День грамотности в школе план мероприятий – Ошибка 404

Методическая разработка общешкольного мероприятия “Международный день грамотности”

ГКОУ РО Донецкая школа-интернат

Учитель русского языка Е.Ф. Крестина

Общешкольное мероприятие


Тема: «Международный день распространения грамотности»

Цель: ознакомление  с историей возникновения праздника.

 Задачи: развивать навык осознанного грамотного письма;

-обсудить с обучающимися вопросы: почему нужно быть грамотным, какие преимущества у грамотного человека и как повысить свою грамотность;

-подвести детей к выводу, что уметь грамотно выражать свои мысли нужно для того, чтобы правильно, понимать друг друга;

-развивать речь через работу при разборе речевых ошибок;

-развивать память, внимание, умение работать в коллективе.
– воспитание стремление  повысить грамотность  у учащихся.                                                


Оборубование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, с буквами.

Форма проведения: соревнование.

Ход мероприятия

Вступление. Сообщение темы занятия

Внимание на экран.

-Что вы видите? (буквы)

ОМТГАРА

– Из этих слов можно составить слово.

– Какое это слово? (грамота)

-Как вы понимаете значение этого слова?

ГРАМОТА – умение читать и писать.

– А так ли важно быть грамотными?

С таким вопросом мы обратились к обучающимся нашей школы. Послушайте их ответы. Хорошая есть пословица: грамоте учиться всегда пригодиться.

– От грамотного письма зависит, понял ли тебя человек, правильная ли дана инструкция к действию, а может зависеть и сама жизнь. Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве. (

Просмотр отрывка мультфильма о Вовке в Тридевятом царстве).

-Поучается, что одна запятая в предложении «Казнить нельзя помиловать» могла решить судьбу человека.

– Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. К вам пришел устроиться на работу гражданин и написал заявление, а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, нет ни одной запятой. Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет. Гражданин –то неграмотный.

– О важности грамотности свидетельствует тот факт, что каждый год 8 сентября во всем мире отмечается Международный день распространения грамотности. Основной целью дня является добиться того, чтобы все люди умели читать и писать. В сентябре 1966 года Генеральная конференция ЮНЕСКО (ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и

культуры) признала необходимость совместных энергичных мер в международных условиях по содействию грамотности и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности.

А знаете ли вы, какое количество грамотных людей насчитывается на сегодня в мире? На сегодняшний день во всем мире их насчитывается в среднем четыре миллиарда. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не имеют возможности посещать школу.

1 чтец
Есть день грамотности в мире.
Значит, встретим мы его.
Он нам дорог, очень сильно,
Этот день важней всего.

2чтец

Ни к чему тут сомневаться.
Всем ведь грамотность нужна.
Без нее не расписаться,
Эта тонкость так важна!
3 чтец

Пожелаем мы всем в мире
Правил горы изучать.

Пусть познанья станут шире.
Время книгу открывать!

Ведущий
В международный грамотности день
Мне пожелать вам лучшего не лень:
Чтобы запас словарный пополняли,
Про грамотность свою не забывали!
Чтоб речь всегда была приятна,
Чтобы она звучала складно,
И чтобы лучшее случилось —
Чтоб люди знания свои
Всегда старались приумножить,
Ведь это сделать нам несложно —
Лишь нужно больше всем читать,
И речь, и разум развивать!

Учитель
Пусть текст набирается и ручкой пишется
По правилам, а не просто как слышится!
Без грамоты, друзья мои, да-да-да,
Я вам точно говорю – никуда.
Все хотят быть грамотными и хотят учиться.
В этом деле очень важно вовсе не лениться.
И тогда все двери – только для тебя!
Улыбнется нежно, ласково судьба.
Все, что ты захочешь, только не ленись,
Все тебе на блюдечке сама предложит жизнь.

Видеоролик «С днем грамотности»

Основная часть

Учитель -Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире.

Предлагаю вам показать свой уровень грамотности. Сейчас мы проведем соревнование, на котором выявим самый грамотный класс.

За ходом соревнований будут наблюдать жюри.(представление жюри)
За правильные ответы вы получите баллы. В конце мероприятия подведем итоги.

Конкурс-разминка  «Вопрос-ответ»

 

5 класс – Какой первый звук в слове грамота? (г)

6 класс – Сколько букв в русском алфавите? (33)

7класс- Сколько гласных букв? (10)

8класс- Как называется часть речи, обозначающая предмет?  (существительное)

9класс- Как называется часть речи, обозначающая признак предмета?  (прилагательное)

10класс- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (предмет)

11 класс – Как называется главные члены предложения ? (подлежащее и сказуемое)

Задание1 «Пословица недаром молвится»

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

– Продолжите пословицы о грамотности:

  • 11 Ученье – свет, а неученье – тьма.

  • 10 Золото добывают из земли, а знания из ( книг.)

  • 9 Выбирай книгу, как выбираешь (друга.)

  • 8 Мир освещается солнцем, а человек (знанием.)

  • 7 Грамоте учиться – всегда (пригодится.)

  • 6 Неграмотный как слепой, книга глаза (открывает.)

  • 5 Хорошая книга – лучший (друг.)


Задание2 «Загадки»
– А то, что поможет нам в преодолении неграмотности, вы расскажете, отгадав загадки:


5 Сама молчит,
А сто друзей научить может.(Книга.)

6 Грамоты не знаю, а весь век пишу.(Карандаш, авторучка.)

7 На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.(Алфавит.)

8 Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.(Книга.)


9 Прилетели галки в поле и уселись на снегу (буквы)

10 Стану я учиться в школе – разобраться в них смогу.(буквы)

11 На базаре не купишь, на весах не взвесишь.(Знания)

Задание3. «Говори правильно»

-Важно не только правильно писать, но и правильно говорить.

Очень часто в разговоре друг с другом мы произносим слова с неправильным ударением, не замечая того, что нарушаем нормы ударения.

Необходимо отгадать загадки и с правильным ударением назвать отгадку:

5Наша баба Фёкла

Красная, как свЁкла!»

6 Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

7Прежде чем дела кончать,

Нужно их сперва начАть.

8Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталОг

9Раздаётся громкий звон.

То в квартире телефон

Целый день к себе манит,

Очень громко он звонИт.

10Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ.

11Красит стены нам маляр.

Полки делает столЯр.

Задание4 «Найди ошибки »

-Реклама в нашей жизни встречается очень часто: на улицах, по телевидению и т.д. Иногда в рекламах по причине низкой грамотности люди допускают ошибки. Ребята, давайте найдем ошибки.

Задание5 «Новое слово»

– Вы знаете, что слова делятся на слоги , например, де-рево – ти-шина- дети

Задание: Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:

  • 11телок, лето, фонтан(те-ле-фон)

  • 10баран, рана, банщик (ба-ра-бан)

  • 9кора, лото, боксер (ко-ло-бок)

  • 8молоко, нерест, таракан (мо-не-та)

  • 7колос, рота, ваза (ко-ро-ва)

  • 6автомобиль, тормоз (ав-тор)

  • 5игла, рана (иг-ра)

Задание6 «Замени словом»

– Объясните одним словом, что означают данные выражения, например: водить вокруг пальцев, значит, обманывать.

Задание7«Шуточные вопросы»

11. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (нос)

10.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова те, кто их не ценит. Что это? (ветер)

9. Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это?

8. Его любимый праздник масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего – то не хватает, говорят, что это он наплакал. Кто это?

7. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник всё перепутал, учитель утверждает, что она у ученика в голове; а если все выучил, но невнятно излагает мысли — она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. Что это?

6.Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они — главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился, можно красить. Можно использовать вместо компаса. Что это?

5. Им можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать, заменяя аплодисменты. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь, они есть даже у стен. Что это?

Задание 6«Исправьте ошибки»

-Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. (Задание на листочках) Исправьте то слово, в котором допущены ошибки.

  • На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

  • Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.

  • Жучка будку не доела: неохота, надоело.

  • Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

  • Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.

  • На глазах у детворы крысу красят маляры.

Итог мероприятия

-Дорогие ребята, вот и закончились соревнования, и мы подведем итоги. Слово предоставляется жюри.

Ну а сейчас настало время определить самых грамотных нашей школы. В России ежегодно проводится Тотальный диктант. Что это значит? Это когда в один определённый день и час желающие люди пишут один и тот же текст под диктовку. Их работы проверяют и определяют количество грамотных людей. А самых грамотных награждают.

– Мы не можем провести один и тот же диктант в нашей школе, так вы учитесь в разных классах и имеете разный уровень подготовки. Одиннадцатиклассники знают гораздо больше правил, чем пятиклассники. И 5 и 6 сентября обучающиеся 3-11 классов писали каждый свой диктант.

Самыми грамотными» оказались следующие обучающиеся:

Учитель

Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще,
За книгу вечерком садись, читай.
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.

– Сегодня, в 21 веке, быть грамотным  — значит быть образованной личностью. 

Грамотным быть модно. Грамотные люди обладают лучшими возможностями, быстрее приспосабливаются к новым обстоятельствам, легче решают возникающие проблемы. С грамотным человеком приятно не только общаться, но и дружить.

Давайте учиться правильно говорить и грамотно писать!

infourok.ru

План проведения Международного дня грамотности

План проведения

Международного дня Грамотности

1. Оформление рекреаций, кабинетов (пословицы, поговорки, высказывания о языке. Например, часть пословицы расположена на одном этаже, 2 часть – на другом этаже. Проходит в игровой форме: учащиеся соединяют обе части пословицы).

2. Историческая справка. История праздника (запись идет по радио на 1 уроке, во время переменок сообщение о современном состоянии грамотности, о трудностях в изучении русского языка, звучат стихи).

История праздника. В сентябре 1965 года в Тегеране по инициативе ЮНЕСКО состоялась Всемирная конференция министров образования. Ее главной темой была проблема ликвидации неграмотности. На конференции было решено ввести новый международный праздник – День грамотности. С 1966 года его отмечают в определенный день – 8 сентября.

Состояние грамотности на сегодняшний день. В настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что 2/3 данного показателя приходится на долю женского пола. Почти 40% неграмотных взрослых проживает в Индии, 1/5 часть – в государствах Африки. Впрочем, даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей. В государствах-членах ЕС безграмотны 75 млн. человек. Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения.

О трудностях в изучении русского языка. Русский язык считается самым трудным в мире после китайского в плане изучения. Для нас – русских – это дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. И произношение, и диалекты, и обилие уменьшительно-ласкательных словечек, синонимов, омонимов, и, наконец, грамматика – все дается большинству из иностранцев, изучающих «великий и могучий», с большим трудом. Однако если безграмотность им простительна, то нас данный факт позорит. Впрочем, подобное явление имеет место быть независимо от языка, на котором говорит человек.

Международный день грамотности призван устранить пагубный недуг, возникающий как последствие нежелания учиться и осваивать родную или нужную речь

3. Конкурсы в ротах (КВНы, конкурс на знание пословиц, конкурс знатоков и т.д.)

4.Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку, презентацию о русском языке (5-11 классы)

5. Конкурс «Самый грамотный преподаватель», «Самый грамотный воспитатель», «Самый грамотный суворовец».

6.Конкурс сочинений «Почему важно быть грамотным человеком?»

7. Праздник-вечер, посвященный русскому языку.

Составила Петрова Л.Г.

infourok.ru

Программа мероприятий, посвящённых Международному дню грамотности

8 сентября весь мир празднует День грамотности. Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов ― всё это дает грамотность. Никогда не стоит забывать о собственном развитии: учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться. Грамотность ― это «лицо» человека, ведь в обществе ценятся именно грамотные люди.
В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества знаний. Мы приглашаем вас на наши мероприятия!
В ПРОГРАММЕ:
7.09
11.00
― «До свиданья, лето! Здравствуй, школа!»: игровая программа (Детская библиотека им. Г.-Х. Андерсена, ул. Грига, 10/12).
13.00
― «Тайны родного слова»: час информации (Библиотека им. Е.А. Зиборова, ул. Дзержинского, 128).
8.09
10.00
― «Мы сохраним тебя, русская речь…»: диктант, тестирование (Городская юношеская библиотека, ул. Гайдара, 87).
14.00
― «По дорогам и тропам языка»: диктант (Библиотека им. М. Горького, ул. Лермонтова, 8).
14.30
― «Грамотеи микрорайона Чкаловск»: диктант (Библиотека мкр. Чкаловск, ул. Беланова, 31/37).
15.00
― «Знаем русский на “отлично”!»: познавательная игра (Центральная детская библиотека им. С.В. Михалкова, ул. П. Морозова, 2).
16.00
― «Как хорошо уметь читать»: конкурсно-развлекательная программа (Детская библиотека им. А.П. Соболева, ул. Черниговская, 33/37)
9.09
10.30
― «Мы сохраним тебя, русская речь…»: литературно-познавательная программа (Городская юношеская библиотека, ул. Гайдара, 87).

Источник фото:
https://www.supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/mezhdunarodnyy…

www.kaliningradlib.ru

Материал на тему: Классный час Международный день грамотности

Классный час «8 сентября – Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника .

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа.

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Учитель: Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие – виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
– Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
– Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)
– Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
– Как выглядели старинные книги?
– Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
– Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

– Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Учитель: Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Учитель: Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена  координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

Ученик 3. И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет,  Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы “Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций”. В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
 Учитесь на совесть и только на “5”!
С ошибкой писать – тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок – основа основы!
Давайте же будем язык свой любить

nsportal.ru

Внеклассное мероприятие к Дню Грамотности

Березина Галина Валентиновна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 5-9 классы

ДЕНЬ ГРАММОТНОСТИ

Цели:

– Стимулировать интерес к изучению русского языка;

– Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

– Воспитывать уважение к русскому языку.

Техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер.

Дополнительный материал: словари, презентация, раздаточный материал.

ХОД Мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на игре. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Слайд 1

Учитель: Прочитайте пословицы и скажите, о чём мы будем говорить на уроке.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать. 

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Ответы учеников.

Учитель: Как вы понимаете, что такое грамотность?

Слайд 2

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, называют «полуграмотными».

Учитель: Всегда ли люди были грамотными? Ответы учеников

Учитель: Действительно, люди не всегда и не все были грамотными. Поэтому ООН в 1966 году учредила дату Международного дня грамотности – 8сентября.

Слайд 3

Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО согласно рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности». 

Слайд 4

Ликвидация безграмотности в СССР  началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным населением. Материальную поддержку в этом направлении оказывали такие люди как В. Маяковский, В. Брюсов, М. Горький и др. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Слайд 5

На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не посещают школу.

Слайд 6

Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

Учитель:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Учитель: Наша игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 2 команды: Грамотеи и Умники. Команды выберите командиров.

Выбор жюри (из числа гостей).

ХОД ИГРЫ


ПРОЛОГ

1 конкурс  «Говорите правильно»

Задание:  исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.

 Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время – 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)

Учитель зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

РАЗДЕЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 7

II.ЛЕКСИКА

Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

1.1.Скажи одним словом

· Во весь дух.  (Быстро)

· Рукой подать. ( Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)

1.2. «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольёшь»).

 

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

 

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

 

4.  Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

 

2.  ПОСЛОВИЦЫ.

Учитель:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе –  не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

1 команда

Книга в деревне – что окно в избе.

Не красна книга письмом, красна умом.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Книги читай, а дела не забывай.

Кто много читает, тот много и знает.

2 команда

Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.

Не говори о том, чему учился, а говори о том, что ты познал.

Больше узнаешь — сильнее станешь.

Где нет знаний, там нет и смелости.

Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил.

За правильное выполнение задания – 1 балл.

Слайд 8

3. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)

Выставка словарей

Учитель: Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

– Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

– Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

– Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

– Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

– Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

– Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

– В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Вопросы: К какой группе относятся слова?

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова – паразиты)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

Слайд 9

III.ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание командам: определить слово (1 балл)

ДИСЦИПЛИНА. 1 команда

По-латыни “дисцэрэ” – “учиться”, “дисципулюс” – “ученик”. “Дисциплина”

сначала значило “наука”, “обучение”, затем приобрело также смысл “строгий

порядок”, “выдержка” – это ведь качества, необходимые при занятиях наукой.

КОЛОДЕЦ 2 команда

Одно из слов, которые кажутся чисто русскими, славянскими, а на самом деле заимствованы, только очень давно. Пришло в глубокой древности из готского “калдингс” – “холодный источник” (вспомним немецкое “кальт” – “холодный”). В древнерусском языке жила и точная калька готского слова: вместо “колодец” можно было сказать “студенец”.

Слайд 10

IV.МОРФЕМИКА

Морфемика –  раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.

КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание 1 команда:

Корень – в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ.  

(Подснежник)

За правильный ответ – 1 балл

Задание 2 команда:

Корень – в слове МОЛОДОЙ.

Суффикс – в слове КОСЦЫ.

Окончание – в слове ТРАВЫ.  

(Молодцы)

Слайд 11

V.МОРФОЛОГИЯ

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

5.1.  Восстанови Текст. Определи Части Речи.

Задание командам: восстановить предложенный текст.

1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.

2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

ЛЕТО.

 Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.   (10 существительных, 5 глаголов).

 5.2.  Имена

На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны  – нн- , – лл- , – мм -.

Какие имена им можно дать?

Задание:      записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.

Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.

ИМЕНА

ЖЕНСКИЕ

МУЖСКИЕ

Алла

Аполлон

Анна

Аполлинарий

Белла

Геннадий

Жанна

Иоанн (устар. от  Иван)

Изабелла

Иннокентий

Инна

Кирилл

Марианна

 

Нонна

 

Нелли

 

Римма

 

Стелла

 

Сусанна

 

Эмма

 

Элла

 

5.3.     КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»

Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -.

(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )

Слайд 12

VI.ФОНЕТИКА

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.

Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:

– БУКВ  > ЗВУКОВ;

– БУКВ  < ЗВУКОВ;

– БУКВ  = ЗВУКАМ.

Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ

БУКВ  < ЗВУКОВ

БУКВ  = ЗВУКАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда получает 1 балл за правильность.

Слайд 13

VII.ОРФОГРАФИЯ

Орфография  – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

1 команда

Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, – ещё получишь свою порц…ю».  (5 букв Ы)

За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.

2 команда

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы. (2 буквы Ы)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ

ЭПИЛОГ

Учитель: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к другой коианде.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.    (Камень)

2.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)

3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?     (Вода)

4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)

5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)

7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это?     (Колесо)

8.  Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд)

9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое?      (Ключ)

10.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?     (Яблоко)

11. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?     (Хлеб)

12. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?    (Нить)

13. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?   (Медведь)

14. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?    (Заяц)

РЕФЛЕКСИЯ

Игра дала мне для жизни…..

Было интересно…..

Мне захотелось….

Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.

Ученик:

Стихотворение «Родной язык».

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

ПРИЛОЖЕНИЕ


1 конкурс  «Говорите правильно»

Задание:  исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.

 Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский.

_______________________________________________________________

«Найди пару»

1 команда

выручит и в беде.

Не красна книга письмом,

тот много и знает.

Книга поможет в труде,

что окно в избе.

Книги читай,

красна умом.

Кто много читает,

а дела не забывай.

__________________________________________________________________

«Узнай слово»

Задание командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

1 команда

По-латыни “дисцэрэ” – “учиться”, “дисципулюс” – “ученик”. “…………….”

сначала значило “наука”, “обучение”, затем приобрело также смысл “строгий

порядок”, “выдержка” – это ведь качества, необходимые при занятиях наукой.

________________________________________________________________

«Восстанови текст»

Задание командам: восстановить предложенный текст.

1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.

2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -.

Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ

БУКВ  < ЗВУКОВ

БУКВ  = ЗВУКАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

1 команда

Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, – ещё получишь свою порц…ю». 

1 конкурс  «Говорите правильно»

Задание:  исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.

 Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

__________________________________________________________________

«Найди пару»

2 команда

как винтовка в бою.

Где нет знаний

а говори о том, что ты познал

Знает не тот, кто много жил

сильнее станешь

«Узнай слово»

Задание командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

2 команда

Одно из слов, которые кажутся чисто русскими, славянскими, а на самом деле заимствованы, только очень давно. Пришло в глубокой древности из готского “калдингс” – “холодный источник” (вспомним немецкое “кальт” – “холодный”). В древнерусском языке жила и точная калька готского слова: вместо “……….” можно было сказать “студенец”.

«Восстанови текст»

Задание командам: восстановить предложенный текст.

1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.

2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -;

ПАР  –  –  -.

Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ

БУКВ  < ЗВУКОВ

БУКВ  = ЗВУКАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

2 команда

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

М…рковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.

– НН- -ЛЛ- -ММ-

1

«Говорите правильно»

2

Скажи одним словом

3

«Доскажи фразеологизм»

4

«НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

5

СЛОВАРИ.

6

определить слово

7

«ОТГАДАЙ СЛОВО»

8

Восстанови Текст. Определи Части Речи.

9

Имена

10

«ТЁМНАЯ КОМНАТА»

11

распределите слова

12

сколько в этом тексте букв Ы?

13

ВИКТОРИНА

Всего баллов

infourok.ru

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Международный день грамотности»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Апатитский политехнический колледж имени Голованова Георгия Александровича»

(ГАПОУ МО «АПК имени Голованова Г.А.»)

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

«Международный день грамотности»

Разработала: Антонова М.Ю.

2017

Классный час

ТЕМА: «Международный день грамотности»

ЦЕЛЬ: сформировать у обучающихся представление о празднике Международный день грамотности

План классного часа:

  1. Введение.

  2. История праздника

  3. Интересные факты

  4. Тестирование на определение уровня грамотности

  5. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Преподаватель: сегодня мы проводим классный час по теме: «Международный день грамотности»

Наши студентки подготовили информационный проект с помощью компьютерной презентации.

1. Введение.

Дата в 2017 году:

8 сентября, пятница

Празднуется:

 

в России, Украине, Беларуси и других странах мира

Учрежден:

 

ЮНЕСКО в 1966 г.

Значение:

 

приурочен дню открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности в Тегеране 8.09.1965

Традиции:

 

торжественные мероприятия; вручение премий имени Конфуция и Кинга; проведение симпозиумов и коллоквиумов

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность – не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Когда отмечают

Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. В 2017 году эту дату справляют 52-й раз.

Кто празднует

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

История праздника

В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.

Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна – повышение показателей грамотности населения.

Интересные факты

В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.

Тестирование на определение уровня грамотности

Тест на написание общепринятых понятий для СПО

Давайте подведем результаты тестирования: посчитаем уровень грамотности студентов –

1 курс грамотны на __%,

2 курс ___%,

3 курс ___%.

Итоги.

Грамотность – не только право, но и обязанность каждого. Анализоровав свои результаты подумаем, есть к чему стремиться, уважаемые студенты?

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему: Методическая разработка внеурочного мероприятия “Международный день грамотности”

Внеурочное мероприятие:

Международный день грамотности –

 8 сентября


Пояснительная записка.

Как хорошо уметь читать!
Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается 8 сентября. 
В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-2012 гг. Десятилетием грамотности.

Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того, даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.
В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение. Ведь это важнейший шаг в базовом обучении, которое является необходимым инструментом эффективного участия в жизни обществ и экономической деятельности в XXI веке. 

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.
Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку привлекают внимание школьников к этой проблеме. Активисты распространяют листовки с правилами русского языка, в библиотеках проводят уроки грамотности.

ВИКТОРИНА “РАЗНОРОДНЫЕ СИНОНИМЫ”

 

Подберите к предложенному слову  синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.

 

 «Удача» мужского рода.

(Успех.)

 «Фотография» мужского рода.

(Снимок, кадр.)

 «Окно» мужского рода.

(Иллюминатор.)

 «Болезнь» мужского рода.

(Недуг.)

 «Картина» мужского рода.

(Рисунок.)

  «Обоняние» мужского рода.

(Нюх.)

 «Кокетство» мужского рода.

(Флирт.)

 «Туловище» мужского рода.

(Корпус, торс.)

 «Ткань» мужского рода.

(Материал.)

 «Успех» женского рода.

(Слава.)

 «Дом» женского рода.

(Изба.)

 «Лес» женского рода.

(Роща, чаща, пуща, тайга.)

 «Стол» женского рода.

(Парта.)

 «Веник» женского рода.

(Метла.)

 «Автомобиль» женского рода.

(Машина.)

 «Затор» (дорожный) женского рода.

(Пробка.)

Конкурс – «Диалекты» 
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? 
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда. 
Ноговицы – носки 
Юница – девочка-подросток 
Издёвленок – шутник, острослов 
Хлопанцы – шлёпанцы 
Шмыгало – подвижный человек 
Седмица – неделя 
Подлокотник – помощник (ср. подручный) 

Конкурс – «Устаревшие слова» 
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят? 
Задание: назвать современные названия частей тела. 

Око – глаз 
Чело – лоб 
Выя – шея 
Чрево – живот 
Перст – палец 
Перси – грудь 
Вежды – веки 
Ланиты – щеки 
Уста – губы 
Рамо – плечо 
Длань – ладонь 
Шуйца – левая рука 
Десница – правая рука 
Чресла – поясница, бедра 
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста) 
Рыло – нос 
Пясть – ладонь с пальцами 

Конкурс – «Старое – новое» 
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее. 
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д. 
• Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник) 
• Раньше – купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость) 
• Раньше – человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас – тот, кто живет на чужие средства (нахлебник) 
• Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик) 
• Раньше – неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый) 
• Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь) 
• Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба) 
• Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить) 

Конкурс – «Иноязычные слова» 
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении. 
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. Если команда отвечает правильно с первой попытки- 2 балла, со второй – 1 балл. 

Мыльня – баня 
Любомудр – философ 
Позорище – зрелище 
Говядо – скот 
Топталище – тротуар 
Лечезнание – медицина 
Силоделие – механика 
Ветродуй – вентилятор 

Конкурс..

Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?

а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?

а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?

а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?

а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *