Всем нам знакомы картины «Аленушка», «Богатыри». Кто же этот гений, сумевший так колоритно описать нам в красках нам волшебные моменты наших предков, показать Древнюю Русь во всей ее мощи в образах мужественных героев. Это – прославленный В.В. Васнецов.
Виктор Михайлович появился на свет в 1848 году в семье деревенского батюшки. Детские годы его пролетели в селе Рябово, которое издревле было известно природными богатствами, искусством народных мастеров. Семейство их было большое, и поэтому жили они почти впроголодь.
Мальчик рано остался без матери, и поэтому все знания и навыки передал ему отец. Немалую роль в образовании внука сыграла его бабушка, которая обучала его рисованию.
Виктор начал рано увлекаться рисованием, и имел желание в будущем продолжить обучение, но так как его отец пребывал в сане духовника, по религиозным правилам, сына он отправил в церковное училище.
В 1878 году он отбывает в Москву, где пройдет жизнь Васнецова и его брата Аполлинария именно здесь.
Здесь он близко сходится с основоположником популярной галереи П.М.Третьяковым, от которого получает заказ на оформление фасада здания. Заводит дружбу с Мамонтовым, состоятельным господином. Именно, часто бывая у него в гостях в усадьбе под воздействием частых бесед с приезжающими туда художниками, музыкантами, у Васнецова появились такие шедевры, как «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».
В.В. Васнецов имел многосторонний талант. Его роспись Владимирского собора в Киеве до настоящего времени вызывает восхищение у жителей и гостей города. Занимался оформлением спектаклей.
В маленьком переулке столицы расположен красивый расписной дом, который был сделан по проекту самого художника. В этом здании он творил и здесь и скончался.
В настоящее время здесь бывает множество детей. Все они приходят, чтобы познакомиться с жизнью самого великолепного художника России и полюбоваться его прекрасными картинами.
3 класс для детей
15.05.1848 появился на свет знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов в селе Лопьял. В роду Васнецова была целая династия священников; его отец, дед, прадед – все были священниками.
В 1850 году семья перебирается в село Рябово из-за отцовской службы. Задатки художника у Васнецова проявились еще в раннем возрасте, но безденежье в семье заставило отдать его в духовное училище. Позже он, будучи подростком, проходил обучение в Вятской духовной семинарии.
В 1867 году, бросив учебу, отправился сдавать вступительные испытания в Академию художеств в Петербурге. Так как в то время он был совсем беден, ему пришлось выставить для продажи два произведения – «Молочница» и «Жница». Деньги за эти картины, он получил только в северной столице.
Васнецов поступил в Академию художеств сразу же, но не понял, что после экзаменов его приняли, и по такому недоразумению он первый год не учился.
1867-1868 годы он учился в Школе Общества поощрения художеств, где встретился с Крамским, в будущем который будет его советчиком и другом. В следующем же году обучения начинающий художник знакомится с другими великими мастерами. Дружба его с ними была крепкой и повлияла на его становление в художественном мире. После учебного года Васнецов удостаивается множества наград за свои произведения, но этот период был для него тяжким, он переживал смерть отца, заботится о брате, тоже желающим стать художником, трудился для получения хоть каких-то денег. За эти годы художник создал огромное количество иллюстраций к азбукам и сказкам.
В 1874 году награждается бронзовой медалью на выставке в Лондоне. В том же году участвует в другой выставке, на которой критики в восторге от его произведений.
Со временем ему начала надоедать обучение в стенах Академии. Профессора не понимали его стремление рисовать картины на русско-народные темы.
Весной 1867 года Васнецов отправляется на год в Париж, где уже создают шедевры его знакомые художники. Во французской столице художник участвовал в парижском «Салоне» со своими произведениями – “Чаепитие в трактире” и “Акробаты”. На родину Васнецов вернулся уже опытным живописцем, он усовершенствовал свою технику, понял, что же все-таки он хочет писать и создавать. Наиболее важную роль сыграло знакомство с семьей Мамонтова, создавшего вокруг себя общество деятелей культуры, позже названное Абрамцевским кружком. Именно этот кружок снова вдохновил Васнецова, снова привлек его русский колорит, его эстетическая значимость.
В 1880 году будет окончено одно из самых его знаменитых творений – “После побоища Игоря Святославича с половцами”. Картины тех годов вызывают споры между передвижниками.
В 1885 году Васнецов приглашен для украшения Владимирского собора в Киеве. Он соглашается, и в работе над этой церковью он видит свое настоящее призвание. Над этим собором художник трудился около десятка лет.
В 1893 году Васнецов вступает в Академию Художеств как один из членов После 1905 года тесно общался с Союзом русского народа, но не был его членом, финансировал и оформлял монархические издания.
В 1915 году совместно с другими художниками-современниками создал Общество возрождения художественной Руси.
В 1877 году Виктор Васнецов вступает в брак с Александрой Владимировной Рязанцевой. У них было пять детей, и прожили они совместно счастливо 49 лет.
Виктора Васнецова не стало 23 июля 1926 года. Художник был погребен на Лазаревском кладбище, после разрушения прах художника был перепохоронен на Введенском кладбище.
3 класс для детей и учеников
Интересные факты и даты из жизни
Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.
Автопортрет Виктора ВаснецоваС раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.
Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора ВаснецоваПосле первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.
Памятник Виктору и Аполлинарию ВаснецовымАполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.
Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.
«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка…».
Васнецов В. Автопортрет. 1873 |
Родился Васнецов 15 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.
«Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а по-просту как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины», – рассказывал впоследствии Васнецов. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках «Бабушкины сказки» (1871) и «Сказки деда»
|
Васнецов В. «Бабушкины сказки». 1871. Государственная Третьяковская галерея. |
Образование Васнецовым было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869 году, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. «Аленушка» Васнецова, также как «Богатыри»
, «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника. Про свою знаменитую картину «Богатыри» сам Виктор Васнецов, работавший над ней почти тридцать лет, говорил: «Я работал над «Богатырями», быть может, не всегда с должной напряженностью. Но они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».Васнецов В. «Богатыри». 1898. Государственная Третьяковская галерея. |
В России функционируют 4 музея, посвященных художнику. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области.
«Когда я глядел на его Божью матерь с младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, – вспоминал Фёдор Шаляпин, – я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор. Его витязи и богатыри, воскрешающие атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной».
Просмотров: 1730
⟰ наверх страницы
Главная>Биографии художников
Краткая биография Виктора ВаснецоваВаснецов Виктор Михайлович – выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.
Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.
Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.
Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.
Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Богатыри», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.
см. также:
Краткие биографии других художников
Сочинение-описание картины «Алёнушка», Васнецов
Сочинение-описание картины «Баян», Васнецов
Сочинение-описание картины «Богатыри», Васнецов
Сочинение-описание картины «Витязь на распутье», Васнецов
Сочинение-описание картины «Гусляры», Васнецов
Сочинение-описание картины «Иван-царевич на Сером Волке», Васнецов
Сочинение-описание картины «С квартиры на квартиру», Васнецов
Сочинение-описание картины «Снегурочка», Васнецов
Васнецов В. М. (реализм)
Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. “Я всегда жил Русью”, – говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как “Богатыри”, Витязь на распутье”, “Аленушка” и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.
Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать – синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора – Апполинарий Васнецов.
Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.
Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.
Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как “Нищие-певцы”, “Книжная лавочка” и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.
На рубеже 70-х – 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника – своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его , воодушевляла.
В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.
Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.
Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:”Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души”,
В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.
Аленушка (1881)
Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды…
Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.
Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка – казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже – темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.
Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером “горючем” камне в окружении родной ей природы – на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.
Богатыри (1898)
Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.
…Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне – “атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын”. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: “С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает”. Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке “палица булатная сорока пудов”. Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне – богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.
Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый – небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села – вся родная страна Русь.
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное…
“Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь – если он друг”, – так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.
Царевна – лягушка (1918)
Чаепитие в трактире (харчевне) 1874
В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.
…Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой – с кипятком, другой маленький, цветастый – для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать – он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик – трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.
Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.
Эскиз здания для Третьяковской художественной галереи
Иван Грозный (1897)
Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.
Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.
Иван-царевич на Сером Волке (1889)
Еще одна “сказочная” картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка – вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.
“Твой “Иван-царевич на волке” привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества”. – Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.
Ковер – самолет (новый вариант) 1919-1926
Ковер – самолет (1880)
Герой этой картины – Иванушка-дурачок – прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.
…Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы…
Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.
Нищие-певцы (богомольцы) 1873
Подводный терем (1884)
Поединок Пересвета с Челубеем (Телебеем) 1914
После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)
Большое историческое полотно, написано на мотив “Слова о полку Игореве”. Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из “Слова”..:
“От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,
С треском копья ломятся булатны. ..
…Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!
…Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю.”
Картина – не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.
…Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы – голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.
Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность – таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.
Преферанс (1879)
Распятие (1902)
С квартиры на квартиру (1876)
Снегурочка (1899)
Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка – дитя Мороза и Весны, – выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.
Барышня! Живая ли? – Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!
Спящая царевна (1919)
Страшный суд (1904)
Полотно “Страшный суд” создавалось в 1896 – 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но “Страшный суд” должен был занять центральное место в соборе.
Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.
Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.
А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: “…пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению…”В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр…Устраивались диспуты на тему:”Есть ли бог?” В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.
Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину “Страшный суд” накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.
В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.
“Страшный суд” был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.
Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой “отлично”. В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.
Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета. .Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать “свободной волей” свой выбор “пути в жизни”. Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма… “Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным…”, писал художник.
Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников – император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы…Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие – с одной стороны, а с другой – Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит. д. Активно использованы тексты и надписи.
Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты – он похож чем-то на репинского Ивана Грозного…Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи…
Один из критиков много лет назал писал так:”Страшный суд” – ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это – страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда”. И он был прав…
Три царевны подземного царства (1881)
Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал – не нашел. Средний искал – не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны – Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.
Стоят три царевны у темной скалы. Старшие – в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая – в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.
Витязь на распутье (1878)
У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь – витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:
“Как прямо ехати – живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”.
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
“Направу ехати – женатому быти,
Налеву – богатым быти”.
Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен – зрители сами “дочитают” картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.
Баян (1897)
О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших…
Вот он, “вещий песнотворец” Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.
Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.
В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)
Встреча Олега с кудесником (1899)
Как ныне сбирается вещий Олег, отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в царьградской броне, князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег.
“Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня”.
“Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле; но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое: воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран; незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов; он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего”.
Богатырский скок (1914)
Гамаюн – птица вещая (1897)
Гусляры (1899)
Книжная лавочка (1876)
Крещение Руси (1890)
Портрет сына Бориса
Портрет Веры Мамонтовой
Сирин и Алконост (1898)
Воины Апокалипсиса (1887)
Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет , 1873 г.
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881–1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Трудно представить детство без васнецовских “Ладушек” и “Радуги-дуги”. Кажется, что эти уютные картинки с мишками и зайцами были нарисованы еще в новгородских теремах Древней Руси.
Но “Ладушки” вышли в свет не так уж и давно – чуть более полувека назад. Главный редактор “Мурзилки” писал тогда Васнецову: “Получаю со всех концов страны письма с просьбой помочь купить “Ладушки”. Пишут из самой дальней дали…”
В 1965 году “Ладушки” были в центре советской экспозиции на международной книжной ярмарке в Лейпциге, где книга Васнецова получила серебряную медаль. “Ладушки” были выдвинуты на Ленинскую премию – вместе со спектаклем “Маскарад” Ю. Завадского, фильмом Г. Козинцева “Гамлет” и книгой “Брестская крепость” С. Смирнова. По этому поводу один из друзей разыгрывал доверчивого Васнецова: “Композитору Шостаковичу заказан гимн на слова “Ладушки, ладушки, где были – у бабушки”.
Премию Васнецову не дали, зато “Ладушки” неожиданно получили золотую медаль ВДНХ. Один из друзей писал Васнецову: “По поводу этой медали по Москве пошли самые разные слухи… Думают, что медаль Вам присудили потому, что узнали, будто на Ленинскую премию у Вас шансов маловато. Там, говорят, больше ценят показ положительных образов советских людей. По-моему, было бы правильно, если бы Вам дали и за свиней, и за коров, и за мышей, и за комаров, а также за прочую тварь, и еще, хорошо бы давали за искусство. Но за искусство редко медали дают, за это больше по шее дают…”
Сегодня происходит настоящий васнецовский ренессанс. Нет такого детского издательства, которое не стремилось бы переиздать что-нибудь из васнецовского наследия. Недавно завершилось издание уникального книжного проекта – в свет вышел последний, пятый том “Материалов к биографии великого художника” (издательство “Красный пароход”, проект Сергея и Остапа Биговчих). В эти пять исключительно красивых книг вошли множество никогда не публиковавшихся работ художника, а также письма, фотографии, воспоминания… Все это было любовно сохранено дочерьми художника – Елизаветой и Натальей.
Сегодня мы беседуем со старшей дочерью мастера, художницей Елизаветой Юрьевной Васнецовой, приехавшей в Москву из Петербурга на открытие своей выставки.
На ваш выбор профессии повлиял, конечно же, папа?
Елизавета Васнецова: На меня повлияла его работа. С малых лет я настолько была заворожена тем, как папа рисует, что стояла у него за спиной, не дыша. А папа, чувствуя это мое благоговение, говорил, рисуя кота или медведя: “Вот сейчас я буду делать в глазу зрачок и тоже дышать не буду…”
Он был такой заботливый отец, что до седьмого класса нас в школу провожал. Свою мастерскую на Васильевском острове – просторную, с высоким потолком – папа отдал нам, а сам ушел в четырнадцатиметровую комнату, и его “Ладушки” были сделаны именно там.
Удивительно: современные малыши так же любят васнецовские картинки, как их любили дети в 1960-е годы. В этом есть что-то загадочное…
Елизавета Васнецова: Для меня тут загадки нет. Я в детстве видела весь процесс папиной работы – от начала и до конца. У папы каждая деталь была продумана. Вот какая-то травинка, которую никто и не заметит, а он над ней думал…
Вдыхал в нее жизнь…
Елизавета Васнецова: Он все делал от души, а ребенок это чувствует.
Откуда у Юрия Алексеевича было такое тонкое понимание детской психологии?
Елизавета Васнецова: Папа сам оставался в чем-то ребенком и поэтому многие вещи чувствовал интуитивно. Например, он считал, что для ребенка важна подлинность. Если медведь, то медведь. Не натуралистичный, но узнаваемый. Посмотрите, какие медведи в “Трех медведях”…
А кто вам в детстве читал сказки – мама или папа?
Елизавета Васнецова: Мама. А папа часто слушал вместе с нами.
Он часто вспоминал свое детство?
Елизавета Васнецова: Каждый день! Все, что он рисовал, – это было из его вятского детства. Если бы папа родился не в Вятке, он не стал бы таким художником. Из Вятки он принес в детскую книгу и ярмарки, и игрушки, все эти шарманки, свистульки, дудочки, а гуси, поросята, лошадки! – все оттуда. Наш родовой дом в Вятке не сохранился, но стоит дом Чарушиных. Они дружили с девяти лет – папа и Евгений Чарушин. Когда были мальчишками, вместе выпускали рукописные журналы со стихами и рисунками.
Удивительно: два самых ярких художника детской книги родились в одном городе в одно время и всю жизнь дружили!
Елизавета Васнецова: По характеру они были очень разные: если Евгений Иванович – шутник и рассказчик, то папа сходился с людьми трудно и больше жил внутренней жизнью. В последние годы они виделись редко, но часто перезванивались, и так интересно было слышать, как папа говорит с Евгением Ивановичем: “Женечка…” А тот: “Юрочка…”
Папа был очень деликатным, тонким.
А какие работы отца вы больше всего любите?
Елизавета Васнецова: Те, за которые он пострадал. Ведь было такое время, когда его преследовали. В начале 1930-х папу обвиняли в формализме. Его первая книга “Конек-Горбунок” так и не вышла свет.
Как он это переживал?
Елизавета Васнецова: Очень переживал. Он был ранимым человеком, не переносил грубости. С тех пор как погиб “Конек-Горбунок”, папа ушел в себя. Никогда не выступал ни на каких собраниях, даже в Союз художников заходил редко.
А что ему приносило радость?
Елизавета Васнецова: Живопись. Он ведь окончил живописное отделение академии художеств и в книгу пришел через живопись.
У него были прижизненные выставки?
Елизавета Васнецова: Живописных не было. Он сам отказывался. Его даже в Италию с выставкой приглашали, а он отнекивался: “Никуда не поеду…” Не любил вокзалов, суеты…
А как же публичность, к которой сейчас так стремятся многие?..
Елизавета Васнецова: Да что вы! Однажды режиссер Валентина Гуркаленко снимала фильм о его творчестве и попросила папу сказать несколько слов на камеру. Папа – ни в какую. Лицо у него от ужаса стало красным. Валя уговаривала-уговаривала, а потом… встала на колени. И только после этого папа согласился. Он настолько тяготился обществом, что даже в гости не любил ходить.
А что он любил, чем увлекался?
Елизавета Васнецова: Как-то пришел к папе искусствовед и спрашивает: “Какое у вас хобби?” – “У меня хоббей нет”, – сказал папа.
А вообще-то он многое в жизни любил. Очень любил рыбачить. Ему нравилось чинить обувь. В юности, когда учился в академии, он этим деньги зарабатывал. Любил цирк. В нем самом было что-то от циркового артиста. А еще папа любил голубей. У нас дома была огромная клетка на окне.
И главное, что папа любил, – он любил быть дома, в семье. Сядем вчетвером, и ему хорошо. Когда приходилось уезжать в Москву сдавать книгу, то, прощаясь, всегда плакал.
Очень любил праздники. В детстве ложился под Рождество на отцовскую шубу, чтобы отец не ушел без него на ночную службу.
Его отец ведь был священником?
Елизавета Васнецова: Да, поэтому папа все детство провел в храме, около него. При нас он уже в церковь не ходил, но на Пасху мы всегда шли к Владимирскому храму. Внутрь не заходили, а ждали выноса плащаницы, крестного хода.
А Первого мая папа водил нас гулять по Ленинграду. С демонстрацией мы не шли, а просто глазели по сторонам. А потом кто-то в гости приходил из самых близких – Чарушины чаще всего. Танцевали. Несмотря на свою комплекцию, папа танцевал легко, пластично. Однажды мы зашли в ателье звукозаписи, и папа напел для мамы песенку. Он пел и в такт танцевал, и на записи слышно, как он топает ногами и громко поет. Эта пластинка до сих пор у нас хранится.
Не устаю поражаться тому, как у вас в семье все сохраняется.
Елизавета Васнецова: Мама завела когда-то фанерную коробку, скорее даже короб, куда мы складывали все папины любимые вещи. Шарик-раскидайчик, который ему когда-то понравился. Какая-то необычная этикетка от конфеты. Зеленые и фиолетовые крышечки от кефирных бутылок. Фанерка с голубыми разводами, подобранная нами во дворе. Глиняная свистулька, куда наливаешь воду и она поет как соловей. И, конечно, мы не выбрасывали предварительные папины рисунки, эскизы. А еще мама сохранила пять или шесть моих детских рисунков, сделанных во время войны. Мы были в Перми в эвакуации. Я уезжала туда, прижимая к груди куклу, подаренную мне Маршаком…
У меня до сих пор не было никаких ремонтов. Папин, еще холостяцкий, шкаф стоит на своем месте, бутылка, подаренная Чарушиным, – в шкафчике, папины грампластинки, сухие букеты, им собранные. Не представляю, как бы я жила после какого-нибудь евроремонта. Это же как на Марсе. Я не могу жить без воздуха, которым дышали мои мама и папа. Вспоминаю их и чувствую себя защищенной и не одинокой.
В вашей большой семье кто-то вслед за вами продолжает художественную линию?
Елизавета Васнецова: Пока нет, но вот меня обрадовала Галя, младшая дочь Наташи. Она живет в Англии, а англичане очень любят открытки. И Галя решила издавать там открытки с работами своего дедушки. Говорит: “Тетя Лиза, я и с ваших работ хочу сделать открытки”.
Кстати, у нас сохранились открытки, которые папа рисовал во время войны, ему заказывали. Он их всего две или три сделал: “Арест диверсанта” и что-то тому подобное. Еще он в 1942 году сделал нам настенные календари из фанеры с окошками и ставенками. На одном календаре в окошке – мальчик в военной форме, а на ставенках написано: “Христос Воскресе!”
Из писем Юрия Васнецова дочери Лизе, 1963 год
Милая, дорогая Лизочка!
Целую тебя крепко. Наконец получили от тебя письмо. Очень беспокоились… Ты написала обстоятельно и интересно, где и как ты побывала. Работай только серьезно. Это все пригодится в жизни…
Как все твои товарищи? Мирно ли живете? Не обижают ли вас, девочек?..
Живем хорошо, мама все комнатки очень красиво прибрала, у тебя уже стоит мольберт и бумага…
Мама кричит привет. Целую тебя крепко и обнимаю.
Твой папа
***
Мы соскучились, дорогая Лизочка! Но скоро и увидимся. Приезжай скорее, когда кончится практика… Ничего не уничтожай. Пусть есть и неудачные работы. У меня тоже не получается, но стараюсь…
Целую тебя крепко-крепко.
Твой папа
***
Дорогая моя Лизочка!
Крепко целую тебя. Пора и домой, мы соскучились. Пиши, не тяни с ответом, когда вы выезжаете… Как работается? Надо, милая, работать, когда и не хочется… Оказывается, мне еще надо к книжке “Ладушки” сделать два рисунка…
Юрий Васнецов. Из письма другу юности. 1956 год
Сегодня 1 мая. Я посмотрел демонстрацию. Погода холодная и дождливая, это неприятно. Я буду сидеть дома и работать. Девочки уходят с мальчишками. Одна вчера вернулась в 6 утра, другая – в 3 часа ночи. Интересно! Я перестаю волноваться. Испорченное сердце болит, просит валидола. Сейчас пойду куплю пива…
Советский русский художник Юрий Васнецов (1900–1973) широко известен в России как иллюстратор детских книг. Русский живописец, сценограф и иллюстратор Юрий Васнецов родился 22 марта 1900 года в семье священника в Вятской (ныне Кировской) области. В 1919 году окончил бывшую Вятскую мужскую гимназию. В 1921 году переехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где учился в Художественном институте.Васнецов хотел стать художником и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Открытие и изучение принципов кубизма доставляло ему удовольствие, и по совету Лебедева он отправился за новыми знаниями к Малевичу, где проучился около двух лет.
Для Васнецова это стало временем открытий – новые принципы композиции и изображения объекта на холсте или бумаге, живописная ценность фактур, роль контраста в форме построения, пластические законы пространства.Не случайно художник любил черный цвет, не краску, а цвет.
Сорока с белой сторонойКартины этого периода Васнецова: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926-1927; «Кубистическая композиция», 1926–28, «Композиция с трубкой» 1926–1928; “По-прежнему. В мастерской Малевича »1927-1928; «Композиция со скрипкой» 1929 г. и др.
В 1928 году художественный редактор детского издательства «Детгиз» В.В. Лебедев пригласил Васнецова поработать над детской книгой. Первыми иллюстрированными книгами Васнецова были «Карабаш» (1929) и «Болото» В. Бьянки. Присоединившись к «Детгизу» (Детское издательство), Юрий Васнецов быстро нашел свое место. Он предпочитал работать над сказкой, фольклором, народными стишками. Его лучшие книги живут в двух измерениях реального и фантастического, самые приземленные вещи становятся в них сказочными персонажами, самые невероятные события становятся легко приемлемыми. «Ворон сидит на дубе и играет на дудочке» – требует особого дара, чтобы этот словесный способ сделать заметным и притом столь же неотразимым, как в сказке.
Неоднократно имели массовое распространение детские книги Васнецова «Путаница» (1934 г.) и «Украденное солнце» (1958 г.) К. Чуковского, «Три медведя» Льва Толстого (1935 г.) , «Особняк» (1941) и «Кошачий дом» (1947) Маршака, «Английская народная песня» в переводе Маршака (1945), «Кот, петух и лисица. Русская сказка »(1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конек-Горбунок» П. Ершова, детские книги Д. Н. Мамина – Сибиряка, А.Прокофьева и других публикаций. Детские книги с иллюстрациями Васнецова стали классикой советского искусства.
Васнецов настолько легко и непринужденно выводит нас за грань реального, что мы даже не замечаем, что последний шаг перенес нас в мир фантастических отношений. Похоже, источник достоверности сказочных образов Васнецов сделал вывод о том, что воображение художника действует не произвольно, а по законам сказочной тонкой логики, которая присуща фольклору: Тот же сдвиг во взглядах, такое же переплетение реальности и вымысла.
В его рисунках соединены невинность и мудрость, доверие к миру простых вещей, простых человеческих чувств и поступков, где добро – это действительно добро и никогда не оборачивается злом. В сказочном мире у животных Васнецова есть человеческие персонажи, приспособленные к животной природе: волк жесток и далек; Коза упряма; Петушок снобичен, лих и глуп; лиса вкрадчив и коварна; собака – сторожевой пес – честный труженик, а медведь страшно-с виду, на самом деле невинный и добрый.
В том же 1930 году Юрий Васнецов продолжил работу над картиной.Летом 1931 года вместе с художником Н.И. Костров побывал на Белом море, в деревне Сороки, где много рисовал и писал маслом. Отрадная природа – суровые рыбаки, лодки, трепещущая рыба, только что выловленная из сетей. Палитра Васнецова становится более плотной, сдержанной по цвету; Живопись сведена к единому масштабу, сложна, богата разнообразием оттенков.
1932 стал членом Ленинградского отделения Союза Советских Художников. В 1932 году Васнецова приняли в аспирантуру Российской Академии художеств, где он проучился три года.В тридцатых годах живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер. Он находит свой путь.
В 1934 году Юрий Васнецов женился на художнице Галине Пинаевой, в 1937 и 1939 годах родились дочери Елизавета и Наталья.
В 1941 году Юрий Васнецов входил в состав коллектива художников и поэтов «Боевой карандаш». В конце 1941 г. был эвакуирован в Пермь. В 1943 году переехал из Перми в Загорск. Работал главным конструктором НИИ игрушек.Создал серию пейзажей. В конце 1945 года вернулся в Ленинград.
1946 Юрию Васнецову присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1966 году получил звание Народного артиста РСФСР. В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок «Ладушки» и «Радуга – дуга».
1960-70-е Васнецов в основном работал над пейзажами и натюрмортами, но из-за обвинений в формализме не выставлял свои работы.Они были выставлены после его смерти. Юрий Васнецов скончался 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Символизм был художественным движением конца девятнадцатого века французского, русского и бельгийского происхождения в поэзии и других искусствах.
В литературе этот стиль берет свое начало с публикации в 1857 году «Les Fleurs du mal» Шарля Бодлера. Работы Эдгара Аллана По, которыми Бодлер восхищался и которые были переведены на французский язык, оказали значительное влияние и стали источником многих стандартных образов и образов. Эстетика была разработана Стефаном Малларме и Полем Верленом в 1860-х и 1870-х годах. В 1880-х годах эстетика была сформулирована серией манифестов и привлекла поколение писателей. Само название «символист» было впервые применено критиком Жаном Мореасом, который изобрел термин, чтобы отличать символистов от связанных декадентов литературы и искусства.
В отличие от литературного стиля, но связанный с ним, символизм в искусстве связан с готическим компонентом романтизма и импрессионизма.
Термин «символизм» происходит от слова «символ», которое происходит от латинского symbolum, символа веры, и symbolus, знака признания, в свою очередь, от классического греческого символа σύμβολον, разрезанного пополам объекта, составляющего Знак признания, когда перевозчики смогли собрать две половинки. В Древней Греции символом был черепок глиняной посуды, на который наносили надписи, а затем разбивали на две части, которые были переданы послам двух союзных городов-государств в качестве свидетельства союза.
Символизм был в значительной степени реакцией на натурализм и реализм, антиидеалистические стили, которые были попытками представить реальность в ее суровой особенности и возвысить скромное и обычное над идеальным. Символизм был реакцией в пользу духовности, воображения и мечтаний. Некоторые писатели, такие как Йорис-Карл Гюисманс, начинали как натуралисты, прежде чем стать символистами; для Гюисманса это изменение представляло его растущий интерес к религии и духовности. Некоторые из характерных тем декадентов представляют натуралистический интерес к сексуальности и табуированным темам, но в их случае это было смешано с байроническим романтизмом и усталостью от мира, характерной для периода fin de siècle.
У поэтов-символистов более сложные отношения с парнасианством, французским литературным стилем, который ему непосредственно предшествовал. Находясь под влиянием герметизма, позволяя более свободное стихосложение и отвергая парнасскую ясность и объективность, он сохранил любовь парнасианства к игре слов и заботу о музыкальных качествах стихов. Символисты продолжали восхищаться девизом Теофиля Готье «искусство ради искусства» и сохранили – и изменили – парнасское настроение иронической отстраненности.Многие поэты-символисты, в том числе Стефан Малларме и Поль Верлен, опубликовали ранние работы в Le Parnasse contemporain, поэтических антологиях, давших название парнасианству. Но Артур Рембо публично высмеивал известных парнасцев и публиковал копрологические пародии на некоторых из их главных авторов, включая Франсуа Коппе, которого ошибочно приписывают самому Коппе, в L’Album zutique.
Одним из самых ярких покровителей символизма в Париже был искусствовед и литературный критик (и оккультист) Жозефин Пеладан, основавший Salon de la Rose + Croix.Салон провел серию из шести презентаций авангардного искусства, письма и музыки в течение 1890-х годов, чтобы предоставить пространство для презентаций художникам, использующим в своей работе спиритизм, мистицизм и идеализм. С Салоном был связан ряд символистов.
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Непортированная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Symbolism_(arts)Виктор Васнецов | |
---|---|
Родился | 15 мая 1848 г. Вятка |
Умер | 23 июля 1926 г. (78 лет) Москва |
Гражданство | Русский |
Образование | Императорская Академия художеств |
Механизм | Символизм Историческая живопись |
Поле | Живопись |
Завод | Смотреть полное собрание |
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), русский художник, был крупным деятелем русского возрождения в мире искусства и одним из основателей романтического модернизма и фольклористического искусства.Будучи реалистом в первые годы живописи, Васнецов позже был заинтригован историческими и мифологическими сюжетами, преобразовав исторический жанр того времени в более декоративный стиль в последние годы его живописи и дизайна. Он играл центральную роль в продвижении реализма к более националистическому и историческому стилю, полагая, что настоящее произведение искусства передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.
Виктор родился в небольшом селе Вятской губернии и был вторым из шести детей.Отец Виктора, Михаил, был сельским священником, по совместительству живописцем, интересовался астрономией и естествознанием. Следуя живописи отца, Виктор начал рисовать местные пейзажи и жителей своей деревни. В десять лет Виктор пошел учиться в семинарию в Вятке, работал в местном магазине религиозного искусства, помогал писать фрески для местного собора и рисовал всякий раз, когда у него была свободная минута.
В 1867 году Васнецова приняли в тогдашнюю Императорскую Академию художеств, что фактически было требованием художников, которые в то время делали успешную карьеру в искусстве.За это время учебы, в 1870 году, четырнадцать студентов составляли так называемые передвижники художников, которые восставали против Академии, считая правила Академии ограничивающими, а учителей слишком консервативными. Стремясь познакомить россиян с искусством, была создана Ассоциация передвижных художественных выставок. Виктор подружился с их лидером, а также создал множество признанных произведений искусства, которые приветствовались некоторыми российскими общественными кругами.
В 1876 году Виктор присоединился к движению передвижников в Париже.Живя во Франции, он изучал классические и современные картины, а также стили академизма и импрессионизма. Он разместил несколько работ на выставке в Салоне, а также увлекся сказками. Вернувшись в Москву в 1877 году, он начал иллюстрировать русские сказки и былины, или устные, эпические, повествовательные стихи.
В 1874 году и в последующие пятнадцать лет Виктору платили за роспись фресок в киевской Владимирской церкви. Его трудная работа противоречила традиционным российским и западным религиозным ценностям.Критики называли их кощунственными, а другие рассматривали его работы как мост между двухсотлетним разделением русских социальных классов. В это же время Васнецов разработал декорации и костюмы для оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка » в Италии.
Следующие два десятилетия оказались очень продуктивными для Виктора, но многие из его более поздних произведений искусства не были приняты публикой. За эти двадцать лет он использовал свой опыт в других медиа, включая театральный дизайн и архитектуру русского возрождения, спроектировав собственный особняк в Москве в 1894 году и Третьяковскую галерею в 1904 году.Он также спроектировал павильон для русских во время Всемирной выставки в Париже в 1898 году.
В 1906-1911 годах он проектировал мозаику для Варшавского собора и помогал проектировать и строить собор. Его проекты были придуманы сказочными зданиями, но Васнецов с археологической точностью включал древнее прошлое России, добавляя атмосферу мифической легенды. В 1912 году Виктор получил дворянский титул от царя Николая II. Виктор разработал почтовую марку в 1914 году, чтобы собирать деньги, которые были пожертвованы жертвам во время Первой мировой войны.Он также разработал форму для военной Красной Армии в 1918 году, а также создал буденовку, или военную шляпу.
Васнецов показал два различных периода эволюции своего искусства. Реалистичный стиль живописи местных жителей и пейзажей постепенно превратился в националистический и исторический стиль дизайна и архитектуры, опираясь на древнюю историю России, добавляя его увлечение фольклором и романтический модернизм. Как ни парадоксально, но Васнецов изначально избегал историко-мифологических сюжетов.В начале 1870-х годов он создал множество гравюр, изображающих современную русскую жизнь. Мальчик с бутылкой водки в 1872 году и Провинциальный книготорговец в 1870 году выиграли медали Виктора на Всемирной выставке в Лондоне в 1874 году.
В 1870-е годы Ванецов также создал жанровые картины маслом, такие как Крестьянские певцы в 1873 году и Подвижный дом в 1876 году. Акробаты были написаны, когда Виктор жил во Франции в 1877 году. Это отражает его исследования стиля импрессионизма.В это время его увлечение мифическими сюжетами стало заметным, и он начал работать над картинами Иван-царевич верхом на сером волке и Жар-птица . После возвращения в Москву в 1877 году были созданы некоторые из его самых известных произведений искусства, такие как Волшебный ковер (1880), Алионушка (1881), Витязь на перекрестке и Князь Игорь Поле битвы , 1878 г.
Многие произведения Виктора Васнецова при его жизни получили очень мало внимания.Критики отвергли его последнее искусство как попытку подорвать реалистический принцип того времени. Они и не подозревали, что будущие поколения будут восхищаться, уважать и обожать неорусский стиль Васнецова, и как он мог изобразить российскую историю в мифической, несколько очаровательной форме.
В 1978 году небольшая планета под названием 3586 Васнецов была названа в честь Виктора и его брата Аполлинария, который также был художником. Творчество Виктора можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.Музей, который является домом, спроектированным Виктором, позволяет зрителям по-настоящему оценить разнообразие и ценность искусства Виктора Михайловича Васнецова.