Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников: Эмоциональный интеллект ребенка. Как развивать у детей дошкольного возраста

Эмоциональный интеллект ребенка. Как развивать у детей дошкольного возраста

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта. И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.

Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребенка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех.

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребенка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.

«Похоже, тебе сейчас очень весело»

«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»

«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен»

«Я вижу, что ты очень растерян»

«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев»

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка:

«Я так горжусь твоими увлечениями»

«Я радуюсь, когда ты радуешься»

«Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок»

«Я злюсь, когда меня не слушают»

Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:

«Тебе весело или грустно?»

«Интересно или скучно?»

Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование.

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребенок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:

Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.

Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:
– далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие)
– близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие)

Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр. Вот некоторые из них:

Игра с образом животных

Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.

Игра с мячом

Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда…», затем по очереди озвучивайте варианты: «…ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама». Чем больше вариантов наберется, тем лучше. Следите за отсутствием повторений. Далее продолжайте игру с другими эмоциями: я грущу, злюсь, удивлен, мне страшно, интересно, стыдно и т. д.

Игра с пиктограммами

Для этой игры понадобятся пиктограммы – карточки с изображением эмоций. Переверните их рисунками вниз. Пусть ребенок возьмет одну из них и, не показывая ее другим, изобразит нарисованную эмоцию. Угадавший тянет следующую карточку.

Игра «Волшебный мешочек»

Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Если родитель эмоционально закрыт

Часто родители сталкиваются с собственной эмоциональной закрытостью, что, конечно, влияет на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Взрослый не готов понимать и принимать эмоции ребенка, потому что не распознает их сам в себе. И потому готов сделать все для того, чтобы ребенок вел себя «хорошо» и спокойно – радовался потише, веселился посдержанней. В данном случае истинное значение «хорошего поведения» – удобное поведение.

Подобное спокойное поведение блокирует чувства ребенка. Ребенок понимает, что плакать, злиться, обижаться нехорошо и вытесняет такие чувства – сначала он перестает их показывать, затем и осознавать.

Блокировка таких неприятных переживаний, как обида, страх, зависть, печаль, гнев, может привести как к проблемам с коммуникацией, так и к нарушениям в психической сфере (навязчивые состояния, эмоциональные срывы, психосоматические заболевания, неожиданные страхи).

Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни. Эмоциональная зрелость позволяет «дышать полной грудью».

Потому, если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Это одинаково важно для гармоничного развития эмоциональной сферы как ребенка, так и самого родителя.

Сомневаетесь в вашем уровне эмоциональной открытости?

Определить его поможет простой тест. Вспомните недавнюю обыденную ситуацию и какие чувства вы при этом испытывали. К примеру, что вы чувствовали по дороге на работу?

Если ваш ответ подразумевает то, о чем вы думали (о количестве запланированных дел, что подарить коллеге на день рождения или в какой магазин зайти после работы) – вам стоит обратить внимание на развитие эмоциональной сферы.

Вы больше задумались о своих чувствах, чем о мыслях, их вызывающих («У меня было плохое настроение» вместо «Я был раздражен из-за долгого стояния в пробке»)? Чаще наблюдайте за своим эмоциональным состоянием, старайтесь распознавать испытываемые эмоции.

Вам не составило труда вспомнить эмоциональное состояние, сопровождающее вас в пути? Поздравляем, вам не стоит беспокоиться об уровне открытости эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта и вседозволенность

Родители часто задаются вопросом: как не допустить вседозволенности при развитии эмоционального интеллекта? Ведь ребенку, с одной стороны, нужно давать время на понимание и принятие свое эмоционального состояния в различных ситуациях, возможность справиться самостоятельно. А с другой – отсутствие определенного контроля за поведением может привести к вседозволенности.

Как грамотно выстроить границы дозволенного, не ограничивая при этом свободу личности ребенка, а также о соотношении понятий «чувства» и «эмоции» расскажут специалисты нашего центра «Как Здорово» в практическом видео – руководстве для родителей.

Автор: Тращенкова Светлана
Редактор: Ломакина Яна

В нашем центре «Как здорово!» Вы можете получить консультацию замечательного детского психолога Виктории Айзикович, чей высокий профессионализм, многолетний опыт и любовь к своему делу помогают достичь высоких и стойких результатов в решении различных проблем у детей и взрослых.

Детский психолог в Москве

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4745/ (дата обращения: 15.04.2023).



В современном обществе заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Проблема развития эмоционального интеллекта и его отдельных составляющих у дошкольников была предметом изучения таких ученых как И. Н. Андреева, Н. С. Ежкова, В. К. Загвоздкин, Р. Нассар, М. А. Нгуен, Н. В. Соловьева, В. С. Юркевич и др.

Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий.

Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей.

Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта следует комплектно, воспитатель должен научить детей чувствовать и принимать свои эмоции, а также уметь выражать их социально приемлемым способом.

Прежде всего необходимо осознать и принять тот факт, что все эмоции существуют и все необходимы.

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина.

Необходимо помочь ребёнку овладеть следующим алгоритмом:

  1. Понять свою эмоцию;
  2. Принять ее, не задавить, не отвергнуть, не обесценивать;
  3. Понять причину возникновения эмоции;
  4. Принять решение как ее выразить.

Поскольку в отечественной педагогике и психологии является общепринятой теория о ведущих видах деятельности, основным методом формирования эмоционального интеллекта становится игра, как ведущая деятельность дошкольника. Посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирование компонентов эмоционального интеллекта осуществляется посредством чтения и обсуждения специально подобранной детской литературы, этических бесед, непрерывной образовательной деятельности, а также посредством арт-технологических методов.

Начиная со средней группы необходимо создавать условия для формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта. С этой целью нами был разработан ряд бесед по серии книг Корнелии Спилман с применением педагогической технологии «рефлексивный круг».

«Рефлексивный круг» — это такая форма общения, при которой все участники сидят в кругу и по очереди, высказываются на заданную или свободную тему, передавая друг другу какой-либо предмет. Рефлексивный круг является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. Также круг можно назвать и «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично. [2]

В нашей практике говорить первым начинает педагог. Ведь когда мы сами озвучиваем свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе»), это становится нормой общения. Тогда и детям становится легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось прыгать на скакалке на физкультурном занятии, хотя я очень старался, и я хотел бы понять, что мне делать»

По методике Гришаевой еженедельный итоговый рефлексивный круг проводится по пятницам в старшей и подготовительной группе с использованием специально разработанных «Листов достижений», которые находятся в руках у каждого участника рефлексивного круга.

В нашей практике итоговые рефлексивные круги мы стали проводить во втором полугодии средней группы, но вместо «Листов достижений» у нас появилась «Коробочка медалек» — это красивая коробочка, в которую воспитатели заготавливают различные хвалебные медальки для детей, а в пятницу на итоговом рефлексивном круге дети получают эти медальки. Сначала воспитатели сами раздавали детям медали, комментируя за что именно ребёнок ее получает. Позднее дети научились самостоятельно анализировать свое поведение и поступки, отмечать те или иные поступки товарищей, за которые их следует поощрить медалькой.

Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

В нашей группе ежедневные рефлексивные круги стали традицией, дети любят общаться, высказывать свои мысли, делится переживаниями. На основе этой технологии были подобранные, модифицированы и разработаны коммуникативные игры и упражнения с целью формирования эмоционального и когнитивного компонентов эмоционального интеллекта.

В старшей группе, продолжая работу по формированию эмоционального интеллекта, мы стали созывать условия и для формирования поведенческого компонента.

С целью формирования начальной психологической грамотности детей в области понимания и выражения эмоций мною были разработаны следующие занятия непрерывной познавательной деятельности: «Радость в гости к нам пришла», «Посылка с Печалью». «В гостях у Били Бубу», «Управление Гневом», «Билли Бубу спешит на помощь», «У страха глаза велики», «О чем молчит лисенок?», «В царство базовых эмоций», «Калейдоскоп эмоций».

Формирование поведенческого компонента эмоционального интеллекта представляется нам, как научение детей выражать и регулировать свои эмоции, с помощью арт-технологий и психологических упражнений, направленных на снятие неприятных эмоциональных переживаний.

Арт-технологии — это форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоится, сосредоточится. Метод арт-терапии — терапии искусством — является прекрасным способом выражать и справляться со своими эмоциями.

В своей практике мы применяем следующие направления арт-терапии: сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, камнетерапия и лепка.

Сазкотерапия — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития, через сказку. Раскрывая значение сказкотерапии для дошкольника А. А. Осипова обращает внимание на то, что это метод, который использует сказочную форму для расширения сознания, интеграции личности, развития творческих способностей, улучшения взаимодействий с окружающим ребенка миром [4, с. 231]. Но главная уникальность сказкотерапии заключается в том, что ребенок, воплощая свои мысли через игрушки, героя или речь — открывает, зачастую сам того не замечая, те эмоции и переживания, о которых сам никогда бы не сказал открыто.

Сказка дает возможность решить две центральные задачи: «задачу зеркала» (помогает дошкольнику познакомиться с собой, увидеть себя со стороны и, следовательно, формирует самосознание и гармонизирует личностное пространство) и «задачу кристалла» (она характеризуется тем, что все люди и окружающий мир воспринимаются по-новому, ребенок раскрывает свой потенциал в выстраивании отношений с внешним миром). Личность реализует себя как «творец собственного внешнего и внутреннего мира», что «обуславливает человеческую субъективность». [1, с.61].

Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников: применение специально созданных психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ народных и авторских сказок.

На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.

Мы читаем полезные сказки для формирования эмоционального интеллекта, обсуждаем их. Сочиняем свои сказки на заданную тему. Проигрываем различные сюжеты с помощью кукольного театра и игрушек. Работа проводится в фронтальной, группой и индивидуальной формах.

В рамках работы по формированию эмоционального интеллекта мною было написано несколько авторских сказок о медвежонке Були Бубу, знакомство с котором мы начали с разучивания физкультминутки, встречающейся в некоторых конспектах непрерывно- образовательной деятельности.

Изотерапия — это эффективный и действенный метод, который помогает ребенку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки — всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Предложить ребенку нарисовать «Дом мечты», где ему хотелось бы жить. Описывая свой рисунок, ребенок сможет рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций.

Камнетерапия — это доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Она позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции. Для камнетерапии мы пользуемся камушками, собранными с берега океана и разноцветными камушками для аквариумов.

Использование на занятиях камней способствует воспитанию бережного, заботливого отношения к природе. Дети с большим удовольствием работают с этим природным материалом, перебирая камушки в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах.

Ребятам очень нравится играть с камушками. Выкладывать разные геометрические фигуры, картинки, считать камушки, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив камушки на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, животное, каменное солнце, дерево и т. д. Эта работа развивает мелкую моторику, фантазию, воображение.

Детям трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру так удивительно подходят для работы с детьми. Совместное использование этих методов эффективно работает с снижением уровня тревожности, страха, агрессии, помогает обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.

Литература:

  1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007. 144 с.
  2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2016. 181 с.
  3. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников //Педагогические науки. 2013. № 11. С. 546–550.
  4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, эмоция, сказка, когнитивный компонент, поведенческий компонент, формирование, чувство, рефлексивный круг, эмоциональное состояние.

Эмоциональный интеллект и почему он важен в дошкольном возрасте

Положительный эмоциональный интеллект Фото: Legacy Academy

Когда вы думаете об обучении своего ребенка, скорее всего, вы сосредотачиваетесь на учебе. «Три Р» (чтение, письмо и арифметика) стали практически синонимом дошкольного образования. Хотя учеба действительно необходима, маленьким детям нужны другие навыки, чтобы добиться успеха. По этой причине Legacy Academy фокусируется на эмоциональном интеллекте, а также на преподавателях в дошкольных учреждениях. Независимо от того, являетесь ли вы родителем или воспитателем, понимание эмоционального интеллекта и того, почему он важен для наших юных учеников, имеет решающее значение.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это набор навыков, основанных на внимательности к эмоциям, как в себе, так и в других. Это также включает в себя способность выражать и использовать эмоции соответствующим образом, как для общества, так и для вашей конкретной ситуации. Наши эмоции играют значительную роль в большей части нашей жизни, включая наше физическое и психическое здоровье. На самом деле все аспекты нашей жизни в той или иной степени зависят от наших эмоций. Развитие эмоционального интеллекта означает изучение приемлемых способов и мест для выражения своих эмоций, а также полезных способов управления эмоциями при принятии решений, взаимодействии в отношениях и формировании самооценки.

Почему эмоциональный интеллект так важен

Эти важные эмоциональные навыки дают множество положительных результатов как для детей, так и для взрослых. Например, более высокая способность правильно управлять эмоциями часто приводит к более высокой внимательности, вовлеченности и позитивности. Кроме того, эмпатия ребенка напрямую связана с его эмоциональным интеллектом. Дети с высокими показателями эмоционального интеллекта лучше регулируют свое поведение и показывают лучшие результаты в тестах. Другие считают их лидерами с лучшими социальными навыками и психическим здоровьем, чем у их сверстников. В целом исследования показали, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом имеют более высокое качество жизни и отношений, независимо от возраста или социального статуса.

Как мы обучаем этим навыкам

Существует множество способов обучения эмоциональной идентификации и регуляции. Во-первых, мы делаем упор на распознавание и называние эмоций в себе и других. Если дать эмоции правильное название, это ослабит тревогу перед большими неизвестными чувствами и даст ребенку власть над своей внутренней жизнью. Эмоциональный интеллект также требует много практики. Мы пользуемся возможностью, чтобы обсудить, что вызвало эмоцию, какие чувства она вызывает у нашего тела, как мы можем облегчить любой дискомфорт и какие способы выразить свои чувства. Процесс редко бывает идеальным, что по-прежнему является жизненно важным компонентом общей цели. Распознавая как положительные, так и отрицательные реакции на эмоции, дети начинают саморегулироваться, а не нуждаются в инструкциях.

Почему мы начинаем так рано

Дошкольники прекрасно учатся. Есть причина, по которой вы часто слышите, как их называют «маленькими губками». Из-за своей невероятной способности к обучению и росту маленькие дети являются идеальными кандидатами для эмоционального обучения. Дошкольный возраст – это время познания мира. Вместо того, чтобы ограничивать это исследование только природой и учеными, мы также поощряем детей исследовать свой собственный разум. Мы добавляем словарный запас, чтобы описать их опыт и навыки преодоления трудностей, чтобы облегчить их переход. Изучение этих вещей после того, как язык и поведение стали более фиксированными, как это происходит в начальной школе, является гораздо более сложной задачей. Если ребенок может освоить такие навыки, как позитивный разговор с самим собой, успокаивающие упражнения, просить уединения, когда ему это нужно, и уважать границы других, он намного опережает сверстников без этих навыков. Ниже приведены некоторые из наиболее важных аспектов воспитания эмоционально интеллектуального ребенка.

Воспитание сострадательных детей

Мы стремимся научить детей тому, как важно ценить других как ради них, так и ради себя. Эмпатия помогает детям научиться быть добрыми, ответственными членами общества. Эмпатия напрямую связана со способностью сопереживать другим. Сопереживание означает способность не только распознавать эмоции другого человека, но и понимать, почему он так себя чувствует. Эмпатия — это понимание, а не сочувствие. Эмпатичные люди способны распознавать чувства других, но не чувствуют себя ответственными за них или обязаны полностью исправить эти чувства. Эмпатия помогает детям научиться лучше заботиться о себе и избегать плохих социальных ситуаций. Первый шаг к развитию эмпатии — научиться саморегуляции эмоций, это преимущество обучения эмоциональному интеллекту. Подробнее здесь.

Помощь вашему ребенку в переходе к новой системе ухода за детьми

Эмоционально развитый ребенок будет более успешно переходить в новую среду ухода за детьми. Навыки эмоционального интеллекта, такие как эмпатия и позитивный разговор с самим собой, дают детям навыки совладания, необходимые им для внесения изменений без беспокойства или стресса. Эмоциональная регуляция гарантирует, что дети могут оставаться вовлеченными и продуктивными, даже если что-то идет не по плану (например, их первый день ухода за ребенком). Если вы хотите получить более подробную информацию, вы можете углубиться здесь.

Что вы должны знать о своем трехлетнем ребенке

Поведение может стать трудным, когда вашему ребенку исполняется три года, и важно внимание один на один. Стоит принять во внимание, что, скорее всего, ваш ребенок еще мал и не уверен в своем месте в мире. Эмоциональный интеллект помогает им понять, как получить то, что они хотят и в чем нуждаются, не прибегая к манипуляциям и не впадая в истерику каждый раз, когда что-то идет не так. Эмоционально интеллектуальные дети учатся помогать себе и другим, что означает меньше стресса для вас. Эмоциональный интеллект также является жизненно важным компонентом дальнейшего академического успеха. Эмоционально интеллигентные дети больше вовлечены в процесс обучения, у них лучше отношения со сверстниками и взрослыми, а также они часто лучше успевают в учебе.

Способы помочь вашему ребенку адаптироваться к дошкольному образованию

Понимая истинные преимущества эмоционального интеллекта и его значение в дошкольном возрасте, вы лучше поймете, как он поможет вашему ребенку адаптироваться к новым условиям. Навыки эмоционального интеллекта, такие как эмпатия и позитивный разговор с самим собой, помогают детям более плавно переходить в новую среду ухода за детьми. Переход в детский сад, в новую школу, что может быть довольно сложным для любого маленького ребенка. Эмпатия помогает им понимать эмоции других, а эмоциональная регуляция гарантирует, что они могут продолжать учиться, даже если что-то идет не так, как планировалось.

Подготовка вашего дошкольника к переходу в начальную школу

Когда дети идут в начальную школу, от них ожидается определенное поведение. Эмоциональный интеллект помогает им распознавать чувства других и то, как их собственное поведение влияет на эти эмоции. Эмпатия — это понимание чужого опыта без чувства ответственности за него или обязательства полностью его исправить. Эмпаты понимают, что у других людей есть потребности, отличные от их собственных. Это очень важно, поскольку не все ученики одинаковы, у всех есть уникальные отличия, и важно, чтобы дети знали, как быть добрыми друг к другу.

Несмотря на то, что дети должны овладеть многими важными навыками в начальной школе, лишь немногие из них гарантируют преимущества эмоционального интеллекта. По этой причине Legacy Academy отдает приоритет обучению наших молодых студентов языку и практике успешной эмоциональной саморегуляции. Если вы хотите узнать больше об Академии Наследия и о том, как мы предлагаем исключительную помощь учащимся в возрасте от 6 недель до 12 лет, свяжитесь с нами сегодня.

Как научить дошкольников социально-эмоциональным навыкам

Впервые пойдя в школу, дошкольники сталкиваются с множеством изменений. От знакомства с новыми учителями и одноклассниками до пения новых песен и обучения счету, у детей много забот, когда они начинают свое академическое путешествие. И хотя особенности учебной программы, безусловно, важны для ознакомления учащихся с процессом обучения, учителям также необходимо подумать о том, как лучше всего развивать социально-эмоциональные навыки у дошкольников. С этой точки зрения необходимо развивать эти навыки в раннем возрасте, чтобы обеспечить развитие других навыков в школе и вне ее.

Почему социально-эмоциональные навыки важны для дошкольников

Чтобы понять, почему социально-эмоциональное развитие детей важно, полезно сначала дать ему определение. Согласно Брэдли Бушу и Бену Оукли, написавшим для The Guardian , эмоциональный интеллект можно свести к пяти основным компонентам:

  • Самосознание
  • Эмоциональный контроль
  • Самомотивация
  • Эмпатия
  • Построение отношений

Эти характеристики эмоционального интеллекта включают в себя основные навыки, которые помогают учащимся достичь независимости и успехов в учебе.

Эмоциональный интеллект является эффективным предиктором успеха детей во взрослой жизни. Согласно статье в Psychology Today , новое исследование сообщает, что эмоциональный интеллект составляет 54% вариаций успеха, которые состоят из факторов, включающих успех в отношениях, здоровый образ жизни и качество жизни. Основной вывод набора данных заключается в том, что «молодые люди с высоким EQ получают более высокие оценки, остаются в школе и делают более здоровый выбор». Имея в виду эту цифру, для педагогов как никогда важно найти возможности интегрировать развитие социально-эмоциональных навыков в свою дошкольную программу.

Польза от формирования эмоциональных навыков у дошкольников заключается в том, что эмоционально интеллигентные взрослые могут преуспеть в своих областях. По словам доктора Трэвиса Брэдберри, пишущего для Business Insider, эмоциональный интеллект чрезвычайно важен из-за того, как он «влияет на то, как мы управляем своим поведением, справляемся с социальными сложностями и принимаем личные решения для достижения положительных результатов». Он обнаружил, что эмоциональный интеллект может быть связан с терпеливым, чутким и, прежде всего, эффективным решением проблем. Следуя этой логике и принимая во внимание значение эмоционального интеллекта взрослых в рабочей силе, учителя и воспитатели могут создать в классе условия, которые будут способствовать социальному развитию дошкольников.

По мере того, как учителя ищут способы внедрить социально-эмоциональное развитие дошкольников, важно также учитывать некоторые важные побочные результаты этой практики. Социально-эмоциональные навыки, развитые в раннем возрасте, могут влиять и мотивировать более эффективный «математический интерес», согласно научной статье 2016 года в журнале Psychology in the Schools . Значимость этого исследования можно обнаружить в том, как исследователи связали обучение в целом, особенно социально-эмоциональных способностей, с развитием математических навыков.

Как поддержать социальное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

При принятии решения о том, как внедрить эффективные стратегии, способствующие социальному и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, поначалу варианты могут быть ошеломляющими. Однако, к счастью, занятия, направленные на социальное и эмоциональное развитие, можно легко включить в стандартное обучение в классе.

Детям прежде всего нужны возможности для социализации. Исследователи научной статьи «Эмпирически обоснованные стратегии улучшения социальной и эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста» указали на важность развития социальных и эмоциональных навыков для дошкольников. В частности, исследователи уточняют, что «дети, которые социально и эмоционально компетентны, имеют больше возможностей для социализации со сверстниками, заводят больше друзей, имеют лучшие отношения со своими родителями и учителями и добиваются больших академических и социальных успехов». С другой стороны, дети, которые не могут приобрести эти навыки в раннем возрасте, часто отдаляются от своих сверстников, сталкиваются с социальной изоляцией, испытывают большие проблемы с успеваемостью в школе и нуждаются в более серьезном поведенческом вмешательстве.

Дайте детям инструменты и язык для понимания своих эмоций.

Процесс обучения можно сделать более плавным, если учащиеся смогут ясно выражать свои чувства. Здесь учителя могут организовать словарные игры, сосредоточенные на передаче чувств. С помощью картинок, видеоматериалов, песен и совместных занятий учителя могут дать дошкольникам возможность научиться свободно выражать себя. Один из лучших способов способствовать развитию социальных/эмоциональных навыков — дать учащимся инструменты для выражения своих эмоций.

Читайте книги, которые развивают эмпатию.

Storytime — один из лучших способов научить дошкольников мыслить вне своей точки зрения и опыта. Знакомя учащихся с новыми способами мышления, учителя могут эффективно продвигать более чуткий подход к обучению. Здесь учителя могут выбрать подходящие книги, которые помогут дошкольникам познакомиться с красочными персонажами и новыми точками зрения. Дошкольникам, у которых больше возможностей для знакомства с новыми перспективами, будет намного легче развивать социально-эмоциональные навыки, что пойдет на пользу процессу обучения в целом.

Создайте среду, которая приветствует открытое выражение чувств.

Когда учащиеся будут чувствовать себя более комфортно, выражая себя в окружающей среде, они смогут лучше понять себя. Будучи одной из отличительных черт эмоционального интеллекта, более глубокое самосознание поможет дошкольникам более эффективно учиться и взаимодействовать со своими сверстниками. Кроме того, позитивная и доброжелательная учебная среда поможет привить общее положительное отношение к обучению. По словам Тори ДеАнджелис, журналиста Американской психологической ассоциации , всего 29% детей школьного возраста сообщили, что «в их школах царит заботливая и ободряющая среда». Чтобы помочь смягчить эту растущую проблему, сейчас как никогда важно, чтобы дошкольники побывали в привлекательных пространствах, где они могут исследовать и узнавать больше о своих эмоциях. Один из способов, с помощью которого учителя могут создать благоприятную и эмоционально благоприятную среду, — это интегрировать мероприятия, способствующие социализации. Учителя могут объединять или группировать учащихся по-разному на каждом интерактивном уроке, чтобы создать атмосферу, в которой учащиеся чувствуют связь друг с другом.

Создавайте занятия, побуждающие к размышлению.

Занятия на размышление можно использовать, чтобы помочь дошкольникам создать эффективную основу для лучшего понимания того, почему они чувствуют определенные вещи. Помимо рассказов педагоги могут использовать интерактивные игры и другие виды деятельности для поддержки эмоционального контроля и самосознания. Вот некоторые примеры таких занятий:

  • Игры на сопоставление эмоций , в которых дошкольники соединяют карточки, иллюстрирующие различные эмоции.
  • Проверка эмоций , где дети могут указывать на различные изображения, которые помогают сформулировать, что они чувствуют.
  • Время комплиментов , которое дает учащимся возможность делать комплименты своим сверстникам.

Хотя эти стратегии являются полезными отправными точками, лучший способ подготовить дошкольников к тому, чтобы стать более эмоциональным интеллектом, — это учиться у экспертов, имеющих опыт работы в этой области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *