воспитатель первой квалификационной категории детского сада МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска |
Природа – это огромный мир, который таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Спланированная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, что очень важно для детей с нарушением слуха.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, которое проявляется во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении.
Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Психологами доказано, что 3-4 год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности. У ребенка вместе со стремлением действовать самому возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Под влиянием взрослых у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у младших дошкольников отмечается непроизвольный характер всех психических процессов.
Проблема взаимодействия природы и человека в настоящее время приобретает особую актуальность. Воспитание экологической культуры дошкольников – сейчас одна из важнейших задач общества и образования.
Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамического продвижения в решении насущных проблем современности.Для решения организационных аспектов проблемы мной реализуется непрерывное экологическое образование воспитанников, включающее как проведение НОД по экологической тематике, так и дидактические игры.
Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в дошкольном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1. Экологическая пропаганда – разработка плакатов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды, пропаганде здорового образа жизни для воздействия не только на воспитанников, но и на их родителей. К примеру, провожу дидактические игры, также было проведено тематическое занятие на тему «Защитим лес».
2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, презентаций, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.
Особый акцент при решении вопроса формирования экологической культуры ставится на внедрение информационных, проектных и здоровьесберегающих технологий.
Подводя итог, хочу сказать, что следует стремиться к объединению формирующих педагогических и социальных факторов в едином процессе решения задач становления современной экологической культуры дошкольников, что нацеливает нас на расширение области педагогической ответственности, на поиск новых методик и форм работы в единстве детского сада, семьи и общественности, на объединение образовательных и социальных ресурсов формирования личности.
Список использованных источников
1. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие/ Н.Г Лаврентьева. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002.
2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др/ под ред. Е.А. Стребелевой. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 123с.
Количество просмотров: 4307 |
Автор: Хайретдинова Гульназ Зуфаровна
Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей
дошкольного возраста»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Актуальность. Формирование экологической культуры детей – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Формированием экологической культуры, является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.
Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны. Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.
У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует) целостности живых организмов, всех жителей планеты. Дать понять, что нет абсолютно вредного в природе и абсолютного полезного живого, все должно существовать в тесной зависимости.
Тип проекта: долгосрочный 1 год.
Участники проекта: воспитанники ДОУ с.Кундряк, педагоги, специалисты, родители.
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно – методической литературы;
2. Создание оптимальных условий;
3. Взаимодействие ДОУ с родителями;
4. Анализ, результативность, перспективность.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом чувствительного восприятия природы. Очень важно не пропустить этот благоприятный момент для создания условий по формированию экологического мировоззрения дошкольника. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте очень легко образуются стереотипы, которые с трудом поддаются перестройке. Поэтому очень важно в этот период заложить четкие и правильные представления об окружающей природе и главное – о взаимодействии живого и неживого в ней.
Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы
круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».
Экологическое воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.
Итак, работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе. О его ответственности за все живое на земле. Формирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого не хватит никакого времени. Поэтому на занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом. А также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности. Включая свободную.
Этапы проекта
1.Организационный (август – сентябрь)
Подбор информации, консультаций, материала для реализации идеи. Составление плана проекта, определение сроков реализации проекта.
2.Содержательный (октябрь – апрель)
Проведение непосредственно образовательной деятельности (занимательное дело) с детьми, специалистами и педагогами ДОУ, комплексное, тематическое планирование.
Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению: фотовыставок, стенгазеты и т. д.
3. Результативный (май – июнь)
Провести анализ результатов проектной деятельности. Определить перспективность темы.
Этапы проекта
Этапы проекта | Содержание деятельности | Практические материалы |
I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. | 1.Выяснить уровень знаний детей об основах экологической культуры. 2.Провести экскурсию по территории детского сада, обратить внимание на цветники, деревья, кустарники и.т.д. 3. Провести беседу (природа в жизни человека, подвести к пониманию, каково её значение). 4. Чтение художественной литературы (характеризующие поступки героев). | 1. Конспект беседы «Ты часть – природы»
2. Экскурсия по территории детского сада. 3. Конспект беседы «По тропинке в лес пойдем» 4. Чтение произведений о природе. |
II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы | 1. Провести беседу о необходимости узнать как можно больше информации о том, как надо беречь природу. 2. Попросить родителей прогуляться в ближайший парк, бор, проявить заботу о пернатых друзьях, муравьях, белках и.т.д. 3. Познакомить в течение года с настольно – печатными играми: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары
природы», «Времена года», «Путешествие по календарю». 4. Просмотр мультфильма «Да здравствует природа! Режиссер В. Скроденис. 5.Игры – упражнения (формирования основ экологической культуры) 6.Разработка перспективного планирования дидактических игр (образовательная область Познание) для младшего дошкольного возраста. 7. Разработка конспектов поисково – познавательной деятельности для младшего дошкольного возраста. | 1.Конспект беседы «Чудо рядом с тобой»
2.Совместные наблюдения за живой и неживой природой родителей и детей. 3.Конспекты настольно – печатных игр: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары природы», «Времена года», «Путешествие по календарю». 4. Мультфильм «Да здравствует природа!» 5. Конспекты игр – упражнений. 6. Перспективное планирование дидактических игр (образовательная область Познание) для младшего дошкольного возраста. 7. Конспекты поисково – познавательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. |
III.Реализация идеи | 8.Цикл познавательных наблюдений «В мире природы» 9. Просмотр мультфильма «Берегите природу!» 10. Подготовить выставку детских работ «Мы юные любители природы» (совместное сотворчество родители и дети) 11. Изготовить всем участникам выставки детских работ медаль «Мы юные любители природы» | 8. Конспекты наблюдений «В мире природы» 9. Мультфильм «Берегите природу!» 10. Выставка работ «Мы юные любители природы» 11. Вручение участникам выставки медалей «Мы юные любители природы» |
IV. Презентация проекта | 12. Подготовить презентацию «Я природу берегу – быть полезным ей хочу!» | 12. Просмотр презентации «Я природу берегу – быть полезным ей хочу!» |
Методическая работа с педагогами
Содержание деятельности | Практические материалы |
1.Семинар «Экологическое воспитание дошкольников»
2. Подготовить консультацию «Поведение детей в природе» 3. Конкурс «Оформление уголка природы в группе» 4. Подготовить к просмотру документальный фильм «Все нужны на Земле»
| 1. План проведения семинара. 2. Консультация для педагогов
«Поведение детей в природе» 3. Требования к оформлению уголка природы в группе. 4. Документальный фильм «Все нужны на Земле» |
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы |
1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Формирование основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через образовательную область «Познавательное развитие» 2.Подготовить приглашения на родительское собрание. 3. Провести родительское собрание в форме круглого стола «Мы любим и знаем природу» 4. Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание детей» 5. Подготовить консультации по формированию основ экологической культуры – «Знакомим малыша с природой» – «Как научить малышей беречь природу» – «В союзе с природой» – «Досуг с ребенком на природе» 6. Привлечь родителей к участию выставки детских работ «Мы юные любители природы» 7. Привлечь родителей в облагораживании
детских групповых участков. | 1. План работы по реализации проекта «Формирование основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через образовательную область «Познавательное развитие» 2. Примерная форма приглашения на родительское собрание. 3. Родительское собрание «Мы любим и знаем природу» 4. Результаты анкетирования.
5. Консультации, папки – передвижки по формированию основ экологической культуры.
6. Выставка работ. 7. Проведение совместных мероприятий. |
Выводы
Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.
Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.
Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция E3S. Том 311, 2021 Международная конференция «Экологические парадигмы устойчивого развития: политическое, экономическое и технологическое измерение проблем биосферы» (EPSD 2021) | |
---|---|---|
Номер статьи | 02007 | |
Количество страниц) | 8 | |
Секция | «Зеленые университеты» и формирование экологической культуры | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/e3sconf/202131102007 | |
Опубликовано онлайн | 19 октября 2021 г. |
E3S Web of Conferences 311 , 02007 (2021)
O. P. Radynova 1 * , I. V. Gruzdova 2 и I. A. A. Korsakova 166669
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
В статье раскрывается проблема формирования основ экологической культуры у дошкольников средствами музыкального искусства. Формирование основ экологической культуры происходит не только на основе накопления природоведческих знаний, в дошкольном детстве этот процесс протекает эффективнее, если в его основе лежат чувственное познание красоты и гармонии природы, мотивы уважительного отношения к ней. природа кристаллизуется в переживании эмоциональных и ценностных переживаний. Авторы статьи рассматривают механизмы формирования экологической культуры ребенка в процессе восприятия художественно-образного содержания музыки. Чувственный опыт как основа познания в искусстве позволяет сформировать систему ценностных переживаний, в том числе связанных с отношением ребенка к живой и неживой природе. Эмоциональная отзывчивость на красоту музыки, произведений искусства, отражающих образы природы, связана с отзывчивостью в жизни. Потребность в охране, сохранении и приумножении богатств родной природы может быть воспитана в опыте общения с музыкой, если ребенок переживает содержание музыкального образа как личностно значимое событие.
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.
Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.
Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.
%PDF-1.3 % 40 0 объект >>>]/ON[78 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[78 0 R 126 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 125 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 130 0 R>> эндообъект 77 0 объект >поток 2020-01-21T05:08:42ZWord2020-01-26T17:08:04+01:002020-01-26T17:08:04+01:00Mac OS X 10.