Экспериментирование в детском саду подготовительная группа – Опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему: Картотека экспериментов и опытов в подготовительной группе

Опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница – вода.»

Муниципальное автономное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 14

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

в  подготовительной группе

на тему: «Волшебница – вода.»

                                                                                       Подготовила:

                                          Воспитатель МАДОУ ЦРР – Д/С № 14

                                                                                         Навоева Т.Ю.

Кропоткин, 2016 г.

ТЕМА: « Волшебница – вода» .

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи:

Ознакомление детей со свойствами воды:

– отсутствие собственной формы;

– текучесть;

– пар тоже вода;

– вода может тоже растворять предметы.

Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

Развивающие задачи:

Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные задачи:

Развивать социальные навыки:

– умение работать в группе;

– учитывать мнение партнёра;

– отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

Прививать бережное отношение к воде.

Оборудование:

Запись журчания воды. Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

Вещества, которые будут растворять в воде: соль, сахар, любое растительное масло.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.

Иллюстрации с изображением: «Где находится вода?».

Ход.

Воспитатель. Ребята, я хочу, чтобы вы внимательно послушали запись и сказали, что вы услышали. (Ответы детей: журчание воды.)

Воспитатель. Что можно сказать о воде? (Вода плещется, переливается, бежит, льётся, течёт).

– Вы сказали: «Вода льётся, течёт». Давайте проверим это. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети.  Стеклянная.

Воспитатель.  Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети.  Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.

Воспитатель. Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекаются на блюдечке.

Самостоятельная работа детей. ( Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку?)

Дети. Вода жидкая.

Воспитатель. Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь. Что из этого следует? Что такое вода?

Дети. Вода – это жидкость.

Воспитатель. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети. Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Воспитатель. Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети. Форму баночки.

Воспитатель. А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Воспитатель. Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети.  Вода не имеет собственной формы.  Она принимает форму того предмета, в которой её наливают.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо». Почему? Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо». Почему?                                   Итак. Начали: «Вода – это хорошо» Почему?

Дети. Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать

одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель.  Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода –это плохо». Почему?

Дети. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель. Молодцы. А теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети. Когда её нагревают.

Воспитатель. А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети. Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель. На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник). Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.                                                                                                                                            (Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)

Воспитатель. Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети. Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель. А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети. Да, она очень горячая.

Воспитатель.  Приведите примеры, где вода очень – горячая, а где тёплая.

Дети. В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшин, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине. В батареях.

Воспитатель.  Итак, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети.  Вода может нагреваться.  Может быть тёплой и горячей.

Воспитатель.  Сейчас я выключу чайник. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы знаете? (Высказывания детей).

Воспитатель. Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас это мы проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром ( показываю

детям).Что вы видите на зеркале? Оно запотело, появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: « Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».

Физкультминутка.

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернёмся влево – вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись

Кто присел раз шесть иль пять,

Может тихо постоять.

Отдохнули, а затем

Начинать подскоки всем.

Прыгаем как мячики,

Девочки и мальчики.

А теперь шагаем вместе

На одном  и том же месте.

Раз, два не хватай,

Руки выше поднимай.

Воспитатель. Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает. Что Это? (Сахар).

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали загадку.)

В воде родится, воды боится. Что это? ( Соль ).

(Убираем салфетку со второго блюдца).

Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде –  пенится,

Брызгает и шипит.   Что это?  (Масло).

Воспитатель. Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети. Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель. Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.  (Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в жёлтых баночках, а что – в зелёных.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?                    Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?

Дети. Соль растворилась в воде.

Воспитатель. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

(Идёт самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что произошло с маслом в воде.)

Дети. Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Дети. Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель. Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.                                                                                                                              Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Игра. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, безцветная, морская, водопроводная, речная, болотная. Родниковая). После игры воспитатель предлагает детям послушать ещё раз журчание воды.

Воспитатель. Ребята , вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие основные свойства воды вы узнали сегодня?

Дети. Вода – это жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

Вода может нагреваться, быть горячей.

Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Воспитатель. Вода – добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н.Рыжовой «Волшебница вода». Давайте его послушаем.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь её и охранять.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Мастер – класс для педагогов “Экспериментирование в детском саду”

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 38

Мастер – класс «Экспериментирование в детском саду»

                                                             Подготовила

                                                             Ермоленко Светлана Валерьевна

Актуальность: Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное выразить себя.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу — проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

Обучающие: познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей с объектами неживой природы.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования. Развивать творчество средствами экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. 

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку. 

Структура эксперимента 

  1. Проблема
  2. Постановка задачи
  3. Варианты решения
  4. План эксперимента
  5. Выбор оборудования
  6. Правила безопасности
  7. Эксперимент
  8. Вывод
  9. Связь с жизнью

Я предлагаю вам начать наш мастер – класс со словесной игры «ДА-нет»

 Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем изучать неживую природу.

И так, уважаемые коллеги, приглашаю желающих занять места за столами, и посмотрим на волшебный мир экспериментирования глазами детей.

Предлагаю вашему вниманию образцы экспериментов с воздухом, магнитами, водой и статическим электричеством.

Воздух

Опыт № 1  

«Почему бутылка не тонет»

Ход исследования. Плотно закройте пробкой пустую пластиковую бутылку, и опустите в большую ёмкость с водой. Пусть дети постараются «утопить» бутылку. Почему они не могут это сделать? В бутылке есть воздух, он легкий, бутылка всплывает и не тонет в воде. Повторите опыт с этой же бутылкой, но наполненной водой. Что происходит теперь? Почему бутылка тонет?

Вывод. В первой бутылке был воздух, во второй – вода. Воздух легче воды, поэтому первая бутылка плавала, а вторая опустилась на дно.

Связь с повседневной жизнью. Человек накачивает воздух во многие предметы, которые должны плавать. Вспомните их.

Опыт № 2

«Подводная лодка из винограда»

Ход исследования.  Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки воздуха, похожие на маленькие шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не “выдохнется”.

Вывод. По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Связь с повседневной жизнью. Люди используют эту способность воздуха в кругах и нарукавниках для плавания.

Опыт № 3

«Как взвесить воздух»

Ход исследования.  Попробуйте  взвесить воздух.  Возьмите палку около 60 сантиметров. На её середине закрепите веревочку, а к обоим концам привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку с шариками в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что случиться, если один из шариков проткнуть иголкой. Проткните иголкой один из воздушных шаров. Что происходит? Воздух из шарика выходит, и конец палки поднимается вверх. Почему? Шарик без воздуха стал более легким. Что произойдет, если мы проткнем и второй шарик? Проверьте на практике предположения ребят. Равновесие снова восстанавливается. Значит, шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод. Воздух имеет вес. Поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.

Связь с повседневной жизнью.  Дети повторяют опыт дома с родителями, используя шарики разной формы и размера.

Вода

Опыт № 1

«Цветы лотоса»

Ход исследования. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вывод. Вода впитывается в пористые предметы, которые в неё попадают.

Связь с повседневной жизнью. Сбор пролившейся воды тряпочкой, полив цветов в горшках, размачивание глины для лепки.

Опыт № 2

«Чудесные спички»

Ход исследования. Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Вывод. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Связь с повседневной жизнью. Рассказ о «размачивании» деревянных бочонков,  закреплении на рукоятках молотков и топоров.  

Магнит

Опыт № 1

«Варежка с секретом»

Ход исследования.  Сделайте «волшебную» варежку, прикрепите внутри неё магнит.  (Дети об этом знать не должны)  Предложите им надеть варежку и провести ею над подносом с мелкими металлическими предметами. Что происходит? Как дети думают, в чем волшебство варежки?

Вывод.  Магниты притягивают металлические предметы потому, что в ней спрятан магнит.

Связь с повседневной жизнью.  Магниты притягивают металлические предметы. Есть специальные большие магниты. С их помощью из мусора достают металлические изделия, из которых на заводе, после переплавки делают новые металлические предметы.

Опыт № 2

«Притягивает ли магнит через бумагу»

Ход исследования.  Из скрепок, высыпанных на пластиковую тарелочку, делаем бусы. Затем накройте её листом бумаги и повторите опыт. «Работает» ли магнит?

Вывод. Магнит притягивает предметы даже через бумагу.

Связь с повседневной жизнью. Пусть дети поднесут магнит к разным предметам через бумагу и сделают выводы.

Опыт № 3

«Действует ли магнит в воде»

Ход исследования.  Проверьте, действует ли магнит в воде. Для этого положите на дно таза с водой металлические предметы и попробуйте их вынуть с помощью магнита подвешенного на веревке.

Вывод.  Магнит притягивает металлические предметы через воду.

Связь с повседневной жизнью.   Поскольку магнит притягивает металлические предметы через воду, дети играют в игру «Рыбалка». Из таза с водой вылавливаются рыбки, благодаря тому, что на удочке магнит, а на рыбках кусочки металла.

Статическое электричество

Опыт № 1

«Танцующая фольга»

Ход исследования.  Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Так же можно взять пластмассовую палочку и потереть её о шерстяную ткань. Полоски начнут “танцевать”.

Вывод.  Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные элементы электрического тока.

Связь с повседневной жизнью.   

Опыт № 2

«Летающие бабочки»

Ход исследования.  Детям предлагают вырезанные бабочки из цветных салфеток (небольшого размера), и пластиковые палочки. Вначале предлагается прикоснуться палочкой к бабочке и прокомментировать результат, затем потереть палочку о шерстяную ткань, и снова прикоснуться к бабочкам. Бабочки взлетели.

Вывод.  Возникшее в ходе трения статическое электричество притягивает бабочек к пластиковой палочке.

Связь с повседневной жизнью.

По окончании цикла опытов по определенной теме, я стараюсь заинтересовать детей темой следующего цикла опытов.

Детям показывают карманный фонарик, выясняют, для чего он нужен, какого цвета свет и т.д.

Опыт.

«Волшебный волчок»

Ход исследования.  Изготовьте вместе с детьми волчок. Вырежьте из картона круг и раскрасьте сектора круга в цвета радуги. Быстро вращайте волчок и наблюдайте за тем, как меняется цвет круга.

Вывод.  Когда волчок вертится, круг становится белый. Лучик света состоит из разных цветов.

Уважаемые коллеги, в заключении нашей встречи хочется отметить, что работу по экспериментальной деятельности можно проводить во время непосредственной образовательной деятельности и во время прогулок, а так же во время образовательной деятельности в режимных моментах. Организация данной деятельности требует много времени, но радость на детских лицах окупает их в стократ.

Как проводить исследования с детьми

  • Не игнорируйте вопросы ребенка даже тогда, когда у вас нет времени на ответы. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.
  • Как можно чаще задавайте ребенку вопросы: «А как ты думаешь?», «Что будет, если…?», «Почему ты так считаешь…?»
  • Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задумываться об увиденном: «Смотрите, сегодня начал таять снег, как ты думаешь, почему?», «Что будет, если смешать желтую и зеленую краску?»
  • Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на вопрос. Поищите ответ вместе с ребенком, в литературе, и Интернет-ресурсах. Проведите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных.
  • Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения.
  • Не всегда давайте ребенку готовые ответы. Предложите ему подумать самому, высказать свое предположение и проверить его на практике. Учить детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.
  • Помните о необходимости соблюдать правила безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно пользоваться инструментами.
  • Участвуйте в экспериментировании вместе с детьми. Но только в том случае если вам интересно. Дети всегда чувствуют неискренность.
  • Помните о том, исследовательская деятельность развивает ребенка. Готовиться к школе можно, не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ

Воспитатель: Е.С. Себель

“От чего зависит вес предметов” Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей подготовительной к школе группы

Ребенок с рождения является исследователем, проявляя живой интерес к окружающему миру. Опыты помогают ему исследовать интересующие его предметы и отвечать на многие вопросы, развивают логику, мышление. Это занятие будет интересно воспитателям, учителям начальных классов, родителям, детям.

Форма обучения: исследовательская деятельность взрослого и детей.

Количество детей: подгруппа 6 – 8 человек.

Исследовательская задача. Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.

Программное содержание: Развивать речь, мышление, любознательность;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе;

Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к исследовательской деятельности;

Учить понимать поставленные задачи и выполнять самостоятельно.

Оборудование:

Весы лабораторные, пластиковые стаканчики, песок, емкость с водой, вата, маленькие камешки, две монеты достоинством десять рублей, две губки, два носовых платочка, мерный стаканчик.

Методы и приемы:

Организационный момент

Уточнения, опросы, игровые приемы

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности

Сюрпризный момент

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг рабочего стола.

Ход занятия

I часть вводная:

Воспитатель: Я очень рада вас видеть. Какие вы все большие, нарядные и я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что же я для вас приготовила? Действительно к вам я пришла не с пустыми руками. Вы занимаетесь опытами, исследованием? Я хочу предложить вам сегодня стать исследователями. Но для этого нам нужны разные предметы и оборудование. У меня есть красивая коробка «Неизведанное рядом» в ней находятся предметы, которые помогут нам в исследовании.

Воспитатель открывает коробку, показывает содержимое и достает весы. Спрашивает у детей, как они думают, что это такое? (ответы детей). Сегодня мы с вами будем взвешивать различные предметы и устанавливать, что вес предметов не зависит от их величины.

II часть – опыты

1.        Воспитатель на одну чашу весов ставит пластиковый стаканчик с небольшим количеством песка.

Что произошло? Как достичь равновесия? Предлагает насыпать в другой стаканчик столько песка, чтобы достичь равновесия. Можно ли сказать, что в обоих стаканчиках одинаковое количество песка? Объясните почему.

2. На одну чашу весов положить маленький камешек, на другую – вату. Что мы видим? Попробуйте достичь равновесия. Почему потребовалось так много ваты, чтобы ее вес был равен весу одного маленького камешка?

Какой можно сделать вывод? Всегда ли зависит вес предмета от его величины?

Вывод: Маленький предмет может быть тяжелым, а большой легким.

Назовите маленькие, но тяжелые предметы, большие, но легкие.

3. Как вы думаете, вес сырых и сухих предметов одинаков? Как это можно доказать?

Насыплем в оба стаканчика одинаковое количество песка. Добавим в один стаканчик воды. Вес, какого стаканчика теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?

Эксперимент повторяем с монетами, губкой, носовыми платочками.

Вывод: Одни предметы совсем не впитывают воду, их вес после того как их намочат не увеличивается. У других предметов, которые сильно впитывают воду, вес увеличивается значительно.

Динамическая пауза

Давайте представим, что мы пошли на речку купаться. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы за мной повторяйте.

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Отдохнули, теперь продолжаем с новыми силами.

Воспитатель:

Ответьте мне на вопросы, доказывая свою точку зрения:

Сухой слон весит столько же, сколько мокрый?

Может ли половинка яблока весить больше целого?

Песчинка и снежинка имеют вес?

Вес стаканчика мороженного с изюмом равен весу такого же стаканчика мороженного без изюма?

На этом наши исследования заканчиваются. Вам понравилось? Вы были очень хорошими исследователями, потому что были внимательными, любознательными, активными, сообразительными. И вам очень многое удалось. Спасибо вам за старание и я хочу оставить на память подарок, который вам и в дальнейшем пригодится для ваших исследований – это лупа. На этом занятие закончено.

Дополнение (Если время занятия позволит)

Три ослика несли поклажу: первый – килограмм сахара, второй – килограмм ваты, третий – килограмм гвоздей. Переходя речку, они искупались с поклажей на спине. Выбрались на другой берег. Один побежал, другой пошел, последний поплелся. Почему?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *