Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. А дети пели песенки:
Радуга-Радуга, Радуга-дуга!
Принеси нам, Радуга, хлеба-молока!
Поскорей нам, Радуга, солнышко открой;
Дождь и непогоду ус-по-кой.
Очень любила Радуга эти детские песенки. Заслышав их, тотчас откликалась. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах… Все были рады Радуге…
Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.
— Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.
— Укради у нее, — проскрипела древняя Фея Подземелья, — только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.
Обрадовался злой волшебник Черных Гор.
— Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.
— Не торопись, — глухо проворчала Фея, — вырвать цвет не так-то просто.
Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.
— Ой, я, кажется, умираю… — только успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.
— А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.
— Это что такое? — крикнул он. — Откуда здесь взялась эта преграда?
А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:
— Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!
Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.
— Прощайте, — шептала она своим друзьям, — прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.
— Стой! Стой! — раздался вдруг радостный крик. — Стой, Радуга, не умирай! Я здесь, твой Синий лучик вернулся! — С этими словами он прыгнул на свое место посреди цветных братьев, между голубым и фиолетовым цветами.
Случилось чудо: Радуга ожила.
— Смотрите-ка! — воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. — Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.
— Смотрите-ка! — говорили взрослые. — Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру…
“Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней. ”
В.В. Путин
Президент Российской Федерации
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
План Года экологии включает в себя большое количество разноплановых мероприятий:
– 64 природоохранных мероприятия, реализуемых 21 крупным предприятием в 22 субъектах Российской Федерации;
– создание 7 национальных парков, 2 государственных природных заповедников и 2 федеральных заказников;
– восстановление 800 тыс. га лесов на территории страны;
– более 70 мероприятий, касающихся охраны водных объектов;
– мероприятия по развитию у детей экологических знаний и ценностей, формированию понимания взаимосвязанности человека и природы.
В рамках мероприятий, посвященных Году экологии, в МАОУ Лицей №109 города Екатеринбурга при содействии клуба любителей фантастики “Мармеладки Земли” был проведен Детский литературный конкурс «Экологические сказки».
В данном сборнике представлены работы победителей конкурса в различных номинациях и возрастных категориях.
Устроители конкурса очень надеются, что, благодаря данному конкурсу и сопутствующим мероприятиям, нам удалось воспитать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, а также сформировать эстетические чувства, развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях родного края, о природном разнообразии страны и создать основу для бережного отношения к природе.
Работы победителей конкурса представлены в алфавитном порядке.
Руководитель Клуба любителей фантастики
“Мармеладки Земли”
А.А.Ноздрин
(победитель в номинации “Добро и Зло” в возрастной категории 3-4 класс)
Давным-давно на планете было два острова: добрый и злой. На добром острове правила принцесса Деревяна. А на злом острове правил принц Задоро. Задоро ненавидел Деревяну. У него была детская, но ужасная обида из-за того, что у Деревяны остров всегда был лучше, чем у него. И к нему пришла хитроумная мысль: забрать к себе всех единорогов и вырубить все леса на острове добра. Он воплотил эту задумку в реальность, когда Деревяна оставила ненадолго свой остров. Принц здорово воспользовался моментом и быстро прилетел на ее остров и выполнил свою задумку. Когда Деревяна сделала свои дела и вернулась на остров, она ужаснулась, что на ее острове не осталось ни деревьях, ни животных.
– Что же мне делать? – спрашивала себя принцесса. – Где же птицы будут строить свои гнезда? А мои единороги!? Единороги!
И тут она заплакала.
А тем временем на острове Задоро.
– Ха-ха, глупая Деревяна, ха-ха!!!
– Хнык-хнык-хнык, – плакала Деревяна.
– Ох, у меня чувство вины? Как странно!
Задоро полетел на остров принцессы, дотронулся до ее плеча, она обернулась, и он сказал:
– Прости!
И Деревяна его простила. Они все вернули как было и зажили в мире и согласии.
На прошлой неделе мы немного писали о Международной конференции фантастики в искусстве (ICFA), нашей любимой конференции и одном из типичных событий года. Хотя мы, к сожалению, не смогли быть в Орландо на конференции этого года, она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО состоялась виртуально! Это было не совсем то же самое, но, тем не менее, нам нравилось слышать от ученых и друзей в Интернете, слушать доклады и дискуссии, общаться в чате через Discord и приближаться к сказочному счастливому часу. Темой (цифровой) конференции этого года было «Изменение климата и антропоцен», важная тема, которая привела к многим интригующим разговорам.
Мы были участниками отличной панели Теодоры Госс «Темные леса воображения: сказки и экологическое мышление», где мы обсуждали роль природы и леса во всем, начиная с тревожной сказки братьев Гримм «Все виды меха». до интернациональных сказок с нелесным сеттингом, до проблемных диснеевских Pocahontas (1995) и дерзких Frozen II (2019) — и все же время пролетело слишком быстро!
Хотя запись мероприятия не велась, все присутствующие приготовили несколько замечаний для начала, и мы подумали, что будет интересно поделиться с вами нашими краткими вступительными заявлениями! Мы хотели бы продолжить этот важный разговор, поэтому все, что вы можете внести в обсуждение, будет приветствоваться в комментариях здесь или в нашей группе Facebook!
Панель «Темные леса воображения: сказки и экологическое мышление» – ICFA 2021:
В сказках темный лес может быть местом опасности и потенциального разрушения: именно там Красная Шапочка встречает волка, а Гензель и Гретель находят домик ведьмы. Однако так же часто это безопасное место, где главный герой может укрыться от злых мачех или отцов, желающих выдать замуж собственных дочерей. Сказки, которые мы слышали, читали или смотрели в детстве, учат нас думать о мире природы и относиться к нему, но какие именно уроки они преподают? На этой панели мы обсудим, каким образом сказки заставляют нас относиться к дикой природе и ее нечеловеческим обитателям. В разгар нашего климатического кризиса могут ли истории, в которых главные герои женятся на медведях или изучают язык змей, помочь нам увидеть за пределами промышленного и экономического прогресса будущее, в котором экологические соображения имеют равный, если не больший приоритет? Могут ли сказки в том виде, в каком они написаны сейчас или могут быть переписаны, помочь нам спасти мир природы, который мы делим с настоящими змеями, медведями и волками?
Сара –
«Когда меня впервые пригласили принять участие в этой панели, я была в восторге, но не знала, о чем говорить. Я изучал сказки почти всю свою взрослую жизнь (и читаю их всю свою жизнь), но в последние шесть или семь лет моей основной работой над жанром было то, как он пересекается с инвалидностью — как сказки изображают инвалидность, то, как они взаимодействуют с социальными и личными представлениями о теле и уме, и как повествования сказок могут заманить нас в ловушку старых паттернов или открыть для нас новые возможности.
Есть статья Дерека Ньюман-Стилла, к которой я снова и снова возвращаюсь в своей работе — она называется «Где слепота не (?) инвалидность: трилогия Элисон Синклер о темнорожденных» и ее бумажная версия. то, что они представили на ICFA много лет назад, на самом деле, как я узнал об исследованиях инвалидности.
В нем они пишут: «Теоретики исследований инвалидности часто считают реализм наиболее подходящим для обсуждения социальных изменений, потому что он изображает реальный мир, но научная фантастика и спекулятивная фантастика предлагают аналогичную возможность, потому что эти жанры изображают возможные миры и возможности для изменений, которые общество может сделать» (Ньюмен-Стилл 44. )
Мне нравится это произведение и эта цитата, потому что она всегда напоминает мне о полезности, достоверности и силе спекулятивной литературы, которая сильно перекликается со сказками. И для меня это была полезная отправная точка для размышлений о сказках и окружающей среде.
Бессовестно заимствовав у Ньюмана-Стилла, что, если «теоретики окружающей среды часто считают реализм наиболее подходящим для обсуждения социальных изменений, потому что он изображает реальный мир… но сказки предлагают аналогичную возможность, потому что этот жанр изображает возможные миры и возможности для изменений, которые может сделать общество?»
Все мы знаем, что истории обладают силой, иначе нас бы сейчас не было на этой конференции. И если ускоренный курс, который Бриттани и я прошли за последние несколько лет по маркетингу и деловой переписке, и научил нас чему-то, так это тому, что истории — это то, что действительно привлекает людей, что заставляет их волноваться.
А сказки часто неразрывно связаны с миром природы. Иногда очень жестко, как в сказке Джона Рескина «Король золотой реки», в которой Долина сокровищ разрушается ветром и наводнением, вызванным человеческой глупостью, и в конечном итоге восстанавливается благодаря доброте и совести.
Сказочные леса также представляют собой места большой опасности, такие как «Красная шапочка» Перро, или места побега и убежища, такие как «Все виды меха» братьев Гримм.
Когда я перечитывал сказку за сказкой в рамках подготовки к этой панели, я начал видеть сказочный лес и мир природы как места лиминальности и трансформации. Это места потенциала, места, где статус-кво меняется, люди, животные и звери трансформируются, и может произойти волшебство.
Если заблудишься в лесу, то можешь превратиться в птицу или быть съеденным Бабой Ягой. Вы можете стать ведьмой или стать ведьмой. Но результат обычно — хотя и не всегда — зависит от того, как вы ведете себя в лесу. Вы добры к медведям и гномам? Тогда ты сможешь пройти через это нормально — и стать богаче, чем раньше».
Бриттани –
«Честно говоря, я не проделал большой работы, рассматривая экологическую перспективу изучения сказок, но когда Дора предложила панель, мой интерес проявился! Я рад обсудить сегодня со всеми несколько ключевых вопросов.
Из-за моего происхождения мои первые мысли, конечно же, были о сказках и готической эстетике. Одной из самых ранних ключевых связей, которые я обнаружил в своей работе в этой области, является почти повсеместное присутствие темного леса как в сказках, так и в огромном разнообразии основных произведений готической литературы. с изображением природы и того, как природа может повлиять на историю. Процитировать введение к первому выпуску Gothic Nature: New Directions in EcoHorror and EcoGothic , «[природа] последовательно конструируется в [готических] историях как Иная, чрезмерная, непредсказуемая, разрушительная, хаотичная, заманчивая, сверхъестественно могущественная и, что, возможно, наиболее тревожно, живая». Вы могли бы сказать то же самое о том, как природа появляется в сказках. Многие готические сказки также, конечно, в основном о чудовищной природе — подумайте об опасностях, связанных с миром природы, в таких историях, как Франкенштейн , «Дочь Раппучини» или 9.0005 Странная история доктора Джекила и мистера Хайда .
Эта связь заставляет меня, конечно, больше сосредоточиться на… страшной стороне природы, как она изображена в сказках. Или, вместо того, чтобы пугать, непознаваемая сторона природы, сила природы, равнодушие природы к нам. Я чувствую, что сказки предупреждают нас о таких вещах, подобно готической литературе — не сворачивайте с тропинки в лесу, там волки, и лес вас не защитит… птицы не защитят. все равно, вернетесь вы домой или нет, и будете есть свои сухари… даже яблоки могут быть отравлены. В природе есть сила, о которой сказки очень редко забывают. Это не истории о триумфе человеческой промышленности. Во всяком случае, это истории о выживании человечества, о том, как человечество учится жить в мире, который НЕ построен полностью вокруг человечества и его желаний.
В конечном счете, я думаю, что это может быть хорошо — я думаю, что в экологическом смещении центра, которое могут сделать сказки, есть важная сила. Они могут помочь нам выйти за пределы крошечной коробки человеческого общества и начать думать о существах и местах за пределами нас, с которыми мы делим наш мир. И — это будет немного банально, простите меня — я думаю, что здесь есть немного важной магии.
Вот еще несколько вопросов, на которые мы ответили:
«Что рассказывают нам эти сказки об отношениях между человеческим и природным? Люди часто общаются с животными, превращаются в животных, маскируются под животных. Можем ли мы чему-то научиться из этих сказок и их изображений животных? Где мы видим, что эти отношения исследуются особенно интересным образом?»
«Как трансформируется это отношение к миру природы в литературных сказках?»
«Какие сообщения получают [дети] от […] пересказанных сказок? Хотим ли мы думать о сказках как о потенциальных носителях экологического послания юным читателям?»
«Являются ли сказки важной частью экологической повестки дня? Мы знаем, что нам нужны ученые, чтобы помочь нам решить климатический кризис. Но как насчет писателей и ученых — они тоже играют свою роль?»
Мы будем рады узнать ваше мнение!
Как и в некоторых из ее более ранних романов, в том числе в победившей в Ньюбери в 2012 году книге « Единственный и неповторимый Иван» фантазия со слишком реальным в Willodeen , история пылкого молодого эко-активиста, выпущенная ранее в этом месяце компанией Feiwel and Friends. Издатель запускает роман с объявленным рыночным распространением тиражом 750 000 экземпляров и виртуальной рекламной кампанией, ориентированной на школы, под названием «Займись экологией с Виллоденом: как стать экоактивистом за 3 простых шага», которая предоставляет педагогам план игры, чтобы дать толчок учащимся. экологическое сознание и активность.
Слова, которыми живет 11-летняя Уиллодин («Земля стара, а мы нет, и это все, что вы должны помнить»), заключают в себе ее уважение к хрупкости природы в то время, когда ее силы кажутся иссякающими. горько сердится. В последнее время ее родину, Першанс, мучают пожары и оползни, засухи и лихорадки, а также внезапное прекращение ежегодной миграции крылатых существ, называемых колибри, которые являются источником гордости и туристического дохода для жителей. Уиллодин полна решимости выяснить, почему эти любимые существа исчезли, и сделать все возможное, чтобы помочь природе восстановиться.
Учитывая многочисленные личные и виртуальные посещения Эпплгейт школы и переписку с детьми на протяжении многих лет, она хорошо осведомлена об обеспокоенности читателей среднего класса последствиями изменения климата и о том, как решить эту и другие серьезные проблемы в доступным способом. Вот где в игру вступает ее умелое использование элементов фэнтези. «Во-первых, мне как писателю это весело, и я надеюсь, что это доставит удовольствие и читателю», — сказала она о рисовании из мира фантазий. «Когда вы имеете дело со сложными, трудными темами для юных читателей, фрагменты фантазии помогают подчеркнуть, что в мире всегда есть волшебство — и надежда.
Точно так же мы используем сказки, чтобы отправиться в темные места и выйти целыми».И все же идея героини ее романа была, по крайней мере частично, основана на реальном мире. Обсуждая свое вдохновение для Уиллодина, Эпплгейт отметила, что Грета Тунберг, шведская активистка-подросток, была «очень сильно в моей голове», когда она задумала своего персонажа, но добавила: «Я никоим образом не предполагаю, что Уиллоден — это Грета. Я люблю Виллодин за ее яростную честность. Как и Грета, она готова говорить взрослым неудобную правду. Она также немного аутсайдер, пытающийся разобраться в мире и найти в нем свое место. Для нее природа дает и утешение, и ответы. Если дети уходят с Willodeen с эпиграфом из Греты Тунберг — «Я понял, что вы никогда не бываете слишком малы, чтобы что-то изменить» — это было бы действительно замечательно».
Экологичность, шаг за шагом
Чтобы побудить читателей подражать приверженности Willodeen восстановлению и сохранению окружающей среды, издательство Macmillan Children’s Publishing разработало краткий курс экологических действий в рамках своей инициативы Go Green with Willodeen. Цифровой комплект, содержащий учебные материалы призывает детей пользоваться доступными им информационными ресурсами, изучать биоразнообразие в своих собственных дворах и делиться своими знаниями, отправляя открытки или размещая сообщения в социальных сетях (используя хэштег #GoGreenwithWillodeen). В комплект входит письмо от Applegate, руководство для преподавателей, плакат и набор открыток, чтобы учащиеся могли поделиться тем, что они узнали об окружающей среде, с друзьями, семьей или членами сообщества, которые в состоянии помочь создать более устойчивое среда.
Несколько педагогов, которые планируют познакомить своих учеников с кампанией, поддержали эту инициативу. Джоанна Пекор, учитель третьего класса в школе Орчард в Южном Берлингтоне, штат Вирджиния, сказала: «Когда я читала эту трогательную и вдохновляющую книгу, я обнаружила, что меня ошеломляют связи, которые мы могли установить с нашей учебной программой и инициативами. Послание о том, что один тихий голос или человек может повлиять на перемены, крайне важно, чтобы дети услышали и поверили. То, как Кэтрин освещает проблему изменения климата и взаимозависимости между людьми и миром природы, блестяще. Мои ученики немедленно начали мозговой штурм, как мы можем быть хранителями земли и защищать Мать-Землю. Я знаю, что они почувствуют себя способными придумать еще больше способов стать активистами в нашем сообществе и за его пределами».
Эмбер Уэбб, преподаватель школы Roeper в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, сказала: «Наших учеников полностью увлекли воображаемые животные. Мы сосредоточились на цитате Па: «Природа, Виллодин, знает больше, чем мы, и она, вероятно, всегда будет». лучше работать с природой, а не против нее. Наши дети думали, что мы должны начать на школьном уровне, написав в классы и администраторам и развесив плакаты вокруг кампуса о важности заботы об окружающей нас природе».
По словам Дженни Люссье, специалиста по средствам массовой информации школьной библиотеки в начальной школе Брюстер в Дареме, штат Коннектикут, «я думаю, что наши учащиеся будут очень взволнованы, когда я поделюсь с ними книгой.