Что есть в музее краеведческом музее – 📌 Краеведческий музей – это… 🎓 Что такое Краеведческий музей?

Содержание

📌 Краеведческий музей – это… 🎓 Что такое Краеведческий музей?

Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д.

Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.

Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира. В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.

Музеи, специализирующиеся на местной истории, появились в России во второй половине XIX века, еще до появления краеведения как научной дисциплины. Сам термин «краеведческий музей» получил в России распространение в начале XX века, а в массовом порядке такие музеи стали появляться в первые годы и десятилетия после Октябрьской революции, причём многие из советских краеведческих музеев обязаны своим появлением местным энтузиастам, прилагавшим усилия по сохранению предметов исторической ценности, оставшихся, в том числе, от разрушенных храмов, разграбленных усадеб и частных коллекций. На рубеже XIX и XX веков краеведческие музеи основывались в большом количестве не только в России, но и в ряде европейских стран, в том числе в Германии и во Франции.

Известные краеведческие музеи

Россия и СНГ

  • Абхазский государственный музей (г. Сухуми, Абхазия)
  • Алтайский государственный краеведческий музей (г. Барнаул, Россия)
  • Архангельский областной краеведческий музей (г. Архангельск, Россия)
  • Астраханский краеведческий музей (г. Астрахань, Россия)
  • Витебский областной краеведческий музей (г. Витебск, Белоруссия)
  • Донецкий областной краеведческий музей (г. Донецк, Украина)
  • Иркутский областной краеведческий музей (г. Иркутск, Россия) — один из старейших краеведческих музеев в России, основан в в 1782 году
  • Красноярский краеведческий музей (г. Красноярск, Россия)
  • Новосибирский государственный краеведческий музей (г. Новосибирск, Россия)
  • Полоцкий краеведческий музей (г. Полоцк, Белоруссия)
  • Павлодарский областной историко-краеведческий музей (г. Павлодар, Казахстан)
  • Полтавский краеведческий музей (г. Полтава, Украина)
  • Сахалинский государственный областной краеведческий музей (г. Южно-Сахалинск, Россия)
  • Свердловский областной краеведческий музей (г. Екатеринбург, Россия)
  • Тамбовский областной краеведческий музей (г. Тамбов, Россия)
  • Тверской государственный объединённый музей (г. Тверь, Россия)
  • Томский областной краеведческий музей (г. Томск, Россия)
  • Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова (г. Хабаровск, Россия)

Другие страны

Ссылки

dic.academic.ru

Что Находится в Краеведческом Музее?

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

«Провинциальный краеведческий музей»

Реферат

1. Характерные черты провинциального краеведческого музея……………… 3

2. Краеведческие музеи Самарской области………………………………………….. 5

Ресурсы Интернета……………………………………………………………………………. 10

1. Характерные черты провинциального краеведческого музея

Комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом.

Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. (см. виды коллекций) Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев.

Деятельность большинства современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, в решении социально значимых проблем.

Термин “краеведческие музеи” получил распространение в середине 1920-х гг. Прямыми предшественниками “краеведческого музея” являлись музеи местного края (термин сохранялся до середины 1930-х гг.) с комплексом отделов, отражавших природу, историю и экономику своего края. Возникновение таких музеев было общеевропейской тенденцией. И во Франции, и в Германии в начале 20 в. существовали десятки музеев, документировавших различные стороны жизни той или иной провинции, кантона, области, города. Первый музей местного края в России возник еще в 18 в. (Иркутский музей, 1872 г.), а их массовое появление приходится на вторую половину 19 в. Экспозиции местных музеев были систематическими. К 1917 г. в стране, по разным источникам, насчитывалось от 65 до 94 местных музеев. В дальнейшем во многих губерниях произошло их объединение с музеями статистических комитетов, других местных учреждений и обществ, в результате которого образовались губернские музеи — прообразы областных краеведческих музеев. После революции 1917 г. краеведческие музеи сыграли значительную роль в сохранении памятников истории и культуры, в т.ч. церковной старины, частных коллекций.

1920-е гг. стали “золотым десятилетием” истории краеведения, благодаря теснейшей взаимосвязи с академической и университетской наукой и мощному подъему массового культурного и общественного движения в стране, направленному на изучение и благоустройство своего края, распространение этих знаний. Краеведческие музеи стали играть в жизни регионов роль своеобразных культурных и научных центров.

Однако к концу 1920-х гг. наметилась тенденция свести краеведение к удовлетворению утилитарных, хозяйственных и политико-просветительных нужд. Согласно резолюции Первого музейного съезда (1930 г.) краеведческие музеи получили типовую структуру, включавшую 3 отдела — природы, истории, социалистического строительства (с незначительными изменениями сохранялась до 1990-х гг.). В результате в 1930-е гг. в большинстве своем они превратились во второстепенные и обезличенные учреждения культуры. Но и в этом качестве краеведческие музеи способствовали популяризации научных знаний, пробуждению интереса населения к своему краю, содействовали ликвидации неграмотности в стране.

Определенное оживление в деятельности краеведческих музеев наступило в кон. 1950-х — 1960-е гг., что было связано с общими процессами демократизации в стране, возрождением краеведческого движения. Следующий этап в их деятельности и развитии наступил в 1990-е гг. Он характеризуется поиском новых активных форм музейной работы, стремлением выявить природное и культурное своеобразие своего региона.

2. Краеведческие музеи Самарской области

Краеведческий музей г. Тольятти

Музей основан постановлением Ставропольского горисполкома в 1962 году. Нынешнее помещение занимает с 1979 года. В 1996 году — открытие экспозиции “Ставрополь провинциальный” и активное включение в социальную и культурную жизнь города ознаменовали новый этап в истории музея.

В течение года в среднем музей посещают более 150 тысяч человек — горожан и гостей города. В 1998-1999 гг. Тольяттинский краеведческий музей (ТКМ) участвовал в конкурсе “Лучший европейский музей года”. В 2004 году ТКМ получил приз Министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области “Серебрянная чайка” и звание “Лучший музей Самарской области”.

Музей также является эколого-образовательным и культурно-досуговым центром города. Музей выступает региональным партнером ряда международных программ.

Сызранский городской краеведческий музей

Сызранский краеведческий музей создавался в период с 1923 г. по 1925 г. Своим возникновением он обязан краеведу-любителю Н.В.Гурьеву. Началось все с организации осенью 1922 г. сельскохозяйственной выставки. С момента основания музей ведет активную поисковую, научно- исследовательскую, экспозиционную, методическую, культурно-просветительскую деятельность. Сегодня Сызранский краеведческий музей — современный культурный центр Самарской области, активный частник международных, всероссийских, областных и городских мероприятий. Музей ведет активную работу по популяризации знания о прошлом и настоящем Сызрани среди населения города, многочисленных иностранных и русских туристов.

Похвистневский краеведческий музей

Возник на базе Дома пионеров в 1991 году как краеведческий клуб “Истоки”. Открыт в 1995 году в здании бывшей сберкассы. В 1998 г. — присвоен статус “Школьный музей”. С 2001 г. — муниципальный городской музей.

Музей — единственное место в городе и районе, где можно познакомиться с историей родного края. В музее организованы экспозиции “Наши земляки — участники Великой Отечественной войны”, этнографический зал, гостиная купеческая, “Природы родного края”, а также сменные выставки, которые обновляются каждые два месяца.

Краеведческий музей г.Октябрьска

Музей основан в 1985 году. Представляет собой классический вариант муниципального краеведческого музея.

Экспозиция выстроена в духе музейного соц. реализма. На сегодняшний день вся уникальность музея заключается в том, что в городке с населением в 31 тысячу существует музей, с полной исторической экспозицией города и богатыми фондовыми коллекциями. Музей привлекает посетителей разнообразными выставочными проектами, проходящими в выставочном зале музея. Сотрудники разрабатывают идею тематико-экспозиционного плана на основе главной достопримечательности городка — “Александровский” ж/д мост — построенного в 1880 г. Работа в данном направлении началась с проведения в 1001 г. культурной акции “Мост”. Акция направлена на повышение самосознания горожан и наведение, как внутри города, так и за его пределами, партнерских отношений. Воплощение данной идеи позволит музею обрести свою уникальность среди музеев области и стать привлекательным для туристов.

Музей истории города Новокуйбышевска

Музей был открыт к 25-летию г. Новокуйбышевска в 1977 году. Инициатором его открытия стал член Союза писателей России, ветеран ВОВ И.А. Венников. Один год музей существовал как народный. В 1978 году он становится филиалом Куйбышевского областного краеведческого музея. В 1987 году музей был реконструирован. Уникальность экспозиции — в его экспозиционном решении (экспозиция построена в форме лабиринта, с использованием стеклянных модулей-кубов), что дало возможность на маленьких площадях разместить максимальное количество экспонатов, организовать тематические экскурсии по истории строительства, развития и становления города в неразрывной связи с его людьми, привлечь внимание посетителей, придать загадочность, внести некоторую интригу. В 2001 году музей стал муниципальным учреждением культуры г. Новокуйбышевска и готовится к переезду в новое помещение (отдельно стоящее двухэтажное здание общей площадью 1000 кв. м).

Районный муниципальный музей Истории Усольского края имени И.Н.Ульянова

Усольский музей создан в помещении бывшего начального училища, он занесен во Всемирную картотеку музеев, как один из оригинальных музеев мира, как по содержанию, так и по истории создания.

В 1986 году музей открылся как народная картинная галерея работ самобытных художников, затем в его стенах были собраны материалы по истории Усольского края, и по народному образованию, причем последние собирались по всему Советскому Союзу. Эта коллекция на областном фестивале “Музей-2000” отмечена дипломом, как уникальная.

Особенность истории края обусловлена солеварением, начавшемся еще в бронзовом веке. Соляные источники тысячелетия являлись промышленным и культурным центром края, притягивая к себе различные народы.

Почему музей называется именно краеведческим?

Возле них в середине XVI века был заложен Усольский городок, владельцами которого неизменно являлись царские любимцы.

С 1 января 2001 года Музей стал районным муниципальным. Музейная экспозиция выстроена с учетом воздействия на глубинное сознание посетителя и его генетическую память. В основе ее отказ от традиционных музейных приемов и поиск новых методов и решений. Центр музея — интерактивный класс, где посетители знакомятся со школьными принадлежностями прошлых лет.

28 Сентябрь 2013

Краеведческие музеи это центры, в которых собираются, сохраняются, и изучаются материалы, которые несут в себе информацию о природе, истории и культуре определенного населенного пункта или региона. Сейчас на территории России функционирует огромное количество самых различных Краеведческих музеев. В этой статье, вы узнаете о нескольких наиболее популярных музеях этого профиля в России.

Итак, прежде всего этот рассказ следует начать с Алтайского государственного краеведческого музея. Помещение в котором находятся археологические экспонаты само считается как памятник архитектуры средины ХІХ века. Этот музей располагается в историческом центре Барнаула. Музей основали еще в 1823 году, инициаторами его открытия были Фридрих Геблер вместе с Петром Фроловым.

Сегодня в этом музеи представлено больше 150 тысяч исторических экземпляров. Посетив музей можно увидеть эксклюзивные коллекции по археологии, истории горной деятельности на территории Алтая, редкие книги, и даже древние сибирские монеты, и это далеко не все экспонаты, представленные в этом музее. Алтайский государственный краеведческий музей совмещает в себе несколько разных отделов, а точнее природы, военной истории и т.д.

В этом здании также функционирует методический отдел и научная библиотека. На сегодняшний день этот музей посещает больше 120 тысяч людей в год.
Еще одним не менее популярным и интересным современным является Красноярский краеведческий музей.

Написать рассказ о краеведческом музее

Он начал функционировать с 1889 года.

Этот музей входит в число самых старых и крупнейших музеев по всей территории Российской Федерации. В год его посещают больше чем 350 тысяч человек. На сегодняшний день в этом музеи представлено 468 697 единиц хранения памяток истории. Все экспонаты отражают, в себе историю Красноярского Региона начиная с древнейших времен и заканчивая настоящим временем.

Основой этого музея считается археологические, а также этнографические коллекции мирового значения.Особое место в этой статье следует уделить Челябинскому областному краеведческому музею. Торжественное открытие этого музея состоялось 1 июля в 1923 году. Совсем недавно, а точнее в 2006 году, в этом музее было открыто новое здание. Музей оснащен новейшим техническим оборудованием. Что касается условий хранения и презентации исторических экземпляров, то они соответствуют требованиям ведущих музеев Европы.

Донецкий краеведческий музей

Урок 7. Сокровищницы истории Донетчины

1. Музеи и их роль в изучении истории

2. Донецкий краеведческий музей

3. Музей истории Великой Отечественной войны

Музеи и их роль в изучении истории

Для чего люди создают музеи, и что в них хранится? С глубокой древности, чтобы не потерять памятные для них предметы, люди начали собирать и хранить их. Со временем для этой цели были созданы специальные учреждения – музеи.

Исторический словарь:

Музей (от греческого – Храм Муз) – это учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением исторических памятников.

Сначала музеи возникали на основе библиотек и подарочных коллекций древним храмам и правителям. Так, первый в истории музей был основан в древнем городе Александрия Египетская более двух тысяч лет тому назад, как часть комплекса Александрийской библиотеки.

Это интересно: первый русский научный музей – Кунсткамера появился при Петре І (1714г.) в Санкт-Петербурге

Сегодня, музеи есть в каждом городе. Они бывают художественными, историческими, краеведческими, этнографическими, музыкальными, литературными, техническими, спортивными и т.д. Есть музеи, посвященные отдельным событиям, выдающимся личностям, предприятиям и учебным заведениям, военной технике. Существуют музеи автомобилей, книг и книгоиздания, музеи одной улицы, музеи трудовой и боевой славы, природные музеи и т.д.

Большинство музеев находятся в специальных помещениях, однако, существуют и такие, которые расположены под открытым небом – в основном это музеи народной архитектуры и быта. Музеем может стать и обычный жилой дом как память о великом человеке, который там жил. Музеи создаются и в некоторых школах.

Предметы, хранящиеся в музеях и выставляемые для обозрения посетителей, называются экспонатами.

Музеи, экспонаты которого рассказывают о природе, жизни людей, исторических событиях на территории какого-то края называются краеведческими.

Чтобы посетители могли лучше представить себе определенную эпоху или историческое событие, сотрудники музея оформляют экспозиции. Так, чтобы познакомить посетителей с историей освоения космоса, оформляют экспозицию, состоящую из таких экспонатов, как элементы космического корабля, скафандры космонавтов, предметы их космического быта.

Исторический словарь:

Экспонат (с латинского – «выставленный») – предметы, вещи, произведения

искусства, выставленные на показ в музеях или на выставках.

Экспозиция – демонстрация музейных предметов, подобранных для обозрения по определенной системе.

Хранением музейных экспонатов занимается целый штат сотрудников музея. Это научные сотрудники (сохраняют вещественные исторические источники, изучают их особенности), климатологи (определяют влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов), художники- реставраторы (обновляют и восстанавливают утраченные или испорченные детали памятников культуры и истории). Очень важными людьми в музее являются экскурсоводы.

Краеведческий музей города

Они не только собирают и изучают исторические материалы и документы, но и в интересной и доступной форме знакомят посетителей с музейными экспонатами и материалами экспозиций.

Донецкий краеведческий музей

Каждый человек, интересующийся родным краем и его историей, обязательно должен посетить Донецкий краеведческий музей.

Его экспозиции знакомят посетителей с историей, культурой, природой Донбасса с древних времен и до дня сегодняшнего.

Музей создали в 1924 году по инициативе преподавателя географии Донецкого горного техникума Александра Ольшанченко.

