Чтение старшая группа – Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему: перспективное планирование по чтению художественной литературе

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме: Перспективное планирование по чтению художественной литературы.

Период

Тема

НОД

 Программное содержание

Источники

Сентябрь

1

День знаний

В. Драгунский

«Заколдованная буква»

Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь  фразеологизмами.

Комплексные занятия

Стр. 46

Хрестоматия

Стр.141

2

Осень

Любимые стихи. рассказы, сказки об осени.  Бианки «Сентябрь»

Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе.

 бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.

Комплексные занятия

     Стр.55

3

Заучивание. Толстой « Осень, обсыпается наш бедный сад»

Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов.

Хрестоматия

Стр.114

4

Чтение сказки И.Телешова «Крупеничка»

Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас.

Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки.

Комплексные  занятия

Стр.110

Книга для чтения

Стр.187

Октябрь

Диагностика  с 1.10 по 12 .10

5

День народного единства

Чтение рассказа Драгунского

«Друг детства»

Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски.

Комплексные занятия

Стр. 82

Хрестоматия

101

6

Заучивание стихотворения

М. Исаковского «Поезжай за моря океаны»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка.

Комплексные занятия   СТР.58

7

Р.Н.С.

«Царевна-лягушка»

рассказывание

Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные вырожения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки.

Комплексные

занятия

Стр.101

Ноябрь

8

А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» (главы)

Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора.

Комплексные

занятия

Стр.118

9

Новый год  

И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) Песни и потешки о природе.

Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию.

Закрепить знание потешек и народных песенок о природе.

Комплексные занятия

Стр.119

10

Р.Н.С.

«Заяц хвастун»

чтение

Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки

Комплексные занятия

Стр. 137

11

Н.Носов

«Живая шляпа»

(чтение)

Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.

Комплексные занятия

Стр.146

Декабрь

12

Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

В.В.Гербова

Стр.61

.

13

С.Маршак

«Тает месяц молодой»

(заучивание)

Вспомнить с детьми произведения С.Маршака.

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

В.В.Гербова

Стр.67

14

П.Бажов

«Серебряное копытце»

        Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце»

В.В.Гербова

Стр.67

15

Новогодний калейдоскоп стихотворений.

Заучивание новогодних стихотворений, выразительное

чтение

Свободный подбор материала.

Январь

16

Зима

С.Георгиев «Я спас Дед Мороза»

чтение

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

В.В.Гербова

Стр.72

17

М.Яснов

«Мирная считалка» (заучивание)

Повторение стихов о зиме.

Помочь запомнить стихотворение. Вспомнить знакомые стихи о зиме. Предложить выразительно прочитать их.

18

А.Фет

«Кот поет, глаза прищурил…»

Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной.

Комплексные занятия

Стр.242

Февраль

19

День защитника Отечества

А.Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение)

Закрепить знание об особенностях произаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать свое отношение к ним.

Комплексные занятия

Стр.228

20

Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода»

Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны.

Книга для чтения

Стр .148

21

В.Драгунский «Друг детства»

чтение

Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

В.В.Гербова

Стр.93

22

Восьмое марта

Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Помочь детям запомнить стихотворение, научить. Читать спокойным голосом

Хрестоматия

Стр.222

Март

23

О.Чусовитина

«Стихи про маму»

Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений.

Комплексные занятия

Стр.268

24

Народная культура и традиции

Б.Жидов

«Как я ловил человечков»

(чтение)

Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своём отношении к героям.

Комплексные занятия

Стр.267

25

Ненецкая сказка «Кукушка»

Учить понимать и оценивать характер персонажей.

Закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

Комплексные занятия

Стр.171

26

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» заучивание отрывка.

Продолжать знакомить с произведениями со стихами отечественных поэтов, помогать читать стихи выразительно.

Книга для чтения

СТР.96

Апрель

27

Весна

1.04-19.04

Чтение стихотворенияГ.Ладонщикова «Весна»

Учить слушать стихи, определять о каком времени года в них говорится.

Комплексные занятия

Стр.281

28

Зучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья»

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе

Комплексные занятия

Стр.275

29

День победы

Чтение стихотворения «Мир»

Развивать интерес к познавательной литературе.

Хрестоматия

Стр.240

30

Чтение А.Барто «На заставе»

Помогать понять мотивы произведения. Побуждать рассказывать о своём отношении к поступкам героев.      

Книга для чтения

31

Чтение произведения Н.Лешкевича «Светофор»

Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения .

Комплексные занятия

Стр.313

Май

32

Чтение отрывка из произведения К.Паустовского «Кот –ворюга»

Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным.

Комплексные занятия

Стр.357

Диагностика 22.05-31.05

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме: Чтение художественной литературы в старшей группе

Тема недели ДОУ

№ n/n

Тема

Структура

Интеграция образовательных областей

Используемая литература

Дата проведения

ПДД

1

И. Лашкевич «Светофор» (чтение)

беседа

Коммуникация,худ.литература,познание

Комплексные занятия  

М.А. Васильевой

 

17.09.13

2

Д.Чиарди «О том,у кого три глаза»

беседа

Коммуникация,худ.литература,познание

М.А.Васильева

24.09.13

Осень

3

А.Твардовский. «Лес осенью»

беседа

Коммуникация,худ.литература,познание

В.В.Гербова стр.25

1.10.13

4

И. Соколов-Микитов. “Листопадничек»

беседа

Коммуникация,худ.литература,познание

В.В.Гербова стр.25

8.10.13

5

З.Александрова «Осенью Мишутка стал учиться»

беседа

Коммуникация,худ.литература,  познание

В.В.Гербова стр.115

22.10.13

6

Украинская сказка «Колосок»

беседа

Коммуникация,худ.литература, познание

В.В.Гербова стр.145

29.10.13

Мой город,моя страна

7

В.Лебедев-Кумач «Песня о Родине»

беседа

Коммуникация,худ.литература,  познание

М.А.Васильева

5.11.13

8

Чтение детям Г.Цыферов. «15 сестер»

беседа

Коммуникация,худ.литература,познание

М.А.Васильева

12.11.13

Народная культура и традиции

9

Ш.Галиев. «Кто играет на курае?»

беседа

Коммуникация,худ.литература, познание

К.В.Закирова стр.211

19.11.13

10

Р.Курбан. «Родной язык»

беседа

Коммуникация,худ.литература,  познание

К.В.Закирова стр.210

26.11.13

Зима

11

И.Суриков «Зима»

беседа

Коммуникация,худ.литература,  познание

В.В.Гербовастр.68

3.12.13

12

И.Бунин «Первый снег»

беседа

Коммуникация,худ.литература,  познание

М.А.Васильева

10.12.13

13

Ф.  Тютчев «Зима недаром злится»

беседа

Коммуникация,худ.литература, познание

М.А.Васильева

17.12.13

Новый год

14

З.Александрова «Дед мороз», Л.Воронкова «Таня выбирает елку»

беседа

Коммуникация,худ.литература, познание

В.В.Гербова стр. 74

24.12.13

Зимой в лесу,поле

15

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

беседа

Коммуникация,худ.литература, познание

В.В.Гербова стр.80

14.01.14

16

Народ сказка «Мороз,солнце и ветер»

беседа

Коммуникация,худ.литература,  познание

В.В.Гербова стр.103

21.01.14

17

“Заяц –хвастун” О.Капица

беседа

Коммуникация,познание

М.А.Васильева

28.01.14

В мире сказки

18

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

беседа

Коммуникация,познание

В.В.Гербова стр.166

4.02.14

19

Народ. сказка «Сестра Аленушка и братец Иванушка»

беседа

Коммуникация,познание

В.В.Гербова стр.138

11.02.14

День защитника отечества

20

А.Митяев «Почему армия родная»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

В.В.Гербова стр.94

18.02.14

21

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

М.А.Васильева

25.02.14

Международный женский день

22

Г.Виеру «Мамин день»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

В.В.Гербова стр.126

4.03.14

Весна

23

А.Плещеев «Уж тает снег» И.Белоусов «Весенняя гостья» (заучивание)

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

Комплексные занятия  

М.А. Васильевой

 

11.03.14

24

В.Бианки “Синичкин календарь»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

В.В.Гербова стр.158

18.03.14

25

А.Пушкин  «За весной, красой природы»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

М.А.Васильева

25.03.14

Космос

26

Б.Заходер «Серая звездочка»,Римма Алдонина «Комета»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

М.А.Васильева

1.04.14

27

В.П.Лепилов «Космическая сказка»,В.Степанов «Юрий Гагарин»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

М.А.Васильева

8.04.14

Профессии

28

К.И. Чуковский «Айболит»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

В.В.Гербова стр.63

15.04.14

29

В.Маяковский «Кем быть?»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

В.В.Гербова стр.88

22.04.14

30

М.Булатова «Как братья отцовский клад нашли»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

М.А.Васильева

29.04.14

День победы

31

Т.Белозеров «Майский праздник День Победы»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

В.В.Гербова стр.159

6.05.14

32

Л.Кассиль «Твои защитники»

беседа

Коммуникация,познание,худ.литература

В.В.Гербова стр.164

13.05.14

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе р. н. с. “Хаврошечка”

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе  р. н. с. “Хаврошечка”

 Цель: Создание  положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей, развитие фантазии, образного мышления, воображения через театрализованную деятельность.

Задачи:

-Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».

-Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситуациях, понимать нравственную сторону поступков окружающих.

-Учить детей эмоционально разряжаясь, сбрасывать зажимы, «отыгрывать» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, тревогу. С помощью участия в сказке уравновешивать психику детей, снимать эмоциональное и телесное напряжение. Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения: развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.

-Развивать воображение, память, внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем.

-Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.

-Развивать координацию движений, умение слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения.

Ход занятия

-Игровая мотивация: дети стоят на ковре, улыбаются друг другу

– Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

– Ребята сегодня у нас будет необычная встреча. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (Игрушкка)

– Что вы можете о  корове рассказать?

Д.(ответы детей).

– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

А чтобы попасть в сказку надо взяться за руки и четко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра  – в сказку нам идти пора.

Ги-ги-ги – нам, коровка, помоги.»

Дети садятся на стулья. Звучит музыка.

Сказка:

Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

 «Чистка кастрюли»

– Ребята, Крошечке-Хаврошечке приходилось еще и чистить кастрюли. Покажите как она одной рукой она держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.

В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.

Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.

«Уборка пола»

– Представьте себе, и изобразите как Хаврошечка «смачивала в ведре тряпку» и с силой «отжимала» ее.

Дети выполняют упражнение.

– Ребята, в какой части рук чувствуется наибольшая усталость, наибольшее напряжение? Давайте отдохнем.

 Пальчиковая гимнастика:

Дай молочка Буренушка

Хоть капельку на донышке

Ждут меня котятки

Малые ребятки

Дай им сливок ложечку

Творогу немножечко

Масло , простоквашки,

Молочка для кашки

Всем дает здоровье

Молоко коровье

Слушаем сказку дальше:

Были у хозяйки три дочери. Старшая – Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

«Печаль Крошечки-Хаврошечки»

– Ребята, тяжело жилось  Хаврошечке?  Какие чувства она испытывала? (печаль, горе, досаду, обиду и т.д.) Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка? (закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.)

– А как можно пожалеть Хаврошечку?  Что можно ей сказать или сделать?

– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.

(Ответы детей)

Слушаем сказку дальше:

Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.

«Танец Луговых цветов»

– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.

Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.

«Заветные слова»

(гимнастика для глаз)

Дети повторяют слова от которых уснула Двухглазка

«Спи глазок, спи другой»

Слушаем сказку дальше:

Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.

«Танец в саду»

– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.

На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

«Изобрази недовольство»

– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки? (зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.)

– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо? (злое, грубое, напряженное, некрасиво). Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.

– А теперь опускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.

Итог занятия:

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

– С какой сказкой вы сегодня познакомились?

– Назовите главных героев сказки

– Кто помогал Хаврошечке?

– Как относится хозяйка к Хаврошечке; а к своим дочерям?

– Почему хозяйка приказала зарезать корову?

– Кто понравился вам из героев сказки и почему?

– Какая была Хаврошечка?

– Как называется человек который любит трудиться?

– Чем закончилась сказка?

– Чему вас научила эта сказка?

 Дети пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и повторим волшебные слова

«Ра-ра-ра  – возвращаться нам пора»

И на память о сегодняшнем путешествии Хаврошечка прислала вам угощения – яблочки со своей волшебной яблони.

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Чтение художественной литературы»

                Конспект НОД в старшей группе

                По образовательной области

            «Чтение художественной литературы»

Воспитатель: Л.А. Косьмина

           Тема. Чтение русской народной сказки

                   «Крылатый, мохнатый да масленый»

Цель. Познакомить с русской народной сказкой, помочь детям понять ее смысл.

Задачи. Учить понимать характеры и поступки героев.

               Закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

               Познакомить с фразеологизмом «душа в душу»

               Обогащать словарь детей.

               Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование. Книга с иллюстрациями, плоскостные фигурки:

                              Воробей, мышь, блин. «Чудесный» мешочек с

                              мелкими игрушками: медведь, лиса, бабка,

                              заяц, курица, лягушка, мышка, волк, петух, кот.

                              Маски: воробей, мышь, блин.

                        Ход занятия.

1. Вводная часть.

Воспитатель (на плечи накинут павлово-посадский платок) подзывает детей

– Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки,

  Сказки старинные, некороткие, недлинные.

  Подходите-ка, друзья, расскажу вам сказку я.

2. Игра «Чудесный мешочек».

– Пришла я к вам, ребятушки, не с пустыми руками, а с чудесным мешочком.

– Ты достань из мешочка игрушку,

  Да скажи, из какой сказки будет зверюшка.

Дети достают из мешочка игрушки-персонажи сказок: медведь, лиса, бабка, заяц, курица, лягушка, мышка, волк, петух, кот и называют, из какой они сказки.

– Молодцы, ребята, много сказок знаете. А какие это сказки? (русские народные). Поставьте игрушки на полку и проходите на стулья.

3. Рассказывание сказки.

– Сегодня я вас познакомлю еще с одной русской народной сказкой. Только имена у героев необычные: Крылатый, Мохнатый, да Масленый. Вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки? (жили-были…) Это называется зачин.

– Ну, так, слушайте.

Во время рассказывания воспитатель выставляет плоскостные фигурки.

4. Беседа по содержанию с показом иллюстраций.

– Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (плохо, бедой может обернуться).

– Как жили друзья вначале? (хорошо, дружно). « Жили они, поживали, друг друга не обижали» (показ картинок)

– Можно про них сказать: «Жили душа в душу»? Когда так говорят?

– Чем друзья занимались? (чтение отрывка)

– Почему друзья рассорились? (каждый решил, что у другого работа полегче, да повеселее)

– Что они порешили? (поменяться работой)

– Что произошло с Блином? (пол бока лиса отъела) (показ картинок)

– А с Мышью что стало? (обварился, ошпарился)

– А каким нашел Блин Воробья? (клюв насторону, слезами заливается)

– Как вы думаете, почему из Блина не получился охотник, а Мышь не сумел приготовить вкусную еду? (взялись за чужую работу, а делать ее не умеют)

– Блин в конце сказки сказал такие слова: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.» Как вы понимаете эти слова? Почему Блин так сказал? Бедой для всех это кивание на других обернулось.

– Чем  закончилась сказка? «Поплакали, погоревали и стали снова жить-поживать по-старому»

– Кто запомнил концовку? (хоровое проговаривание)

5. Драматизация отрывка (использование масок).

– Вспомните, как каждый рассказывал о своей работе? (чтение отрывка)

– Кто хочет исполнить роли Блина, Мыши, Воробья?

1реб. – А я, Блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу – вот щи и жирные!

2реб. – А я, Мышь, дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, – хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча!

3реб. – Да и я, Воробей, не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!

6. Итог.

– Сказка заканчивается грустно: каждый пострадал от своей глупости, но запомнили на всю жизнь, что каждому нужно хорошо делать свое дело, не перекладывая его на чужие плечи.

– Дети, понравилась вам сказка? Я предлагаю вам нарисовать понравившихся героев этой сказки.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Сентябрь

1 неделя

1. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун».

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

3. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

2 неделя

1. Чтение сказки «Ховрошечка» (в обр. АТолстого)

2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок».

3. Заучивание стихотворения А. Плищеева «Осень наступила…»

З неделя

1. Чтение народной ненецкой сказки «Кукушка».

2. Чтение сказки Т. Александровой «Домовенок Кузька» (главы).

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Сентябрь» (из цикла «Круглый год»).

4 неделя

1. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем».

2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

3. Повторение изученных стихотворений.

Октябрь

1 неделя

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

2. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

3. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

2 неделя

1. Чтение рассказа М. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».

2. Чтение сказки И. С. Соколова – Микитова «Листопадничек».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Октябрь».

3 неделя

1. Чтение русской народно сказки «У страха глаза велики».

2. Чтение рассказа В. Дмитриева «Малыш и Жучка».

3. Заучивание голландской песенки «Счастливого пути» (обр. И. Токмаковой).

4 неделя

1. Чтение произведения Л. А. Кассиля «Приятного аппетита».

2. Чтение произведения И. Гириной «Почему нужно кушать».

3. Повторение изученных стихотворений.

Ноябрь

1 неделя

1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

3. Повторение выученных стихотворений об осени.

2 неделя

1. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».

2. Чтение эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Ноябрь».

3 неделя

1. Чтение сказки Б. Заходера «Серая звездочка».

2. Чтение сказки М. Грунштейна «Волшебный суп».

3. Заучивание стихотворения Э. Мошкосвкой «Вежливое слово».

4 неделя

1. Чтение рассказа В. Бианки «Сова».

2. Чтение белорусской народной сказки «Пых».

3. Повторение изученных стихотворений

Декабрь

1 неделя

1. Чтение сказки «Петух да собака».

2. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой…»

2 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «Сестра моя, Ксения».

2. Чтение рассказа А. Митяева «Земляника».

3. Заучивание русской народной песенки «Ты мороз,мороз,мороз…»

3 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».

2. Чтение глав из книги Д. Родари «Приключение Чиполлино».

3. Заучивание стихотворения К. Чуйковского «Елка».

4 неделя

1. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

2. Чтение русской народной сказки «Сивка- Бурка».

3. Повторение изученных стихотворений.

Январь

1 неделя

1. Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

2 неделя

1. Чтение глав из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

2. Чтение сказки Д. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»

3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».

3 неделя

1. Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…»

2. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

3. Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

4 неделя

1. Чтение глав из книги Х. Мякхеля «Господин Ау».(пер с финн. Э. Успенксий)

2. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

3. Повторение изученных стихотворений.

Февраль

1 неделя

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята».

2. Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

3. Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».

2 неделя

1. Чтение сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

3. Заучивание стихотворения А. Майкова «Колыбельная».

3 неделя

1. Чтение рассказа Л. Петрушевской «Кот, который умел петь».

2. Чтение сказки «Три поросенка».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Февраль».

4 неделя

1. Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев».

2. Чтение русской народной сказки «Морозко».

3. Повторение изученных стихотворений.

Март

1 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

2. Чтение рассказа А. Н. Толстого «Еж».

3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

2 неделя

1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка оцаре Салтане».

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса».

3. Заучивание стихотворения С. Капутикяна «Моя бабушка».

3 неделя

1. Чтение рассказа О. Н. Пахомова «История с конфетами».

2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

3. Заучивание русской народной песенки «Ранним-рано по утру».

4 неделя

1. чтение сказки «Василиса Прекрасная».

2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

3. Повторение изученных стихотворений.

Апрель

1 неделя

1. Чтение былины «На заставе боготырской».

2. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

3. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

2 неделя

1. Чтение рассказа Э. Шима «Медведь и собака».

2. Чтение сказки-повести Т. Янсона «Волшебная зима».

3. Заучивание литовской песенки «Гречку мыли…»

3 неделя

1. Чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица».

2. Чтение сказки «Никита Кожемяка»

3. Заучивание английской народной песенки «Не опаздывай».

4 неделя

1. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

2. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

3. Повторение изученных стихотворений.

Май

1 неделя

1. Чтение рассказа Н. Калинина «Разве так играют?»

2. Чтение русской народной сказки «Финист-Ясный Сокол».

3. Повторение программных стихотворений.

2 неделя

1. Чтение сказки «Лиса и кувшин».

2. Чтение рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

3. Заучивание русской народной песенки «Ласточка,ласточка…»

3 неделя

1 .Чтение сказки «Лиса и рак».

2. Чтение былины «Как Илья Муромец богатырем стал».

3. Заучивание стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

4 неделя

1. Чтение русской народной сказки «Каша из топора».

2. Чтение волшебной сказки «Семь Сименов- семь работников»

3. Повторение изученных стихотворений.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *