Формирование у детей дошкольного возраста основ экологической культуры – ( ). , – .

Содержание

Консультация по окружающему миру на тему: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного позитивного отношения к природе, окружающему миру. Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача – формировать у детей основы экологической культуры. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:                

1 Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

        2 Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

        3 Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

        Задача нашего дошкольного образовательного учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах экологической направленности С.Н.Николаевой «Юный эколог» и Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа». Проблемы экологического воспитания мы обсуждаем на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.

        Целенаправленная работа в данном направлении стала приоритетом в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, а так же в кружковую работу, где используем нетрадиционные формы рисования (рисование пробкой птиц, животных; рисование на ткани гуашью деревьев, цветов; рисование солью любимых  сказочных персонажей; природных явлений – радуга, осадки – способом печатной ассиметрии, граттажа и.т.д.

Воспитывать в детях любовь ко всему живому нам помогает деятельность детей в уголке природы. В уголке природы имеются разнообразные комнатные растения, фигурки животных, которые относятся к разным климатическим зонам (полюс, пустыня, средняя полоса), мини-лаборатория. Систематические и длительные наблюдения, эксперименты, опыты позволяют удовлетворять любознательность ребят. Наши дети очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому мы стараемся не упустить очень важный вид детской деятельности – экспериментирование .Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами (песок, глина, соль, сахар, дерево, металл, и мн.др). Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде летом, на окне весной дети познают их характер и потребности на разных стадиях  роста и развития. Например, посадив репчатые луковицы в емкости с землей и водой, ребята узнали, где активнее растет зелень лука и корневая система. Очень интересно наблюдать за всходами семян, помещенных в темное место и место с избытком света.

        В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию дошкольников.

Так же проводим праздники, развлечения, связанные с темой природы, где принимают участие не только дети, но и их родители. Всем нам надолго запомнились праздники  на тему: «Люблю березку русскую!», «День земли», «Птицы – наши друзья», конкурсы:   «Лучший мини-огород на окне», совместных рисунков детей и родителей на темы: «Войти в природу другом!», «Наш край родной».

        В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, учатся моделировать , выделяя самые главные существенные признаки .

           Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому  ежедневно на прогулках мы обращаем внимание наших воспитанников на красоту родной природы. На участке нашего учреждения есть экологические уголки-зоны, которые позволяют значительно расширить объекты наблюдений. Маршрут этих уголков-зон предусматривают следующие объекты:

1 Огород (где посажены овощные культуры).

2 Цветник (с радующими с весны до осени яркими цветами -ноготки, настурции, портулак ,петунии, астры, циннии и  др.)

3 Птичье дерево (в зимнее время дети наблюдают за прилетающими на кормушки птицами, весной – за витиям гнёзд и птенцами ).

4 Старый пенёк ( где дети наблюдают за живущими под корой насекомыми).

5 Вытоптанные и невытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания).

6 Старый пень, покрытый мхом (где дети наблюдают за появлением и ростом мха).

7 Зона лекарственных трав (ромашка, подорожник, одуванчик, чистотел. Знакомим детей с пользой лечебных свойств при применении трав).

        Каждый сезон, и не один раз, дети совершают экскурсии по этим уголкам, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что уголки-зоны помогают в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

         Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями мы используем следующие формы: анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются в проводимой нами работой.

        Большое внимание мы уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем на примере фотографий, видеозаписей  загрязнения водоёмов, лесных массивов,  как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы.  Городской администрацией был проведен проект « Чистый берег» по сбору мусора на берегах реки Волга. Данный проект вызвал положительные эмоции от участия родителей и детей от результата.

        В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию произошли изменения в поступках и поведения детей по отношению к окружающей природе. Они стали осознанно относиться к природному богатству, ко всему живому, внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. В процессе решения задач по экологическому воспитанию мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

nsportal.ru

Материал на тему: Педагогический совет «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»

Педагогический совет

 «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»

Цель:  совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ

Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие»
  • развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов.

Форма проведения: Викторина «Экологический калейдоскоп».

План проведения:

1 Вступительное слово заведующего Шилениной С.А.  «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста» (Приложение № 1)

2. Итоги тематического контроля  «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» – старший воспитатель Борисова Л.В. (Приложения № 2)

3. Отчеты педагогов по проведению проектов «Первоцветы», «Планета – наш дом, не мусори в нем!» – воспитатель ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,., муз. руководитель ,,,,,,,,,,,,,,,. (Приложение № 3)

4. Игра-викторина «Природа вокруг нас»

 

Блиц-игра «Экологическое лукошко».

Условия игры: за правильный ответ на вопрос из экологического лукошка» команды получают очки в виде цветов.

Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используется в музыкальном творчестве известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птица. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. В опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н. Римский-Корсаков)

3. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

5. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

7. Из какого дерева делали пианино? (Ель)

8. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, назовите эти игры. Одну проведите с командой соперников.

–  «Прогноз погоды»

Командам даются задания закончить фразу.

Первой команде:

Собака катается – к… (плохой погоде)

Утром нет росы – к… (дождю)

Открытые чашечки цветов – к… (солнечной погоде)

Дым столбом – к… (морозной погоде)

Муравьи закрывают ходы в муравейник – к … (ненастью)

Вороны сидят на макушках деревьев – к… (морозу)

Снег хрустит под ногами – к… (стуже)

Второй команде:

Много «одежды» на луковице – к… (холодной зиме)

Курица стоит на одной ноге – к… (стуже)

Облака или тучи быстро движутся – к … (ясной погоде)

Паук усиленно плетет сети – к… (сухой погоде)

Кошка лежит животом вверх – к… (теплу)

Дым стелется – быть… (непогоде)

Воробьи купаются в пыли – к… (дождю)

Длинные сосульки – к… (долгим морозам)

–  «Знатоки природы»

Дать как можно больше ответов на вопросы, рассчитанные не только на знания, но и смекалку.

Первая команда

Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)

Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)

Прибор для определения направления? (Компас.)

Что такое арбуз? (Ягода.)

Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)

Январь год начинает, а декабрь (Заканчивает) .

Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)

Как называется гнездо белки? (Гайно.)

Кто кукукает: кукушка – самка или самец? (Самец.)

Какая птица не летает? (Пингвин.)

У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тысяч зубов.)

У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)

Кто пьет ногой? (Лягушка.)

Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, жаба – ночное.)

Вторая команда

Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)

Самая высокая трава. (Бамбук.)

Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)

В воде родится, а воды боится? (Соль.)

Временное жилище в лесу? (Шалаш.)

Лесной заменитель кофе? (Цикорий.)

У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)

Какое дерево весной плачет? (Береза.)

Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)

Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет – символ опасности.)

Тара для сбора грибов? (Корзина.)

–  Решение педагогических ситуаций.

1. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья». Мужчина идущий мимо слышит этот диалог и останавливает этого мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылышки бабочке? ». Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей.

Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черной смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята собственными мыслями. «Почему ты меня не слушаешь? » – спросила Ира и вырвала руку. «Это что за капризы? » – вспыхнула мать, и сломав молодую ветку черной смородины, хлестнула ею девочку. Потом зло сказа: «Кому нужны твои хлопоты, это просто детская игра. Без тебя хватает охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке две мамы разговаривают. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. В их руках уже по большой охапке.

– Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто никогда не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям.

– Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь, чтобы поговорить с мамами (детьми)

–  «Экологический куплет»

Вспомнить и пропеть куплет песни про животных, насекомых, растений, явлениях природы. Команды по очереди исполняют куплеты, чья команда больше назовет песен, получает цветочек.

–  «Черный ящик»

Нужно отгадать, что в черном ящике, ответив на вопросы:

1) В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Что в черном ящике? (Помидор, томат) .

2) Родина его Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание сажать его мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. (Картофель.)

3. Итоги пед. совета

Приложение №1

«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»

     Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

    Актуальностью экологических проблем в настоящее время вызвана необходимость организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Неслучайно именно в этот период важно уделять особое внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.

    При этом экологическое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей по двум направлениям:

• формирование экологических знаний;

• экологически правильного отношения к природным объектам

   Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

    Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

   Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный центр с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить центр помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

    Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

nsportal.ru

Педагогический проект “Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста”

Педагогический проект

«Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста»

            Актуальность. Формирование экологической культуры детей – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Формированием экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.

Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды отходами хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении  всей жизни человека. 

Экологическое воспитание – это нужное направление  дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная  экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны,  поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны.   Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует) целостности живых организмов, всех жителей планеты.

        Тип проекта: долгосрочный 1 год. 

             Участники проекта: воспитанники СП «Детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова с. Старопохвистнево,  педагоги, родители.

             Цель:  Формирование основ экологической культуры  у детей дошкольного возраста.

             Задачи:    
1. Изучение и анализ научно – методической литературы;
2. Создание оптимальных условий для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста; 
3. Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников;
4. Анализ, результативность, перспективность.

Воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с  раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле. Формирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого  не хватит никакого времени. Поэтому на занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом, а также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности, включая свободную.

Этапы проекта

1.Организационный (август – сентябрь)

 Подбор информации, консультаций, материала для  реализации идеи. Составление плана проекта, определение  сроков реализации  проекта.

2.Содержательный (октябрь – апрель)

 Проведение непосредственно образовательной деятельности (занимательное дело) с детьми, специалистами и педагогами ДОУ, комплексное, тематическое планирование.

 

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению: фотовыставок, стенгазеты  и т.д.

3. Результативный  (май – июнь)

Провести анализ результатов проектной деятельности. Определить перспективность темы.

1.Выяснить уровень знаний детей об основах экологической культуры.

2.Провести экскурсию по территории детского сада, обратить внимание на цветники, деревья, кустарники и.т.д.

3. Провести беседу (природа в жизни человека, подвести к пониманию, каково её значение).

4. Чтение художественной литературы (характеризующие поступки героев).

1. Конспект беседы «Мы часть – природы»

2. Экскурсия по территории детского сада.

3. Конспект беседы «Сокровища леса»

4. Чтение произведений о природе.

II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы

1. Провести беседу о необходимости узнать как можно больше информации о том, как надо беречь природу.

2. Попросить родителей прогуляться с детьми в ближайший парк, бор, проявить заботу о пернатых друзьях, муравьях, белках и.т.д.

3. Познакомить в течение года с настольно – печатными играми: «С какой ветки детки?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары природы», «Времена года»,

«Путешествие по календарю».

4. Просмотр мультфильма «Да здравствует природа! Режиссер В. Скроденис.

5.Игры – упражнения (формирования основ экологической культуры)

6.Разработка перспективного планирования дидактических игр (образовательная область Познание) для дошкольного возраста.

7. Разработка конспектов познавательной деятельности для дошкольного возраста.

1.Конспект беседы «Не причиняй вреда природе!»

2.Совместные наблюдения родителей и детей за живой и неживой природой.

3.Конспекты настольно – печатных игр: «С какой ветки детки?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары природы», «Времена года», «Путешествие по календарю».

4. Мультфильм «Да здравствует природа!»

5. Конспекты игр – упражнений.

6. Перспективное планирование дидактических игр (образовательная область Познание) для дошкольного возраста.

7. Конспекты познавательной деятельности для детей дошкольного возраста.

III.Реализация идеи

8.Цикл познавательных наблюдений «В мире природы»

9. Просмотр мультфильма «Берегите природу!»

10. Подготовить выставку детских работ «Юные хранители природы» (совместное сотворчество родители и дети)

11. Изготовить всем участникам выставки детских работ медаль «Юные хранители природы»

8. Конспекты наблюдений «В мире природы»

9. Мультфильм «Берегите природу!»

10. Выставка работ «Юные хранители природы»

11. Вручение участникам выставки медалей «Юные хранители природы»

IV. Презентация

проекта

12. Подготовить презентацию «Я природу берегу – ей полезным быть хочу!»

12. Просмотр презентации «Я природу берегу – ей полезным быть хочу!»

 

Этапы проекта

Методическая работа с педагогами

1.Семинар «Экологическое воспитание  дошкольников»

2. Подготовить консультацию «Поведение детей в природе»

3. Конкурс «Оформление уголка природы в группе»

4. Подготовить к просмотру документальный фильм «Все нужны на Земле»

1. План проведения семинара.

2. Консультация  для педагогов

«Поведение детей в природе»

3. Требования к оформлению уголка природы в группе.

4. Документальный фильм «Все нужны на Земле»

 

Взаимодействие с родителями

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через образовательную область «Познавательное развитие»

2.Подготовить приглашения на родительское собрание.

3. Провести родительское собрание в форме круглого стола «Сбережем родную природу»

4. Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание детей»

5. Подготовить консультации по формированию основ экологической культуры

– «Знакомим малыша с природой» – «Как научить малышей беречь природу»

– «Азбука поведения в природе» – «Пожар — это беда леса!»

6. Привлечь родителей к участию выставки детских работ « Юные хранители природы»

7. Привлечь родителей в облагораживании детских групповых участков.

1.План работы по реализации проекта «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через образовательную область «Познавательное развитие»

2. Примерная форма приглашения на родительское собрание.

3. Родительское собрание «Сбережем родную природу»

4. Результаты анкетирования.

5. Консультации, папки – передвижки по формированию основ экологической культуры.

6. Выставка работ.

7. Проведение совместных мероприятий.

Выводы

Таким образом, формирование основ  экологической  культуры  у детей дошкольного возраста  – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.

Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.

Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.

  

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно,

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе».

(А. В. Орлов)

infourok.ru

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Библиографическое описание:

Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3683/ (дата обращения: 19.07.2019).

Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учат их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растёт интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.

Преступая к работе по данной теме, мы провели обследование детей. Анализ результатов диагностики показывал, что у большинства воспитанников слабые представления о живой и неживой природе, об явлениях природы, особенностях внешнего строения живых организмов, их потребностях; дети в полной мере могут устанавливать условия, необходимые для жизни растений и т. д. Также наблюдались слабые эмоциональные проявления или они вообще отсутствуют при общении с животными и растениями. У детей не было интереса, они не проявляли сочувствия к попавшим в беду; не стремились удовлетворить потребности живого организма, проявить гуманные чувства к живому.

Поэтому перед нами встала задача — познакомить детей с живой и неживой природой, сезонными изменениями, домашними и дикими животными, с особенностями внешнего строения живых организмов, научить бережно относиться к природе, так как впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека не только к природе, но и к другим людям, к Родине и родному краю.

Была поставлена цель: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Определены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах;

  2. Воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты;

  3. Формировать у воспитанников навыки бережного отношения к природе.

Материал, предлагаемый детям для усвоения, располагался «по спирали», от простого к сложному, благодаря чему удалось сочетать последовательность и цикличность его изучения, сохранять достаточно высокий уровень активности детей и постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. При реализации работы использовали следующие методы и формы работы: наблюдения, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые прогулки, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения, эвристические беседы, работа с перфокартами, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, словесные игры, элементы подвижных игр, «экологическая тропа», викторины, КВНы, кроссворды.

Опыт работы включал в себя 3 этапа:

Первый этап предполагал первоначальное обследование детей, которое было направлено на выявление актуального уровня представлений детей, умений, отношений.

Методы проведения обследования — это диагностические карты, дидактические игры, рассматривание картин, также наблюдения за детьми во время экскурсий, индивидуальных поручений, дежурств в уголке природы, участия в экспериментальной работе, при рассматривании экспериментальных объектов.

Второй этап предполагал формирование экологических представлений и промежуточную диагностику.

Данный этап состоял из трёх блоков:

  • Первый блок посвящён знакомству детей 4–5 лет с понятиями живой и неживой природы: дети узнают о диких и домашних животных, знакомятся с комнатными растениями и способами ухода за ними. Знакомясь с объектами неживой природы, узнают о сезонных изменениях и взаимосвязях между ними.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-следственное мышление, они легко запоминают то, что видят, поэтому для работы по экологическому воспитанию мы остановились на следующих методах и формах работы: наблюдения, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые таблицы, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения. Предпочтение было отведено нетрадиционным формам работы — игры с сюрпризными моментами и интегрированной непосредственно образовательной деятельности, где дети имеют возможность закрепить знания и в своих творческих работах показать знания о природе.

Методы и формы работы расширяются, добавляются эвристические, работа с перфокартами, словесные игры, беседы, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, элементы подвижных игр, «экологическая тропа».

Методы и формы работы расширяются, вводятся викторины, КВНы, кроссворды.

Экологические представления дети получали из сказок, мифов и легенд, наблюдений, игр, опытов, музыки, рисования. Парадоксальные факты, необычные сведения, использование фольклорного материала вызывали у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и неживым компонентам природной среды. Приём удивления использовался как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов.

Третий этап — мониторинг.

Формирование позитивного отношения к природе, стремление её оберегать, достигалось в ходе бесед «Чудо рядом с тобой», «По тропинке в лес пойдём», что позволило скорректировать имеющиеся у дошкольников первоначальные представления о лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. Через беседы формировались новые экологические знания, в том числе и о нормах поведения в лесу, побуждали детей к размышлениям, учили анализировать свои и чужие поступки, воспитывали эмоциональную отзывчивость, развивали наблюдательность дошкольников.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного. Перед нами стояла задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Мы использовали как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества и проводились в двух направлениях:

Прежде, чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, её микроклимат). Важно было проводить работу дифференцированно, объединить родителей. Использовали и словесные ситуации, которые предлагали родителям обсудить дома с детьми.

Например, «На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их»:

  • Дайте оценку этому поступку.

  • Как бы Вы поступили?

  • Что надо делать, когда встречаете птиц?

  • Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

  • Надо ли помогать птицам? Как?

  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

  • Рассказывали о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывали их родителям;

  • Давали советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома;

  • Напоминали родителям о том, что дети должны знать цель труда;

  • Советовали родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовать их, создавали совместные экологические плакаты.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

В итоге вместе с родителями был сделан вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.

Таким образом, наш опыт работы показал, что желаемого результата в экологическом воспитании детей можно добиться при хорошо спланированном воспитательно-образовательном процессе и тесном сотрудничестве с родителями.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду (Текст)/А. К. Бондаренко. — М.,1991.

  2. Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение (Текст) /Ю. Р. Васильев. — М.,1997.

  3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой (Текст)/ С. А. Веретенникова. — М.,1980.

  4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями (Текст)/ В. А. Дрязгунова. — М.,1981.

  5. Дыбина О. В. Что было до… (Текст)/О. В. Дыбина. — М.,1999.

  6. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных (Текст)/ Е. И. Золотова. — М.,1988.

  7. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки (Текст)/ Ю. Г. Илларионова. — М.,1985.

  8. Козлова С. А. Мой мир (Текст)/ С. А. Козлова. — М.,2000.

  9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду (Текст)/ Н. В. Коломина — М.,2003.

  10. Азбука экологии (Текст)/Н. Н. Кондратьева. — СПб., 1996.

  11. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми (Текст)/Л. П. Молодова. — Минск,1996.

  12. Николаева, С. И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве (Текст)/С. И. Николаева. — М.,1995.

  13. Рыжова Н. А. Волшебница вода (Текст)/Н. А. Рыжова. — М.,1997.

  14. Рыжова Н. А. Невидимка воздух (Текст)/ Н. А. Рыжова. — М., 1997.

  15. Смирнова В. Тропинка в природу (Текст)/В. Смирнова. — СПб..2003.

  16. Элиот Д. Детская энциклопедия (Текст)/Д. Элиот. — М.:Росмэн,1994.

moluch.ru

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Библиографическое описание:

Анахина Т. А., Васильева С. Н. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2294/ (дата обращения: 19.07.2019).



Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст — это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Практика показывает, что дети дошкольного возраста способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы. В соответствии с возрастными особенностями детей педагогам необходимо создавать условия для формирования и развития естественнонаучных представлений. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Приобретенное в детстве умение видеть или слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по математике, русскому и иностранному языку. В то же время бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений в игровой форме) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природой.

В связи с этим возникло противоречие между необходимостью повышать уровень экологического воспитания детей и недостаточностью технологической проработкой этого процесса в условии традиционного обучения. Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

В основе опыта лежат идеи выдающихся мыслителей и педагогов прошлого, которые придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Целью реализации экологического содержания программы «Детство» является формирование экологической воспитанности дошкольников. Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «Мы», то есть единства. Это и определило название программы, которую, создала Н. Н. Кондратьева. В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Изучение теоретической литературы, проведение анализа программы дали направление о выборе темы опыта.

В опыте используются материалы программы Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!». Содержание представленного плана отражает основные принципы построения данной программы:

− системное строение природы;

− понятие «живое» как основа экологического образования;

− единство живой и неживой природы;

− приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;

− единство человека и природы как основы экологического сознания.

Цель опыта: обеспечение положительной динамики формирования основ экологической культуры дошкольников через повседневную деятельность.

Для достижения цели отобрано ряд методов и форм работы с детьми.

Методы:

− анализ специальных литературных источников;

− диагностика уровня экологических знаний детей, соответствия его современным требованиям;

− практические (игровые).

Формы организации работы с дошкольниками:

− беседы;

− наблюдения;

− экскурсии;

− труд;

− опытная деятельность;

− игры и игровые упражнения;

− досуги, развлечения, праздники.

Для успешного решения задач по экологическому воспитанию дошкольников в повседневной деятельности выделили следующие направления в своей деятельности:

− взаимодействие с детьми;

− взаимодействие с родителями воспитанников.

Прежде всего, особое внимание уделено развивающей среде, разработана модель организации предметно-развивающей среды. В группе был оформлен уголок природы, подобраны комнатные растения согласно возрастному принципу и требованиям программы, организованна мини лаборатория, систематизированы и изготовлены дидактические игры с элементами моделирования: «Цветочный мир?», «Отгадай, где я живу?», «Растения и окружающая среда», «Заселите планету», «Расскажи про птиц», «Расскажи о животных», и д. р. Средством достижения поставленных целей и задач были выбраны различные формы работы с детьми в повседневной деятельности.

− исследовательской деятельности детей

− беседы, чтения

− целевых прогулок, экскурсии

− наблюдения

− на экологической тропинке

− работа на метеостанции

− игровая деятельность

− трудовая деятельность.

Работа строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Разработан и проведён цикл бесед, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Конспекты бесед на темы: «Наш дом — природа», «В гостях у Гриба — Лесовика».

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. С этой целью разработаны маршруты целевых прогулок по территории ДОУ и за её пределы для разных возрастных групп, составлены планы-конспекты экскурсий к объектам природы, продуманы циклические и эпизодические наблюдения за одним и тем же объектом.

В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на экологической тропинке. Это наблюдения, беседы, игры. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологического воспитания и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, чувства близости с природой и сопереживания к живым существам.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Такие игры как «Приготовь лекарство», «Построй домик животному».

Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через повседневную деятельность является трудовая деятельность. Данная форма предлагает организацию совместной трудовой деятельности детей и воспитателей. Трудовая деятельность ребенка — дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В любом случае «труд в природе» традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы — и экологического образования дошкольников. В процессе труда в природе учила детей подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения. Трудовые поручения используем при работе детей в уголке природы. Это дает возможность тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию экологической культуры, а также воспитанию ответственности за порученное дело. Очень занимательным делом для детей стало выращивание «зеленого огорода» на окне в зимний период. Если в младших группах дети сами сажали лук, фасоль, верхушки корнеплодов — моркови, свеклы, то в старших группах выращивали самостоятельно рассаду для огорода и цветников. В старшей группе ежедневно организовывали дежурство в уголке природы. Дети самостоятельно определяли круг своих дел, следили за комнатными растениями. В конце дня дежурные делились своими впечатлениями и наблюдениями, рассказывали что-нибудь интересное.

Итоги работы над темой опыта показали, что существенно улучшились показатели уровня сформированности экологических представлений и основ экологической культуры дошкольников. Это было связано с использованием предложенной системы экологического воспитания детей дошкольного возраста в повседневной деятельности. Стабильная систематическая работа в данном направлении дала положительные результаты в работе с детьми.

Таким образом, систематическая, целенаправленная и последовательная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в повседневной деятельности способствует формированию основ экологической культуры дошкольников, открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста/О. А. Воронкевич — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008. — 496 с.
  2. Зебзеева В. И. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – с. 45–49.

Основные термины (генерируются автоматически): повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Похожие статьи

Особенности формирования экологической культуры

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников. Экологическое воспитание как способ…

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Психологические основы становления экологического сознания…

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Актуальность экологического воспитания детей старшего…

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Воспитание основ экологической культуры детей

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Интеграция физического и экологического воспитания детей

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Воспитание основ экологической культуры старших…

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Экологическое воспитание как одно из современных…

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

moluch.ru

” Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста”.

Автор: Кушниренко Марина Алексеевна

Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей

дошкольного возраста»

Образовательная   область  «Познавательное развитие»

            Актуальность. Формирование экологической культуры детей – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Формированием экологической культуры, является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении  всей жизни человека. 

Экологическое воспитание – это новое направление  дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная  экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны,  поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны.   Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.

 

 

У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует) целостности живых организмов, всех жителей планеты. Дать понять, что нет абсолютно вредного в природе и абсолютного  полезного живого, все должно существовать в тесной зависимости.

            Тип проекта: долгосрочный 1 год. 

             Участники проекта: воспитанники старшей группы МБДОУ « Светлячок»,  , родители.

             Цель:  Формирование   основ   экологической         культуры  у   детей дошкольного возраста.

             Задачи:    
1. Изучение и анализ научно – методической литературы;
2. Создание оптимальных условий; 
3. Взаимодействие ДОУ с родителями;
4. Анализ, результативность, перспективность.

                                                                                                                                                Целью экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

 Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие  из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом чувствительного восприятия природы. Очень важно не пропустить этот благоприятный момент для создания условий по формированию экологического мировоззрения дошкольника. В период  дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте очень легко образуются стереотипы, которые с трудом поддаются перестройке. Поэтому очень важно в этот период заложить четкие и правильные представления об окружающей природе и главное – о взаимодействии живого и неживого в ней.

Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы

 

 

круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».  

                

Экологическое воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Итак, работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с  раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе. О его ответственности за все живое на земле.                                                Формирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого  не хватит никакого времени. Поэтому на занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом. А также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности. Включая свободную.

Этапы проекта

1.Организационный (август – сентябрь)

 Подбор информации, консультаций, материала для  реализации идеи. Составление плана проекта, определение  сроков реализации  проекта.

2.Содержательный (октябрь – апрель)

 Проведение непосредственно образовательной деятельности (занимательное дело) с детьми, комплексное, тематическое планирование.

 

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению: фотовыставок, стенгазеты  и т.д.

3. Результативный  (май – июнь)

Провести анализ результатов проектной деятельности. Определить перспективность темы.

 

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

I. Погружение  в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей  в предстоящей деятельности.

1.Выяснить уровень знаний  детей об основах экологической культуры.

2.Провести экскурсию по территории детского сада, обратить внимание на цветники, деревья, кустарники и.т.д.

3.  Провести беседу (природа в жизни человека, подвести к пониманию, каково  её значение).

4. Чтение художественной литературы (характеризующие поступки героев).

1. Конспект  беседы «Ты часть – природы»

 

2.  Экскурсия по территории детского сада.

3. Конспект  беседы «По тропинке в лес пойдем»

4. Чтение произведений о природе.

II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы

1. Провести беседу  о необходимости  узнать как можно больше информации о том, как надо беречь природу.

2. Попросить родителей прогуляться в ближайший парк, бор, проявить заботу о пернатых друзьях, муравьях, белках и.т.д.

3. Познакомить  в течение года с настольно – печатными играми: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары

 

природы», «Времена года»,

«Путешествие по календарю».

4. Просмотр мультфильма «Да здравствует природа! Режиссер В. Скроденис.

5.Игры – упражнения (формирования основ экологической культуры)

6.Разработка перспективного планирования  дидактических игр (образовательная область Познание)  для младшего дошкольного возраста.

7. Разработка конспектов поисково – познавательной деятельности  для младшего дошкольного возраста.

1.Конспект беседы «Чудо рядом с тобой»

 

2.Совместные наблюдения  за живой и неживой природой родителей и детей.

3.Конспекты настольно – печатных игр: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары природы», «Времена года», «Путешествие по календарю».

4. Мультфильм «Да здравствует природа!»

5. Конспекты  игр – упражнений.

6. Перспективное планирование  дидактических игр (образовательная область Познание) для младшего дошкольного возраста.

7. Конспекты поисково – познавательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

III.Реализация идеи

8.Цикл познавательных наблюдений «В мире природы»

  9. Просмотр мультфильма «Берегите природу!»

10. Подготовить выставку детских работ «Мы юные любители природы» (совместное сотворчество родители и дети)

11. Изготовить всем участникам выставки детских работ медаль «Мы юные любители природы»

8. Конспекты наблюдений «В мире природы»

9. Мультфильм «Берегите природу!»

10. Выставка работ «Мы юные любители природы»

11. Вручение участникам выставки  медалей «Мы юные любители природы»

IV.  Презентация проекта

12. Подготовить  презентацию          «Я природу берегу  – быть полезным ей хочу!»

12. Просмотр презентации «Я природу берегу – быть полезным ей хочу!»

Этапы проекта

Методическая работа с педагогами

Содержание деятельности

Практические материалы

1 «Экологическое воспитание  дошкольников»

 

2. Подготовить консультацию «Поведение детей в природе»

3. Конкурс «Оформление уголка природы в группе»

 

2. Консультация  для педагогов

 

«Поведение детей в природе»

.

4. Документальный фильм «Все нужны на Земле»

 

 

Взаимодействие с родителями

Содержание деятельности

Практические материалы

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Формирование основ  экологической  культуры  у детей младшего дошкольного возраста  через  образовательную  область  «Познавательное развитие»

2.Подготовить приглашения на родительское собрание.

3. Провести родительское собрание в форме круглого стола «Мы любим и знаем природу»

4. Анкетирование  родителей: «Экологическое воспитание детей»

5.  Подготовить консультации по формированию основ экологической культуры

– «Знакомим малыша с природой»             – «Как научить малышей беречь природу»  – «В союзе с природой»                                   – «Досуг с ребенком на природе»

6. Привлечь родителей к участию выставки детских работ  «Мы юные любители природы»

7. Привлечь родителей в облагораживании

 

детских групповых участков.

1. План работы по реализации  проекта «Формирование основ  экологической  культуры  у детей младшего дошкольного возраста  через  образовательную  область  «Познавательное развитие»

2. Примерная форма приглашения на родительское собрание.

3. Родительское собрание «Мы любим и знаем природу»

4. Результаты анкетирования.

 

5. Консультации, папки – передвижки  по формированию основ экологической культуры.

 

 

6. Выставка работ.

7. Проведение совместных мероприятий.

Выводы

Таким образом, формирование основ  экологической  культуры  у детей дошкольного возраста  – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.

Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.

Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.

 

 

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

 

multiurok.ru

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Дюймовочка» Курского муниципального района Ставропольского края

Опыт работы

Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста »

Шевелева Раиса Ивановна

Воспитатель

Ставропольский край, Курский район, с.Каново, ул.Школьная , дом 35

Тел. дом. 88796453394

Сот: 89614454129

эл[email protected]

2016год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

Содержание

Введение ………………………………………………………………стр. 2

1.Экологическое воспитание как средство развития детского изобразительного творчества

1.1. Значение экологического воспитания дошкольников ………………………………………………………… ………………стр.3-4

1.2. Проблемы развития экологического воспитания в
психолого-педагогической и методической литературе ………стр. 4-5

2. Содержание и методика работы по использованию экологического воспитания с целью воспитания подрастающего поколения

2.1. Методы и приемы………………………………………………стр.5-6

2.2. Характеристика используемых технологий……. стр. 6-7

3. Результативность внедрения экологических технологий в учебный процесс…………………………………………………………………стр.7-8

Заключение ……………………………………………………………………стр.8-9

Литература………………………………………………………стр. 9

Введение

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • в раннем детстве – формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

  • в школьные годы – способствовать пониманию целостной картины мира;

  • в периоды взросления и зрелости – развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

 Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.

Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы – это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве.

Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  «Человек и природа» звучит гордо. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но пожалуй никогда, она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общества для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. В последнее время характерно увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

 Веками человек был потребителем по отношению к природе, жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях, и я считаю, что необходимо экологическое воспитание всего населения. А начинать надо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, мягкое, теплое. Природа- матушка встречает нашего малыша морем звуков, запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Отсюда и возникает

Цель:

   -воспитание гуманного отношения к природе.

Для достижения этой цели, я поставила перед собой

 Задачи:

  • сформировать у детей систему экологических знаний и представлений ;

  • развить эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, сохранить её).

  • организовать участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

  • развивать любовь к природе родного края, родного села(моей малой Родине).

Все эти задачи существуют не обособленно, они взаимосвязаны;

-гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д;

 -раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её, полюбить-это дело посложнее. Для этого я сама должна уметь и умею жить в гармонии с природой, личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

в природоохранной деятельности, а дети готовы мне подражать

 Основное направление моей работы в детском саду- экологическое воспитанию дошкольников.

Работаю по программе Н.А. Рыжовой « Наш дом – природа»

 У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

 В группе создан;

  • уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе ( приложение № 1).

По территории детского сада проходит

(приложение № 2), но с учётом возраста детей их правильнее называть «экологическими тропинками». Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я старалась использовать, как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Так же у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе, они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяют других ( приложение № 3). Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков объясняю детям многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На

  • ознакомительной прогулке, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке я провожу наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми

наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .

Очень часто работаем с детьми по

  • экологическим проектам, как кратковременными, так и долгосрочными. Одним из интересных проектов считаю работу по долгосрочному проекту « Дерево» ( наблюдали в течении года)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

за березкой на участке детского сада. Был составлен перспективный план на год данного проекта. (приложение № 4)

Большой популярностью среди детей пользуется

  • исследовательская работа; различные опыты с природными материалами, изучение растений,

насекомых, встречающихся на экологической тропе. Результаты этих небольших исследований дополняют « экологический паспорт детского сада», разработанный совместно с педагогами нашего ДОУ.

Особая форма организации работы по экологическому воспитанию

На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. ( приложение №5).Находясь в лесу, на берегу речки, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

 Часто на занятиях я использую

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

В детском саду большой популярность пользуются конкурсы детских рисунков; « Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». ( приложение № 6) Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Уже стал традицией детского сада ежегодный конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

  Одна из лучших форм экологического воспитания считаю

Ежегодно отмечаем праздник « День земли» в апреле, в марте « «День птиц».( приложение № 7)

Экологические спектакли « Добрая змея». « Красный волк и серая шапочка» по сказкам Н.А Рыжовой. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.

 Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

 Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

Выпускается газета для родителей « Дюймовочка» куда размещаем статьи об экологическом воспитании детей.

  Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», начинаем с просмотра выставки книг по природе для детей. Показываем родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края

– то телевизионные передачи и т. д.

 Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

 Я считаю, что проделанная мной работа дала положительные результаты:

  •  сформированы начала экологической культуры у детей;

  •  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

  •  дети учатся практическим действиям по охране природы;

  •  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

  •  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Заключение

Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании…

Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием выполняют любые поручения педагога не испытывая при этом трудностей.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Список литературы:

1. Турыгина С.В.
Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы
      Год: 2010

2. Соломенникова О.В
Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет
      Год: 2014 

3.  Фесюкова Л.А
Уроки экологии: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы
      Год: 2014 

4. Н.А. Рыжова

Программа по экологическому воспитанию «Наш дом- природа»

Год: 2004

5. Киреева Л.Г.
Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий
      Год: 2008

6. Щербанёва Е.А.
Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет
      Год: 2015 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *