Торжественное открытие Красноярского городского общественного музея состоялось 12 февраля 1889 г.
К этому времени в ряде сибирских городов уже существовали музеи. Старейший в Сибири Иркутский музей был образован в 1782 году, Барнаульский – в 1823 г., Тобольский – в 1870 г. Большую роль в организации и поддержке музеев играло Императорское Русское географическое общество и его Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский отделы. Первый музей в Енисейской губернии был основан в Минусинске Н.М. Мартьяновым в 1877 г., в 1883 г. А.И. Кытманов основал музей в Енисейске, в 1887 г. Д.С. Каргаполов – музей в Ачинске. Наконец 7 февраля 1889 г. Красноярская городская дума приняла решение об открытии музея и публичной библиотеки.
Музей был образован по инициативе супругов Иннокентия Алексеевича и Юлии Петровны Матвеевых, они же стали и первыми дарителями музея. В частности от Юлии Петровны, дочери золотопромышленника и мецената П. И. Кузнецова поступила картина В.И. Сурикова «Милосердный самарянин», которую автор подарил П.И. Кузнецову. Первым директором (консерватором) музея стал Павел Степанович Проскуряков.
Музей располагался в доме известных общественных деятелей Крутовских (ныне Каратанова, 11). Впоследствии он переехал в дом Светлаковых на Береговой улице (ныне Дубровинского, 72), а затем более двадцати лет располагался в здании Гостиного двора (ныне ул. Карла Маркса, 6).
В первые годы музей активно пополнялся за счёт даров. В 1903 – 1920 гг. музей находился в ведении Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела ИРГО, что положительно сказалось на пополнении его коллекций.
Два десятилетия с 1905 г. музей возглавлял известный учёный-орнитолог Аркадий Яковлевич Тугаринов, на время его руководства выпали все тяжести Первой Мировой войны, революции, гражданской войны и послевоенной разрухи. Однако в это время произошло большое пополнение естественнонаучных и этнографических коллекций музея за счёт многочисленных экспедиций.
В 1916 г. была организована выставка «Старый Красноярск», на которой были выставлены предметы быта красноярцев до проведения Транссибирской магистрали. Многие из экспонатов впоследствии поступили в собрание музея, положив начало коллекциям предметов быта.
Но главным достижением этого времени было строительство нового специального здания для музея. По проекту красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышёва весной 1914 г. было начато возведение здания в виде египетского храма. Завершению строительства помешала Первая Мировая война. В последующее десятилетие здание использовалось в качестве казарм, лазарета и концентрационного лагеря. В 1920 г. в помещениях произошёл пожар. Только в конце 1920-х гг. уже при директоре А.Н. Соболеве здание было отремонтировано и передано музею, который с 1920 г. назывался Государственный Музей Приенисейского края.
В 1930 году музей открылся в новом здании (Дубровинского, 84). В это время музей активно включён в краеведческое движение, сотрудничает с известными учёными. Но в конце 1930-х годов в СССР происходит разгром краеведческих организаций, усиливается идеологизация музеев, которые власть стремится превратить в пропагандистскую машину. После образования в 1934 г. Красноярского края происходит очередная смена названия, музей становится Красноярским краевым, затем – Государственным музеем Красноярского края, а позднее – Красноярским краевым краеведческим музеем.
В течение 1930-х гг. в музее сменилось несколько директоров, пока музей не возглавила почти на 30 лет (с перерывами в 40-е годы) Зинаида Константиновна Глусская. Убеждённая в чрезвычайно значимой роли музея, она неустанно добивалась от властей внимания к его нуждам. Ей музей обязан спасением коллекции В.И. Сурикова, которая была отправлена на выставку в Москву, а затем без ведома музея разделена и перемещена в другие музеи. Только настойчивость Глусской помогла вернуть все суриковские картины через несколько лет странствий в Красноярск.
Во время Великой Отечественной войны в здании музея разместились Главсевморпуть и другие эвакуированные учреждения, коллекции музея были законсервированы, однако сотрудники продолжали вести просветительскую работу. Сразу же после отъезда эвакуированных учреждений музей подготовил большую выставку «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны», которая была открыта 9 мая 1946 года. А к 1949 г. под руководством З.К. Глусской была завершена экспозиция в 19 залах.
