Гимнастика после сна в стихах в старшей группе: Гимнастика после дневного сна в старшей группе | Картотека (старшая группа) на тему:

Содержание

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрели особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

Темой этого мастер-класса является такая форма оздоровительной работы, как гимнастика после дневного сна. Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, наклоны в положении сидя, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз и т.

д. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Затем дети встают и выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки около кроватки, сюда же можно включить комплекс дыхательной гимнастики. Длительность этой части гимнастики-2-3 минуты.

Также в комплекс гимнастики после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений, корригирующую ходьбу, ходьбу по массажным дорожкам или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять:

1 младшая группа

4-5 минут

2 младшая группа

5-6 минут

Средняя группа

6-8 минут

Старшая группа

8-10 минут

Подготовительная группа

10-12 минут

Есть еще несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения.

Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным необходимо использовать тихую, нежную, легкую музыку. Н.Н.Ефименко предлагает составлять комплекс упражнений и подбирать музыкальную композицию на 1-1,5 месяца, В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров рекомендуют составлять комплексы оздоровительной гимнастики на две недели.

Еще один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. голос воспитателя во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким. Для создания положительного эмоционального фона и повышенного интереса ко всем оздоровительным процедурам гимнастику после дневного сна желательно проводить в игровой форме. Принимая игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Развивается двигательное воображение, формируется осмысленная моторика. А главное -доставляет детям огромное удовольствие.

Далее представлены комплексы игровой оздоровительной гимнастики в стихах для детей младшего и среднего возраста.

«Гимнастика для котят»

Текст

Движения по тексту

Сон прошел, и мы проснулись,
Улыбнулись, потянулись,

Дети потягиваются, лежи на спине.

Лапки друг о дружку трем.

Потираем одну руку о другую.

И в ладошки громко бьем.

Хлопают.

А теперь поднимем ножки,

Поочередно поднимают ноги.

Как у нашей мамы Кошки,

Левая и правая – мы котята бравые.
На животик повернулись,

Переворачиваются на живот.

Снова дружно потянулись.
Оторвали от подушки

Поднимают и опускают голову.

Носик, голову и ушки,
На коленки резво встали-

Двигают тазобедренными суставами влево и вправо.

«Хвостиками» помахали,

Выгибают и прогибают спину.

Выгнулись, прогнулись,
На бок повернулись,

Поворачивают голову вправо и влево.

Сели на кроватке,
Почесали пятки,

Сидя на кровати, подгибают ноги, почесывают пятки.

Постучали об пол немножко,
Набирайтесь силы, ножки!

Встают на пол. Стучат пятками об пол.

Сил набрались наши ножки,
Пошагали по дорожке,
По дорожке не простой,
По неровной, по колючей,
По шершавой – вот какой!
Мы проснулись, мы готовы
Петь, играть и бегать снова.
Дружно нам сказать не лень:
«Здравствуй, день, веселый день!»

Ходят по дорожке здоровья.

«Великан и Мышь»

Текст

Движения по тексту

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он, что есть сил

Глубокий вдох всей грудью.

И мышь – живую – проглотил!

Глотательные движения.

Бедняга прибежал к врачу:
– Я мышку съел! Я не шучу!

Лежа в кровати, дети выполняют «велосипед».

Был врач умнейший человек,

Поглаживание висков указательным пальцем.

Он строго глянул из-под век;

Мимика «строгий взгляд», самомассаж бровей.

– Откройте рот, скажите «А»

Тянут звук а-а-а-а-а.

Теперь ощупаем бока

Щупают себя за бока.

Живот легонечко погладим

Круговые движения ладонью по часовой стрелке по животу.

Согнем колени и расслабим

Сгибают и разгибают ноги в коленях.

Но с мышкой видимо не сладим.
Вставайте! Что же вы сидите!
Идите кошку пригласите.

Дети встают и идут к солевой дорожке.

Но кошка хитрая была
И великана обняла

Обхватывают себя руками (обнимают).

Прошлись по мокренькой дорожке,

Идут по солевой дорожке.

Перешагнули через кочки

Перешагивают через предметы.

Присели. Встали. Убежали.

Движения в соответствии с текстом.

Но мышка не глупее кошки
Под кочку спряталась тайком

Присели.

