Стихи про осень С.Есенина принадлежат к его лучшим творениям. Есенин писал, как дышал, как чувствовал. Его восприятие осени ошеломляет. Всё прожито, обусловлено, выстрадано.
«По-осеннему кычет сова»
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.
О чём расскажешь, осень? О чём думаешь свою думу? Твои мысли, твои размышления – тайна. Довольно громко шепчутся осенние листья. На какой предмет? Это тоже секрет, относящийся к секретам осени и поэта.
«Нивы сжаты, рощи голы…»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
К числу наиболее ярких страниц русской литературы относят стихотворение «Отговорила роща золотая». Советским композитором Пономаренко эти стихи положены на музыку. Романс «Отговорила роща золотая» — задушевный, искренний.
«Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
«Тихо в чаще можжевеля по обрыву…»
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
«Осень! Небо тучно…»
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.
Стихи Есенина, анализ Кубракова
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
1909 год
Осень гнилая давно уж настала
Птицы говно начинают клювать.
На старом заборе ворона насрала
Ну и погода, итить твою мать.
??? (эти строки про осень тоже приписывают Есенину, но это не факт на 100%, ибо нет рукописного первоисточника).
Стихотворение «Осень» написано Есениным в жанре пейзажной лирики с тонким вкраплением христианских мотивов, что свойственно для раннего творчества Сергея Александровича. Этот короткий стих пишется в 1914 году, когда будущий великий поэт ещё обучается в церковно-приходской школе и только строит планы на будущую жизнь.
🍁 В первой строфе Есенин юной рукой рисует волшебный мир осенней природы, которая замерла после знойного лета и ждет прихода зимы. Сергей сравнивает осень с рыжей кобылой, которая расчесывает свою гриву, прощаясь с теплыми днями и ожидая зиму.
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Ветер нарисован Есениным, как схимник, давший обет навести в доме природы порядок до прихода зимы.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожны.м
🍂 В последней строфе показан прощальный осенний поцелуй, которым ветер награждает рябиновый куст – красный как уста юной девицы или как язвы незримого Христа.
✔ Ключевые слова стихотворения: рыжая кобыла, осень, рябиновый куст, ветер, поцелуй, Христос.
✔ Стих написан в жанре пейзажной лирики с философским и христианским подтекстом. Четыре строфы имеют по две строки и связаны в стихотворный ритм параллельной рифмовкой (обрыву – гриву – берегов – подков).
В произведении использованы средства выразительности, помогающие придать строфам выразительности и глубины.
✔ Метафоры:
✔ Эпитеты:
✔ Передать шелест осенней листвы помогает аллитерация – использование согласных в строке:
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Стихотворение хорошо передает нам атмосферу осени на лоне природы и показывает, что талант Есенина был очевиден и в юном возрасте, когда другие мальчишки предпочитают иные страсти.
Сергей Александрович Есенин – великолепный русский поэт, вошедший в историю мировой литературы как проницательный и утонченный автор лирических произведений. Его поэзия проникнута искренностью и непосредственностью, эти критерии отличают известного поэта от других авторов.
Есенин прекрасно выразил свои чувства, правильно подобрав каждую рифму. Читая его стихи, переносишься в мир, описанный автором, становится заметен отчетливый пейзаж, наполненный яркими красками и гармонией. Его творчество похоже на искренний разговор со зрителем. Сам поэт признавался, что свои лирические произведения он пишет, словно для близких друзей, вкладывая в свои строки всю душу и откровенность.
И в то же время Есенин был глубоким мыслителем, испытывая сложные и порой противоречивые чувства, внося страстные нотки в свою неординарную лирику. Русского автора почитают в разных странах мира, и эту славу этот великолепный поэт снискал заслуженно!
Сергей Есенин был большим патриотом своей Родины, он не мыслил жизни вдали от нее. Его безумная любовь и преданность земле русской всегда выражалась в творчестве, поэтому большинство произведений этого автора повествует о красочных, а порой и туманных пейзажах его родного края.
Тему природы освещали многие лирические авторы, но никому не удавалось воспеть ее красоту и неповторимые виды с таким воодушевлением и преданным романтизмом. Есенин представляет русскую природу в самом оригинальном жанре. Его стихи, словно приятная мелодия, раскрывают перед читателями ранимую душу природных явлений, чувства которых сравнимы с человеческими эмоциями.
Подробные описания пейзажей, часто встречающиеся в творчестве Есенина, не являются художественной передачей визуального фона. Автор описывал красоты природы, пропуская их через самую душу. Часто толчком к лирическому настроению служили детские воспоминания, оставшиеся с поэтом навсегда.
Творчество Сергея Александровича признано мировым сообществом. Сотни критиков восхищаются его умением красочно передавать природные мотивы в рифмованной форме. Есенину, как никому другому, удавалось оживить в глазах читателя русскую природу, показать природную красоту и своеобразие красок, которые особенно выделяются в осенний период года…
Каждый поэт боготворил свое время года. Кому-то были близки зимние пейзажи, другие авторы воспевали весенние ручьи и звонкое пение птиц. Есенин предпочитал осень, казалось, что это время года как-то по-особому вдохновило талантливого поэта на создание еще одного стихотворения, и он не прогадал!
Осенняя лирика запала в душу и читателю. Великолепные стишки с интересом изучаются по школьной программе, даже дошкольники быстро схватывают мелодические строки, воспевающие осенние пейзажи родной страны.
Осень в стихах Сергея Есенина всегда загадочна и лирична, иногда грустна и несколько задумчива. Поэт с особым вдохновением передает настроение усталой натуры, хотя для этого времени года более актуально чувство усталости, тревоги и некоторой подавленности. Кажется, что эти чувства не утомляют автора, а, наоборот, придают нереальные силы для создания гениальных стихов, любимых всем мировым сообществом.
Есенину, как никому другому, удалось в особой, утонченной форме описать это прекрасное время года. По его лирическим произведениям осень воспринимается как время юное и нежное, но в то же время мудрое и целеустремленное. В этой невероятной тоске переплелись разные эмоции и чувства: страстная любовь и невыразимое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, хорошее настроение и ненасытная тоска…
Сергей Александрович Есенин всегда подбирал удачные рифмы. Его стихи об осени полны трогательных и теплых слов, подчеркивающих величественную красоту и гармонию русской природы.
Что характеризует осень? Поток холодного воздуха, прохладный ветерок, затяжные облака и внезапный дождь. Это время года готовит природу к зиме, которая неумолимо приближается к своим родным краям. Не всегда удается учесть всю прелесть осенней поры, однако с этим блестяще справился талантливый русский поэт 20 века – Сергей Есенин!
Подходит для осенней свежести
Подходит для осенней свежести
Встряхни ветром душу-яблоню
И посмотри, как она рассечет над рекой
Голубая вода солнечного плуга.
Хорошо выбить из тела
Светящийся песенный гвоздь.
И одетый в праздничное белое
Ждать, пока гость постучит.
Учусь, учусь сердцем
Берегите цвет черемухи в глазах,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломают поток.
Тихо гудит звездная звонница,
Что ни листок, то свеча заря.
Никого не пущу в горницу,
Никому дверь не открою.
Туманная погода, золотая листва, дождливая романтика и бодрящая сила легкого осеннего ветерка мастерски описаны автором, вызывая у читателя самые яркие и приятные эмоции. Есенин прекрасно изображает каждое явление, актуальное для этого времени.
Описывая атмосферные явления, поэт выбирает живописное изображение, образно выражая свои наблюдения. В творчестве отчетливо просматриваются антропоморфные и зооморфные сопоставления. В поэзии другого известного автора, Александра Александровича Блока, ветер представлен как астральное и даже космическое явление. И в стихах Есенина он приобретает некую одушевленность.
Во многих лирических произведениях Сергея Александровича есть чудесное описание небесного месяца и чарующей луны. Поэт мастерски подчеркивает его неповторимую форму, превосходный силуэт и просто потрясающий свет «тонкий лимон» или «луно-голубой».
По мнению критиков, подробные описания луны вносят в стихи великого русского автора особую романтику и элегические мотивы. А вот рифмы о живописном месяце сравнивают с фольклором, ведь это небесное светило предстает в творчестве Есенина как славный персонаж из доброй сказки.
Есенин затрагивал в осенней поэзии различные элементы окружающей природы: живописный русский лес, прекрасные деревья в золотых нарядах, животных, готовящихся к зимней спячке, и другие не менее важные и вполне естественные образы. Его осенняя поэзия впечатляет и вдохновляет!
Золотая листва закружилась
Золотая листва закружилась
В розоватой воде пруда
Как легкая стая бабочек
С угасанием летит к звезде.
Я влюблен в этот вечер
Близок к сердцу желтеющий дол.
Молодежный ветерок до плеч
Голова на березовом подолу.
И в душе и в долине прохлада,
Голубой сумрак, как отара овец
За воротами сада безмолвного
Колокольчик зазвенит и замрет.
Я никогда не был бережливым
Так не слушал разумной плоти,
Хорошо бы, как ветки вербы,
Опрокинуться в розовые воды.
Хорошо бы, на стоге сена улыбаясь,
Морда месяца сено жевать…
Где ты, где ты, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желая?
Стихотворение «Листья падают, листья падают» написано автором в конце лета, в 1925 году. В этот период Есенин переживает тяжелый кризис в личной жизни, что ярко отразилось в написанном лирическом произведении. Читая строки этого стиха, нравственно чувствуется тотальная усталость автора, его растерянность по отношению к себе и другим.
Смысловой план произведения построен на передаче душевных переживаний, Сергей Есенин смело заявляет о своих сожалениях, связанных с утраченной молодостью. Он словно пытается подвести итог собственной жизни…
В его рифмах слышится злобное предчувствие собственной смерти. С первых же строк читается пессимизм автора, его тоска и душевная боль. Он жаждет радостных перемен или типичного затишья, но ветреная погода словно сбивает с толку все мысли творца, мешая разуму принять верное решение и определиться с собственными желаниями.
В последних строках стихотворения поэт выражает свое недоверие к женскому полу, чувствуется некоторое презрение к лукавым человеческим отношениям и неоправданной любви. Теперь автор размышляет о том, что могло бы в корне изменить внутренние противоречия и успокоить душу. Лирический персонаж пытается найти свою возлюбленную, в чьей власти умиротворение больной души и разбитого сердца огорченного поэта.
Есенин долго искал такую женщину, но, видимо, так же, как и герой этого стихотворения, ему не удалось воплотить желаемое в реальность. ..
Листья падают, листья падают…
Листья падают, листья падают.
Ветер дует
Длинный и глухой.
Кто порадует сердце?
Кто утешит его, мой друг?
С тяжелыми веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Вот снова запели петухи
В жуткой тишине.
Предрассветный. Синий. Рано.
И летящие звезды благодать.
Загадай желание,
Я не знаю, чего загадать.
Чего желать под бременем жизни,
Проклиная наследство и дом?
Хочу хорошего
Увидеть девушку под окном.
Чтоб с васильковыми глазами
Только мне –
Никому –
И новыми словами и чувствами
Успокаивает сердце и грудь.
Чтоб под этим белым лунным светом,
Взяв счастливый жребий,
Я над песней не растаял, Я не растаял
И с чужой веселой юностью
Никогда не жалел своего.
Первые строки стихотворения “Осень” построены на мнимом сравнении автора “осень – рыжая кобыла, чешет спину. ..”. Литературный образ коня – свобода, и именно его поэт избрал для сравнения, чтобы донести до читателя неуловимую природу этого времени года. Однако динамичность настоящего животного отсутствует в лирическом творчестве Есенина. Он выставляет ее в ином ракурсе, запечатлев на мгновение, чтобы возвестить на всю землю о грядущих переменах.
Поэт наполняет осень яркими красками, но в то же время указывает на присущую этому времени затухание природы. Если соединить все образы, представленные в стихотворении, то можно раскрыть основную суть, заложенную лириком: образ осенней поры доносит до нас понимание быстротечности человеческой жизни, ее, как унылой поры, не может быть остановились, чтобы сохранить его надолго…
Жизнь природной природы сравнима с жизнью каждого человека. Природа теряет свои краски и летний аромат душистых растений, как и наша жизнь, уходит без оглядки, оставляя приятные воспоминания о потерянных годах молодости.
Ветер в лирическом творчестве Сергея Есенина представляет собой образ свободы, а красные ягоды рябины можно сравнить с кровавыми ранами Иисуса Христа. В этих строках видна идея искупления, основанная на совершенных ошибках и грехах молодости.
«Осень» — прекрасное стихотворение талантливого поэта Сергея Есенина, наполненное глубоким философским смыслом. Внимательно читая рифмы, можно уловить основную суть лирического произведения, донесенную гениальным автором до каждого слушателя…
Осень
Тихо в зарослях можжевельника вдоль обрыва.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над берегом реки
Слышен голубой лязг ее подков.
Счемник-ветер с осторожным шагом,
Сминает листву на уступах дороги.
И целует рябиновый куст,
Красные язвы незримому Христу.
Хорош для осенней свежести
Встряхнуть душу-яблоню с ветром
И смотри, как она пересекает реку
Голубая вода солнечного плуга.
Хорошо выбить из тела
Светящийся песенный гвоздь.
И одетый в праздничное белое
Ждать, пока гость постучит.
Учусь, учусь сердцем
Берегите цвет черемухи в глазах,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломают поток.
Тихо гудит звездная колокольня,
Что ли лист, то свеча заря.
Никого не пущу в горницу,
Никого дверь не открою.
1918-1919 гг.
А. Б. Мариенгоф относит создание поэмы к зиме 1919/20 г. Он рассказал, что в особенно лютые холода этой зимы они с Есениным перебрались из своей неотапливаемой комнаты в ванную: «Мы накрыли ванну матрацем – кроватью; доски для умывальника – письменный стол; колонка для подогрева воды нагревалась книгами. Тепло от спикера вдохновило лирику. Через несколько дней после переезда в ванную Есенин прочитал мне:
Тихо гудит звездная колокольня,
Что листочка, то свечка заря.
Никого не пущу в горницу,
Никому дверь не открою.
Действительно, пришлось защищать «обетованную баню», которую мы открывали зубами и тяжелым замком. Вся квартира, с завистью глядя на наше теплое, беззаботное существование, сходилась и принимала постановления, требующие установления очереди на проживание под благосклонным покровительством колонны и немедленного выселения нас, безоговорочно захвативших площадь. соответствующий ордер» (Восп., 1, 317).
1918
***
Хорошо осенней свежести
Встряхни ветром душу-яблоню
И посмотри, как она режет над рекой
Голубая вода солнечного плуга.
Хорошо выбить из тела
Светящийся песенный гвоздь
И одеться в праздничное белое
Ждать, пока гость постучит.
Учусь, учусь сердцем
Берегите цвет черемухи в глазах,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломают поток.
Тихо гудит звездная колокольня,
Что листочка, то свечка заря.
Никого не пущу в горницу,
Никому дверь не открою.
Читает Ю. Богатырев
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин! золотое имя. Убитый мальчик. Гений земли русской! Ни один из пришедших в этот мир Поэтов не обладал такой духовной силой, обаятельной, всемогущей, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубокой болью-любовью к Отечеству! Столько слез было пролито над его стихами, столько человеческих душ сочувствовало и сопереживало каждой есенинской строчке, что если бы ее посчитать, то поэзия Есенина перевесила бы любую и многое другое! Но этот метод оценки недоступен землянам. Хотя с Парнаса было видно – народ еще никого так не любил! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную войну, за его стихами шли на Соловки, его поэзия будоражила души, как никакая другая… Только Господь знает об этой святой любви народа к своему сыну. Портрет Есенина втиснут в настенные семейные фоторамки, поставлен на святыню наравне с иконами…
И ни один Поэт в России еще не был истреблен или запрещен с таким остервенением и настойчивостью, как Есенин! И запрещали, и замалчивали, и в достоинстве принижали, и грязью поливали – и до сих пор делают. Невозможно понять, почему?
Время показало: чем выше Поэзия с ее тайным господством, тем озлобленнее завистливые неудачники и тем больше подражателей.
Еще об одном великом божьем даре Есенина – он читал свои стихи так же уникально, как и создавал их. Они так звучали в его душе! Оставалось только сказать это. Все были в шоке от его чтения. Заметьте, великие поэты всегда умели читать свои стихи неповторимо и наизусть – Пушкин и Лермонтов. .. Блок и Гумилев… Есенин и Клюев… Цветаева и Мандельштам… Так что, молодые господа, поэт, бормочущий свое строчки с бумажки со сцены – не Поэт, а дилетант… Поэт может многого в жизни не уметь, но только не этого!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — еще одна тайна Поэта. В том же 1925 году есть и другие строчки: «Вы не знаете, чего стоит жить!»
Да, в пустынных городских переулках к легкой походке Есенина прислушивались не только бродячие собаки, «братья меньшие», но и большие враги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски закинута его золотая головка… И снова слышен его последний вздох:
“Дорогой мой, добрый-роший…”
Примечание переводчика: эта подборка содержит ряд стихотворений, охватывающих всю его литературную карьеру, с 1910 года, когда ему было 15 лет, до последнего года его жизни (1925).
Как вы увидите, многие стихотворения не имеют названий, что необычно для русских стихов, и отмечены стандартными тремя звездочками (и обозначены первой строкой в оглавлении, беседе или исследовании). Я включил годы написания под каждым стихотворением, так как это может помочь добавить некоторый исторический контекст (который, конечно же, включает Первую мировую войну и большевистскую революцию 19-го века).17).
* * *
Высокая вода слизала
Ил с дымом.
Луна опустилась
Ее желтые поводья.
Гребля на плоскодонке,
Я натыкаюсь на берега.
Красные стога у ограды
Похожи на церкви.
С горестным карканьем
В тишине болот
Тетерев
На вечерню зовет.
В голубом мраке роща
Окутывает нужду…
Тайно помолюсь
За твоё будущее.
<1910>
* * *
Разве я виноват, что я поэт
Тяжелых страданий и горькой судьбы?
В конце концов, это был не мой выбор —
Я просто так появился на свет.
Разве я виноват, что не дорожу жизнью,
Что я всех люблю и одновременно ненавижу,
И знаю о себе то, чего пока не вижу—
Это мой подарок от музы.
Я знаю, что нет в жизни счастья,
Жизнь – сумасшествие, мечта больной души,
И я знаю, мои мрачные напевы всем наскучили,
Но я не виноват – такой поэт Я.
<1911—1912>
Береза
Белая береза
Под моим окном
Закуталась в снег
Как будто в серебро.
Словно снежные бордюры
На ветках пушистых,
Белые бахромы кистей
Расцвели.
И стоит береза
В апатичной тишине,
И горят снежинки
В огне золотом.
И рассвет, лениво
Прогулка,
Опрыскивает ветки
Новым серебром.
<1913>
* * *
Вышел Господь, чтобы испытать человеческую любовь,
Вышел в поле в бегах.
Старик сидел на пне в дубовой роще
Беззубым ртом жевал сухую лепешку.
Старик увидел нищего, идущего
По дорожке с железной тростью
И подумал: «Какой бедняга, больной —
Бьюсь об заклад, это голод заставляет его шататься».
Господь подошел к нему, скрывая свою печаль и боль,
Думая, что он не может разбудить чье-либо сердце…
И старик протянул руку,
«Вот, пожуй это.. Вы почувствуете себя немного сильнее.
<1914>
* * *
В стране желтой крапивы
И засохшего плетня
Деревенские избы, как сироты,
Цепляются за ивы.
В полях, за синей чащей оврага,
Среди зеленых озер,
Песчаная дорога тянется до
Сибирские горы.
Заблудился где-то в Мордове и Чуде,
Россия не знает страха,
И народ, народ в кандалах
Иди по этой дороге.
Все они убийцы или воры,
Судьбой велено.
Я влюбился в их грустные глаза
И в их впалые щеки.
В убийцах столько зла и радости.
Их сердца просты.
Но их синие рты ухмыляются
На почерневших лицах.
Втайне я лелею одну мечту:
Что я чист сердцем.
Но и я кого-нибудь зарежу ножом
Одна свистящая осень.
И по ветреной дороге,
Быть может, по этому самому песку,
Меня поведут, веревку на шею,
Влюбиться в тоску.
И когда я мимоходом улыбнусь,
Растянув грудь,
Непогода лизнет дорогу моей жизни
Языком.
<1915>
* * *
Устал я жить в родном крае,
Тоска по бескрайним полям гречихи.
Я покину свою лачугу
Чтобы быть бродягой и вором.
Я пойду по белым кудрям дня
Искать какой-нибудь убогий ночлег.
И, увидев меня, мой лучший друг
Наточит свой сапожный нож.
Желтая дорога переплетается
Весной и луговым солнцем,
И та, чье имя мне дорого
Прогонит меня от своего порога.
Снова вернусь я в дом своего рождения,
Радостью чужой утешаюсь,
И в какой-нибудь зеленый вечер повешусь
На рукаве под окном.
Седые ивы у плетня
Чуть ласковее склонят головы.
Меня закопают, немытого,
Под лай собак.
И будет плыть луна,
Опуская весла в озера…
И будет жить Россия,
Танцуя и плача у забора.
<1916>
* * *
Плавание в синей пыли,
Луна бодает тучу рогом.
Этой ночью никто не догадается
Почему кричали цапли.
Этой ночью она бежала через камыши
К зеленой заводи.
Ее белая рука провела взлохмаченными волосами
По тунике.
Она подбежала, взглянула на быструю пружину
И села на пенек от боли.
В ее глазах увяли ромашки
Как гаснет болотный свет.
На рассвете, сквозь спиралевидный туман,
Она уплыла и исчезла вдали…
И луна, купаясь в синей пыли,
Кивнул ей из-за холма.
<1916>
* * *
Ваше подражание составляет мне
.
В ожидании энергичного внука в возрасте подсолнуха.
Их внук стройный и белый, как берёза,
С медовыми волосами и бархатными руками.
Вот только, друг мой, я вижу по его голубым глазам —
Они только мечтают о его мирской жизни.
Светлая Богородица в иконостасе
Светит радостью в их мрак.
С тихой улыбкой на тонких губах
Она держит их внука на руках.
<1917>
* * *
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами, выходящими в сад.
Закат тихо плывет
В пруду красным лебедем.
Здравствуй, золотая тишина
С твоей тенью березы в воде.
Стая ворон на крыше
Держит вечерню за звезду.
Где-то за садом, робко,
Там, где цветет калина,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
В сизом тумане ночь прохладная
Проносится с поля.
Глупое, сладкое счастье.
Свежий румянец щек.
<1918>
* * *
Страна, о моя страна!
Осенняя дождливая жесть.
Дрожащий уличный фонарь отражает
Свою безгубую голову в черной луже.
Нет, лучше не смотреть,
А то похуже увижу.
Я буду продолжать щуриться
На всю эту ржавую дымку.
Так теплее и менее болезненно.
Смотри: меж остовов домов
Колокольня, как мельник, несет
Мешки медные с колокольчиками.
Если вы голодны, вас накормят.
Если ты несчастен, ты обретешь радость.
Только не смотри на меня слишком открыто,
Мой неведомый земной брат.
Как я думал, так и делал. Но увы!
Каждый раз одно и то же!
Похоже, мое тело слишком привыкло к
Ощущению этого пронизывающего холода.
Ну и что! Есть много других,
Я не единственный живой в мире!
Что касается уличного фонаря, то он мигает,
В следующий миг смеется безгубой головой.
Только сердце, под поношенной одеждой,
Шепчет мне, побывавшему на твердой земле:
«Мой друг, мой друг, глаза, видевшие
Только смерть может закрыть».
<1921>
* * *
Не мучайте меня своим ледяным видом
И не спрашивайте, насколько я стар.
У меня тяжелая форма падучей болезни;
Моя душа – желтый скелет.
Было время, когда родом с окраины
В дыму моих мальчишеских грез,
Я мечтал о богатстве и славе,
И быть всеми любимым.
Да! Я богат, я богат без слов.
У меня был цилиндр; теперь нет.
Все, что у меня осталось, это одна манишка
И пара стоптанных модных туфель.
И слава моя не хуже:
Из Москвы в Париж
Мое имя внушает ужас
Как громкое ругательство, нарисованное на заборе.
Что касается любви — разве это не смешно?
Ты целуешь меня, но губы как олово.
Знаю, мое чувство перезрело
А твое не сможет расцвести.
Ну ладно, я слишком молод, чтобы размышлять,
А если мне грустно — что с того?
Свежая трава, покрывающая холмы
Шуршит золотом больше, чем твои косы.
Я бы хотел вернуться в то место
Где, слушая шелест золотой травы,
Я мог бы навсегда уйти в небытие
В дыму моих мальчишеских снов.
Но на этот раз я мечтаю о чем-то новом,
Что-то, чего земля и трава не могут понять,
Что-то, что сердце не может выразить словами
И ни один человек не может назвать.
<1923>
* * *
Синий Май. Вечернее тепло.
Кольцо у ворот беззвучно.
От полыни исходит липкий запах.
Вишневое дерево спит в белом платье.
Сквозь деревянные створки окна,
Луна причудливая плетется
Кружевной узор тонких занавесок
И оконные рамы на пол.
Наша гостиная может быть маленькой,
Но она чистая. Я здесь на досуге…
Этой ночью я наслаждаюсь жизнью
Как приятная мысль о друге.
Сад пылает, как пенный огонь,
И луна, напрягая все свои силы,
Хочет, чтобы все дрожали
От пронзительного слова «милая».
В этом цветении, в этой глади,
Слыша майскую веселую гармошку,
Я один ничего не желаю,
Кто принимает все как есть.
Принимаю — приходи и появляйся,
Все, что приносит боль и облегчение. ..
Мир тебе, пронесшаяся жизнь.
Мир тебе, голубой холодок.
<1925>
Последний поэт села , книга переводов Антона Яковлева избранных стихов Сергея Есенина, выпущенная в 2019 году издательством Sensitive Skin Books (http:// senseskinmagazine.com/books/the-last-poet-of-the-village). Последний сборник стихов Яковлева « Хронос обедает в одиночестве » (SurVision Books, 2018) получил премию Джеймса Тейта за поэзию. Он также является автором Ordinary Impalers (Kelsay Books, 2017) и две предыдущие главы: The Ghost of Grant Wood (Finishing Line Press, 2015) и Neptune Court (The Operating System, 2015). Его стихи появились в The New Yorker, The Hopkins Review, Prelude, Measure, Narrative Northeast и других изданиях. Родился в Москве, Россия, окончил Гарвардский университет и директор по образованию Bowery Poetry Club.
Один из самых значительных русских поэтов всех времен, Сергей Есенин (1895-1925) был одним из основателей недолговечного, но влиятельного движения имажинистов, которое противостояло футуризму и было связано с имажинизмом в английском языке.