Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).
Программное содержание: Расширять представление об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.
Подг. группа – развивать умение видеть изменения природы в осенний период. Поощрять наблюдательность. Показать взаимосвязь животного и растительного мира. Расширять представления о различных видах почвы. Подвести к пониманию, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве.
Материал: Объекты экологической тропы: береза, ель, боярышник, клумба, скворечник на дереве. Осенние листья разных деревьев. Игровой персонаж Старичок – Боровичок. Пластиковые стаканчики, палочки, салфетки.
Словарная работа: крона, кустарник.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев и цветов, растущих на участке. Рисование деревьев.
Ход ООД
Мотивация.
Воспитатель вносит корзинку, рассматривает ее с детьми, находят письмо. Читает:
«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, я вам расскажу и покажу много интересного. Старичок-Боровичок.»
Воспитатель уточняет у детей, кто такой Старичок-Боровичок и где его можно найти. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.
Дети одеваются (воспитатель берет корзинку, где лежит план – схема экологической тропы.) и выходят на улицу.
Старичок-Боровичок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. (Берет корзинку.) А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.
(Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.) Ой, посмотрите, что это в корзиночке? (Дети берут план – схему, разворачивают её, рассматривают) приглашаю вас в путешествие.
Воспитатель от лица сказочного персонажа проводит путешествие.
Остановки экологической тропы:
Остановка 1. «Деревья».
Воспитатель: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
– Дети, а какое сейчас время года? Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель: Стоит Аленка, Платочек зеленый,
Тонкий стан, Белый сарафан. (Береза.)
Воспитатель: Ребята, а как ты узнали, что это береза? (Ответ детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.) А что вы можете о дереве рассказать? Берёза – это единственное дерево на земле с белой корой. Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Березка считается символом России. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Старичок-Боровичок: Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи.
А еще есть приметы, связанные с березой – если листья пожелтели на макушке березы, то весна будет ранней.
Старичок-Боровичок: Отгадайте загадку.
Весной зеленел,
Летом загорел,
Осенью нарядился
Ягодами украсился. (Боярышник). (Ответы детей.)
Правильно. Как вы догадались, что это боярышник? (Ответы детей.) Осенью на нем висят бордовые гроздья ягод, так называют плоды боярышника. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Старичок-Боровичок: А это что за дерево? (Обращает внимание детей на хвойное дерево – ель.) Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти семена являются пищей для некоторых животных. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах. Ель – хвойное дерево.
У ели маленькие иголки, это и есть видоизмененные листья. Они опадают круглый год, но постепенно. Поэтому и говорят про ель: «Зимой и летом одним цветом».
Старичок-Боровичок: Каким деревом является ель? (хвойным) Как называются иголочки на ели? (хвоинки) Как называется лес, где растут только ели? (ельник) Ель снабжает диких животных и птиц шишками с семенами; очищает воздух от вредных веществ и примесей; выделяет кислород круглый год; летом служит источником прохлады и тени.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Вывод: У лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды – тянут ее из дерева. Иголки у хвойных деревьев – ели и сосны – хвоинки, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.
Остановка 2. «Клумба».
Старичок-Боровичок: Далее тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это бархатцы. Какого они цвета? (Ответы детей.) Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.)
Старичок-Боровичок: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.)
Старичок-Боровичок: Ребята, посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Какие цветы растут еще на клумбе? (Ответы детей.) Здесь мы видим георгины, агератумы, петуньи, бархатцы, папоротник. Клумбы бывают разной формы и величины.
Остановка 3. «Скворечник».
Старичок-Боровичок: Дети, а хотите, я вам покажу еще одно интересное место? Вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.) А как домик называется? А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Старичок-Боровичок: Какие птицы еще осенью улетаю на юг? (Ответы детей.)
Остановка 4. «Пень». Старичок-Боровичок: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)
Старичок-Боровичок: В этом пне тоже идет жизнь. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Старичок-Боровичок: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. А теперь давайте поиграем.
Игра «Ветерок».
Воспитатель: Подул ветерок. Полетели кленовые (березовые, осиновые….) листочки. Покажите, как они полетели. (Дети, в руках у которых листья клена (березы, осины…), кружатся.)
Старичок-Боровичок: Как много разных растений на нашем участке: они и высокие, и низкие, тонкие и толстые, гладкие. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле. (Сбор листьев для нетрадиционного рисования).
Старичок-Боровичок: Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.
Воспитатель. Не скучай Старичок-Боровичок. Мы в группе нарисуем печатью из листьев рисунки и обязательно тебе их пришлем, правда, ребята?
Дети старшей группы с помощником воспитателя уходят в группу, с детьми подготовительной группы проводится опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель. Ребята, хотите, я загадаю вам загадку?
Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот? (почва)
Да, верно. Земля или правильнее – почва. Если дождливо- то почва сырая грязь, если сухо – пыль.
По ней мы ходим, в ней мы выращиваем фрукты и овощи. Почва – это плодородный слой земли. Но чтобы вырастить урожай, мало только посадить семечко в почву.
Очень хорошо, если Вы, ребята, будете владеть знаниями о почве и ее обитателях (да, да, в почве живет очень много жителей!)
Воспитатель. Ребята, как Вы думаете, есть ли в почве воздух?
Чтобы это проверить, возьмите в руки щепотку почвы и киньте в воду.
Что Вы заметили? (Идут пузырьки – вода вытеснила из почвы воздух, значит, в почве есть воздух). Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. (Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.)
А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).
Воспитатель. Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит, там можно жить. Сейчас мы узнаем, кто еще живет в почве.
-Мы часто видим, как по земле ползают …(червячки, насекомые).
-Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят … (червяков).
Воспитатель. Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, плодородный слой почвы.
Работа над пословицей.
Воспитатель. Что значит пословица “Береги землю родимую, как мать любимую”. От чего нужно беречь землю (почву) (от засух, пожаров, наводнений, загрязнений)? (ответы детей).
Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня? Что нового вы узнали сегодня? Что бы Вы еще хотели узнать о почве и подземных жителях? (ответы детей).
nsportal.ru
Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
Старшая группа.
Составила воспитатель:
Тришкина Л.П.
Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
(Старшая группа) Осень
“Надо понять, чтобы полюбить;
полюбить, чтобы понять”.
Сухомлинский В.А.
Цель:
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Организация экологической тропы на участке детского сада.
БИ-БО-БО «Садовёнок», который предлагает детям задания из корзинки :
Стоянками экологической тропы являются:
Содержание работы по прохождению экологической тропы.
Младший воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Воспитатель удивляется, делая вид, что не понимает, откуда она взялась и предлагает детям поразмышлять и высказаться о том, как эта корзина могла оказаться в нашей приемной. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то её мог потерять, относят корзину в центр «Бюро находок»,где живут потерянные вещи. Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).
«Здравствуйте!
Если вы читаете это письмо,
Значит, нашли мою корзинку.
Я иногда бываю немного рассеян
И наверно забыл её где-то.
Очень прошу её вернуть,
Ведь она не простая!
И она мне очень нужна,
А я за это обещаю вам рассказать
И показать много интересного.
Садовёнок»
После воспитатель, пытается выяснить у детей кто такой «Садовёнок» и где его можно найти, чтобы вернуть ему корзинку. Дети высказывают различные предположения, воспитатель рассказывает, что с давних времен в русском народном творчестве существует сказочный герой «Домовёнок», и люди верят, что он защищает дом от несчастий (вспоминают недавно просмотренный мультфильм «Домовёнок Кузя»), постепенно подводя детей к происхождению «Садовёнка» (словообразование от слова сад). Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.
Дети одеваются (воспитатель незаметно меняет корзинку на похожую, где лежат иллюстрации, загадки, картосхема и др. )и выходят на улицу, где их встречает младший воспитатель с куклой БИ-БО-БО. «Садовёнком»
«Садовёнок»: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. Берет корзинку.
– А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная
Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке с верху лежит картосхема.
– Ой, посмотрите, что это в корзиночке?
Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.
– Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.
Воспитатель берет куклу у младшего воспитателя, и дальше уже сама от лица сказочного персонажа проводит путешествие
Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Загадка о цветнике. (Загадывает «Садовёнок»)
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
(цветы)
Осень наступила, Высохли цветы И глядят уныло Голые кусты. Туча небо красит, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
«Садовёнок»задает детям вопросы.
Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками.
радуют жителей.)
– Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано
и о цветах. Послушайте строчки из стихотворений
Астра
Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу
Василек Георгин
Цветок ярко-синий, пушистый. На клумбе у окошка
На поле пшеничном родится, Посажена картошка.
А сам же в еду не годится. Цветки её огромные
И светлые, и тёмные.
Гладиолус Календула
На шесте – флаги, Ноготок короток,
Под шестом – шпаги А сквозь землю прошёл –
Шапку золота нашёл.
Колокольчик
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых .
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Сбор семян растений в разные пакеты.
«Покружись, покружись
И в цветочек превратись»
Дети должны мимикой, действиями изобразить один из цветочков, а «Садовёнок» угадывает цветочки.
2.Стоянка: «Чудесный огород»
Цели:
Формировать обобщённые представления об овощах (овощи – это части и плоды
растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).
Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических
связях между неживой и живой природой.
Уточнить представления о многообразии овощей.
Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат
обобщения в развернутом речевом суждении.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
Помогают растениям и птицы – синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).
Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей – да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Xopoшee время года – осень.
«Вершки и корешки».
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).
Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета – овощи, у которых используются вершки.
Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам. (соревнования)
«Садовёнок»: -Я знаю много загадок об овощах, давайте их вспомним, а вы попробуете их отгадать.
Я – и свежий, и соленый. Золотистый и полезный, Как на грядке под листок
Весь пупырчатый, зеленый. Витаминный, хотя резкий, Закатился чурбачок –
Не забудь меня, дружок, Горький вкус имеет он… Зеленец удаленький,
Запасай здоровье впрок. Обжигает… Не лимон. Вкусный овощ маленький.
(Огурец) (Лук) (Огурец)
Огородная краля Зелёная толстуха Красный, детки, но не мак.
Скрылась в подвале, Надела уйму юбок. В огороде – не бурак.
Ярко-жёлтая на цвет, Стоит как балерина, Сочный лакомый синьор.
А коса-то, как букет. Из листьев пелерина. Угадали?
(Морковь) (Капуста) (Помидор)
В огороде – жёлтый мяч. В зелёной палатке Что это за рысачок
Только не бежит он вскачь, Колобки спят сладко. Завалился на бочок?
Он как полная луна. Много круглых крошек! Сам упитанный, салатный.
Вкусные в нём семена. Что это? Верно, это…
(Тыква) (Горошек) (Кабачок)
Бурая – не мишка, Горлодёрку потри сквозь тёрку, Фиолетовым вдруг стал,
В норке – но не мышка. Добавь кваса да хлеба кусок. Любят овощ Ваня, Жан…
(Картошка) Эта еда продлит года Так ведь это…
(Редька) (Баклажан)
«Огород» -дети под музыку водят хоровод изображая овощ по тексту.
3.Стоянка: «Яблонька»
Цель: вызвать интерес к конкретному дереву – яблоне, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Само с кулачок, румяный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. Что это? (яблоко)
Растет яблоко долго – от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас белорозовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки.
А кто знает, от чего зависит вкус яблочка? (Предполагаемые ответы детей): Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться. Правильно, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным- человек должен заботиться. Но как нужно заботиться о яблоне? (ответы детей). Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.
Садовенок рассказывает детям о том, что в Сибири не растут южные сорта яблонь, потому что не выдерживают суровой зимы. Садоводы вывели множество сортов, которые хорошо растут в Сибири; такие , как ранет. Он хорошо переносит зиму, правда яблочки у них мелкие, но не менее вкусные. Наша яблонька тоже называется ранеткой.(Показ иллюстраций)
Есть у яблонь и заслуги в лечении человека. В английской пословице говориться: «В день
по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в
яблоках витаминов.
Вы знаете много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из низ встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня».
«Волшебный мешочек»- дети пытаются найти яблочко в мешочке среди других фруктов, не видя его
Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.
Дети.
Завертелось, закружилось
И по кругу покатилось.
Где остановилось,
С тем и подружилось.
Выходи, не зевай,
Свою пляску начинай!
Ребенок у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию (аудиозапись – по выбору воспитателя).
4.Стоянка: «Зеленая лужайка»
На этой стоянке дети смогут отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку. Воспитатель предлагает игры;
«Расслабься»
Цели: Эта игра даст Вам возможность устроить себе небольшую передышку, пока дети будут сосредоточенно, спокойно и тихо двигаться. Для детей это приятный способ сменить умственную деятельность на более активную, позволяющий им потом снова собрать свое внимание и энергию. После этой игры они будут значительно лучше выполнять задания, требующие сосредоточенности.
Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по земле четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через весь участок, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, можете, стоя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотреть, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам…
Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как она побежит в норку.
«Жуки и бабочки» – мальчики «превращаются» в жуков, а девочки в бабочек, и под музыку разного темпа изображают насекомых.
5.Стоянка: «Веселый скворечник»
Воспитатель предлагает отгадать загадку
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Воспитатель предлагает вспомнить, как мы зазывали скворца:
Закличка: «Скворец.»
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил
Не скворечник, а дворец.
Вспоминаем о летних наблюдениях за скворечниками, что мы видели и слышали.
«Садовёнок» рассказывает о том, что перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.
Затем «Садовёнок» рассказывает о том, что после отлета скворцов их домик займут
другие птички, которые останутся с нами зимовать. (воробьи или синички)
Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия
предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей
– прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.
6.Стоянка: «Ёлочка – красавица»
Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус ( треугольник).
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток : вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие.. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево
«Какие у ели иголки?»
Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
«Сколько лет нашей ели?»
Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки.
Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, которой 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
«Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?»
Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живую ель. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
– Каким деревом является ель? (хвойным)
– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)
– Как называется лес, где растут только ели? (ельник)
– снабжает диких животных и птиц шишками с семенами;
– очищает воздух от вредных веществ и примесей;
– является источником полезных для человеческого здоровья фитонцидов;
– выделяет кислород круглый год;
– летом служит источником прохлады и тени;
– зелень действует на человека успокаивающее в период зимних депрессий;
– хвоя ели источник биологически активных веществ;
– из ели производят биологические добавки для корма животных;
Что же это за девица? Мы купили вешалку
Ни швея, ни мастерица, Со звездою на макушке.
Ничего сама не шьет, Повесили на вешалку
А в иголках круглый год. Не шапки, а игрушки!
(Ель) (Елка)
К нам домой под Новый год Ее всегда в лесу найдешь,
Кто-то из лесу придет, Пойдем гулять и встретим.
Вся пушистая, в иголках, Стоит колючая, как еж,
А зовут ту гостью… Зимою в платье летнем.
(елка) (Елка)
7.Стоянка: «Центр творчества»
На этой стоянке дети смогут вылепить, зарисовать, сделать аппликацию, одного из запомнившихся объекта.
Материал : бумага, ножницы, клей, пластилин.
Выставка детских поделок.
Список литературы
Баттерфилд М. Цветок. – М.: Фламинго, 1998.
Баттерфилд М. Птица. – М.: Фламинго, 1998.
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1978.
Зубкова Т., Аромштам М. В гостях у старого дерева. – М.: Чистые пруды, 2007.
Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература,1977.
Смирнова В.В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
nsportal.ru
МОУ Летуновская начальная школа – детский сад Зарайского района
Коллективный просмотр:
Тема
«Прохождение экологической тропы»
Воспитатель
2-ой разновозрастной
группы
Соловьева В.И.
Октябрь 2011 – 2012 учебный год
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о деревьях, цветах, птицах, насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
МАТЕРИАЛ: Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев и цветов, растущих на участке. Рисование деревьев.
Ход НОД
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе, где я вам раскрою некоторые тайны природы.
Выходим на улицу.
Воспитатель: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Дети, а какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель загадывает загадку:
Стоит Аленка:
Платочек зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.) Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Воспитатель: Таня, а как ты узнала, что это береза? (Ответ ребенка.) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.)
Воспитатель обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны».
Воспитатель загадывает загадку:
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные бусы. (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.) Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Угощает детей ягодами рябины и спрашиваю: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато – горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».
Проводится пальчиковая гимнастика:
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ».
1, 2, 3, 4, 5. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Отгибаем пальчики, начиная с мизинца.)
листья рябины,
листья тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. (Шагают пальчиками одной руки по ладони
другой.)
Воспитатель: Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
(Дети рассматривают семена.)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Правильно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Какие цветы растут еще на клумбе? (Ответы детей.) Здесь мы видим георгины, флоксы, физалис, бархотки, кислицу и другие. Клумбы бывают разной формы и величины.
Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы и народные приметы:
Дети называют:
1.Рощи да леса – всему свету краса.
2.Зеленая ограда – живая отрада.
3.Дерево водой живет и воду бережет.
4.Срубили деревья – прощай птицы.
5.Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.
6.Если сентябрь теплый и сухой – ожидается поздний приход зимы.
Приглашает детям пройти дальше по экологической тропе. Указывает на скворечник.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей – скворцы.) А как домик называется? – скворечник. А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. Какие птицы еще осенью улетаю на юг? (Ответы детей.) А теперь давайте вспомним правила поведения в природе. Дети называют: нельзя топтать траву, корни деревьев, кустарников; ходить нужно по тропинкам; нельзя разводить костер, не разорять птичьих гнезд, не рвать цветов, подкармливать птиц зимой…..
Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Дети рассматривают пень.
Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. А теперь давайте поиграем.
Проводится игра «Найди такой же листок (березы, клена, осины…), какой покажу».
Показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждый ребенок оставляет себе лист (листья у детей должны быть разными).
Проводится пальчиковая гимнастика:
«ОСЕНЬ».
Ветер по лесу гулял (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
вот дубовый,
вот кленовый,
вот рябиновый резной,
вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Укладывают ладони на коленки.)
Игра «Ветерок». Подул ветерок. Полетели кленовые (березовые, осиновые….) листочки. Покажите, как они полетели. Дети, в руках у которых листья клена (березы, осины…), кружатся.
Воспитатель: Ветерку понравилось с вами играть, и он вам дарит на память листочки (бумажные силуэты), которые нужно раскрасить.
nsportal.ru
Автор-составитель
Колобова Кристина Александровна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №9» города Ялуторовска
Цели: создание условий для познавательной активности детей в природном окружении.
Задачи:
Беседа перед экскурсией (проводится в группе, перед прогулкой). Обращаю внимание, что к нам стучится птица.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам стучится?
Дети: сорока.
Воспитатель: А что она нам хочет рассказать?
Дети:…..
Воспитатель: пойдемте скорее за ней.
Упражнение-разминка
Мы пришли в осенний лес!
Сколько здесь вокруг чудес…
Справа березка стоит,
Слева елочка на нас глядит.
Вот и зайчик проскакал, от лисы он убежал,
А это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет теперь он нас.
(Движения повторяются в соответствии со словами)
Воспитатель: посмотрите, наша сорока сидит на дереве, а в клюве у нее конверт с письмом. Хотите прочитать письмо?
Дети: да.
Воспитатель: читает письмо «Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители – растения. Мы знаем, что совсем недавно вы грелись на солнышке, купались в речке. Бегали по зеленой траве среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. И с нами растениями тоже произошли изменения. Определите, как изменились деревья осенью»
Воспитатель: Что есть у дерева?
Дети: Корни, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
«ствол» – опустили вниз руки
«листья» – шевелим пальчиками
«корни» – топаем ногами
«ветви» – поднимаем руки вверх
А как называется то место где много деревьев?
Дети: Лес.
Воспитатель: Лес – это огромный дом. Одно дерево может дать приют и корм многим животным, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!
Какие деревья вам знакомы? Как можно назвать одним словом деревья с листьями? А с иголочками?
Дети: лиственные, хвойные.
Воспитатель: Какие хвойные деревья растут на территории детского сада?
Дети: Сосна, ель.
Воспитатель: На каком дереве сидит сорока?
Дети: на ели
Воспитатель: Посмотрите, что лежит в корзинке?
Дети: Шишки
Воспитатель: Они одинаковые?
Дети: Нет, разные
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: еловые и сосновые шишки
Воспитатель: Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые.
Воспитатель: я знаю интересную игру с шишками, хотите поиграть?
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Какая команда быстрее передаст шишку, та и победила.Воспитатель: Кто запасает шишки на зиму? Зачем?
Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
Ребята, а для чего дереву кора?
Дети: Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает
Воспитатель: Ребята, положите еловые шишки в кормушку, угостим птиц. Берите сосновые шишки и пойдемте искать сосну.
Идем к сосне.
На дворе мороз и ветер, а в лесу гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки, мы по потопаем немножко: топ- топ.
Нам мороз не страшен, вот так теперь попляшем.
Воспитатель: Ребята, где же сосна? Как вы ее узнали? Чем похожа сосна на елку?
Ребята, какие деревья растут еще на нашей поляне?
Игра «Кто быстрее найдет дерево!»
Раз-два-три к березе беги.
Раз-два-три к сосне беги.
Раз-два- три к рябине беги.
Раз-два-три к березе беги.
Игровое упражнение «Один – много»
(в кругу с мячом).
Одна осина – много осин.
Один клён – много клёнов
Одна липа – много лип.
Одна берёза – много берёз.
Один дуб – много дубов.
Одна рябина – много рябин.
Воспитатель: Как вы узнали, что это рябина? Чем похожа и чем отличается от других деревьев на нашем участке? Что на ней осталось?
Игра «Одень рябину»
– что дарит весна рябине? (Белые, душистые цветы, зеленые листочки)
– что дарит лето рябине? (Красные бусы-ягоды)
– во что одевает рябину осень? (в красные и оранжевые листочки)
-что делает зима для рябины? (накрывает белым снегом и приглашает птиц, есть ягоды)
Вот и наша сорока прилетела поесть ягод.
Какое дерево вы хотели бы нарисовать? Пойдемте в группу и нарисуем деревья, с которыми мы сегодня встретились на прогулке.
Литература:
https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4498
“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005309
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
tmndetsady.ru
Экскурсия по экологической тропе
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
(в зимнее время)
Цель: Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Закрепить и уточнить знания детей о названиях и разновидностях деревьев. Формировать представление о том, как помочь пережить холодную зиму. Учить заботиться о деревьях.
Материал: Рисунок хозяина тропы – лесовичок
Предварительная работа: Знакомство с деревьями, рассматривание их. Разучивание стихов про эти деревья. Знакомство с остановками:
1 остановка – « Елочки»
2 остановка – « Рябина»
3 остановка – «Клен»
4 остановка – «Береза»
Этапы создания экологической тропы
Последовательность действий:
1.Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление схемы экологический тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3.Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки- сказочного персонажа- лесовичка.
4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме.
Ход экскурсии:
Сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропе детского сада, чтобы полюбоваться красотой очаровательных деревьев, и расскажем обо всём, что увидим.
Ребятки, а что делают деревья зимой? (Ответы детей)
Как вы думаете хорошо им зимой или плохо? (Плохо)
Как мы можем помочь им пережить холодную зиму? (Да)
Оказывается, холодный сезон для растений является засушливым периодом. Корни получают очень мало воды. Осенний листопад помогает им выжить. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий сон.
1 остановка «Ёлочки»
Цель: Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Ход экскурсии:
Посмотрите на это дерево, вы его знаете? Вспомните, как оно называется. (Ёлка)
Ель – хвойное дерево. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. Шишки у ели вытянутые. Ель хоть и колючее дерево, но его подстерегают опасности.
Сильный ветер может сломать ствол, ветки. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в холодную зиму. Человек тоже может повредить ели, если задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Трудовая деятельность:
Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ёлочкам было тепло зимой.
Загадки:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Стих.
Снегопад.
Маленькие ёлки
И большие ели.
Что-то приумолкли,
Что-то присмирели.
Снег с утра до ночи,
Всё засыпать хочет;
И в лесу всё тише,
И снега всё выше.
Ёлочки-подружки
Говорят друг дружке:
— Слишком много снега
Тяжело макушке.
2 остановка « Рябина»
Педагог: Посмотрите, что это за дерево? Вы узнали его? (Рябина)
Правильно, это рябина. Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная.»
Послушайте стихотворение:
Красную ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она горчит.
То ли это ягодка
Просто не дозрела,
Толь рябина хитрая
Подшутить хотела?
Вы, наверное, пробовали на вкус плоды рябины? Они горьковатые и кислые, а вот после крепких заморозков раскрасите становится слаще.
Физминутка «Деревья»
Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:
Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.
Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.
Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.
Стихи о рябине:
«Рябина»
Стройную рябину вижу во дворе, Гроздьями висят, А зимой рябинки огоньком горят, Около рябины осмотрюсь кругом. | Вижу я росточек, Просыпаюсь утром, но ещё темно. Маленький росточек, ты расти быстрей! Стройную рябину вижу во дворе, |
3 остановка «Клен»
Цель: научить детей различать дерево от кустарника, учить заботиться о них.
Ход экскурсии:
А это дерево вы узнали? (Это клен).
Да, правильно, это клен и, когда мы слышим название «клён», представляем себе дерево с большими красиво вырезанными листьями. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный.
Физминутка:
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторонку руки плавно помещаем
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем
Руки мы сложим – вот так
4 остановка «Береза»
Цель: Расширить представления детей об образе берёзы; воспитывать отзывчивость, любовь к природе родного края; расширять и пополнять словарный запас детей.
Ход экскурсии:
К какому дереву мы с вами подошли? (К березе)
Конечно, ведь берёзу мы узнаём по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.
Что видите? Что за чёрточки на стволе? (чёрточки)
Ветви у берёзы толстые или тонкие? (Тонкие)
Россия – край белых берёз. Берёза один из символов России, нашей Родины.
Берёзка – очень нарядное дерево, красивое, её все очень любят, называют белоствольной русской красавицей.
О берёзе написано много стихов.
Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза».
Принакрылась снегом,
Под моим окном
Точно серебром.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Речевое упражнение: «Как ещё можно назвать берёзу?» Про берёзу говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Берёзка не только красивое дерево, ещё в древности люди отметили многие полезные свойства берёзы. Если заварить чай из набухших почек берёзы, этот отвар очень полезный и лечит многие болезни. Берёзовый веник в бане изгоняет болезни, дает силу и бодрость. Берёзовый сок тоже очень полезный и вкусный.
Отгадывание загадок:
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (берёза.)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза.)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (берёза.)
Трудовая деятельность:
Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола у корней снежным покровом.
Подвижные игры «Волк и зайцы».
А теперь пройдем вокруг этого дерева и посмотрим на него. А сейчас нам пора прощаться с березками. Вот мы и совершили экскурсию по территории нашего детского сада. Здесь, с березками мы заканчиваем нашу экскурсию. Что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали о деревьях? А сейчас нам пора идти в группу.
nsportal.ru
Осенняя экологическая тропа.
Путешествие по осеннему детскому саду.
Цели:
Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Закреплять знания о растительном мире ближайшего природного окружения, знакомство с названиями растущих на территории детского сада деревьев (ива, вяз, липа)
Учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре.
Формировать чувство ответственности и бережное отношение ко всему живому
Обогащать активный словарь детей
Предварительная работа:
Знакомство с названием деревьев (ива, вяз, липа)
Прогулки по территории детского сада
Дидактические игры «от какого дерева листок» «времена года»
Содержание прогулки.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришел в гости Лесовичок
Лесовичок:
Здравствуйте ребята. Сегодня я вам покажу свои владенья, расскажу какие деревья и цветы растут, и как надо за ними ухаживать. Отправляемся на прогулку!
Лесовичок: Ребята отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Ответы детей (осень)
Воспитатель давайте поиграем в игру «Да или нет»
Лесовичок: молодцы все знаете.
Воспитатель: Хорошо знаете приметы осени, значит можно идти дальше.
Посмотрите мы подошли с вами к клумбе
Бордовый, жёлтый, красный…
Осенние цветы по-своему прекрасны.
В садах уже давно пестреют георгины
И бархатцы ручьём вдоль узеньких тропинок…
Лесовичок: Какие красивые цветы у нас на клумбе. Это бархатцы- очень стойкие цветы, цветут все лето и осенью до сильных холодов. Посмотрите, как они прекрасны. Пушистые, и цвет такой сочный насыщенный.
Воспитатель: идем дальше. Мы подходим с вами к дереву, послушайте и отгадайте загадку:
Ветки деревца –как руки,
Серебристые листы.
А из гибких тонких прутьев
Можно многое сплести:
И диваны и корзины
Стулья, кресла и гардины.
И полезна и красива
Вечно плачущая …. (ива)
Воспитатель: правильно ива. Как вы узнали что это ива?
Дети: кора гладкая серая, листья длинные серо-зеленые, гибкие тонкие свисающие ветки.
Лесовичок: посмотрите что это у нас здесь под ивой!
Дети смотрят и видят муравейник
Лесовичок: Действительно это муравейник! Посмотрите внимательно на муравьев как они в теплые деньки готовятся к холодной зиме.
– Какие муравьи?
Ответы – маленькие, быстрые, сильные, трудолюбивые.
– Они тоже летают как пчелы?
Ответы – нет они ползают
– Можно обижать муравьев?
– Нет.
– Правильно они живые, им будет больно. Муравьи приносят много пользы, уничтожают тлю и гусениц, которые вредят растениям.
Воспитатель: Лесовичок ребята давайте немного разомнемся (Физминутка)
Вот и осень наступила, посмотрите
как красиво, листья всюду шелестят
и летят, летят, летят,
соберём с вами листочки,
посидим мы на пенёчке,
солнцу мило улыбнёмся,
вместе за руки возьмёмся,
побежим мы по дорожке,
поднимая выше ножки,
покружимся, полетаем,
дружно все мы приседаем,
вот и всё пора вставать,
нужно снова нам шагать!
Воспитатель: Потихоньку подошли мы к трем одинаковым деревьям. Эти деревья называются вяз.
Долговязый старый вяз
В небесах навек увяз
Лист его широкий
И не равнобокий
Покружившись в небе
Лег среди дороги.
Лесовичок: Какие большие деревья. Ребята, а листья у вяза какого цвета летом?
Дети: зеленые
Лесовичок: правильно, а осенью?
Дети: желтые
Лесовичок: какой формы листья у вяза? (раздает)
Дети: большие, овальные, с зубчиками, похожи на ежика.
Лесовичок: молодцы ребята, а давайте соберем листья вяза для букета.
Дети, воспитатель и Лесовичок собирают листья и делают букет.
Воспитатель: Ребята, Лесовичок вот и закончилась наша прогулка по осеннему детскому саду. Понравилось вам? Давайте вспомним названия цветов и деревьев (бархатцы, ива, вяз). Сейчас мы вернемся в группу и поставим наш букет в вазу.
nsportal.ru
Организационно-мотивационный этап Практический этап | Дети выходят на прогулку и видят на рябине в виде листика конверт.
Воспитатель подводит детей к пенькам. Наблюдение за улиткой на пеньке. Прыжки на двух ногах с продвижением. Бег с детьми «Змейкой» Дыхательная гимнастика. Игра с детьми. | -Ребята, посмотрите, какой необычный листик висит на рябине! Ой, да это не просто листик, а письмо. Кто-то его оставил здесь. -Давайте посмотрим, кому оно адресовано. -Вы знаете, а оно адресовано нашей группе! -Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло в письмо? Здесь для вас загадка, а в отгадке – автор письма. Слушайте: Яблок краснобоких, полные корзины, Убирают с поля, урожай машины. Сладко пахнут дыни, винограда гроздья. Кто их к нам приносит? Ну конечно (Осень) -Ну, конечно же, осень! Посмотрите, а тут еще карта, на которой отмечена, тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну, что же, отправляемся в путь. Тропинка наша называется экологической, т.к., пройдя по ней, вы узнаете и увидите, как живет и чувствует себя окружающая вас природа. Наш путь будет интересным. Если мы правильно пройдем путь, то Осень нам, я думаю приготовить сюрприз. В пути у нас будет несколько остановок. Итак, 1 остановка «Птичья столовая» -Скоро наступят холода, и у наших кормушек соберется множество птичек, а вот каких, вы сейчас отгадайте. С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется (синица). Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает Эта птица – круглый год Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра: Просыпайся по скорей- Всех торопит (воробей) Что за птица? Не синицы. Грудка алая, горит. На снегу уселись птицы Эти птицы. (Снегири) Остановка 2 «Пенёчки». – Вот наша 2 остановка – пенечки. Когда – то они были деревом, но пришло время и дерево засохло. Но на этом его польза не закончилась и после спиливания пенечки пригодились вам для игр. Под пенечками живут многие жучки, муравьи, слизни, улитки, а в лесу пеньки любят грибы – опята. – Давайте посмотрим, кто нашел свой домик под самым большим пенечком? А чтобы узнать отгадайте загадку: На узкой дорожке – голова да две ножки. Кто там медленно ползет, На себе свой дом везет? (Улитка) – Чтобы немного размяться, предлагаю вам попрыгать по дорожке на двух ногах с продвижением вперед, а улитка посмотрит, какие мы ловкие и прыгучие. Остановка 3 «Рябина». Где заря, растет узнала. Поглядела вверх – она Сразу стала мне видна. Ярко ягодки горят, На меня они глядят! Что за чудная картина? Это дерево – рябина! В народе рябину называют ласково – рябинушка, красавица, кудрявая. Рябина не только красивое дерево, но и очень целебное, ягоды содержат очень много витаминов. Ягодки рябины любят не только люди, но и птицы, которые питаются зимой, когда жучки, червячки спрятались под снегом. На этой остановки растет не одна рябина, давайте пробежим между деревцами «Змейкой» не задевая друг друга, ни сами деревья. Остановка 4 «Береза». Белая береза косы распустила, Белая береза ветви опустила. Желтые листочки косы украшают, И на землю тихо, тихо опадают. Красавицей русских лесов называют люди Березку. Это одно из наиболее почитаемых деревьев, символ и гордость русского народа. Ребята, а вы знали, что у березки весной, когда набухают почки, начинается сокодвижение. Сок у березы очень целебный. – Ну, что устали? У нас осталась последняя остановка. Чтобы мы смогли пройти весь путь в бодром духе, нам необходимо восстановить дыхание, используя специальную гимнастику: Дыхательная гимнастика: Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже, А потом – марш на месте не спеша. Как погода хороша? Хо – ро – ша! (На выдохе) Остановка 5 «Подарки осени» Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки: Бусы красные – рябине. Фартук розовый – осине, Зонтик желтый – тополям. Фрукты осень дарит нам! Подвижная игра: «Найди листок, как на дереве». Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе классифицирования растения по определенному признаку, наблюдательность. Ход игры: Группа делится на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья, а потом найти такие же на земле. Выигрывает та команда, которая собрала больше листьев. -Ребята, пока мы играли, мы не заметили, как нам Осень незаметно принесла корзину яблок. Наша экскурсия подошла к концу, и заканчиваются она очень вкусно и весело! Давайте, скажем, осени большое спасибо, а нам пора возвращаться. | Дети рассматривают, говорят. Дети отвечают. Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Рассказывают о перелетных и зимующих птицах. Ответы детей. . Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Прыжки детей. Ответы детей. Бег детей «Змейкой». Ответы детей. Дети выполняют дыхательную гимнастику. Дети играют в игру. Дети забирают корзину с яблоками. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для проявления самостоятельной активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для проявления поисковой активности, внимания. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для проявления поисковой активности, внимания. |
nsportal.ru