Это интересно:на одной из своих лекций, выразив сожаление об отсутствии музея на Донбассе, А.Ольшанченко обратился с просьбой к студентам способствовать в таком благородном деле: «Любой музей сам по себе не рождается – его создают люди. Нужны энтузиасты, молодые горячие сердца, которые страстно пожелали бы создать музей собственного края, и музей появится, будет расти и развиваться». На его призыв откликнулись. Студенты А.Симаков и В.Лавриненко передали музею свои минералогические коллекции, а рабочие завода металлургии – нумизматические собрания.

В 1926 музей открыли для посещений. На протяжении года его посетили 1900 человек. Значительный вклад в формирование фондов музея внесли известные краеведы Николай Макаренко и Виктор Евсеев.

За время существования музея, его сотрудники собрали более ста двадцати тысяч экспонатов, многие из которых имеют мировое значение, например, скелет мамонта, останки шерстистого носорога, бизонов, отпечатки ископаемых растений, образцы стволов каменных деревьев, скифская каменная статуя, экспонаты из Мариупольского могильника.

Уникальная археологическая коллекция насчитывает около 8 тыс. экспонатов – это предметы из Мариупольского могильника, Амвросиевской стоянки, кургана «Двугорбая Могила» и других. В музее также представлены уникальная коллекция старинных монет, редкие старопечатные книги, личные вещи, награды людей, прославивших наш край: космонавтов Г.Берегового и Л.Кизима, композитора С.Прокофьева, химика Д. Менделеева и др.

В декабре 1972 года музей переезжает в отдельное четырехэтажное здание на улице Челюскинцев. Там он расположен и до сегодняшнего дня, представляя для посетителей свои экспозиции в двадцати четырех залах.

Какие редкие экспонаты хранятся в Донецком краеведческом музее?

Кто из известных краеведов Донбасса был причастен к его созданию?

3. Музей истории Великой Отечественной Войны «Твоим освободителям, Донбасс»

Составной частью Донецкого краеведческого музея является музей Великой Отечественной войны «Твоим освободителям, Донбасс!», открытый 8 мая 2012 года накануне Дня Победы в подземных сооружениях мемориального комплекса «Твоим освободителям, Донбасс».

Экспозиция музея отображает основные события Великой Отечественной войны в Донбассе от начала фашисткой оккупации 22 июня 1941 года и до Дня Победы. Начинается обзор с фотоколлажа первых дней войны: «Сталинская область накануне войны» и диорамы «Сталино, переход к военному положению», сопровождающихся аудио-визуальной инсталляцией: гул летящих самолетов, звуки падающих бомб на фоне перекрещивающихся лучей прожекторов. Затем экспозиция в хронологическом порядке отображает тематику военных действий.

В залах музея собрано свыше 200 документальных фотографий, 150 плакатов, газет, листовок, более 100 предметов времен войны.

На свободных пространствах стен размещены портреты защитников Донбасса, героев Великой Отечественной войны. Для более глубокого и полного восприятия информации служит звуковое сопровождение отдельных экспозиций.

Подвесная конструкция с размещением штандартов дивизий, участвовавших в боях за освобождение Донбасса

Рядом с музеем находится легендарный монумент «Твоим освободителям, Донбасс», являющийся одновременно и главным экспонатом музея, а также площадка военной техники, сквер ветеранов, стела партизанам-подпольщикам и колокол памяти. Это место – одно из наиболее посещаемых в Донецке. Но наибольшее число людей здесь собирается в День Победы, чтобы почтить память павших и поклонится живым ветеранам прошедшей войны.

Представьте себя в роли посетителя музея истории Великой Отечественной Войны «Твоим освободителям, Донбасс». Какие экспонаты и почему привлекли бы ваше особое внимание?

Есть ли в вашей семье предметы, которые могли бы пополнить коллекцию музея? Расскажите о них.

Задания для самоконтроля

1. Учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением исторических памятников, это:

а) лицей; б) библиотека; в) банк; г) музей.

2. Инициатором создания Донецкого краеведческого музея был:

а) В.Евсеев; б) Н. Макаренко; в) А. Ольшанченко; г) Н. Хрущов.

3. Открытие филиала музея Великой Отечественной войны «Твоим освободителям,

Донбасс» состоялось:

а) 8 мая 1945 года; б) 8 мая 1975 года; в) 8 мая 2012 года; г) 8 мая 2015 года.

4. Скелет какого ископаемого животного, находящийся а Донецком краеведческом музее, имеет мировое значение:

а) саблезубого тигра; б) динозавра; в) мамонта; г) ящера.

5. Оцените роль музеев в развитии исторической науки.

6. Можно ли музеи родного края назвать «сокровищницами истории Донетчины. Свою мысль подкрепи доказательствами.

7. Посмотрите музейные коллекции или виртуальные туры на интернет-сайтах

музеев Донетчины. Запишите названия представленных экспозиций и виды исторических источников, которые там хранятся.

8***. Представь себе, что в экспозиции филиала музея Великой Отечественной войны твоего города или поселка открылась экспозиция, посвященная твоей семье. Составь небольшой текст экскурсии по экспозиции.

Это нужно запомнить

17 сентября 1924 г. – основан Донецкий краеведческий музей

22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны

8 мая 2012 г. – открытие филиала музея Великой Отечественной войны «Твоим освободителям, Донбасс»

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 2778 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом.


Краеведческий музей в Старице, Тверская обл. Фрагмент экспозиции

Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. (см. виды коллекций) Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев.

Деятельность большинства современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, в решении социально значимых проблем.

История

Термин “краеведческие музеи” получил распространение в середине 1920-х гг. Прямыми предшественниками “краеведческого музея” являлись музеи местного края (термин сохранялся до середины 1930-х гг.) с комплексом отделов, отражавших природу, историю и экономику своего края. Возникновение таких музеев было общеевропейской тенденцией. И во Франции, и в Германии в начале 20 в. существовали десятки музеев, документировавших различные стороны жизни той или иной провинции, кантона, области, города. Первый музей местного края в России возник еще в 18 в. (Иркутский музей, 1872 г.), а их массовое появление приходится на вторую половину 19 в. Экспозиции местных музеев были систематическими. К 1917 г. в стране, по разным источникам, насчитывалось от 65 до 94 местных музеев. В дальнейшем во многих губерниях произошло их объединение с музеями статистических комитетов, других местных учреждений и обществ, в результате которого образовались губернские музеи — прообразы областных краеведческих музеев. После революции 1917 г. краеведческие музеи сыграли значительную роль в сохранении памятников истории и культуры, в т.ч. церковной старины, частных коллекций.

1920-е гг. стали “золотым десятилетием” истории краеведения, благодаря теснейшей взаимосвязи с академической и университетской наукой и мощному подъему массового культурного и общественного движения в стране, направленному на изучение и благоустройство своего края, распространение этих знаний. Краеведческие музеи стали играть в жизни регионов роль своеобразных культурных и научных центров.

Однако к концу 1920-х гг. наметилась тенденция свести краеведение к удовлетворению утилитарных, хозяйственных и политико-просветительных нужд. Согласно резолюции Первого музейного съезда (1930 г.) краеведческие музеи получили типовую структуру, включавшую 3 отдела — природы, истории, социалистического строительства (с незначительными изменениями сохранялась до 1990-х гг.). В результате в 1930-е гг. в большинстве своем они превратились во второстепенные и обезличенные учреждения культуры. Но и в этом качестве краеведческие музеи способствовали популяризации научных знаний, пробуждению интереса населения к своему краю, содействовали ликвидации неграмотности в стране.

Определенное оживление в деятельности краеведческих музеев наступило в кон. 1950-х — 1960-е гг., что было связано с общими процессами демократизации в стране, возрождением краеведческого движения. Следующий этап в их деятельности и развитии наступил в 1990-е гг. Он характеризуется поиском новых активных форм музейной работы, стремлением выявить природное и культурное своеобразие своего региона.

Литература

Краеведческие учреждения СССР. Л., 1927;

Ионова О.В. Из истории строительства краеведческих музеев РСФСР.// В сб.:Тр.НИИ музееведения. В.2.

Донецкий краеведческий музей

М., 1961;

Моисеев А.М. Краеведческие музеи за 50 лет// История СССР-1967.—№6;

Размуствоа Т.О. Обращение к истокам российского краеведения.// Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. Сб. науч. тр. НИИ культуры. М.. 1990;

Размустова Т.О. По дороге к возрождению// Известия культуры России.—1990— № 8. Музейное дело России. М., 2003;

Сундиева А.А. Провинциальные музеи России в социальном пространстве и времени// Российская провинция ХУШ — ХХ веков: реалии культурной жизни. Материалы Ш Всероссийской конференции. Кн.2.— Пенза, 1996.— С. 157-162;

Сундиева А.А. Краеведческие музеи на пороге нового века.//Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 декабря 1998.— М., 1999.— С. 89—94.

Вверх

 

Музеи Кирова: экскурсия по краеведческому музею с фото

Кировский областной краеведческий музей был основан в далеком 1866 г. при помощи известного общественного и государственного деятеля, исследователя нашего края, литератора — Петра Владимировича Алабина.

Назывался он Вятским публичным музеумом и к открытию имел 8 залов и около 7000 экспонатов, добровольно отданных ему частными лицами и заведениями.

Даже сам император Александр II подарил Вятскому музеуму свою коллекцию 645 минералов. Это положило начало дальнейшему развитию музейного дела в вятском крае. Сейчас все музеи Кировапо-своему интересны и оригинальны.

Сейчас Кировский краеведческий музей – большое культурно-образовательное учреждение. Причем довольно популярное. Ежегодно оно принимает более 200 000 посетителей. Здесь собирается и изучается вятская история, культура, природа, все богатство нашего края.

Со дня создания музей сохранил в себе очень важные и интересные материалы по истории, экономике, этнографии, культуре, природе Кировского региона.

Сокровищ музея сейчас не менее 250 000. Археологическая коллекция хранит свои материалы (из раскопок) на территории нашей области.

Нумизматическая состоит из более 45 000 подлинников. Коллекция же драгоценных металлов включает изделия серебряников Вятки с XVIII века. О героизме людей нашего края в прошлом говорят коллекции оружия.

Изобразительные материалы данного музея – это и иконы XVIII — начала ХХ вв., и живописные произведения, и графика (авторская и полиграфическая) и скульптура. Богатства нашей кировской природы представлены посетителям ботанической коллекцией, (более 80 000 листов уникальных гербариев) и другими.

В естественно–научной коллекции присутствуют весьма уникальные экспонаты (например, скелет короткорогого бизона).

Фонд музея регулярно пополняются закупками, дарениями кировчан, сборами в экспедициях. Все эти поступления выставляются в филиалах, а также и в музеях других городов и даже за рубежом. Публикации музейных материалов часто встречаются в научных трудах, в СМИ.

В 2009 г.

Что такое краеведческий музей?

Кировский областной краеведческий музей получил особую награду: Почетный знак «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». Так как в 2010 г. им были реализованы несколько крупных проектов, «Декада памяти» и мероприятия о 65-летии Победы в Великой Отечественной войне. В планах музея — проекты в честь 145-летия его основания, в том числе «Сокровища вятских музеев».

Сейчас для кировских посетителей доступны 8 отделов областного краеведческого музея. О них можно узнать подробнее здесь.

Все они ждут вас с радостью в гости с 10 до 18 часов ежедневно, понедельник — выходной. По субботам, что интересно, в 11.00 для всех проводятся экскурсии во всех кировских филиалах. Музеи Кирова ждут вас!

А мы совершим увлекательную фотоэкскурсию по залам краеведческого музея Кирова, расположенного в красивом месте исторической части города — на Вятском Арбате по адресу улица Спасская дом 6.

 Автор фото — сайт “Киров и Вятка”

Музеи Кирова фото — Кировский областной краеведческий музей

Музеи Кирова фото — Краеведческий музей

Музеи Кирова фото — Краеведческий музей

Фото сайта “Киров и Вятка”

Возврат к списку

Сообщение «История музея» на примере

Пункт первый. Красноярский краеведческий музей. Главный краеведческий музей обширного Красноярского края находится, конечно же, в краевом центре Красноярске. Он размещен в интересном красивом здании, созданном в египетском стиле в 1929 году. Красноярский краеведческий музей – один из старейших сибирских музеев и один из самых богатых музеев всей Российской федерации. Также Красноярский краеведческий музей – богатейший по количеству экспонатов музей России за Уралом. Он может похвастаться даже целым скелетом мамонта.

Пункт второй. Из 19 в 20 век. Музей основан в 1889 году по указанию Красноярской городской думы в усадьбе Крутовских, затем помещался в Гостином дворе Красноярска. Новое его здание по проекту архитектора Леонида Чернышевского строилось очень долго из-за гражданской войны и приняло музейные коллекции только в 1930 году.

Пункт третий. Сокровища Красноярского краеведческого. В музее более 10 тысяч произведений искусства разных эпох. Также он может похвастаться такими сенсационным экспонатом, как автографом Наполеона Бонапарта.

Много экспонатов Красноярского краеведческого музея посвящено сибирской природе, растениям и животным. Специальные звуковые устройства, «звуковые экскурсии», даже позволяют послушать голоса местных птиц по выбору.

У Красноярского краеведческого музея несколько филиалов: биологическая коллекция, дом-музей советского писателя-классика Виктора Астафьева, литературный музей и дом-музей Геннадия Юдина, коллекционера книг. Также корабль-музей на реке Енисей: некогда самое быстроходное судно Сибири, пароход «Святой Николай».

Пункт четвертый.

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ

История края в залах музея. Красноярский краеведческий музей, как и прочие российские краеведческие музеи и краеведческие музеи всего постсоветского пространства, рассматривает историю Красноярска и Красноярского края еще с доисторических времен. То есть времен жизни здесь еще человека первобытного. В экспозиции музея представлены результаты археологических раскопок еще стоянок первобытного человека на территории Красноярского края: наконечников стрел, каменных орудий труда и так далее. Затем история края охватывает большой пласт средневековья. В этот период край населяли коренные сибирские народы, в том числе сибирские татары.

В 18 веке на месте нынешнего Красноярска было организовано первое поселение русских: Красноярский острог, то есть укрепление. Музей собрал большую коллекцию экспонатов истории этого укрепления: от медных нательных крестиков и остатков кожаных сапог сибиряков до пуль и наконечников стрел сибирских татар, нападавших первое время на Красноярский острог.

travel70.ru

Значение словосочетания КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Что такое КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ?

Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д.

Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.

Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира. В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.

Музеи, специализирующиеся на местной истории, появились в России во второй половине XIX века, еще до появления краеведения как научной дисциплины. Сам термин «краеведческий музей» получил в России распространение в начале XX века, а в массовом порядке такие музеи стали появляться в первые годы и десятилетия после Октябрьской революции, причём многие из советских краеведческих музеев обязаны своим появлением местным энтузиастам, прилагавшим усилия по сохранению предметов исторической ценности, оставшихся, в том числе, от разрушенных храмов, разграбленных усадеб и частных коллекций.

На рубеже XIX и XX веков краеведческие музеи основывались в большом количестве не только в России, но и в ряде европейских стран, в том числе в Германии и во Франции.

kartaslov.ru

Экскурсия по краеведческому музею | Библиотека сибирского краеведения

В преддверии нового года Новосибирский государственный краеведческий музей распахнул свои двери после реставрации.

Строили, строили и, наконец, построили…

Этого события новосибирцы и гости города ждали почти год. Музей обещали открыть к новому 2015 году, но не получилось. Показывая обновленный музей журналистам, директор Новосибирского государственного краеведческого музея, кандидат исторических наук Андрей Шаповалов сказал:

– Есть такая пословица: «Ремонт нельзя завершить, его можно остановить». Мы, наконец-то, остановили наш ремонт. Все сложности и недоделки, которые не мешают приему посетителей, мы отложили до весны.

Ремонт – это сложное дело и обвинять кого-то, что мы не открылись раньше, нельзя. Это не потому, что плохо работали, а потому, что накопилось много проблем. Здание оказалось намного сложнее, чем мы предполагали. «Вылезли» такие проблемы, о которых и не подозревали. Когда вскрыли потолок в колонном зале, сразу выяснилось, что по тому проекту, который существует, его починить нельзя. Немедленно была сделана экспертиза, которая показала, что проект нужно корректировать. Девять месяцев мы ждали, чтобы была сделана нормальная конструкция потолка. Я всегда был за то, что лучше медленнее, но качественнее. Сегодня мне не стыдно, это – отличный музей. Мы сделали такой ремонт, который подходит и нам, и горожанам.

Напомним, ремонт здания бывшего Городского торгового корпуса начался в 2010 году со строительства подземных галерей, в 2011 году надстроили утраченную башенку. В 2012 году музей был закрыт для посетителей, а экспонаты переместили в одну треть здания, освободив для строителей оставшуюся часть. По мнению директора музея Андрея Шаповалова, это было рискованное решение – оставить музей на своем месте. С одной стороны, здание нельзя было полностью освободить для строительных работ, приходилось перетаскивать музейные экспонаты с одного места на другое. Но, с другой стороны, музей сэкономил на переезде. Для того, чтобы перевезти музейные коллекции в другое помещение, самым дешевым и самым опасным для коллекции способом, потребовалось бы 40 миллионов рублей. Если «по-человечески», то 180 миллионов рублей. Директор музея нисколько не жалеет, что музей остался, потому что была возможность видеть все недостатки строителей и вмешиваться в процесс, когда нужно.

Всего на реставрацию и приспособление здания под нужды музея ушло 187 миллионов рублей, цифра довольно скромная. Первоначально речь шла о 350 тысяч рублей, но денег таких музею не дали.

Прежде всего, здание реставрировали, то есть, восстанавливали то, что относится к уникальности здания, является предметом охраны, одновременно приспосабливая его под нужды музея. Работа была проделана грандиозная: полностью поменяли все коммуникации, сделали новое отопление, новую электрику, новую охранную и пожарную сигнализацию. В музее есть даже система пылеудаления, система кондиционирования воздуха. Все это сделано по современным музейным стандартам, насколько хватило средств эти стандарты выдержать. Кроме того, появился более просторный гардероб, расширилась кассовая зона.

– Музей могут посещать и инвалиды, для них доступна вся экспозиция. В музее есть приспособленный грузовой лифт, специальные туалеты, пандусы. Проблема в том, что к зданию сложно подъехать. Хотя музей выделил специальные парковки для инвалидов на городской земле, но это ничего не значит, город не готов к работе с инвалидами, – прокомментировал Андрей Шаповалов,

Экспозиция и выставки развернулись на трех этажах музея на площади 2,5 тысячи квадратных метров.

Сегодня открыта только одна экспозиция в цокольном этаже, на строительство которой ушло полтора года, и 11 выставок. Постепенно, в течение нескольких лет, в краеведческом музее будет готовиться стационарная экспозиция.

Планируется, что в 2016 году музей посетят примерно 200 тысяч человек.

«Сибирь в древности»

Экскурсию по обновленному музею провел сам директор краеведческого музея Андрей Шаповалов.

Осмотр начали с его любимого места – отреставрированного цоколя здания, где раньше ничего не было. Сотрудники музея сделали настоящую большую музейную работу. Здесь в пяти залах разместилась стационарная экспозиция «Сибирь в древности». Экспозицию построили перед открытием, и она проработает практически без изменений в течение десяти лет.

– «Сибирь в древности» предполагает показ не столько наших знаний по древности, сколько наших незнаний, – комментирует директор-экскурсовод. Мы все знаем, что бесписьменная история, а история Сибири фактически бесписьменная, имеет большие лакуны и там больше вопросов, чем ответов. На примере археологических и этнографических коллекций мы показываем то, что знаем.

Залы располагаются не в хронологической последовательности, как это обычно принято, они показывают отдельные сибирские миры. Основная идея экспозиции – показать не хронологическое развитие отдельных народов Сибири, а дать комплексную картину жизни целых регионов: скотоводов-кочевников на юге Сибири, земледельцев в долинах Оби и Енисея, охотников и рыболовов в таежных зонах, оленеводов на крайнем севере. Развитие этих культур прослежено в залах – от палеолита до этнографической современности.

Первый зал называется «Охотники и рыболовы». Он рассказывает о первых людях, которые появились в Сибири в эпоху неолита, примерно 5-7 тысяч лет назад. Эти охотники и рыболовы жили здесь до прихода русских и живут после. Коренные народы ханты, манси, селькупы, которые по хозяйственному типу являются охотниками – их наследники.

Здесь можно проследить как развивались охотничьи технологии, начиная от первых каменных наконечников стрел до первых ружей, можно узнать на кого они охотились, какие были у них ловушки и т.д.

Следующий зал посвящен земледельцам. Земледелие появилось на территории Сибири примерно в эпоху бронзы, это середина II тысячелетия до нашей эры. Его мы отслеживаем, в основном, по археологическим находкам. Земледелие существовало в том или ином виде у многих коренных народов, особенно тех, которые живут на юге Сибири. Существовали даже собственные земледельческие технологии, о которых рассказывается в зале. Здесь можно увидеть самую раннюю земледельческую керамику различных культур эпохи средней бронзы. На некоторых керамических изделиях есть геометрический орнамент и даже древние солярные символы земледелия – меандр и свастики. В этом зале последовательно рассказывается не только о том, как появилось собственно земледелие, но и о связанных с ним культурных фактах, например, об обработке первых металлов – бронзы, железа.

Интересен «мир женщины», то, чем занимались женщины, начиная с древности и заканчивая современностью. Это и женские наряды, и украшения, и даже…курительные трубки.

– А этот зал повествует о скотоводах-кочевниках, которые появились в Сибири в скифскую эпоху, в 5-7 веках до н.э. Позже здесь жили тюрки, монголы, и эти витрины повествуют об их культуре. Это были, в основном, воины, захватчики, грабители. Но у них тоже была культура, которая сильно отличалась от земледельца. Они создавали поселения, имели свои мастерские. Но жизнь их была несколько другая – вокруг коней, войны. Эти кочевники являются таким прообразом кентавра, земледельцы их так и воспринимали – всадник на коне. И они сами себя так воспринимали. В зале музея есть даже, так называемое, погребение с конем.

 

Когда умирал хозяин, коня убивали и тоже помещали в могилу. Считалось, что конь вместе с человеком должен отправляться в загробный мир, чтобы там верно служить ему. Такие погребения характерны, в том числе, и для Новосибирской области и всего юга Сибири. Они были в скифское, тюркское время. Это древняя кочевая традиция.

Вот казахский воин. А это дубина для охоты на волков. Воины хана Батыя, которые когда-то пришли покорять Россию, большей частью были вооружены луком, стрелами и такой дубиной, которую называли палицей, но на самом деле это большая дубина.

В краеведческом музее показывают, как выглядела юрта: много ковров, яркого цвета. Такое наше восприятие кочевого мира.

Самый любимый зал директора музея Андрея Шаповалова – зал, где показан крайний север, культура оленеводов. Оленеводство для Сибири играло очень важную роль, хотя, как тип хозяйствования появилось гораздо позже. Краеведческий музей формировался в 20-е годы XX века, поэтому располагает очень хорошими этнографическими коллекциями по северным коренным народам, которые создавались в это время.

– Все, что вы здесь видите – это подлинники 20-30-х годов. Например, женская нижняя одежда. На ней много железа. Оказывается, оно нужно для двух вещей. Во-первых, когда женщина ходит, железо гремит и в тундре это далеко слышно. И ни один неместный мужчина сюда не пойдет. Но гораздо важнее то, что гром железа желтого цвета отгоняет злых духов. А женщина, с точки зрения менталитета коренных народов, существо нечистое и, чтобы к ней вредные духи не слетались, она их сразу отгоняет. Плюс, если посмотреть, это не просто какие-то железки, это – кресало, кремень, ковырялка для курительной трубки. У нее не было карманов, но все что нужно, она носила с собой, прямо на нательном белье.

В музее очень хорошая коллекция культуры эвенков. Пожалуй, одна из лучших в стране.

Это эвенкийские нагрудники.

– Кафтан эвенков больше похож на фрак – узкие плечики, рукавчики, сам не меховой. Это говорит о том, что эвенки – южане, которые пришли на север, адаптировались к новому скотоводству, приручили оленей и перешли на новый тип хозяйства. Для Сибири это очень важная культура. У нас очень большая коллекция эвенкийских нагрудников. Это нагрудники разных кланов, разных народов. Каждый из этих народов имеет собственный нагрудник и по этому нагруднику можно считывать откуда прибыли эвенки, к какому роду они принадлежат. Кроме того, нагрудники есть мужские и женские. Где плоско обрезаны – это женские, где клин – там мужской. Это такая общая архетипическая черта. Нам удалось выставить практически всю коллекцию.

 

– Шаманский костюм и бубен. Он принадлежит тафаларам. В течение 300 лет численность этого народа остается примерно одной и той же – около 300 человек. Они живут очень локально в Саянских горах. Их материальная культура даже в музеях известна очень мало, но у нас есть такие вещи.

–  Вот еще один очень редкий шаманский кафтан. Мы придали специальную позу, чтобы сохранить этот кафтан. Дело в том, что металл на спине весит 8 кг, если его поставить, он порвет старую кожу.

В цокольном этаже музея после ремонта появился мультимедийный информационный центр по этнографии и археологии Сибири. Здесь можно посмотреть фото, видео-фонды – все то, что хранится в музее по истории коренных народов Сибири.

Андрей Шаповалов пояснил, что музей имеет гигантские коллекции, которые выставить нет никаких шансов, поэтому их решили показывать посетителям в мультимедийном виде. Коллекции будут постоянно пополняться, а зал будет также использоваться для локальных выставок. Например, к концу полевого сезона 2016 года здесь появится выставка новых полевых находок.

Хороший повод – показать коллекции

На первом этаже краеведческого музея в ближайшее время расположится постоянная экспозиция «История Новосибирской области». К сожалению, к открытию музея после реставрации, музейные работники ее просто не успели подготовить.

– Открытие музея мы назвали «Открытие коллекций». Мы бы хотели показать то, что раньше не было шанса и повода показать. Музей хранит очень много предметов. На сегодня их насчитывается примерно 250 тысяч единиц. В обороте – в экспозициях и выставках бывает 3-5%. Все остальное храним и стараемся выставить, но повода нет. А сейчас открытие музея и пустые залы – хороший повод показать то, что мы не показывали раньше. Поэтому сотрудники краеведческого музея подготовили 11 выставок, которые сейчас и представляем, – прокомментировал директор музея.

1914 год

Одна из выставок на первом этаже посвящена войне 1914 года. Она была подготовлена еще в декабре 2014 года, к открытию музея, но обстоятельства не позволили отрыть музей и показать новую выставку. И хотя юбилей прошел, выставку решили оставить, потому что она получилась очень качественной и информативной. На ней 350 экспонатов из фондов музея, а также предметы из частных собраний. Многие из них представляются широкой аудитории впервые.

Особое место на выставке занимают подлинные военные фотографии жителя Новониколаевска Ивана Циклинского, прошедшего всю войну в составе 5-го Сибирского стрелкового полка и запечатлевшего повседневные картины солдатской службы. Выставка посвящена сибирякам, которые участвовали в Первой мировой войне.

Сузун. Монетный двор

Следующая выставка с виду очень легкая, но рукодельная. Она посвящена Сузунскому медеплавильному заводу и Монетному двору.

– Сначала хотели просто выставить нашу коллекцию сибирской монеты, но решили, что не все понимают, что это такое, – рассказывает Андрей Шаповалов. К тому же, история Сузунского медеплавильного завода очень важная страница в истории Новосибирской области. С понятием Сузунский медеплавильный завод связано все новое, все передовое. Завод был первым заводом на этой территории. Здесь были первые рабочие, первая интеллигенция, первые серьезные управленцы, первые строительные технологии. Чтобы понять масштаб, мы сделали макет. Я очень благодарен нашему музейному художнику Марине Пастернак, которая три месяца мастерила этот макет по карте. Это очень точный 1:220.

Так выглядело поселение медеплавильный завод. Потому что завод – это целый поселок. Это сам медеплавильный завод, в отдельной ограде – Монетный двор, плотина, у плотины пруд, где лишнюю воду с пруда сливали по сливам. И сейчас в Сузуне есть сливы, плотина, пруд. В доме, где жил управляющий, сейчас краеведческий музей. 

На витрине  показана продукция Сузунского Монетного двора. 

Также специально для этой выставки по чертежам XVIII века была собрана полноразмерная функционирующая модель так называемой «толчеи для сору». Сор – это та смесь, которую добавляли в медеплавильную печь, для того, чтобы связать вредные примеси. Как правило, это был известковый камень. Но в начале его нужно было растолочь.  Эта толчея работала. Технология очень простая. Каждый желающий может привести в движение механизм толчеи и почувствовать себя работником старейшего промышленного предприятия, находящегося на территории современной Новосибирской области.

Выставка «Прошу к столу»

– А эта музейная выставка о еде. Она называется «Прошу к столу». Но на самом деле это выставка о том, как выглядели кухонные интерьеры или гостиные интерьеры, где принимали пищу. Более 200 предметов из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея объединены в одном выставочном пространстве. Праздничная и повседневная посуда, кухонные принадлежности и раритетная бытовая техника, мебель гостиных и столовых создают неповторимый колорит разных эпох. Это кусочек мещанского быта, это – купеческого быта. Про себя мы иногда называем эту выставку «Еда и музыка», потому что в каждом разделе стоит свой собственный музыкальный аппарат и играет ту музыку, которая была в то время.

Это начало 20 века.

Этот уголок – 20-30-е годы, довольно суровый советский быт первых лет.

Это кусочек сурового военного времени.

А дальше пошли «жирные», сытые, как тогда казалось, 50-е годы. Многие помнят буфеты, телевизоры, торшеры.

И советское «махровое», застойное время, 60-70-годы. Вот так выглядела сахарная голова, такой был плиточный чай. Очень аскетичная посуда, но при этом черная икра. И жизнь тогда проходила на таких аскетических кухнях, где не только ели и пили, но встречались с друзьями, пели и т.д.

Проект: Восстановление

В залах Новосибирского государственного краеведческого музея впервые представлена обширная коллекция классического архитектурного рисунка – так называемые учебные «отмывки», созданные студентами-архитекторами в Новосибирске в 1942-1951 годах. Здесь показаны проекты студентов, которые были эвакуированы в Новосибирск во время Великой Отечественной войны и которые проектировали светлое будущее. Например, Музей-панорама Великой Отечественной войны для Киева, это 1942 год, когда Киев был еще оккупирован. Некоторые проекты можно брать и строить по ним сейчас.

Среди масштабных студенческих работ, так и оставшихся «бумажной архитектурой» – здания Музея Победы в Новосибирске, Киеве и Одессе. Конкурс на проектирование которых был объявлен Союзом архитекторов СССР еще 1942 году, за три года до победы над фашизмом.

Эта выставка рассказывает, чем занимались новосибирцы во время Великой Отечественной войны. Выставка о том, как работали заводы и какую продукцию выпускали. Вы видите льномялку, шерстобитную машину для того, чтобы катать войлок. Это подлинная наковальня с завода «Труд», которая реально работала во время войны. Ну и наша продукция: минометы, снаряды и т.д.

«История Новосибирской области»

Это кусочек стационарной экспозиции, который нам удалось построить –экспозиция о Новосибирске и Новосибирской области в 50-е годы. Мы начинаем ее со смерти Сталина, аскетичного деревенского быта. Показываем развитие. Так выглядели городские интерьеры в 50-е годы. После 1956 года появились такие роскошные китайские женские халаты. Здесь мы рассказываем о культуре, о социальном быте и т.д. Стационарную экспозицию дополняют различные мультимедийные вещи, в данном случае показывают Арнольда Каца, который в это время создавал свой оркестр и специальный выпуск, посвященный смерти Сталина.

Здесь в расцвете 60-е годы. Все помнят, что в интеллигентных семьях тогда висел портрет Хэмингуэя. Телевизоры, кресла тех лет.

Дальше мы рассказываем о Новосибирской области. Один из стендов посвящен миллионному жителю. В экспозиции рассказывается о культуре, приезде Хрущева, о различных событиях, которые происходили в стране и в которых участвовали новосибирцы. Для Новосибирской области знаковым событием было освоение целины и потому целине посвящается отдельный рассказ. Даже есть подарки, которые присылали целинникам.

А это ностальгический уголок. Примерно так выглядела средняя новосибирская квартира в 60-е годы. На стене подлинная фотография, по которой собрали экспозицию.

Выставка «Дорогие мелочи»

– Это выставка предметов, которые не было повода показать. Все мы в течение жизни обрастаем какими-то вещами. Некоторые, совершенно бессмысленные, становятся нам дороги. Мы их храним, мы их любим. А потом часть из этих вещей, известных и неизвестных, оказывается в музее. И в музее у них начинается новая жизнь, как правило, пыльная жизнь хранилища. А нам бы хотелось показать эти предметы, слегка их оживить. Здесь мы представляем редкие вещи, которые нам поступили от известных и неизвестных сибиряков.

Например, серебряные футляры для приветственных адресов принадлежали Косыгину. Сотрудники музея старались подобрать вещи, которые дороги не только как память, но и ценны сами по себе, как памятник искусства. Здесь есть довольно редкие образцы стекла, фарфора.

Многих удивит кабинетный рыцарь. До революции кабинетные рыцари были довольно популярны в буржуазной среде. Сейчас – это музейные редкости.

В большом колонном зале елка и выставка уличной моды

После реставрации преобразился и большой колонный зал. До революции это был зал городских собраний. Он олицетворял само это здание, которое в 1911 году построил Андрей Дмитриевич Крячков.

По фотографии 1943 года была воссоздана новая люстра.

– Сейчас в этом зале две параллельные выставки. В центре – новогодняя елка, украшенная игрушками 50-60-х годов. Елка многофункциональный центр: и центр зала, и центр века. Именно так должна была выглядеть елка в середине 20 века. Но новогодняя красавица здесь будет стоять не всегда.

Это место в музее определили под витрину, в которой выставлен мундир архитектора Крячкова, его диплом 1937 года, который он получил на парижской выставке. Это единственно подлинные вещи, которые остались в краеведческом музее. Мы считаем, что эти вещи должны занимать центр этого зала.

Еще в музее сделали выставку уличной моды, где собрали костюмы горожан и горожанок, которые жили в Новониколаевске-Новосибирске на протяжении 20 века – от начала века и до 80-х годов.

На выставке представлены более 150 предметов одежды, обуви и модных аксессуаров из фондов музея. Обладатели этих вещей – представители различных классов, сословных групп и профессий.

Андрей Крячков – архитектор, автор здания, в котором проходит выставка, Клавдия Полянская – учитель гимназии, Софья Бахарева – супруга купца, Нина Мамаева – народная артистка СССР, Нина Покровская – военврач, Елена Батурина – первый диктор Новосибирской студии телевидения, Александр Покрышкин – герой Великой Отечественной войны и маршал авиации СССР.

 

Это подлинный мундир Александра Покрышкина, рядом свадебное платье его дочери. Глядя на эти вещи, можно себе представить, как генерал Покрышкин ведет дочь в ЗАГС.

Чуть позже, в большом колонном зале, как и прежде, будут проходить концерты.

Выставка «Восточная коллекция»

Внимание посетителей привлекает выставка «Восточная коллекция».

– Это то, что мы хранили много лет и практически ничего не выставляли, то, что поступало в музей с 20-х годов прошлого века: коллекция буддийской пластики, японских наград времен Второй мировой войны…

 

Когда-то китайские торговцы ехали в Сибирь и везли все подряд: письменные приборы, напольные вазы, дорогой фарфор. Это все то, что в начале века приезжало на арбах, в том числе и в Новониколаевск. В 50-е годы в СССР хлынул всевозможный ширпотреб из Китая.

История страны в медали

– Интересна коллекция фалеристики, по которой можно изучать историю страны. Здесь выставлены памятные юбилейные медали из фондов музея. На выставке впервые представлены 270 памятных медалей – это лучшие образцы медальерной коллекции Новосибирского государственного краеведческого музея, насчитывающей более 1,5 тыс. экземпляров.

Одна часть выставки – дореволюционные медали. Другая – советские медали. Они посвящены царям, князьям, известным событиям (полет в космос, Великая Отечественная война и т.д.).

Среди них 77 медалей XVIII-ХХ веков, переданные в фонды музея из Государственного Эрмитажа в 1989 году, а также серебряные медали рубежа XIX-ХХ веков, поступившие в фонды музея в 1920-1930-е годы, более 800 юбилейных, памятных и сувенирных советских медалей из подаренной музею личной коллекции Юрия Павловича Белова, первого секретаря Новосибирского горкома комсомола в 1959 – 1961 годах.

Эта выставка интересна тем, что медали показаны с двух сторон. Сделать это было крайне трудно. Но сотрудники краеведческого музея нашли решение, использовав для этой цели зеркала.

Новосибирскому краеведческому музею впереди предстоит еще много дел: незаконченные строительные работы, сооружение стационарных экспозиций, обновление выставок… Но самое главное – он нужен, востребован, любим! И лучшее доказательство тому – полные музейные залы во время зимних каникул.

Часы работы музея: будние дни с 10:00 до 18:00, выходные с 11:00 до 19:00, в понедельник и вторник музей закрыт для посещения.

Бесплатные обзорные экскурсии (по музейным билетам) проводятся ежедневно в 12:00 и 16:00.

Стоимость билетов:

Выставки (первый и второй этажи) – 120 руб. / Льготный билет (дети и пенсионеры) – 50 руб.

Экспозиция (цоколь) – 80 руб. / Льготный билет (дети и пенсионеры) – 50 руб.

 Семейный билет (весь музей):

Двое взрослых и один ребенок – 300 руб.

Двое взрослых и двое детей – 400 руб.

Для детей до 6 лет посещение музея бесплатно

Подготовила Людмила Кузменкина

 

bsk.nios.ru

Что такое краеведческий музей? – Helperia

Краеведение

Краеведение как наука представляет собой всестороннее изучение определенного региона или края: его истории, культуры, природных ресурсов, экономики, языка и быта коренных жителей. Краеведы занимаются тщательным отбором фактов и анализом документов, которые собираются вместе и в целом отражают картину прошлого и настоящего того или иного края.

Также краеведение включает в себя различную культурно-просветительскую деятельность и предполагает комплекс мероприятий, направленных на охрану памятников культуры.

Краеведческий музей

Краеведческий музей – это комплексный музей, отражающий все особенности развития определенной территории (республики, края, области, района, города, села). В собрание краеведческих музеев входят самые различные экспонаты: художественные, археологические, нумизматические, естественнонаучные, этнографические и многие другие. Экспозиции таких музеев рассказывают об истории и культуре конкретного населенного пункта. Музеи такого типа в основном являются государственными.

Сегодня краеведческие музеи активно участвуют в общественной жизни каждого края, их деятельность отличается большим разнообразием форм: на базе музеев проводятся конференции, семинары, чтения, организуются различные научно-исследовательские и историко-археологические проекты. Также музеи активно занимаются поиском новых форм музейной работы, чтобы привлекать посетителей, сохранять для них и всесторонне отражать природное и культурное своеобразие своего региона.

Краеведческие музеи России

Первый краеведческий музей, как музей родного края появился в России еще в XVIII веке – в г. Иркутске. Термин “краеведческий музей” получил распространение в середине 1920-х гг. Сегодня краеведческие музеи являются самыми многочисленными музеями России. Этот вид музеев является отличительной особенностью нашей страны и не имеет полных аналогов за рубежом. В каждом регионе России функционируют музеи, оберегающие и отражающие природу, историю и культуру именно своей территории.

Среди огромного множества краеведческих музеев России можно назвать, например, Алтайский государственный краеведческий музей (г. Барнаул), в коллекции которого хранится более 150 тысяч культурных и исторических экспонатов. Музей был основан еще в 1823 году.

Особого внимания заслуживает Красноярский краеведческий музей, основанный в 1889 году. Музей хранит около 500 тысяч экспонатов, отражающих историю Красноярского края, и входит в число самых старых и крупнейших музеев России.

Также следует отметить Челябинский областной краеведческий музей, Сахалинский государственный областной краеведческий музей, Хабаровский краеведческий музей и многие другие музеи России подобного типа.

helperia.ru

Краеведческий музей — Википедия. Что такое Краеведческий музей

Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д.

Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.

Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира. В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.

Музеи, специализирующиеся на местной истории, появились в России во второй половине XIX века, еще до появления краеведения как научной дисциплины. Сам термин «краеведческий музей» получил в России распространение в начале XX века, а в массовом порядке такие музеи стали появляться в первые годы и десятилетия после Октябрьской революции, причём многие из советских краеведческих музеев обязаны своим появлением местным энтузиастам, прилагавшим усилия по сохранению предметов исторической ценности, оставшихся, в том числе, от разрушенных храмов, разграбленных усадеб и частных коллекций.

На рубеже XIX и XX веков краеведческие музеи основывались в большом количестве не только в России, но и в ряде европейских стран, в том числе в Германии и во Франции.

Известные краеведческие музеи

Список

Россия и СНГ

  • Абхазский государственный музей (г. Сухуми, Абхазия)
  • Алтайский государственный краеведческий музей (г. Барнаул, Россия)
  • Архангельский областной краеведческий музей (г. Архангельск, Россия)
  • Астраханский краеведческий музей (г. Астрахань, Россия)
  • Брянский государственный краеведческий музей (г. Брянск, Россия) — главный музей Брянской области, основан в 1921 году
  • Витебский областной краеведческий музей (г. Витебск, Белоруссия)
  • Волгоградский областной краеведческий музей (г. Волгоград, Россия)
  • Донецкий областной краеведческий музей (г. Донецк, Украина)
  • Иркутский областной краеведческий музей (г. Иркутск, Россия) — один из старейших краеведческих музеев в России, основан в 1782 году
  • Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского (г. Кологрив, Костромская область)
  • Красноярский краеведческий музей (г. Красноярск, Россия) — один из крупнейших краеведческих музеев России
  • Минусинский краеведческий музей (г. Минусинск, Россия)
  • Музей истории развития и освоения Норильского промышленного района (г. Норильск, Россия)
  • Национальный музей Чеченской Республики (г. Грозный) – чеченский краеведческо-исторический музей
  • Новосибирский государственный краеведческий музей (г. Новосибирск, Россия)
  • Орловский краеведческий музей (г. Орёл, Россия)
  • Павлодарский областной историко-краеведческий музей (г. Павлодар, Казахстан)
  • Полоцкий краеведческий музей (г. Полоцк, Белоруссия)
  • Полтавский краеведческий музей (г. Полтава, Украина)
  • Сахалинский государственный областной краеведческий музей (г. Южно-Сахалинск, Россия)
  • Свердловский областной краеведческий музей (г. Екатеринбург, Россия)
  • Северодвинский городской краеведческий музей (г. Северодвинск, Россия)
  • Тамбовский областной краеведческий музей (г. Тамбов, Россия)
  • Тверской государственный объединённый музей (г. Тверь, Россия)
  • Томский областной краеведческий музей (г. Томск, Россия)
  • Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова (г. Хабаровск, Россия)
  • Челябинский областной краеведческий музей (г. Челябинск, Россия)
  • Черноморский краеведческий музей п.г.т. (Черноморское, Республика Крым)

Другие страны

См. также

Ссылки

wiki.sc

Какие бывают музеи: названия, виды

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – годы идут, а М.В. Ломоносов все также прав: история циклична, поэтому, анализируя ошибки прошлого, у нас есть шанс избежать их в будущем. Хотя, к сожалению, находятся и те, кто не придает должной важности музеям и музейным экспонатам, полагая, что это бесполезные предметы, время которых давно прошло. Крайне важно осознавать, какую роль они играют в жизни сегодня, ведь все свидетельства событий прошлых лет способны стирать границы времени, связывая между собой целые эпохи. Музеи помогают обычным людям, не причастным к истории, сравнивать нашу действительность с цивилизациями, которые давно исчезли; это легко доступный способ окунуться в прошлое и найти подтверждение всему тому, о чем читали в книгах и изучали на уроках истории. В этой статье мы рассмотрим, какие музеи бывают, виды и профили их деятельности.

Из глубины веков к нашим дням

Люди испокон веков ценили своих предков, заботились о сохранении истории: передавали предания из уст в уста, хранили памятные предметы и передавали их своим детям. Благодаря этому, на сегодняшний день сохранилось такое количество реликвий, которые мы можем изучать на экспозициях, выставках и в музеях. Первые музеи появились еще до нашей эры в самых развитых странах того времени: в Греции и Египте.

Первый античный музей

Прототипом современного музея был Мусейон, который зачастую выполнял гораздо большую функцию, нежели музей сегодня. Например, первый Мусейон, основанный Птолемеем I в Александрии, появился как учебное заведение, и включал себя и жилые помещения, и сады, и библиотеку, и обсерваторию. Расположенные в залах бюсты, статуи и чучела животных использовались в основном как учебные пособия. В отличие от других школ, средства на Мусейон выделялись из государственной казны, и сотрудники получали жалование.

Без сомнений, наибольший интерес вызывала библиотека Мусейона, которая к I веку до н.э. насчитывала более 750 000 рукописей. Но, к большому сожалению, первый Мусейон вместе с Александрийской Библиотекой были уничтожены пожаром в 270 году н.э.

Разновидности современных музеев

Какие бывают музеи современности? Классификаций существует очень много: музеи делят и по типам, и по значению, и по профилям. Мы разберем подробно только последнюю классификацию, т.к. именно она дает возможность оценить все существующее разнообразие современных музеев.

  1. Музеи исторического профиля выставляют материалы о развитии общества, исторических событиях, а также орудия труда, памятники быта и культуры. 
  2. Краеведческие музеи выставляют материалы, рассказывающие о природе, экономике, истории и культуре определенной местности или города.
  3. Музеи художественного профиля сохраняют выдающиеся произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, а также народного творчества.
  4. Военно-исторические музеи хранят материалы военных и послевоенных времен, включая боевую технику, оружие, одежду и другие предметы, которые были в обиходе у солдат.
  5. Естественно-научные музеи специализируются на процессах, происходящих в природе, и обыкновенно хранят ботанические, зоологические, палеонтологические и геологические коллекции.
  6. Музеи техники документируют историю развития техники и технологий.

Мы перечислили лишь малую часть существующих профилей музеев и уверены, что вы, дорогие читатели, сможете сходу вспомнить еще с десяток – это и литературные музеи, и историко-революционные, и археологические. Но те, что мы назвали являются самыми востребованными в России, именно их чаще всего посещают туристы, попав в новый город.

Музеи Москвы

По вышеперечисленным профилям музеев становится легче определиться с выбором для посещения во время поездки. Чтобы еще сильнее облегчить вам задачу, мы приведем список музеев обязательных к посещению в столице:

  • Государственный исторический музей
  • Дворцово-парковый ансамбль Царицыно
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Алмазный фонд
  • Оружейная палата
  • Государственный Дарвиновский музей
  • Музей космонавтики
  • Московский планетарий
  • Музей Михаила Булгакова

Дорогой путешественник, важно помнить, что музеи – это лишь один из инструментов, которые помогают нам погрузиться в историю нашей страны, и, мало просто ходить по музеям – к таким посещениям необходимо готовиться, например, читать соответствующие книги или смотреть фильмы. В этом деле важно не количество, а качество. Удачных путешествий!

astl.fun

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *