Федеральный образовательный стандарт предписывает воспитателям обеспечивать развивающую предметную среду во всех группах детского сада, от первой младщей до подготовительной. Мы собрали для вас самые актуальные статьи про то, чем наполнить и как оформить разнообразные уголки, которые помогут справиться с этим нелёгким и интересным делом.
Содержание
1 Уголки в детском саду: оформление по ФГОС
2 Оформление группы в детском саду: советы и примеры
3 Как оформить уголок патриотического воспитания в детском саду
4 Уголок безопасности (ОБЖ и ПДД) в детском саду
5 Книжный уголок в детском саду
6 Уголок здоровья в ДОУ: основные аспекты оформления и содержания
7 Спортивный уголок в детском саду
8 Математический уголок в детском саду
9 Музыкальный уголок в детском саду
10 Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой
Обзорная статья о том, как уголки определяются образовательным стандартом, какие цели и задачи они должны решать, как составить паспорт любого уголка и оформить его. Перечень уголков проиллюстрирован целым рядом фото и видео. Есть эскизы и макеты разных уголков.
Читать статью →
Здесь рассказано в целом о том, как можно оформить группу по зонам, включая приёмную и выставочную зоны, игровую, обучающую. Подробно и наглядно описаны средства оформления группы, а также физкультурного зала.
Читать статью →
Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада.
Читать статью →
Уголок безопасного поведения — это одна из форм наглядной работы для обучения детей и напоминания их родителям, что безопасность, в первую очередь зависит от них самих. Заботясь о маленьком ребёнке, необходимо уметь предусмотреть все неблагоприятные ситуации и заранее предотвратить их.
Читать статью →
В каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.
Читать статью →
При оформлении уголка ЗОЖ воспитателю стоит проявить творческий подход и фантазию — тогда он заинтересует не только ребёнка, но и родителей.
Читать статью →
Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе помогает воспитателю разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулирует их к активной самостоятельной деятельности.
Читать статью →
Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.
Читать статью →
Пение, танец, музицирование на инструментах активизируют мыслительные способности ребёнка, закладывают основы художественной культуры и формируют чувство прекрасного. Для успешного музыкального развития в предметно-пространственной среде группы воспитатель оформляет музыкальный уголок для совместной и самостоятельной деятельности детей.
Читать статью →
В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).
Читать статью →
Также на нашем сайте в разделе Оформление группы вас ждут полезные и наглядные материалы про другие психологические, обучающие и творческие уголки и их наполнение и оформление для разных возрастных групп: театральный, уголок ряжения, развития речи и другие.
Надеемся, что наш дайджест поможет вам подготовиться к новому учебному году легко и с удовольствием. Спасибо за ваш труд!
(14 голосов, среднее: 3.9 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Развивающие уголки в детском саду своими руками оформляются на небольшом по площади месте. Это может быть часть стены с закрепленными стеллажами, подоконник, пробковая доска с изображениями нужной тематики – все зависит только от фантазии воспитателя, его желания и наличия материалов.
Содержание
Роль уголков в развитии детей
Зонирование в детском саду
- Площадка для подвижных игр
- Зона сюжетно-ролевых игр
- Учебная зона в детском саду
- Зона социального развития
- Уголок природы
- Зона музыкального развития
- Зона патриотического воспитания
- Зона творческого развития
Начнем с того, что оформление уголков в детском саду имеет огромное значение, прежде всего для детей. Ребенок проводит здесь большую часть своего времени. А все фундаментальное в характере, поведении и привычках закладывается с самого раннего возраста. Именно поэтому дошкольное детство – важный период в жизни каждого ребенка. На этом этапе он приобретает опыт социальных отношений, познает общество, учится общаться с людьми, знакомиться с приемлемыми формами поведения и учится им следовать.
Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Это одна из основных причин, по которой малышей отдают в детский сад. Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое.
Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем. Именно поэтому правильно организованные игровые зоны в детском саду имеют огромное значение для развития дошкольников.
Атмосфера в детском саду должна быть такой, чтобы малыш хотел туда приходить. В особенности это касается младшей группы, ведь детки только начали привыкать к новой жизни и к новому коллективу, они впервые надолго стали разлучаться с мамой и папой. Все должно способствовать тому, чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел безболезненно. Большое значение имеет и оформление детского сада.
Оформление группы в детском саду не должно быть ярким и кричащим. Пусть преобладает светлый фон. Изображать же на стенах избыточное количество мультяшных и сказочных героев не всегда оправдано, в особенности, если эти изображения больших размеров. Малыш не должен пугаться огромной черепахи из мультика, который он еще совсем не знает. Нужно, чтобы это было что-то познавательное. Например, тема времен года, ведь дети в младшей группе еще совсем маленькие и только начинают узнавать, что такое снег, дождик, листья на деревьях. Размеры изображений не должны превышать норму, ведь возрастные особенности детей еще не позволяют им настолько хорошо фокусировать свой взгляд, чтобы различать большие предметы.
Знания и умения, полученные ребенком в детском саду, это основа его успешного обучения в начальной школе. Здесь воспитатели ненавязчиво, часто в игровой форме, помогают ребенку познакомиться с некоторыми школьными знаниями: цифрами, буквами, посетить уроки природы и творчества. Занятия проводятся в виде марафонов, конкурсов, уроков, праздников. Нельзя не отметить также самостоятельное изучение ребенком доступной ему информации. В чем могут помочь, оформленные воспитателем уголки группы в детском саду.
Продумывая оформление группы в садике, целесообразно будет разделить её на зоны. Обычное зонирование группы в детском саду: спальня, столовая, зона игр и зона занятий, но можно предусмотреть и дополнительные варианты.
Там, где дети спят, конечно, не должно быть никаких отвлекающих изображений, как, впрочем, и в столовой. А вот про развивающие зоны в детском саду следует поговорить более подробно.
Пожалуй, планируя игровые зоны в ДОУ по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы не только покажете свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.
Для удобства все оригинальные идеи оформления группы в детском саду перенесите на план-чертёж, обязательно укажите на нём названия уголков и места их размещения.
В зависимости от обширности пространства, зонирование в группе детского сада может быть достаточно богатым. Ниже приведены наиболее популярные зоны в группе детского сада по ФГОС. Выберите и организуйте те из них, которые будут соответствовать вашим текущим целям и задачам развития и воспитания детей.
Важнейшую роль в развитии детей играет физическое воспитание и об этом также важно помнить, планируя оформление детского сада. Конечно, в современных детских садах предусмотрены и спортивные залы, и бассейны, но все же и в группе стоит предусмотреть мини-уголок здоровья. Эта зона должна быть достаточно просторной. Дети должны иметь возможность побегать и попрыгать. Здесь уместна будет гимнастическая стенка и различный спортивный инвентарь: обручи, мячи, кегли, скакалки. Однако нельзя забывать, что инвентарь должен соответствовать возрасту малышей.
Оформление игровых зон в детском саду предоставляет широкий простор для творчества их организатору. Здесь, конечно же, должно быть множество игрушек. Но среди их количества детки должны уметь ориентироваться. Поэтому необходимо сделать тематические уголки. Отдельно можно организовать парикмахерскую с креслом, куклами и игрушечными инструментами; больницу, где будут белые халаты и медицинские принадлежности. Ещё можно создать кухонный уголок для девочек в детском саду. Для его организации подойдут игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак, а также и куклы в фартуках.
Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин, будут чувствовать себя уютно в специальном игровом домике. Обязательно разместите его, если есть такая возможность.
В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они будут приходить в гости и знакомиться с основами этикета. Их игровую зону можно разместить рядом и подойти к ее оформлению не менее оригинально, например, сделать импровизированный гараж, где будут находиться машинки разных размеров и предназначений: грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Здесь же может быть построена и железная дорога. Можно также сделать небольшой уголок ремонтной мастерской с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями.
Правильное оформление зон в детском саду – отличная возможность для педагога ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое.
В уголке обучения обязательно должен быть стол, за который можно посадить несколько детей одновременно. Там они смогут рисовать, делать поделки, учиться читать, считать и играть в спокойные настольные игры.
Наполнение и оформление учебной зоны в детском саду должно учитывать возраст детей. Разместите здесь кубики, мозаики, различного рода конструкторы, не содержащие мелких деталей, развивающие и обучающие настольные игры – здесь малыши могут заниматься, развивая мелкую моторику и расширяя свои знания об окружающем мире. Не забудьте выделить место для самых простых геометрических фигур, фигур разного цвета.
Уголок безопасности можно разместить отдельно или, если не позволяет пространство группы, сделать его частью учебной зоны. Разместите здесь информацию о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, нормах поведения в помещении и на улице.
Предыдущую зону можно отделить книжным шкафом или этажерками, объединив с уголком социального развития и уголком книги. Желательно, расположить эту зону вдали от места шумных игр, потому как, отвлекаясь, ребенок не сможет сосредоточиться на общении с книгой. Уголок должен быть хорошо освещен и иметь место, на которое малыш сможет присесть и полистать книжку.
Через книгу ребенок познает целый спектр человеческих чувств, мыслей, отношений между персонажами. Отождествляя себя с каким-либо героем, ребенок берет на себя определенную модель поведения, которой старается следовать на протяжении жизни. Необходимо обеспечить уголок различными книгами, соответствующими возрастной категории детей. Должны присутствовать сказки, поучительные рассказы, книги о природе, а также обучающие книги. Уголок следует регулярно пополнять новыми интересными и красочными экземплярами, поддерживая тем самым интерес детей к нему.
В зоне социального развития найдется место не только для книг, но и для небольшой семейной истории каждого ребенка. Попробуйте предложить родителям вместе с детьми выбрать фотографии для небольших семейных альбомов, которые они смогут с гордостью показывать друзьям, рассказывая о семье, важных событиях или путешествиях.
Несомненно, что оформление уголка природы в детском саду – прекрасная основа для ознакомления ребенка с природными явлениями.
В младшей группе, как правило, уголок природы ограничивается комнатными растениями, зато детям старшей группы куда более интересно будет изучить календарь, смену времен года, природные явления, части растений и деревьев.
Особого внимания заслуживает тематика уголка природы. Гораздо интереснее, когда экспозиция меняется, например, раз в квартал, тогда такой уголок группы привлечет гораздо больше внимания со стороны ребенка. Приближаясь к зиме, полезно наполнить его информацией по заботливому отношению к птицам в это время, например, выставить фотографии зимующих птиц, возможно, соорудить кормушку вместе с детьми на уроках труда.
Создание оранжереи тоже имеет немаловажное значение. На примере различных видов растений ребенок поймет, что растения бывают разные, что не у всех есть стебель, зато у всех есть корешки, а листья могут быть различной формы. Можно дополнить вашу оранжерею бабочками или стрекозами, которых детки могут сделать самостоятельно. А если горшки с растениями будут подписаны, будет вдвойне познавательно. Летом уголок природы можно дополнять живыми садовыми или полевыми растениями или цветами, а осенью плодами, которые подарила природа.
Особый интерес среди ребят заслужат живые обитатели природного уголка в детском саду. Там может стоять клетка с хомячком или аквариум с рыбками, и малышам можно будет прививать основы ухода за животными. Перед тем как заводить питомца, необходимо получить согласие всех родителей, обязательно поинтересуйтесь у взрослых, нет ли у их детей аллергии, и не забудьте про справку от ветеринара.
Дошкольные учреждения, как правило, недостаточно эффективно используют участок перед детским садом. Достаточно редко дети вовлечены в озеленение участка, где созданы уголки-огороды, цветники, уголки сада, которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.
Музыкальный уголок в детском саду поможет в раскрытии творческих талантов и повысит общий уровень образованности. Если нет возможности разместить там детские музыкальные инструменты, ограничьтесь картинками и проигрывателем.
А в воспитании любви к труду и патриотизма верным помощником выступит уголок краеведческий, в котором будет самое место предметам прикладного искусства и народных промыслов, популярных в вашей области. Так же обязательно разместите здесь символы и портреты глав государства и вашего края. Особо украсят эту зону куклы в национальных костюмах, пусть даже вырезанные из бумаги.
Настоящим украшением и гордостью группы детского сада служит уголок детского творчества. Работы малышей носят не только эстетический характер, но и стимулируют ребенка к достижению дальнейших успехов и служит наглядным примером взаимодействия между педагогом и ребенком.
Творческие уголки в группе, как правило, ограничиваются выставкой работ и поделок детей. Но это не единственная функция, которую они могут выполнять. Например, можно устраивать познавательные уголки в ДОУ, посвященные творчеству различных людей, например, известным художникам или композиторам.
Необязательно использовать небольшое по площади пространство для уголка творчества. К примеру, готовясь к Новому году, можно вырезать и украсить снежинками всю группу: таким образом, получится «комната детского творчества». А если украсить елку самодельными игрушками, выйдет «елка детского творчества».
Детки очень любят что-то делать своими руками, они всегда стараются и радуются результату, если он еще к тому же оказался удовлетворительным. И если есть возможность украшать и демонстрировать работы иным способом, то не стоит ограничиваться только лишь уголком творчества.
Формируя зоны в ДОУ по ФГОС, помните, что основное требование к обстановке и оформлению группы в детском саду – безопасность. Избегайте острых углов, скользких полов и убедитесь в надежности крепления настенных полок или декоративных элементов.
Подойдите к планированию пространства и оформлению зон деятельности в детском саду творчески и с любовью, и у вас обязательно получится уютная группа, куда каждый день с радостью будут приходить и ребята, и их родители!
Национального института строительных наук
дополнительное редактирование Джуди Маркс
Пока их родители работают, семеро из десяти американских детей в возрасте до шести лет принимают участие в той или иной форме ухода вне дома. Поскольку многие из них проводят в детском развивающем центре до 12 500 часов — большую часть своего времени бодрствования, — это учреждение должно быть спроектировано таким образом, чтобы обеспечивать безопасную, питательную и стимулирующую среду, необходимую для здорового развития наших детей.
WBDG разделяет мнение большинства о том, что все центры развития детей должны уделять особое внимание качественному уходу, росту и развитию ребенка. С этой целью во всех центрах детского развития рекомендуется обеспечить хорошо освещенные, активные и пассивные зоны деятельности, которые подходят для различных игр и организованного обучения, а также удовлетворяют потребности взрослых сотрудников и родителей и способствуют установлению отношений между персоналом и детьми.
Существуют признанные на национальном уровне агентства по аккредитации, такие как Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (NAEYC), которые определяют требования к качественным программам развития детей и условиям содержания, включая безопасность, санитарию, естественное освещение и размер класса.
Хотя детские центры развития могут принимать различные формы — они могут быть автономными или частью более крупной структуры; они могут быть городскими или сельскими; они могут быть большими или маленькими.
Центры развития ребенка будут иметь различные типы помещений в зависимости от часов их использования, возраста посещающих детей, количества посещаемых детей и обстановки центра. Основные типы пространств могут включать, но не ограничиваться следующим:
Коридор с нишей для чтения в детском центре развития в Де-Мойне, штат Айова.
Фото: Architects Wells, Kastner, Schipper
Все детские развивающие центры должны стремиться к:
Как и дом, качественный детский развивающий центр – это место, где дети могут:
Предпочтительно, чтобы помещения, предназначенные для детей, имели:
Центры развития ребенка должны быть спроектированы таким образом, чтобы дети могли:
Для таких помещений характерны:
Детские развивающие центры должны иметь игровую площадку и многоцелевое игровое пространство для ненастной погоды. Эти зоны должны позволять:
Игровые площадки в детском развивающем центре в Гонолулу, Гавайи позволяют детям общаться со сверстниками и исследовать окружающий мир.
Фото предоставлено дизайнерами ландшафтных и игровых площадок Муром Якофано Гольцманом (MIG)
По возможности, они должны содержать места для:
Это означает, что разные помещения в учреждении:
Сюда входят места для:
Персонал может контролировать и контролировать доступ в центр развития ребенка со столов, расположенных у входа, таких как тот, что показан на фотографии.
Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия
Это включает в себя положения и стратегии для обеспечения того, чтобы:
По мере увеличения числа центров развития ребенка все больше и больше агентств, штатов и муниципалитетов требуют, чтобы центры развития ребенка в пределах их юрисдикции соответствовали минимальным стандартам помещений и работы. Однако в большинстве штатов требования к помещениям ограничены относительно небольшим количеством и минимальными проблемами здоровья и безопасности, такими как адекватность ванных комнат, выход и освещение. Наиболее полные стандарты объектов, доступные в настоящее время, иногда цитируемые в кодексах штатов и муниципалитетов, — это те, которые обнародованы федеральными агентствами. Среди организаций, которые проложили путь к определению всесторонних критериев центров развития ребенка, являются Управление общих служб США, Министерство здравоохранения и социальных служб и Министерство обороны.
