«Формирование у дошкольников
основ безопасности жизнедеятельности
и здорового образа жизни»
(выступление на педсовете)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.
Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
В ДОУ педагогам необходимо:
Это основные составляющие ОБЖ.
Задачи Безопасности Жизнедеятельности:
Т. о., формула безопасности гласит:
Цель здоровьесберегающей технологии –
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания у него культуры здоровья и культуры безопасного поведения в быту.
«Формирование основ безопасного поведения
в быту, социуме, природе»
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ. Инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:
Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:
* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».
Выработаны следующие принципы работы с детьми по данному направлению.
К ним относятся:
-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;
– работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:
Формы организации деятельности детей дошкольного возраста:
Для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:
• эксперименты,
• тренинги,
• наглядность,
• сюжеты из жизни,
• художественные произведения,
• игры,
• рисование на различные темы.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина), разработанная на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования.
В соответствии с программным содержанием реализуются
шесть основных направлений программы:
Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом – семьей, Полицией (инспекторами ДПС) и МЧС России (ПЧ).
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
Версия для слабовидящих |
Отзывы и благодарности |
Контакты |
Карта сайта |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 309” город Красноярск
Вверх
Вниз
В МБДОУ№ 309 уделяется внимание формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
Дошкольный возраст – один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д. Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является одним из направлений области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО, призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде – природной, техногенной, социальной.
Работа по формированию ОБЖ проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Цель взаимодействия с родителями объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно – образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально – ритмическую).
Для более глубокого внедрения детей в данную тему воспитатели группы «Лесовичок» Никифорова А.А. и Вальковская Н.Н. составили презентацию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее. ..
© 2015, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 309” город Красноярск
Цели
Правила — это рекомендации, которые помогают всем нам знать, как действовать в различных ситуациях. Иногда правила четко сформулированы. Они могут быть даже опубликованы в письменном виде:
В других случаях правила четко не указаны или не опубликованы. Став взрослыми, мы узнали, что от нас ожидают:
Такое поведение является примером проявления уважения или дружелюбия. Никто специально не учил нас, что уважительно стоять лицом вперед и давать другим личное пространство в лифте, но мы узнали это.
В других случаях мы научились вести себя так, чтобы защитить себя или других. Может показаться, что никто не должен указывать нам делать это. Однако, когда вы вспоминаете детство, вероятно, кто-то напомнил вам сделать эти или подобные вещи:
Наши родители или опекуны, возможно, научили нас такому поведению. Мы поняли, что делают другие, и моделируем их поведение. Маленькие дети только начинают понимать, что значит находиться в больших группах и в общественных местах. Они также только начинают понимать, что их поведение влияет на других. Дети дошкольного возраста живут здесь и сейчас; они не планируют свои действия и не думают о последствиях, как это делают взрослые. Наша работа как взрослых – научить детей тому, как обезопасить себя и других. Обучение детей небольшому количеству правил безопасности является важной частью вашей работы в качестве воспитателя дошкольного учреждения.
Правила — это лишь часть более крупного плана обеспечения безопасности детей. Помните, что правила работают бок о бок с другими элементами хорошего обучения детей младшего возраста: хорошо продуманной средой, подходящей учебной деятельностью и заботливыми отношениями. Правила — это рекомендации или напоминания о том, что значит быть членом школьного сообщества. Эффективные правила для дошкольников отражают то, что мы знаем о том, как учатся маленькие дети (Fox, Jack, & Broyles, 2005):
Существует два типа правил поведения в классе: ожидания и правила. Ожидания — это общие характеристики или то, как вы хотели бы, чтобы дети вели себя. Примеры могут включать:
Правила помогают точно определить, что означают ожидания. Правила — это наш способ сообщить детям, что значит «быть уважительным». Примеры правил:
Как учитель вы можете разработать ожидания, правила или и то, и другое. Помните, однако, что маленькие дети все еще развивают свои когнитивные навыки. Важно, чтобы правила или ожидания были краткими и простыми. Не бойтесь использовать сложную лексику, например, «уважительно». Если вы объясните, что значит быть уважительным, дети поймут это, и вы расширите их словарный запас в положительную сторону!
У вас есть множество вариантов оформления правил или ожиданий в классе:
Независимо от того, как вы определите правила для своего класса, убедитесь, что они соответствуют рекомендациям по эффективным правилам, описанным в этом уроке. Дети иногда предлагают правила, которые не соответствуют руководящим принципам. Например, дети могут предложить правило «Не перелезать через забор на детской площадке» или «Не кусаться». Вы можете быть готовы к этим предложениям и помочь детям переосмыслить их в позитивном ключе. Вы могли бы сказать: «Хорошо, правильно, мы не лезем через забор. Что нам делать вместо этого?» Вы можете ориентировать их на такие правила, как «Держать ноги на земле» или «Подниматься только по лестницам и лестницам».
Первый способ, которым мы помогаем детям учиться, — это быть сильным примером для подражания. Мы должны воплощать наши правила в жизнь каждый день в наших классах. Вы можете моделировать уважение, безопасность, командную работу и многие другие виды поведения в течение дня.
Сколько раз вы видели, как взрослый повышает голос, чтобы попросить детей успокоиться? Потратьте минуту, чтобы подумать о сообщении, которое получает ребенок в этом сценарии. Убедитесь, что ваши правила распространяются на всех: детей и взрослых. Подумайте о правилах вслух. Убирая разлив на полу, вы можете сказать: «Я хочу быть в безопасности и ответственным. Я собираюсь убрать этот разлив, прежде чем кто-нибудь поскользнется. Все взрослые в комнате могут принять участие. Потренируйтесь решать задачи вместе перед детьми. Можете ли вы вспомнить другие случаи, когда вы могли бы моделировать правила для детей?
Хорошо спроектированная среда предотвращает проблемы с безопасностью. Ваши правила должны быть частью окружающей среды. Разместите правила там, где они вам могут понадобиться: в большой группе, на детской площадке, в коридоре. Когда ваши правила опубликованы для просмотра детьми, вы можете быстро и легко обратиться к ним. Дети также могут напоминать себе и другим о правилах. Разместите свои правила на уровне глаз детей. Не забудьте включить изображения или рисунки правил. Вы можете использовать картинки, рисунки от руки или фотографии детей.
После того как вы разработали эффективные правила самостоятельно или с классом, важно не забывать их использовать! Правил постинга, даже с картинкой, недостаточно. Мы должны активно учить маленьких детей, как и когда следовать правилам. Вот несколько идей, как научить детей соблюдать правила:
Иногда у нас появляется дурная привычка говорить детям, чего делать нельзя. Прочитай и прочитай Правила Действия . Ознакомьтесь с правилами поведения в классе. Перепишите их так, чтобы они звучали положительно. Затем сравните свои идеи с предложенными ответами.
Разработка правил с позитивной основой
Используйте задание Разработка правил , чтобы разработать правила для собственного класса. Если у вас уже есть правила, используйте их, чтобы решить, являются ли они строгими правилами для детей дошкольного возраста. Просмотрите эту форму и обсудите материалы со своим тренером, тренером или администратором.
Разработать правила безопасности в классе
Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором
Не бегайте по коридорам.
Нежными руками.
Если ты сломаешь игрушку, у тебя будет тайм-аут.
С качелей нельзя прыгать.
Правда или ложь? Семь правил — это хорошее количество правил для обучения детей дошкольного возраста.Верно
Ложно
Мисс Лиза, воспитатель дошкольного учреждения, видит ребенка, взбирающегося по горке. У них есть правило о скольжении по горке. Что должна сказать Лиза, чтобы вернуть ребенка к правилу?«Помните, мы не поднимаемся по горке».
«Хватит бегать по горке!»
«Если мне придется еще раз рассказать вам о слайде, мы позвоним вашей маме».
«Поднимаемся по лестнице и спускаемся с горки. Покажи мне, как ты это делаешь».
Ссылки и ресурсы
Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения. https://csefel.vanderbilt.edu/
Фокс, Л., Джек, С., и Бройлс, Л. (2005). Поддержка позитивного поведения в масштабах всей программы: поддержка социально-эмоционального развития детей младшего возраста и решение проблем в поведении. Тампа, Флорида: Университет Южной Флориды, Флоридский институт психического здоровья Луи де ла Парте. https://challengingbehavior.cbcs.usf.edu/docs/sek_cap_booklet.pdf
Центр технической помощи по позитивному поведенческому вмешательству и поддержке. https://www.pbis.org
Центр технической помощи по социально-эмоциональному вмешательству. https://chalengingbehavior.cbcs.usf.edu/
Цели
Правила — это рекомендации, которые помогают всем нам знать, как действовать в различных ситуациях. Иногда правила четко сформулированы. Они могут быть даже опубликованы в письменном виде:
В других случаях правила четко не указаны и не опубликованы. Став взрослыми, мы узнали, что от нас ожидают:
Такое поведение является примером проявления уважения или дружелюбия. Никто специально не учил нас, что уважительно стоять лицом вперед и давать другим личное пространство в лифте, но мы узнали это.
