Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №104 “Зорька”
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Тема: «Значение физкультминутки для здоровья детей»
Выполнила: воспитатель семейной группы
Беседина Анна Юрьевна
г. Улан-Удэ
2016 год
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре.
Что же это такое – физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.
Физкультминутка – кратковременные физические упражнения -проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей, повысить или удержать умственную работоспособность, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.
Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего и локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика;
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Продолжительность: 1 – 2 мин.
Участники: воспитанники средней группы.
Возраст: 4 – 5 лет.
Форма проведения физкультминуток: выполнение движений под текст стихотворения.
1.Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Воробьишка потянулся, (Туловищем, руками тянутся вверх)
Распрямился, встрепенулся. (Распрямились, встрепенулись)
Головой кивнул три раза, (Головой кивнули три раза)
Подмигнул нам черным глазом, ( Подмигнули глазом)
Лапки в стороны развел (Руки в стороны развели)
И по жердочке пошел. (Ходьба по одной полосе)
Прогулялся и присел, (Присели)
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик
На реке живет енот,
(Руками изображают речку)
Чешет лапкой он живот. (Ладошками гладят живот)
Своим хвостиком виляет, (Бедрами вправо, влево)
Кверху лапки поднимает. (Руки вверх)
Шустро он по кочкам скачет (Прыгают)
И запас под корень прячет. (Приседают)
Он среди воды живет, (
Добродушный наш енот
Для того, чтобы снять излишнее
статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические
упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса,
конечностей).
Неуклюжий шел
пингвин (Ходьба на месте)
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке. (Прыгают
на правой ножке)
А теперь подскок на левой –
(Прыгают на левой ножке)
И присел, согнув колени.
(Присели, согнув колени)
Встал, присел –
(Встали, присели)
И пять прыжков:
(Прыгают
2.Упражнения для кистей рук.
Так проворны наши руки – (Крутят, танцуют кистями рук)
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад – (Руки вверх, вперед, назад)
С ними можно полетать (Руками изображают самолет)
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонко координированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка – дошкольника еще недостаточно развиты.
3.Гимнастика для глаз.
Тихо в воздухе кружит. (Водят
глазами по кругу)
Он все ниже, ниже, ниже, (Опускают глаза вниз)
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок –
Лист поднимется с дорог. (Смотрят глаза вверх)
Будет дуть осенний ветер, (Водят глазами по кругу)
Будет лист кружить на свете
Офтальмологи рекомендует специальный
комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево,
затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и
вниз-вверх
Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. 15 круговых движений глазами,
уложенную набок цифру 8.
4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки у школьников, влечет за собой
нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ
жизни дошкольника:
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений;
• несоответствие размеров мебели росту ребёнка;
• недостаточное освещение.
Простые упражнения окажут благотворное
воздействие на весь организм:
1. «Колка дров».
(Ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом).
2. «Обезьянки» – прыжки на двух ногах.
Мы сегодня обезьянки,
По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу
3. «Часы» – наклоны туловища вправо – лево и др.
Тик да тик – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Всё они идут, идут…
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
1. Шарик
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок
2. Чудо – ветер.
(Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т.д.).
Дует, дует ветерок,
Полетит сейчас пушок.
6. Использование музыки и танца для физкультминуток.
С древних времен известно воздействие сочетания
ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.
Танцы полезны, потому что:
Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.
Заключение: Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым
условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Список используемой литературы:
1. Аверина И. Е. Физминутки и динамические паузы в ДОУ.М: Айрис –Пресс, 2006
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. -176 с
3. Нестерюк Т. Е. «Гимнастика маленьких волшебников». – «ДТД», 1993.
4. Сайкина Е.Г. «Физкультпривет минуткам и паузам!». С – П : Детство-Пресс, 2006
Главная » Физминутки для дошкольников» Физкультминутка и ее физиологическое значение для предупреждения и снятия напряжения
28 Дек 2011 Автор Ekaterina
Аронова Н.М.,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №67» г.Березники, Пермского края.
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.
Движения на физкультурной паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия. Вынужденные во время работы сгибания в тазобедренном и коленном суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд должны меняться во время физминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения-комплексы, которые в зависимости от работы на занятии, её характера, включают подтягивания, наклоны, полунаклоны, полуприседания и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т. е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.
Итак, физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится на каждом занятии с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.
Физкультминутка устраняет застойные явления в нижних конечностях, в области таза и грудной клетке.
Выполняя упражнения, необходимо следить за тем, чтобы фазы напряжения мышц ритмично чередовались с фазами расслабления. Известно, что тонус мышц передней части туловища имеет естественное преобладание над тонусом мышц задней поверхности, что является одной из основных причин нарушения осанки – сутулости, наклона головы вперёд. Поэтому, проводя физминутку, необходимо уделять внимание укреплению мышц задней части тела. В комплексах физминуток преобладающее место занимают упражнения, которые связаны с наклонами туловища назад с сильным напряжением мышц. С целью предупреждения бокового искривления позвоночника (сколиоза) необходимо укреплять мышцы боковой поверхности туловища. Для этого выполняют наклоны вправо-влево с напряжением соответствующих мышц.
Во время выполнения детьми работ по печатанию букв и рисованию быстро устают мышцы пишущей руки. В результате этого нарушается навык правильного письма, замедляется скорость печатания и рисования. Для устранения усталости мышц кисти выполняют разные упражнения в виде ритмических сжиманий и разжиманий пальцев, потряхивания кистями и другие.
Во время сидения нижние конечности тоже сильно устают, в них наблюдаются застойные явления. Поэтому, в комплекс упражнений для нижних конечностей вводят приседания, переступания с ноги на ногу, ходьба на месте, прыжки. Физкультминутки во время рисования и печатания целесообразно проводить стоя за столами или около них.
На устных занятиях физминутки можно проводить сидя за столом, поскольку на этих занятиях дети находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.
Упражнения во время выполнения домашних заданий проводятся в течение 2-3 минут после каждых 20-25 минут работы над выполнением задания.
Здоровье детей – наша забота, и применение физминуток – один из этапов работы по его сохранению.
Нравится |
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.
Рубрики: Физминутки для дошкольников Метки: физминутки
Оставить отзыв, задать вопрос
Физическое воспитание — это образовательный процесс, направленный на развитие определенных знаний, навыков и понимания, способствующих развитию физической компетентности.1 Физическое воспитание играет уникальную роль в образовании и является неотъемлемой частью школьного процесса. Роль физического воспитания состоит в том, чтобы обеспечить учебные занятия, которые способствуют развитию навыков и навыков, а также улучшают общее состояние здоровья человека. 2 Основная цель физического воспитания состоит в том, чтобы ежедневно выделять часть учебного дня, посвященную упражнениям с большими мышцами, которые улучшают двигательные навыки, улучшают физическую форму и положительно влияют на когнитивное и эмоциональное развитие детей.
Национальные стандарты физического воспитания были приняты в 1995 году Национальной ассоциацией спорта и физического воспитания в качестве руководства для учителей физического воспитания.3 В настоящее время эти стандарты находятся в ведении SHAPE America, Общества здоровья и Преподавателей физкультуры, когда Американский альянс здоровья, физического воспитания, отдыха и танцев изменил свое название и поглотил свои отдельные ассоциации под новым названием. Национальные стандарты физического воспитания K-12 включают:
“ Стандарт 1: Физически грамотный человек демонстрирует компетентность в различных двигательных навыках и моделях движений.
Стандарт 2: Физически грамотный человек применяет знания концепций, принципов, стратегий и тактик, связанных с движением и производительностью.
Стандарт 3: Физически грамотный человек демонстрирует знания и навыки для достижения и поддержания оздоровительного уровня физической активности и физической формы.
Стандарт 4: Физически грамотный человек демонстрирует ответственное личное и социальное поведение, уважающее себя и других.
Стандарт 5: Физически грамотный человек признает ценность физической активности для здоровья, получения удовольствия, решения задач, самовыражения и/или социального взаимодействия. к внедрению специальных двигательных навыков. К основным двигательным навыкам относятся двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, прыжки, прыжки, лазание, галоп, скольжение и подпрыгивание), манипулятивные навыки (перекатывание мяча, броски, удары ногой, удары, удары с лета, подпрыгивание, ловля и ловля). и навыки устойчивости (сгибание, растяжение, скручивание, поворот, раскачивание, вертикальное равновесие, перевернутое равновесие, перекатывание, старт, остановка и уклонение). Специализированные двигательные навыки, которым обучают на уроках физкультуры, могут быть связаны с навыками, необходимыми для таких видов спорта, как футбол, баскетбол, бейсбол, хоккей, легкая атлетика, игры с ракетками и борьба, а также с навыками, связанными с танцами, плаванием и акробатикой.
Компоненты фитнеса, связанные со здоровьем, такие как мышечная сила, мышечная выносливость, сердечно-сосудистая выносливость, гибкость суставов и состав тела, имеют решающее значение для достижения целей физического воспитания для здоровья. Компоненты фитнеса, связанные с производительностью, включают баланс, координацию, ловкость, скорость движения и силу. Перцептивно-моторные компоненты, которые являются частью физического воспитания, включают осознание тела, осознание пространства, осознание направления, синхронность, ритм и последовательность.
Аффективный рост можно ускорить с помощью программы физического воспитания, разработанной для повышения способности детей действовать, взаимодействовать и эффективно реагировать как на других, так и на самих себя. Детская самооценка включает в себя чувство принадлежности, воспринимаемую компетентность, достоинство, принятие себя, уникальность и добродетель. В физическом воспитании, отдыхе или спорте позитивная социализация включает в себя обучение кооперативному поведению, честной игре и хорошему спорту. Работа в команде, честность, лояльность и самоконтроль могут быть достигнуты с помощью хорошей программы, включающей физическую активность.5
Было высказано предположение, что история физического воспитания берет свое начало на самых ранних стадиях развития человеческого общества с упором на навыки выживания, такие как охота и ранняя военная подготовка. Древнегреческая традиция проведения Олимпийских игр зародилась в 776 г. до н.э. с мужчинами, стремящимися доказать свою физическую силу.6 Платон включил занятия физической культурой в свою школу в Греции в 386 г. до н.э.7
. Современное физическое воспитание испытало влияние трех стран: Германии, Швеции и Англии. Фридрих Людвиг Ян основал первую гимнастическую школу для детей в 1811 году в Берлине, в которой особое внимание уделялось стандартам физической силы и способностей. Шведский учитель Пер Хенрик Линг создал Королевский центральный институт гимнастики в 1813 году для улучшения физической подготовки, независимо от работы Яна. Это привело к тому, что в 1800-х годах многие европейские страны открыли частные школы гимнастики.8
Раннее развитие физического воспитания в США было привнесено иммигрантами из Европы. Немецкая система гимнастических тренировок использовала тяжелые снаряды, такие как боковая лошадь, параллельные брусья и турники для достижения физической формы. Шведская система упражнений способствовала укреплению здоровья за счет выполнения ряда предписанных моделей движений с легкими предметами, такими как палочки и веревки для лазания. Английский вклад включал в себя спорт и игры с системой, которая подчеркивала моральное развитие посредством участия в физических упражнениях.
Первой школой в Америке, включившей физическое воспитание как неотъемлемую часть учебной программы, была школа Раунд-Хилл в 1823 году в Нортгемптоне, штат Массачусетс. Кэтрин Бичер, основательница Хартфордской женской семинарии, включила гимнастику в школьную программу в 1824 году и стала первой американкой, разработавшей программу упражнений для детей. Она выступала за ежедневное преподавание физкультуры в государственных школах, но только в 1855 году Цинциннати, штат Огайо, стал первой городской школьной системой, предложившей физкультуру своим детям. В 1866 году Калифорния стала первым штатом, принявшим закон, в соответствии с которым занятия в государственных школах проводились два раза в день.
В 1890-х и начале 1900-х годов Джон Дьюи, Томас Вуд, Дж. Стэнли Холл, Эдвард Торндайк и другие бросили вызов традиционному образованию с помощью образовательных реформ, включивших физическое воспитание. Их позиция поддерживала идею о том, что физическое воспитание способствует физическому благополучию детей, а также их социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию. В это же время были созданы школы по подготовке учителей физкультуры.
Толчком к созданию системы физического воспитания в Америке послужила война, когда многие призывники в армию США были физически непригодны для участия в боевых действиях во время Первой мировой войны. Был принят закон, направленный на повышение качества занятий по физическому воспитанию по всей стране. .9В начале 1920-х годов многие штаты приняли законы, требующие физического воспитания в школах. Во время Второй мировой войны акцент в физическом воспитании сместился с игр и спорта на физическую подготовку.10 Война в Корее снова доказала, что американцы не так физически подготовлены, как должны быть, и физическая подготовка была подчеркнута новыми, более строгими стандартами, установленными в США. школах.11
В 1953 году исследование Крауса-Вебера показало, что американские дети гораздо менее подготовлены, чем европейские дети.12 В результате президент Дуайт Д. Эйзенхауэр учредил Президентский совет по фитнесу молодежи в 1956. Президент Джон Ф. Кеннеди активно пропагандировал физическую форму, и под его руководством Совет разработал и продвигал учебную программу по улучшению физической формы. Совет предложил почти четверти миллиона школьников экспериментальную программу в 1961-1962 учебном году, которая показала реальный прогресс в количестве учащихся, которые через год смогли сдать экзамен по физической подготовке. Позже администрации добавили новые программы и награды, и теперь Совет известен как Президентский совет по спорту, фитнесу и питанию.13
Приверженность программам физического воспитания снизилась, когда вместо этих занятий появились дополнительные предметы и факультативы. Сокращение бюджета школьной администрации часто приводит к сокращению или отмене уроков физкультуры.14 Однако во времена администрации Обамы национальная кампания «Давайте двигаться!» Инициатива «Активные школы» была запущена в 2013 году для того, чтобы 60 минут физической активности в день стали нормой в школах по всей стране. Программа предоставила школам ресурсы и инструменты для расширения возможностей физического воспитания и физической активности для учащихся.15
перейти к содержимому
Степень физического воспитания подготовит вас к работе в центре физической активности, сосредоточив внимание на научных основах в этой области, или вы можете выбрать наш учебный курс, чтобы использовать навыки и знания, которые вы получаете в школьной системе K-12.
Как часть Департамента здоровья, физического воспитания и отдыха, наша миссия состоит в том, чтобы вдохновлять будущих специалистов, предоставляя высококачественное образование посредством инновационного, активного обучения.
Если вы изучаете физкультуру, ваша курсовая работа будет охватывать:
Выпускники со степенью бакалавра продолжают курировать и управлять рекреационными программами, организовывать и направлять очные программы и преподавать в уникальной образовательной среде, такой как альтернативные школы, чартерные школы и Job Corps. После прохождения курса обучения выпускники получают квалификацию для работы, упомянутой выше, а также для преподавания физического воспитания и / или тренерской работы в государственных школах.
Если у вас есть средний аттестат физкультуры, вы можете получить двойной сертификат для работы в начальных школах.
Получите навыки, необходимые для работы в качестве специалиста по физическому воспитанию в центре физической активности, или выберите путь преподавания для работы в школе K–12.
Информация о степени
Несовершеннолетний по физическому воспитанию знакомит вас с различными видами деятельности, которые помогут вам оставаться здоровым и активным, и дает вам знания в области физического воспитания для вашей карьеры.