С 1950-х гг. началось систематическое комплектование всех фондов музея за счёт регулярных экспедиций, формируются также значительные коллекции по советскому периоду. В это время развитие сельского хозяйства было приоритетным в политике партии, поэтому сельскохозяйственная тематика становится ведущей в деятельности музеев. Экспозиция «Социалистическое сельское хозяйство» перестраивалась в Красноярском музее несколько раз (1948, 1949, 1950, 1953). Музей ежегодно предоставлял помещение для осенней выставки урожая, участвовал в командировках и экспедициях во все передовые хозяйства края и т.д. В 1950 г. в музее появляется единственный в сибирских музеях кинолекторий (более 30 научно-популярных фильмов). В конце 1950-х музеи начинают издавать труды, создаются этнографические выставки и экспозиции.
Музей не ограничивался собственными стенами. В тяжёлое время 1920-х гг. музей, не имея средств, пытается сделать возможное для сохранения памятников истории и природы, среди которых были дом В.И. Сурикова и заповедник «Столбы». После Великой Отечественной войны в городе открываются новые музеи: Дом-музей В.И. Сурикова (ныне Музей-усадьба В.И. Сурикова) и Красноярская художественная галерея (ныне Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова). Первоначальные коллекции этих музеев во многом сформированы благодаря передаче предметов из Красноярского краевого краеведческого музея.
При З.К. Глусской музей взял под своё попечение мемориальные комнаты В.И. Ленина в бывшей библиотеке Г.В. Юдина, а к 1970 г. сформировалась сеть ленинских филиалов музея: Дом-музей В.И. Ленина, Музей-конспиративная квартира РСДРП, Дом-музей П.А. Красикова, Мемориальный музей В.И. Ленина, Пароход-музей «Св. Николай». З.К. Глусская за вклад в развитие музейного дела в крае награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть».
В 1980 году директором музея стала Валентина Михайловна Ярошевская, ей удалось добиться закрытия музея на крупномасштабную реставрацию. В 1987 году музей был закрыт, но затем из-за отсутствия финансирования реставрация и подготовка новой экспозиции затянулась. К 1990 году позади главного здания музея было возведено новое помещение, где разместились фондохранилища и администрация.
В условиях закрытого музея сотрудники музея продолжали работу по изучению коллекций, велась активная выставочная работа в филиалах. Сложное положение в стране в конце 80-х – начале 90-х привело к тому, что реставрация затянулась на 15 лет, но в это время была проведена работа по подготовке новой постоянной экспозиции и в 2001 г. она была открыта. Это была первая полнопрофильная историческая экспозиция, открытая в условиях постсоветской России. Она удостоилась высокой оценки российских и зарубежных музеологов, музей победил в российских конкурсах «Окно в Россию» (2001), «Туристический Олимп» (2003), «100 лучших товаров России (2005).
Красноярский краевой краеведческий музей, его коллекции, экспозиции и деятельность получили широкое международное признание. Сегодня музейное собрание насчитывает более 480 000 единиц хранения, его археологические, этнографические и естественнонаучные коллекции имеют мировое значение. С 2002 г. музей – член Союза музеев России (СМР). Директор музея В.М. Ярошевская является членом Президиума СМР и членом Международного комитета музеев (ИКОМ).
В течение последних десятилетий изменилась филиальная сеть музея. В 1996 по инициативе В.П. Астафьева был открыт Литературный музей. После смерти Виктора Петровича в его доме в с. Овсянка в 2002 г. был открыт Дом-музей писателя, а в 2004 г. при личной финансовой поддержке губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина в Овсянке открылся Музей повести «Последний поклон». В 2014 г. были открыты новые экспозиции в Музее-усадьбе Г.В. Юдина и Литературном музее.
Сегодня музей предлагает своим посетителям экспозиции и события в своём главном здании, трёх отделах (Литературный музей имени В. П. Астафьева, Музей-усадьба Г.В. Юдина, Пароход-музей «Св. Николай») и филиале «Мемориальный комплекс В.П. Астафьева» в с. Овсянка.
История музея
Египетский храм
Что является горизонтом развития для современного краеведческого музея? Почему «новая современная экспозиция» часто оказывается более дорогой (но не более интересной) версией старой? Плотно поработав с четырьмя краеведческими музеями (и разобрав в рамках воркшопов кейсы еще десятка), собрали несколько мыслей о «краеведческом музее 2.0».
Краеведческий музей и идентичность места
Начнем с простого. Какие критерии поставить для того, чтобы отделить «хороший, интересный» краеведческий музей от «старого, скучного, нехорошего»? Это исключительно дело вкуса? Для нас — нет. Для нас базовые критерии связаны со словом «идентичность». Позволяет ли музей что-то понять об идентичности места? (Забегая вперед скажем: с нашей точки зрения рассказ истории региона в хронологической последовательности еще не есть рассказ об идентичности) Позволяет ли он местным сообществам включиться в процесс развития и «перепридумывания» «идентичности места» или оставляет ли им роль зрителей?
Вот две задачи, которые музей может поставить перед собой или не поставить. В общем, дело (на 90 процентов) – в концепции и целеполагании. Дальше будем говорить простые вещи, и если они для вас просты – мы очень рады.
Визуализации к одной из наших концепций для краеведческого музея 2020 года.
Что такое концепция музейной экспозиции? Чем отличаются концепция музея и концепция постоянной экспозиции?
Концепция музея — документ, раскрывающий основную задачу самого музея, его социальную роль, схему работы с сообществом. Это документ, который описывает алгоритмы жизни музея, его потенциал и вектор развития, темы и принципы устройства основной экспозиции, временных выставок, социокультурных проектов, лекционных и образовательных программ. Иногда в концепцию входят способы выстраивания базовых маркетинговых стратегий и бюджетирование.
Концепция экспозиции — это в первую очередь уникальная идея экспозиции, зонирование, методы взаимодействия с аудиторией и способы визуальных решений.
Световая карта к одной из концепций музейного бюро Solarsense для краеведческого музея 2020 года.
Что отличает концепцию от имитации концепции?
Концепция может охватывать очень много тем, но в обязательном порядке должна отвечать на следующие вопросы.
К сожалению, именно этими простыми вопросами авторы концепций часто не задаются или считают ответы на них само собой разумеющимися. Они сразу сообщают, что в этом углу будет стоять диорама, а в этом — висеть костюмы. Почему диорама, зачем костюмы, для кого костюмы? Без возвращения к описанным выше вопросам невозможно понять, какое решение удачное, а какое — не очень. Или хотя бы так: а как делают в таких случаях в других музеях? Точно ли нам нужно быть как все? А если нужно отличаться, то зачем?
Чем был краеведческий музей вчера и что в этой модели стоит менять?
Почему ответить на простые вопросы, приведенные выше, часто бывает так трудно? Потому что «классическая» для постсоветского пространства модель краеведческого музея была сформирована в другое время, когда некоторые вопросы не задавали, поскольку они еще не назрели, а некоторые — потому что ответ был уже определен «генеральной линией партии» или, наоборот, не поддерживался ею.
«О чем рассказываемая нами история?» Советской краеведческой экспозиции этот вопрос и правда был не всегда важен. «Как о чем? О том, что у нас в крае есть». В итоге посетитель, переходя из зала в зал, как будто прыгает из одного учебника в другой. Сначала — учебник природоведения (раздел «Природа края»), потом учебник истории Средних веков, затем — уголок с горшками, прялками и национальными костюмами. За этим, как правило, сразу случаются Гражданская и Великая Отечественная война, а потом (если повезет) — стройки 1950−1960-х — и на этом все заканчивается.
Почему это зонирование именно такое, почему оно везде одинаковое и почему разделы этой экспозиции очень мало связаны друг с другом? Потому что эта модель краеведческого музея разработана в советскую эпоху и была удобной для того, чтобы выполнять несколько задач.
Означает ли это, что сегодня, ратуя за вопрос «О чем история?», мы боремся за идеологизацию музея? Идеологию, при желании, можно увидеть во всем. Однако есть системы, показывающие «единственный и верный путь», а есть — сталкивающие разные мнения и задающие вопросы. Идеологии второго типа не то чтобы лучше, а просто интереснее человеку, выросшему в социальных сетях, где диалог — основной принцип.
Что изменилось сейчас? Идентичность и открытый код.
Сегодня практика универсалистского музея, «склеенного» из нескольких учебников, не работает. Почему не работает, можно долго теоретизировать, мы скажем о двух самых простых и очевидных вещах.
1. Вопрос идентичности перестал быть умозрительным вопросом патриотизма и национальной гордости, у него появились вполне конкретные экономические аспекты. Сегодня экономическая ситуация в регионах, работающих с идентичностью через культуру и не работающих, может драматически отличаться (здесь можно посмотреть несколько кейсов). А разговор об идентичности — это разговор не из позиции «Что здесь было в XIX веке?», а из позиции «Кто мы сейчас и как это обусловлено тем, что здесь было в XIX веке?». Работающий на идентичность музей – это музей настоящего, а не прошлого, а такое «переворачивание времени» предполагает совсем другие экспозиционные модели.
2. Мы запутались, как сейчас эпоха, web 3.0 4. 0 или еще какая-то. Но точно знаем, что сегодня библейская модель повествования (т.е. авторитетное сообщение неких фактов, не подлежащих обсуждению и сомнению) не работает. Работают системы с «открытым кодом», который пользователь может, как минимум, настраивать под себя, а лучше – строить на него основе собственные миры. Музей не только должен объяснить, почему он описывает именно такую картину мира, но и показать, зачем нам сегодня вообще знать то, что нам предлагается узнать. Кем это делает нас сегодня? Какое будущее мы можем смоделировать, опираясь на эти факты?
Как конкретно учет этих двух вещей меняет устройство экспозиции? Об этом можно говорить долго, и поэтому, чтобы не запутаться, выделим три ключа.
1. Антропологический подход.
Музей должен быть сомасштабным человеку. В частности, это означает следующее.
2. Практики участия
Крайне недальновидно проектировать музей, не разобравшись, что за люди и зачем будут в него ходить, и чем музей может им помочь. Лучше всего прояснить эти вопросы вместе с жителями региона. Сейчас в архитектуре «партисипаторные практики» утверждены на государственном уровне. К сожалению, перенести эти механизмы проектирования в музейное дело напрямую не получается. Жители города, как правило, могут довольно подробно описать, какую детскую площадку или велопарковку они хотят видеть в своем дворе. Рассказать, какая музейная экспозиция им нужна, люди смогут не сразу. Не только потому, что хороших музейных экспозиций они, как правило, не видели, а еще и потому, что они вообще не рассматривают музей как инструмент решения своих насущных задач.
Что же делать? Мы в таких случаях разговариваем с жителями не о том, что именно должно быть в музее, а о том, как они понимают свой город/регион, что они чувствуют как боль и чем гордятся, о том, что они хотели бы делать в жизни и что им мешает. Потом уже вместе с ними придумываем, как об этом рассказать с помощью предметов. Создание музея может быть увлекательным образовательным процессом для жителей города — так, например, мы сейчас действуем в музее Норильска.
3. Сюжеты
Когда мы знаем ЧТО сказать, нам легче понять, КАК аранжировать наш рассказ и сделать его непохожим на другие, придумать основной метод повествования. Что такое наша экспозиция? Это прогулка по городу с заходом в лавку купца XIX века, на фабрику начала XX века, в коммунальную квартиру 1930-х и так далее? Или это рассказ об истории города через историю одной семьи? Или это пять самых важных для края песен, переведенных на язык предметов? В любом случае есть один очень простой признак того, сложилась идея экспозиции или нет: для экспозиции с продуманной концепцией можно найти интересное название. А экспозиция без концепции в итоге выходит в мир с названиями типа «Экспозиция об истории края», «Основная экспозиция музея» и т. д.
Что такое визуальная часть концепции?
Заложенные в концепцию решения можно воплощать очень-по-разному. Поэтому существует ее визуальная часть — зонирование помещения (в каком пространстве какую тему раскрываем) и набор референсов или визуализаций, показывающих решения, которые будут служить ориентирами для проекта.
Изображение к одной из концепций музейного бюро Solarsense для краеведческого музея 2020 года.
Дополнительно
Ну хорошо, а где посмотреть на хорошие концепции? Если вас интересуют именно наши разработки, то напишите нам (форма ниже) кто вы и какие ставите цели, и мы пришлем вам то, что наиболее адекватно вашему запросу. А ниже – несколько ссылок на открытые источники.
Большую подборку хороших текстов по музеологии можно найти на кафедре музеологии Российского государственного гуманитарного университета: http://museolog.rsuh.ru/library/, в частности, рекомендуем сборник «Музейные сценарии». Стиль этих сценариев, созданных в конце 1990-х, трудно предлагать как образец. (Из этого утверждения можно развернуть целую статью о том, что современная экспозиция требует все более глубокого синтеза мышления дизайнера и «концепт-мейкера» и именно поэтому «художественность» и многословность, характерные для некоторых текстов сборника, уже не необходимы — лучше показать эскизную визуализацию или референс) Но способ мышления авторов по-прежнему актуален. В частности рекомендуем сценарный очерк экспозиции музея Мельничного комбината авторства Михаила Гнедовского
Статья Андрея Рымаря в The Art Newspaper Russia о последних тенденциях в организации экспозиционного повествования: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5981/
Статья на нашем сайте о том, как формируется бюджет на экспозицию: https://solarsense.org/budget
В нашем телеграмм-канале мы пишем о многом, в том числе и про концепции: https://t.me/museumchannel.
Пожалуйста, при использовании этого текста, его частей или изображений, ссылайтесь на авторов (Андрей Рымарь, Ксения Филатова) или сайт https://solarsense.org/
Январь, 2021
Напишите / позвоните нам
Любым вопросам будем рады.
+7 903 669-49-76
[email protected]
Больше интересного можно всегда найти на фейсбуке и на нашем telegram-канале
Заполняя и отправляя эту форму, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Дети (от 9 лет) ‐ Приходите в исторический парк Rancho Higuera, чтобы создать свой собственный пленэр, в субботу, 15 апреля.
Зарегистрируйтесь сейчас!
Четыре боксаАРТ! служебные коробки в новом центре города Фремонта отражают историю четырех эпох с помощью репрезентативных фотографий и карт, выбранных из архивов музея. Узнать больше
Музей и родной сад Калифорнии открыты каждую среду и второе воскресенье каждого месяца с 10:00 до 16:00. Мы также открыты по пятницам с 13 до 17 часов. Приезжай к нам в гости!
Дополнительная информация
Вы видели нашу онлайн-коллекцию?
Посетите нашу онлайн-коллекцию, которая стала возможной благодаря партнерству с Niles Rotary (Фремонт) и California Revealed (Библиотека штата Калифорния). Просматривайте фотографии, аудио- и видеозаписи и книги в переплете в Интернете.
Посетите музей, чтобы узнать об истории Три-Сити, начиная с эпохи Миссии и Ранчо и заканчивая тем, что еще не было создано, когда Фремонт, Ньюарк и Юнион-Сити состояли из ферм, ранчо и молочных ферм, а позже, после включения городов, пригородные общины. Посетители узнают, как семьи, переехавшие сюда, жили, работали и создавали процветающее сообщество маленького городка.
Узнайте больше об экспонатах музея.
Узнайте о нашем новом проекте: Забытые сокровища Tri-City
Художественное мероприятие под открытым небом для 10 детей в возрасте от 9 лет и старше (и родителей/опекунов).
Суббота, 15 апреля, 10-12.
Приходите в исторический парк Rancho Higuera, чтобы создать собственное произведение искусства на пленэре! Все материалы будут предоставлены по прибытии. Наслаждайтесь до 2 часов на месте, создавая произведения искусства и осматривая территорию, а также внутреннюю часть самана. Каждый участник должен находиться в присутствии родителей или опекунов.
Зарегистрируйтесь сегодня!
Беверли Джеймс (известный как Би Джей) Бантинг был динамичной частью нашей местной истории. У него всегда была улыбка и история, готовая для всех, кто готов слушать. Би Джей родился в Найлсе в 1927 году и всю свою жизнь был частью нашего местного сообщества. Би Джей скончался в 2021 году в возрасте 94 лет.
Прочтите это интервью с Би Джеем Бантингом, потомком местных пионеров. БиДжей рассказывает историю своей семьи и жизни в Найлсе. Интервью провела Лайла Брингхерст.
Членство в музее дает вам право заранее узнавать обо всех новых выставках, встречах, культурных и специальных мероприятиях. Вы также получаете бесплатный вход на все наши мероприятия. Присоединяйтесь к нам сегодня!
Возможностей стать волонтером предостаточно. Нам всегда нужны музейные натурщики (люди, которые помогают держать двери открытыми), гиды для взрослых и школьников, помощь в архивах, председатели по сбору средств и членству… список можно продолжить. Это ваш музей, и мы хотим, чтобы вы знали, что играете важную роль. Если у вас есть навыки или вы хотите освоить что-то новое, мы будем рады видеть вас. Позвоните или напишите нам сегодня!
Город Фремонт boxART! Программа превращает блоки управления сигналами светофора Fremont в привлекательные и креативные образы.
Узнайте больше о коробках истории Фремонта.
Чтобы узнать, чем мы занимаемся, ознакомьтесь с нашим последним информационным бюллетенем и посетите нашу страницу в Facebook.
Вопросы? Позвоните нам по телефону 510-623-7907 или напишите нам по адресу [email protected]
Художественное мероприятие под открытым небом для 10 детей в возрасте от 9 лет и старше (и родителей/опекунов). Приезжайте в исторический парк Rancho Higuera, чтобы создать собственное произведение искусства на пленэре! Узнайте больше об этом увлекательном событии!
Посетите музей в часы работы музея, чтобы увидеть исторические произведения искусства на нашей новой выставке «Изображая исторические места: художники Трехгородов и их работы». На этой выставке, которая проходит с 1 апреля по 30 сентября 2023 года, представлены творения местных женщин прошлого, в том числе мозаики Элис Эбрайт, фотографии исторических зданий, сделанные Джулианной Хоу, и произведения Милисент Шинн. Завершают экспозицию акварели художницы Нэнси Пратт с изображением пяти деревень Фремонта. Эти произведения интерпретируют многие из одних и тех же мест в трех городах на протяжении нескольких десятилетий, что демонстрирует множество возможных интерпретаций нашей местности.
Музей и родной сад Калифорнии открыты каждую среду и второе воскресенье каждого месяца с 10:00 до 16:00. Мы также открыты по пятницам с 13:00 до 17:00.
Предлагаемое пожертвование: 2 доллара на посетителя / 5 долларов на семью.
Члены музея и дети до 5 лет всегда БЕСПЛАТНЫ.
Мы находимся по адресу 190 Anza Street в районе Mission San Jose во Фремонте.
Вопросы? Хотите заказать частную экскурсию или посетить музей в нерабочее время? Давай поговорим! Позвоните нам по телефону 510-623-7907 или напишите нам по адресу info@museumoflocalhistory. org. Спасибо!
Посетите Исторический парк Ранчо Игуэра и его прекрасно отреставрированный саманный кирпич!
С этого места открывается захватывающий вид на Фремонт и его окрестности. Упакуйте обед для пикника и наслаждайтесь парком.
Часы работы: с 10:00 до 12:00 во вторую субботу каждого месяца (ТОЛЬКО с апреля по сентябрь), если позволяет погода.
Предлагаемое пожертвование: 2 доллара США на посетителя / 5 долларов США на семью
Члены музея и дети до 5 лет всегда БЕСПЛАТНЫ
Парк расположен по адресу 47300 Rancho Higuera Rd. во Фремонте.
Пожалуйста, припаркуйтесь на уровне улицы и подойдите. Имеется парковка для инвалидов.
Посетите это культурно значимое место, история которого восходит к Фульхенсио Игере, потомку Хосе Игеры, приехавшему в Калифорнию из Испании во время экспедиции де Анса (1775-1776).