Государства древней индии – Государства Древней Индии

Древняя Индия

 Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

 Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

 Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

 Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

 

Географическое расположение и природа

 Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

 Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

 Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

 На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

 Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

 

Возникновение государства

 Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

 В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

 Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

 Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

 В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

 Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

 

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

 Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.

 Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

 Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

 С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

 В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

 Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

 

Древняя письменность

 Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

 Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.

 Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

 

Литературное наследие

 Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

 Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

 Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.

 Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

 

Религиозные верования индийцев

 Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

 Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

 Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.

Три божества – Брахма, Вишну и Шива

 Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

 Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

 Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

 Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

 Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

 

 

  

taboo.su

Древняя Индия

Древняя Индия до империи Маурьев

Первые поселения в долине реки Инд появились в IV тыс. до н. э. Между 2700 и 2500 г. до н. э. возникли правильно спланированные города, сформировались первые очаги цивилизации, названные по современным городам, около которых производились археологические раскопки: Мохенджо-Даро, Хараппа. Было установлено, что еще в III тыс. до н. э. в этой угасшей цивилизации существовали крупные (площадь Мохенджо-Даро составляла 250 га, а Хараппы – 150 га) спланированные по кварталам и улицам города, со стандартными домами из обожженного красного кирпича, с канализацией, колодцами и смотровыми люками. Города являлись центрами ремесла и торговли. Существовало развитое земледелие и имущественное расслоение населения.

Что касается общественного строя этой цивилизации, то он остается областью гипотез. По всей видимости, у власти стоял класс жрецов. Основная масса населения состояла из земледельцев, рыбаков и скотоводов-кочевников. К «среднему классу» относились ремесленники, а к элите – богатые купцы, торговавшие со всей долиной Инда и даже добиравшиеся до Шумера. Торговцы и горожане знали письменность. В городах использовались стандартные меры и весы: весовая единица составляло около 14 грамм, а длину измеряли в «локтях» (примерно 53 см).

К 1600 году до н. э. города приходят в упадок, возможно, связанный с наводнениями или изменением речного русла (что приводило к частым неурожаям и экономическому кризису). В конце-концов в долину через Центральную Азию вторгаются индоевропейцы (арии), завоевавшие племена мундов и дравидов и принесшие совершенно иную культуру, названную в честь памятника религиозной индийской литературы Ригведы ведийской.

Ведийское общество находилось в стадии формирования протогосударств. У арийцев семьи были патриархальными. Деревней руководил родоплеменной вождь – ганапати, который ведал религиозными вопросами, общественными работами и распределением продуктов труда. Важнейшие вопросы племени и общин разрешались на собраниях – сабхе или самити, на которых присутствовали только мужчины. Выборный правитель нескольких племен назывался раджа (от санскритского «царь», «правитель»), который должен был защищать подданных. Постепенно власть раджи усиливается за счет сокращения полномочий собрания и около него образуется совет из глав администрации, военной и жреческой знати – паришад. Постоянную дружину племени стал возглавлять сенапати. Большое значение приобретает царский жрец и его первый советник раджи – пурохита. Впоследствии царская власть из выборной становится наследственной.

Об истории государств Древней Индии с момента завоевания арийцами и по VI в. до н. э. нам ничего не известно, кроме сохранившихся культовых гимнов. К середине VI в. до н. э. там существовало около 16 протогосударств (великих стран). Из них выделяются государства Кошалы и Магадха, соперничавшие между собою. Объединительным центром становится Магадха. С VI в. до н. э. там распространяется буддизм, много способствующий централизации «великих стран». Основателем нового вероучения был Сиддхартхи Гаутама, получивший имя Будды (бук. просветленный). Во время правления династии Нандов магадхское государство отразило нашествие Александра Македонского.

В IV в. до н. э. в Магадхе устанавливается новая династия Маурьев, образованная Чандрагуптой из рода Маурьев, возглавившим движение против Александра Македонского. Это государство распространило свое влияние на обширную территорию Индостана. Наибольшее возвышение произошло в III в. до н. э. при царе Ашоке, когда государство становится относительно централизованным и включало большую часть территории современных Индии и Пакистана, ряд иных областей. При его преемниках империя была поделена на западную и восточную части. В начале II в. до н. э. северо-западную часть завоевывают греко-бактрийцы и к концу I в. до н. э. держава Маурьев перестала существовать.

Государственный строй империи Маурьев

Маурийская держава просуществовала чуть более двух веков, но заняла особое место в истории Индии, став символом ее единства. В это время оформляется концепция единоправителя (чакравартина). «Основными элементами государства являются государь, министры, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники», – говорилось в Артхашастре. Власть царя была наследственной – от отца к сыну. Еще при жизни царь назначал себе наследника. Вступление на престол осуществлялось в виде абхитшеке – торжественного церемониала.

Об особой роли монарха говорил советник Чандрагупты Каутилье, написавший специальный трактат Артхашастра, в котором говорится о различных аспектах жизни царя и царства, закреплены особой царской дхармой – свода правил поведения, круг налагаемых разнообразных обязанностей. Потому-то Ашок даже провозгласил политику «дхармавиджайн» («завоевание дхармы»). Его самого называют «царем дхармы», и он же учреждает особый разряд чиновников «по делам дхармы».

В соответствии с дхармой царь «в своей стране» должен был вести «себя правильно, строго наказывать врагов», быть справедливым «по отношению к друзьям, преисполненным терпением к брахманам». Лучшее средство царя для достижения блаженства – это «храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов». Осуждался царь жадный, глупый, несправедливый и жестокий. Царь, «имеющий правильно управляемую страну, растит благополучие», – говорилось в Законах Ману.

Царь возглавлял государственный аппарат. Он обязан был управлять страной посредством указов: «Главное для царей – это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них». «Когда все законы нарушаются, царь сам является проводником законов, охраняя нравы и обычаи народа…», – говорилось в Артхашастре. Он являлся военачальником, верховным судьей (наравне с брахманами) и главой фискального аппарата, организовывал публичные работы, строительство ирригационных сооружений. Его власть была наследственной и обожествлялась. Для раджи предписывалось выполнение особой дхармы (круг религиозных, нравственных и общественных обязанностей): охрана подданных, издание указов, наложение наказания, сбор налогов, опекунство для малолетних, больных и вдов, а также борьба со стихийными бедствиями. Особо выделялась функция по организации публичных работ, строительство ирригационных каналов. Раджа не обожествлялся, но считался «богоугодным царем» (деваража), а царь Ашок величал себя «милым богам».

Законодательной властью царь не обладал, этим занимались брахманы, потому радже предписывалось почитать их как знатоков вед и поступать по их совету.

В дхарме царя особое внимание уделяется наказаниям царя за совершенные преступления, т. к. согласно Законам Ману, «наказание правит всеми людьми, наказание же охраняет, наказание бодрствует, когда все спят…».

В управлении государством царю помогали министры (мантрины, махаматры), объединявшиеся в совет министров (мантрипаришад). Махаматры (руководители) подразделялись на простых и на дхармамахаматров или «советников дхармы». Последние заботились о морали и поведении не только своих подчиненных, но и обо всех людях. Махаматры занимали разное положение в обществе. Одни находились в окружении царя и выполняли его поручения; другие – в крупных и мелких городах державы, в областях и на «окраинах».

Появляется особая категория чиновников под названием адхъякш, и среди них важное место отводилось чиновникам финансового ведомства. Чиновники назначались царем, но практиковалась и передача должностей по наследству. Царю советовалось назначать служащих «честных, умных, твердых, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытанных», – говорилось в Законах Ману.

Кроме этих чиновников при царе находились многочисленные советники, которые непосредственно не занимались делами управления и суда. Из них выделялся придворный жрец (пурохита), который советовал правителю «уметь противостоять бедствиям, происходящим от богов и людей».

На втором плане административной лестницы стояли разнооб-разные специализированные чиновники – смотрители за финансами, царскими мастерскими, земельным хозяйством, торговлей и т. п. Особой заботой царя пользовались военные: надзиратель за слонами, командиры пехоты и колесниц, главный военачальник (сенапати).

Непосредственное управление государством осуществлялось практикой регулярных (каждые пять лет) «объездов», осуществляемых махаматрами, юктами, раджуками и прадешиками.

В то же время царь реализовывал свою власть и через местные структуры, сложившуюся иерархию лидеров. Предписания и поучения монарха передавались царевичам и махаматрам, а местные махаматры доводили их до раджуков, которые, в свою очередь, направляли их знати.

Административное деление отличалось сложностью. Структура державы состояла из «ядра» (области центральной Индии и долины Ганга) и областей «окраин». В рамках государства Маурьев были объединены народы, стоявшие на различных ступенях развития, и, вероятно, с различными формами социальной организации.

Под реальной властью царя находилась лишь часть территории государства. Страна делилась на провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале) и сельские районы, управляемые раджуками.

В державе продолжали существовать города и области, обладавшие значительной автономией, племена и племенные объединения, в том числе пять княжеств или царств. Во главе последних стояли царевичи, выполнявшие функции наместников. Их положение было различным. Вероятно, царевичи занимали промежуточное положение в социально-политической иерархии общества, и их можно характеризовать как местных крупных лидеров, посредников между верховной властью и местными социально-политическими организациями.

Особенностью местного управления Индии являлась десятиричная система: сельские области состояли из 1 000, 800, 400, 200 и 10 селений во главе с чиновниками, которые получали жалование от царя.

Низшей единицей территориального управления (деревни – общины) – до 1 000 семей – являлась грамма, во главе с выборным старостой – грамиком. Он должен был отвечать за сбор налогов, следить за порядком.

Держава Маурьев была военной, армия в ней играла огромную роль, т. к. войны расценивались как важный источник доходов и процветания государства. Поэтому-то почитался царь храбрый и воинст-венный. Армия состояла из наследственных воинов и наемников. Только представители варны кшатриев могли в ней служить и носить оружие.

Наряду с завоеваниями, армия обязывалась охранять государство и общественный порядок. С целью «подчинения страны» воинские подразделения помещались посреди двух, трех, пяти и сотен деревень.

Социально-правовой строй

Особенностью общественного строя Древней Индии являлось отсутствие сословий и классов. Там существовали особые сословные группы – варны (букв. «качество», «категория»). Первой была варна брахманов – жрецов, члены которой изучали священные книги, заведовали религиозными церемониями, законотворчеством и судом (вместе с царем). Второй – являлись кшатрии (от санскритского «ранить») – профессиональные воины. Из кшатриев выходили цари. Третья варна – вайшьи («народ») состояла из общинников и торговцев. Замыкали варновый строй шудры, которым закон предписывал одно лишь занятие – служение трем предшествовавшим варнам, заниматься ремеслом и актерством. Принадлежность к варнам определялась рождением и была неизменна. Низший по рождению не мог жить «занятиями высших», в противном случае царь лишает их имущества и изгоняет. Например, шудре запрещалось накапливать богатства, так как тем самым он «притесняет брахманов».

Представители первых трех варн именовались «дважды рожденными». Второе рождение связывалось с началом изучения священных книг: с восьми до шестнадцати лет для брахманов; с одиннадцати и до двадцати двух лет – для кшатриев и с двенадцати до двадцати четырех лет – для вайшьи.

Для членов каждой варны существовала своя дхарма – обязанность, норма поведения. Деление на варны освящалось религией. Представитель каждой варны происходил от конкретных частей тела бога Брахмы: брахманы – из уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер, а шудры – из ступней бога.

В Законах Ману говорится, что «старшинство у брахманов (зависит) от знания, у кшатриев – от доблести, у вайшьев – от богатства и только у шудр – от возраста».

«Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы», – говорилось в Законах Ману. Брахманы объявлялись вечным воплощением дхармы. Все, что «существует в мире», – это его собственность. Брахманы могли заниматься почти любыми профессиями, связанными с учением, искусством и ремеслом. Они обладали рядом существенных привилегий. Так, за убийство, совершенное брахманом, его не казнили, как представителей других варн, а лишь изгоняли из страны.

С развитием имущественной дифференциации твердый порядок в варнах покачнулся, и в Законах Ману мы встречаем брахмана-пастуха, ремесленника, актера, слугу. Это законом порицалось и предписывалось к таковым опустившимся брахманам относиться «как к шудрам».

Представители варны кшатриев занимались также изучением священных книг, но главной их обязанностью была охрана подданных. Из этой варны выходили и цари. Однако в империи Маурьев власть представителей варны кшатриев ограничилась лишь теми, кто принадлежал к царскому роду, либо относился к категории привилегированных воинов-наемников.

С расцветом ремесла и торговли и, следовательно, городов из среды вайшьев выделяются богатые ростовщики, купцы и ремесленники. Они стали объединяться в корпорации и, зачастую, выполняли царские поручения по сбору налогов и пошлин. Крупное купечество, вопреки их дхарме, стали даже обладать судебной властью.

В конце I тыс. до н. э. система варн изменяется и начинает дробиться на профессиональные группы со своими нормами поведения, администрацией. Таких узкопрофессиональных замкнутых групп, получивших название каста (джати), насчитывалось несколько сотен. Кастовый строй сохранился в Индии и до сих пор.

Члены низшей «неприкасаемой» касты назывались чандалами или швапачамит. Ими становились отлученные от варн за различные проступки люди, которым запрещалось жить на одном месте и вне селений, они должны были носить «одежду мертвых», питаться из разбитой посуды, их имуществом должны быть только собаки и ослы. Они занимались самой унизительной работой: уносили труппы не имеющих родственников; выступали в качестве палачей, забирая одежды казненных.

В Индии существовало и рабство. Законы Ману указывают семь разрядов рабства: военный плен (взятый под знаменем), рождение в рабстве, раб за содержание, подаренный, купленный, полученный по наследству, по наказанию. Существовала самопродажа и продажа родственников в рабство, но за это предусматривалось наказание в виде изгнания из касты. Раб считался не личностью, а вещью, а потому хозяин имел над ним право жизни и смерти. Он был лишен правоспособности, потому его сделки, даже «для пользы семейства» господина, считались недействительными.

Право Древней Индии

Жизнь граждан подчинялась правилам, носившим скорее этически-религиозный, чем правовой характер – дхармы. Они содержались в дхармашастрах («наставление в дхарме») – религиозно-правовых трактатах, составленных богословскими школами в I-IV до н. э. и состоящих из трех частей: «Общие правила доброго поведения», «Судопроизводство», «Устав о наказаниях». Дхармасутры («законники») – написаны стихами и представляли собой краткие, афористические правила.

Наиболее значимой дхармашастрой являются Законы Ману, названные в честь прародителя человечества Ману. Они были составлены в период II в. до н. э. – I в. н. э. неизвестной брахманской школой и состояли из 12 глав и 2 685 статей, написанных в стихотворной форме (шлок). К дхармашастрам относится и Яджнавалкья, уделявшая большое значение процессуальным нормам. Особенностью древне-индийских законов является их религиозная окраска.

К источникам права Древней Индии относятся и артхашастры – трактаты о политике и праве, один из них приписывается советнику Чандрагупты Каутилье. Третья книга артхашастр посвящена «Области деятельности суда», а IV – «О поддержании общественного порядка».

Существовало и понятие закона – ньяя.

Регулирование имущественных отношений. Законы четко различают владение и собственность. Они предусматривают семь способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, милостыня. Первые три способа допускались для всех жителей, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьи, седьмой – привилегия для брахманов. Вещи могли приобретаться и по 10-летней давности. В Законах Ману богатство расценивалось как достойное уважения.

Собственник не мог свободно продавать землю, так как за родственниками или соседями сохранялось преимущественное право на ее покупку. Он также не имел право забросить земельный участок и не обрабатывать свой участок. Это связывалось с тем, что в Индии сохранялась общинная собственность, а также совместная собственность больших патриархальных семей. В общинном пользовании находились пастбища, дороги, ирригационные сооружения. В то же время общины имели почти неограниченное право на землю: продавать, сдавать в аренду, дарить, например храмам.

Законы четко различают понятие владения (пользования) и собственности. Предусматривалась давность владения, после которой возникала собственность: по Законам Ману давность на недвижимые вещи устанавливалась в 10 лет, а по архашастре для недвижимых – 20 лет, а для движимых – 10 лет. Право собственности могло быть утраченным, например, на оросительное сооружение, если им не пользовались 5 лет.

Охране частной собственности уделено большое внимание. Так, царю при взимании налогов рекомендовалось не подрывать «корень домохозяйства, ибо когда имеет место процветание сельской местности, увеличиваются религиозные заслуги и казна царя». В спорах о земельных участках участвовали соседи, во главе с городскими и сельскими старейшинами. Если люди позабыли границы поля, то сам царь должен проводить их по своему усмотрению. Забота властей об обработке земли и получении с нее налогов проявлялась и в том, что каждый мог захватить и обрабатывать заброшенное поле. Как правило, цена на землю властями фиксировалась, но не запрещалось устанавливать надбавку, правда, при этом она шла казне, а не продавцу.

Законы предусматривали в основном обязательства из договоров: заем, наем, купля-продажа, хранение и др. Договор заключался в письменном виде, с указанием места и точного времени сделки, а также местожительства, рода сторон и поручителей. Запрещалось заключать сделки тайно, без свидетелей, в результате обмана или насилия, пьяным или безумным, старикам, малолетним, уродам, в состоянии гнева или горя, неуполномоченным. Ограничивалась дееспособность женщин, несамостоятельных членов семьи, например, сына, зависящего от отца. Предусматривалась гарантия договора в виде заклада, который запрещалось использовать против воли должника, и поручительства.

Договор займа свидетельствовал о расцвете ростовщичества с высокими процентами, которые взимались по суду, но не возбранялась и личная расправа кредитора над должником (хитростью, принуждением, избиением и морением голодом, путем осады дома). Допускалось и личное обеспечение долга должником и членами его семьи. Должник, жалующийся на кредитора, подвергался штрафованию. Проценты по долгам взимались в виде денег, зерна и пр. Денежный заем для война составлял 3 % годовых, для вайшьи – 4 %, для шудры – 5 %, для брахмана – 2 %. Денежные проценты не могли превышать удвоенной суммы долга, а вещные – свыше упятеренной доли.

Купля-продажа считалась действительной при совершении ее при свидетелях и рассматривалась как недостойное занятие для высших каст. Запрещалось продавать товар плохого качества, с весовой недостачей, смешанный с другим, не имеющимся в наличии или скрытым. Расторгнуть договор можно было в тот же день, на второй же – с уплатой неустойки. Срок расторжения договора о продаже животных устанавливался в 1,5 месяца, а людей – в один год. Договор о купленной вещи в любое время и в течение 10 дней можно было расторгнуть (возвратить вещь).

Договор личного найма относился лишь к шудрам. Условие заключения договора зависело от работодателя. Как правило, норма оплаты труда работника устанавливалась в 1/10 часть от урожая. За неисполнение договора с нанимателя взыскивался штраф. Если же это произошло по болезни работника, то он по выздоровлении обязан был исполнить работу. С заимодавца, не уплатившего наемную плату, можно было потребовать ее по суду в двойном размере. Обращаться в суд разрешалось даже проститутке.

Поклажа осуществлялась безвозмездно. За присвоение хранителем чужих вещей он подвергался испытанию и наказывался.

Брак и семья. В Древней Индии существовала большая патриархальная семья, главой которой являлся муж. Женщина всегда находилась под опекой мужчины: отца, мужа, после смерти ее старшего сына. Она никогда не должна пользоваться самостоятельностью. В Законах Ману провозглашалось, что где «женщины почитаются, там боги радуются». Они сравнивались с драгоценными камнями, и что мать превосходит почтением отца в тысячу раз. Но одновременно утверж-далось, что «природа женщины в этом мире вредоносна для мужчин; по этой причине мудрые остерегаются женщин», т. к. «женщина способна повести по неверному пути … не только глупца, но даже ученого».

Существовало восемь форм брака, но не все они считались почетными и законными. Брак по любви без разрешения родителей и в виде покупки порицался. В последнем случае закон заявлял, что тем самым отец продает свое потомство. Существовал брак в виде похищения невесты, который, вероятно, также заканчивался выкупом. Брачный возраст для девушек устанавливался в 12 лет, для юношей – 16. Законы Ману предписывали тридцатилетнему мужчине брать в жену двенадцатилетнюю девушку, а двадцатичетырехлетнему – восьмилетнюю.

Законы Ману не советовали брать замуж девушку «рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую». Рекомендовалось, «брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона, нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены».

Межварновые браки не поощрялись, так как «безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков». Однако мужчинам высших варн разрешалось вступать в брак с женщинами низших, но при этом дважды рожденные, взявшие в жены низкорожденных, «быстро низводят семьи и потомков к положению шудр».

Главным предназначением супруги в семье считалось рождение потомства и воспитание детей. Наивысшей дхармой для жены являлось почитание мужа как бога, если он даже чужд добродетели, «распутный или лишенный добрых качеств». Если это женой нарушалось из-за пьянства мужа или его болезни, то она подвергалась принудительному удалению из дома на три месяца и лишалась украшений и утвари. Однако это наказание не применялось, если муж оказался безумным, изгоем, импотентом или бесплодным.

Жене до самой смерти полагалось быть «терпеливой, чистой, целомудренной». После смерти мужа дхарма предписывала войти ей на погребальный костер супруга (сати). Если же этого не произошло, то жену не наказывали, но ей предписывалось «добровольно изнурять тело, питаться только чистыми цветами, кореньями и плодами» и «не следует произносить даже имени другого мужчины».

Многоженство не поощрялось, но муж мог иметь несколько жен и даже продать жену. В случае смерти бездетного мужа, по требованию его родственников жена должна была родить детей от брата мужа или других родственников. Назначением жены было рождение и воспитание детей. Если же она оказывалась бездетной, то муж мог развестись с нею на восьмом году, если рожала мертвых – на девятом, если рожала только девочек – на одиннадцатом, но если жена была грубой, то развод – немедленно. Развод разрешался и тогда, когда девушка выдавалась «с пороком», а также «порицаемая, больная, обесчещенная или отданная ему обманом». Мужчина имел право взять в жены другую, если первая супруга привержена к пьянству, ко всему дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная.

За измену жену наказывали смертной казнью. Однако проституция с согласия мужа не наказывалась.

Имущество семьи считалось достоянием общим, а после смерти мужа делилось поровну между сыновьями, либо передавалось старшему сыну, становившемуся опекуном младших братьев. Наследование было только по закону. Все сыновья, рожденные от дважды рожденных, получали наследство поровну, «дав старшему добавочную часть». Сестры при братьях считались не наследницами, но братья при выдаче сестер замуж обязывались выделить им приданое в виде 1/4 доли наследства. Собственность же женщины (стридхана) переходила по наследству всем ее сыновьям и дочерям.

Не имели права на наследственную долю кастраты и изгои, безумные, слабоумные, немые и различные калеки, а также слепые и глухие от рождения. Лишались наследства сын, рожденный от шудрянки и дважды рожденного. Что же касается наследства от умершего шудры, то здесь правила были не так строги: допускался к наследству даже сын, рожденный от рабыни, если отец при жизни признал его своим ребенком.

Уголовное право и судопроизводство. Переплетение права Древней Индии с религией и моралью особо проявилось в уголовном праве, в котором отсутствует четкое разделение между преступлением и грехом: в одном случае это телесное наказание и штраф, в другом – искупление вины. К ритуальной нечистоте виновного приводили такие деяния, как убийство брахмана, кража, прелюбодеяние с женой учителя, пьянство. В то же время эти деяния в законах относились к разряду деликтов, влекущих за собой суровое наказание.

В отличие от других стран Древнего Востока, не знавших понятия государственных преступлений, в Законах Ману они стоят на первом месте: служба врагам, пролом городских стен и городских ворот, незаконное ношение оружия с вражескими намерениями.

Преступлением считалось нанесение ущерба общественным объектам (повреждение пограничных деревьев, священных и знаменитых) и царской лесной собственности, что наказывалось штрафами в двойном размере. Предусматривались святотатственные (поношение богов и святынь, заклад или продажа священного водопада) и должностные (нанесение вреда царю или просителям, составление ложных приказов, взяточничество и вымогательство) преступления.

К преступлениям против личности относится всякое насилие над человеком: убийство (смертная казнь в виде посажения на кол, утопление, затравливание собаками, сожжение), телесные повреждения в виде оскорбления действием (штрафы и возмещение расходов на лечение), а за групповые побои предусматривались удвоенные штрафы для каждого преступника. Особенно тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же он не наказывался смертью за убийство, а лишь изгонялся из страны. Однако «убийство убийцы – открытое или явное – никогда не является для убивающего грехом», – провозглашалось Законами Ману. Ненаказуемым считалось убийство при защите гуру (учителя), женщин и священных даров.

Оскорбление действием (замахивание, удар, прикосновение) относилось к разряду телесных повреждений. За такие виды правона-рушения предусматривались различные наказания в зависимости от последствий деяний. За прикосновение к нижней части тела рукой, грязью и золой полагался штраф в три паны, а за облив нечистотами – 12 пан. При хватании за ногу, одежду, руки и волосы – 12 пан. Штрафные санкции увеличивались за избиения, отрезание ушей или носа, выбитые зубы, потерю потерпевшим способности передвигаться и т. п. Наряду со штрафами полагалось возмещение на лечение врачу. Групповые побои удваивали штрафные санкции для каждого преступника. В то же время оскорбление действием представителей высшей варны, типа плевка, обливания мочой, порчи воздуха, наказывали соответственно – вырезанием обоих губ, детородного члена, заднего прохода.

К оскорблению словами относили «поношение, посрамление и угрозу». Наказание зависело от варновой принадлежности: за оскорбление равного себе наказывали штрафами; шудру, оскорбившего вышестоящего, приговаривали к телесному наказанию – отрезанию языка, губ, рук, ног, к кастрации. «Ту часть тела, какой шудра ударит брахмана, следует у него отрубить», – говорилось в артхашастре. Человек низшей варны, поднявший руку или палку на человека из высшей, заслуживал отрезания руки, а лягнувший – терял ногу. Таким образом, действовал принцип наподобие талиона. Кровная месть отсутствовала.

Прелюбодеяние относилось к великому греху и трактовалось весьма широко: тайная беседа с чужой женой, заигрывания и любезничание в уединенных местах или прикосновения к волосам или платью женщины, услужливость. За все это полагалась смертная казнь. Насильника наказывали отрезанием пальцев, а равного по положению – штрафами. Жену-прелюбодейку, «обнаглевшую вследствие знатности родства и своего превосходства», травили собаками на многолюдном месте, а ее партнера поджаривали на листе железа. За преступное сожительство со свободной женщиной наказывался и мужчина, с учетом его социального положения: шудра с женщиной высшей варны наказывался кастрацией, брахман и кшатрий – штрафом, вайшьи – штрафом с конфискацией имущества.

Имущественные преступления также занимали в древнеиндийском законодательстве значительное место и предусматривались в виде кражи и грабежа. Последнее преступление отличалось от кражи и определялось как «насильственное действие (присвоение) в присутствии собственника». При грабеже наиболее ценного имущества (крупный рогатый скот, люди, поле, дом, золото) средний штраф (сахаса) определялся от 200 до 500 пан. Похищение же «родовитых людей, особенно женщин, так же, как и лучших драгоценных камней», наказывалось смертной казнью. Наказание зависело от стоимости похищенного и варновой принадлежности вора. Однако при краже брахман наказывался штрафами в пять раз выше, чем шудра.

Ненаказуемыми считались деяния в виде собирания кореньев, плодов, дров для огня и травы для корма скота.

В шастрах исчерпывающего перечня наказаний не имелось. Законы Ману советовали радже «тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами – заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных повреждений». Эти же законы предусмотрели и наказание в виде замечания, выговора.

Казнь различалась на простую (отрубание головы) и квалифицированную (сожжение, утопление, сажание на кол). В ряде случаев это могло быть заменено высшим штрафом, т. е. 1000 пан. Законы упоминают клеймение преступника, даже в отношении брахмана.

Древнейшим законам (Апастамбе и Гаутаме) были известны и наказания в виде устного порицания, наказания палками, калечащих телесных повреждений, изгнания из страны с конфискацией имущества.

Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей объявлялся царь вместе с брахманом. «Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками», – решительно предписывают Законы Ману.

Законы устанавливают 18 поводов судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, соучастие, неотдача долга, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границах, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье о заклад.

Судебное дело начиналось подачей иска и судебных показаний истца и ответчика. Судебное разбирательство проходило в виде публичного состязания истца и ответчика. Ответчику разрешалось вчинять встречное обвинение, за исключением дел о ссорах, кражах, соглашений торговцев. Ответчику предоставлялось время для обдумывания ответа: первый раз – от 3 до 7 дней, второй – полтора месяца для поиска новых доказательств. Под угрозой штрафа истец обязывался оспорить показания ответчика в тот же день. Если ответчик сразу признавал свою вину, то дело прекращалось. Бегство же истца и ответчика от суда расценивалось как признание вины.

Стороны могли выставлять поручителей, которые гарантировали исполнение судебных решений. Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик сразу признавал свою вину. При отсутствии полагающихся свидетелей ими могли быть дети, старики, женщины («вследствие непостоянства женского ума»).

Законы значительное внимание уделяли требованиям, которые предъявлялись к надежным свидетельским показаниям: свидетель должен быть равным со стороной, против которой он дает показания. Однако такое требование ослаблялось, если дело касалось тяжких преступлений – воровства, насилия и т. п. Запрещалось быть свидетелем царю, ремесленнику, актеру, знатоку Вед, заинтересованному в иске, родственникам, соучастникам, врагам, опороченным, старикам и детям, лишенным каких-либо органов чувств. Запрещалось «разговаривать со свидетелем в месте, где нельзя разговаривать».

При отсутствии же надлежащих свидетелей закон разрешал свидетельствование ребенка, ученика (в отношении учителя), старика, родственника, раба или слуги, женщин («вследствие непостоянства женского ума»), больных, неприкасаемых, лишенных органов чувств, лиц, исключенных из каст.

Лжесвидетельство расценивалось как преступление, наказываемое по-разному: десятикратным штрафом от иска или изгнанием из страны.

При разногласии свидетельских показаний законы царю рекомендовали предпочесть мнение большинства, а при равенстве – «наделенных выдающимися качествами».

Применялся и ордалий в виде испытания весами, огнем, водой (простой и священной) и ядом. Испытание весами, например, заключалось во взвешивании испытуемого два раза, если второй раз субъект весил меньше, то он признавался невиновным. К ордалию прибегали с согласия сторон и при отсутствии надежных свидетельств – документов, свидетельских показаний.

studfiles.net

4. Государство и право Древней Индии

История государства и права Древний Индии в юридической науке рассматривается в несколько периодов:

1) Древний период

(IV – первая половина II тыс. до н.э.)

2) Ведический период

(вторая половина II века до н.э. – середина I в. до н.э.)

3) Период Маурьев

(вторая половина I в. до н.э. – I в. н.э.)

Общественно-политический строй. Причины возникновения и развития государства и права Древней Индии имеют характерные признаки, что и во всех государствах Древнего Востока:

● ирригационное производство

● земледеление

● экономические потребности общества

Структура древнеиндийского общества состояла из 4 варн и выстраивалась по иерархии:

1) брахманы (богорожденные сыны)

2) кшатрии (воины)

3)вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы)

4) шудры (батраки)

Брахманы имели превосходство над всеми нижестоящими варнами и признавались посланниками Бога, обучали религии и наукам.

Кшатрии были обязаны осуществлять охрану в государстве.

Вайшьи, так же как и две вышестоящие варны относились к привилегированному классу древнеиндийского общества. В их обязанности входило ростовщичество, торговля, земледелия, изучение ритуалов и обрядов, распределение милостыни.

Шудры относились к низшей варне. Первостепенной обязанностью шудры было служение трем варнам (брахманы, кшатрии, вайшьи).

Исходя из религиозных представлений древнеиндийского общества, варны произошли из тела космического Великана Пуруши:

→ Голова – Брахманы

→ Руки – Кшатрии

→ Бедра – Вайшьи

→ Ступни – Шудры

Рабы в Древней Индии, как и во всех государствах Древнего Востока не признавались субъектом права. В рабство попадали военнопленные, должники и дети, рожденные от рабыни.

Государственный строй. По форме государственного устройства Древняя Индия была унитарным государством, по форме правления – монархия. Иерархия власти располагалась в следующем порядке:

1) Царь (власть безграничная, но подлежит ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей)

2) центральные органы власти

3) царевич – глава провинции

4) раджук – глава области

5) мукхья – глава города

6) староста – глава деревни

Правовое положение монарха в Древней Индии резко отличалось от статуса правителя Древнего Египта и Древнего Вавилона. Царь не обожествлялся, нес гражданскую и уголовную ответственность перед народом и государством, не имел права назначать наказания привилегированным социальным группам.

Право. Основными источниками права Древней Индии являются Законы Ману, составленные брахманами во II в. до н.э. – II в. н.э.

Законы Ману носили ярко выраженный идеологический характер и устанавливали неравноправное положения для различных слоев общества.

Правовой памятник состоял из 12 глав и 2685 статей, регулировал религиозно-нравственные и правовые отношения.

Обширный перечень предметов и видов собственности в сборник правил поведения свидетельствует о развитости гражданско-правовых отношений, так же четко определены способы приобретения имущества:

→ наследование

→ завоевание

→ покупка

→ получение в дар

→ ростовщичество

→ за выполнение определенного объема работ

→ милостыня

В Законах Ману прописаны нормы о необходимости возмещения вреда, в случае порчи чужого имущества.

Несмотря на то, что источник права не регламентировал возраст наступления дееспособности, сделки заключенные рабами, детьми, стариками или душевно больными людьми признавались недействительными.

Брачно-семейные отношения базировались на принципах патриархальности и неравноправного положения членов семейства (пол, возраст и происхождению).

Заключение брака между высшей и низшей варной было запрещено.

При рассмотрении уголовных дел царю предписывалось при избрании меры наказания учитывать объективные и субъективные стороны совершенного правонарушения.

studfiles.net

Глава 3. Древняя индия § 1. Образование государства

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Мохенджо-Даро и Хараппа -—два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытно-общинного строя. В XVIII—XVII вв. до н. э. хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине 2-го тыс. до н. э. завершил, упадок главных хараппских центров.

Период с середины 2-го тыс. до н. э. до первой половины 1-го тыс. до н. э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.

С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной.

Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи.

Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником раджи.

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

Народ облагался налогами. Например, то что раньше являлось добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратилось в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.

Так на базе родо-племенных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию и культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

studfiles.net

Древняя Индия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С Ш №43

Реферат на тему:

Ученицы 10 «В» класса

Кутузовой Елены

Могилев, 2002

Список литературы :

1.Г.И. Довгяло «Что такое История?»

2. О.В. Перзашкевич и А.А. Прохорова «Страны Древнего Востока»

г. Минск

«Народная Асвета»

1996г.
Содержание:

1. СПисок литературы…………………………………………2стр

2. СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………3стр

3. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………4стр

4. ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ…………………………….5стр

4.1. Местоположение и природа Древней Индии…………..5стр

4.2. Образование государств в Древней Индии.………………6стр

4.3. Хозяйственная жизнь. ………………………………………7стр

5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ …………………………………9стр

5.1. Языки и письменность Древней Индии. …………………..9стр

5.2. Литература. …………………………………………….……9стр

5.3. Религия Древней Индии.……………………………………10стр

6. ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ………………………………………11стр

6.1. Раскопки в Махенджо-Даро……………………..…………11стр

6.2. Общественное устройство индийце по древним законам…12стр

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13стр

Введение

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день.

Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Почитали и верили в разных богов. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брах­маны как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами.

Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа Древней Индии .

На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древ­няя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Ма­лой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.

На этой огромной территории были разнообразные при­родные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи.

На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество раз­нообразных насекомых.

Центральная и южная части Индии в древности представ­ляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных камен­ными и медными топорами. Поэтому первые поселения возни­кают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У доли­ны Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии .

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована пись­менность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и пер­вой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было еди­ное государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов . Точно не известно, кто управлял госу­дарством. Но большую роль играли жрецы.

С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность.

Появившись в середине II тысячелетия до н. э. , арии при­несли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов) . Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе.

Существовало и разделение среди самих ариев. Они дели­лись на три сословия-варны . Первой и самой высокой варной были брахманыжрецы, учителя, хранители культуры . Вторая варна — кшатрии . Ее составляла военная знать . В третью варну — вайшьи — входили земледельцы, ремесленники и тор­говцы . В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна — шудры . Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу.

С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям . Это дробление называется делением на касты.

И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брах­ман, если в семье шудры — ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждо­го индийца.

Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По – древнеиндийски «раджа» означает «царь».)

В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263—233 гг. до н. э.).

Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Меж­дуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возник­ла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культу­ра просуществовала до наших дней.

.

Хозяйственная жизнь.

Уже в III тысячелетии до н. э. ос­новным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник.

Хорошо было развито животноводство. Индцы разво­дили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже.

Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Из нее выплавляли ножи, нако­нечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занима­ла бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали.

Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабаты­вали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и рако­вины.

Высокого уровня достигла морская и сухопутная торгов­ля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря.

Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Ин­дию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья.

С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хо­зяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади.

Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое населе­ние Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. По­явились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джу­та. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг.

Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом

mirznanii.com

возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии.

С 4 тыс до н.э период «Харабской культуры»; 2 тыс. до н.э. – «ведический период». Отмечен образованием классового общества и государства, углублением социального неравенства. Военный вождь племени (раджа) подчинял себе органы племенного управления. Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Народ облагался налогами собирали которые специальные чиновники. Так на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования. Некоторые принимали форму монархий.

Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев (2 пол. 1-го тыс. до н.э.), объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. . В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

Право и источники прав др. Индии.

  1. «Дхармасутры» – сборники религиозных правил в кот. рассматривались вопросы связанные с преступлением.

  2. «Дхармашастры» – норма поведения , мораль, свод правил, обязательный для всех индусов. Рассматривались вопросы договорных и имущественных отношений.

  3. «Артхашатры» – труды, трактаты о политике и праве. Это труды не религиозного, а светского жанра. 1., 2., 3.- писаные памятники права. Существовали обычаи, они были доминирующим источником права. Обычаи признавались в царских судах, а светское право только развивалось.

9. Государственный строй и социальная структура Индии.

Образование варн. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного, и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам, замкнутость варн.

Согласно з-ам Ману, существуют 4 варны: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы выполняют жреческие функции, занимают наиболее почетное место в обществе. В результате войн появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины. Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты(более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью). В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

Рабство в Древней Индии. В праве др. Индии отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Т.к. варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение – прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.

В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Гос. строй. Основой государства считался царь. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна. Совет царских сановников — паришад приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние, и маурийские правители не могли не считаться с ним. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

studfiles.net

Древняя Индия 3

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Государственно-правовая история Индии своеобразна и уникальна. Народы этой ог ромной, многонациональной страны перенесли в прошлом тяжелые испытания, в сложных условиях сумели сберечь свою самобытную культуру, достижения которой украшают мировую цивилизацию. Фило­софские и этико-нравственные воззрения индусов оказали заметное влия­ние на другие народы Азии.

Первые государства Древней Индии появились в 1 тыс. до н. э. по берегам реки Ганг. Появление железных орудий имело эпохальное значе­ние, оно ускорило развитие ремесла, торговли, обмена. Расселение индо-ариев ускорило процесс классообразования, институт частной собствен­ности постепенно стал охватывать скот, а затем и землю. Доисторическая община аборигенов Ганга приходила в упадок.

Население делилось на две основные группы: благородных и свобод­ных (арьев) и рабов (даса). Невольники были из пленных (враг, варвар, неверный) или неоплатных должников, попавших в долговую кабалу, в полную зависимость от кредитора.

Государственно-правовые институты Древней Индии существенно от­личались от рабовладельческих деспотий стран Древнего Востока. Об­щинная система, устойчивость пережитков родового строя, отсутствие государственной собственности на землю определили хозяйственный строй этой страны. Социальная структура Древней Индии весьма сложная, кроме классов, сословий, имелись варны, касты. В памятниках права ранней древности упоминаются наемные рабочие, рабы. Древняя Индия славилась высоким уровнем сельского хозяйства, ремесла, ее умелые строители и архитекторы оставили великолепные памятники зодчества. Особенности экономической и общественной жизни, развитие товарно-денежных отношений, своеобразие этических воззрений затрудняли воз­можность для рабовладения стать ведущим укладом жизни Древней Индии.

