Внеурочная деятельность как компонент процесса обучения. (слайд 1)
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.
Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует реализации требований ФГОС общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. (слайд 2)
В младшем школьном возрасте не всегда сразу видны творческие способности учащихся и внеурочная деятельность позволяет открыть в ребятах весь их потенциал.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки.
Цели и основные задачи внеурочной деятельности. (слайд 3)
Основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей, приобретение собственного социально-культурного опыта.
А так же:
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– формирование здорового образа жизни.
3. Влияние внеурочной деятельности на развитие младшего школьника.
Развитию способностей детей содействуют различные формы внеурочной деятельности (слайд 4) – это кружки различных направлений, в которые привлекаются младшие школьники. На занятиях у учащихся развивается умение организовывать и планировать свою работу. Умение обнаружить ошибки и недостатки в работе и найти способы их преодоления. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам, достижениям и неудачам, воспитывать у них правильную самооценку.
Плюсы и минусы внеурочной деятельности.
Нужна ли внеурочная деятельность в школе?
(слайд 5)
4.1 Плюсы и минусы внеурочной деятельности.
Мною было проведено анкетирование родителей моего класса. Вопросы, заданные мною родителям, у вас на столах. Вот что показал опрос. Результаты можно увидеть в диаграмме. На основе анкетирования я вывела следующие + и – .
(слайд 6)
Какие положительные моменты мы видим во внеурочной деятельности?
– все виды внеурочной деятельности предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по собственному желанию
– реализуемые программы развивают индивидуальные способности учащихся, их кругозор;
– посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.
Но наряду с плюсами есть и некоторые недочеты в организации внеурочной деятельности:
– запросы родителей не всегда совпадают с желаниями детей;
– есть совпадения в расписании при посещении детьми внеурочных занятий в школе и учреждениях дополнительного образования.
4.2 Нужна ли внеурочная деятельность в школе?
Хоть внеурочная деятельность уже давно принята и утверждена, до сих пор не утихают споры: Нужна ли внеурочная деятельность в школе?
Некоторые родители не понимают ее значимости.
Мое мнение как педагога – внеурочная деятельность нужна. Это творческое или спортивное развитие. Это расширение кругозора – Музыка, ИЗО, Танцы, Театральные дисциплины, Спортивные секции … – все это очень полезно. Каждая из этих дисциплин развивает в ребенке уверенность в себе, это работа над комплексами, творческое мышление и неформальное общение.
(слайд 7)
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом и формирование социальной культуры школьников.
Какой же мой вывод? (слайд 8)
В нашем быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора и высокой культуры, образование ребенка должно быть направлено на развитие личности в целом. Современному обществу нужна полноценная творческая, духовно и физически здоровая личность. Исходя из этого я могу с уверенностью сказать, что
А каково ваше мнение?
Анкетирование родителей 1 класса на тему:
«Внеурочная деятельность
как компонент процесса обучения».
Да
Нет
1
Считаете ли вы внеурочную деятельность важным компонентом процесса обучения?
9
75%
3
25%
2
Помогает ли внеурочная деятельность детям охватить более широкий спектр знаний?
10
83%
2
17%
3
Развивает ли внеурочная деятельность кругозор учащихся?
12
100%
0
0%
4
Помогает ли внеурочная деятельность адаптироваться в окружающей среде?
10
83%
2
17%
5
Расписание внеурочной деятельности удобно для детей и родителей?
8
66,5%
4
33,5%
infourok.ru
Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
Примечание.
В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/62532/
http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2-1-0-175
http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4y6YibEHjhttp://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf
eduinspector.ru
Здравствуйте, мои многоуважаемые читатели! Не в любом учебном заведении есть продлёнки, потому проблема свободного времени у младших школьников возникает в каждой второй семье. Об этой проблеме знает наше государство, потому принимает меры, чтобы российские дети в свободное внешкольное время были заняты по полной, предоставляя возможность поучиться-потрудиться и после уроков тоже.
Однако, хорошо ли это быть до вечера занятыми или всё-таки для юных учеников тяжело?
Педагоги считают, что внеурочная деятельность в начальной школе очень важна, ведь она даже предусмотрена ФГОС. Более того, воспитание в свободное от уроков время на законодательном уровне теперь стало частью основной образовательной программы. Но тут появляется резонный вопрос родителей: обязательно ли посещать такие мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности, или это дело добровольное: хочу – хожу, хочу – не хожу?

Министерство образования и науки РФ нам поясняет, с какой целью оно в ФГОС предусматривает для начальной школы внеурочную деятельность:
Основная задача внеурочки в младшей школе – достигнуть запланированных учебным заведением результатов освоения основной программы начального общего образования.
Особенно важна она для первоклашек, когда ещё сложно семилеткам выдерживать статические нагрузки и быстро переключаться с одной деятельности на другую. Вот тут-то и помогают выходы после уроков на природу для изучения окружающего мира, посещение выставок и экскурсий для познания истории родного края, хождения на спектакли для освоения русского языка и литературы.
В рекомендациях Минобрнауки есть ряд направлений, в которых школой может быть организована внеурочная деятельность.

Необходимое для повышения двигательной активности школьников, укрепления их здоровья и закрепления основ здорового образа жизни. Здесь вам и физкультурные состязания с праздниками, и секции с факультативами. И почему сегодня незаслуженно подзабыта такая военно-спортивная игра как «Зарница»? Помнится мне из своего школьного детства, мы очень любили эти соревнования.
Нужное для формирования в каждом ученике личности, его понимания социально одобряемых и неодобряемых форм поведения, воспитания в школьниках патриотической жилки.

Встречайтесь с ветеранами, устраивайте поиск информации в архивах, занимайтесь волонтёрством, организуйте тематические конкурсы, смотрите патриотические фильмы, собирайте экспонаты для школьных музеев — в общем, несите добро окружающим через свою социальную роль.
Требуемое для осознания общественных норм, формирования правильного отношения к базовым человеческим ценностям, таким как природа, семья, мир, человек, а также с целью получения опыта самостоятельных общественных действий.

Здесь может быть всё, что связано с душой: музеи и кино, выставки и фестивали искусств, школьные театры и художественные кружки, походы и прогулки.
Предполагающее ознакомление с культурным наследием и овладение творческими навыками. Познакомиться поближе со своим (и не только) краем помогают экскурсионные программы.

Привьют интерес к творчеству кружки прикладного искусства, где можно научиться вязать и вышивать, как это делали наши бабушки, резать по дереву, как это умели наши дедушки, а ещё расписывать камни и дерево, творить из бумаги и ткани.
Связанное с самостоятельным поиском новых и обработкой уже полученных знаний, их применением на практике. Это, в первую очередь, факультативы, где школьные дисциплины можно изучить изнутри, глубоко. Здесь и проектная работа, и конкурсы исследований, и всем известная «Что? Где? Когда?», и интеллектуальные марафоны и олимпиады, — всё, что развивает детский ум и повышает IQ.

Все эти направления реализует каждое учебное заведение по своему усмотрению. И совсем необязательно, чтобы всё это было в стенах школы. Могут быть организованы занятия в свободное время в учреждениях дополнительного образования. На «всё — про всё» учебными СанПиНами отводится не более 10 академических часов в неделю.
А вот теперь о том, что интересует родителей больше всего: а обязательно ли это? Для школы организация внеурочной деятельности – да, обязательна, а вот для нас, родители, её посещение — вовсе нет.
ФГОС предполагает участие во внеурочной деятельности школы исключительно на добровольной основе, предоставляя детям право выбора. Это подтверждает и Закон «Об образовании», давая «лазейку» для ленивых: обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом, а ФГОС разделяет между собой учебный план от плана внеурочного.

Но снова и снова мы в каждом отдельном городе сталкиваемся с «метлой, которая по-своему метёт»: обязаны быть и точка! В таких случаях рекомендую писать официальные заявления-отказы от участия во внеурочке на имя администрации школы.
Ну, а в случае игнорирования Ваших требований из многих наших статей о юридических аспектах организации учебного процесса Вы, наверное, уже знаете, куда и к кому идти, когда школа Вас «не слышит».
Хлопающим в ладоши родителям хотелось бы посоветовать не бежать стремглав писать заявления об освобождении от участия ребёнка во внеурочной деятельности. Согласна, когда у школьника есть «на стороне» кружки, секции, которые отнимают львиную долю свободного времени, тут не до внеурочки.
А вот те дети, которые ничем не заняты после уроков, вполне могли бы реализовать себя через такое дополнительное образование, организованное школой. Стоит ли указывать на то, что любые внеурочные мероприятия, в первую очередь, направлены на развитие ребёнка, а уж никак не на его перегруз «лишними» занятиями.

Стоит ли отказываться от совместных «вылазок» на экскурсии или от общих горячих диспутов о «наболевшем», от КВНов и развлекательных викторин, от спортивных соревнований и олимпиад? Вряд ли семья в полной мере сможет заменить дружный детский коллектив и научить общаться так, как этому можно научиться в школе через совместные мероприятия, когда «один за всех, и все за одного».
Надеюсь, что нам сегодня удалось разобраться со всеми сторонами внеурочной деятельности, и готова услышать ваши ответы на наболевший вопрос: «А в ваших школах внеучрока – это обязательно?». Добро пожаловать в раздел для комментаторов)
Не забудьте подписаться на новости блога и раз в неделю получайте на почту информацию о новых статьях, появившихся в «ШколаЛе».
Всего вам доброго!
shkolala.ru
Ученикам младших классов порой непросто влиться в школьную жизнь. Им нужно привыкнуть к новому коллективу и стать его частью, научиться усваивать пройденный материал и быть самостоятельными. А ведь вокруг столько всего неизведанного и увлекательного! В этом случае внеурочка – хорошее подспорье для адаптации ребенка к процессу обучения.
Разобраться в том, что такое внеурочная деятельность, нам поможет заместитель директора по воспитательной работе Новичихинской средней школы Е. А. ЧУМЫЧКИНА:
– В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая составляющая обучающего процесса образования для детей младшего школьного возраста, которая может быть организована по следующим направлениям – спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, также социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени для учащихся 1-4 классов.
К тому же, активное взаимодействие педагога с детьми, направлено на достижение определенных воспитательных целей. Основные из которых – расширение возможностей для творческого развития личности, реализации интересов и добровольческих инициатив, формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.
Кроме социализации в обществе ребята учатся трудолюбию, способности преодолевать трудности, быть целеустремленными и проявлять настойчивость на пути к достижению результата.
В начале учебного года исключительно по заявлению родителей или законных представителей ребенка мы формируем группы для внеурочных занятий. Взрослые, в свою очередь, зная силы и учитывая интересы ребенка, могут помочь выбрать ему нужное направление. На собраниях для родителей будущих первоклассников мы показываем презентацию, в которой подробно рассказываем о всевозможных вариантах занятости школьников.
На сегодняшний день, кроме занятий в спортивной и музыкальной школах, непосредственно в нашем учебном заведении предусмотрены следующие внеурочные занятия – «Акварелька», кукольный театр, «Веселый пластилин», «Хочу все знать», «Квилинг», подвижные игры, «Волшебный клубок», «В гостях у зеленого друга», а также «Умники и умницы», «Уроки нравственности» и «Школа мастеров».
Педагоги тщательно готовятся к каждому занятию – они разрабатывают обучающие планы, прогнозируют результаты и стараются раскрыть уникальность, и востребованность каждого ученика, его организаторские и творческие способности. В свою очередь дети учатся общаться со сверстниками и учителями в неформальной и доверительной обстановке.
Немаловажно, что расписание основных занятий составлено таким образом, что учащиеся в первую смену остаются после основных уроков, а те, кто учится во вторую, – приходят в школу чуть раньше.
Некоторые ученики на протяжении четырех лет посещают одни и те же занятия, кто-то наоборот ищет для себя что-то новое. Но и те, и другие могут похвастаться определенными результатами, навыками, полученными знаниями. Зачастую поделки комплектуются в полноценные выставки, подготавливаются спектакли, проводятся подвижные и интеллектуальные соревнования.
Нередки и целевые прогулки, экскурсии, многочисленные развивающие игры, в результате которых приобретается особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление способствует формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
При¬вычны утверждения, что полноценная личность школьника является непосредственным результатом воспитательной деятель¬ности педагога. При этом довольно часто (вольно или невольно) упускается из виду то, что многое зависит не только от школы, но также от собственных усилий и стараний ребенка, от воспитательных «вкладов» его семьи, друзей и ближайшего окружения.
Просмотров: 3 858
selchanka.com
В 2010 году новые ФГОС, или иначе Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, были введены во всех российских школах. Важное изменение было внесено во внеурочную деятельность начальной школы – целых 10(!) часов школьной рабочей недели должны быть заняты ей. Что же подразумевает внеурочная деятельность в начальной школе, и почему она так важна?
Внеурочная деятельность в начальной школе – это работа педагога с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями, направленная на развитие и проявление его талантов, интересов, способностей в различных сферах и видах деятельности. Существует ещё одно определение внеурочной деятельности: это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая даёт возможность решать задачи воспитания и социализации детей.
Но многие родители, к сожалению, считают важным и значимым лишь основную программу начальной школы, а факультативы и классные часы не являются для них чем-то важным.
Раньше, до введения нового ФГОС, школа очень мало внимания уделяла социальной жизни школьников. Но сейчас всё изменилось – именно во внеурочной деятельности ребёнок может познать свои возможности и раскрыть таланты.
Учителям начальных классов не надо ничего выдумывать – программа ФГОС уже составлена, остаётся только внедрить её в жизнь.
Родители и ученики начальных классов могут вносить свои идеи и предложения по поводу проведения дополнительных занятий и таким образом влиять на внеурочный процесс. Однако, стоит заметить, что школа не имеет права заставлять детей ходить на эти занятия, она может лишь попробовать заинтересовать школьников.
Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам. Однако, и те дети, которые посещают секции вне школы, могут совмещать школьную внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы.
Часы внеурочной деятельности в начальной школе сильно отличаются от традиционного урока. Такие занятия проходят в форме кружков, экскурсий, секций, КВН, соревнований, конференций, олимпиад и пр. Главная цель таких занятий – воспитание социально активной и разносторонне развитой личности, вобравшей в себя духовно-нравственные ценности и культурные традиции России.
Внеурочная деятельность в начальной школе может иметь различные формы и направления работы:
• игровая деятельность (например, народные игры),
• спортивно-оздоровительная деятельность (подвижные и спортивные игры),
• изучение традиций и духовного наследия предков (занятия-путешествия, занятия-исследования, беседы),
• социальная деятельность (социальные акции, ролевые игры, коллективно-творческие дела, социально-моделирующие игры),
• проектная деятельность (создание и защита своего проекта),
• художественно-просветительская деятельность (музыкальные кружки, театральная студия),
• кружки по предметам (например, кружок «занимательная математика»).
Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе используется для развития способностей школьников, что закладывает основы последующего успешного обучения ребёнка.
Автор статьи: Терентьева Татьяна Сергеевна
www.rastut-goda.ru
Организация внеурочной деятельности в 1 – 4 классах МКОУ «Большовская СШ» .
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Мы определили способы организации внеурочной деятельности:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами нашей школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
внеурочной деятельности
Название кружка
Спортивно-оздоровительное
«Здоровей-ка» – 1 ч.
Социальное;
«Я познаю мир» – 2 ч.
«Очумелые ручки» -1ч
Общеинтеллектуальное;
«Что? Где? Когда?» -1 ч
«Хочу всё знать» -1ч
Духовно-нравственное
«Моя малая Родина» – 1 ч.
Общекультурное;
«Радуга творчества» – 1 ч.
«Нотка» -1ч
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в начальных классах нашей школы:
запросы родителей, законных представителей учащихся;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
* интересы и потребности самих детей.
Запросы родителей – ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги начальной школы рассмотрели ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1-4 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 5 часов в неделю в каждом.
Её организация во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся в начальных классах строится следующим образом.
Внеурочная деятельность у нас проводится на 6 уроке, так как есть дети из другой деревни и их нужно своевременно отвести обратно домой.
1.Оздоровительное направление (1 час в неделю) реализуется через работу кружка «Здоровей-ка». Программный материал сгруппирован по разделам: правильное питание, режим дня, гигиена, спорт, закаливание и т.д. Подбор игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим развитием, игровым опытом. Занятия проводят классные руководители. Первый этап данной программы для ребят 1-2 классов «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. Второй этап данной программы ( 3-4 классы) «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Дети знакомились с правилами здоровья, им приходилось самостоятельно, а также под руководством педагога, родителей добывать знания, интересоваться, о здоровом образе жизни.
В начале учебного года был предложен проект «Слагаемые здоровья». Это очень заинтересовало детей.
Каждую тему разбирали на занятии, проводили опыты, обобщали, делали выводы. Ежемесячно создавали журнал «Слагаемые здоровья». Каждый номер посвящается одной теме. В журнале рассказывали о том
что нужно делать для крепкого здоровья, печатали стихи, фотографии. Создавать такой журнал было очень интересно и увлекательно. К созданию журнала активно подключились и родители.
2. Нравственное воспитание (1 часа в неделю) осуществляется через работу кружка «Моя малая Родина». Учителем используются следующие формы работы: беседы, конкуры рисунков, экскурсии, встречи. Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Занятия кружка «Моя малая Родина» проводились в соответствии с «Рабочей программой». В работу были вовлечены все учащиеся класса. На основе рабочей программы было составлено календарно-тематическое планирование. При преподавании курса активно использовались коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Первым классом были достигнуты первичные цели программы:
приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),
первичное понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов:
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Был реализован через взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Наряду с беседами состоялось несколько встреч с интересными людьми. Была проведена экскурсия в сельскую администрацию, к обелиску погибшим героям. Ряд занятий состоялись в школьном краеведческом музее. Ребята участвовали и в проектной деятельности, изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, создании проектов о своей Родине, школе и семье.
3.Общекультурное (2 часа в неделю) реализуется через работу кружков: «Радуга творчества» и «Нотка».
Большое внимание уделялось привитию учащимся основ культуры, в частности изучению правил поведения учащихся в школе. Активно осуществлялась интеграция с литературой, ИЗО. Воспитание у учащихся культуры поведения осуществлялось через систематическое привлечение их к деятельности: изготовлению подарков для мам, друзей. Участий в различных культурных мероприятиях в школе и на селе. На занятиях используются различные формы работы: беседы, конкуры рисунков, игровые приемы. изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, по правилам вежливости.
В результате прохождения первого уровня программы дети достигли следующих результатов:
Знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
На втором уровне дети через беседы, игры, пополнили свои знания и навыки взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. А также взаимоотношения обучающихся на уровне класса получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
4. Социальное (1 час в неделю) – кружок «Почемучка». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, организованных учителем, («Строим кормушки», «Покормите птиц», «Насекомые наши друзья») через коллективно-творческое дело, ролевые игры, социально-моделирующие игры. Все учащиеся первого класса занимаются в этом кружке. Проводились экскурсии. Экскурсия-наблюдение за воробьями. Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят, есть одно и то же? В результате наблюдений дети делали выводы о том, что птицы как люди, все индивидуальны. Ребята активно приняли участие в фотовыставке «Мои маленькие друзья».
К концу первого года обучения учащиеся узнали:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных
3. Правила обращения с объектами природы
Научились:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.
5. Общеинтеллектуальное (2 часа в неделю) – кружки: «Хочу всё знать» и «Что? Где? Когда?». Ставя перед школьниками познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, учитель готовит детей к жизни в современном информационном обществе. К концу учебного года учащиеся научились:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать, наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы;
доказывать и защищать свои идеи;
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
Они охотно разгадывают ребусы, шарады, загадки, а также придумывают их сами.
научились объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
выражать свои мысли, аргументировать;
Овладели креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Кроме программных курсов в 1-4 классах проводились классные часы по всем направлениям. Спортивные соревнования, встречи, беседы, КВНы, логические конкурсы, игры и упражнения направленные на обучение детей работать в группах, парах и индивидуально, экскурсии, выставки, а также общешкольные мероприятия.
«Уж небо осенью дышало..», «День здоровья», «Весёлые старты», Праздник мам, «Новогодний карнавал», «А ну-ка, мальчики», «8 марта», «День Победы». Ребята участвовали в творческом отчете школы и хутора. Прошли предметные недели для начальных классов. Во всех мероприятиях ребята принимали активное участие.
Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, работы клубов и кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования.
обязательное пребывание учащихся на воздухе;
активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Таким образом, через организацию внеурочной деятельности, в том числе интегрированной деятельности кружков различной направленности, раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, заложенные в нем природой, происходит открытие его глубинных потенциалов. От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.
Но для организации полноценной внеурочной деятельности необходимо:
1)мобильный компьютерный класс для учащихся начальной школы с соответствующим программным обеспечением.
2)Нужна комната релаксации или игровая так как детям, только что вышедшим из детского сада, где другой режим дня трудно адаптироваться к новым условиям.
3) Спортивное оборудование.
4) Методические ресурсы вызывают наибольшее количество вопросов. Руководители кружков самостоятельно изготавливают раздаточный и наглядный материал, продумывают систему оценивания сформированности универсальных учебных навыков.
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.
В новом учебном году планируем ввести в программу ещё несколько курсов внеурочной деятельности: «В гостях у сказки», «Учусь создавать проекты».
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В заключение замечу, что, на наш взгляд, концептуальная идея внеурочной деятельности ФГОС в целом в том, что нельзя разделять урочную и внеурочную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий и компетентностей. И вторая половина дня – это не воспитание, когда от учения отдыхаем, а время и место для активного освоения и присвоения полученных на уроках знаний, умений, навыков в опыте деятельности не по поводу учения. Всѐ это – целостный процесс развития ребѐнка, где всѐ взаимосвязано и взаимообусловлено.
infourok.ru
Внеурочная деятельность в начальной школе.
В 2010 году новые ФГОС, или иначе Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, были введены во всех российских школах.Важное изменение было внесено во внеурочную деятельность начальной школы – целых 10(!) часов школьной рабочей недели должны быть заняты ей. Что же подразумевает внеурочная деятельность в начальной школе, и почему она так важна?
Внеурочная деятельность в начальной школе – это работа педагога с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями, направленная на развитие и проявление его талантов, интересов, способностей в различных сферах и видах деятельности. Существует ещё одно определение внеурочной деятельности: это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая даёт возможность решать задачи воспитания и социализации детей.
Но многие родители, к сожалению, считают важным и значимым лишь основную программу начальной школы, а факультативы и классные часы не являются для них чем-то важным.
Раньше, до введения нового ФГОС, школа очень мало внимания уделяла социальной жизни школьников. Но сейчас всё изменилось – именно во внеурочной деятельности ребёнок может познать свои возможности и раскрыть таланты.
Учителям начальных классов не надо ничего выдумывать – программа ФГОС уже составлена, остаётся только внедрить её в жизнь.
Родители и ученики начальных классов могут вносить свои идеи и предложения по поводу проведения дополнительных занятий и таким образом влиять на внеурочный процесс. Однако, стоит заметить, что школа не имеет права заставлять детей ходить на эти занятия, она может лишь попробовать заинтересовать школьников.
Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам. Однако, и те дети, которые посещают секции вне школы, могут совмещать школьную внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы.
Часы внеурочной деятельности в начальной школе сильно отличаются от традиционного урока. Такие занятия проходят в форме кружков, экскурсий, секций, КВН, соревнований, конференций, олимпиад и пр. Главная цель таких занятий – воспитание социально активной и разносторонне развитой личности, вобравшей в себя духовно-нравственные ценности и культурные традиции России.
Внеурочная деятельность в начальной школе может иметь различные формы и направления работы:
• игровая деятельность (например, народные игры),
• спортивно-оздоровительная деятельность (подвижные и спортивные игры),
• изучение традиций и духовного наследия предков (занятия-путешествия, занятия-исследования, беседы),
• социальная деятельность (социальные акции, ролевые игры, коллективно-творческие дела, социально-моделирующие игры),
• проектная деятельность (создание и защита своего проекта),
• художественно-просветительская деятельность (музыкальные кружки, театральная студия),
• кружки по предметам (например, кружок «занимательная математика»).
Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе используется для развития способностей школьников, что закладывает основы последующего успешного обучения ребёнка.
infourok.ru