснуться рукой).
«Осенний букет» (Кириллова)
Дети делятся на команды. Со словами стихотворения каждая команда начинает свой хоровод:
Сарафан надела осень –
Пестрый, расписной:
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
То поднимет, то бросает
Ветер озорной
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
Соберем букет на славу,
Пышный и большой:
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
Раз, два, три,
Букет скорее собери!
(Все дети собирают осенние листья)Раз, два, три,
Свой кружок найди! (дети каждой из команд бегут к своему месту и складывают собранные листья в букет)
Педагог вместе с детьми оценивает каждый букет.
«Дождик» (физминутка) (Нищева)
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице – смотри, смотри!-
Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
«Улетают журавли» (Кириллова)
Улетают журавли
Далеко за край земли, (Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)
За поля и за луга,
За высокий стога. (Поскоки с ноги на ногу)
В платье ярко-золотом
Бродит осень над ручьем. (Шагают друг за другом, по кругу в обратную сторону.)
Листья по ветру летят,
Журавлей догнать хотят. (Останавливаются, наклоны вправо-влево.)
Улетают журавли
Далеко за край земли. (Скрещивают руки над головой несколько раз.)
ОВОЩИ. ОГОРОД.
«Репка» (Кириллова)
Сами землю, землю мы копали, (наклоны вниз)
Сами грядку, грядку насыпали. (стряхивающие движения кистями рук)
Мы сажали, мы сажали репку.(прыжки с ноги на ногу по кругу)
Сами зерна, зерна мы бросали, («пружинка»)
Сами всходы, всходы поливали. (повороты вправо-влево)
Мы растили, мы растили репку. (прыжки с ноги на ногу по кругу)
Вот поспела, вот поспела репка, (раскачивают руки над головой)
Стала сочной, стала сладкой, крепкой. (ударяют кулачками друг о друга)
Вкусной стала, вкусной стала репка. (прыжки на двух ногах по кругу)
Всех мы в гости, в гости приглашаем, (наклон вперед, руки в стороны)
Сладкой репкой, репкой угощаем. (хлопают в ладоши)
Угощаем, угощаем репкой. (идут по кругу, взявшись за руки)
«Съедобное – несъедобное» (Кириллова)
Дети образуют круг. В центре – ведущий, у него в руках мяч.
Бывает трудно угадать,
Что можно есть и что нельзя.
Вам очень много нужно знать,
Поверьте мне, друзья!
Про овощи и фрукты
Готовы вам задания.
Должны все сами отгадать.
Готовы все? Внимание!
Ведущий кидает мяч детям, называя «съедобное» по теме «Овощи» – ребенок ловит мяч, и «несъедобное» – ребенок отбивает мяч от себя.
«Овощи» (Никитина)
Как-то вечером на грядке (дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре – водящий с завязанными глазами)
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: (останавливаются, крутят водящего)
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать. (разбегаются, приседают, водящий ищет)
«Урожай» (Никитина)
В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем, («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)
«Овощи» (Кириллова)
Осенью с мамой на рынок идем, (шагают по кругу друг за другом)
Корзинку и сумки с собою несем.
Овощи разные надо купить, (поскоки с ноги на ногу)
В корзинку и в сумки потом положить.
Свеклу купили и сладкий горох, (останавливаются, «пружинка»)
И чесночек оказался не плох!
– Огурчик зеленый, а ну не зевай, (наклоны вниз, руки отводят назад)
С морковкой в корзинку скорей полезай!
Корзинку и сумки домой мы несем – (приседания)
Все овощи на зиму мы запасем!
Овощи солим и сушим, и крошим. (движения руками вверх-вниз)
Овощи в банки храниться положим.
С мамой вас в гости зимой пригласим, (повороты вправо-влево)
Вкусным обедом мы вас угостим!
С капустой мы пирогов напечем! («пекут»)
Гостей мы накормим горячим борщом! (хлопают в ладоши)
«Огород» (Кириллова)
По считалке выбирается водящий – «дед». Он встает в центре, у него завязаны глаза. Остальные дети – «овощи», расходятся по игровой площадке и занимают каждый свое место.
Овощи сидят на грядках:
И морковь, и перец сладкий,
И капуста, и лучок,
И румяный кабачок.
От калитки в огород
Старый дед с ведром идет,
Чтобы овощи собрать.
Но ему их не видать.
Плохо видит старый дед,
Деду этому сто лет!
Дед, скорее к нам иди
Да на грядках нас найди!