Они ее везде искали
Но так найти и не смогли.

Идут одеваться к стульчикам.

«Гномик»

Текст

Движения по тексту

Как в огромнейшей горе

показать руками в гору.

Дремлет гномик на заре:
“Снурк-пш-ш, снурк-пш-ш!”

сложить ладошки, закрыть глаза.

Восходит солнце над горой –

кулачок в кулачке поднимают вверх и резко разжимаются пальцы в стороны

Словно шарик золотой.

“рисуют” шар над головой

Поют птички: “Чик-чирик!

сложить пальцы” клювиком”

Лежебока, встань, не спи!”

по очереди соединяют и раскрывают
большой и остальные пальцы

Гном не слышит песни той,

покачать головой

Спит и спит весь день-деньской:

махнуть рукой

“Снурк-пш-ш, снурк-пш-ш!”

сложить ладошки под щечку – “спать”

Но вот усатенький жучок

указательным и средним пальцами пошевелить, как усами

Забрался гному под бочок.

убрать ручку за спину

Потом залез под мышку

убрать ручку в подмышечную впадину

Усатенький плутишка

пошевелить “усами”

По шее к щечкам пробежал

пробежать по шее пальцами

Усами нос пощекотал

пощекотать нос

И скрылся вмиг под колпаком

пробежать пальцами по голове

“А-пчхи, а-пчхи!”

прикрыть рот ладошками

Проснулся гном

развести руки в стороны, потянуться

«Жук»

Текст

Движения по тексту

В группу жук к нам залетел,
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»

И. П.: сидя, ноги скрестно.
Грозить пальцем.

Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.

Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.

Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.

Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук наш приземлился.

Направление рукой вниз сопровождают глазами.

Зажужжал и закружился.
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

И.п.: стоя, ноги врозь.
Делать вращательные движения руками «волчок» и встать.

Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.

Отвести руку в правую сторону, проследить глазами.
То же в другую сторону.

Жук наверх полетел
И на потолок присел.

Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали.

Подняться на носки, смотреть вверх

Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.

Хлопать в ладоши.

Чтобы улететь не смог,
«Ж-ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж- ж-ж-ж-ж».

Имитировать полет жука.

«Дружные ребята»

Текст

Движения по тексту

Мы, все дружненько проснулись,
Улыбнулись, потянулись,

Движения, соответствующие тексту.

Подышали ловко

Дышат носом.

Погудели громко

у-у-у-у-у.

Поднимайте плечики,
Как в траве кузнечики.

Энергичные движения плечами вверх-вниз.

1,2,3,4 – шевелим ногами

Стопы на себя, от себя.

1,2,3,4 – хлопаем руками

Хлопки руками.

Руки вытянуть пошире 1,2,3,4

Сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет.

Наклонились 3,4

Наклониться вперед, касаясь ног руками.

И педали покрутили

Велосипед.

На животик повернуться,
Спинку сильно изогнуть.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей

Лодочка.

Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу

Лежа на животе, руки вперед, потянуться.

На два счета поднялись 1,2
3,4 – руки вниз.

Встают с кровати и переходят к закаливающим процедурам.

Литература

  1. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал, №2, 2007.
  2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. М., 2000.
  3. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Ростов-на-Дону, 2011.

Гимнастика после сна в подготовительной группе детского сада

Значение дневного сна для организма сложно переоценить, особенно если речь идёт о детях. Послеобеденный сон — важная часть воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Существует целый набор методик, направленных на то, чтобы помочь малышам подготовительной группы, многие из которых считают сон неподходящим для них, «взрослых», занятием, заснуть. Но и процесс пробуждения не менее важен. Для правильного его проведения существует базовый набор упражнений после сна.

Содержание

  • 1 Зачем нужна гимнастика после сна

    • 1.1 Цели проведения упражнений

  • 2 Нюансы организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

    • 2.1 Правила организации гимнастики

    • 2.2 Порядок распределения нагрузок

  • 3 Картотека упражнений для разных блоков

    • 3.1 В кровати

      • 3.1.1 Упражнение «Потягивание»

      • 3.1.2 Упражнение «Змейка»

      • 3.1.3 Упражнение «Великаны-карлики»

      • 3.1.4 Упражнение «Велосипед»

      • 3. 1.5 Упражнение «Лодочка»

      • 3.1.6 Упражнение «Кошечка»

    • 3.2 Блок активных нагрузок

    • 3.3 Дыхательная гимнастика

      • 3.3.1 Упражнение «Надуваем шарик»

      • 3.3.2 Упражнение «Дракон»

      • 3.3.3 Упражнение «Лошадка»

      • 3.3.4 Упражнение «Змеиный язык»

      • 3.3.5 Упражнение «Весёлый плакальщик»

      • 3.3.6 Упражнение «Зевота»

      • 3.3.7 Упражнение «Смешинка»

  • 4 Таблица: фрагмент конспекта гимнастики «Эй, ребята, просыпайтесь!»

  • 5 Видео: ребята выполняют гимнастику после сна

Зачем нужна гимнастика после сна

Для нормального протекания жизненно важных процессов в организме ребёнка необходимо грамотно организовать процесс пробуждения, то есть неспешный переход от состояния покоя к бодрствованию. В комплекс упражнений после дневного сна, который должен проводиться под негромкую медленную музыку и рифмовки, входят:

  • потягивания;
  • поочерёдные махи руками и ногами;
  • элементы разминки для пальчиков;
  • набор заданий на выполнение гимнастики для органов дыхания.

Основное правило проведения занятий после дневного сна — исключение резких телодвижений, чтобы предотвратить растяжение мышц, повышенную возбудимость и головную боль.

Процесс пробуждения должен быть постепенным, без рывков и громких звуков

Цели проведения упражнений

Сохранение и укрепление здоровья — это основная задача образовательно-воспитательного процесса в дошкольном заведении. Целями организации гинастики после сна являются:

  • поднятие тонуса мышц;
  • улучшение настроения;
  • профилактика нарушений работы опорно-двигательного аппарата.

А также очень важно помочь выработать у ребёнка привычку разминаться после пробуждения.

Реализации поставленных задач способствуют:

Нюансы организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

В подготовительной группе (дети 6–7 лет) гимнастика после пробуждения должна длиться 12–15 минут. Чтобы малыши получили максимальную пользу от гимнастики, следует обратить внимание на ряд тонкостей её проведения:

Это интересно. Если в наборе упражнений есть лазанье по канату, то дети должны надевать трико — так кожа будет защищена от повреждений.

Правила организации гимнастики

Дисциплина определяет не только поведение ребёнка, но и состояние его здоровья. Не исключение и гимнастика после сна.

  1. Принуждать к занятиям нельзя. Если малыш отказывается от физических нагрузок такого рода, нужно выяснить, почему он так реагирует, но настаивать не стоит.
  2. Для упражнений в зале для физкультуры необязательно делать разминку, так как она уже была проведена после пробуждения.
  3. В период, когда дети находятся на карантине, работа ведётся в группе, а нагрузки уменьшаются в соответствии с рекомендациями врача.
  4. Летом упражнения проводятся на улице. В группах с низким порогом заболеваемости эта практика сохраняется и в холодное время года, но под контролем медицинских работников.

Порядок распределения нагрузок

Набор упражнений, а также порядок их проведения определяется конкретными особенностями группы. Так, для групп детей с нарушениями осанки упор делается на комплекс, корректирующий нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Если говорить о группах без специализированной направленности, то основные этапы гимнастики после пробуждения днём для детей 6–7 лет выделяются следующие:

  1. Занятия в постели проводятся по мере того, как ребята просыпаются (потягивания, махи ручками и ножками в замедленном темпе) – 2–3 минуты.

    Упражнения этого этапа помогают детям перейти в состояние бодрствования

  2. Блок активных нагрузок, который включает переход в прохладное помещение и выполнение набора физических нагрузок на тренировку разных видов ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, в полном приседе, на внутренней/внешней стороне стопы, с поднятием коленок, по специальным массажным дорожкам) – 2–3 минуты, а также переход в спальню или тёплую комнату и выполнение профилактических упражнений, корректирующих нарушения опорно-двигательного аппарата, с использованием мячей, фитболов, обручей и т. д. – 2–3 минуты.

    Использование массажных ковриков может быть обыграно рифмовками или даже целыми сюжетами

  3. Переход в прохладную комнату и выполнение дыхательной гимнастики для укрепления иммунитета — постепенное наращивание времени выполнения от 0,5 до 4 минут.
  4. Индивидуальная работа по закаливанию (умывания холодной водой, обливания) – при наличии подобных указаний в образовательной программе группы.

Картотека упражнений для разных блоков

Группировать физические нагрузки также уместно по этапам проведения работы.

В кровати

В этом комплексе очень важен доброжелательный настрой воспитателя. Ведь каждый малыш просыпается в определённом настроении, у каждого своё настроение после сна, поэтому перед взрослым стоит задача подвести общую черту, создать единый эмоциональный фон в группе.

Упражнение «Потягивание»

Инструкция:

  1. Начальная поза — лёжа на спине.
  2. Прижимаем подбородок к груди.
  3. Носки подтягиваем на себя.
  4. Вытягиваемся, стараясь макушку и пятки максимально развести в разные стороны.
  5. Повторяем 2 раза.

Просыпаемся, ребята,
Хватит спать, пора вставать.
Открываем наши глазки.
Все проснулись, потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово!

Упражнение «Змейка»

Инструкция:

  1. Исходное положение — лёжа на спине.
  2. Перекатываемся с бока на бок, прижав руки к туловищу.
  3. Повторяем 3–4 раза.

Змейке тоже не лежится,
Змейка любит шевелиться.

Упражнение «Великаны-карлики»

Инструкция:

  1. Исходная поза — лёжа на спине.
  2. Сгибаем ноги в коленях, задерживаем это положение на счёт до 5.
  3. Вытягиваем ноги.

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом великанами вдруг стали.

Упражнение «Велосипед»

Инструкция:

  1. Лёжа на спине поднимаем ноги.
  2. Сгибаем их в коленях.
  3. Делаем круговые движения, как будто крутим педали велосипеда.
  4. Выполняем в течение 1 минуты.

Ножки мы подняли,
На педали встали,
И поехали наши ножки
По ровненькой дорожке.

Упражнение «Лодочка»

Инструкция:

  1. Исходное положение — лёжа на животе.
  2. Прогибаем спинку.
  3. Возвращаемся в начальную позу.
  4. Повторяем на счёт до 5.

На животик повернулись,
Спину сильно изогнули.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей.

Упражнение «Кошечка»

Инструкция:

  1. Исходное положение — опираемся на коленки и локти.
  2. Выгибаем спинку дугой, голову опускаем вниз.
  3. Прогибаем спинку вниз, голову поднимаем вверх.

Перед следующим этапом рекомендуется сделать пару шагов на месте и попрыгать.

Блок активных нагрузок

Группа этих упражнений включает:

  • ходьбу по массажным коврикам;

Мы по коврикам идём
Друг за другом босиком.
Босиком проходим дружно,
Спинка ровная прямая,
Улыбайтесь наступая.
Ходят наши ножки
По здоровья дорожке.
По дорожке непростой,
По неровной, по колючей,
По шершавой — вот какой!
Этот коврик очень важный,
Он лечебный, он массажный.
Этот коврик необычный,
Пуговичный, симпатичный.

  • самомассаж ног, ступней и рук массажными мячиками;

В колобок свернулся ёжик,
Нет ни мордочки, ни ножек.
Даже осторожненько
Не погладишь ёжика.

Прыжки на фитболе могут выступать частью самомассажа

  • ходьбу и бег друг за другом.

Раз, 2, 3, 4, 5, будем весело шагать.
А теперь мы побежали и ничуть мы не устали!
Боком, боком и подскоками! (2 раза).

В этот блок можно включать и игры со спортивными снарядами, например, «Достань мяч»:

  1. Становимся вокруг обруча, лежащего на полу.
  2. Захватываем одной ногой игрушку, лежащую в центре.
  3. Пытаемся достать и не потерять равновесие.
  4. Меняем ноги.

Упражнения на потягивание можно проводить и в блоке активных нагрузок, когда дети уже поднялись с кроватей

Дыхательная гимнастика

В этом наборе большой выбор заданий разного уровня сложности. При составлении плана важно сгруппировать упражнения так, чтобы получалось дозировать нагрузку, постепенно увеличивая её.

Упражнение «Надуваем шарик»

Инструкция:

  1. Надуваем 3–4 воздушных шарика.
  2. Сравниваем, у кого шарик получился больше.
Упражнение «Дракон»

Инструкция:

  1. Вдыхаем через правую ноздрю.
  2. Выдыхаем через рот.
  3. Вдыхаем через левую ноздрю.
  4. Снова выдох через рот.
  5. Повторяем 10–12 раз.
Упражнение «Лошадка»

Инструкция:

  1. Цокаем языком.
  2. Убыстряем темп.
  3. Замедляем темп.
  4. Повторяем чередование темпов несколько раз.
Упражнение «Змеиный язык»

Инструкция:

  1. Высовываем язык как можно дальше.
  2. Стараемся дотянуться до подбородка.
  3. Возвращаемся в исходное положение.
  4. Повторяем 6 раз.
Упражнение «Весёлый плакальщик»

Инструкция:

  1. Имитируем громкие всхлипы.
  2. Резко, прерывисто двигаем плечами, вдыхая, но не выдыхая.
  3. Повторяем 30–40 секунд.
Упражнение «Зевота»

Инструкция:

  1. Исходное положение — сидя, голова опущена, рот широко раскрыт.
  2. Произносим «о-о-хо-хо-хо-о-о», делая зевок.
  3. Повторяем 5–6 раз.
Упражнение «Смешинка»

Инструкция:

  1. Глаза прищуриваем.
  2. Губы раздвигаем.
  3. Произносим звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы».
  4. Повторяем 3–4 раза.

Таблица: фрагмент конспекта гимнастики «Эй, ребята, просыпайтесь!»

АвторСергеева Татьяна
НазваниеКонспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе
Ход проведения(Гимнастика проводится в кроватках лёжа, затем — сидя. )
— Эй, ребята, просыпайтесь!
Вам вставать пришла пора.
Мы спокойно просыпаемся
И за дело принимаемся.
Начинаем мы зарядку, после сна прогоним лень,
Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем.
Не спеша, откроем глазки…
Снова их закроем. (2 раза)
А теперь посмотрим вправо, а потом — налево! (2 раза).
Смотрим вверх, а после вниз,
Снова вверх и снова вниз.
Это вовсе не каприз.
Ручки поднимаем, медленно опускаем.
Ещё раз поднимаем и медленно опускаем.
В коленях ноги мы сгибаем и очень плавно разгибаем.
Ещё раз ножки мы сгибаем и очень плавно разгибаем.
Поднимите ноги вместе,
Опустите на кровать.
А сейчас мы будем с вами нашими ножками рисовать.
Правой раскрашиваем левую, левой раскрашиваем правую.
Ещё повторим все сейчас.
А теперь раскрасим руки.
Правой — левую, левой — правую.
Начинаем все сначала:
Правой левую, левой правую.
Повернитесь на живот.
Поднимите правую ногу, затем левую, снова правую, а теперь левую.
Сядьте на колени.
Прогнули спинку — показываем «добрую кошку»,
А теперь сердитую (фррр).
Снова — добрую, а затем сердитую.
А теперь нам нужно сесть,
Вправо, влево посмотреть,
Ручки к солнцу потянуть,
С удовольствием зевнуть (сидя в кроватках, посмотреть вправо, влево, тянуть ручки кверху). …>
Цит. по:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna-s-zakalivayuschimi-meroprijatijami-v-podgotovitelnoi-grupe-na-raionom-seminare.html

Как уже отмечалось, каждый воспитатель самостоятельно подбирает набор упражнений для пробуждения группы. Выше приведен пример выполнения комплекса первого этапа — упражнения, которые выполняются в кровати.

Переход из лежачего в сидячее положение можно выполнить и в формате упражнения

Видео: ребята выполняют гимнастику после сна


Смотрите это видео на YouTube

От того, как именно проснутся дети после дневного сна, зависит, насколько продуктивно для них пройдёт остаток дня. Поэтому воспитателю так важно правильно подобрать комплекс упражнений, который будет направлен на повышение мышечного тонуса, профилактику нарушений осанки и, что немаловажно, создание позитивного эмоционального фона в коллективе.

  • Автор: Наталья Василишин