Художественная литература подготовительная группа: Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам в подготовительной группе | Картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему:

Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам в подготовительной группе | Картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему:

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1.     А.К. Толстой «Колокольчики».

2.     Е. Трутнева «Колокольчик».

3.     Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

4.     Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

5.     Н. Сладков «Любитель цветов».

6.     Ю. Мориц «Цветок».

7.     М. Познананская  «Одуванчик»

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1.     А.Н.Майков «Осень».

2.     С. Есенин «Нивы сжаты…».

3.     А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».

4.     Е. Трутнева «Осень»

5.     В. Бианки «Синичкин календарь»

6.     Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

7.     А. Плещеев «Осень наступила».

8.     А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».

9.     М. Исаковский «Вишня».

10.    Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

11.     И. Токмакова «Дуб». Ф. Васильев «Перед дождем».

12 B. Серов «Октябрь».

13 C. Куприянова «Осень» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

14 С. Куприянова «Поздняя осень» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

15 Н. Осенев «Осень».

16 К. Ушинский «Спор деревьев».

17 С. Воронин «Моя береза. Осенью».

Тема: Хлеб

1.     М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

2.     Ю. круторогов «дождь из семян».

3.     Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4.     Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5.     М. Глинская «Хлеб»

6.     Укр.н.с. «Колосок».

7.     Я. Тайц «Все здесь».

Тема: Овощи, фрукты

1.      Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2.     А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3.     М. Исаковский «Вишня»

4.     Ю. Тувим «Овощи»

5.     Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6.     Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7.     Б. Житков «Что я видел».

8.     А. Пластов. «Костер в поле».

9.     Дж. Родари «Чиполлино».

10    В. Сутеев «Мешок яблок».

11    К. Ушинский «История одной яблоньки».

12.   Л.Толстой «Старик сажал яблони…»

Тема: Грибы, ягоды

1.     Е. Трутнева «Грибы»

2.     В. Катаев «Грибы»

3.     А. Прокофьев «Боровик»

4.     Я. Тайц «Про ягоды».

5.     Я. Тайц «Про грибы».

6.     В.Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб»,  

          «Волнушка», «Опенок осенний» (из книги «Лесная мозаика»).

7.       В.Сутеев «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»).

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

  1. К.Д. Ушинский «Ласточка».
  2. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
  3. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук».
  4. М. Пришвин «Ребята и утята».
  5. Укр.н.с. «Хроменькая уточка».
  6. Л.Н.Толстой «Птичка».
  7. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
  8. П.Воронько «Журавли».
  9. В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».
  10. В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).
  11. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».
  12. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Тема: Наш город. Моя улица.

1.     З. Александрова «Родина»

2.     С. Михалков «Моя улица».

3.     Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

Тема: Осенняя одежда,  обувь, головные уборы

1.     К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2.     З. Александрова «Сарафанчик».

3.     С. Михалков «А что у вас?».

4.     Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

5.     С.Маршак «Вот какой рассеянный».

6.     Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка».

7.     В.Д. Берестов «Картинки в лужах».

8.      В.Драгунский «Денискины рассказы».

9.      Братья Гримм «Храбрый портной».

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1.     Е. Чарушин «Что за зверь?»

2.     Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3.     Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4.     Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5.     Р.н.с. «Волк и семеро козлят».

7.     К. Паустовский «Кот-ворюга».

 8.     В. Сутеев «Капризная кошка» (из книги «Сказки и картинки»).

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1.     А.К. Толстой «Белка и волк».

2.     Р.н.с. «Заюшкина избушка»

3.     Г. Снегирев «След оленя»

4.     И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж»,

        «Лисья нора», «Рысь», «Медведи». ).

13     И. Гурвич «Малька и Милька» (из книги «Задушевное слово»).

14     В.Сутеев «Палочка-выручалочка» (из книги «Сказки и картинки»).

Тема: Поздняя осень. Предзимье

7.     А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

8.     Д.М. Сибиряк «Серая шейка»

9.     В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

10.    А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

11.     С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».

12.     И.С. Никитин «Встреча зимы»

Тема: Зима. Зимующие птицы

6.     Л.Н. Толстой «Птичка»

7.     Ненецкая народная сказка «Кукушка»

8.     С. Михалков «Зяблик».

9.     И.С. Тургенев «Воробей».

10.    И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

11.    А.А. Блок «Снег да снег кругом».

12.    И.З. Суриков «Зима»

13.    Н.А.Некрасов «мороз – воевода». .

14     В. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Как Белочка   Дятла  

          пасла»,«Любопытный Дятел»,Какие бывают дятлы».

15   . Соколов-Микитов «Глухари».

16     А. Пластов «Первый снег».

17     Г. Нисский «Над снегами».

18     А. Саврасов «Зимний пейзаж».

19     Предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

20     С.Одоевский «Мороз Иванович».

21     В.Осеева «На катке».

22     С. Воронин «Моя береза. Зимой».

Тема: Библиотека. Книги.

1.     С. Маршак «Как печатали книгу?»

2.     В. Маяковский «Эта книжечка  моя про моря и про маяк».

3.     «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1.     С. Я. Маршак «Багаж».

2.     Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3.     С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4.     Н. Саконская «песенка о метро»

5.     М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

 6    .Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

7.     А. Гайдар «Чук и Гек».

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

  1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
  2. Круглый год (декабрь)
  3. Р. н. с. «Снегурочка»
  4. Е. Трутнева «С Новым годом!».
  5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
  6. Н. Носов «Фантазёры».
  7. Ф. Губин «Горка».
  8. В. Одоевский «мороз Иванович».
  9. И.З. Суриков «Детство». «Зима»
  10. А.А. Блок «Ветхая избушка».
  11. С.Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
  12. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».
  13. Р.н.с. «Два Мороза».
  14. Р.н.с. «В гостях у дедушки Мороза».
  15. 15   Р.н.с. «Морозко»
  16. Братья Гримм «Госпожа метелица».
  17. В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»).

 Тема: Окончание зимы

  1. И. Никитин «Кудесница зима». С. Иванов «Каким бывает снег».
  2.  Р. Снегирев «Ночлег зимой».
  3.  Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
  4.  С. Козлов «Зимняя сказка»
  5. К. Д. Ушинский «Ветер и солнце».
  6.  Н. Некрасов Не ветер бушует над бором» Зимние забавы».
  7. В. Даль «Старик годовик»
  8. А. С. Пушкин «За весной красой природы» (времена
  9.  Б. Гримм «Беляночка и Розочка»

Тема: Зимовье зверей

1. С. Козлов “Как ежик с медвежонком протирали звезды”

2. Н. Сладков “Медведь и солнце”

3. А. Милн “Винни-пух и все-все-все”

4. В. Шульжик “Белый медвежонок”

5. В. Бианки “Купание медвежат”

6. Е. Чарушин “Медвежонок”

7. И. Соколов-Никитов «Медвежья семья», «Медведи»

8. Р. н. с «Медведь липовая нога»

9. Р. н. с. “Старик и медведь”

10. И. Соколов-Никитов «В берлоге»

Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.

  1. Б. Заходер «Черепаха». «Жираф».
  2. Таджикская сказка «тигр и лиса»
  3. К. Чуковский «Черепаха»
  4. Д.Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
  5. Б. Житков «Про слона».
  6. Н. Сладков «Во льдах».
  7. Е. Чарушин «Слон», Мартышки».«Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»).
  8. Л. Толстой «Лев и собачка».«Слон».
  9. Л. Рожковский «В зверинице»,«Три крокодила», «Длинная шея».
  10. В. Степанов «Тигр».
  11. Д. Родович «Крокодил».
  12. М. Москвина «Что случилось с крокодилом».
  13. Ю. Дмитриев «Верблюжонок и ослик».
  14. А. И. Куприн «Слон»
  15. С. Баруздин «Верблюд».
  16. Хмельницкий «Гусеница и крокодил»
  17. Б. С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра».
  18. Б.Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра».

Тема: Моя семья. Человек.

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

В. Осеева «Просто старушка».

Я Сегель «Как я был мамой».

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Д.Габе «Моя семья».

А Барто «Вовка – добрая душа»

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Е. Благинина «Аленушка».

Тема: Дом и его части. Мебель.

Ю. Тувим «Стол».

С. Маршак «Откуда стол пришел?».

В. Маяковский «Кем быть?»

Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава)

С. Маршак «Кошкин дом».

Тема: Рыбыаквариумные и речные рыбы. животныймир океана

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Н. Носов «Карасик»

Р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

Е. Пермяк «Первая рыбка».

Л.Н. Толстой «Акула».

В. Данько «Головастик».

О.Григорьев «Сом»

Б. Заходер «Кит и кот».

С. Сахарное «Морские сказки».

С. Воронин «Добрая раковина» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.

Б. Житков «Что я видел».

С Маршак «Мяч»

А. Барто «Веревочка», «Игрушки».

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история».

 В. Катаев «Цветик – семицветик»

. Е. Серова «Нехорошая история

Тема: Труд на селе зимой

  1. А. Жабский «Контрольная дойка».
  2. Белорусская народная сказка «Легкий хлеб».
  3. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Тема: Инструменты.Орудия труда.

1. «Плохой молоток и непослушные гвозди».

2. Маршак, «Какими бывают молотки».

3  С. Черный «Отвертка».

4  М. Шапиро «Иголка с ниткой».

5. Сказка «Об иголке и непослушной нитке».

6  Сказка «Как пальцы спорили, кому носить наперсток».

7  Р. Бойко «Наша Армия родная»

8  И Шамов «На дальнем рубеже»

9  А. Жаров «Пограничник»

10 . Сказка «Каша из топора».

11 С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок».

Тема: Защитники отечества. Военные профессии.

  1. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

  2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

  3. З. Александрова «Дозор».

  4. Л. Кассиль «Твои защитники»

Тема: Комнатные растения.

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик»
  2. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
  3. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

Тема: Ранняя весна. Праздник 8 марта.

М. Родина «Мамины руки».

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».

Е. Пермяк «Мамина работа»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

С. Михалков «А что у вас?».

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весна», «Весенние воды».

 И. Соколов-микитов «Весна в лесу», «Ранней весной».

 Н Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи» и др.

 С Маршак «Круглый год»

Г. Скребицкий  «Апрель». «Март».

 В. Бианки «три весны»..  «Апрель»Как звери и птицы весну встречают»

И. Тютчев «Зима недаром злится»

 «История про Снеговика»

 Г. Ладонщиков «Помощники весны

 И. Соколов-Микитов Ранней весной», «Лесные картинки», «Весна в лесу»

 М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену»

 Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», «Бегство цветов»

 В. Стюарт «Подснежник»

 И. Лопухина «Помощница»

. Г. Арманд – Ткаченко «Начало весны»

 П. Радимов «Март»

Н. Плавиновщиков «Капель, проталины»

 О. Высотская «Разговор с весной», «Мимоза»

сказка «Весенняя песенка»

 Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

 И. Токмакова «Весна»

.П. Соловьёва «Подснежник»

К. Юон «Мартовское солнце».

A. Грицай «Половодье». Н. Ромадин «Март».

B. Кулькова «Ледоход» (из альбома «Иллюстративный материал».

В. Сухомлинский «Весенний ветер».

А. Ерицай «Первые дни мая».

С. Воронин «Моя береза. Весной» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Тема: Прилет птиц

1. И. Соколов-Микитов «Над болотом», «Цапля»

2. Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Серьезная птица», «Кукушкины годы»

3. В. Чаплина «Прилетели грачи», «Птицы в нашем лесу»

4. В. Бианки «Мастера без топора», «Грачи открыли весну»

5. М. Пришвин «Говорящий грач»

6. В. А. Сухомлинский «Как воробушки ждали солнца»

7. К. Постельных «Журавли», «Стерх», «Иволга»

8. А. Прокофьев «Весенняя телеграмма», «Грачи»

9. А. Крылов «Кукушка и петух»

10. Н. Бацанова «Кукушка»

11. Г. Скребицкий «Лесной голосок»

12. ратья Гримм «Король дроздовик»

13. Р. н. с. Хитрая наука»

14. Сказка «Весна белого и синего цвета»

15. Б. Асаналис «Краски весны»

16. В. Стюарт «Весна пришла»

17. В. Флинт. «Птицы»

18. В. Пермяк «Птичьи домики»

19. В. Чаплина «Птицы в нашем лесу»

20. «Кукушка» ненецкая сказка

21. Я. Аким «Весна»

22. А. А. Плещеев «Ласточка», «Весна»

23. Г. Глухов «Птичьи хлопоты» .

24. словацкая сказка «У солнышка в гостях»

25. С. Есенин Белая береза»

26. С. Осипов «Птичья столовая».

27. Обработка С. Маршака «Ласточка проворная»

28. Н. Носов «Тук-тук-тук»

29. Н. Романова «Котька и птичка».

30. «Гуси Лебеди» р. н. с

31  Л.Черский «Спасибо» (из книги «Задушевное слово»).

32  С. Воронин «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых лебедей» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Тема: Почта.

С. Маршак «Почта».

Я Аким «неумейка».

А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы.

С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».

М. Пожарова «Маляры»

Г. Люшнин «Строители»

Е. Пермяк «Мамина работа».

Тема: Профессии.

Дж.Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?»

Я Аким «Неумейка».

А. Шибарев «Почтовый ящик».

 В. В. Маяковский «Кем быть»

 С. Михалков «А что у вас?»

 К Чуковский «Доктор Айболит»

Р. н. с. Семь Семеонов- семь работников»

 Ш. Перро «Золушка»

 Г. Х. Андерсон «Свинопас»

 Г. Сребицкий «Четыре художника»

Е.Успенский «Детский врач» (из альбома «Детям о профессиях»).

Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников». В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

Тема: Посуда

1. А. Гайдар «Голубая чашка».

2. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»

3. Бр. Гримм «Горшок каши».

4. Р. н. с. «лиса и журавль».

5. Л. Берг «Пит и воробей»

6. Р. н. с. «Три медведя»

7. «Сказка про чашечку»

8. «Как Аленка разбила чашку»

9. Г. Горбовский «За обедом», «Деревянная ложка».

10. З. Александрова «О кастрюльке», «Большая ложка»

11  Матвеевой «Синяя чашка».

Тема: Космос. День космонавтики.

1. А. Барто «Веревочка».

2. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

3. Ю. А. Гагарин «Вижу землю».

Тема: Насекомые.

1. В. Бианки «Приключение муравьишки».

2. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

3. К. Ушинский «Капустница»

4. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».

5. Ю. Мориц «Счастливый жучок».

6. В. Лунин «Жук»

7. В. Брюсов «Зеленый червячок».

8. Н. Сладков «Домашняя бабочка»

9. И. Мазнин «Паучок».

10 И. Репин «Стрекоза».

11 С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы).

12 В.Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).

Тема: Продукты питания.

1. И. Токмакова «Каша»

2. З. Александрова «Вкусная каша».

3. Э. Мошковская «Маша и каша»

4. М. Пляцковский «Кому что нравится».

5. В. Осеева «Печенье».

6. Р. н. с. «Горшочек каши»

Тема: День победы.

1. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

3. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

4. А. Митяев «Мешок овсянки», «День победы»

5. М. Исаковский «Навек запомни».

6. С. Баруздин «Слава».

7. К. Симонов «Сын артиллериста».

8. Л. Серова «Дедова калоша»

9. Б. Заходер Серая звездочка»

10. В. Осеева «Таран», «Лесные партизаны», «Что легче», Прямой наводкой»

11. В. Степанов «Праздничный день»

12. А. Смирнов «Кто был на войне»

13. В. Лебедев – Кумач «Мы храбрые люди»

Тема: Наша родина Россия. Москва – столица России.

1. А. Прокофьев «Родина».

2. З. Александрова «Родина».

3. М. Ю. Лермонтов «Родина»

4. С. Баруздин «За Родину»..

5  Книга «Моя Родина».

6  Е. И. Осетров «Моя Москва».

Тема:Мы читаем. С.Я. Маршак

С. Маршак «разноцветная книга».

В.лебедев «десять книжек для детей» (иллюстрации к произведениям с. Маршака).

Тема:Мы читаем. К. И. Чуковский

К. Чуковский «сказки» (с иллюстрациями в. Конашевича).

Тема:Мы читаем. С.В. Михалков

С. Михалков «от трех до десяти».

Тема:Мы читаем. А. Л. Барто

А. Барто «за цветами в зимний лес».

Тема:Мы читаем. А. С. Пушкин

А. С. Пушкин «сказки».

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

1. К. Ушинский «Четыре желания».

2. А. Плещеев «Старик»

3. Е. Благинина «Одуванчик».

4. З. Александрова «Сарафанчик».

5. В. А. Жуковский «Летний вечер».

6.В Катаев «Цветик – семицветик»

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

1. В. Берестов «Читалочка».

2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».

3. С. Я. Маршак «Первый день календаря».

4. В. Осеева «Волшебное слово».

5. Л. Н. Толстой «Филлипок».

6  В.Драгунский «Еде это видано, где это слыхано».

7  Л. Пантелеев «Буква ТЫ».

перспективный план Чтение художественной литературы подготовительная группа | Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:

           

              Перспективный план

   Чтение художественной литературы

                                Подготовительная группа

                                                   Составила воспитатель: Мотасова Н. Г.

                                       Сентябрь

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Рассказывание русской народной сказки

« Царевна лягушка».

Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Ушакова стр. 156

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Беседа о А.С. Пушкине

Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

В.В. Гербова стр. 25

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

 

Ушакова стр. 168

4

Н

Е

Д

Е

Л

я

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций.

« О чем печалишься осень».

Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Ушакова стр. 158

                                          Октябрь

Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» – передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.

Ушакова стр. 161

Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»

Цель: Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Ушакова стр. 169

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка

« Про зайца – длинные уши».

Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Ушакова стр. 166

Ознакомление с новым жанром – басней.

Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Ушакова стр. 170

                                            Ноябрь

Русские народные сказки

Цель: Выяснить, знают ли они русские народные сказки

В.В. Гербова стр. 30

Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

Цель: Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

В.В. Гербова стр. 32

Чтение стихотворения К. Чолиева  « Деревья спят»

Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительно – изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления.

Ушакова стр. 174

Малые фольклорные формы

Цель: Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек ,  песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Ушакова стр. 175

                                    Декабрь

Рассказывание русской народной сказки « Снегурочка»

Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра.

Ушакова 177

Заучивание стихотворения Трутневой « Первый снег»

Цель: Учить  детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок».

Ушакова стр. 179

Рассказывание сказки « Мороз Иванович»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Ушакова стр. 180

Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок»

Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

В. В. Гербова стр. 47

                                  Январь

Чтение басни « Ворона и Лисица»

Цель: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни.

Ушакова стр. 181

Чтение рассказа В. Драгунского « Тайное становится явным» .

Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Ушакова стр. 183

Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь»

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь».

В. В. Гербова стр. 49

Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка»

Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.

Ушакова стр. 186

                                    Февраль

Малые фольклорные формы

Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Ушакова стр. 187

Чтение рассказа С. Иванова « Каким бывает снег»

Цель: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.

Ушакова стр. 188

Произведения Н. Носова

Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей».

В.В. Гербова  стр. 54

Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев»

Цель: Познакомить со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев».

В. В. Гербова  стр. 57

                                           Март

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик».

Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

Ушакова стр. 190

Чтение рассказов, стихотворений о весне.

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Ушакова стр. 192

Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень».

Цель: Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

Ушакова стр. 194

Чтение сказки М. Михалкова « Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой « Теремок».

Цель: Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки « Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Ушакова стр. 195

                              Апрель

Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ).

Ушакова стр. 196

Малые фольклорные формы

Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ушакова стр. 197

Чтение русской народной сказки « Никита Кожемяка»

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой « Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

В.В.Гербова  стр.58

Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

В. В. Гербова  стр. 60

                                       Май

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова « Аленький цветочек».

Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском  устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

Ушакова стр. 202

Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни.

Ушакова стр. 204

Весенние стихи

Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

В. В. Гербова  стр. 79

Чтение рассказа В. Бианки « Май»

Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

В. В. Гербова  стр. 79

Использованная литература:

Ушакова «Ознакомление с художественной литературой»

В.В. Гербова   « Развитие речи в детском саду»

Что стоит за нашей одержимостью романами о подготовительных школах и элитных колледжах?

Когда я получил рецензию на готовящуюся к выпуску книгу о женской дружбе после окончания колледжа под названием Bennington Girls Are Easy , я сразу же схватил ее для своего летнего чтения и даже подумал о том, чтобы перепрыгнуть через нее перед многими другими похожими книгами о молодая женщина. Название сразу же напомнило о произведении выпускницы Донны Тартт « Тайная история» — ее шедевре об эстетическом преследовании зла в учреждениях, подобных Беннингтону 9.0003 — и у меня потекла слюна.

У меня есть огромная куча книг, которые нужно прочитать, но слово «Беннингтон» привлекло меня гораздо больше, чем глупое клише «с девушками легко». Что такого было, думал я, в романах, относящихся к элитным учебным заведениям, желательно маленьким и замкнутым, что заставляет некоторых из нас, читателей, терять литературные чувства? Это своего рода безопасная элитарность, возможность устроиться между башнями из слоновой кости, не познавая тот мир напрямую? Или наоборот: желание упиваться гнилыми вещами, которые таятся в пределах этих студенческих городков? Есть ли третий, более простой вариант: мы просто рефлекторно хватаемся за эти книги, потому что, подобно семейным встречам и поездкам, новый ученик модной школы — это всегда эффективная установка для художественной литературы, учитывая, что она имеет сразу узнаваемые мотивы (имеет а есть ноты, душные админы, вечеринки и тайны) и встроенные источники напряжения?

Ярким примером романа такого типа является роман Кертиса Ситтенфилда « Prep », ставший хитом 2005 года, отчасти благодаря своему названию и эпической маркетинговой кампании. Между его памятными клапанами в корсаж, украшенными поясом, лежала довольно неудобная хроника суровой одиночки, прокладывающей свой путь через тонкую школу-интернат — это была интересная книга, но не совсем веселая книга. Тем не менее, обстановка и отсылки в рассказе к колледжам Лиги плюща и ярким обложкам журналов придавали ему ощущение сплетни, которое удерживало читателей в восторге. И все задавались вопросом: насколько это было правдой?

В Тайная история и Подготовка и других подобных романах рассказчик или главный герой часто является сторонним наблюдателем, представителем среднего класса, который одновременно очарован (иногда слишком очарован) и отталкивается от культуры место. Как дублеры для читателя, эти персонажи охватывают нашу любовь-ненависть к элитарности. Мы можем наслаждаться чтением об ужасах чьих-то одноклассников WASPy. Мы можем испытать истинное удовольствие, услышав об их роскошной жизни, и в то же время смириться с чувством обиды на них.

Другим подтипом в этом классе книг является книга Bennington Girls Are Easy, , рассказывающая о дружбе, зародившейся в теплицах этих учреждений, пока они путешествуют по миру. Знаменитая хроника выпускника Вассар Мэри Маккарти «Группа » является очевидным примером, в то время как Дж. Кортни Салливан Начало совсем недавно исследовала дружбу четырех девушек в Смите, женском колледже в Массачусетсе. Эти романы, как правило, умеренно оптимистичнее относятся к описываемым институтам, сравнивая близость, воспитанную в искусственно созданной школьной среде, с тем, как «реальный мир» раздвигает людей в отдельные сферы.

Однако многие романы для подготовительных школ предлагают менее глубокие размышления — см. серию YA Gossip Girl и миллионы ее подражателей. И некоторые такие романы, такие как « Special Topics in Calamity Physics» Марисы Пессл , используют высокоинтеллектуальную природу своего сеттинга, чтобы прикрыть то, что в конечном итоге является совершенно прекрасным жанровым романом, захватывающей литературной оболочкой. Они заставляют своих читателей чувствовать себя умными.

Наконец, большая часть романов получает импульс благодаря своей близости к реальной жизни. Одна история была задокументирована Элиссой Штраус в книге «Иезавель», когда она сообщила о романе, описывающем роман между учителем и учеником, написанном инструктором, который, как оказалось, в основном задокументировал свой роман со студенткой.

В книге «Мари» насмехается над школьным психологом, который говорит ей после того, как стало известно об этом романе, что ее использовали и что она должна злиться. Ее последняя строчка в книге: «Он мне все еще снится». Однако в реальной жизни «Мари» чувствовала себя использованной и оскорбленной. Бывшие ученики Максика говорят, что он был очень популярным учителем, и многие видели в нем наставника… Говорят, что любой, кто читает роман, может понять, как он учил, потому что многие разговоры в книге взяты прямо из они были в классе. Несколько человек, с которыми я разговаривал, сказали, что, по их мнению, он добивался обожания — он флиртовал с девочками, обедал и занимался спортом с мальчиками, — но даже они признают, что он был вдохновляющим учителем для многих, что сделало первоначальное предательство ученика-учителя Дело, вкупе со вторым предательством публикации романа о своей жизни, справиться с этим тем труднее. Они также говорят, что, поскольку роман явно основан на реальных людях и событиях, трудно понять, где заканчивается правда и начинается вымысел.

Через полдесятилетия или больше после того, как я закончила школу, был опубликован довольно сочный роман о моей старшей школе, Горацие Манне, под названием Academy X, , вызвавший шумиху. Несмотря на посредственные отзывы, автора все же уволили из школы. Но вот что становится интересным: без ведома большинства из нас правда о нашей школе была намного, намного хуже, чем можно было предположить в очень глупом, слегка развратном романе. Вместо ужасных богатых людей, стремящихся к власти, Нью-Йорк Таймс Журнал статья на обложке раскрывает десятилетия ужасного насилия, заметаемого под ковер. Сегодня правление, состоящее из тех богатых родителей, которые высмеивали Academy X , продолжает хныкать и болтать о возмещении ущерба жертвам. Школа, которую я и автор книги находили смесью отвратительной элитарности и пьянящей изощренности, оказалась гораздо больше и гораздо хуже.

И вот в чем суть: эти книги часто намекают на что-то коварное, уже заложенное в этих учреждениях. Посмотрите на истории об изнасиловании в кампусах, которые появились в кажущихся идиллическими колледжах, таких как Суортмор и Амхерст, и укоренившиеся истории о насилии в школах-интернатах, таких как Сент-Пол. Учреждения — даже самые красивые, роскошные и эксклюзивные — разделяют качество самозащиты, готовность пожертвовать людьми, чтобы сохранить свое доброе имя, свои увитые плющом здания и пешеходные дорожки, свою репутацию безопасного и питательного пространства. Неудивительно, что чтение об этих местах привлекает читателей; они действительно ужасающие настройки. И это леденящее кровь качество также объясняет, почему книга Тартта до сих пор остается самой успешной трактовкой модной школы; через свою клику убийц-гедонистов, любящих классику, она эффективно использует ужасы и сатиру, чтобы добраться до темного сердца узаконенного снобизма.

10 лучших книг о школе-интернате | Художественная литература

Рассказы о школе-интернате для детей составляют целый жанр и имеют своих преданных на всю жизнь – но, как, скажем, в работах П. Г. Вудхауза, среда этих книг в значительной степени не имеет последствий. Что бы ни случилось, грифельную доску обычно можно очистить в конце для следующей авантюры.

На самом деле это места, наполненные последствиями, и в их стенах разворачиваются истории для взрослых, такие как мастерски написанная Линдси Андерсон «19».68 фильм Если…, сохраняйте непреходящее увлечение своими микрокосмическими исследованиями угнетения и восстания.

Мой новый роман «Английские монстры» рассказывает о группе друзей, которые встретились в подготовительной школе-интернате в возрасте 10 лет и чей опыт там неизбежно отразится в их жизни на следующие 30 лет. Так что здесь нет ни Дженнингса, ни Бантера, ни Мэлори Тауэрс. Хогвартса тоже нет. Все в школе-интернате жаждут сверхспособностей, потому что это самый очевидный ответ на бессилие. Но у вас их нет.

1. Время Герой Марио Варгас Льоса
Оригинальное испанское название романа переводится как «Город и псы». о военной академии Леонсио Прадо, куда Варгаса Льосу отправили в 14 лет. Сюжет завязан на краже экзаменационного билета и последующей смерти мальчика, который рассказал о преступниках. Чиновники Леонсио Прадо были настолько возмущены его изображением в романе, что устроили церемонию сожжения книг, доказав, что Британия не имеет монополии на связь обучения в интернатах с ненормальным националистическим пылом.

2. «Не отпускай меня», Кадзуо Исигуро
Один из величайших даров Исигуро — брать очень специфический контекст, нагруженный ограничениями, и извлекать из него голос и историю, которые становятся универсальными. Здесь фоном является Хейлшем, школа-интернат в английской деревне, где, как выясняется, ученики – клоны, созданные с целью извлечения их органов. По мере развития романа его внешнее спокойствие и простота все больше расходятся с нарастающим и разрушительным чувством потери, поскольку роман превращается в размышление о жизненных компромиссах и упущенных возможностях.

Размышление о жизненных компромиссах… Кира Найтли в фильме 2010 года «Не отпускай меня». Фотография: Allstar/Fox Searchlight

3. «Мороз в мае» Антонии Уайт
Нанда Грей отправляется в монастырь Пяти Ран по воле своего обожаемого отца, недавно обратившегося в католицизм. Девочкам в возрасте 11 лет здесь говорят, что они должны «постоянно жить в духовном присутствии смерти», поэтому они «умерщвляют» себя, кладя соль в пудинг вместо сахара и прикрепляя заусенцы к изнанке своей униформы. Даже когда поведение Нанды является образцовым, ее все равно упрекают в отсутствии «нормальной, здоровой, естественной озорности». Это заминированная среда Изъятий и Разрешений, где можно вечно гореть в аду только за то, что съел найденную сладость на пути к причастию.

4. Упадок и падение Эвелин Во
Выслан из колледжа Скон в Оксфорде за непристойное поведение после того, как пьяный член клуба Боллинджер украл его штаны. Пол Пеннифезер сослан, чтобы преподавать в школе-интернате чистилища в Уэльсе. . В спортивный день препятствия сжигают на дрова и заменяют перилами с шипами высотой в пять футов, а стартовым пистолетом является служебный револьвер дворецкого Филбрика, который в конечном итоге попадает в пятку сына леди Окружности, лорда Тангента. Среди многих достоинств романа — признание того факта, что учителя в школе-интернате часто кажутся столь же озадаченными, как и ученики, тем, как они оказались в таком месте.

5. «Старая школа» Тобиаса Вольфа
Роман начинается в ноябре 1960 года после того, как Джон Ф. Кеннеди победил Ричарда Никсона на президентских выборах в США. Мальчики в элитной школе, где происходит действие этого романа, все благосклонно относятся к Джону Кеннеди, отчасти потому, что «он держал свою одежду под контролем» и «его жена была лисой», но в основном потому, что он «читал и писал книги». Изюминкой каждого семестра является визит великого писателя, а в последний год жизни нашего неназванного главного героя приглашенными писателями являются Роберт Фрост, Айн Рэнд и Эрнест Хемингуэй, последний из которых будет судить конкурс творческого письма. Это повергает учеников в соревновательное безумие и проверяет зашитые кодексы чести школы до предела.

6. «Разоренные мальчики» Роя Фуллера
Джеральд Брачер приезжает в школу-интернат из Южной Африки после развода родителей. Он отчаянно пытается приспособиться и переполняется чувством вины за свою предполагаемую роль в их расколе, благоговейно привязываясь к директору школы как к замене отца. В романе рассказывается о превращении Джеральда из страстного поклонника в мятежного циника по мере того, как недостатки школы (и, соответственно, общества) становятся очевидными. Роман проницателен и забавен в отношении философии школы-интерната, как в сцене, где Джеральд нервничает из-за того, что должен состояться боксерский поединок, и заявляет о своем страхе, что люди могут быть убиты. «Возможно», — отвечает его собеседник. — Но они будут убиты по справедливости.

7. Скиппи умирает Пола Мюррея
Название не является спойлером: Дэниел «Скиппи» Джастер умирает на первых нескольких страницах этого романа, посреди гонки по поеданию пончиков против своего друга Рупрехта Ван Дорена.

. Последнее действие Скиппи — разбить пончик в кулаке и нарисовать на полу джемом слова «Скажи Лори». Это отправная точка для буйной и отступающей истории, комической и трагической, которая повествует об опыте Рупрехта и Скиппи в Дублинском колледже для мальчиков Сибрук.

8. Подготовка Кертиса Ситтенфельда
В 14 лет Ли Фиора увлекается школами-интернатами, исследуя предмет в своей местной публичной библиотеке. Она влюбляется в красивых мальчиков в проспектах, за которыми она отсылает, и в конечном итоге, к удивлению своих родителей, получает стипендию в престижной школе Олт в Массачусетсе. Окружающая среда здесь настолько опрятна, насколько это возможно — у персонажей есть такие имена, как Кросс Шугармен и Гейтс Медковски, — но смесь подростковых страхов и желаний, описанная в романе, универсальна.

Проклятие церкви Святого Заварного крема… иллюстрация 1954 года из Моулсворта. Иллюстрация: Ronald Searle

9. The Compleet Molesworth Джеффри Вилланса и Рональда Сирла
Я не нарушаю собственного правила, потому что четыре книги, собранные здесь, написаны исключительно для взрослых, хотя они и могут понравиться детям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *