Формирование у детей дошкольного возраста основ экологической культуры: Формирование основ экологической культуры у дошкольников | Учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа):

Формирование экологической культуры у дошкольников

   

воспитатель первой квалификационной категории

детского сада МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Природа – это огромный мир, который таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Спланированная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, что очень важно для детей с нарушением слуха.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, которое проявляется во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении.

Считаю, что благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Психологами доказано, что 3-4 год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности. У ребенка вместе со стремлением действовать самому возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Под влиянием взрослых у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у младших дошкольников отмечается непроизвольный характер всех психических процессов.

Проблема взаимодействия природы и человека в настоящее время приобретает особую актуальность. Воспитание экологической культуры дошкольников – сейчас одна из важнейших задач общества и образования.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамического продвижения в решении насущных проблем современности.

Для решения организационных аспектов проблемы мной реализуется непрерывное экологическое образование воспитанников, включающее как проведение НОД по экологической тематике, так и дидактические игры.

Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в дошкольном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1. Экологическая пропаганда – разработка плакатов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды, пропаганде здорового образа жизни для воздействия не только на воспитанников, но и на их родителей. К примеру, провожу дидактические игры, также было проведено тематическое занятие на тему «Защитим лес».

2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, презентаций, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.

Особый акцент при решении вопроса формирования экологической культуры ставится на внедрение информационных, проектных и здоровьесберегающих технологий.

Подводя итог, хочу сказать, что следует стремиться к объединению формирующих педагогических и социальных факторов в едином процессе решения задач становления современной экологической культуры дошкольников, что нацеливает нас на расширение области педагогической ответственности, на поиск новых методик и форм работы в единстве детского сада, семьи и общественности, на объединение образовательных и социальных ресурсов формирования личности.

Список использованных источников

1. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие/ Н.Г Лаврентьева. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002.

2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др/ под ред. Е.А. Стребелевой. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 123с.

Количество просмотров: 4307  

Проект “«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста “

Автор: Хайретдинова Гульназ Зуфаровна

Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей

дошкольного возраста»

Образовательная   область  «Познавательное развитие»

            Актуальность. Формирование экологической культуры детей – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Формированием экологической культуры, является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении  всей жизни человека. 

Экологическое воспитание – это новое направление  дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная  экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны,  поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны.   Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.

 

 

У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует) целостности живых организмов, всех жителей планеты. Дать понять, что нет абсолютно вредного в природе и абсолютного  полезного живого, все должно существовать в тесной зависимости.

            Тип проекта: долгосрочный 1 год. 

             Участники проекта: воспитанники ДОУ с.Кундряк,  педагоги, специалисты, родители.

             Цель:  Формирование   основ   экологической         культуры  у   детей дошкольного возраста.

             Задачи:   
1. Изучение и анализ научно – методической литературы;
2. Создание оптимальных условий;
3. Взаимодействие ДОУ с родителями;
4. Анализ, результативность, перспективность.

                                                                                                                                                Целью экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

 Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие  из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом чувствительного восприятия природы. Очень важно не пропустить этот благоприятный момент для создания условий по формированию экологического мировоззрения дошкольника. В период  дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте очень легко образуются стереотипы, которые с трудом поддаются перестройке. Поэтому очень важно в этот период заложить четкие и правильные представления об окружающей природе и главное – о взаимодействии живого и неживого в ней.

Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы

 

 

круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».                  

Экологическое воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Итак, работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с  раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе. О его ответственности за все живое на земле.                                                Формирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого  не хватит никакого времени. Поэтому на занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом. А также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности. Включая свободную.

Этапы проекта

1.Организационный (август – сентябрь)

 Подбор информации, консультаций, материала для  реализации идеи. Составление плана проекта, определение  сроков реализации  проекта.

2.Содержательный (октябрь – апрель)

 Проведение непосредственно образовательной деятельности (занимательное дело) с детьми, специалистами и педагогами ДОУ, комплексное, тематическое планирование.

 

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению: фотовыставок, стенгазеты  и т. д.

3. Результативный  (май – июнь)

Провести анализ результатов проектной деятельности. Определить перспективность темы.

 

Этапы проекта

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

I. Погружение  в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей  в предстоящей деятельности.

1.Выяснить уровень знаний  детей об основах экологической культуры.

2.Провести экскурсию по территории детского сада, обратить внимание на цветники, деревья, кустарники и.т.д.

3.  Провести беседу (природа в жизни человека, подвести к пониманию, каково  её значение).

4. Чтение художественной литературы (характеризующие поступки героев).

1. Конспект  беседы «Ты часть – природы»

 

2.  Экскурсия по территории детского сада.

3. Конспект  беседы «По тропинке в лес пойдем»

4. Чтение произведений о природе.

II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы

1. Провести беседу  о необходимости  узнать как можно больше информации о том, как надо беречь природу.

2. Попросить родителей прогуляться в ближайший парк, бор, проявить заботу о пернатых друзьях, муравьях, белках и.т.д.

3. Познакомить  в течение года с настольно – печатными играми: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары

 

природы», «Времена года»,

«Путешествие по календарю».

4. Просмотр мультфильма «Да здравствует природа! Режиссер В. Скроденис.

5.Игры – упражнения (формирования основ экологической культуры)

6.Разработка перспективного планирования  дидактических игр (образовательная область Познание)  для младшего дошкольного возраста.

7. Разработка конспектов поисково – познавательной деятельности  для младшего дошкольного возраста.

1.Конспект беседы «Чудо рядом с тобой»

 

2.Совместные наблюдения  за живой и неживой природой родителей и детей.

3.Конспекты настольно – печатных игр: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары природы», «Времена года», «Путешествие по календарю».

4. Мультфильм «Да здравствует природа!»

5. Конспекты  игр – упражнений.

6. Перспективное планирование  дидактических игр (образовательная область Познание) для младшего дошкольного возраста.

7. Конспекты поисково – познавательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

III.Реализация идеи

8.Цикл познавательных наблюдений «В мире природы»

  9. Просмотр мультфильма «Берегите природу!»

10. Подготовить выставку детских работ «Мы юные любители природы» (совместное сотворчество родители и дети)

11. Изготовить всем участникам выставки детских работ медаль «Мы юные любители природы»

8. Конспекты наблюдений «В мире природы»

9. Мультфильм «Берегите природу!»

10. Выставка работ «Мы юные любители природы»

11. Вручение участникам выставки  медалей «Мы юные любители природы»

IV.  Презентация  проекта

12. Подготовить  презентацию          «Я природу берегу  – быть полезным ей хочу!»

12. Просмотр презентации «Я природу берегу – быть полезным ей хочу!»

Методическая работа с педагогами

Содержание деятельности

Практические материалы

1.Семинар «Экологическое воспитание  дошкольников»

 

2. Подготовить консультацию «Поведение детей в природе»

3. Конкурс «Оформление уголка природы в группе»

4. Подготовить к просмотру документальный фильм «Все нужны на Земле»

 

1. План проведения семинара.

2. Консультация  для педагогов

 

«Поведение детей в природе»

3. Требования к оформлению уголка природы в группе.

4. Документальный фильм «Все нужны на Земле»

 

 

Взаимодействие с родителями

Содержание деятельности

Практические материалы

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Формирование основ  экологической  культуры  у детей младшего дошкольного возраста  через  образовательную  область  «Познавательное развитие»

2.Подготовить приглашения на родительское собрание.

3. Провести родительское собрание в форме круглого стола «Мы любим и знаем природу»

4. Анкетирование  родителей: «Экологическое воспитание детей»

5.  Подготовить консультации по формированию основ экологической культуры

– «Знакомим малыша с природой»             – «Как научить малышей беречь природу»  – «В союзе с природой»                                   – «Досуг с ребенком на природе»

6. Привлечь родителей к участию выставки детских работ  «Мы юные любители природы»

7. Привлечь родителей в облагораживании

 

детских групповых участков.

1. План работы по реализации  проекта «Формирование основ  экологической  культуры  у детей младшего дошкольного возраста  через  образовательную  область  «Познавательное развитие»

2. Примерная форма приглашения на родительское собрание.

3. Родительское собрание «Мы любим и знаем природу»

4. Результаты анкетирования.

 

5. Консультации, папки – передвижки  по формированию основ экологической культуры.

 

 

6. Выставка работ.

7. Проведение совместных мероприятий.

Выводы

Таким образом, формирование основ  экологической  культуры  у детей дошкольного возраста  – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.

Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.

Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.

 

 

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

 

 

Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами искусства

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 311, 2021

Международная конференция «Экологические парадигмы устойчивого развития: политическое, экономическое и технологическое измерение проблем биосферы» (EPSD 2021)
Номер статьи 02007
Количество страниц) 8
Секция «Зеленые университеты» и формирование экологической культуры
ДОИ https://doi.org/10.1051/e3sconf/202131102007
Опубликовано онлайн 19 октября 2021 г.

E3S Web of Conferences 311 , 02007 (2021)

O. P. Radynova 1 * , I. V. Gruzdova 2 и I. A. A. Korsakova 166669

333333633336 3636 3

6 3

6 3

3
33333336 3

3 2 . 1 Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, Москва, Россия
2 Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В статье раскрывается проблема формирования основ экологической культуры у дошкольников средствами музыкального искусства. Формирование основ экологической культуры происходит не только на основе накопления природоведческих знаний, в дошкольном детстве этот процесс протекает эффективнее, если в его основе лежат чувственное познание красоты и гармонии природы, мотивы уважительного отношения к ней. природа кристаллизуется в переживании эмоциональных и ценностных переживаний. Авторы статьи рассматривают механизмы формирования экологической культуры ребенка в процессе восприятия художественно-образного содержания музыки. Чувственный опыт как основа познания в искусстве позволяет сформировать систему ценностных переживаний, в том числе связанных с отношением ребенка к живой и неживой природе. Эмоциональная отзывчивость на красоту музыки, произведений искусства, отражающих образы природы, связана с отзывчивостью в жизни. Потребность в охране, сохранении и приумножении богатств родной природы может быть воспитана в опыте общения с музыкой, если ребенок переживает содержание музыкального образа как личностно значимое событие.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Microsoft Word – Статья 12. (Поданева, Сазонова, Токарева).edit.docx

%PDF-1.3 % 40 0 объект >>>]/ON[78 ​​0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[78 0 R 126 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 125 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 130 0 R>> эндообъект 77 0 объект >поток 2020-01-21T05:08:42ZWord2020-01-26T17:08:04+01:002020-01-26T17:08:04+01:00Mac OS X 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *