Цивилизация древней индии: Цивилизации долины реки Инд (статья)

Содержание

Цивилизация древней Индии | Железный век

Содержание

  • 1 Индия в глубокой древности
  • 2 Как жили древние Индийцы
  • 3 Мохенджо-Даро и Хараппа
  • 4 Индийские Веды и деление на касты
  • 5 Государства древней Индии
  • 6 Буддизм и индуизм в Индии
  • 7 Махабхарата и Рамаяна
    • 7.1 Related Posts:

Индия в глубокой древности

Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия.

На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.

Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.

Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.

Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной…

Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкнули» Христофора Колумба к открытию Америки…

Величественные руины Виджаянагара, юг Индии

Как жили древние Индийцы

Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.

Мохенджо-Даро и Хараппа

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.

По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты — жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

Раскопки Мохенджо-Даро в Индии

Индийские Веды и деление на касты

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву
и богатство богам,
Великую славу, дбычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!

Это слава Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати» — «дважды рожденных». Кто они?

Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати«, а ученые — «варны«). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так.

Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рожденными». Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд «упанаяна«, сопровождавшийся торжественным надеванием «упавита«. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья» — «неприкосновенные«. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военную знать представляли кшатрии — «наделенный могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа» (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рожденным».

Кшатрий — представитель индийской касты воинов

Государства древней Индии

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.

Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шелковый путь.

Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефистиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

Буддизм и индуизм в Индии

Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишенный печали»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: «И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно». Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.

Индия является также родиной индуизма — одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.

Отличительная особенность индуизма — многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра — повелитель дождя, победивший Вритру — демона засухи.

Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлым». В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает «Горянка», два сына. Первый — четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой — стрелы.

Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает «Хорошо пахнущая». По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям — нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд — «Земля змей».

В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре — месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.

Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется — а что, если тут написана хотя бы толика правды?

Махабхарата и Рамаяна

Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата» — огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.

Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В «Махабхарате» много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов — Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в «Бахагават-гите» («Божественной песне»), считающейся самой священной частью «Махабхараты». Некоторые места «Бхагават-гиты» звучат вполне современно:

Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,
Кто же собой не владеет,
тот, враждуя, себе враждебен.

Эпическая поэма «Рамаяна» в противоположность «Махабхарате» — единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики. В «Рамаяне» рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи — Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом, убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.

«Рамаяну» и «Махабхарту» можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.

Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа — «наука о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником , и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.

При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса «хармика» («дворец богов»). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые «амалака». Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три — количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.

Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых «торана», представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами — как читать увлекательную книгу.

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
следуя одному обету,
Говорите доброе слово!

[sign author=»ageageiron. ru» source=»ifni.ru»]


  • индия

 

 

Также вас может заинтересовать:


    ЦИВИЛИЗАЦИЯ, УТОНУВШАЯ ВО ВРЕМЕНИ | Наука и жизнь

    В Индии ведутся археологические раскопки удивительной культуры, уходящей в глубь времен на четыре-пять тысяч лет. Занимая площадь в 1,3 миллиона квадратных километров, эта древняя цивилизация размерами превосходила своих великих современников – Египет и Месопотамию, вместе взятые. Ее города были строго спланированы, подобно новостройкам нашего времени.

    Раскопки древней столицы Индии – Мохенджо-Даро. Жители ее были рассудительны, миролюбивы и общительны.

    Вторая столица древнеиндийской цивилизации – Хараппа. (Рисунок-реконструкция.) Дома с современным комфортом: в каждый подведена вода и есть туалеты с канализацией.

    Карта показывает движение торговых путей, связанных с жизнью древнейшей цивилизации — хараппской.

    Скульптура из Мохенджо-Даро, где жил народ, видимо, не знавший правителей и жрецов.

    Печать с изображением единорога и иероглифами.

    Найденные при раскопках украшения. Среди них – деревянное ожерелье, жемчуг.

    Быки, запряженные в арбу. Детская игрушка, найденная в раскопках хараппской цивилизации.

    Женская фигурка, обнаруженная археологами.

    Открыть в полном размере

    Комфортные жилища

    Востоковедение как наука зародилось в XVI-XVII веках, когда страны Европы вступили на путь колониальных захватов, хотя знакомство европейцев с арабским миром состоялось еще много веков назад. А вот египтология возникла значительно позже – датой ее рождения считают 1822 год, когда французский ученый Шампольон расшифровал систему египетского иероглифического письма. И лишь относительно недавно, в 1922 году, археологи впервые начали исследовать территорию по берегам реки Инд. И сразу же - сенсация: открыта ранее не известная древняя цивилизация. Ее назвали Хараппской цивилизацией – по имени одного из главных ее городов – Хараппы.

    Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой “тортовой” формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

    Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

    И другую защиту от природных невзгод придумали древние строители. Как и ранние великие цивилизации, родившиеся на берегах рек – Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Китай на Хуанхэ и Янцзы, – Хараппа возникла в долине Инда, где почвы отличались высоким плодородием. Но с другой стороны, именно эти места всегда страдали от высоких паводков, достигающих в равнинном течении реки 5-8 метров. Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет.

    В лучшие годы Хараппской цивилизации вокруг городов Хараппа и Мохенджо-Даро, как грибы, росли селения меньшего размера – их было около 1400. К настоящему времени раскопки освободили только одну десятую площади двух древних столиц. Однако уже удалось установить, что однообразие построек кое-где нарушается. В Долавире, лежащем к востоку от дельты Инда, археологи обнаружили богато изукрашенные ворота, арки с колоннадами, в Мохенджо-Даро – так называемый “Большой бассейн”, окруженный верандой с колоннами и комнатами, вероятно, для раздевания.

    Горожане

    Археолог Л. Готтрель, работавший в Хараппе в 1956 году, считал, что в подобных городах-казармах можно встретить не людей, а дисциплинированных муравьев. “В этой культуре, – писал археолог, – было мало радости, но много работы, и материальное играло превалирующую роль”. Однако ученый ошибся. Силу хараппского общества составляло именно городское население. По заключениям нынешних археологов, город, несмотря на архитектурную безликость, был заселен людьми, не страдавшими от меланхолии, а, напротив, отличавшимися завидной жизненной энергией и трудолюбием.

    Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду – по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней.

    Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим “протоиндийским” обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж. Неру: “На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию”.

    Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

    Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.

    Протоиндийская цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и в Месопотамии, река была основой жизни: она приносила с верховьев плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один – пахал землю, другой – делал каменные орудия, третий – менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили.

    Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу – когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и даже зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

    В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система.

    Один из исследователей Древней Индии российский ученый А. Я. Щетенко так определяет этот период: благодаря “великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей”.

    Загадки письмен

    Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов: в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом. Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами. Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого. Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира – это прекрасно согласуется с характеристикой нравов древних индусов, приведенной выше.

    Некоторые исследователи связывают отсутствие в городах крепостей и дворцов с тем, что и рядовые граждане принимали участие в решениях, важных для общества. С другой стороны, многочисленные находки каменных печатей с изображением всевозможных животных говорят о том, что правление было олигархическим, его делили между собой кланы купцов и владельцев земли. Но этой точке зрения в какой-то степени противоречит другое заключение археологов: в раскопанных жилищах они не нашли признаков богатства или бедности владельцев. Так, может быть, письменность может ответить на эти вопросы?

    Ученые, изучающие историю Древней Индии, оказываются в худшем положении, чем их коллеги, занятые прошлым Египта и Месопотамии. В последних двух цивилизациях письменность появилась на много сотен лет раньше, чем в Хараппе. Но дело не только в этом. Хараппские письмена чрезвычайно скупы и, мало сказать, немногословны, рисуночные знаки, то есть иероглифы, в надписях употребляются буквально единицами – 5-6 иероглифов на текст. Недавно найден самый длинный текст, в нем 26 знаков. Между тем надписи на бытовых гончарных предметах встречаются довольно часто, и это наводит на мысль, что грамотность не была уделом только избранных. Главное, однако, состоит в том, что у дешифровщиков все еще впереди: не известен язык, не известна пока и система письма.

    Тем большее значение на современном этапе работы приобретает изучение найденных предметов материальной культуры. Например, в руки археологов попала изящная фигурка танцующей женщины. Это дало основание одному из историков предположить, что в городе любили музыку и танцы. Обычно такого рода действа связывают с отправлением религиозных обрядов. Но какова роль “Большого бассейна”, открытого в Мохенджо-Даро? Служил ли он купальней для жителей или был местом для религиозных обрядов? Не удалось ответить и на такой важный вопрос: поклонялись горожане одним богам, или у каждой группы был свой особый бог? Впереди – новые раскопки.

    Соседи

    У археологов есть правило: искать у соседей изучаемой страны следы ее связей с ними. Хараппская цивилизация обнаружила себя в Междуречье – ее купцы бывали на берегах Тигра и Евфрата. Об этом говорят непременные спутники торговца – гири. Хараппский тип мер веса был стандартизирован, поэтому гири из этих мест аналогичны меченым атомам. Их находят во многих местах побережья Аравийского моря, а если двигаться на север – то на берегах Аму-Дарьи. Присутствие здесь индийских купцов подтверждают и найденные печати хараппских торговых людей (на это указывает в своей книге “Забытая цивилизация в долине Инда” доктор исторических наук И. Ф. Альбедиль). В шумерских клинописях упоминается заморская страна Мелух, или Мелухха, сегодняшняя археология отождествляет это название с Хараппой.

    В одной из бухт Арабского моря недавно при раскопках нашли портовый город Лотхал, принадлежавший Хараппскому комплексу. Здесь были судостроительный док, зерновой склад и мастерская для обработки жемчуга.

    Какой товар везли протоиндийские купцы, например, в Месопотамию? Олово, медь, свинец, золото, раковины, жемчуг и слоновую кость. Все эти дорогие товары, как можно думать, предназначались для двора правителя. Купцы выступали и как посредники. Они продавали медь, добытую в Белуджистане – стране, лежащей к западу от Хараппской цивилизации, золото, серебро и лазурит, купленные в Афганистане. На волах привозили строительную древесину из Гималаев.

    В XIX веке до н. э. протоиндийская цивилизация перестала существовать. Поначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

    Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин. Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Земледельцы были уже не в силах кормить города, и жители их покинули. Огромный социально-хозяйственный комплекс рассыпался на мелкие группы. Были утрачены письменность и другие достижения культуры. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга.

    Индская цивилизация | История, местоположение, карта, артефакты, язык и факты

    Основные места цивилизации Инда

    Смотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Сэр Джон Хьюберт Маршалл
    Похожие темы:
    история

    Просмотреть весь связанный контент →

    Популярные вопросы

    Что такое индская цивилизация?

    Индская цивилизация была самой ранней известной городской культурой Индийского субконтинента — одной из трех самых ранних цивилизаций мира, наряду с Месопотамией и древним Египтом.

    Где зародилась индская цивилизация?

    Индская цивилизация зародилась в долине реки Инд, развившись из деревень, которые использовали месопотамскую модель орошаемого земледелия.

    Где располагалась Хараппская цивилизация?

    Как закончилась цивилизация Инда?

    Остается неясным, как пришел конец цивилизации Инда, и ее упадок, вероятно, не был равномерным. К середине 2-го тысячелетия до н.э. город Мохенджо-Даро уже умирал, и ему был нанесен последний удар захватчиками с севера. Напротив, самые южные части цивилизации могли существовать до тех пор, пока цивилизация железного века не развилась в Индии около 1000 г. до н.э.

    Когда возникла индская цивилизация?

    Цивилизация Инда возникла в 3-м тысячелетии до нашей эры, что сделало ее одной из самых ранних цивилизаций в мире, и просуществовала до 2-го тысячелетия до нашей эры.

    Сводка

    Прочтите краткий обзор этой темы

    Цивилизация Инда , также называемая Цивилизация долины Инда или Хараппская цивилизация , самая ранняя известная городская культура Индийского субконтинента. Ядерные даты цивилизации, по-видимому, относятся к 2500–1700 годам до нашей эры, хотя южные поселения могли существовать позже, во 2-м тысячелетии до нашей эры. Среди трех самых ранних цивилизаций мира — две другие — это месопотамская и египетская — цивилизация Инда была самой обширной.

    Восстановление и изучение цивилизации Инда

    Изучение языка, архитектуры и культуры цивилизации Инда в бассейне реки Инд

    Посмотреть все видео к этой статье

    Цивилизация была впервые обнаружена в 1921 году в Хараппе в Пенджабе обл., а затем в 1922 г. в Мохенджо-Даро (Mohenjodaro), у реки Инд в районе Синд (Синд). Оба памятника находятся на территории современного Пакистана, в провинциях Пенджаб и Синд соответственно. Руины Мохенджо-Даро были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980.

    Впоследствии остатки цивилизации были обнаружены так далеко друг от друга, как Суткаген Дор в юго-западной провинции Белуджистан, Пакистан, недалеко от берега Аравийского моря, примерно в 300 милях (480 км) к западу от Карачи; и в Ропаре (или Рупаре) в восточном штате Пенджаб на северо-западе Индии, у подножия холмов Шимла, примерно в 1000 миль (1600 км) к северо-востоку от Суткаген Дор. Более поздние исследования установили его существование на юге вдоль западного побережья Индии до залива Камбхат (Камбей), в 500 милях (800 км) к юго-востоку от Карачи и на востоке до бассейна реки Ямуна (Джумна), в 30 милях (50 км). км) к северу от Дели. Таким образом, это определенно самая обширная из трех самых ранних цивилизаций мира, хотя и месопотамская, и египетская цивилизации возникли несколько раньше нее.

    Индская цивилизация, как известно, состояла из двух больших городов, Хараппы и Мохенджо-Даро, и более чем 100 городов и деревень, часто относительно небольших размеров. Каждый из этих двух городов изначально имел площадь около 1 мили (1,6 км²), а их выдающиеся размеры предполагают политическую централизацию либо в двух крупных государствах, либо в одной великой империи с альтернативными столицами, практика, имеющая аналогии в истории Индии. Также возможно, что Хараппа сменил Мохенджо-Даро, который, как известно, не раз подвергался опустошению в результате исключительных наводнений. Население оценивалось в 23 500–35 000 человек в Хараппе и 35 000–41 250 человек в Мохенджо-Даро. Южный регион цивилизации, на полуострове Катхиавар и за его пределами, по-видимому, имеет более позднее происхождение, чем основные памятники Инда.

    Тест “Британника”

    Древние цивилизации: правда или вымысел?

    Цивилизация Инда, по-видимому, развилась из деревень соседей или предшественников, используя месопотамскую модель орошаемого земледелия с достаточным умением, чтобы пожинать плоды просторной и плодородной долины реки Инд, контролируя при этом огромные ежегодные наводнения, которые одновременно оплодотворяют и разрушают. Надежно закрепившись на равнине и решив ее более насущные проблемы, новая цивилизация, несомненно, с хорошо питающимся и растущим населением, сочтет расширение вдоль флангов великих водных путей неизбежным продолжением. Цивилизация существовала в основном за счет сельского хозяйства, дополненного заметной, но часто неуловимой торговлей. Выращивали пшеницу и шестирядный ячмень; также были обнаружены полевой горох, горчица, кунжут и несколько финиковых косточек, а также некоторые из самых ранних известных следов хлопка. Одомашненные животные включали собак и кошек, горбатый и короткорогий скот, домашнюю птицу и, возможно, свиней, верблюдов и буйволов. Азиатский слон, вероятно, также был одомашнен, и его бивни из слоновой кости свободно использовались.

    Общество и политическая система

    Несмотря на растущее количество археологических свидетельств, социальные и политические структуры «государства» Инда остаются предметом предположений. Очевидная специализация ремесел и локальные группировки ремесел в Мохенджо-Даро, наряду с большим расхождением в типах и размерах домов, указывают на некоторую степень социального расслоения. Торговля была обширной и, по-видимому, хорошо регулируемой, поставляла импортное сырье для использования во внутренних производственных центрах, распределяла готовую продукцию по всему региону и, возможно, завершилась созданием хараппских «колоний» как в Месопотамии, так и в Бадахшане. Удивительное единообразие мер и весов на землях Инда, а также развитие таких предположительно гражданских сооружений, как большие амбары, предполагают сильную степень политического и административного контроля над обширной территорией. Кроме того, широкое распространение надписей хараппским шрифтом почти наверняка указывает на использование одного lingua franca. Тем не менее, в отсутствие надписей, которые можно было бы прочитать и интерпретировать, неизбежно, что об этих аспектах цивилизации Инда известно гораздо меньше, чем о современной Месопотамии.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Вот как древняя индийская цивилизация выжила на протяжении более 5000 лет

    Замысловатая скульптура женщины, держащей двух быков, Каусамби, Инд, 2000–1750 гг. до н. э.; с каменными штампованными печатями с надписями, Хараппа, Инд, современный Пакистан, 2500–2000 гг. до н. э.

     

    Ряд исторических городских центров — Месопотамия, Египет, долина Инда, Китай и др. — претендуют на звание колыбели всех цивилизаций в истории человечества. Цивилизация долины Инда, одно из первых человеческих поселений в мире, также имеет свои карты в игре. Эндрю Лоулер считает древнюю индийскую цивилизацию одним из главных «агрессивных игроков во время первого заигрывания человечества с глобализацией 5000 лет назад» 9.0003

     

    Раскопки и археологические работы в Инде, когда-то считавшиеся неинтересными археологическими раскопками, в последние несколько лет набрали обороты. Прочтите, чтобы узнать больше о взаимосвязанной демографии разросшихся центров с развитыми социальными, административными, экономическими и культурными структурами.

     

    Открытие древней индийской цивилизации Хараппа

    Портрет Александра Каннигама (1814–1893 гг.), основателя Археологической службы Индии

     

    Древняя цивилизация Индии и Пакистана, уходящая корнями в 5000-8000 лет назад, получила название «Хараппа» по названию одноименного города, расположенного на берегу реки Рави, Пенджаб. Штампованная печать с быком и шестью буквами, найденная Александром Каннингемом в 1853 году, была первым взаимодействием Хараппы бронзового века с современной археологией.

     

    Одновременно Дайя Сахни проводил раскопки в Хараппе и Р. Д. Банерджи в Мохенджо-Даро в Синде в 1921 раскопали и поняли «потенциал этого места». Дальнейшие раскопки проводились Маршаллом в 1931 году, Маккеем в 1938 году, Ватсом в 1940 году и Уилером в 1946 году. Хараппа, а именно ранний, зрелый и поздний.

     

    Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

    Археологи Индии и Пакистана раскопали соединяющие участки после 19-го века47, после обретения двумя странами независимости от колониального господства. Индская культура была обнаружена в северо-западной части донезависимой Индии, Синде и Пенджабе; эта центральная зона зрелого Хараппана обладала базой для развития всей долины Инда.

     

    Сколько лет древней индийской цивилизации?


    Перевернутый грушевидный красный керамический кувшин , Мохенджо-Даро, Инд, 2500–2000 гг. до н. э., через Британский музей, Лондон

     

    Недавние археологические открытия показали, что сравнительно продвинутые технологические артефакты были найдены в Рахигархи, долине Инда, что может служить доказательством того, что древняя индийская цивилизация зародилась еще 8000 лет назад.

     

    В течение многих лет остатки Инда и его последующих культур оставались незамеченными и игнорировались из-за таких факторов, как конфликты между правительствами Индии и Пакистана, невежественных земледельцев и местных жителей, а также из-за задержки публикации информации, как признался исследователь Инда.

     

    Помимо недостаточных знаний, на сегодняшний день археологи собирают воедино и узнают новое об Инде. Все, что до сих пор было известно об Инде, можно свести к следующим строкам: Долина Инда состояла из населенных пунктов с населением от двадцати до сорока тысяч человек. Он добился впечатляющих достижений в области технологий, градостроительства, сельского хозяйства и приручения животных. Он имел значительный культурный прогресс в области искусства и ремесел, торговли и коммерции, религиозных обрядов, письменности, мер и весов, гончарного дела, печатей, каменной кладки, печатей и статуэток. Он также имел передовые экономические, административные и социальные системы.

     

    Жизнь в Инде

    Статуэтки богини-матери , Белуджистан, Инд, 3000–2500 гг. до н.э. через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

     

    Неожиданно Инд оказался не просто еще одним скучным историческим свидетельством существования человеческого поселения, основанного на сельском хозяйстве. Перефразируя эту точку зрения, археологические раскопки доказывают, что люди Инда жили в закрытых сообществах с четко выраженной социальной иерархией. Например, Ромила Тапар пишет, что урбанизированные жители Инда с их технологически превосходными изобретениями и передовыми экономическими системами определенно дискриминировали племена, занимавшиеся сельским хозяйством, проживающие на окраинах индских обществ. Уникальная для индийского общества, эта историческая форма дискриминации также породила варна (каста) система, которая все еще распространена сегодня.

     

    Города Инда имели тщательно продуманную планировку дренажных систем, жилищного строительства и строительства улиц. Социальный строй того времени нашел отражение в архитектуре городов. Элита поселений Инда имела более высокий статус. У них был доступ к колодцам, и они жили в больших домах. Люди на вершине социальной лестницы также наслаждались материальными богатствами, такими как владение высококачественными ремеслами.

     

    Другими характеристиками интеллектуально и технологически развитого общества являются четко определенные погребальные церемонии. Люди Инда также имели сильные торговые сети, простирающиеся далеко и широко, от Средней Азии до Месопотамии. Жизнь в Инде казалась легче, а не проще, поскольку людям того времени приходилось выдерживать климатические и другие суровые реалии без помощи роскоши, которой мы наслаждаемся сегодня.

     

    Оползни и геологические опасности

    Терракотовый кирпич , Мохенджо-Даро, Инд, 2500–2000 гг. до н. э., через Британский музей, Лондон

     

    Катастрофический ландшафт цивилизации долины Инда часто был полон мегаземлетрясений, оползней и штормовой погоды. Бассейн верхнего Инда находится на 3500 метров выше нормы и крайне непригоден для постоянного проживания. Со временем различные виды человеческой деятельности, в том числе такие, как древние культуры и торговые пути, обосновались в этих негостеприимных условиях.

     

    Горы, морозные и холодные на своих вершинах и покрытые дождями в нижних областях, обеспечивают районы земледелия своими засушливыми климатическими особенностями и являются почвой для обширных раскопок геологических и археологических находок. В считанные мгновения мощная лавина может превратить акры жизни и земли в щебень. Однако обратной стороной оползней является отложение богатых отложений над горами, а не в коренные породы. Кроме того, предки людей, населяющих эти земли, придумали хорошо оборудованные системы для управления геологическими опасностями и стихийными бедствиями. Редкие деревни и малоразвитые города за многие века превратились в более стабильные и лучше функционирующие городские центры.

     

    Влияние Инда на различные культуры

    Крышка вазы с цветочным, звездным и геометрическим орнаментом , Инд, 19 век, через Британский музей, Лондон

     

    Более ранние находки были направлены на утверждения о несуществующем обмене «материальной тканью городской жизни» между современной и последующей культурами древней индийской цивилизации. Новые результаты стали известны после того, как Археологическая служба Индии переместила свои усилия по раскопкам в западные регионы недавно обретшей независимость Индии. Распространение культурных элементов Инда произошло через Гангский и Деканский коридоры, а зона Аравалли-Банас-Малва соединяла их.

     

    Эволюция современной ахарской культуры так же стара, как раннехараппская фаза, хотя она развивалась в своей форме без внешнего влияния. Также имело место культурное взаимодействие и распространение, а сосуществование культур открывало возможности для обмена материальными и социально-экономическими практиками.

     

    Коллекция археологических артефактов цивилизации долины Инда , через Музей Гиме, Париж; с Останки животных из раковины раковины , Мохенджо-Даро, Инд, 2500–2000 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

    С другой стороны, некоторые ученые опровергают утверждение о влиянии Хараппы на энеолит и последующие культуры, процветавшие на равнинах реки Ганга. Гангские культуры, связанные с серой росписью (PGW) и северной черной польской посудой (NPBW), составляли большинство гангских культур. Развитие натурального ведения сельского хозяйства считалось независимым. Равнинные культуры, основанные на лошадях и основанные на железе, также не получили своих основных характеристик, включая меры и весы, инструменты, керамику и т. Д., От зрелых хараппских поселений. Обе культуры представляли неидентичные сценарии, сценарий Брамхи 3-го века писался слева направо, в отличие от хараппского направления письма. Однако культуры NBPW и их чеканка из металла повлияли на культуры красной и черно-красной посуды в долине Инда.

     

    Крах хараппской цивилизации

    Замысловатая скульптура женщины, гоняющей двух быков , Каусамби, Инд, 2000–1750 гг. до н. э., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

     

    Считается, что около 1900 г. до н. э. Инд утратил загадочную интенсивность человеческого взаимодействия, и городская культура постепенно деградировала, превратившись в разрозненные, редкие региональные сообщества. Причина конца древней индийской цивилизации является горячей темой для споров в научных кругах исследователей Инда. Эндрю Лоулер перечисляет «засухи, наводнения, тектонические сдвиги, идеологические потрясения и иностранные вторжения» в качестве объяснений того, как и почему Инду пришел конец, по мнению ученых.

     

    Помимо сильных наводнений и проливных дождей, причиной разрушения процветающих хараппских поселений было перемещение людей вглубь суши, в более высокие и безопасные районы, и попытки воссоздать хараппский образ жизни. Наблюдалось движение человека к Нармаде с формированием индусских сравнительно примитивных культур.

     

    В отличие от культур Месопотамии и Египта, культура Инда была заброшена и забыта на страницах истории. Грегори Поссель говорит: «Даже если люди Инда не пережили удар времени, «нет места в мире, где люди и культура 3-го тысячелетия до н. э. важнее». Это был «зарождающийся центр торговли и технологий» 9.0003

     

    Теории долины Инда в индийской политике

    Штампованные каменные печати с надписями , Хараппа, Инд, современный Пакистан, 2500–2000 гг. до н. э., через Британский музей, Лондон

     

    Продолжающиеся дебаты между нынешними индийскими националистами делают этот вопрос спорным. Индоцентричные правые политики твердо убеждены, что древняя индийская цивилизация пережила натиск «иноземных захватчиков», имея в виду создание Империи Великих Моголов в средневековой Индии. Согласно провозглашенным индуистским аскетам и мудрецам, духовность и их тяга к космическому исторически защищали «истинных» индийцев от таких чуждых религиозных влияний.

     

    Обратная сторона медали критикует теорию арийского вторжения индуистских националистов, которая прослеживает корни цивилизации долины Инда к говорящим на санскрите предкам северо-индийской демографии страны. Сторонники либеральных левых в Индии решительно поддерживают эту позицию. В поддержку этого аргумента Лоулер обвиняет индуистскую националистическую пропаганду в том, что она разрушила возможные отношения между индийскими и пакистанскими археологами и не оставила возможности для формирования совместных исследовательских групп для исследования Инда.

     

    Сохранятся ли корни древней индийской цивилизации?

    Полированные гири и весы Черт (часть усовершенствованной измерительной системы) , Мохенджодаро, 2500–2000 гг. до н. э., через Британский музей, Лондон

     

    Автор Мишель Данино утверждает, что культура Индии под влиянием европейского модернизма не может пережить свои древние корни. Сегодняшняя молодежь игнорирует знания о прошлом древних индийских цивилизаций. Обычно его отвергают как традиционный и устаревший. В последние несколько столетий они все больше и больше смещались в сторону притяжения материальных удовольствий. Ученый не согласен с отношением молодого поколения к древнеиндийской цивилизации. Он пишет, что « их укоренившиеся концепции демократии и секуляризма [взятые из Греции и европейской идеи национального государства, соответственно] никогда не станут цементом, способным скрепить Индию. »

     

    Другая школа мысли в индийских политических кругах считает, что нынешняя правящая партия и другие националисты-хиндутва — люди, поддерживающие идею индуистской нации для Индии — нагло разрушают идею секуляризма. С их верой в связь истории древней индийской цивилизации Инда с арийскими предками и ведическим периодом люди считают, что современная Индия теряет основы своей конституционной истины.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *