Экскурсия в библиотеку.
Цель мероприятия: Знакомство с библиотекой, абонементом и читальным залом. Как самому выбрать книгу (ящик для выбора книг). Как записаться в библиотеку.
Путешествие в книжный город. Билет на поезд: «Дорогой друг сегодня ты совершил маленькое путешествие в «книжный город». Приглашаем тебя побывать у нас еще раз. Книжки про Буратино и Вини пуха, дядю Степу и мальчиша – Кибальчиша ждут тебя на наших полках. Взять их можно в библиотеке. Билет получают те ребята, которые отгадают загадку про библиотеку.
Говорит, не говорит
Слышать не слышит и нам объясняет (Книга).
2.У стены – большой и важный
Дом стоит многоэтажный
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф).
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Надо грамоте учиться. (Книга)
Эта комната – книжный городок, живут в нем книжки. У каждой своя комната на полке. В нем есть улицы и дома. В одном поселились сказки, в другом стихи, в третьем рассказ о нашей Родине.
Вы слышали сказку о Красной шапочке? Со временем узнаете ее адрес в нашем книжном городе. Вы станете читателями школьной библиотеке. Осмотрите владения книжного городка, познакомьтесь с его жителями поближе. Знайте, жители книжного городка, разговаривают молча, поэтому здесь всегда стоит тишина.
А сейчас я расскажу о книге. Было это не очень далекие времена и совсем рядом в нашем книжном городе. Книжки в нем жили, не тужили. К ним приходили ребята такие же ребята как вы.
Звали к себе домой в гости. Не на долго, на неделю или две. Книжки радовались, они ведь любят путешествовать, водить дружбу со школьниками, знакомиться с новыми людьми. Некоторым книжкам нравилось в гостях, их одевали там, в красивые платья, называемые суперобложками. Между листочками клали некоторые закладки, чтобы быстро найти последнюю прочитанную страницу. Вот такие, посмотрите. А отдыхали они на чистых столиках или в застекленных шкафах.
Но нескольким книжкам в гостях жилось плохо.
« Меня под диван ногой затолкнули» – жаловалась одна.
«Страничку помяли» – подхватила другая. К обиженным, пришли их верные друзья из кружка « Умелые руки», айболиты книжного городка. Ребята лечили книжки и те снова стали красивее.
Чтоб книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил повторяйте за мной:
Бери книгу чистыми руками.
Не перегибай книгу, от этого страдают страницы.
Не кладите в книгу карандашей и других предметов. От этого рвется переплет.
Не загибай страниц, пользуйтесь закладкой.
Не читайте книгу во время еды.
Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
Запомните, ребята, эти правила. А сейчас посмотрите, как оформлены ваши книги, учебники, какие они яркие, нарядные, красивые. А как создается книга? Над созданием книги, учебника работают ученые, а чаще коллектив ученых, авторский коллектив, они пишут рукописи книг и приносят в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства кипит другая работа – нужна бумага, чтобы напечатать книгу. Для создания книги нужны миллионы тонн бумаги. Значит, лесорубам нужно валить лес, а потом сплавлять его по рекам. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. И вот готовы: и рукопись и бумага. Начинается работа в типографии, где должны печатать миллионы учебников и книг. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики. Как видите, прежде чем книга или учебник попадут к вам на парту, в создании их примут участие сотни людей. Поэтому в учебниках к вам есть обращение « Учебник твой друг и помощник».В него вложен труд многих людей. Помни, им будут пользоваться твои младшие товарищи. Береги его».
Путешествие наше продолжается.
Первая остановка в книжном городке это абонемент. Это место в библиотеке, где книги дают на дом. Можно посоветоваться с библиотекарем, походить не торопясь вдоль длинных стеллажей выбрать книгу и унести ее на 10 -15 дней домой. На каждого из вас заводится карточка (формуляр читателя) куда записывают название книги и дату, когда она взята. Долго держать книгу нельзя, т.к. ее захотят прочитать другие.
Вторая остановка – читальный зал. Сюда приходят читать книги, которых мало в библиотеке и домой их, поэтому не дают, но книги очень интересные. Ребята их читают, а когда собираются уходить домой возвращают. Здесь читают книги, журналы, газеты. В читальном зале надо вести себя тихо, не разговаривать, спрашивать шепотом. Вообще в библиотеке разговаривают тихо, чтобы не мешать, остальным читать. К книгам относится бережно, их нельзя портить, делать пометки на страницах, ведь после тебя книги попадут ко многим читателям. Все книги находятся на полках в определенном порядке. Книги нужно ставить на то место, откуда ты их взял. Сегодня некоторые, книжкины герои прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе разгадаем, кто их прислал.
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята. Волк и семеро козлят).
Очень расстроена, нечаянно разбила яичко.(Мышка. Курочка ряба).
Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки. ( Грязнуля. Мойдодыр).
Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. (Волк. Лисичка – сестричка и серый волк).
Дорогие гости помогите Паука – злодея зарубите (Муха – Цокотуха).
Пришлите, пожалуйста, капли
Мы лягушками, нынче объелись и у нас, животы разболелись (Цапли. Телефон).
7.Про какие это книжки?
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой (Медведь и Маша).
8.Про чей это дом?
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила.
Но беда пришла нежданно.
Этот дом сгорел дотла (Кошкин дом).
9. С кем это случилось?
Во дворе веселый бал.
Башмачок с ноги упал (Золушка).
10. Эй, вы звери,
Выходите!
Крокодила победите!
Чтобы жадный крокодил,
Солнце в небо воротил! ( Краденое солнце).
А теперь пускай каждый из вас, выберет
себе книгу и запишется в библиотеку.
videouroki.net
Классный час на тему: «Экскурсия в библиотеку»
Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра-викторина для закрепления услышанного на уроке.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в нашу школьную библиотеку.
Прежде чем, мы отправимся на экскурсию, давайте вспомним, как следует себя вести в библиотеке?
Правила поведения в библиотеке
1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми
2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол
3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.
5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
6. Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.
7. С книгами обращайся аккуратно.
8. Уходя, обязательно попрощайся
Слово учителя:
В библиотеке хранится очень много книг. Сюда приходят и взрослые, и дети. Они могут взять книгу домой почитать и вернуть. А некоторые здесь, в читальном зале, читают.
Мы сегодня пришли с вами в гости к нашим друзьям. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека.
– Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, много тут книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами), у кого–то такие формуляры уже есть.
А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.
– Знаете ли вы, что представляет собой справочный фонд?
Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
Для того чтобы люди быстрее ознакомились книжным фондом, делаются книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».
Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.
Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой, давайте мы с вами вместе попытаемся их вспомнить и назвать:
· Не рисовать, не писать ничего в книгах;
· Не вырывать листы, не вырезать картинки;
· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
· Не читать книги во время еды;
· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
· Пользоваться закладкой.
Ребята, после того, как мы познакомились с библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, какие сказки вы помните и знаете:
– какие сказки вам читали ваши родители?
– кто ваш любимый сказочный герой?
– расскажите про сказку, которую любите больше всего?
– сейчас часто ли вы читаете сказки?
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки.
– чему была посвящена наша экскурсия сегодня?
– что нового узнали?
– что было сложным?
И в заключении нашего нетрадиционного урока хочется проверить, как вы запомнили и усволи тему нашего урока:
Проводится викторина. Класс делится на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно готовят коллективный ответ на все вопросы в письменной форме, договариваются, кому отвечать.
Вопросы для викторины:
В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.
nsportal.ru
Цели:
Оборудование: презентация
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!
Я думаю, вы не против того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие и познакомиться с жителями и устройством города Книгоград.
Есть такой город на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Город этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный, называется он “библиотекой”.
В библиотеке тишина
Совсем иная, чем повсюду.
Мне кажется порой она
В себе утаивает чудо.
В ней слышен зов далеких стран,
В ней скрыты тайны океанов.
Вот, слышишь, – Немо-капитан
О чем-то спорит с Д*Артаньяном.
Послушный зову твоему,
Здесь Дон Кихот на помощь мчится,
Ответ на сотни почему
На книжных прячется страницах.
“Библио” по-гречески – книга, а “тека” - хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти 5 тысяч лет!
Слайд 1,2
Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это не совсем спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия, как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.
Слайд 3
А знаете ли вы, что слово “Книга” происходит от церковно-славянского “КЪНИГЫ”, что означает буквы или письмо.
В разные времена помещения для книг имели самые различные названия. В Египте при раскопках археологи над входом в одно помещение обнаружили надпись “Аптека для души”. Этот вход вел в библиотеку. По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины, – это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Слайд 4
Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал.
Слайд 5
У слова “абонемент” много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом.
На несколько дней книга твоя, можно рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку, и попросите продлить срок чтения книги. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари.
Слайд 6
Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей.
Слайд 7,8
“В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, –
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать: –
Фантазировать, мечтать,
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна”.
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).
А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь нам приходят указатели – каталоги.
Слайд 9
Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги и фамилия автора. А в углу карточки располагается знак – сокращенный адрес книги на полке. Библиотекарь посмотрит на шифр и сразу узнает на какой полке искать книгу. Такой же шифр есть и на каждой библиотечной книге.
Видов и типов каталогов очень много. Их количество зависит от величины книжного фонда и тематической направленности фонда данной библиотеки. Самые распространенные алфавитный и систематический каталоги. Алфавитный каталог - перечень составлен в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или названиям книг). Систематический каталог помогает получить информацию о книгах по конкретной теме. В нашей библиотеке есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.
Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!
Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь.
Ой, уронил меня ты на пол.
Ай, супом ты меня заляпал.
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится.
Опять загнул мои листы?
Опять со мной небрежен ты.
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождик грянет на беду.
Запомни: я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук!
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Слайд 10
Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А теперь, ребята, к нам в гости пришел библиовенок, и он хочет проверить, что вы запомнили из нашей экскурсии, и задать вам несколько вопросов. (ученик переодетый в костюм библиовенка проводит викторину).
Отгадайте загадки:
Тридцать три сестрички сели на странички.
Сели рядком – не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
(Буквы)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
станешь вчетверо умней.
(Книга)
Первую книжку,
Где буквы ты изучаешь.
Как ты её называешь?
(Букварь)У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)У сосны и елки листочки – иголки,
А на каких листочках растут слова да строчки?
(На книжных)С подругами и сестрами
Она приходит к нам.
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета)
Библиотекарь проводит беседу с учащимися:
В заключении библиотекарь просит желающих самостоятельно подобрать книгу на дом.
Литература:
urok.1sept.ru
Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.
Место проведения: библиотека.
Класс: 1б
Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.
Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Содержание темы.
Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».
Форма проведения:
Урок – презентация
Оборудование: презентация.
Ход занятия.
Здравствуйте.
Давайте с вами познакомимся, меня зовут Анастасия Николаевна
А Вас как зовут?
Выберете имена и прикрепите себе. (читаем каждое имя ребёнка)
Куда вы пришли учиться 1 сентября? (школа- карточка)
Посмотрите, что есть в школе (изображения)
Давайте разберёмся, что и как называется. (подобрать в фотографиям названия)
(библиотека, столовая, спальня, спортивный зал)
Где сейчас находимся мы? (библиотека)
– Что это такое «библиотека»?
Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище. Если перевести дословно с греческого языка на русский библиотека – это хранилище для книг.
Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?
Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?
Правильный ответ: учреждение (помещение), в котором хранятся лекарства и их можно купить.
Аудиотека (слушать) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.
Видеотека (смотреть) – это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.
Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.
Знакомство с библиотечными терминами.
Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.
В транспорте вы являетесь кем?
Правильный ответ: Пассажирами.
В кинотеатре, театре вы?
Правильный ответ: Зрителями.
Придя в библиотеку, вы кем будете являться?
Правильный ответ: Читателями.
А кто такой читатель?
Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.
Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).
В библиотеке вы так же получаете документ.
– Знаете, как он называется?
Правильный ответ: читательский формуляр.
Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?
Правильный ответ: для права пользования библиотекой.
Формирование представления о профессии библиотекаря.
Культура речи учащихся.
Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель имя, отчество учителя.
В школе – кто самый главный?
Правильный ответ: Директор (но не директриса).
Библиотека — это дом книг. Здесь живут книги, ваши друзья. В библиотеке много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в мире книг вам поможет кто?
– Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).
Правила пользования библиотекой.
Закрепление.
Я предлагаю вам нарисовать картинку библиотеки и наклеить библиотечные слова, которые мы с вами изучили.
nsportal.ru
Мне всегда казалось, что рай
должен быть чем-то вроде библиотеки.
Хорхе Луис Борхес
Уважаемый пользователь!
Если тебе доведётся побывать в тихом районе центральной исторической части нашего города, то обязательно загляни в Областную библиотеку для детей и юношества им. И. Алтынсарина. Впрочем, мы и не сомневаемся, что ты это сделаешь, ведь такую красавицу трудно не заметить!
23 ноября 2010 года в жизни нашей любимицы произошло радостное событие – после капитального ремонта здания обновлённая Библиотека открыла двери для своих новых-старых читателей. Подробнее о том, насколько она преобразилась, можно узнать, заглянув в Нашу историю. Ты только представь, что теперь это целый библиотечный комплекс, включающий в себя два (!) здания. Однако, не забудем и о том, что какою бы ни была библиотека, главным в ней остаётся неповторимая и притягательная атмосфера доброжелательности и уюта, которую никакая евроотделка и цветовое решение заменить не смогут. В этой связи, Областной библиотеке им. И. Алтынсарина равных нет. Ведь главное «лицо» нашей библиотеки – наши читатели. Все они очень разные, интересные и творческие личности. Суди сам: эмблему библиотеки (см. О библиотеке) придумала и подарила нам наша читательница Ольга Бойко.
Интеллектуальная, духовно насыщенная, живая атмосфера, доброжелательность и взаимопонимание, испокон веков царящие в нашей библиотеке, создают теплый, творческий микроклимат, привлекающий сюда новых юных читателей. Это официально. А в разговорах между собой наши читатели зовут нас просто и даже ласково – «АЛТЫНКА».Что ж, милости просим в нашу Библиотеку!
Её девиз – «Взрослая жизнь полна проблем – оставьте их у дверей нашей библиотеки!». Так давай зайдем! Хм-м… пожалуй, для начала стоит определиться, с какой стороны, ведь у Библиотеки теперь два входа (см. Наша история)!
Нашим постоянным читателям более привычно здание на ул. Касымканова (бывшая Повстанческая), 74. С него и начнём!
Знакомство с библиотекой начинается с фойе, которое встречает посетителей удобной мебелью и уютной гардеробной в нежно-персиковых тонах. Здесь же, к услугам наших читателей – оператор по копировально-множительной технике.
Максимальное количество книг и минимальное количество посадочных мест слева от фойе подскажет, что ты попал на Абонемент для учащихся 7-11 классов и юношества.
Для людей, незнакомых с терминологией – поясняем: абонемент (в библиотеке) – отдел, где книги выдаются на дом. По особым правилам, конечно. Сии постулаты отражены в «Великой хартии вольностей читателей». Из нее всякий, ставший читателем библиотеки узнает, что уже наделен определенными правилами, а также о том, что библиотекари, в принципе, народ не воинственный и с ними вполне возможно мирное сосуществование.
Сферу влияния на этом, в общем-то большом отделе, делят между собой: кафедра № 1, обслуживающая учащихся 7-9 классов и кафедра № 2, работающая с читателями 10-11 классов, студентами и преподавателями, но это условно, потому как на самом деле обе кафедры объединены в некое подобие круга, что только подчёркивает преемственность и дружбу наших читателей. К тому же, несмотря на возрастное деление, абонемент – отдел демократичный и каждый может брать любую понравившуюся книгу, независимо от её расположения, хотя возрастное деление фонда художественной литературы всё же наличествует.
Именно на абонементе у тебя появиться необыкновенная возможность познать целые «Миры чтения», где ты узнаешь о читательских предпочтениях выдающихся личностей — писателей, поэтов, учёных. Окунувшись в таинства их библиотек, не упусти шанс в очередной раз опустошить эту замечательную выставку.
А за стеклянными дверцами стеллажей абонемента живёт-поживает …Ёжик – тот самый, библиотечный. Да тут их целая банда! 😉 ..то есть настоящий ежовый музей! Каких только личностей не встретишь – и плюшевого, и деревянного, и из бисера, и даже чёрного… Но самый любимый, конечно же, самый первый, такой старенький и потрёпанный Ёжик №1 — 2000, имя которому – ЛЕГЕНДА.
Здесь же, на абонементе, к твоим услугам так необходимые в поиске литературы, каталоги и картотеки. Каталогов два: систематический и алфавитный. Особая гордость – литературоведческая картотека, которую дополняют картотека стихов и крылатых выражений, картотека заглавий произведений. Пользоваться всем этим великолепием тебя научат в Справочной зоне, расположенной тут же, неподалёку.
Так что, если ты до сих пор (подумать только!) в этом деле абсолютный «чайник», у тебя остался последний шанс! А значит, скорее к нам! Кстати, в Справочной зоне всегда можно получить консультацию от квалифицированного библиографа, поработать за компьютером самостоятельно или же найти интересующую информацию в Интернете.
А теперь проследуем в Читальный зал для учащихся 7-11 классов и юношества – он напротив. Его классическая «рабочая зона», занимающая львиную часть пространства, представлена столами и стульями, ибо мы понимаем, что пища духовная не подчиняется правилу “стоя больше влезет”.
Именно здесь, у выставки «Казахстан в новом десятилетии» решаются самые актуальные вопросы из жизни нашего государства.
Но самое главное, читальный зал – настоящий досуговый и развивающий центр нашей библиотеки. На сегодняшний день в библиотеке активно работает литературная студия «Феникс», которая принимает в свои ряды всех любителей творчества Дж.Р.Роулинг, а также ребят, пробующих себя на литературном поприще. Причём, членами студии могут стать не только подростки и читатели юношесткого возраста, но и их младшие братишки и сестрички.
Настоящая гордость читального зала (как “старшего”, так и “младшего”), ранее упоминаемый нами Журнал литературного и художественного творчества наших читателей – «Ёжик». Каждый из 4-х его выпусков является долгожданным. Как видно, ребята не зарывают свой талант в землю!
Ну и помимо всего прочего, читальный зал – средоточие всех мыслимых и немыслимых справочников и энциклопедий мира, изобилующих всякого рода информацией. А также газет, журналов и прочей периодики. Как же найти ту иголочку в стоге сена — информацию, которая, ужас как необходима, именно сейчас, сию же минуту? Не переживай, всё будет Ok и тебе обязательно помогут мудрые всезнайки из Информационно-библиографического отдела.
..минуем арку…
Это на их плечи, т.е. на их «ручки» ложится вся кипа журналов и газет, которые выписывает наша библиотека (а это около 400 названий). Именно к ним адресуют читатели свои самые «заумные» вопросы, и именно они находят ответы на них. Ведь в «ведении» библиографов – 3 картотеки – «Страноведение», СКС-систематическая картотека статей и литературоведческая, где собирается информация обо всем, чего нет в книгах. Эти же картотеки существуют с 2002 года и в электронном виде.
Этот отдел по праву считается информационным ядром библиотеки. Библиографами же созданы электронные презентации художественной литературы «Литературный странник» и «Радость чтения», пользующиеся неизменным интересом наших юных читателей.
Но особую радость нам, конечно же, доставляет получение новеньких, свеженьких, прямо-таки аппетитненьких книжек. А этим ведает уже другой отдел – Отдел комплектования и обработки литературы. Туда и лежит наш дальнейший путь.
Этому отделу «в глубине души» завидует каждый библиотекарь. И всё потому, что именно здесь первыми имеют возможность посмотреть-полистать новые-преновые книги и журналы. Но не все так просто. Каждый журнал, газета, и особенно книга здесь учитываются и проходят специальную обработку. Книгу систематизируют, то есть, дают ей адрес, «прописку по месту жительства» на полке; наклеивают листок-срок возврата; описывают – причем сразу в 4 каталога – алфавитный и систематический –для читателей и генеральный, алфавитный и систематический каталоги; проводят по инвентарным книгам, и только потом книгу отправляют к читателям. Компьютеры и принтеры значительно облегчают труд комплектатора.
Тут же, рядом с «отделом всеобщей зависти» находится Комната межгруппового общения, где для читателей, являющихся членами Литературной студии «Феникс» – самое раздолье.
Здесь можно пообщаться в тесном кругу, поспорить, обсудить свои творения с товарищами, не мешая, при этом, работе других читателей. А также, здесь проводятся мероприятия предполагающие общение небольшой аудитории друг с другом.
Ну что ж, теперь мы выйдем и снова зайдём в библиотеку, стоит только свернуть направо, и мы уже здесь – в заново отстроенном здании, где нас тоже ждут с нетерпением.
С 1991 года наша библиотека носит имя великого просветителя, педагога-новатора, писателя и общественного деятеля Ибрая Алтынсарина (см. Наша история). Но немногие знают, что одновременно с педагогической работой развивалась и активная деятельность Алтынсарина как основоположника первых детских библиотек Казахстана (!)
Его портрет, а также фотографии памятных мест, посвященных нашему выдающемуся земляку, представлены на стенде лекционного зала рядом с фойе.
К слову, в январе 2011 года мы отметили юбилейную дату — двадцать лет со дня присвоения нашей библиотеке имени великого просветителя.
Направо – Научно-методический отдел, или «Мозговой центр» библиотеки. Именно сюда вливаются все новшества и отсюда черпаются новые идеи, замыслы, творческие начинания. То ли специфика нашей библиотеки в целом, то ли богатый информационный фонд и желание найти читателю всё, что ему нужно, то ли всё вместе взятое привели к тому, что отдел стал методическим центром не только для детских библиотекарей области, но и для многих педагогов тоже. Почему? Да потому, что здесь можно найти материал для проведения абсолютно любого мероприятия на любую тему.
Вообще, методисты обожают всё новенькое тащить себе в отдел, будь то журнал, методическая разработка, информационное письмо, протокол семинара или что ещё. А потом всё собирают по папочкам и стопочкам.
Отсюда выходят все материалы, издаваемые отделом, а так же наш библиотечный журнал Ёжик, издание которого стало возможно благодаря поддержке фонда СОРОС и, конечно же, не без активности наших читателей и библиотекарей. Вот таков сейчас отдел методический.
Второй этаж отдан в распоряжение наших маленьких читателей и сектору искусства. А к услугам ребят с ограниченными возможностями – лифт со всеми удобствами, где можно прокатиться с комфортом ..и с ветерком 😉 Кстати, изготовленный по финской технологии, он был привезён к нам из солнечной Испании (!)
Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошкольников – настоящая кузница талантов нашей библиотеки.
Именно здесь растут и появляются самые активные авторы «Ёжика». А появляются они, как правило, с шумом и гамом, заявляя о себе в полный голос уже с порога. И задача библиотекарей на данном этапе– «использовать атом в мирных целях».
Наиболее кипучие и деятельные ребята могут реализовать свою энергию в специально отведенной для этого уютной игровой комнате. Это удачная возможность совместить приятное с полезным: отдохнуть самим и не мешать тем, кто усиленно грызет гранит науки – пишет, читает, занимается.
В самом же читальном зале большое количество журналов развлекательного и познавательного характера. А какие интересные книги приобретает библиотека для своих юных читалей! Его завсегдатаи имеют возможность не только учиться быть здоровыми, знакомиться с родным краем – согласно книжным выставкам, но и познакомиться с книгами, так сказать заочно, через рекомендательный указатель «Радость чтения». Особой популярностью среди детей пользуется электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, которая доступна как в читальном зале, так и на абонементе.
Ну а настоящие любители чтения, конечно же ходят на абонемент. Ходят для того, чтобы побольше узнать об интересных книгах и выбрать понравившиеся для чтения дома.
Как же не пройти мимо самой-самой книги? В этом тебе помогут великолепно оформленные выставки, но в первую очередь, конечно же, сами библиотекари, ведь наш «младший» абонемент издавна славится именно индивидуальной работой с маленькими читателями, а также ..с их родителями. Кстати, что и способствовало образованию в 2009 году самого настоящего Родительского клуба, названного «Время доброго общения». Именно такое общение на родительских собраниях клуба разбудило желание родителей знать детскую литературу в еще большем объеме, желание читать вместе с детьми и чаще встречаться в стенах любимой библиотеки.
Вот таков он наш Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошколят: интересный, шумный, веселый и озорной. Словом, здесь всегда есть место празднику. Ну а о том, как провести настоящий, незабываемый праздник дома или в школе, можно узнать в Секторе искусства нашей библиотеки. Да к тому же, если ты ещё и почитатель (т.е. имеешь в кумирах артистов и звезд), слушатель и листатель, а также тянешься к прекрасному, и не только руками, то мы просто заждались тебя! О чём тебе говорит название «Сектор искусства»? В нашем случае, кроме всего прочего это говорит об особых проявлениях искусства: искусства совмещать несовместимое – абонемент и читальный зал в одном лице; и об искусстве – неповторимого стиля в оформлении этого райского уголка библиотеки. Фонд сектора – это собрание не только привычных читателю книг, журналов и нотных сборников, но и пластинок, аудио-видео кассет, CD-ромов и DVD, прослушивать и просматривать которые читатели могут на самой современной технике. Однако, это не сделало менее популярным старый добрый проигрыватель виниловых дисков, на котором наши юные ценители прекрасного обожают слушать любимые сказки и песенки.
Читатель сектора искусства специфичен, как и сам отдел. Читательский стаж многих из них начинается с 6-ти лет и навсегда бывает куплен возможностью проявить себя и тогда… тогда наверняка вам не раз и не два встретятся подобные вещи:
А ещё, с 2008 года при секторе действует кружок «Мир оригами», где еженедельно собираются любители этого прекрасного искусства, делают красивые поделки, обсуждают новое, придумывают своё, делятся советами и секретами.
Творчество любителей оригами нашло отражение в красочном оформлении сектора искусства:
Научно доказано, что занятие оригами способно развить фантазию, логику, пространственное мышление, воображение и интеллект, а ребята, занимающиеся оригами имеют хорошую успеваемость в школе. Кроме того, родителям дошколят полезно было бы знать, что такая работа пальцев улучшает их моторику, а, следовательно, подготавливает руку к письму. Ведёт этот кружок настоящий профессионал, «оригамист со стажем» Ольга Васильевна Медведева.
Итак, ДИРЕКТОР…
Странно, что рассказ о библиотеке мы начинали не с него? Нет, всё логично, главный у нас все-таки читатель! Ну а директор, директор – это «Энерджайзер» нашей библиотеки. Творческие импульсы, которые посылает к нам наш директор – всегда новые и новые. Она не дает нам стоять на месте и «требует» постоянного развития. Примечательно, что картина Ольги Тросиненко, – подарок библиотеке – как нельзя лучше говорит о её настроениях и, пожалуй, даже о «жизненном кредо». Ведь у директора детской библиотеки должен в душе сохраняться кусочек детства. Вот он и сохраняется!
Ну, вот пожалуй и всё. Хотя нет: есть ещё актовый зал на 70 мест, где проходит большая часть массовых мероприятий библиотеки. Кстати, отныне располагающий настоящей гримёркой и костюмерной (!).
И теперь уж точно всё – и всё только начинается. Посетив нас однажды, читатели с удовольствием становятся нашими постоянными посетителями, найдя тот самый рай по Борхесу. Ведь говорят, что даже «АУРА» у нашей библиотеки – располагает. Так что – до встречи!
allib.org
Новости Библиотечный урок «Экскурсия по библиотеке»14 ноября в библиотеке №7 прошло два мероприятия для школьников. Для учеников 2«б» класса был проведен библиотечный урок «Экскурсия по библиотеке». Целью библиотечного урока было – вызвать интерес к книгам и журналам, научить ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой. Чтобы экскурсия прошла познавательно и интересно, библиотекари провели ее в игровой форме. Открытие мира библиотеки началось с «Зала Досуга». Школьники узнали, что означает слово «библиотека», познакомились с журналами и энциклопедиями, которые можно почитать в “Зале Досуга”, успешно отвечали на вопросы сказочной викторины. Затем совершили экскурсию по библиотеке. Посетили взрослый абонемент, читальный зал, а затем детский абонемент, где библиотекарь вместе со сказочным персонажем Бабой-Ягой рассказали о том, где выбрать книгу и как правильно это сделать, о правилах пользования и сроках возврата книг в библиотеку, подарили закладки для книг. Разговор о бережном отношении к книге вызвал целую дискуссию. Несомненно, встреча с книгой должна вызывать только положительные эмоции. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Хорошая книга – лучший друг. Мероприятие брейн-ринг «В мире профессий» посетил класс коррекции (2-4классы). Школьники разделились на две команды, придумали им названия и отправились в «страну Профессий». Каждой команде были даны задания. Сначала нужно было вспомнить как можно больше профессий, затем угадать о какой профессии загадка, какие орудия труда помогают людям разных профессий. Послушав рассказ Г.Юдина «Как варить компот», ребята с интересом пробовали правильно выполнить задание – «Сварить компот» из фруктов. Целью мероприятия было расширение знания о мире профессий, и первым помощником здесь для нас стала художественная литература. Окладникова Н.Г. Главный библиотекарь библиотеки №7 Варлаганова Д.К. библиотекарь библиотеки №7 |
www.leslib.ru
Библиотека — мудрый дом души!
Здесь жизнь в ином — духовном измеренье.
Страничный шелест — путь на пик вершин,
С которых лишь рукой до озаренья.
Всему меняют цену времена,
И от иного — ни пера, ни пуха…
Но для людей пока, как хлеб, она нужна.
Библиотека — храм души и духа!
Библиотекарь — очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг — библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг.
9 марта 2017 года специалистами муниципального учреждения «Молодёжный центр» для учащихся восьмых классов Брейтовской школы была организована и проведена экскурсия в центральную районную библиотеку.
Встретила ребят Ольга Соловьёва, заведующая отделением. Она рассказала юным экскурсантам об истории возникновения библиотечной системы в Брейтовском районе и продемонстрировала фильм Александра Груничева «Библиотека служит людям». Из фильма ребята узнали, что библиотекарь не только выдаёт книги, но и участвуют в «домашнем» театре, проводит различные мероприятия, такие, например, как краеведческие чтения и чтения по избирательному праву. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше!
Участники мероприятия познакомились с каталогами, книжным фондом, действующими выставками и новостями библиотеки, посмотрели зал абонемента и читальный зал. Из рассказа Ольги Сергеевны ребята также узнали о том, как библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками и то, что приглашаются авторы известных и любимых книг на встречу с читателями. Пройдя в читальный зал, гости мероприятия обратили внимание на то, что здесь много столов с компьютерами и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, найти необходимую информацию в интернете для подготовки экзамена, урока, а при необходимости и записать что-то. Также набирается определенная группа пожилых людей для обучения на компьютере.
А напротив двери ребята увидели пианино. Как рассказала Ольга Сергеевна, пианино не для того, чтобы петь песни, как на музыкальных занятиях в детском саду, а для того, чтобы читать стихи, отрывки из каких-то произведений и слушать глубокую, серьезную классическую музыку, которая помогает их прочувствовать и понять. Для этого работники библиотеки устраивают литературные вечера. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенные в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую-то информацию из истории нашего поселка, страны. Нередко библиотекари находят и восстанавливают исторические фотографии и фильмы.
Некоторые считают, что книги, а вместе с ними и профессия библиотекаря в скором времени уйдут в прошлое, но это не так! К тому же современные библиотеки идут в ногу со временем. Подтверждением тому становится применение таких новшеств, как электронные книги — планшеты.
Ольга Сергеевна рассказала о преимуществах профессии «Библиотекаря», перечислила качества, которыми должен обладать специалист. Ученики на практике увидели, как нужно общаться с посетителями, заполнять картотеку и оформлять личную карточку — талон читателя.
После экскурсии старшеклассники поблагодарили Ольгу Соловьёву за интересный рассказ. Полученные знания они смогут закрепить в конкурсно-игровой программе «Библиотека — моя судьба».
Библиотекарь — информации хранитель,
От детских сказок до статей научных,
Он в необъятном книжном лабиринте
Путь к знаниям указывает лучший,
Его профессия сложна и многогранна,
Обязанностей разных очень много,
И никакие каталоги, базы данных
Его работу заменить не смогут!
Е. Матвеева
Учреждение «Молодежный центр» благодарит сотрудников муниципального учреждения культуры «Брейтовская районная Центральная библиотечная система» за интересный и увлекательный рассказ о работе библиотекаря.
Фото и автор: специалист Ирина Смирнова
molportal.ru