В других случаях мы научились вести себя так, чтобы защитить себя или других. Может показаться, что никто не должен указывать нам делать это. Однако, когда вы вспоминаете детство, вероятно, кто-то напомнил вам, что нужно ходить, неся горячий кофе, носить ножницы острием вниз или поворачивать ручки сковороды во время приготовления пищи.
Наши родители или опекуны могли научить нас такому поведению, или мы могли уловить то, что делали другие, и смоделировать их поведение. Маленькие дети только начинают понимать, что значит находиться в больших группах и в общественных местах. Они также только начинают понимать, что их поведение влияет на других. Маленькие дети живут здесь и сейчас; они не планируют свои действия и не думают о последствиях, как это делают взрослые. Наша работа как взрослых – научить детей тому, как обезопасить себя и других. Обучение детей небольшому количеству правил безопасности является важной частью вашей работы в качестве поставщика услуг по уходу за детьми в семье.
Правила — это лишь часть более крупного плана обеспечения безопасности детей. Помните, что правила работают бок о бок с другими элементами хорошего обучения детей младшего возраста: хорошо продуманной средой, подходящей учебной деятельностью и заботливыми отношениями. Правила — это рекомендации или напоминания о том, что значит быть членом семейного детского сада. Эффективные правила для маленьких детей отражают то, что мы знаем о том, как учатся маленькие дети. По данным Fox, Jack, & Broyles (2005):
Существует два типа правил поведения: ожидания и правила. Ожидания — это общие характеристики или то, как вы хотели бы, чтобы дети вели себя. Примеры могут включать:
Правила помогают точно определить, что означают ожидания. Правила — это наш способ сообщить детям, что значит «быть уважительным». Примеры правил:
В качестве воспитателя семейного ребенка вы можете разработать ожидания, правила или и то, и другое. Помните, однако, что маленькие дети все еще развивают свои когнитивные навыки. Важно, чтобы правила и ожидания были краткими и простыми. Не бойтесь использовать сложную лексику, например, «уважительно». Если вы объясните, что значит быть уважительным, дети поймут это, и вы расширите их словарный запас в положительную сторону!
В вашем семейном детском учреждении подумайте о разработке правил, которые будут работать для всех детей, находящихся на вашем попечении. Например, перечисленные выше правила и ожидания, скорее всего, применимы ко всем людям, находящимся в вашем учреждении ухода, детям и взрослым. Однако такие правила, как “используйте мячи только на улице”, могут не работать, если, например, у вас есть сенсорные мячи для изучения младенцами в вашей программе.
У вас есть выбор в том, как вы разрабатываете правила или ожидания программы: вы можете написать правила и представить их детям, или вы можете написать правила вместе с детьми.
Независимо от того, как вы определите правила своей программы, убедитесь, что они соответствуют рекомендациям по эффективным правилам, описанным в этом уроке. Дети иногда предлагают правила, которые не соответствуют руководящим принципам. Например, дети могут предложить правило «Не перелезать через забор на детской площадке» или «Не кусаться». Вы можете быть готовы к этим предложениям и помочь детям переосмыслить их в позитивном ключе. Вы могли бы сказать: «Правильно, мы не лезем через забор. Что нам делать вместо этого?» Вы можете ориентировать их на такие правила, как «Держать ноги на земле» или «Подниматься только по лестницам и лестницам». Приглашение детей помочь создать правила для их детского сада может быть одним из способов дать им возможность быть в безопасности в вашей семейной программе по уходу за детьми. Даже будучи взрослыми, мы с большей вероятностью будем помнить и следовать рекомендациям, когда помогаем их создавать.
Первый способ, которым мы помогаем детям учиться, — это быть хорошим примером для подражания. Наши правила должны воплощаться в жизнь каждый день в наших семейных программах по уходу за детьми. Вы можете моделировать уважение, безопасность, командную работу и многие другие модели поведения.
Сколько раз вы видели, как взрослый повышает голос, чтобы попросить детей успокоиться? Потратьте минуту, чтобы подумать о сообщении, которое дети получают в этом сценарии. Убедитесь, что ваши правила применимы как к детям, так и к взрослым. Подумайте о правилах вслух. Убирая разлив на полу, вы можете сказать: «Я хочу быть в безопасности и ответственным. Я собираюсь убрать этот разлив, прежде чем кто-нибудь поскользнется. Если присутствует более одного взрослого, каждый может принять участие. Потренируйтесь решать задачи вместе перед детьми. Можете ли вы вспомнить другие случаи, когда вы могли бы моделировать правила для детей? Как насчет того, где употребляются напитки или еда? Соблюдают ли взрослые и дети одни и те же правила?
Хорошо спроектированная среда предотвращает проблемы с безопасностью. Ваши правила должны быть частью окружающей среды. Разместите правила там, где они вам могут понадобиться: в основной игровой зоне, у двери в дом и в обеденной зоне. Когда ваши правила опубликованы для просмотра детьми, вы можете быстро и легко обратиться к ним. Дети также могут напоминать себе и другим о правилах. Разместите свои правила на уровне глаз детей. Не забудьте включить изображения или рисунки правил. Вы можете использовать картинки, рисунки от руки или фотографии детей.
Если вы заботитесь только о младенцах, правила публикации, скорее всего, не имеют решающего значения, так как очень маленькие дети больше узнают о безопасности из ваших личных отзывов и могут быть не в состоянии интерпретировать изображения или рисунки рядом с печатными правилами. Однако, если в вашей среде есть малыши, дошкольники или школьники, разработка и размещение правил является одним из важных аспектов безопасности в вашей среде. Они служат визуальным напоминанием о том, какие правила и ожидания важны в вашей программе. Вы также можете пригласить детей старшего возраста стать моделями и дать полезные напоминания младшим детям, которые все еще учатся тому, как быть в безопасности и уважительно относиться к своему детскому сообществу. Старшие дети могут расстраиваться, когда младшие дети берут их игрушки или не убирают вещи, и кричат: «Он неуважителен!» Вы можете поощрять старших детей вежливо делиться своими чувствами и страхами с младшими детьми и помогать им быть источником информации о том, почему существуют правила. Объясните старшим детям, на каком этапе обучения находятся младшие дети, например: «Когда вы были моложе и учились уважению, вам тоже нужно было много напоминаний. Часть нашей работы сейчас состоит в том, чтобы продолжать показывать нашим младшим друзьям, что значит быть уважительными. Когда мы показываем им наши уважительные действия и делаем им добрые напоминания, когда они в этом нуждаются, мы помогаем им учиться».
После того, как вы разработали эффективные правила самостоятельно или с детьми в вашей программе, важно не забывать их использовать! Правил постинга, даже с картинкой, недостаточно. Мы должны активно учить маленьких детей, как и когда следовать правилам. Вот несколько идей, как научить детей соблюдать правила в вашем семейном детском саду:
Иногда у нас появляется дурная привычка говорить детям, чего делать нельзя. Просмотрите задание «Переосмысление правил ». Взгляните на правила программы и перепишите их так, чтобы они были изложены положительно. Затем сравните свои идеи с предложенными ответами.
Создать правила с положительной структурой
Используйте эту форму для разработки правил для вашей программы. Если у вас уже есть правила, используйте их, чтобы решить, полезны ли они для детей, находящихся на вашем попечении. Просмотрите задание «Разработка правил » и обсудите его со своим инструктором, инструктором или администратором семейного детского сада.
Разработать правила программы по технике безопасности
Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором
Не беги по коридору.
Нежными руками.
Если ты сломаешь игрушку, у тебя будет тайм-аут.
С качелей нельзя прыгать.
Правда или ложь? Семь — хорошее количество правил для обучения детей дошкольного возраста.Верно
Ложно
При высадке родитель замечает, что четырехлетний ребенок одной рукой наливает молоко в легкий пластиковый стаканчик, который стоит не совсем вертикально на столе. Родитель предупреждающе кричит: «Не пролей молоко!» как удивленный ребенок проливает молоко. Какое правило вы могли бы предложить детям, находящимся под вашей опекой, чтобы предотвратить такие несчастные случаи?Молоко жидкое и очень легко проливается.
Спроси меня, когда хочешь налить молока.
Держите чашку, когда наливаете.
Никогда не наливайте, когда рядом родители.
Ссылки и ресурсы
Фокс, Л., Джек, С., и Бройлс, Л. (2005). Поддержка позитивного поведения в масштабах всей программы: поддержка социально-эмоционального развития детей младшего возраста и решение проблемного поведения.