«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по достижению ребенком возраста 3 – 4 лет) педагогу детского сада, хотя приоритетную роль семьи никто не отрицает.
Главное – правильно подобрать способы. Лучшими давно признаны игровые ситуации, обсуждение поведения героев сказок, разыгранные задания. Ведущая позиция, хоть и кажущаяся отстраненной, принадлежит воспитателю.
Задача номер один – научить детей принимать решения, правильные и самостоятельные. Кроме этого, опираться нужно на основные критерии подготовки мероприятия (воспитательного часа, урока, занятия, «пятиминутки»). Лучше, если педагог составит себе «памятку» произошедшего между детьми разногласия. В ней будут отмечены несколько пунктов.
Можно вырезать (распечатать, создать коллаж) тематические картинки к заданиям. Ребята и девочки пусть, опираясь на них, отвечают на вопросы. К каждому заданию должны быть подготовлены изображения – разные овощи, фрукты, грибы, виды транспорта, чтобы коллектив дошкольников смог осуществить выбор.
Эта игра хороша тем, что все показывается наглядно. Дети учатся систематизировать, каждый ответ обсуждается, есть право голоса, но результат формируется на основе общих мнений.
Малыши и сами не замечают, как учатся строить беседу, вступать в конфликты и пытаться выходить из них. Пусть и не получится что-то – опытному взгляду воспитателя будет заметно, когда спор выходит за рамки обычного столкновения мнений и превращается чуть ли ни в ссору. В этом – одна из задач такой игры: воспитание одного целого – коллектива.
Даже без особой подготовки и материальной базы можно разыграть привычную во многих социальных группах ситуацию. Главное – наблюдать за коллективом какое-то время, чтобы успеть ознакомиться с проблемой, и выделить общую, актуальную.
Психология воспитания детейВ 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании …
Дети с удивлением сами заметят, что идеальных людей не существует, но мнение о человеке складывается по тому, чего больше он сделал – доброго или дурного. Может даже оказаться, что и Кощей Бессмертный – вовсе не злой. Просто его никто не любит, и родители его далеко, и друзья ему давно не звонят.
Развитие милосердия – то, на что всегда большой спрос.
Странное дело – с одной стороны, ребенок должен беспокоиться о своих интересах и желаниях (иначе он вырастет «неуспешным»). С другой – ему нужно учиться делиться с другими, уметь жертвовать, сопереживать. Непосильная задача и для взрослого человека, куда уж детям. Но это – ошибочное мнение.
Нужно создать искусственную ситуацию конфликта. Например, принести интересные книги, фрукты или игрушки (можно из соседней группы, если разрешит другой воспитатель). Но не просто отдать их детям, а придумать интригующую предысторию.
Например, Дед Мороз не довез зимой самым послушным детям посылку, прислала их Алиса из Зазеркалья или Кот в сапогах выслал их дошкольникам, чтобы они присмотрели за игрушками, пока он будет путешествовать.
Высыпав все содержимое «посылки» в центр комнаты, нужно понаблюдать несколько минут за поведением ребят и девочек. Окажется, что некоторые малыши одновременно захотят одну и ту же игрушку или книгу.
Вот теперь, пока у кукол и плюшевых медвежат еще на месте руки-ноги, в игру вступает «третейский судья», воспитатель. Его задача – дать ребенку возможность высказаться (объяснить), почему именно он должен обладать игрушкой.
Потом задание усложняется – придется высказаться и в пользу маленького «оппонента», сказав, почему другому малышу тоже важно играть именно с этой куклой.
Никто не запрещает на доске рисовать «плюсы» и «минусы» (за себя и за соперника), класть в шапки по спичке – у кого больше окажется, тот и получит игрушку.
В конце нужно будет детям пожать друг другу руки, а воспитателю – сказать доброе мудрое слово о том, что делиться, уступать – это нормально.
2Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Под термином «гендер» подразумевается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Он заключает в себе соц …
Это на первый взгляд такие игры и ситуации кажутся обычными, спонтанными способами занять дошкольника и сказать потом, что воспитательная работа была проведена. В этом и заключается «высший пилотаж» мастера, когда все происходит будто само собой. Но за всем этим стоит сложная подготовительная работа.
Воспитателю приходится решать многие задачи и учитывать различные факторы:
Проблемные ситуации для дошкольников разрабатываются не только с целью научить, но, изначально, продиагностировать.
Иногда, как показывают это сами дошкольники, родители ведут себя с ними доброжелательно, но подрастающее поколение этого не понимает. Задача воспитателя – «адаптировать» для детей то, что им еще не понять (через такое проигрывание ситуаций, в том числе). Более благородного призвания, чем воспитатель, просто не существует.
4 | 0 |
Вы можете оставить здесь свой комментарий.
blogs.bebeshka.info
Разработчик: воспитатель
Олеся Алексеевна Миселёва
Барнаул, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………………………4
Ситуации на развитие мышления дошкольников…………………………….6
Ситуации на нахождение внутренних ресурсов……………………………….11
Ситуации с противоречиями……………………………………………………13
Ситуации межличностных отношений сверстников………………………….15
Ситуации к НОД………………………………………………………..………..18
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»………………………………….20
Методическая основа…………………………………………………………….22
Введение
«Феномен проблемной ситуации в том,
что она является источником
мыслительной деятельности»
Рубинштейн С. Л.
Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, сп
educontest.net
Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников
Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Это качество формируется прежде всего в процессе общения. Общение – это воспитание себя и других.
В общении у детей формируется умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы. И задача педагога – формировать у детей положительный социальный опыт, умение ориентироваться в жизни, т. е. научить жить среди людей, ладить с ними, быть равноправными членами общества, в межличностном общении правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.
Поэтому необходимо не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое общение. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников, как в отношении всех детей, так и каждого ребенка в отдельности.
Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, я в своей работе использую такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.
Игровые проблемные ситуации – это полноценная, но специально организованная игра. Её характеризуют следующие моменты:
-она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
-в содержание игры заложена цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей
-игру проводит воспитатель: предлагает название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
-воспитатель насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется цель.
Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе.
При составлении содержания проблемных игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.
– Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.
– Игровые модели должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация любого игровой модели требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа.
1. Подготовительный этап
Направлен на привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог. Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами) .
2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации
На этом этап идет конкретизация ситуаций, поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».
3. Установление причинно-следственных связей
Развитие выбранной ситуации, поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем.
Главное – научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной жизни. Дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок-плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам. Но предшествовать моделированию проблемных ситуаций должны игровые обучающие ситуации:
– ситуации- иллюстрации,
– ситуации-упражнения,
– ситуации-оценки.
В ситуации-иллюстрации лучше разыгрывать простые сценки из жизни детей, с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
В ситуации-упражнения дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
В ситуации-оценки происходит анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но воспитатель помогает ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
В основе игровой ситуации лежит активное общение, включающее различные формы: разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Воспитатель выступает как партнер по общению, уважающий право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы.
Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот, всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.
Далее представлены наиболее интересные наработки использования игровых и творческих заданий для развития навыков общения детей, культуры поступков и умения находить компромиссный выход из проблемной ситуации.
Ситуации-иллюстрации
С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились». В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Ситуации-упражнения
Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного) .
То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
Ситуации-оценки
В ходе таких ситуаций обсуждаются жизненные события, поступки и отношения. Содержание ситуаций можно моделировать из детской литературы или придумывать – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать книжная иллюстрация или картина.
Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, педагог вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.
При этом важно избегать прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Главное – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.
Практические игровые и реальные ситуации
Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,
«Научим наших гостей здороваться и прощаться», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. Это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь) ; «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть) ; «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (пожилым людям, мамам, папам) ».
«Наша забота нужна всем»
Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Поможем дворнику убрать опавшую листву на участке», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем лук для малышей», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Задача педагога – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
«Мы старшие»
Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Покажем для малышей концерт», «Научим малышей водить хороводы».
Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.
«Научи друга тому, что умеешь сам»
Важно побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, играть в настольные игры, бросать в цель, крутить обруч. Моделируя данную ситуацию, побуждаем детей поделиться опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.
«Как поступить? »
В данной ситуации воспитатель ставит детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить конфетку себе или угостить ею пришедшего после болезни сверстника (плачущего ребенка) ; дать поиграть своей игрушкой сверстнику или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.
Более подробно хочу остановиться на использовании в работе с дошкольниками ситуаций-проблем, их моделировании, т. к. у педагогов часто возникают сложности с их подбором.
Когда дети приобретут определенный опыт общения и поведения возникает необходимость моделирования проблемных игровых ситуаций, которые помогут ребятам постепенно овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.
Ситуации-проблемы
Очень важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью очень эффективны ситуации – проблемы. Например, в ситуациях: «Развязались шнурки», «Рассыпался раздаточный материал». Ребята спешат собрать, но все собирают в одну общую кучу. Подчеркиваю: «Как же все это разобрать? » Отмечаю ребят, которые стремятся группировать смешавшийся материал и т. п.
В ситуациях-проблемах каждый ребенок активно учится находить выход своим чувствам и переживаниям, осознавать и принимать их.
Воспитателю необходимо эмоционально представлять возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать? », «У нас новенькая, как ее встретить, чтобы ей у нас понравилось? ») и вовлечь детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказать или показать правильный способ решения проблемы и предложить самостоятельно его осуществить.
Проблемная ситуация, профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы. Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.
В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы ребенок сможет найти для себя оптимальный способ.
Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно -проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Скажем, «туча»: как ее можно рассеять и развеять? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации.
Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.
Во-вторых (и это самое сложное, надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать? ») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой? »). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.
В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего? ») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем? »). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели (своего «хочу! », можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.
Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога. Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей:
-Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом.
-Дети могут на словах формулировать свое отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы, импульсивностью.
-Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом, Не факт, что в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя подобным образом.
-Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с положительным внутренним содержанием. На вопрос: «Как ты думаешь, красивый человек обязательно добрый? » — большинство детей отвечают утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может отдаваться внешним признакам – привлекательному внешнему виду, обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся очевидными условия эффективной работы педагогов по
-развитию у детей навыков общения:
-единый подход к воспитанию в семье и детском саду.
-личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми.
-выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей) .
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .
3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:
– подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
– изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
– побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
– постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;
– постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:
1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? », «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы? »
2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Очень эффективно моделирование проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх:
«Как быть, что делать? »
Это различные ситуации затруднения, которые моделируются, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, цветы в горшке вянут; на шкафчиках отклеились картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутаны детские варежки. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем: поливают цветок, делят пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки, обувь.
«Не поделили игрушку»
Материал: различные игрушки. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?
Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». и предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
-отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
-никому не давать игрушку чтобы не было обидно;
-играть всем вместе;
-посчитаться;
-играть с игрушкой по-очереди;
-отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.
Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.
Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре
«Больница»
В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта)
Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений) ;
«Детский сад»
У куклы сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения)
Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для именинницы) .
Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают в этом именинницы) .
Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике)
Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке) .
«Зоопарк»
При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить: промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги. (Обсуждение ситуации с детьми, принятие решения) .
Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о штрафах в случае их несоблюдения, о животных – обитателях этого зоопарка) .
Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям)
Таким образом, представленные в данной разработке игровые ситуации помогут педагогу научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и развить умение применять такие возможности, а значит избежать многих конфликтов, овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.
kopilkaurokov.ru
ЭТИКЕТ
для дошкольников старшего возраста.
Решение проблемных игровых ситуаций детьми.
Отяшкина Валентина Павловна,
высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 363»
г. Перми
Цель: Формировать способы социального поведения дошкольников в различных ситуациях, через решение поведенческих проблемных игровых ситуаций,
Задачи:
Учить детей правильному поведению в социуме.
Развивать способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Формирование связной речи
Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении, занижается самооценка человека. А это в дальнейшем мешает человеку быть успешным в жизни.
Решить эту проблему можно – уже с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Таким образом, актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека
Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это игровая деятельность ребёнка в которой он познаёт правила этикета.
Для решения поставленных задач мною была создана программа «Правила хорошего тона для дошколят», из которой, вашему вниманию предлагается раздел: «Общение и взаимоотношения людей», в этом разделе имеются проблемные игровые ситуации. Дети разыгрывают предложенные проблемные ситуации, активно вступают в диалог, находят своё решение, и объясняют его.
Раздел. «Общение и взаимоотношения людей»
Правила хорошего тона”.Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.
Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.
Проблемные ситуации.
Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.
“В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.
Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.
Проблемные ситуации.
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
«Эмоции и чувства»
Какие чувства и эмоции присуще человеку.
В какой форме они проявляются.
Инсценировки,
круглый стол, викторина, игровые действия.
Карточки с вопросами, иллюстрации по этикету, решение проблемных ситуаций.
Дать знания об эмоциональной сфере человека и умению владеть своим поведением.
“Беседа по телефону”.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.
Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем. Проблемные ситуации.
Формирование у детей навыков общения по телефону.
Проблемные ситуации:
Мама утром разбудила тебя вовремя, но ты очень долго просыпался и вновь опоздал на зарядку в детский сад.
Что ты скажешь маме и воспитательнице? Каким тоном. Разыграй эту ситуацию.
Твой друг оскорбил тебя словом, сказав, что то плохое. Что ты ему скажешь и каким тоном?
Один мальчик у тебя на глазах обрывает лапки у насекомого.
Как ты поступишь, что ты ему скажешь, каким тоном?
Разыграй ситуацию.
У тебя в гостях случайно девочка пролила компот на скатерть.
Что ты станешь делать? Разыграем эту ситуацию.
Ты видел, что твой сверстник вытер свои грязные руки чужим полотенцем. Твои действия?
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу другому, если одному мальчику 10 лет, а другому 8лет.
Так получилось, что на твой день рождения тебе вручили три одинаковых подарка. Как ты отреагируешь на это, что скажешь гостям, каким тоном? Изобрази это.
Одна девочка обозвала тебя плохими словами, твой друг её толкнул, заступаясь за тебя. Твои действия в этой ситуации? Разыграй эту ситуацию.
Во время игры твой товарищ наткнулся на тебя, и ты упал, ушибся.
Как ты поступишь, что скажешь? А теперь представь, что по твоей вине ушибся ребёнок. Твои действия, изобрази.
На твоих глазах кто- то сломал ветку дерева, наигравшись ею, бросает на землю. Что ты сделаешь в этом случае? Расскажи.
Дети должны усвоить, что быть культурным нужно всегда, а не по определенным дням или с определенными людьми.
Благодаря специально разработанным, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Этот материал может использоваться воспитателями непосредственно в образовательной деятельности и родителями в повседневной жизни.
Литература.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками/ С.О.Николаева. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.
Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997.
Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. – Екатеринбург, 1996.
Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. – М., 1998.
infourok.ru
Сведения об образовательной организацииДополнительные сведения |
|
www.xn--46–5cddfqbh1d8cfiej.xn--p1ai
Социальное развитие дошкольников: учим детей ориентироваться в новых проблемных жизненных ситуациях. Жизненные головоломки для детей дошкольного возраста.
Я выросла в семье педагогов и с детства впитала в себя особый дух человека, который постоянно соприкасается с миром детства. В детстве жизнь течет совсем по-другому и таит в себе огромный потенциал. Поэтому так важно, чтобы малыш полноценно проживал не только каждый день, но и каждую минуту своей жизни. Самую обычную минуту сбора на прогулку, игры, умывания или встречи гостей! Ведь все эти простые минутки жизни – такие внешне привычные и потому незаметные — откладывают очень заметный отпечаток на будущую жизнь малыша.
Ребенок воспитывается не назиданиями, а тем образом жизни, к которому привык и который впитал с молоком мамы в семье и в своем близком окружении. Мы, взрослые, несем огромную ответственность за то, чем мы заполняем эти неповторимые минуты детства своих детей – какой игрой, общением, творчеством, каким взглядом, жестом, мимикой, эмоцией, действием, какими ситуациями и идеями. Мы несем ответственность и за то, помогли ли мы нашим детям в их дошкольные годы сориентироваться в мире людей и взаимоотношений между ними, научили ли малышей ладить с людьми, быть гибкими, уметь находить выход из самых необычных жизненных ситуаций, развили ли умение сорадоваться и сочувствовать людям, отстаивать свои интересы, но при этом и уметь выслушать чужое мнение. Эти умения так легко формируются в детстве, и так сложно ими овладеть позже во взрослой жизни!
Все дети разные, и у всех из них в жизни есть своя индивидуальная миссия в жизни, свои способности и таланты – Человеческие таланты. И насколько эти таланты ребенка как Человека проявятся и разовьются в нем, зависит от взрослых. Но любому малышу в жизни понадобится умение просто быть хорошим Человеком – успешным, счастливым, оптимистичным, гибким, не боящимся трудностей, творческим, умеющим взаимодействовать с разными людьми. И эти нравственные качества закладываются именно в дошкольные годы.
Каждый взрослый, общающийся с маленькими детьми – мама, папа, бабушка, дедушка, педагог – это особое мировосприятие и особый стиль жизни. Жизни, в которой «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон). Это постоянный поиск и постоянный вопрос к себе: «Как самой жить и какой самой быть, чтобы своим примером вдохновлять и воспитывать детей?». И в этом вопросе для нас главный ключ, ведь дети – это наше зеркало. И если меняемся мы, то меняются и они.
Желаю всем новых открытий и радости общения с детьми!
Паре детей предлагается большой лист бумаги, на котором посередине нарисован дом. Дети должны нарисовать около домика снеговика. В коробке лежат карандаши. Один карандаш очень привлекательный для детей – автоматический, но он сломан. Дети не знают, что карандаш сломан, и что нарисовать им что-то практически невозможно (грифель при надавливании уходит внутрь корпуса, и линии не получается). Один из детей берет этот карандаш, и пытается им рисовать. Как отнесется к его затруднениям его партнер по рисованию – другой ребенок в паре?
Он может:
В этой ситуации Вы можете увидеть особенности поведения своего ребенка, пронаблюдать, есть ли у него проявления сочувствия, внимания, заботы о сверстнике (сестре, друге). В соответствии с выявленными особенностями можно поставить себе более четкие задачи воспитания:
Аналогичная ситуация для наблюдения за ребенком и выявления его особенностей может быть создана и в общении с детьми более младшего возраста – с 3 лет.
В ситуации «Коробка без дна» двум малышам даются кубики. Их приглашают поиграть с кубиками. Взрослый говорит: «За этим столом играть неудобно, поэтому давайте положим кубики в коробку и пойдем играть на большой детский стол». У каждого из малышей своя коробка для кубиков, но у одного из них коробка без дна (т.е. дно не закреплено, но это внешне не видно).
Дети складывают кубики каждый в свою коробку и идут играть. Тут у одного из них дно коробки раскрывается, и кубики падают вниз. Как отнесся малыш к этой нечаянной оплошности – заплакал, удивился, рассмеялся и собрал кубики, попросил помочь? Как отреагировал другой ребенок – пожалел, погладил, помог собрать кубики или нет. Сначала не подсказывайте малышу, что надо помочь другому ребенку. Потом подскажите – откликнется ли он?
Ситуация нечаянной оплошности типична для маленьких детей – задел нечаянно, разбил, пролил, толкнул, порвал т.д. И нужно учить его находить выход их этой ситуации. А выходов тут несколько:
В этой ситуации Вы увидите особенность своего ребенка, как он реагирует на ситуации эмоционального неблагополучия:
Исходя из особенностей малыша, можно увидеть его сильные стороны и «пробелы» и поставить более точно задачу его воспитания, а также индивидуально подобрать приемы.
Все проблемные ситуации, данные ниже, предназначены для детей 5 лет и старше. В более младшем возрасте (до 3-4 лет включительно) не рекомендуется использовать их, так как дети еще не смогут сориентироваться в новой для них сложной социальной ситуации. В младшем дошкольном возрасте (до 3-4 лет) совсем другая задача – накопить как можно больше положительного опыта взаимодействия со сверстниками в похожих, знакомых, хорошо известных, повторяющихся ситуациях. Это тот базис, на основе которого малыш в дальнейшем, когда подрастет, будет решать и проблемные ситуации, перечисленные дальше.
У всех детей есть друзья! А что такое настоящий друг? И дружба?
Понятие «дружба» и «дружеские отношения» очень многогранны и различаются по отношению к людям разных возрастов. Что же такое «дружба» применительно к дошкольникам»? Сначала вспомним о волшебной цифре «три» — в каждом нравственном качестве или явлении можно выделить три взаимосвязанных компонента:
Давайте посмотрим, как эти компоненты проявляются для детей.
Для детей 5-7 лет дружба может проявляться (В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская) :
А) Интеллектуальный и эмоциональный компоненты:
Б) Поведенческий компонент:
А умеет ли Ваш малыш быть другом? Как он поведет себя в новой ситуации? Можно ли помочь ему научиться ориентироваться в новых жизненных ситуациях? На эти вопросы ответит диагностическая игра «Не намочи ног».
Эта игра была придумана замечательным коллективом авторов-педагогов — исследователей — В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская — очень давно. И почти не встречается сейчас. Но я ее очень успешно использую в общении с детьми и в различных детских игровых тренингах. И сейчас поделюсь тем, как это делаю, и о чем нам может рассказать эта игра.
В этой простой подвижной игре можно увидеть, а действительно ли дети – настоящие друзья? Готовы ли они выручить друг друга в беде? Могут ли сориентироваться в новой для них и о-о-очень проблемной ситуации? Видят ли, что друг попал в беду или игнорируют ситуацию и не думают о друге? То есть эта игра – фактически пословица «Друг познается в беде» но не на словах, а на деле. Это зеркало, которое отражает внутренний мир ребенка.
Как играть в игру «Не намочи ног»
Вариант 1 – более простой.
Начертите на полу или на земле «болото» размером 4-5 метров (две черты на расстоянии 4-5 метров друг от друга). Также Вам понадобится длинная палка – положите ее рядом с собой, но так, чтобы дети не обратили на нее внимания.
Играет пара детей. Детям нужно перейти это болото, не наступая на него, ведь иначе можно «утонуть в болоте». Для этого каждому ребенку даются две дощечки размером 25Х40 см (вполне можно заменить их картонными прямоугольниками). До начала игры дети учатся движениям – как ступать по «досочкам» и переставлять их вперед. При этом нужно не сойти с «досочки», иначе утонешь в «болоте».
Не сообщайте детям цель игры. Не настраивайте на взаимопомощь, ведь задача игры другая – посмотреть, как дети поведут себя в новой для них неоднозначной ситуации вне наших инструкций. Ведь наша с Вами истинная задача – не научить детей слушаться, а воспитать культуру поведения. А она проявляется и вне присутствия нас рядом (в отличие от послушания).