Будем прятаться сейчас,
Отыскать попробуй нас!
«Дед» отправляется на поиски «овощей»
ФРУКТЫ. САД.
«Яблочко» (Фадеева)
Катя шла-шла-шла, (дети шагают)
Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко»)
Села, поела, (приседают)
Опять пошла. (шагают)
«Сбор фруктов» (Никитина)
Мы идем во фруктовый сад. (маршируют на месте)
Вдыхаем яблок аромат. (дыхательное упражнение)
Хотим сорвать яблоки с дерева. (поднимаются на носочки, тянут руки)
Может быть, допрыгнем до них? (прыгают)
Нужно поставить лестницу. (имитируют подъем по лестнице)
Срываем яблоки и кладем в корзину. (имитируют сбор яблок)
Яблоки собрали, теперь отдохнем. (садятся)
«Яблоки, груши и сливы» (Кириллова)
Выбирается водящий – «садовник», он становится в центр площадки. Остальные дети – «фрукты». Они произвольно разбиваются на тройки («яблоки», «груши», «сливы») и встают вокруг «садовника».
Садовнику осенью много заботы,
Садовнику осенью много работы:
Нужно с деревьев все фрукты сорвать,
Яблоки, груши и сливы убрать.
«Садовник» идет внутри круга и говорит:
Я корзиночку возьму,
А я фрукты соберу!
Дети-«фрукты» отвечают:
Мы в корзинку не хотим,
От тебя мы убежим!
Педагог произносит одно из названий фруктов, например «Яблоки!». Дети – «яблоки» убегают, «садовник» их ловит. Игрок, которого поймали становится водящим.
ДЕРЕВЬЯ. ЛЕС.
«Клен» (Никитина)
Золотятся между сосен, (поднимают руки, качают ими)
Клены желтые стоят.
Что за чудный им наряд (повороты туловища вправо-влево)
Подарила Осень!
Как украсила рябины, (кружатся медленно на месте)
Бросив щедрою рукой
Меж узорною листвой
Яркие рубины!
И качаются березы (поднимают руки и качают ими)
В разноцветных кружевах.
«Найди свое дерево» (Кириллова)
Дети на участке рассматривают деревья: березу, клен, дуб и т. д.
Осень золотила красками деревья.
Вот и наступило для детей веселье!
Можно нам с листочками весело играть –
Опавшие с деревьев листочки собирать.
Играющие врассыпную разбегаются по площадке. Каждый ребенок собирает листочки какого-то одного дерева .
Раз, два, три,
К дереву беги!
Дети подбегают к тому дереву, чьи листья они собрали.
«Назови дерево» (Кириллова)
Дети встают в круг, у них в руках листочек дерева, водящий в центре. Игроки идут за руки по кругу:
А мы по лесу идем
И деревья узнаем!
Вместе весело гулять
И деревья узнавать!
Водящий подходит к любому ребенку со словами:
Друг, дружок, уступи кружок!
Игрок отвечает водящему:
Не спеши, все по порядку.
Отгадай ты мне загадку!
Игрок показывает листочек, а водящий должен назвать дерево, с которого этот лист. Если водящий угадывает, то он становится в круг, а игрок – водящим.
ГРИБЫ.
«Грибочки» (Никитина)
– Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)
– За грибами в лес ходили.
– Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)
– Мы искали да смотрели – (повороты туловища вправо-влево)
Все пенечки оглядели.
«Ежик в лесу» (Кириллова)
Выбирается водящий – «ежик», он встает в середину площадки. Остальные дети – «грибы», они встают в круг вокруг водящего. Идут по кругу со словами:
Грибничок колючий
Идет в лесу дремучем.
Раз грибок, два грибок,
Вот и целый кузовок!
«Ежик»:
А я по лесу иду,
В кузовок грибы беру.
Раз, два, не зевайте,
От меня вы убегайте!
«Грибы» разбегаются, а «ежик» старается их поймать.
«По грибы» (Кириллова)
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг – (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)
«Мухомор» (Кириллова)
Дети встают в круг, берутся за руки. В центр круга ставится конус – это мухомор.
Перед нами бор,
А в бору – мухомор.
Мухомор стоит,
На детей глядит.
Мухомор кто соберет,
Тот из круга уйдет.
Дети начинают двигаться вокруг «мухомора», при этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его задели. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга.
ЯГОДЫ.
«Ягодка-малинка» (Нищева)
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (идут в хороводе, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (собирают воображаемые ягоды)
Солнышко высоко, а в лесу тропинка. (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка. (бегут по кругу, взявшись за руки)
«Вишня» (Никитина)
Как о вишенке-малышке (идут по круг)
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую (останавливаются, гладят себя по животу)
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать, (встают на носочки)
Вишней короб наполнять –
И ладошки будут тоже (показывают ладони)
Вишни цвет напоминать.
«Земляника» (Никитина)
Этой крохотной девчушке (приседают на корточки)
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками, (тихо бегут)
Земляными червячками,
А порою за травой (останавливаются, поднимают руки вверх)
С милой матушкой-землей.
Можно здесь уединиться (приседают)
И секретами делится. (шепчутся друг с другом)
ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА.
«Это я» (Нищева)
Это глазки. Вот. Вот (показывают сначала левый, потом правый глаз)
Это ушки. Вот. Вот. (берутся сначала за левое ухо, потом – за правое)
Это нос. Это рот. (левой рукой показывают рот, правой – нос)
Там спинка. Тут живот. (левую ладошку кладут на спину, правую – на живот)
Это ручки. Хлоп. Хлоп. (вытягивают вперед обе руки, хлопают)
Это ножки. Топ. Топ. (кладут ладони на бедра, топают)
Ой, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу)
«Руки требуют заботы» (Никитина)
Руки требуют заботы, (руки вытягивают перед собой)
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать, (имитируют движения письма)
И лепить, и рисовать. (хлопают в ладоши)
Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)
Руки шире разведем. (разводят руки в стороны)
Вот и все. Конец зарядке.
Сели вновь за стол, ребятки.
«Чтоб здоровье сохранить» (Кириллова)
Играющие встают в круг. Ведущий – в круге:
Чтоб здоровье сохранить,
Чтобы крепким, сильным быть,
С физкультурою и спортом
Очень важно нам дружить!
Дети начинают движение по кругу. По сигналу «Стоп!» останавливаются, и принимают
позу ведущего.
ДОМ И ЕГО ЧАСТИ
«Кот и мыши» (Фадеева)
В игре участвуют «мыши» и «кот»
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше.
Тише, мышка, берегись!
И коту не попадись!
«Маляры» (Нищева)
Маляры известку носят, (идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра)
Стены кистью купоросят. (повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью)
Не спеша разводят мел. (наклонились, мешают воображаемой кистью в ведре)
Я бы тоже так сумел. («красят»)
«Кровельщик» (Нищева)
То не град, то не гром – (изображают удары молотком)
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком –
Вся округа слышит. (закрывают уши руками)
Он железом кроет дом, (изображают удары молотком)
Чтобы сухо было в нем. (наклоняются, достают носки руками)
«Кто строит дом» (Кириллова)
Если строить новый дом, (прыгают)
Чтобы люди жили в нем,
Нужно знания иметь (шагают на месте)
И профессией владеть.
Архитектор строит дом (поднимают и опускают руки)
За компьютерным столом…
Экскаваторщик упрямо (наклоны вниз)
Под фундамент роет яму.
Нужно в срок бульдозеристу (притоптывающим шагам продвигаются в круг)
Разровнять площадку чисто.
Вот и каменщик за делом – (руки согнуты в локтях, кисти рук одна на другой)
Кирпичи кладет умело.
На работе крановщик (приседания)
К высоте давно привык.
Кроют кровельщики дом (руками делают «домик» над головой»)
Металлическим листом.
Штукатуры со сноровкой (перекрестные движения рук над головой)
Штукатурят стены ловко.
Если красить что-то нужно, (руки поднять через стороны вверх-вниз)
Маляры займутся дружно.
Окна – плотников забота, (повороты вправо-влево)
Двери – тоже их работа.
Новый дом почти готов – (хлопают в ладоши)
С нетерпеньем ждет жильцов.
infourok.ru
Картотека подвижных игр по ознакомлению дошкольников с деревьями
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть куда воспитатель спрятал игрушку, нельзя.
Оборудование. Деревья на участке.
Ход игры. Детям показывают игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из деревьев. Затем дети открывают глаза. «Как же найти игрушку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, что игрушка спряталась за деревом, и описывает его величину, цвет коры, форму листьев, их окраску. Дети слушают, а затем указывают дерево, называют его и находят игрушку.
Дидактическая задача. Находить предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Оборудование. Деревья, листья.
Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень, береза и др.). затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев.
Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой листок покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листьями букета.
Дидактическая задача. Находить предметы по сходству.
Игровое действие. Подбежать к воспитателю по сигналу.
Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листом в руке.
Оборудование. Листья, резко отличающиеся по форме.
Ход игры. Воспитатель поднимает, например лист клена, и говорит: «У кого такой же листок – ко мне бегите!» дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Игровое действие. Поиски предмета.
Правило. Искать лист на земле моно после слов воспитателя.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие листья на земле, – говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне.» дети с листьями бегут к воспитателю.
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правило. Бежать к указанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три – беги!»
Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. На участке детям раздают листья разных деревьев. Все дети – «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» – бегут к себе в домик – под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями – «переезжать в новый дом».
С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.
Дидактическая задача. Найди дерево по названию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде.
Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
«Осенние листочки»
Цель: познакомить детей с временем года – осень; расширять словарный запас.
Наблюдая за листопадом, предложите малышам ответить на вопрос: «что делают листочки?» (Опадают, кружатся, летят, танцуют.) вместе изобразите, как кружатся и танцуют листья, назовите их цвет. Расскажите куда падают листья (на дорожку, на скамейку, на стол, на людей, на машины, на дома).
Подвижная игра «Осень»
Теплое лето уже не вернешь,
Качать головой.
Небо нахмурилось, капает дождь.
Стучать указательным пальцем по ладошке другой руки.
Листья осенние тихо летят.
Бежать по кругу.
К нам идет осень, несет листопад.
Выполнять плавные движения руками вверх-вниз.
«Опавшие листья»
На улице обратите внимание детей, что под ногами очень много опавших листьев. Листочки не лежат у своего дерева, ветер уносит их далеко-далеко. Предложите малышам стать маленькими исследователями и найти, с какого дерева упал листок. Вместе проговорите: «Лист с березы – березовый, с клена – кленовый, с дуба – дубовый ». поиграйте с опавшими листочками. Следите за правильностью выполнения инструкций, выделяйте голосом слова: правой, левой, вверх, вниз.
Правой ручкой лист возьмите,
Вверх листочек поднимите.
Левой ручкой лист возьмите,
Вниз листочек опустите.
«Груша»
(белорусская народная игра)
Цель: соотносить движение со словами, употреблять формы повелительного наклонения глагола.
Ход игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет груша. Все ходят вокруг груши и поют (декламируют):
Мы посадим грушу –
Вот, вот!
Пускай наша груша
Растет, растет!
Вырастай ты, груша,
Вот такой вышины,
Вырастай ты, груша,
Вот такой ширины,
Вырастай ты, груша,
Вырастай в добрый час!
Потанцуй, Галинка,
Покружись для нас!
А мы эту грушу
Все ласкать будем.
От нашей Галинки
Убегать будем!
Груша, находясь в центре круга, должна изображать все, о чем говорится в песне: танцевать, кружиться и пр. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, на слова «Вот такой ширины» – разводят в стороны. На слова «А мы грушу все ласкать будем» дети приближаются к груше, чтобы дотронуться до неё. На последующие слова быстро разбегаются, а груша старается поймать кого-нибудь. Игра продолжается с новой «грушей».
nsportal.ru
Деревья, листья и плоды – развивающая игра для детей от 4 лет
Развивающая игра для детей «Деревья, листья и плоды» знакомит ребят с деревьями средней полосы России. Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой. Игра очень познавательна, хорошо использовать ее для занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском саду или дома. В начальной школе игра пригодиться при проведении краеведческих или экологических конкурсов.
Хоть лото «Деревья листья и плоды» дает неплохое представление детям о видах деревьев, но никакая развивающая игра не заменит детям живого общения с природой. Обращайте во время прогулки внимание детей на то, какие деревья вас окружают на улице, в парке, в лесу. Собирайте и рассматривайте плоды и листья. Если вы не хотите нести их домой, то «оцифруйте», сфотографируйте и создайте свой «Атлас» или «Фото-гербарий» растений своего края.
Знакомство с развивающей игрой лучше проводить индивидуально. Рассмотрите с ребенком карточки, поговорите о том, какие деревья он знает. Предложите малышу самому попробовать сопоставить листья, деревья, плоды и положить подходящие маленькие картинки в пустые «окошки» на больших карточках. Можно сразу помочь расставить правильно или посмотреть, что у ребенка получиться, а затем исправлять ошибки. Не обязательно давать сразу все карточки – двух или трех будет достаточно. Когда ребенок познакомиться с игрой, задания можно давать на время. Если вы играете с двумя детьми, то получиться целое соревнование – кто больше соберет «правильных» карточек за одну минуту. Лучше, если у каждого будет свой набор игры. Или хотя бы сделайте дублированный набор маленьких карточек. Иначе может сложиться ситуация, когда ребенок не может правильно собрать картинку не потому, что не знает, а потому, что нужная карточка оказалась у соседа.
С группой детей в эту развивающую игру можно играть как в лото. В этом случае, игроков может быть столько, сколько у вас больших карточек плюс еще один. Каждый ребенок получает большую карточку. Для детей старше пяти лет можно давать каждому игроку по две карточки сразу. Все маленькие карточки перемешиваются и выдаются водящему. Он вытаскивает любую наугад, показывает ее детям и спрашивает «Чье?» тот, кому подходит карточка, забирает ее себе и помещает рядом со своим деревом. Если никто не признается, карточка откладывается в сторону. Тот из игроков, кто первым закрыл все «окошки» — победил и может стать следующим водящим. Другой вариант – играют «до последнего». В этом случае водящим становится тот, кто закрыл свои поля последним.
Развивающая игра «Деревья, листья и плоды» может стать замечательным конкурсом на мероприятии, посвященном лесу, деревьям, родной природе, как в старших группах детского сада, так и в начальной школе. Для проведения такого конкурса надо запастись двумя (или больше – по числу команд) наборами игры. Каждой команде предлагают собрать как можно больше карточек за определенное время (одна-две минуты). Результат проверяется. Считаются только полностью и правильно собранные карточки.
Для того, чтобы играть, вам нужно подготовить игровые карточки. Каждой породе дерева соответствуют одна большая (дерево летом) и три маленьких картинки (дерево зимой, листья и плоды этого дерева). Распечатайте картинки и наклейте их на ватманскую бумагу или картон. Размер большой картинки будет 19Х15, а маленьких 5Х5 см.
Можно наклеить на одинаковый картон, а можно сделать и подсказку – картинки каждого дерева наклеить на основу своего цвета. Для большей прочности карточки можно «заламинировать» – заклеить скотчем.
Для того, чтобы избежать искажений размером при печати мы советуем вам поступить таким образом. Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее. Скопируйте большую картинку и перенесите ее в приложение Microsoft Word. Выставите размер изображения высота 19 см, ширина при этом будет почти 15 см. Затем скопируйте три маленьких картинки (они будут копироваться все три вместе) и поместите их на ту же страницу. Размер изображения картинок задайте высотой 5 см, шириной 15 см. Вырезайте картинки по черной линии.
Когда вы распечатаете, наклеите и вырежете все картинки, у вас получиться своеобразное лото.
Другой вариант сделать такую игру – не использовать готовые рисунки, а постепенно собирать с детьми картинки, фотографии (совсем здорово, если вы их сделаете сами, на прогулке). А когда материал накопиться – использовать его для создания совершенно эксклюзивного лото.
www.karakyli.ru
Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.
«ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!»
Дидактическая задача.
Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев; клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила.
Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».
Игровые действия.
Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).
Ход игры.
Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:
– Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.) Посмотрите, ребята, какие листья у клёна. Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.
Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.
– А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия.
– Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне! — вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.
Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»
Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.
Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.
Игровое упражнение
«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».
Цель.
Найти дерево по названию.
Правило.
Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Описание.
Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
– Кто быстрее найдет березу?
– Раз, два, три — к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
«Беги в дом, какой назову».
Цель.
Найти предмет по назначению.
Игровое действие.
Бег (с увёртыванием ) к определенному предмету.
Игровое правило.
Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры.
Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают «ловишкой», все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает «ловишка», становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.
«Найди пару».
Цель.
Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Задание. «Найти предмет по сходству»
Игровое действие.
Поиски похожего предмета.
Правила.
Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование.
Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры.
Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.
«Найди листок, как на дереве»
Цель.
Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
Задание. Найти часть по целому.
Игровое правило.
Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
Ход игры.
Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом, найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.
Хоровода игра
«Лети, листок, ко мне в кузове».
Цель.
Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.
Материал.
Корзинка для сбора листьев, засушенные листья или их трафареты из цветного картона, или шапочки с изображением листочков (рябины, березы, клена, тополя…).
Ход игры.
Дети заводят хоровод.
Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут
Дождь и ветер принесла. по кругу.
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и ка-
С веточек листы сдувает. чают ими из стороны в сто-
рону.
Листья на ветру кружатся Ребята разбегаются в разные
И под ноги нам ложатся. стороны, кружатся и присе-
дают.
Ну, а мы гулять пойдем Ребята опять собираются в
И листочки соберем. кружок.
Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок».
Ребята, в руках которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину.
«К дереву беги!».
Цель.
Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игроков правило.
Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву бега!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Ход игры.
Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об ЭТОМ, когда поиграем в игру „К дереву беги!” Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его.
У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит». Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!». Дети бегут к елке.
Воспитатель.
– А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)
После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три — к дереву беги!»,
В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.
« Загадайте, я отгадаю».
Дидактическая задача.
Описать предмет по вопросам взрослого.
Игровое действие.
Загадывание загадки воспитателю.
Правило.
Называть задуманное дерево нельзя.
Ход игры.
Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку— описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.
Примечание. Вопросами воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения, помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было время выделить как можно больше отличительных признаков дерева.
«Загадайте, мы отгадаем».
Дидактическая задача.
Описать дерево и узнать его по описанию.
Игровые действия.
Загадывание и отгадывание загадок.
Правило.
Описывать дерево нужно, не называя его.
Ход игры.
Воспитатель делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды выбирают какое-нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рассказывать, Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие загадывают загадку.
«Такой листок, лети ко мне».
Дидактическая задача.
Найти предметы по сходству.
Игровое действие.
Подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило.
Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Оборудование.
Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в дайной местности деревьев).
Ход игры.
Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок—ко мне?»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель даст ему свой лист для сравнения.
«Найди листок».
Дидактическая задача.
Найти часть по целому.
Игровые действия.
Поиски предмета.
Правило.
Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле»,-говорит педагог.
-«Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне».
Дети с листьями бегут к воспитателю.
«Найди дерево по описанию».
Дидактическая задача.
Найти предмет по описанию.
Игровое действие.
Угадывание растений по описанию.
Правило.
Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
«Кто где живет».
Дидактическая задача.
Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровые действия.
Убежать от лисы.
Правила.
Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.
Оборудование.
Маски лисы, зайцев, белок.
Ход игры.
Игра проводится вo время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас — лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики—под которыми могут спрятаться».
В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего— лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем остальным детям — шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность — лиса!» — белочки бегут к дереву, зайцы — к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.
Примечание. Желательно, чтобы у всех были соответствующие маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы.
«К названному дереву — беги!»
Дидактическая задача.
Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия.
Убегать от водящего к названному дереву.
Правила.
Воспитатель часто меняет название растении. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ход игры.
Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду, Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз-два-три — беги!».
«Путешествие».
Первый вариант.
Дидактическая задача.
Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правила.
Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.
Ход игры.
Игру проводят во время прогулки в парке или лесу. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два-три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит; «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки».
Второй вариант.
Игру проводят так же, только дорогу к любимой полянке найти самую короткую, объяснить ее всем детям.
Третий вариант.
Дидактическая задача.
Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Правило.
Описывать растения-ориентиры, не говоря, как они называются.
Ход игры.
Игру проводят в парке, лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3-4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.
Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.
Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу.
«Лесник».
Цель.
Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами.
Дидактическая задача.
Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.
Правило.
Собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель.
Ход игры.
Игру проводят в парке, в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети — помощники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов.
Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей».
Лесник может только описать дерево, не называя его. Помощники ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Одновременно можно выделить двух-трех лесников и столько же отрядов помощников, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. (Если есть возможность, то можно сдать собранные семена.)
«Найди дерева по семенам».
Дидактическая задача.
Найти целое по части.
Игровое действие.
Бег к определенному предмету.
Правило.
Бежать к тому дереву, от которого семена» можно по сигналу.
Оборудование.
Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клёна, ясеня, рябины и др.
Ход игры.
Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.
Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня (отдельные «лопаточки»), a v клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.
Примечание. Игры на узнавание деревьев и кустарников зимой организовать сложнее: дети затрудняются самостоятельно определять отличительные признаки каждого растения и точно называть его. Поэтому игры в это время года надо проводить, начиная с более простых заданий в них (как в играх «Найди, о чем расскажу», «Узнай по названию» н др.). Здесь активная роль принадлежит воспитателю: он называет характерные признаки растений, подчёркивая своеобразие окраски ствола, форму и величину почек, расположение ветвей и т.д..
«Птичка».
Перед игрой все подбирают для себя фант -любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить своё «название».
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была. улетела на елку». «Елка» называет другое дерево и т.д. Кто прозевает – отдает фант. В конце игры фанты выкупаются.
Перед началом игры ведущий должен познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.
nsportal.ru