Национальная ассоциация образования (NEA) объединяет более 3 миллионов человек — преподавателей, студентов, активистов, рабочих, родителей, соседей, друзей, — которые верят в возможность для всех учащихся и в силу государственного образования изменить жизнь и создать более справедливое и инклюзивное общество.
«Нашим педагогам недоплачивают и не уважают. Вопрос в том, что нация, что мы будем делать, чтобы почитать, разнообразить и уважать эту профессию?»
Цитата: — Бекки Прингл, президент NEA
.Ваша страсть и преданность делу имеют решающее значение для помощи всем учащимся — любого цвета кожи и происхождения — учиться, расти и реализовывать свой потенциал. Вот как вы можете начать.
Учащиеся имеют право на безопасную, доброжелательную и поддерживающую среду обучения в школе, которая уважает и ценит их и свободна от предубеждений. Узнайте о проблемах, затрагивающих наших учащихся , и о том, как вы можете помочь учащимся добиться успеха .
Те, кто служит нашим студентам и сообществам, нуждаются в поддержке, ресурсах и условиях работы, чтобы преуспеть в своей работе. Сила и влияние сообщества NEA помогут вам понять ваши права и улучшить условия вашей работы .
Работа в сфере образования требует увлеченности, самоотверженности, уверенности и стойкости. Наше сообщество помогает педагогам на всех этапах их карьеры стать лидерами в своей профессии, в своем профсоюзе и в своем сообществе. Узнайте, как вы можете достичь профессиональное мастерство и наставлять других через развитие лидерских качеств .
Институциональный расизм не позволяет учащимся получить те возможности, которых они заслуживают. Посмотрите, как вы можете принести расовую и социальную справедливость в наши школы и преобразовать наши сообщества .
Мы десятилетиями работали для студентов и преподавателей, но нам еще многое предстоит сделать. Подобно нашему прогрессу в движениях за гражданские права и права женщин, мы должны копаться и говорить за студентов и преподавателей, которые все еще сталкиваются с неравенством каждый день.
Студенты-носители, изучающие родные языки, имеют более высокий уровень посещаемости, с большей вероятностью заканчивают учебу и имеют лучшее психическое здоровье.
Твитнуть это«Больше всего я боюсь увидеть смерть языка чероки. Мне хочется схватить [студентов] за плечи и сказать, что он умирает. Ваша личность находится в разгаре своей смерти. Проснуться! Сделай что-нибудь с этим».
— Коди Ванн, учитель языка и культуры чероки, средняя школа Талекуа, Оклахома
Узнайте, как педагоги работают над сохранением родных языковСтандартные тесты неточны, несправедливы и не позволяют точно измерить обучение и рост учащихся.
Твитнуть это«Стандартные тесты вызывают тревогу, а у некоторых детей даже фобия тестов, потому что у них есть только один шанс сделать это правильно. Оценка на основе успеваемости позволяет учащимся задавать больше вопросов и обмениваться идеями, что снижает беспокойство, но не снижает строгости».
— Алисса Холланд, преподаватель, школьный округ Милфорд, Массачусетс,
. Узнайте больше об оценке на основе эффективностиПочти половина школ, участвовавших в национальном опросе, сообщают о проблемах с преподаванием вопросов расы и расизма, а также политики и практики, связанных с правами учащихся ЛГБТК.
Твитнуть это«Как педагог, я видел, как все учащиеся извлекают пользу из истинной картины истории — будь то изучение трудных моментов в истории США или вклад людей, которые были маргинализированы. Студенты, например, осознают, что, хотя у них могут быть разные культуры и проблемы, у них также есть много общего. В отсутствие честной и точной истории классная комната имеет тенденцию быть утомительной и одномерной».
— Антонио Мозес, временно исполняющий обязанности директора, Северная Каролина
Обязуемся поддерживать честное и точное образованиеМы здесь, чтобы помочь. Наше сообщество обращается к нам за инструментами (руководствами, отчетами, тренингами и т. д.), чтобы помочь ответить на повседневные вопросы. Мы здесь, чтобы поддержать вас во всем, что вам нужно.
Мы здесь, чтобы помочь вам добиться успеха в вашей карьере, защищать интересы учащихся государственных школ и быть в курсе последних новостей образования.