Играем в первый раз. Перед началом игры, спросите пару детей, готовы ли они вместе перейти болото? Научились ли ступать по дощечкам? Если дети готовы, то начните игру. Дайте сигнал «Старт» и дети начнут передвигаться по «болоту». Примерно в середине пути возьмите длинную палку и у одного из детей заберите одну дощечку, сказав «Утонула дощечка в болоте» (для этого подтяните палкой дощечку из болота к себе).
У детей возникает проблема – один может идти вперед. Но тогда другой останется в болоте навсегда. Дети принимают решение без Ваших подсказок, полностью самостоятельно. Вы должны быть абсолютно нейтральны. Нельзя эмоционировать, нашептывать им подсказку, грозить пальцем и т.д.
Если ни один из пары детей не нашел выхода из ситуации (и соответственно, один игрок перешел болото, а другой в нем «застрял»), то игру повторите снова. Хочу предупредить, что «недогадливость» характерна для очень многих детишек, им сложно сориентироваться в новой ситуации. А ведь жизнь – это цепочка новых неожиданных ситуаций, к которым нужно быть готовым и в которых надо уметь очень быстро ориентироваться. Поэтому повторяем игру.
При второй игре уже даем подсказку: «Вам надо перейти болото вместе, а не по одному». Когда дети оказываются в середине болота, и «досочка» ломается, можно сказать: «Подумай, как помочь Оле, без твоей помощи они утонет в болоте. На одной досочке она болото не пройдет!» То есть снова мы не даем готового образца, способ поведения ребенок ищет сам! Обязательно похвалите детей, когда они переберутся вместе через болото, похлопайте в ладоши, вместе покричите «УРА! Получилось!»
Вариант игры 2. Более сложный.
Во втором варианте (можно провести его после первого) условия игры другие. Вам также понадобится нарисовать две линии и ограничить ими «болото» и положить рядом с собой палку. Болото должно быть длиннее – примерно 6 -7 метров. Одному ребенку из пары Вы должны дать три дощечки, а другому две (в прошлом варианте игры Вы давали каждому по две дощечки). Размер дощечек тот же.
В этом варианте игра проводится как соревнование – «Кто быстрее перейдет болото, не намочив ног».
С одной стороны, дети уже подготовлены к переходу через болото первым вариантом игры. Но дух соревнования делает игру даже сложнее, чем ее первый вариант. Давайте посмотрим, как это происходит в жизни.
Играем с парой детишек два раза. В первый раз у ребенка с двумя дощечками «утонула в болоте» одна из них, т.е. он остается с одной доской. А вот у его друга – три доски (а ноги две, т.е. одна доска лишняя). Понаблюдайте, увидите ли игрок с тремя досками, что его друг оказался в беде? Поможет ли? Даст ли ему лишнюю «досочку» чтобы соревноваться на справедливых основах? Или забудет о друге?
Далее игру можно повторить еще раз, но в игре забираем две доски у ребенка, т.е. воссоздаем ситуацию первого варианта игры – на двоих детей 4 доски, которые надо разделить друг с другом.
Это очень сложный вариант игры. Дети в нем ведут себя по-разному.
Вариант А. Ребенок пробегает мимо друга и радуется, что выиграет, и ликует, и радуется беде товарища – лучшего своего друга. Значит, этому малышу не хватает сочувствия к другу, попавшему в беду, и надо пробуждать в нем это чувство, и в этом будет наша задача. Есть много разных игр, которые помогают развить у ребенка эмпатию – сочувствие к другому человеку.
Вариант Б. Ребенок видит, что другу плохо и хочет помочь, очень жалостливо смотрит на друга, но никак не может понять, как помочь. Этот малыш явно сочувствует товарищу, но еще не умеет ориентироваться в новых жизненных ситуациях и находить из них выход. И к этому ребенку нужен другой подход. Нужно создавать специально в жизни для него такие проблемные новые неоднозначные жизненные ситуации, в которых он сам будет искать выход из них, чтобы учить его не теряться, быть гибким в жизни.
Вариант В. Ребенок сразу же предлагает помощь другу. И они вместе проходят весь путь. Таких детей очень и очень мало! Но с ними всегда и всем легко, их любят взрослые и дети, они всегда общительны и позитивны. Когда спрашиваешь этих детей: «Почему ты решила помочь Кате, ведь ты бы могла выиграть?», они отвечают: «Это было бы несправедливо! Ведь у Кати не было дощечки! Я хочу выиграть справедливо! Я дружу с Катей, и не хотела бросить ее в беде». Я очень хорошо помню каждого ребенка, кто выбрал вариант В и помог другу, хотя прошло уже много лет. И видя дальше их развитие — они уже подростки, хочу сказать, что эти дети всегда любимы сверстниками. Нет, чаще всего они не лидеры, но им хорошо в детском коллективе, к ним тянутся и дети, и взрослые.
Понаблюдайте за детьми, и Вы узнаете, в чем им нужно помочь, как они ведут себя вне Вашего присутствия, умеют ли находить выход из неожиданных жизненных ситуаций или теряются в них?
Умение ориентироваться в необычной жизненной ситуации приходит не сразу. Предлагаю еще одну ситуацию для старших дошкольников.
Игру можно провести с небольшой группой детей (многодетная семья, группа детей во дворе и т.д.).
Несколько пар детей играют с обручем (можно заменить на мяч), катая обруч друг другу. Обручи или мячи должны быть очень привлекательными для детей. Через 3 минуты игры входит другой ребенок – желательно более младший или входит взрослый (нужно договориться с ними заранее) и говорит: «Нам не хватает одного обруча/мяча для игры. Дайте, нам, пожалуйста, один обруч поиграть ненадолго». Далее смотрим, как реагируют дети. Обычно кто-то сразу же отдает свой обруч. И возникает ситуация, что обручей/мячей для игры в парах у детей уже не хватает!
Как ведут себя дети, у которых остались обручи? Подождите минутку, заметят ли они ситуацию, и подскажите один из вариантов: «У Вари теперь нет обруча – они им поделилась с малышами. И теперь Варе и Свете не с чем играть. Что же нам делать? Как можно поступить, чтобы всем было весело играть?». Выходов из ситуации очень много, обсудите их вместе с детьми:
Эта ситуация очень типична, ведь часто в жизни ребенка просят поделиться чем-то — игрушкой, карандашом, картинкой и т.д.. И приходится выбирать варианты. И нужно выбрать такой вариант, чтобы и свои интересы не пострадали, и другим помог. Проблемная ситуация с обручами/мячами учит находить выход из подобных ситуаций.
Все мы знаем сказку об упрямых козликах. На всякий случай, ее здесь напомню. Причем вариантов этой сказки очень много. Почему? Наверное, в этой сказке есть та жизненная мудрость, которая очень необходима человеку в жизни. Напомню сначала сказку.
Два козлика (в обработке К.Д. Ушинского)
Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
– Уступи мне дорогу, – сказал один.
– Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.
– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Еще один вариант той же сказки —
Два барана – Сергей Михалков.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом,
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил:
«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Умение договориться – очень важное умение. И развивается оно тоже в дошкольном детстве. И как это ни странно, но наши дети, очень хорошо знакомые со сказкой про упрямых козликов, часто в жизни ведут себя точно так же! Как же им помочь? Нам поможет игра в сказку о козликах, которую можно провести во время прогулки.
Что Вам понадобится для игры? Вам понадобится узкая доска (шириной 15-20 см), которую надо положить на возвышение – например, два пенька. Доска должна оказаться на высоте примерно 30-40 см от земли. Под ней надо начертить два берега глубокой реки, через которую пара игроков будет переходить. Можно использовать в качестве мостика через реку обычную низкую скамейку или другие подручные материалы.
Как играть? Играет пара детей. Мы рассказываем им о сюжете игры – вот река, вот мостик. Наши дети – это козлики. Они живут на разных берегах реки, и им надо перейти по мостику речку, но мостик один. Дети идут навстречу друг другу по мостику. Дойдя до середины, им надо придумать, как быть дальше. Спрыгнуть вниз в реку нельзя – она глубокая, холодная, утонешь в ней. Оттолкнуть друга тоже нельзя – тогда другой козлик утонет.
Наблюдающие за игрой могут подсказывать свои способы выхода из ситуации.
Очень часто дети придумывают свой замысловатый способ постановки ног на мостике – доске, но не догадываются, что проще всего и быстрее всего просто отойти обратно и пропустить друга. Если кто-то из наших игроков ходит в бассейн, то может предложить, что он спрыгнет в реку и переплывет на другой берег. Иногда дети обнимаются на середине мостика. Количество вариантов, которые находят дети, огромно!
После игры вспомните с детьми, приходилось ли им в жизни когда-то «переходить через мостик», уступать, договариваться? Вспомните с ребенком или с группой детей успешные ситуации из их жизни, когда они смогли договориться и решить проблему.
Это нужно знать: В проблемных игровых ситуациях дети очень часто повторяют один и тот же шаблон поведения много раз, как бы закрепляя его, проигрывая его еще и еще, предлагая Вам повторить игру с новыми партнерами, проигрывая ситуацию с игрушками по собственной инициативе. Это обычное поведение дошкольников. Не ограничивайте детей в повторении этих ситуаций! Пусть «козлики» много раз перейдут мостик, а ребенок поэкспериментирует с разными способами поведения или закрепит один излюбленный и эффективный.
Эта ситуация специально создается в общении с детьми от 5 лет и старше, чтобы научить их решать проблему справедливо для всех.
Как нужно подготовиться к ситуации? Придумайте поделку, которую Вы будете делать вместе с детьми. Это может быть стульчик для куклы из картона, новогодняя игрушка или что-то еще. Подумайте, сколько бумаги нужно детям для этой поделки и дайте им меньше бумаги, чем требуется (например, из 5 детишек одному не хватит бумаги на поделку).
Вам может понадобиться дополнительный материал для другой поделки или идея для общей детской поделки. Надо позаботиться об этом заранее, чтобы Вы были готовы к любым детским идеям. Подробности Вы прочитаете чуть ниже.
Как организовать ситуацию? Пригласите малышей 5-6 лет смастерить поделку, покажите образец — что конкретно будем делать и что у них получится, заинтересуйте. Когда дети начнут делить материал для поделок, то выяснится, что одному ребенку его не хватает (например, остался только маленький кусочек бумаги, которого явно не хватит на поделку). Что же делать? «Поищите» нужную бумагу на глазах детей, и скажите, что «к сожалению, больше бумаги нет». Или дайте такую бумагу, которая явно не подойдет для этой поделки. Дети это обнаружат, и им все-таки придется решать проблему. Предложите детям вместе обсудить, что делать?
Предложения детей могут быть разные:
Надеюсь, что с помощью этих проблемных ситуаций и игр Вы сможете не только лучше узнать своих малышей, но и помочь им стать добрыми, отзывчивыми, справедливыми и честными людьми. А также придумаете много своих замечательных этических задачек, проблемных игровых и жизненных ситуаций для развития у ребенка социальной компетентности.
Желаю Вам успехов!
Если Вас заинтересовал материал статьи, Вы хотите поделиться своим мнением или своим опытом, у Вас возникли свои идеи для создания проблемных воспитывающих ситуаций, то приглашаю Вас продолжить разговор в комментариях к статье. Буду очень Вам благодарна и за отзывы о статье :).
Еще о развитии ребенка в дошкольном возрасте Вы можете почитать:
— Как обрадовать Буратино? Диагностическая игра для малышей.
— Коммуникативные игры: 30 интересных игр для развития общения.
— Правша или левша? А может быть, скрытый левша? Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста.
— Развитие мелкой моторики: мифы и правда.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
rodnaya-tropinka.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
ДОКЛАД
на тему:
«Формирование диалогических умений у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций»
Доклад подготовил:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шатилова Надежда Ивановна
2018 год
В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей.
Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.
Поэтому, в рамках реализации ФГОС «Речевое развитие» включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Одним из приемов, направленным на формирование у детей компетентности в общении, а, следовательно, диалогической речи, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
В основе занятия лежит идея единого игрового пространства, в которое включены и педагог, и воспитанники, причем это игровое пространство охватывает все сферы жизни. Создание игровой проблемной ситуации позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие у детей между собой, в их общении со взрослыми, в процессе познания и т.д. Проблемная ситуация подразумевает наличие определенного противоречия, для разрешения которого нельзя выбрать ни один из крайних, противоположных вариантов, а необходимо найти какое-то новое решение, способное примирить обе эти противоположности.
Решение проблемы — это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и разрешить ее, объяснив свои действия. При этом важно не просто сделать выбор действия, а определить социальные позиции героев (старший — младший, мать — ребенок, педагог — ребенок и т. д.), их отношения. Естественно, что на этом этапе ребенок уже должен обладать представлениями об общечеловеческих ценностях, правилах поведения, уметь оценивать то или иное действие, предполагать возможный результат — иметь собственную позицию. Такое умение появляется у ребенка к старшему дошкольному возрасту.
Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Основная цель такой помощи — расширить границы представлений ребенка о нравственных качествах, социальных ролях, общепринятой практике человеческих отношений. Ребенок не различает полутонов в общей картине поведения, оценивая поступки людей (и свои) по полярным характеристикам: хорошие — плохие. Также дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок — плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.
В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться по мере приобретения опыта), ребенок сможет найти для себя оптимальный способ. Например, игра «Не поделили игрушку» учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации.
Я сообщаю детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек и достаю из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Я предлагаю детям разобрать их, а сама наблюдаю со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?
Успокаиваю ребят и предлагаю разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».
Предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
никому не давать игрушку чтобы не было обидно;
играть всем вместе;
посчитаться;
играть с игрушкой по очереди;
отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.
Дети вместе обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.
Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот), всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.
Предлагаю вам фрагмент одного из таких занятий – игровое моделирование проблемной ситуации «Как справиться с волком»
В основе занятия лежит идея единого игрового пространства, в которое включены и педагог, и воспитанники, причем это игровое пространство охватывает все сферы жизни. Создание игровой проблемной ситуации позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие у детей между собой, в их общении со взрослыми, в процессе познания и т.д. Проблемная ситуация подразумевает наличие определенного противоречия, для разрешения которого нельзя выбрать ни один из крайних, противоположных вариантов, а необходимо найти какое-то новое решение, способное примирить обе эти противоположности.
Первый этап:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Дети садятся в круг. Воспитатель рассказывает им историю.
Воспитатель: Мы с вами — обитатели леса. Пусть каждый придумает, каким бы животным он хотел быть. (По просьбе воспитателя дети по очереди называют то животное, которым каждый из них решил стать.) Сейчас в нашем лесу зима. Осталось совсем недолго до, например, 8 марта, и все девочки ждут подарков. И вот прошлой ночью кто-то оставил специально для нас большой мешок со сладостями на главной лесной поляне. Но Волк-хулиган стащил мешок с подарками и спрятал его у себя в норе. Как же нам теперь быть? Для того чтобы решить эту проблему, мы собрали звериный совет, и сейчас мы с вами должны придумать, как бы нам так сделать и что бы нам такое сказать хулигану – Волку, чтобы он сам захотел нам вернуть наши подарки.
Задаваемое противоречие этой игровой проблемной ситуации состоит в том, что звери хотят получить подарки, а Волк не хочет их отдавать. Ключевой здесь является фраза «сам захотел бы отдать» — она задает пространство продуктивного разрешения проблемы.
В основу игровой проблемной ситуации положена реально существующая проблема, которая возникает из-за стремления одного ребенка заняться тем же самым делом, которым в данный момент занят другой ребенок, находящийся в его поле зрения. Часто это приводит к соперничеству за право обладания какой-нибудь вещью или за право совершения какого-либо действия. Например, одному ребенку вдруг становится необходима игрушка, которой только что заинтересовался другой. Такие ситуации являются проблемными не только для детей, но и для воспитателя. И дети, и воспитатель оказываются равноправными участниками игрового процесса, поскольку, во-первых, для них одинаково важно разрешить проблему, а во-вторых, правильный ответ никому не известен заранее. В результате ситуация оказывается развивающей и для детей, и для педагога.
Второй этап:
ВЫДВИЖЕНИЕ ВЕРСИЙ
Дети предлагают варианты разрешения ситуации. Задача педагога — удерживать детей от выбора крайних вариантов, разъясняя их несостоятельность. При этом, когда воспитатель пытается обобщить версию кого-то из детей, он обращается к группе со словами: «Смотрите, Лиса-Катя предлагает нашему совету…»
Воспитатель: Так как у нас с вами совет, давайте сразу договоримся: когда кто-то из вас придумает, что можно сделать, чтобы Волк сам захотел отдать наши подарки, то он поднимет руку. И когда кто-то будет говорить, никто его не перебивает, все говорят по очереди.
Катя: Я бы отдала Волку свой подарок или свою игрушку в обмен на мешок.
Воспитатель: Такой способ вполне возможен. Но вдруг Волк скажет, что он не хочет меняться? Мы попробуем использовать это предложение, но давайте подумаем, как еще можно поступить, чтобы Волк сам захотел отдать мешок с подарками.
Саша: Можно дождаться, пока Волк уйдет, а самим прокрасться в его логово, найти мешок и забрать его.
Воспитатель: А вдруг Волк вернется и, увидев нас, разозлится и всех съест. Нам же нужно, чтобы он сам захотел отдать мешок со сладостями. Иначе мы не можем быть уверены, что от злости и обиды Волк не захочет всех нас съесть.
Настя: Можно набрать конфеты и подарки в мешок и обменяться с ним.
Воспитатель: Поменяться с Волком — неплохая идея. Сейчас мы запишем все предложенные вами способы, как можно сделать так, чтобы Волк сам захотел отдать сладости. И первое, что мы попробуем сделать, — это поменяться с ним. А теперь надо подумать, что можно будет сделать еще, если Волк не захочет меняться.
Света: А можно еще у Волка хорошо попросить: «Волк, отдай нам подарки, пожалуйста!»
Воспитатель: Да, действительно, можно попробовать поговорить с Волком вежливо. Давайте мы запишем и этот вариант. Но нужно придумать и еще что-нибудь, потому что вдруг на Волка не подействуют вежливые слова.
Сережа: А можно сначала попробовать попросить хорошо, а потом уже попытаться обменяться с Волком.
Воспитатель: Да, конечно. А вот смотрите, что я придумала. Можно пригласить Волка на праздничный чай и попросить принести что-нибудь сладкое. Может, тогда он сам принесет подарки Деда Мороза?
Катя: Но вдруг он принесет только немножко сладостей, а не все? Может, тогда, пока он будет пить чай, кто-то пойдет искать остальные подарки в его норе?
(Примечательно, что в этом рассуждении ребенок сам начинает предполагать возможные ответные действия Волка, рассуждать как бы с его позиции, что до этого делал только воспитатель.)
Воспитатель: Если сделать так, то получается, что Волк все-таки не сам отдает подарки, а мы их у него отбираем. А нам нужно, чтобы он сам захотел их отдать.
Антон: Можно попробовать подружиться с Волком. Может, он вовсе и не злой. И тогда он сам захочет с нами подарками поделиться.
Воспитатель: Да, это хороший способ. Может, Волк действительно не такой злой, как мы думаем. А еще что можно сделать, чтобы Волк захотел отдать подарки?
Кристина: А можно, когда мы на чай Волка пригласим, потом начать играть на гитаре и попросить Волка спеть. Может, ему понравится, и он сам остальные подарки принесет.
(Отметим, что в этом ответе ребенок пытается развить предложенную ранее версию.)
Воспитатель: Да, это можно попробовать, тем более что известно, как Волки любят петь, глядя на луну. Может быть, ему и вправду понравится с нами праздновать, и он принесет нам подарки.
Андрей: А можно показать Волку какой-нибудь хороший мультфильм.
Воспитатель: Про что же должен быть этот мультфильм?
Андрей: Так чтобы он понял, что нехорошо чужие подарки брать.
Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает такой мультфильм?
Лена: Ну, например, «Белоснежка».
Аня: Да? А, может, он ее уже смотрел.
Воспитатель: Да, вдруг он ее смотрел, и, как видите, на него это не подействовало, раз он чужие подарки забрал.
Саша: Тогда это должен быть мультфильм про зверей.
Воспитатель: Какой же это может быть мультфильм? Ведь нам нужно, чтобы Волк понял, что он плохо поступил, когда подарки забрал.
Андрей: Это должен быть мультфильм про то, как звери плакали, когда подумали, что Дед Мороз им на Новый год ничего не подарил.
Катя: Да, и про то, как Волку было стыдно, что это все из-за него.
(В этой ситуации интересно, что сразу пятеро детей начали вместе обсуждать одну версию. Каждый пытался поразмышлять над ней. Важно также, что дети сами, без подсказки воспитателя, пытались критично отнестись к предложениям других. В результате в таком коллективном обсуждении родилась новая версия.)
Воспитатель: А ведь мы с вами можем сами такой мультфильм разыграть, как театральное представление.
Настя: А я вот еще придумала. Можно сделать так, чтобы один зверь Волку навредил, а другой бы его выручил. И тогда он сказал бы «спасибо» и отдал подарки.
Воспитатель: Это интересное предложение. Только нужно еще придумать, как можно Волку навредить, а это очень непросто.
Сережа: А можно еще устроить конкурс. Мешки со сладостями взять и кто меньше их наполнит.
Антон: Да, а потом всем вместе чаю попить.
(Предложение Сережи очень интересно, хотя оно, возможно, возникло по аналогии с игрой, которая была проведена с детьми на улице за несколько дней до этого занятия; одно из соревнований в этой игре называлось «Кто соберет меньше опавших листьев».)
Третий этап:
ПРОИГРЫВАНИЕ ВЕРСИЙ
Воспитатель: Ну, наверное, мы с вами уже достаточно вариантов придумали. Теперь давайте решим, кто какой вариант будет исполнять. Итак, сначала мы попробуем вежливо попросить у Волка вернуть подарки. Кто хочет это сделать? (Дети сами по желанию выбирают, что они будут выполнять.) Антон-Тигр.
Если этот вариант не подействует, мы попробуем обменяться с Волком какими-нибудь игрушками и подарками. Кто будет отвечать за этот вариант? — Катя-Енот.
Потом можно будет пригласить Волка на праздничный чай и попросить его принести сладости. Это будет делать Сережа-Олень.
Если Волк принесет не все подарки, мы попросим его спеть с нами песню. Может, тогда он поймет, что ему с нами хорошо, решит с нами подружиться и вернет нам подарки. Кто буде
infourok.ru