ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
(выступление на семинаре-практикуме педагогов д/с)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица). Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью.
Изначально прялки делали с использованием элементов инкрустации, т.е. сочетания двух пород деревьев, отличных по цвету. В основной доске делали резьбу, куда вставляли различные фигурки из мореного дуба. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец, нанося сказочные, красивые цветы. Постепенно они вытеснили трудоемкую работу с резьбой и стали основой для развития отдельного промысла – городецкая роспись.
В росписи использовались яркие сочные краски – красного, желтого, зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.
Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.
С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи: чаепития, гулянья, сценки из жизни, персонажи сказок, сцены войны.
1890-е гг. – расцвет городецкого промысла. Он просуществовал около 50 лет и к н. 20 века пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось.
Возрождение городецкой росписи началось с 1935 года. Постепенно были открыты общественные мастерские, организовано профессионально обучение художников, расширен ассортимент расписных изделий.
В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец», а с 1960 года она была преобразована в фабрику «Городецкая роспись».
Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта. Сейчас художники расписывают более 50 наименований изделий: вазы, шкатулки, подставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, погремушки, яйца, конфетницы, игрушки, хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, полочки, кухонные шкафчики, детскую мебель и прочие предметы обихода).
Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и функциональные, активно использующиеся.
С 1995 г. возрождена технология старинной иконописи 14-15вв. (иконы пишутся на липовой доске, иконы на камне).
Городецкие мотивы можно встретить в оформлении книг. Популярно выполнение городецкой росписи на стенах, колоннах, бордюрах.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены.
Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.
Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства, пышный парад костюмов. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот набор образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля.
Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Особенно часто изображение разных вариантов птиц: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Самое же примечательное в Городце – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
В росписи значительное место занимает орнамент.
В городецкой росписи Орнамент образуют различные элементы – геометрические, растительные, животные.
Говоря о растительных элементах городецкой росписи, нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок и являются в городецкой росписи символом здоровья и процветания. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.
Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
Основными геометрическими элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.
Городецкая роспись, в отличие от жостовской, не требует предварительной обработки поверхности и совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета.
Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа.
Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Выполняется широкой плоской кистью.
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки.
Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным цветом того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность.
Знакомство с городецкой росписи начинают со старш. дошк. возраста.
Основные задачи, решаемые при обучении детей декор. рисованию:
Педагогические средства, рекомендованные для решения этих задач представлены на слайде.
На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.
В работе можно использовать различные рабочие тетради (одна из которые есть у нас в детском саду), раскраски, шаблоны.
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных, творческих и интеллектуальных способностей.
(методические рекомендации
для воспитателей)
Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях городецких узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.
Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной городецкой росписи, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
Педагогические средства, рекомендованные для решения задач:
Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.
Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.
Работу по обучению детей рисованию городецким узором необходимо проводить в следующей последовательности:
Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.
При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание:
– во-первых, на особенности городецкой росписи,
– во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий;
– в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.
Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов городецкой росписи.
На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.
Все это вызывает у дошкольников интерес к Городецкой росписи, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатам.
Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.
По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.
Знакомство с Городецкой росписью.
Целью данных занятий является обучение технике рисования городецкой росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.
При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.
Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться Городецкой росписью, ее узорами и красотой.
Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.
На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.
Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.
Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.
Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок.
Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.
Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.
Задачи: продолжить знакомить детей с городецкой росписью; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы городецкой росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
Задачи: закреплять знания детей о городецком промысле; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них городецкую; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.
В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении городецкой росписи.
На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи – развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.
На следующем родительском собрании рассказать об истории городецкого промысла, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться рисовать городецкие цветы, лошадок, птиц.
Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми городецкие узоры и играя в дидактические игры.
С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.
Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями городецкой росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на городецких изделиях, иллюстрациях с изображением городецкой росписи. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.
И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки городецкой, а главное – дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.
В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Цвет:
* – знает цветовую гамму для городецкой росписи;
**-знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
***-не знает цветовую гамму городецкой росписи.
Форма:
*- рисует простые и сложные элементы городецкой росписи, узор передает точно;
** – рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
*** – рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.
Простые элементы: точка, прямая линия, круг.
Сложные элементы: капля, дуга, волнистая линия.
Умение работать кончиком кисти:
*- хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
** – умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
*** – не умеет работать кончиком кисти.
Композиция:
* – ребенок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы городецкой росписи;
** – ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
***-скученное изображение.
Характер линии:
* – плавная без отрыва;
** – прерывистая;
*** – не получается.
Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора:
*- плоскостной силуэт, кисть, тычок;
** – плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;
*** – простой лист, тычок.
Уровень самостоятельности выполнения работы:
*- самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
** – необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
*** – не может выполнить работу.
Творчество:
* – самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
** – составляет композицию, но для этого ребенку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;
*** – рисует только то, что видит, нет творческой активности.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
Занятия, проведенные о городецком промысле, дидактические игры по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.
Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками
Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.
На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.
Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.
Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.
Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.
Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.
Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.
Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.
Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.
И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».
Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.
Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.
Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.
Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.
Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.
Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.
Яшина Елена Викторовна
Воспитатель 2К МБДОУ ЦРР д/с № 68 «Сказка» г. Фряново Московской области, Щелковский район
Предварительная работа: знакомство с городецким ремеслом, его историей, особенностями изделий из дерева, их назначением, украшением, цветовыми сочетаниями.
Оборудование:
гуашь,
кисти №1,3,6,
бидонов с водой,
тряпок,
подстаканников.
Конверт с письмом, в котором лежит выкройка с рисунком досок и силуэты досок.
Ход урока:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я нашла на столе этот красивый конверт с адресом нашей группы. Без тебя я не смотрел на то, что в нем. Посмотрим вместе?!
В конверте письмо. В нем говорится: «Дорогие ребята! Вам пишут городецкие мастера. У нас проблемы !!! Скоро праздник – Масленица. Мы собирались возить свои поделки в другие города на ярмарку. Мы сделали доски. Расписали их городецкой росписью. Ставили на улицу, чтобы краски быстрее высохли. Была такая хорошая солнечная погода!!! Внезапно налетели тучи и пошел сильный дождь, который смыл весь рисунок с досок. Помогите нам пожалуйста!!! Мы отправили вам образец рисунка для нанесения на доски и сами доски.
Ну? Поможем городецким мастерам?
Держите доски и садитесь за столы.
Для начала согнем пальцы, чтобы они лучше рисовали.
Цветок.
На поляне вырос высокий цветок,
Весенним утром он раскрыл лепестки.
Красота и питание всех лепестков
Вместе они дают корни под землей.
Воспитатель: Посмотрите на образец. Какие краски нам нужны?
Какой фон у доски?
Где на доске нарисована птица?
Где нарисованы купавки?
Нарисованы птица, купавка.
1. Сначала рисуется общий контур. Тело птицы обозначено плавной дугой, переход от головы и шеи к туловищу, хвост нарисован несколькими широкими плавными дугами.
2. Затем наступает этап рисования. Делается кистью №3 для лапок, клюва, оформления головы.
После изображения птицы рисуется купавка.
1. Круги красного цвета в свободных местах На столе.
2. Черная дуга в каждом круге.
3. Купавки украшены зелеными листьями гуаши.
Воспитатель: теперь нам нужно дать рисункам немного подсохнуть, чтобы цвета не сливались, когда будем делать оживление. Давайте немного согреемся.
Раз – подъем, потягивание,
Два – наклон, разгибание,
Три – хлопок, три хлопка,
Головой три кивка.
Четыре – руки шире
Пять – махать руками,
Шесть – сидеть спокойно на месте.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. .. – М.: МОСАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративной живописи, лепке, аппликации. Конспект лекций. — М.: «Издательство Скрипториум 2003», 2011. — 152 с.
3. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными промыслами. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипториум 2003», 2008 г. – 128 с.: ил.
Конспект занятия по декоративной росписи в подготовительной группе «Городецкая роспись»
Программные задания:
1. Учить детей самостоятельно изобретать узор по мотивам Городецкой росписи, размещая его на листе бумаги.
2. Закреплять умение детей рисовать прямые и округлые цветочные гирлянды с соблюдением характерных цветовых сочетаний городецкой росписи.
3. Закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом.
4. Развивать чувство композиции.
5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность, творчество.
Материал.
Образцы предметов с различным составом узоров; книга-альбом “Городецкая роспись”; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; бумага, акварель, кисти №2, №6, палитры, подставки для кистей, тканевые салфетки, стаканы с водой.
Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, осмотр изделий декоративно-прикладного искусства, словарная работа: розовое дерево, купавка, бутон, возрождения, венок.
Легенда Городца картина
У каждого русского ремесла есть своя легенда. Есть такая легенда на Городецком поле. Деревня Городец очень красивая. Берега здесь высокие, овражные, все деревни на нем. Избы в деревнях красивые, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные, и почти каждый житель помнит, как когда-то отмечали здесь Иванов день. Был такой праздник. В одних местах его называли Иван-Купала, в других – Иван-Травник. Но повсеместно его праздновали в ночь с 23 на 24 июня. Травы в эти дни заканчивают свой бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что чертовщина именно здесь старается больше всего навредить, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажгли высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали и бросали по реке венки – к какому мосту плыть, оттуда и суженый.
А в эту ночь все норовили собрать полезные травы. В растениях, действительно, в этот период все лучшие соки… Они ушли в таинственный цветок папоротника, который цветет, говорят, только в эту одну ночь, даже не ночь, а всего лишь час, отделяя один рассвет от другого. . На что похож этот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что он огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие говорили, что плющ алый, как уголь, а третьи говорили, что он светится, но не желтым, не алым, а вроде бы сине-голубым. Вот и пойми здесь. Но все говорили, что он необычайной красоты. Вроде бы просто, но лучше любого цвета на свете. Потому что цветок папоротника – это цветок счастья.
Здесь, в этих нижегородских селах, недалеко от города Городца, зародилось старинное ремесло. Он берет свое начало из древности, с украшения прялок. Городецкие мастера расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, детскую мебель, игрушки. Городецкие умельцы ярко раскрашивают предметы. На крупных вещах это обычно сцены из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катания, гулянья. И везде нарядные барышни и господа. А между картинами – цветы невиданной формы. И стали называть их розами, купавками, но на розы не похожи. А выглядят они так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шар, как коробочка, и все это в эластичных полосках – оживает; натянутый цветок оказался вот-вот лопнуть, раскрыться. А вокруг него листья папоротника. И сам цветок, иногда алый, иногда желтый, иногда синий, иногда даже черный. Таким образом, русский мастер хотел сохранить при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Типичные мотивы: пышные розы, яркие розетки, мелкие цветы. Ягода с листьями, черные кони с всадником или без, птицы.
Ход урока.
Дети, обратите внимание, какие красивые нарисованные предметы: разделочные доски, лошадка-качалка, шкатулка. Все эти предметы расписаны городецкой росписью.
Эх Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Ты город, ты город
На весь мир прославился
Ребята, мы уже немного познакомились с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они расположены в гирлянде. А чтобы вам было легче запомнить, я задам вам загадки:
1. Как будто чудо расцветает тут и там… (роза).
2. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).
3. Ей не будет жарко в жару. Она в воде, она… (купавка).
4. Он не кричащий, он круглый – нераскрывшийся… (бутон)
Городецкая роспись – как же ее не знать.
Здесь есть горячие лошади, смелые, чтобы стать.
Здесь такие букеты, что и не описать.
Есть такие сюжеты, которых в сказке не скажешь.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что еще нарисовано в Городецкой росписи, кроме цветочных гирлянд?
Дети: Лошадь, птица, петух.
А теперь подумайте, что делает городецкие узоры нарядными и живыми?
Дети: пробуждения.
Да, бело-черный. Обратите внимание, как
разными способами можно расположить гирлянды.
Гирлянды могут располагаться внизу, вверху и посередине, но везде в центре гирлянды крупный цветок – роза, средние цветы – ромашка, справа и слева от розы нарисованы купавки .
А теперь скажите, какими сочетаниями цветов мы будем рисовать городецкую гирлянду?
Дети: розовый с красным, синий с синим.
Цветов мало, но смешиваясь друг с другом, они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый. Яркие краски, положенные на желтый фон, создают радостное настроение, а силуэты лошадей, всадников, птиц, цветов, отделанные обильными мазками, делают изображение объемным. Прекрасно, что есть русские умельцы, которые до сих пор мечтают о цветке счастья. Замечательно и то, что они разделяют с нами этот цветок счастья, радуют нас своей работой, поднимают настроение, украшают нашу повседневную жизнь.
А для возрождения какие цвета возьмешь?
Дети: Белый и Черный.
Дети, посмотрите как правильно рисовать анимации и дуги.
Показать:
Рисуем кончиком кисти.
И дуга – начинаем с конца кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.
Теперь отдохнем, разомнем руки и ноги.
Физкультминутка.
Раз – наклониться, разогнуться,
Два – наклониться, протянуть руку,
Три – три хлопка в ладони,
Три кивка головой,
Четыре руки шире
Пять, шесть – сядь спокойно,
Семь, восемь – отбросим лень.
А теперь можно приступить к самостоятельной работе и изобразить свою гирлянду.
Звучит спокойная русская народная музыка.
Дети работают самостоятельно.
В конце урока дети выставляют свои работы. Учитывать.
Городецкие узоры,
Радость для глаз.
Мастера растут
Может среди нас.
Задача : продолжить знакомство детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью , ее цветом, основными элементами узора.
Программные задания :
Образовательные :
Научиться самостоятельно изобретать узор по мотивам Городецкой росписи , закрепив навык Нарисуйте элементы городецкой росписи в определенной технике и последовательности, располагая доски на силуэте. Усилить навык рисовать всю кисть и ее конец. Закрепить навык аккуратной росписи красками , умение их смешивать, работая на палитре.
Развивающая :
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность и творческое воображение.
Образовательная :
Воспитывать любовь к искусству, народным промыслам, уважение к труду Городецких мастеров , интерес к своему делу.
Материалы и оборудование :
Изделия Городецкие мастера … Мультимедийное оборудование. Образцы поэтапного рисунка “Листья” , “Купавки” … Бумага в виде доски, заштрихованная желтым цветом. Гуашь. Кисти.
Подготовительные работы :
Рассмотрение изделий кустарного промысла. Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов. Дидактическая игра “Выложи узор” … Выставка детских работ.
Мы пойдем лугами
С яркими красками.
Мы сами нарисуем эти сказочные цветы –
Вот ромашки и купавка,
Как капли росы
Здесь цветут розы
Удивительная красота.
О чем декоративно -Прикладное искусство говорится в стихотворении? (Ответы детей) … Дети садятся за столы. Стук в дверь, входит повар Татьяна 9.0189 Григорьевна : Здравствуйте ребята. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим для вас вкусные завтраки и ужины, а многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что есть у нас, обычные и некрасивые. Мы знаем, что ты хорошо рисуешь. Присылайте нам расписные доски с цветами и узорами.
Ребята, давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. Где доски? Вот они! / Воспитатель достает заготовки разделочных досок. /. Какими узорами их раскрасить?
Учитель читает стихотворение :
Будем рисовать цветы
Невиданной красоты
И “Росаны” и “Бутончики” .
Оживить цветы
Нарисовать жизнь.
Да, добавьте больше листьев
Ведь без листьев не бывает цветка.
Потом что-то Городец
Вечно не запутаешься.
Дети, посмотрите на экран. Считай, помни о творчестве Городец мастера и ответят на вопросы :
Какие элементы росписи использовали ? (бутоны и листья) ;
Какие краски вы использовали? (зеленый, синий, красный, розовый, синий) .
Ребята, а теперь посмотрите, как расположены элементы рисование на доске … На одном образце доски рисунок расположен по прямой линии, а на другом по кривой линии. Бутон в центре узора «смотрит» вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо. Теперь давайте разомнем пальцы, прежде чем вы начнете рисовать .
Игра пальцами :
Раз, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять – 10 пальцев, пара рук.
Вот твое богатство, друг! (На счет по очереди загибать пальцы, на последних строчках вертеть руками, показывая фонарики).
Воспитатель показывает, как должно быть рисуем бутоны , сначала рисует большие кружки, затем на каждом кружочке рисует маленькие кружочки – «глазки». / Красный, на розовых бутонах, синий, на голубом. Маленький круг находится на полпути над большим кругом. Нарисуйте бант под кругом. Предлагает двоих детей дорисовать глазки и арки на левой и правой почках. Воспитатель обращает внимание детей на то, что размер листьев в узоре разный.
Ребята, как вы думаете, в какой технике нужно нарисовать больших листа, а какие маленькие? Крупные листья рисуем крупным мазком, а маленькие листья можно изобразить боковым мазком.
Посмотрите на свои цвета. У вас есть все краски, которые вам нужны, на палитре? Какого цвета не хватает? (розово-голубой) … Что нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый? (в белую краску добавить немного красной) … Как получить синюю (в белую краску добавить немного синей) .
Динамическая пауза :
Раз – наклониться, разогнуться,
Два – наклониться, протянуться,
Три – три хлопка в ладони,
Три кивка головой,
Четыре руки шире
Пять, шесть – присядь потише,
Семь, восемь – отбросим лень.
Дети смешивают цвета, чтобы получить розовый и синий.
Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор ? (Из центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам и выполним их просьбу.
Самостоятельная работа детей. В процессе работы воспитатель советует детям – пока краска сохнет на больших кругах бутона изобразить листья, а затем нарисовать “глазки и бантики” . .. Напоминает детям, что Городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы экспонируются на выставке, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы… Высказывают свое мнение, почему именно эта работа им понравилась.
Ребенок читает стихотворение :
Гости восхищались чудесно
Громко восхищались
Городецкая красавица
Убитые остались.
Городецкие узоры ,
Столько радости для глаз.
Мастерицы подрастают,
Может среди нас.
Скажите, дети, что мы с вами сегодня делали? Было интересно? Что тебе удалось? Что было сложно сделать?
Вы все молодцы, старались, помогали поварам украшать доски. Они будут вам очень благодарны.
Городецкая сказка. Знакомимся с городецкой росписью – планы занятий, консультации для родителей. В гостях у мастеров – сценарии семейного отдыха. Магия узоров – метод обучения городецкой росписи. Декоративная живопись и дидактические игры на основе народных промыслов. Роспись в рукоделии – подарки мамам и бабушкам от городецких юных мастеров.
Содержится в разделах:
Показаны публикации 1-10 из 313.
Все разделы | Городецкая роспись, узоры
Роспись по дереву – декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековую историю. Художественная роспись работа по дереву выполнена яркими красками. Расписанные сувениры передавались из поколения в поколение и нравились молодежи. Сегодня роспись изделия из дерева широко используются в…
Презентация “Городецкая роспись” Я люблю Городецкую роспись о которой хочу вам рассказать. С удовольствием изучаю его сама и передаю свои знания детям. Мне нравятся пышные розы, композиции с птицами, сюжетные композиции. Таковы истоки древности нашего народа и знать их мы должны только в 30-е годы ХХ…
Цель: Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Учить писать элементы живописи: цветок ромашки, лист. вызвать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении. Задачи: Образовательные: Развивать…
Библиотека изображений “МААМ-картинки”
Дидактическая игра Украсьте городецкой росписью предметы быта Возраст: ранний (2-3 года) Материал: картон Предметы быта: тарелка, разделочная доска, солонка, утиное ведро. Маленькие картинки городецкой росписи (Городецкий петушок, Городецкий фазан, Городецкий…
Цель: Познакомить с характерными чертами городецкой росписи. Сформировать представление об элементах городецкого узора. Воспитывать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учитесь рисовать…
Презентация Городецкой росписи. Презентация по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительная деятельность в подготовительной группе На тему Городецкая роспись. к краткому изложению городецкой росписи. Формировать умение рисовать элементы городецкой росписи поэтапным рисованием…
Конспект занятия для познавательного развития в старшей группе Тема: «В гостях у городецких мастеров» Подготовила: преподаватель Овчаренко Марина Леонтьевна Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого ремесла. Задачи:…
Конспект НОД художественно-эстетического развития «Городецкая роспись» 4 Конспект НОД художественно-эстетического развития «Городецкая роспись» 1. Тема «Городецкая роспись» 2. Возраст: подготовительная группа. 3. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной. 4. Цель: изобразить узор…
Декоративный рисунок по мотивам городецкой росписи» (подготовительная группа).
Цель: Продолжить знакомство с городецкой росписью, продолжить формирование интереса к народному декоративно-прикладному искусству, отметить яркие, веселые узоры.Закрепить знания о характерных чертах городецкой росписи:цвет,компоненты,композиция.
Предварительная работа:
Рассказ учителя об истории народных промыслов,
Осмотр предметов декоративно-прикладного искусства,
Ход урока
Вос. “Доброе утро” кем-то придумано
Просто и мудро здороваться друг с другом при встрече
Дети – “Доброе утро солнцу и птичкам,
Доброе утро улыбчивым людям
И все становятся добрыми, доверчивыми
Пусть доброе утро продлится до вечера.”
Какая работа нас ждет сегодня
Быстро узнать вам, конечно охота.
Мы не будем клеить, шить или танцевать,
Мы должны рисовать.
Воспитатель. Послушайте снова волшебную музыку…
Это значит, что волшебный экран снова приглашает нас в сказку. Давайте посмотрим. Что здесь….
Рассказчик. Здравствуйте, мои хорошие девочки и мальчики. Ты узнал меня? Я рассказчик. Я слышал хорошие новости о вас. Я знаю, что вы, ребята, искусные мастера и знаете все народные росписи.
В нашем далеком королевстве, тридцать десятом штате, есть мастера по деревянным предметам, но они не умеют их красить.
Яркие красивые узоры понравятся всем обитателям сказочного королевства.
Если вы посмотрите на доски,
Вы увидите чудеса!
Чудо – там птицы порхают,
Словно зовет нас в сказку.
Букеты цветут
Ярко краски печали.
Здесь ромашки и купавка,
Как капли росы
Здесь цветут розы
Удивительная красота
помогите нам
Воспитатель: Догадались, что это за картина? (.)
Городецкая роспись – как этого не знать
Здесь есть горячие кони, смелыми стать.
Здесь такие букеты, что и не описать.
Здесь такие сюжеты, что в сказке и не скажешь
Почему картина называется Городецкой? (мастера жили в городе Городце, поэтому картина называется Городецкой).
Какие сюжеты написаны Городецкой росписью? (деревянная посуда, игрушки, мебель).
Ребята, давайте вместе отправим наши расписные работы в подарок мастерам Городецкая роспись для украшения далекого царства, тридцатого государства
Ребята, мы уже немного знакомы с Городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они расположены в гирлянде. А чтобы вам было легче запомнить, я загадаю вам загадки:
1. Как будто чудо расцветает тут и там… (розовое дерево).
2. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).
3. Ей не будет жарко в жару. Она в воде, она… (купавка).
4. Он не кричащий, он круглый – нераскрытый… (бутон)
Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (розана, купавка, бутон, листья).
А теперь подумайте, что делает городецкие узоры нарядными и живыми?
Дети: пробуждения.
Да, бело-черный.
Что такое “оживление” рисунка белой краской, оживить, освежить рисунок).
Что такое “разживка”? Для чего это? (штрихи по элементам узора черной краской, делают рисунок ярким, выразительным).
Какие цвета использованы в росписи? (розовый с красным, синий с синим)
Для подкраски используем розовую и синюю краски, а для прорисовки красок используем синюю и красную.
Цветов мало, но смешиваясь друг с другом, они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой Воспитатель. А для того, чтобы мы запомнили, как можно получить розовый и голубой, предлагаю вам решить цветные примеры.
Красный + белый = розовый
Синий + белый = синий
А для оживления какие цвета возьмете?
Дети: Белый и Черный.
Дети, посмотрите как правильно рисовать анимации и дуги.
Показать:
Рисуем кончиком кисти.
И дуга – начинаем с конца кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.
Влажная или сухая краска покрывается жизнью
Обратите внимание, как по-разному могут располагаться гирлянды. Гирлянды могут располагаться внизу, вверху и посередине, но везде в центре гирлянды крупный цветок – роза, некрупные цветы – ромашка, справа и слева от розы нарисованы купавки.
Мы готовы помочь сказочным жителям. Ну тогда представьте, что мы с вами стали городецкими художниками.
Но, прежде чем приступить к работе, предлагаю отдохнуть, размять руки и ноги.
Физкультура
Вы устали?
Ну тогда все дружно встали.
Топнули ногами, захлопали в ладоши
закружились, закружились
И все сели на стулья.
Плотно закрываем глаза
Вместе считаем до пяти
Открываем, моргаем
и продолжаем работать.
Приглашаю на мастер-класс
Пальчиковая гимнастика “Кисть”
Катаю кисть в руках,
Вращаю между пальцами.
Обязательно каждый пальчик
Я научу тебя быть послушным
Спокойно звучит русская народная музыка.
Дети работают самостоятельно.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Мастера растут
Может быть, среди нас.
Воспитатель по мере необходимости оказывает помощь детям, напоминая правила:
Дополнительная краска на кисточке
Долго не держать.
Чтобы не упала на листик,
Снять край банки.
Промойте кисть чистой водой,
Намочите салфетку,
Возьмите новую краску.
Воспитатель. Пока краски сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Воспитатель. Давайте вспомним, какие цвета стоит использовать, чтобы ваши букеты были похожи на картины городецких мастеров.
Оценочные ответы детей.
IV Итог: давайте немного отдохнем вашим глазам – закройте глаза и представьте… Что сказочник получил наши картины. Она благодарит вас, удивляется вашему красивому узору и говорит: «Мне кажется, я видела этот узор, и по-моему, он называется хохломским узором». Что вы ей скажете? – это городецкий узор.
Расскажите, какие элементы росписи вы использовали? (4 детей) Гости восхищались чудом
Громко восхищались
Городецкая красавица
Убитые остались.
Самоуважение.
Найдите кого похвалить (не только за результат, но и за активность в процессе)
Мастер-класс. Роспись разделочной доски в традиционной “городецкой” технике.
Автор работы: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Золотухинская СОШ» д. Золотухино Курской области.
Тема: “Расписная доска в технике традиционный “Городец”
Описание работы: мастер-класс предназначен для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования
Назначение: украшение интерьера, подарок, работа на выставку, конкурс
Задача: предметы росписи в городецкой технике
Задания:
Мастер-классы: познакомить с городецкой росписью, обучить основным приемам росписи, научить раскрашивать предметы в этой технике, активизировать и заинтересовать детей, стремиться включить всех в работу, формировать приемы росписи кистью для флористических элементов узорной росписи.
Развивающая: развивать познавательный интерес, творческую активность и умение применять полученные знания на практике.
Воспитатели: воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире, чувствовать красоту слова, пробуждать интерес детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Тип занятия: теоретическая и практическая работа.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: разделочные доски, гуашь, кисти, баночки для воды, клеенки на стол, салфетки, акриловый лак.
Наглядные пособия: таблицы с продуктами, продуктами.
«Творчество открывает в душе ребенка те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» В.А. Сухомлинский.
Прогресс.
I. Актуализация знаний. Психологический настрой.
Учитель (читает наизусть)
Чем дальше в будущее мы смотрим
Тем больше мы ценим прошлое.
И в старом мы находим красоту,
Хоть к новому мы принадлежим.
Россия – мать! Слава тебе!
Ты многое повидал за века.
Всякий раз, когда вы могли бы говорить
Это бы многое сказало.
Сегодня, ребята, приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать Живы ли сегодня традиции наших предков? и что сохранилось для сегодняшних поколений из культурного наследия!
Нас окружают самые разные предметы, мы встречаемся с ними как дома, так и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украшены художником, они по-своему изящны и уникальны.
Посетите выставку предметов, искусно украшенных руками ремесленников, кистями и красками. Эти арт-объекты относятся к декоративно-прикладному искусству. Схемы для росписи мастера подсмотрели в окружающем нас мире, а также придумали их сами. Каждый узор имел свое значение. Приглашаю вас прикоснуться сердцем к разным видам народных промыслов нашей Родины.
Отгадай загадку:
Рост разных подружек
Но они похожи
Они все сидят рядом
Это одна игрушка? (матрешки)
(Выходят девочки – матрешки в русских сарафанах)
1 матрешка:
Велика наша Россия,
И народ наш талантлив.
О народных умельцах Руси
Весь мир говорит.
2 матрешки:
Наша русская матрешка
Не стареет и ста лет.
В красоте, в русском таланте
Все тайна.
1 Матрешка – настоящая русская красавица с секретом внутри! Там, внутри, возле деревянной, ярко раскрашенной матрешки, понемногу прячутся веселые сестрички. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Куклу назвали Матрешкой в честь русского женского имени Матрена, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.
2 Матрешка – один из самых популярных русских сувениров. Он стал символом нашей страны, ведь олицетворяет собой дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Матрешка появилась в 90-х годах XIX века в Сергиевом Посаде (Московская область).
(Выходят мальчики-шуты)
1 мальчик: Полюбуйтесь на эти чудесные ложки, чашки и бочонки, сахарницы и стаканы, вазы и подносы, широкие блюда и уточки. Всю эту домашнюю утварь изготавливали мастера из крупного торгового села Хохлома, что находится недалеко от Нижнего Новгорода.
Блюда, вырезанные из дерева, покрыты олифой, натерты алюминиевой пудрой, окрашены и обожжены, после чего их бока заиграют золотым светом. И подсмотрели узоры мастера на лугах и в лесах – это травы и листья, цветы и ягоды. Только! И восхищению, и восторгу – нет конца!
2 мальчик:
Золотая Хохлома,
Ей все восхищаются.
И в Париже, и везде
Хохлома красуется.
(Выходят еще две девушки в гжельских костюмах)
1 девушка: (Гжель)
В Гжели делают посуду –
Какая радость для глаз!
Ремесленники вырастают
Может быть, среди нас.
2 девушка:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красоты.
В Гжели гордятся обитатели небесной синевы,
Такой красоты не встретишь на свете.
1 девочка: Гжельская роспись – древнее, исконно русское искусство, истоки которого берут начало в русской глубинке более 670 лет назад. «Ласковое голубое чудо — сказочная Гжель», — так ласково называли люди на Руси, — всеми любимая, удивительно украшенная керамика из белоснежной глины.
2 девушка: Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписных, и на одежде, на постельном белье. Центр народного керамического искусства Гжель находится в Подмосковье.
1 девушка:
Трудно поверить, неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот как художники из Гжели
Небеса наносятся на снег!
(Два мальчика выбегают со свистками)
1 мальчик:
Я куплю себе свисток
Я буду петь
Мастера из Славной мглы
Мы никогда не забудем.
2 мальчик:
Чем знаменито Дымково?
С моей игрушкой.
В нем нет дымчатого света,
И есть любовь людей.
В ней есть что-то от радуги,
От капли росы.
Есть в ней что-то радостное,
Гремит, как бас
1 мальчик: Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. В старину жители устраивали гуляния и ярмарки. Глиняные игрушки всегда были украшением этих праздников. Свистят свистульки-уточки на все голоса, переливаются соловьиными трелями. Лошади, странные животные, разные птицы. Свистят все – и взрослые, и дети. Этот праздник назывался Танец со свистком.
(Две девушки выходят)
1 девушка:
Гости восхищались чудом
Громко восхищались –
Городецкая красавица
Убитые остались.
2 девушка:
Есть на Волге старинный город,
По названию – Городец.
Известен на всю Россию
Создатель своей картины.
Букеты раскрываются
Яркие краски печали,
Там порхают чудо-птицы,
Словно в сказке зовёт нас.
Если вы посмотрите на доски
Вы увидите чудеса!
Городецкие узоры
Коварно ушла рука!
2 девушка: Этот мастер Городец! Секрет этого мастера в волшебной кисти, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называются розанами и купавками. Они имеют форму круга и украшены дугами и каплями весеннего дождя.
Учитель: Много-много лет назад в городе, что стоит на Волге, народные умельцы стали делать игрушки, посуду, прялки из дерева и очень красиво их раскрашивали: украшали эти изделия яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони. Сейчас, в наши дни, чай пьют из разной посуды, дети играют в разные игрушки, а прялки не крутят. Но красота городецких мастериц не исчезла. И вот это радует: на лакированных деревянных изделиях нарисованы невиданные птицы, кони, сказочные цветы. Расписные тарелки, солонки, ковши, качалки, шкатулки – вот неполный перечень городецких художников. Все эти изделия могут быть как украшением дома, так и повседневной частью кухни или комнаты. Традиционные цвета в городецкой росписи: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.
В городецкой росписи три вида композиции:
– цветочная роспись;
– цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
– сюжетная роспись.
Самой простой росписью считается цветочная.
Сегодня мы выступим в роли городецких мастеров и попробуем изобразить цветочную роспись.
II. Практическая часть: порядок выполнения городецкой росписи:
Задание: украсить разделочную доску элементами городецкой росписи.
1. Предлагаю вам сделать вот такую разделочную доску.
Деревянная поверхность должна быть чистой и сухой.
Техника безопасности: Сейчас я открою вам маленький секрет настоящих мастеров: при работе с красками нужно быть осторожным, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисть — это острый предмет. Щетка не должна раскачиваться во время работы, ее нельзя поворачивать друг к другу. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стакан и берем краску, немного на кончик убираем излишек на край баночки краски. Волшебная кисть готова.
2. Роспись выполняется непосредственно на деревянной основе, которая загрунтована желтым, красным, черным цветами. Загрунтованная поверхность должна высохнуть в течение часа, поэтому вчера вы загрунтовали поверхности ваших досок желтой гуашевой краской.
3. Теперь на разделочной доске тонкими линиями карандашом намечаем композицию будущего узора: главное наметить расположение и размер основных, самых ярких пятен – цветков, средние детали нерасдуты почки. Они соединят между собой крупные детали, а мелкие – веточки, листочки – дополнят нашу композицию. Широкой кистью нанесем крупные детали – это пятна правильной круглой формы – основание цветка.
4. Теперь между крупными элементами изобразим листья
5. Поверх светлых пятен тонкими штрихами наносим второй, более темный колер того же оттенка, для например, синий на синем – штрих. Контур штриха – лепестки цветка. .
Вся картина состоит из элементов: кружков-подмалевков, скобок, капель, точек, дуг, спиралей, штрихов.
6. Заключительный этап покраски – наносим штрихи и точки черной и белой краской. Этот прием называется «анимация» и придает работе законченный вид. Выполняем «оживление» самой тонкой кистью.
7. Делаем контур рамки. Покрываем поверхность акриловым лаком. Дайте высохнуть в течение 2 часов.
III. Подведение итогов. Отражение.
Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы научились раскрашивать предметы в традиционной городецкой технике. Давайте посмотрим, какую замечательную работу вы проделали.
Ковальчук Надежда
Здравствуйте, дорогие друзья и гости любимого сайта!
Городецкая роспись – это один из традиционных декоративно-прикладных промыслов и входит в число высших достижений русского народного творчества.
Эх Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Ты город, ты город
Она прославилась на весь мир.
Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс “Образцы пошагового выполнения росписи цветов по городецким схемам”
Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родители. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше – самостоятельно.
Назначение: освоить поэтапный рисунок городецких цветов для составления композиции городецкой росписи для украшения блюд или составления букета.
Адрес: для обучения детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.
Задания:
Закрепить три основных этапа в рисовании 5 видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;
Развивать чувство композиции и цвета;
Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.
Материалы: кисти тонкая и толстая, краски гуашь – красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги формата А3.
Цветы – неотъемлемая часть любой городецкой работы.
Городецкая роспись символична. Цветы в нем – символ здоровья и процветания в делах.
Цветы городецкой росписи:
Бутон
Ромашка
Розан
Купавка
Роза
Городецкие умельцы любят цвет и оттенок, и поэтому краску голубую, как вишневую, а также коричневый, черный и белый для анимации.
Выполнение цветов в технике городецкой росписи делится на три этапа.
I этап росписи – Подмалевок – Это цветной круг, который послужит основой любого городецкого цветка.
II этап росписи – Теневка – Наведение лепестков. Когда мы нарисовали нужные нам круги разного цвета (подмалевок), даем время гуаши высохнуть. Затем начинаем рисовать лепестки, в зависимости от цветов, которые хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно рисовать красным цветом, на синем — синим. Вообще наведение лепестков всегда выполняется более темной контрастной краской.
III этап росписи – Анимация – украшение цветов белыми точками и штрихами. Шаблон анимирован. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.
Розан. Пошаговый рисунок.
1. Нарисуйте круги на листе бумаги простым карандашом.
2. Используя толстую кисть, нарисуйте и закрасьте оранжевый круг.
3. Нарисуйте маленький красный круг в центре оранжевого круга.
4. Над и под большим кругом нарисуйте лепесток.
5. Продолжаем рисовать закругленные лепестки по краю круга.
6. Создание анимации. Аккуратно обмакните кончик кисти в белую гуашь и разукрасьте розу точками. В первую очередь ставим белую точку в центр круга, а затем в круг.
Городецкая роза. Пошаговый рисунок.
1. Нарисуйте серединку (бутон) и лепестки простым карандашом.
2. Закрасьте серединку и лепестки розы красным цветом.
3. Черной краской добавляем круг, сверху дугу, обводим черной краской тонкой кистью лепестки розы. Начинаем направлять дугу сначала лишь слегка касаясь бумаги кончиком кисти, затем делаем сильный нажим на кисть (кисть оставляет широкий ровный след) и снова завершаем дугу тонкой линией.
4-5. Роза оживает: точки, лепестки.
Купавка. Пошаговый рисунок.
3. Вверху большого розового круга маленький красный кружок, далее рисуем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.
4. К верху с убавлениями рисуем красные округлые лепестки.
5. Анимация чашки: точка в центре маленького круга, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.
Ромашка. Пошаговый рисунок.
1. Нарисуйте круги простым карандашом.
2. Нарисуйте и закрасьте круг розовой краской.
3. В центре розового круга находится маленький красный кружок.
4. Рисуем симметрично по одному лепестку вверху и внизу (способ наклеивания.
5. Добавляем лепестки.
6. Анимация белой краской: точка в центре ромашки, точки по кругу, белый лепестки между красными
Бутон.Образец пошагового рисования
1. Нарисуйте небольшой кружок синей краской
2. Добавьте вверху маленький синий кружок
3. Тонкой кистью нарисуйте нарисуйте синюю дугу в виде месяца.
4. Нарисуйте белые дуги – снизу и сверху.
5. Нарисуйте синюю дугу посередине бутона.
6. Варианты бутона с сеткой.
Спасибо за внимание!
Связанные публикации:
Новый год уже не за горами и все мы задумываемся о том, что подарить родным наши дошкольники. Я хочу твоего внимания.
Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с изображениями животных» Мастер-класс для родителей старших дошкольников Тема: «Калейдоскоп веселых игр с изображениями животных» Цель: познакомить родителей.
Мастер-класс: «Обогащение активного словарного запаса старших дошкольников с помощью словесных игр».
Сейчас разнообразия в творчестве становится все больше. Поэтому я решила попробовать раскрасить камни вместе с детьми. Камни натуральные.
Городецкая роспись – один из древнейших русских художественных промыслов. Эти цветочные трафареты раскраски позволяют создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисунку можно создать цветы, павлина, лошадку, птичку, розу, петушка и многое другое.
Городецкая роспись – один из древнейших русских художественных промыслов.
Начало городецкой росписи берёт отрезные прялки. Из дерева вырезали различные фигурки и вставляли в углубления по соответствующей форме. Позднее мастера стали раскрашивать деревянные фигурки, постепенно добавляя новые краски.
В 19 веке мастера изготавливали красивые деревянные фигурки зеленого, красного, синего и других цветов. Они украшали дома и дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Нарисованный петух получился очень красивым.
Что могли украсить городецкие прялки?
Обычно картина носила символический характер. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображали купца и его коня или петушка. Элементы такой росписи сохранились до наших дней.
Цветочным мотивам в этой поделке отдавалось особое предпочтение. Также были нарисованы животные, такие как львы или быки.
Излюбленными фонами в городецкой росписи для мастеров XIX века были синие, зеленые, словом, яркие и многоцветные. Черный фон использовался редко.
Как делается покраска? И тогда, и сейчас работа постепенно раскрашивается кистью. Поэтапная поделка не предполагает рисования с готового макета. Удар кисти о доску должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотливая, но в то же время и быстрая. По характеру приема работа несложная.
Для детей в саду, подготовительной группы и дошкольников есть много способов начать с простых схем городецкой росписи, которые можно распечатать в интернете, например, изобразить на асфальте. (25 фото) 49
Для такой росписи нужны специальные краски. Называются “темпера”. Темперные краски производятся из сухих порошков или из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавлен клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то ему следует знать, что при росписи Городца, прежде чем размазывать второй слой рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белесый оттенок.
Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.
Специфика городецкой росписи – рисование без макета, то есть художник плавно проводит кистью по поверхности. Какие могут быть художественные приемы для живописи? Их много, например:
Для такой росписи нужны специальные краски.
На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берется дерево. При желании на нем можно создать цветной фон, покрасив поверхность в красный, желтый или другой цвет.
Схема работы следующая:
Ребенку будет легче рисовать простые элементы
В средней и старшей группе в детском саду не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, т. к. ребенок не справится с этим, то ему будет скучно. Для начала можно познакомиться с этой техникой рисования, написать конспект. Презентация не займет много времени, но все основы ребенок будет знать. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок. Благодаря такому панно городец можно создать закладку для книги. Это увлекательное занятие, приложение всегда быстро интересовало детей.
Способ нанесения:
В средней и старшей группе в детском саду не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи
Завершает работу лаковое покрытие поверхности.
Мастер-класс:
цветок может быть как сложным, так и легким – выбирайте мастера
Городецкая роспись сможет подарить своему создателю массу положительных эмоций. Главное рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий мастер сможет создать настоящий шедевр.