Царь не являлся собственником всех земель. Ему принадлежали на­следственные, коронные земли, поместья, захваченные и присоединенные территории, рудники. Как суверенный правитель, он взимал налоги с подданных, в том числе и с крестьян, поскольку обеспечивал их «охрану и защиту». Царь не мог отобрать надел у крестьянина, общины, подарить его. В законах ему возбранялось вмешиваться в дела собственников земли. Основной массив пахотных земель и угодий находился в ведении

общины. Законы свидетельствуют о наличии частновладельческих земель, которые могли находиться в обороте, быть предметом купли-продажи, обмена, дарения. Судя по всему, государство ограничивало такие сделки, устанавливало строгий формальный порядок их оформления. Такие формы распоряжения землей открывали возможность для появления феодального уклада. Следует учесть и другое. На территории государства находились народы, стоявшие на разных ступенях общественного раз­вития. С глубокой древности Индия — страна многоязычная, многонацио­нальная.

Огромное влияние на идеологию, общественное и правовое сознание народа оказывали индуистская и буддийская религии. Священнослужи­тели не только вели пропаганду своей религии, распевали псалмы, читали стихи священных гимнов, звали верующих к счастливой загробной жизни. Они призывали следовать примеру героев, мучеников, распространяли высокие нравственные идеалы.

Философско-религиозная концепция гласила: «не убий», она при­зывала беречь живые существа и прежде всего человека, уважать до­стоинство людей, считаться с их образом мышления. Веротерпимость, снисхождение к инакомыслящим ограничивали насилие, жестокость. Та­кая общественная атмосфера влияла на политический режим, сдерживала кровожадные устремления правителей.

История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязании мирного населения. Здесь не было геноцида. Один из основателей Республики Индия Джава-харлал Неру особо подчеркивал гуманность древнеиндийской цивили­зации.

Устои индусской общины, ее кастовая система, самобытные нормы социальной жизни обладали поистине несокрушимой силой, которую не смогли одолеть многочисленные захватчики: персы, греки, македонцы, ку­шаны, монголы, арабы. Потомки завоевателей, по общему правилу, ас­симилировались с местным населением. Оказалась бессильной и Бри­танская империя, величайшая колониальная держава прошлого века.

Великий вождь индийского народа Махатма Ганди в борьбе против английских колонизаторов, наряду с революционными лозунгами, исполь­зовал древний обычай «сатьяграхи» («упорство в истине»), формулу мир­ ных, ненасильственных методов. Глубокое знание традиций помогло ему сплотить народы, привести к победе, добиться независимости.

§ 1. Варны, касты

В Древней Индии задолго до прихода ариев сложилась высокоразви­тая цивилизация. Раннеклассовое общество существовало в Ин дии еще в 1 тыс. до н. э., в эпоху ранней древности. Оно ровесник цивилизации Древнего Египта и Шумера. Раскопки в долине р. Инд, остатки древней­ших городов Хараппы, Мохенджо-Даро свидетельствуют о наличии G o-6. Зак. №57 81

словий, классов и государства. В центре городского поселения находилась крепость, там проживала правящая знать, военачальники, жрецы. Вокруг нее селились ремесленники, торговцы. Беднота ютилась в хижинах и глинобитных лачугах. Знать имела невольников, возможно, были госу­дарственные рабы.

Политическое устройство этих древнейших объединений чем-то схоже с древневосточной деспотией. Таково было мнение академика В. В. Струве. Но бо льшинство ученых не разделяет взгляды тех, кто счи­тал древнеиндийские государства-княжества рабовладельческими по своей классовой сущности. Эти политические объединения еще в глубокой древ­ности имели силь ную централизованную власть и прочную общинную систему. К сожа лению, памятников права той далекой эпохи не сохрани­лось.

Новый период в истории Древней Индии связан с вторжением древне-иранских племен, индоариев, племен белой расы. По внешнему виду, языку, этике поведения они резко отличались от коренных жителей. Арии занимались скотоводством. Жестокость, с которой кочевые народы вели войну, известна. Менталитет кочевника подталкивал его вести войну на полное уничтожение противника. Огнем и мечом он отвоевывал воз­можность беспрепятственно разводить скот, кровавой жестокостью га­рантировал спокойное будущее без восстаний и проявлений недовольства. Военная и жреческая организация индоариев была выше, чем у коренных жителей, дравидов. Процесс расселения пришельцев занял не одно сто­летие. Местные правители потерпели от ариев ряд поражений. То был трудный период в истории Индии.

Со временем арии стали земледельцами, восприняли технол огию и культуру коренных жителей. Завоевание Древней Индии ускорило распад родовой организации. Родовая община переросла в соседскую. Положение человека стало определяться его имуществом, что говорит о наличии частной собственности. И вместе с тем кровная месть сохранялась не­который период. Она считалась религиозным и нравственным долгом для всех сородичей потерпевшего.

Основу социальной структуры Древней Индии составляла община. В это понятие входили деревня, местность, объединение семей и даже каста. Положение человека, будь он скотовод, земледелец, ремесленник или торговец, определялось его принадлежностью к общине. Это ко ллек­тив, связанный едиными интересами, традициями, обычаями.

Община — самоуправляемая единица. В нее входили касты — со­вокупность более мелких групп, кулы — семейные общины родственни­ков. Ремесленники и торговцы объединялись в сангхи. Во главе этих объединений и групп стоял выборный староста, руководитель. Глава племени также считался с мнением совета знати (сабха), его должность из выборной превратилась в наследственную.

Древнейший памятник литературы и истории Ригведа (II тыс. до н. э.) содержит некоторые сведения об индоариях. Это был воинственный

народ: белые пришельцы считали военное дело самым достойным заня­тием для мужчины. Они увлекались музыкой, любили поэзию. Не слу­чайно многие литературные и религиозные сочинения написаны стихами. Индоарии обожали игру в кости (орехи), играли азар

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *