Для детей палочки – Палочки Кюизенера – описание развивающей методики, её задачи и цели, занятия для детей разных возрастов

Содержание

схемы и рекомендации по использованию

Содержание статьи

Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Описание набора

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным:

  • в наиболее простом варианте их всего 116.
  • «классический» набор включает в себя 241 палочку.

Чтобы иметь возможность предложить малышу огромное количество игр, следует выбрать набор с большим числом брусочков.

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

  • помогает развивать мелкую моторику.
  • способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
  • стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
  • учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Текст

razvivashka.online

Игры со счетными палочками для развития и обучения детей

Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых – помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные палочки.

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:

  1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
  2. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
  3. Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
    • интеллект;
    • самостоятельность;
    • воображение и творческое мышление;
    • внимание;
    • интерес к исследованиям и познанию;
    • активность;
    • волю к победе;
    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • самостоятельность;
    • способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
    • сосредоточенность.

Варианты использования дидактического пособия в забавах малышей

Вовлечь карапуза в работу с палочками очень просто. Главное – заинтересовать! Самый привычный и основной вид деятельности детей от 2 до 6 лет – игра. Именно в игровой форме нужно проводить занятия, придумав интересный сюжет и даже распределив роли. С самого начала установить правила и дать малютке понять конечную цель игры. Она может быть любой, в зависимости от того, чему нужно научить в играх с палочками. Например, сложить из палочек фигуру или разложить их по цветам в отдельные коробочки, выложить имя или сосчитать, из скольких счетных элементов состоит домик. Таким образом, в домашних занятиях счетные палочки станут прекрасной дидактической игрой.

Важно! Заинтересованность в правильном решении поставленной задачи стимулирует ребенка к активной мозговой деятельности и преодолению трудностей в начатом деле. Особенно малыш постарается, если такую же работу будет рядом с ним выполнять еще кто-то – дети любят соперничать и проявлять волю к победе.

Игры с палочками-выручалочками для самых маленьких (9 месяцев +)

Когда и как организовать дидактические игры с счетными палочками в домашних условиях? Специалисты подчеркивают: в раннем возрасте, когда малыши только начинают свой путь к познанию предметов, счетные палочки можно использовать в качестве игрового материала, изучать с их помощью цвета, конструировать фигуры различного размера и форм, использовать в нестандартном рисовании.

Стартовый возраст для ознакомления с палочками для счета – 9 месяцев. Малыш уже умеет захватывать предметы двумя пальчиками – указательным и большим, а это значит, что пришло время развивать мелкую моторику рук. Отличным упражнением для этого может стать следующее:

  • Взять небольшую коробочку или футляр, прорезать в них продолговатую щель ножом или ножницами, и показать карапузу, что в нее можно по одной засовывать палочки. Малыши на “отлично” справятся с поставленным заданием, ведь в этом возрасте им очень нравится проталкивать предметы в отверстия.
  • Лепим ежика из теста и предлагаем карапузу под чутким маминым руководством воткнуть палочки, как иголки. Крохе еще трудно дается такое действие, поэтому мамина рука станет продолжением ручки ребенка.

Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.

Что можно предложить малютке в возрасте от 1 до 1,5 лет

1. Дети раннего возраста уже способны к изучению таких понятий, как цвет, размер, длина. Поэтому, вооружившись дидактическим (обучающим) пособием, самое время предложить им такие игры с палочками:

  • Назвать цвет всех имеющихся палочек.
  • Собрать элементы какого-то одного цвета.
  • Найти палочки с одинаковой длиной (палочки Кюизенера).
  • Собрать по одной палочке каждого цвета.
  • Найти самую короткую и самую длинную палочку и назвать их цвета (палочки Кюизенера).
  • Разложить в ряд палочки, чередуя два цвета, например, желтую и красную.
  • Выбрать любую палочку и попросить ребенка слева от нее разложить все палочки, которые короче выбранной, а справа – все те, что длиннее. Облегчить решение поставленной головоломки можно наводящими вопросами. Например, показать две палочки и спросить, разные они или одинаковые. Усложнить можно вопросом, чем они отличаются друг от друга (цветом, длиной) или в чем их сходство.

2. В раннем возрасте дети начинают интересоваться и изучать свойства пластилина. Поэтому лепка из пластилина для ребятишек может стать и занятием, и игрой с счетными палочками. Палочки в данном случае являются вспомогательным материалом: выполнить роль стебелька для цветка, ножки для грибка или ствола для дерева; послужить ножками-ручками для пластилинового человечка или дымоходной трубой для домика.

3. Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

Дидактические игры от 2 до 4 лет

В этот период дошколята делают значительный прорыв в области самопознания и развития интеллекта. Происходит становление речи, легко налаживается контакт со сверстниками, малыш действует целенаправленно. Его интересуют рисование, конструирование, в основе которых все чаще лежит детская фантазия. Самое время направить эти способности в нужное русло и углубить знания о назначении счетных палочек. Подходящими для этого станут следующие игры с палочками, которые широко используются в детском саду.

Где меньше?

Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

Задание со звездочкой: попросить малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

Повторить рисунок

Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.

Строим и считаем

Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ученика повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.

Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

Заданием со звездочкой станет просьба взрослого разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

Цель такого игрового упражнения – развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.

Игры для старших дошкольников

Занятия с детьми 5-7 лет предполагают более тщательную подготовку их к обучению в школе. Для этого понадобится не только усидчивость, но и базовые знания в области чтения и математики, умение обобщать, выделять, сравнивать. Конечно же, можно не напрягать чадо какими бы то ни было заданиями, ведь всему необходимому его в свое время научат в школе. Но если у дошкольника есть интерес к познанию, не стоит ему отказывать в саморазвитии. Используя палочки для счета, можно предложить ему выполнить следующие упражнения по готовым схемам. Именно так проводят игры со счетными палочками в детском саду.

Дострой картинку

Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

Изобрази цифры и буквы

При помощи палочек выкладывать названия букв (если дается легко, то и простых слов), а также цифр в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.

Из чего состоят числа

Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

Сосчитай-ка!

Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

Психологи рекомендуют

  1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
  2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
  3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.

Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное – просто.

myintelligentkids.com

Палочки Кюизенера – что это такое? Набор цветных счетных палочек для детей

Джордж Кюизенер работал в бельгийской школе учителем начальных классов. Его изобретением был дидактический материал, который развивал у детей математические способности. Его учебное пособие в 1952 году появилось в виде книги «Числа и цвета».

Каждый современный родитель желает, чтобы ребенок уже с раннего возраста умел считать и писать. Существует огромное количество игр и приспособлений, которые помогают детям активно развиваться. Одним из таких средств является палочки Кюизенера. Что это такое – подскажет наша статья.

Характеристики счетных материалов

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные параллелепипеды, которые изготавливаются из дерева или пластика. Они могут быть длиной от 1 до 10 сантиметров. Их длина показывает значение чисел. Самый короткий счетный материал соответствует единице, палочка в 2 раза длиннее – двойке и так далее.

Палитра близких оттенков объединяет палочки в классы, или семейства. Розовый материал обозначает 2, красный – 4, а бордовый – 8. Все эти палочки можно объединить по признаку кратности 2. Так как этих изделий всего 10, то получается 5 классов, или семейств.

Набор из 116 палочек является самым простым. В его состав входят:

  • 25 белых;
  • 20 розовых;
  • 16 голубых,
  • 12 красных;
  • 10 желтых;
  • 9 фиолетовых;
  • 8 черных;
  • 7 бордовых;
  • 5 синих;
  • 4 оранжевых палочки.

Возрастная категория детей, занимающихся на этих палочках – от 1 до 7 лет.

Игры с палочками Кюизенера можно проводить с детьми от года и старше. Они могут спокойно заменить конструктор или мозаику ребятишкам.

В самом начале ребенок может просто взять их в руки и рассмотреть. Такой осмотр помогает детям развить мелкую моторику пальцев и зрительное восприятие. Можно, попеременно показывая палочки, делать следующие комментарии:

  • палочка белого цвета короткая;
  • палочка красного цвета длинная и т.д.

Ребенку можно объяснить про палочки Кюизенера (что это такое) через сказку. Построить забор из палочек одинакового цвета, используя сказку «Три поросенка», рассказать, что забор белого цвета у одного поросенка маленький, у другого – красный заборчик, побольше, а у третьего – коричневый, самый длинный и высокий.

Обучение счету

Благодаря этим предметам учимся считать с детьми. На начальном этапе можно также использовать сказочных персонажей, которые помогут ребенку научиться азам счета. Существует целый список занятий, которые развивают у детей счетные навыки:

  1. Выкладывание палочек по цвету и длине.
  2. Первоначально сами подвиньте к себе определенное количество счетного материала и попросите ребенка повторить за вами эти действия.
  3. Предметы разложите в ряд разных цветов и попросите запомнить детей, какие палочки есть, затем пусть он отвернется, и уберите одну. Когда ребенок повернется, он должен ответить, какой нет.
  4. Можно перемешать счетный материал и попросить ваше чадо разложить их по цветовому признаку, называя при этом каждый цвет.
  5. При помощи самой длинной палочки попросите ребенка измерить длину: стула, кровати или стола.
  6. Соберите из них фигуру и дайте задание сделать такую же.
  7. Можно попросить детей с закрытыми глазами найти палочки одинаковой длины.
  8. Узнать, сможет ли ваш малыш сказать, на сколько один предмет длиннее другого.
  9. Дайте ему задание выбрать из стопки палочек короткую и самую длинную.

Благодаря этим заданиям малыш научится считать в пределах десяти.

Хранение данных предметов

Палочки Кюизенера обычно хранят в специальной коробочке или пакете. Самым выгодным вариантом будет коробочка с отсеками, в которые можно положить каждый предмет отдельно. Можно превратить сбор счетный изделий в игру, когда родители просят ребенка положить аккуратно каждую палочку в свой домик.

Ознакомление детей с комплектом счетных предметов

Мы уже узнали про палочки Кюизенера. Что это такое – можно отлично понять из совместных занятий с вашим ребенком. Первоначальным подготовительным этапом является группировка предметов по цветовым признакам и построение различных сооружений. Чтобы помочь ребенку выделить все свойства в сравнении, педагог или родитель должен предложить детям следующее:

  • найти и показать одинаковые предметы по цвету или длине;
  • выбрать все синие, красные или белые палочки;
  • выбрать по одному предмету определенных цветов;
  • рассказать о цвете каждой палочки, присутствующей на столе;
  • раскрасить шарик в тот же цвет, что и палочка.

Эти задания помогают выявить всю цветовую гамму, которую различает ваше чадо. Если ребенок не может запомнить какой-либо оттенок, можно показать различные предметы, которые его окружают, и говорить при этом названия цветов. Также при обучении детей размерам нужно обязательно говорить, какая палочка по длине (короткая или длинная). Такое обучение будет легко даваться малышам.

Построение лестницы

Лестницы различных размеров строят дети. Занятия с палочками Кюизенера сопровождаются рассматриванием их и изучением особенностей данных предметов. Такое конструирование помогает им определить, что предметы одного тона имеют одну и ту же длину, и наоборот. Лестница учит детей освоить последовательную зависимость длины материалов.

Разнообразим занятия

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера являются лучшими помощниками в обучении детей счетным манипуляциям. Данные блоки изготовлены в виде различных фигур. Они имеют разноцветную окраску. С их помощью малыши приобретают начальные знания по геометрии. Детская моторика очень хорошо развивается благодаря занятиям с этими блоками.

Наборы данных блоков состоят из 48 геометрических фигур:

  • имеется круг, квадрат, прямоугольник и треугольник;
  • три цвета: красный, желтый и синий;
  • фигуры большие и маленькие;
  • толстые фигуры и тонкие.

В этом наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Количественные представления у малышей

Палочки Кюизенера являются отличными помощниками для обучения детей понятиям соотношения цвета и числа и наоборот. Необходимо закрепить название числа и цвета у ребенка. Можно предложить малышу найти палочку определенного размера и спросить, какого она цвета. Многие педагоги предлагают ребятам выложить числовую лесенку. В зависимости от возраста ребенка упражнения усложняют. Дети могут строить из этих предметов различные ковры. Дают задание построить ковер из палочек разных цветов или размеров, выполнить какой-нибудь узор и т.д.

Когда ребята уже хорошо знают цвета и числа палочек, которые они обозначают, можно построить с ними числовую лесенку. Когда ребята освоят построение такой лесенки, можно поупражняться в порядковом и количественном счете, они начинают называть смежные числа.

Когда мы с детьми учимся считать, они понимают, что каждое число больше предыдущего на 1. Проверить это можно, переставляя палочку под номером один выше или ниже ступеньки числовой лесенки.

Огромный ассортимент заданий можно придумать для этих палочек. Не только составление разных фигур и строительство лесенок, но и целые конструкторские системы можно составить из них.

В наше время для изготовления таких наборов используют инновационные материалы, которые не вредят детям и их родителям. Палочки Кюизенера: что это такое – надеемся, вы узнали, прочитав эту статью. Цены на них достаточно доступны для любых слоев населения. Дети обожают заниматься с ними долго, узнавая много полезных вещей, которые пригодятся им в будущем.

fb.ru

Счётные палочки. Играем и учимся со счётными палочками

Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета, создавать композиции. Но сейчас мы копнем немного глубже и попробуем разобраться в том, каким образом счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретальнее.

Все начинается с правильного подхода

Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Итак, первое, что следует сделать родителям, – это приписать к палочкам прилагательное «волшебные». Для пущего результата их можно хранить в необычной шкатулочке (если у вас девочка) или же в одной из игрушечных больших машин (в случае с мальчиком). Не забывайте всегда обращать внимание крохи на то, что научить его считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно счетные палочки. Занятия, которые проходят с их участием, должны быть всегда интересными для малыша. Следите за тем, чтобы он не скучал, чтобы ему действительно нравился этот процесс и он с увлечением осваивал новые и новые горизонты знаний.

Краткая инструкция по использованию

В общем, можно сказать, что счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают малышу становиться более сосредоточенным, усидчивым. Также богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Использовать же это детское приспособление можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова. Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них можно составить кораблик, домик, даже маму и папу. Также детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам (если они имеют различную величину).

С девяти месяцев жизни малыша можно смело браться за совершенствование моторики его ручек. В данном возрасте у крохи начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большими указательным пальцами), потому задача родителей – усовершенствовать этот природный и жизненно необходимый навык. В этом деле лучшим помощником окажутся счетные палочки, которые имеют небольшую длину и совсем маленькую толщину. В коробочке для палочек прорежьте небольшое отверстие ножом, после чего выверните все содержимое перед малышом. Пусть он засовывает в коробку палочки одну за другой, подбирая их своими пальчиками. Когда ребенок начнет подрастать, игру можно разнообразить тем, что она теперь будет проходить на время. Малыш должен будет засунуть максимальное количество пластинок в коробку за определенный период.

Учим цвета

Для малыша весьма занимательными станут игры со счетными палочками, где их нужно рассортировать по цвету. Начинать ребенка учить этому можно также в девятимесячном возрасте или в один годик. Для начала выберите пластинки двух цветов, перемешайте их и покажите малышу, как именно надо их раскладывать. Можно просто создать две кучки, к примеру, для синих и красных. Можно сделать игру более интересной – предложить ребенку класть синие палочки в коробочку того же цвета, то же самое делать с красными. Подобное упражнение влияет на развитие сенсорной системы малыша. Он начинает быстрее воспринимать новый материал и лучше обрабатывает его. Также в ходе игры ребенок будет учиться сравнивать и принимать правильное решение. Когда увидите, что в работе есть успехи, прибавьте еще один цвет.

Нестандартные сочетания

Как правило, в возрасте года дети начинают осваивать такой материал, как пластилин. Поначалу малыши лепят из него какие-то абстрактные и неясные фигуры, но если вы слегка поможете им в этом творческом процессе, то успехи будут куда более заметными. Именно в этой работе можно выгодно использовать счетные палочки, а как это сделать, мы сейчас расскажем. Палочка, подходящая по цвету, может стать стволом дерева или стебельком цветочка. Из большого количества пластинок можно смастерить забор в пластилиновом домике. Также палочки можно применить в качестве колючек для ежика, рук и ног человека, лап собаки или кошки и так далее. Все зависит от вашей фантазии и, конечно же, от абстрактного мышления вашего ребенка.

Рисуем с помощью палочек

Бывает так, что взрослые пытаются научить ребенка рисовать определенные вещи, предметы или вообще изображать что-то на бумаге, но их старания тщетны. Но следует помнить, даже если малыш не проявляет особых талантов в области живописи, передавать и уметь изображать простейшие предметы и явления он просто обязан. Это в корне влияет на его абстрактное мышление и восприятие. Потому сейчас мы будем складывать различные фигуры из счетных палочек и начнем с самого простого. Нарисуйте простейшую картинку на бумаге, не закрашивая ее, а оставив лишь контуры. Теперь предложите ребенку выложить по этим линиям палочки. Обращайте внимание малыша на то, что обе полоски должны точно совпадать. Усложнить задачу можно с помощью цветов. Нарисуйте, к примеру, коричневый ствол елочки и зеленые ветки. Пускай теперь кроха подберет соответствующие по цвету пластинки и наложит их сверху.

С головой в математику

Каждый родитель знает, что счетные палочки – один из лучших помощников в том случае, если мы учимся считать до 10 или изучаем геометрию. Поразительно, но простые пластинки, которые напоминают спички, служат лучшими учителями для детей и отлично развивают абстрактное мышление и понимание данного материала. Как научить малыша просто считать – это понятно каждому. Нужно просто выкладывать нужное количество палочек, добавлять к ним дополнительные или отнимать. А вот если вы изучаете геометрию, то возможностей тут куда больше. Из пластинок можно составлять фигуры, менять их, при этом делать это с помощью перемещения лишь одной из их сторон. Кстати, объяснить малышу, что же это такое – сторона, можно именно таким способом. Аналогично вкладываются знания по поводу того, что такое угол, параллельные стороны, перпендикулярные и прочие азы геометрии.

Формируем дидактические навыки малыша

Настоящей находкой для подрастающего поколения являются счетные палочки Кюизенера. Они являют собой сочетание цвета и числа, что, по мнению экспертов, позволяет ребенку наиболее скоро и эффективно выучить азы математики и логики. Кроме того, они отлично развивают дидактические навыки, улучшают моторику рук и усовершенствуют абстрактное мышление. Если смотреть с математической позиции, то данные палочки – это множество, в котором отслеживается порядок и эквивалентность. Таким образом, моделируя число с помощью этого «конструктора», ребенок начинает, сам того не замечая, решать математические простейшие задачи. В его понимании формируется представление о числе на основе измерения.

Играем с изобретением Кюизенера

Если у вас совсем крошечный ребенок (год-полтора), то цветные счетные палочки Кюизенера пока что будут служить только в роли конструктора. Однако все равно используем его с намеком на математику, применяя следующий метод. Из палочек можно делать лесенку. Внизу размещаем самую длинную из них, выше устанавливаем чуть более короткую, потом еще короче и так далее. Также пластинки можно размещать по-разному. Они могут иметь в результате форму пирамидки, а могут быть подогнаны под одну сторону. Это даст ребенку возможность понять, что значит больше и меньше, что значит быть «между» или «по обе стороны». Аналогично можно составлять любые композиции и постепенно усложнять их, следя за развитием своего чада.

Заключение

Счетные разноцветные палочки – это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего – моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Вы можете в процессе обучения крохи использовать простые палочки, а можете приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию маленькой личности. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.

fb.ru

Цветные счетные палочки Кюизенера – набор палочек для счета с продуманным цветом и длиной

Счетные палочки известны с древнейших времен, они были средствами счета в странах Древнего Востока – Китае, Японии, Вьетнаме. Эти брусочки из дерева или пластика до сих пор используются для обучения детей счету и в различных методиках раннего развития. Палочки, придуманные бельгийским педагогом Джорджем Кюизенером, имеют разную длину и окраску, так что с их помощью дети в игровой обстановке легче усваивают различные математические понятия.


Счетные палочки кюизенера.


Описание набора Кюизенера.

Счетные палочки Кюизенера – это продуманный набор, в нем нет ничего случайного. Прежде всего, длина палочек соответствует конкретному числу: кубик со стороной 1 см – это единица, параллелепипед длиной 2 см – двойка и так далее до 10-сантиметровой десятки. Понятно, что складывая разные палочки в длину, можно отлично освоить сложение чисел.

Кроме этого, каждая палочка имеет свой цвет:


  • 1 – белый;
  • 2 – розовый;
  • 3 – голубой;
  • 4 – красный;
  • 5 – желтый;
  • 6 – фиолетовый;
  • 7 – черный;
  • 8 – бордовый;
  • 9 – синий;
  • 10 – оранжевый.

При этом цвета не случайны, а определяются правилами кратности. Так, розовые, красные, а также бордового цвета блоки, входящие в «красную группу», соответствуют числам «2», «4» и «8», общее между которыми то, что они кратны двум.

Цифры, которые делятся на три – «3», «6» и «9», представляют собой «синюю группу» и имеют голубую, фиолетовую и синюю окраску. Цифры, кратные пяти – «5» и «10», образуют «желтую группу», они окрашены в желтый и оранжевый цвета.

Особое место в комплекте палочек занимает белая «единичка» и окрашенная в черный цвет «семерка». Первая из них может подойти к любой из групп, а вторая не входит ни в одну из них.


Палочки Кюизенера.


Как использовать цветные счетные палочки Кюизенера.

То, как использовать палочки Кюизенера, во многом зависит от возраста детей, которые ими занимаются.


  • Самые маленькие, от полутора до двух лет, используют их в качестве мозаики или яркого пестрого конструктора, складывая из них различные сооружения и фигурки. Одновременно они начинают выполнять простейшие задачи – отбирать блоки, окрашенные в один цвет, или блоки, одинаковые по длине.
  • Для детей чуть постарше можно уже сравнивать палочки между собой по длине, учиться оперировать понятиями, какие из палочек больше, а какие – меньше, равны они между собой или не равны.
  • Сопоставление палочек по длине приводит ребенка к понятию сложения и вычитания. Он наглядно видит, что две розовые двойки имеют такую же суммарную длину, как четверка красного цвета, а из двух троек голубого цвета можно получить такую же в сумме длину, какую имеет фиолетовая шестерка. Таким образом усваиваются понятия не только сложения с вычитанием, но даже и умножения с делением, а также даются элементарные понятия, что такое дробь.

Из палочек складываются буквы и цифры, простые геометрические фигуры, как из простого дидактического материала. Таким образом, цветные палочки Кюизенера являются универсальным средством, подходящим детям разных возрастов вплоть до первых классов начальной школы.


Цветные палочки Кюизенера.


Начальный этап обучения счету.

Если самым маленьким с палочками Кюизенера можно просто играть, используя сказочную тематику, например, рассказывая сказку про трех поросят, можно построить заборчик белый, самый маленький, для одного поросенка, для другого – красный, повыше, а для третьего – самый высокий, например, коричневый.

Для того, чтобы использовать для обучения счету палочки Кюизенера, описание методики найти легко. Вот несколько приемов работы с ними:


  • Предложить ребенку, чтобы он на столе выложил палочки, отсортировав их по длине или по цвету.
  • Взять себе определенное количество палочек, предлагая ребенку взять себе такое же точно количество, повторяя за вами действия.
  • Выложить на столе в один ряд палочки, окрашенные в разные цвета, и предложить малышу запомнить, какие именно палочки выложены. Попросить его отвернуться, после чего уберите одну из палочек. Повернувшись, ребенок попробует угадать, какой из палочек не стало.
  • Перемешайте палочки между собой и попросите малыша разобрать их по окраске, при этом каждый цвет называя вслух.
  • Предложите ребенку воспользоваться самой длинной из палочек, чтобы измерить ею длину или высоту стола, стула или кровати.
  • Сложите какую-либо фигуру из палочек и предложите собрать точно такую же.
  • Устройте игру – предложите ребенку закрыть глаза и подбирать палочки, имеющие одинаковую длину.
  • Проверьте, по силам ли вашему малышу оценить, на сколько именно одна из палочек длиннее другой.
  • Предложите вашему малышу выбрать из кучи палочек самую длинную и самую короткую.
  • Попробуйте составить из десяти палочек простую лесенку от самой маленькой белой до самой большой, оранжевой. Походите пальчиками по всем ступенькам, одновременно вслух считая от единицы до десяти и обратно.
  • Построив лестницу, некоторые из палочек пропустите, пусть ребенок попробует заполнить пробелы недостающими палочками.
  • Предложите малышу определить, какая палочка более короткая, а какая – более длинная. Проверьте его оценку, приложив палочки одну к другой.
  • Попросите, чтобы ребенка выбрал из кучи палочек самую длинную из них и наиболее короткую.
  • Разложив палочки на две кучки с разным количеством палочек в них, предложите определить, в какой из этих кучек палочек больше.
  • Поиграйте в поезд, представив вагончики палочками разного размера, начиная с самой короткой из них и завершая наиболее длинной. Разберите с ребенком, какого цвета каждого номера вагоны поезда, какой вагон находится, к примеру, справа от синего или слева от окрашенного в желтый цвет. Какие из всех вагонов поезда длиннее вагончика желтого цвета и т.д.
  • Предложите ребенку отобрать пары палочек, одинаковых между собой, и отметьте, что они одинаковы по всем признакам – по размеру, по цвету и по числу, на них написанному.
  • Попробуйте сложить из нескольких разных палочек составную такой же длины, как палочка оранжевого цвета.
  • Предложите посчитать, сколько палочек, окрашенных в белый цвет, дадут ту же длину, что синяя палочка.
  • Из какого набора палочек можно сложить число пять различными вариантами.
  • Сложив квадрат из четырех белых палочек, вы сможете познакомить ребенка с понятиями долей и дробей, предложив ему показать четверть, две четвертые и сравнить эти доли между собой.

Цветные счетные палочки Кюизенера.

Подобных игр-занятий разработано множество, их можно найти в соответствующих пособиях, которые есть в продаже, или их можно найти в Интернете. Палочки Кюизенера при этом можно вырезать из бумаги, получив плоский вариант этой игры. Если эти плоские палочки наклеить на магнитную основу, можно будет играть с ними на поверхности холодильника или используя магнитную доску.

Изучение математических терминов.

Занимаясь с палочками Кюизенера, маленькие дети усваивают свои первые математические термины и формируют основу математической речи, которая не только дает возможность оперировать понятиями математики, но и прививают такие компоненты общей речевой культуры, как адекватность выражения мыслей, точность языка, логичность и четкость речи. Речь математическая неразрывно связана с развитием памяти, внимания и мышления ребенка.

Используя для занятий с детьми цветные счетные палочки Кюизенера, можно усвоить такие группы терминов математического характера:


  • Названия чисел.
  • Названия действий арифметики, их составляющих и результатов.
  • Слова, которыми определяются величины – сантиметр, метр, понятие длины отрезка.
  • Определения геометрических фигур – квадрат, треугольник, угол.
  • Слова, обозначающие величину предметов, – маленький и большой, короткий, длинный, тонкий, толстый, высокий, низкий, средний, одинаковый и т.д.
  • Определения относительных размеров различных предметов – меньше и больше, короче и длиннее, уже и шире, самый большой.
  • Слова, которые обозначают уменьшение или увеличение числа на некоторое количество единиц – несколько, столько же, столько же без, столько же и еще.
  • Определения пространственных отношений предметов, их местоположения – двигается вправо или влево, расположен справа или слева, сверху, снизу, положить вперед или назад, посередине, рядом, разложить вокруг и т.д.

Купить палочки Кюизенера.


Общее развитие ребенка.

Кроме развития математической речи, применение на практике палочек Кюизенера обеспечивает разностороннее развитие ребенка, поскольку позволяет тренировать:


  • Понятие цвета и закрепление знаний о том, какого цвета предмет.
  • Развитие психики ребенка – совершенствование воображения, тренировка памяти, логического мышления.
  • Ориентирование ребенка в пространстве.
  • Творческое мышление ребенка.
  • Глазомер.
  • Мелкую моторику пальцев рук.

Одновременно с игрой палочками дети отрабатывают задания речевого характера:


  • Тренируются произносить предложения, формируют навыки произношения разной структуры слов.
  • Называют части предметов.
  • Учатся использовать числительные количественные и порядковые, отрабатывают лексику и грамматику.
  • Доводят до автоматизма звуки речи.

Иногда ребенок может даже более интересно, чем взрослый, сложить тот или иной предмет из разноцветных палочек. Работать с этими наборами доставляет удовольствие всем – и детям, и взрослым. Они дают простор фантазии, учат экспериментировать, увеличивают опыт и способствуют всестороннему развитию детей. Игры с палочками Кюизенера обогащают словарный запас ребенка, отрабатывают речь, учат четко произносить звуки, развивают математические представления, что крайне важно для правильного развития детей.


Палочки Кюизенера игры.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

www.mstrana.ru

Палочки Кюизенера

Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.

В чем заключается методика Кюизенера?

С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий. Классический набор Кюизенера состоит из 241 счетной палочки, сортирующейся строго по схеме:

Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т.д.

Существуют упрощенный наборы палочек для работы с дошкольниками, которые включают 144 и 119 счетных палочек.

Как сделать палочки Кюизенера своими руками?

Набор палочек несложно изготовить самостоятельно, в такой случае они будут плоскими, а не в форме параллелепипеда, как в оригинале. Палочки изготавливают из цветного плотного картона шириной 2 см и разной длины: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 см. Такие большие палочки будет удобно брать малышу. Некоторые родители рисуют на каждой палочку цифру, которая соответствует длине палочки. Но это в корне неправильно, потому что согласно методике работы с палочками Кюизенера дети должны учиться соотносить размер палочки с цифрами. Постепенно дети понимают, что у каждой палочки есть свое неизменное число, поэтому на примере палочек им в последующем будет легче учиться арифметическим действиям. Если к изготовленным палочкам прикрепить магнит, то заниматься можно на магнитной доске, что всегда интереснее для детей. Хранить палочки следует в коробке с отдельными ячейками для каждого цвета, для того, чтобы после занятия ребенок мог сам рассортировать их по местам.

Как работать с палочками Кюизенера?

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

1. Задания на ознакомление с палочками.

  • найди и покажи такую же палочку, как у меня;
  • найди самую длину или короткую палочку;
  • укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

2. Задания на изучение цвета.

  • построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
  • выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
  • положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

3. Задания на измерение.

  • попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
  • из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
  • с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
  • с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
  • постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.

4. Задания на построение.

  • попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

5. Задания на состав числа.

  • попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

6. Логические задания с палочками.

  • расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.

 

womanadvice.ru

Материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Программа кружка «Волшебные палочки» для детей раннего возраста.

Программа кружка «Волшебные палочки» для детей раннего возраста.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.


На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Волшебные палочки», программу которого я и предлагаю Вашему вниманию.

Программа кружка “Волшебные палочки”

( с 2 до 4лет)

Пояснительная записка

 

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.

Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Волшебные палочки». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

 

Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи кружка:

– Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

– Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

– Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

– Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

– Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Методическое обеспечение:

– Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.

– Цветные счётные палочки Кюизенера.

– Плоскостной вариант палочек Кюизенера.

– Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

– Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

– Цветные схемы-карточки.

Оценка результативности программы проводится на основе « Диагностики уровня усвоения программы» (под редакцией М. А. Васильевой).

 Работа кружка: 2 раза в неделю

 

Перспективный план работы кружка «Волшебные палочки»

 

Сентябрь.

Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.

Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.

Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

 

Октябрь

Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.

Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.

Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.

Ноябрь

Игра «Дорожки для матрешки». Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.

Игра «Угадай – ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.

Игра – занятие «Высокий – низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга

 

Декабрь.

Игра «Один – много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Игра – занятие «Идет коза рогатая». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Закрепить понятие о величине: большой – маленький.

 

Январь

Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игры – конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

 

Февраль

Игра – занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности.

Игра – инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.

 

Март.

Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.

Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.

 

Апрель

Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Игра «Зайка».Закреплять умение сравнивать предметы по дли не и высоте; обозначать словами результат сравнения.

Подвижная игра: «Найди свой домик». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.

 

Май.

Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.

Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.

Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете

 

Диагностическая карта

Таблица с колонками:

  1. Проявляет интерес к деятельности,
  2. Принимает игровую задачу,
  3. Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре,
  4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
  5. Различает «много» предметов и «один»,
  6. Строит разнообразные постройки,
  7. используя объёмные и плоскостные палочки,
  8. Использует речь в процессе игры.
  9. Умение осваивать действия с предметом,
  10. Умение принимать игровую задачу.
  11. Умение эмоционально – положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.

 

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

 

В настоящее время существуют 8 основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития:

1 – 1-го вида для глухих;

2 – 2-го вида для слабослышащих и позднооглохших;

3 – 3-го вида для незрячих детей;

4 – 4-го вида – для слабовидящих детей;

5 – 5-го вида –для детей с тяжелыми нарушениями речи;

6 – 6-го вида –дл ядетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7 – 7-го вида –для детей с ЗПР;

8 – 8-го вида –для детей с умственной отсталостью.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *