В стольном городе во Киеве
У славного князя Владимира
Было пированье – почестный пир,
Было столованье – почестный стол
На многи князи, бояра,
И на русские могучие богатыри,
И на гости богатые.
Будет день в половина дня,
Будет пир во полупире;
Владимир-князь распотешился,
По светлой гридне похаживает,
Таковы слова поговаривает:
– Гой еси, князи и бояра
И все русские могучие богатыри!
Есть ли в Киеве таков человек,
Кто б похвалился на триста жеребцов,
На триста жеребцов и на три жеребца похвалёные
Сив жеребец, да кологрив жеребец,
И который полонян Воронко во Большой Орде,-
Полонил Илья Муромец сын Иванович
Как у молода Тугарина Змеевича;
Из Киева бежать до Чернигова
Два девяносто-то мерных верст,
Промеж обедней и заутренею?
Как бы большой за меньшого хоронится,
От меньшого ему тут, князю, ответу нету.
Из того стола княженецкого,
Из той скамьи богатырския
Выступается Иван – гостиный сын;
И скочил на своё место богатырское,
Да кричит он, Иван, зычным голосом:
– Гой еси ты, сударь ласковый Владимир-князь!
Нет у тебя в Киеве охотников
А и быть перед князем невольником!
Я похвалюсь на триста жеребцов
И на три жеребца похвалёные
А сив жеребец, да кологрив жеребец,
Да третей жеребец полонян Воронко,
Да который полонян во Большой Орде,-
Полонил Илья Муромец сын Иванович
Как у молода Тугарина Змеевича,
Ехать дорога не ближняя,
И скакать из Киева до Черигова
Два девяноста-то мерных верст,
Промежу обедни и заутрени,
Ускоки давать кониные,
Что выметывать раздолья широкие,
А бьюсь я, Иван, о велик заклад,
Не о ста рублях, не о тысячу,-
О своей буйной голове.
За князя Владимира держат поруки крепкие
Все тут князи и бояра, тута-де гости корабельщики,
Закладу они за князя кладут на сто тысячей,
А никто-де тут за Ивана поруки не держит.
Пригодился тут владыка черниговский,
А и он-то за Ивана поруку держит,
Те он поруки крепкие,
Крепкие на сто тысячей.
Подписался молоды Иван – гостиный сын,
Он выпил чару зелена вина в полтора ведра,
Походил он на конюшню белодубову,
Ко своему доброму коню,
К Бурочку-косматочку, троелеточку,
Падал ему в правое копытечко.
Плачет Иван, что река течет.
– Гой еси ты, мой добрый конь,
Бурочко-косматочко, троелеточко!
Про то ты ведь не знаешь, не ведаешь –
А пробил я, Иван, буйну голову свою
Со тобою, добрым конем;
Бился с князем о велик заклад,
А не о ста рублях, не о тысяче –
Бился с ним о ста тысячах,
Захвастался на триста жеребцов,
А на три жеребца похваленые:
Сив жеребец, да кологрив жеребец,
И третей жеребец полонян Воронко;
Бегати-скакать на добрых на конях,
Из Киева скакать до Чернигова
Промежу обедни-заутрени,
Ускоки давать кониные,
Что выметывать раздолья широкие.
Провещится ему добрый конь,
Бурочко-косматочко, троелеточко,
Человеческим русским языком:
– Гой еси, хозяин ласковый мой!
Ни о чем ты, Иван, не печалуйся,
Сива жеребца того не боюсь,
Кологрива жеребца того не блюдусь,
В задор войду – у Воронка уйду,
Только меня води по три зори,
Медвяною сытою пои
И сорочинским пшеном корми.
И пройдут те дни срочные,
И пройдут те часы урочные,
Придет от князя грозен посол
По тебя-то, Ивана Гостиного,
Чтобы бегати-скакати на добрыих на конях;
Не седлай ты меня, Иван, добра коня –
Только берись за шелков поводок;
Поведешь по двору княженецкому,
Вздень на себя шубу соболиную,-
Да котора шуба в три тысячи,
Пуговки в пять тысячей,
Поведешь по двору княженецкому,
А стану-де я, Бурка, передом ходить,
Копытами за шубу посапывати
И по черному соболю выхватывати,
На все стороны побрасывати;
Князи, бояра подивуются,
И ты будешь жив – шубу наживешь,
А не будешь жив – будто нашивал.
По-сказанному и по-писаному:
От великого князя посол пришел,
А зовет-то Ивана на княженецкий двор.
Скоро-де Иван наряжается,
И вздевал на себя шубу соболиную,
Которой шубе цена три тысячи,
А пуговки вальящатые в пять тысячей;
И повел он коня за шелков поводок.
Он будет-де, Иван, середи двора княженецкого,
Стал его Бурко передом ходить,
И копытами он за шубу посапывати,
И по черному соболю выхватывати,
Он на все стороны побрасывати;
Князи и бояра дивуются,
Купецкие люди засмотрелися.
Зрявкает Бурко по-туриному,
Он шип пустил по-змеиному,
Триста жеребцов испужалися,
С княженецкого двора разбежалися.
Сив жеребец две ноги изломил,
Кологрив жеребец тот и голову сломил,
Полонян Воронко в Золоту Орду бежит,
Он, хвост подняв, сам всхрапывает.
А князи-то и бояра испужалися,
Все тут люди купецкие,
Окарачь они по двору наползалися;
А Владимир-князь со княгинею печален стал,
По подполью наползалися,
Кричит сам в окошечко косящатое:
– Гой еси ты, Иван – гостиный сын!
Уведи ты уродья со двора долой;
Просты поруки крепкие,
Записи все изодранные!
Втапоры владыка черниговский
У великого князя на почестном пиру
Велел захватить три корабля на быстром Непру,
Велел похватить корабли
С теми товары заморскими,
– А князя-де и бояра никуда от нас не уйдут.
Собрание былин о русских богатырях. Полный список.
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
Алеша Попович едет в Киев
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Добрыня Никитич и Алеша Попович
Добрыня и змей
Добрыня и Василий Казимирович
Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
Женитьба Добрыни
Поединок Добрыни с Дунаем
Добрыня и Маринка
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Исцеление Ильи Муромца
Илья Муромец и Cвятогор
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Илья Муромец и голи кабацкие
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Бой Ильи Муромца с сыном
Три поездки Ильи Муромца
Богатыри на Соколе-корабле
Садко
Вавила и скоморохи
Иван — гостиный сын
Вольга и Микула Селянинович
Ставр Годинович
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.
————————————————————————————-
[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.
Все мы знаем картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», на которой изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Смотревшие мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», возможно, помнят такого персонажа, как богатырь Святогор. В нашем традиционном представлении русские богатыри – это могучие борцы со злом и его олицетворением, защитники земли русской. Но все ли действительно так?
Старшие богатыри
В фольклоре все, конечно, совсем иначе, нежели то, что мы помним и знаем. Народная память передает нам информацию, но информация эта зашифрована, и мы уже не способны ее дешифровать. Мы пытаемся зачастую искать мотивы, согласно которым действуют те или иные фольклорные персонажи, а они порой оказываются вовсе не персонажами, а персонифицированными функциями и явлениями. При этом былина – фольклорный жанр, который претендует на достоверность, то есть сказители и аудитория воспринимали былины как реальное отражение истории – благодаря вкраплению в сюжет реальных имен, топонимов и чего-то общеизвестного.
Например, кто такой Святогор? Он ведь напрямую связан с Ильей Муромцем. Святогор относится к так называемым старшим богатырям. Не более старым в плане возраста и не высшим по старшинству, как генерал по отношению к полковнику. Старший он потому, что относится к первым этапам становления эпоса на Руси, где часто присутствуют мифологические мотивы. Ему не присущи качественные характеристики или функции, относящиеся к младшим. То есть он не защищает Русь, не борется со злом, он – лишь воплощение древней могучей дохристианской силы, которая обречена на гибель. Так, в былинах Святогор предстает великаном-богатырем, тяжесть которого не может вынести мать сыра земля, поэтому он вынужден жить не в Святой Руси, а в Святых горах (отсюда его имя). О его отце известно только то, что он «темный», то есть слепой, а это признак потустороннего существа или даже смерти, потому что смерть слепа. Тут стоит вспомнить древнюю игру в жмурки. «Жмурик» – это мертвец, тот, кому завязали глаза; кто ему попался – тоже умирает. О Святогоре есть несколько былин, почти во всех он погибает. В одной былине он бахвалится своей силой и говорит, что если бы на небе и земле было по кольцу, то, взявшись за них, он смог бы перевернуть все вверх тормашками. Об этом узнает пахарь-богатырь Микула Селянинович, подбрасывает Святогору сумку со «всей тягостью земной», великан-богатырь пытается ее поднять, но по колено увязает в земле и гибнет.
И. Билибин. Илья Муромец и Святогор. 1900-е гг
В другой былине Илья Муромец набредает в чистом поле на огромную постель, в метрической системе приблизительно размером 200 на 60 метров. И засыпает в ней на три дня. От сильного шума он просыпается (или его будит конь) и прячется на верхушке дуба рядом с постелью. Появляется Святогор, который несет с собой красавицу-жену в хрустальном ларце (женитьба Святогора описана в отдельной былине). Когда великан засыпает, его жена соблазняет Илью Муромца и сажает в карман одежды своего мужа. Вскоре Святогор отправляется в путь, но по жалобам коня, которому тяжело везти двоих богатырей, Святогор находит Илью, узнает о случившемся, убивает жену, и два богатыря становятся побратимами, то есть Илья обязан сопровождать великана за свой поступок. В Святых горах они встречают гроб, который мастерят либо (в зависимости от версии) два ангела, либо двое нищих, либо на нем написано «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Сначала ложится в гроб Илья, но не помещается, следом ложится Святогор, крышка гроба захлопывается, и открыть ее не получается. Великан, поняв, что пришла его погибель, предлагает Илье слизать его пот, проступающий через стенки гроба, но Илья отказывается, догадавшись, что его хотят обмануть, передать ему невыносимую силу. Святогор хвалит Илью за смекалку и умирает. Есть версия, где Илья все же получил небольшую часть силы великана. Как видно, наши представления о богатырях весьма отличаются от былинных сюжетов.
Упомянутый выше Микула Селянинович тоже необычный богатырь. Он скорее принадлежит к старшим, но все-таки занимает промежуточное положение. Это такой богатырь-пахарь, в одной из былин о котором подчеркивается, что обычный богатырь не может поднять огромную сошку, которой Микула пашет землю.
Н.К. Рерих. Микула Селянинович
Еще среди старших можно выделить Волха (созвучно «волхву» – чародею) Всеславьевича. В былинах о нем, так же как о Святогоре, встречаются мифологические мотивы. Например, Волх обладает оборотническими способностями, а рожден был от связи его матери, Марфы Всеславьевны, со змеем. Все живое с ужасом содрогнулось в момент его рождения, а сам он рос не по дням, а по часам (характеристика, присущая рожденному потустороннему).
Младшие богатыри
Младшие богатыри отличаются от старших тем, какую функцию они должны выполнять. А именно: показать молодецкую удаль (не всегда это высокоморальные поступки), защитить землю русскую от зла, от «неверных». Причем последние – это враждебные народы и представители чужих религий, верований.
Богатырские сюжеты в русском фольклоре весьма многообразны, но далеко не все они отличаются огромной физической силой и идеальны в нравственном плане. Достаточно вспомнить былину о Добрыне Никитиче и киевской ведьме Маринке Кайдаловне. Добрыня случайно – как сейчас бы сказали, «по мелкому хулиганству» – убивает любовника ведьмы, та заставляет его на себе жениться, а он, как муж, наказывает ее за связь со змеем, которого он убил: отрезает ей руки, ноги и губы.
Или Илья Муромец. В былинах он самый сильный и мудрый богатырь, разрешающий конфликты между другими богатырями. Однако очень сложно сказать, реальный ли это был человек. Судя по всему, в XIV–XV веках на Руси складывается культ некоего святого Ильи, вокруг его жития появляются былинные сюжеты, в итоге формируется привычный нам образ Ильи Муромца, который отождествляется с личностью святого Ильи, чьи мощи лежат в пещерах Киево-Печерской лавры, а мы в результате верим, что богатырь Илья Муромец реально существовал.
Итак, с одной стороны, богатыри как бы материализуются в нашем сознании в качестве неких исторических персонажей, вокруг которых со временем сложились различные сюжеты. С другой, былины о богатырях не всегда были нацелены на формирование нравственных идеалов, они отражали мировосприятие общества того времени и показывали взаимоотношения между миром людей и миром потусторонним…
Всё о богатырях, былинах и русском эпосе — в самом кратком изложении
Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Святогор» © Topfoto/Fotodom Былины не крестьянский, а городской жанрНесмотря на то что большинство русских былин записаны в деревнях Русского Севера, исследователи убеждены, что создавались былины в городах. Доказательств тому множество: не существует «северных» (печорских, беломорских и прочих) богатырей, вся география былин привязана к Киеву и Новгороду. Действие часто разворачивается в городском пространстве, где есть улочки и переулочки, мостовые, княжеские терема и так далее. Наконец, вся их тематика связана с жизнью городской аристократии, в среде которой, видимо, былины и создавались. Подробности — в материале «Былины — не крестьянский жанр».
Павел Рыбников, выпускник Московского университета, которого сослали в Петрозаводск за то, что он подозрительно часто ездил к старообрядцам (на самом деле он изучал их культуру), первым в середине XIX века записал в северных деревнях живой русский эпос, который считали давно умершим и утерянным. Подробнее история открытия былин описана в материале «Как открыли былины».
Неуправляемые, мнительные, лживые, мстительные, сильно пьющие. Образ положительного героя по сказаниям о похождениях богатырей выстроить непросто, равно как и отличить по поступкам былинного героя от злодея. Впрочем, богатыри встречались очень разные. Об этом рассказывают сразу три материала: путеводитель «Кто есть кто в былинном мире», а также тесты «Кто отрубил руки невесте?» и «Какой вы богатырь?».
Образ реального князя Владимира Святославича в былинах довольно жалкий: он жаден, завистлив, коварен, унижается перед богатырями, бездельничает и все время пьет. О его характере — в материале «Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик».
По крайней мере если читать их без примечаний и толкований. Что такое баса? Жуковинье? Играшка? Пабедье? И даже знакомые вроде бы слова несут совсем другой смысл: «ягодица» — это щека, «кошка» — песчаная отмель, «дрова» — подарки, а «мост» — деревянный пол в избе. Эти и другие определения можно найти в словаре «Былинные слова и выражения».
Оно было введено исследователями в 1840-х годах. По всей видимости, термин — результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь — это то, что на самом деле было). Сказители говорили «старины» или «старинки». Другие термины — в кратком «Словаре терминов русского фольклора».
Некоторые исследователи полагают, что когда-то существовал общий, индоевропейский праэпос — то есть у «Илиады», «Одиссеи», «Махабхараты», «Рамаяны», «Беовульфа» и наших былин один и тот же источник. Впрочем, с этим согласны не все ученые. Аргументы сторон — в материале «Общий предок Одиссея и Ильи Муромца».
Молодой империи нужна была своя античность — истории про легендарных правителей, свой пантеон богов, — и русские писатели активно принялись ее искать, многое придумывая по ходу дела. Некоторые из божеств возникли из непонимания или ошибок переводчиков. Все это описывается в материале «Кто и зачем придумывал древних славянских богов?».
Велик соблазн вычитывать из былин подробности Крещения Руси и жизни реально существовавшего Владимира Красное Солнышко. Многие отечественные ученые занимались тем, что искали соответствия — существует целая историческая школа. На самом деле эпос живет по другим законам, а похожие сюжеты встречаются в мифах и сказаниях совершенно иных народов. Подробности лектор Никита Петров рассказывает в эпизодах «Что такое былина?» и «Добрыня Никитич и Крещение Руси», а фольклорист Наталья Петрова — в материале «Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции».
Разумеется, всегда должен быть кто-то, кто придумает первую былину, песню или частушку. Но прежде чем чья-то выдумка войдет в эпический канон, должна сработать так называемая предварительная цензура коллектива. Об этом можно прочитать в материале «Кто автор фольклора?».
Русские сказители были способны исполнять по памяти длиннейшие былины, импровизируя на ходу. Плохого сказителя могли и побить. Научиться этому сложно, но можно — об этом инструкция «Как стать сказителем».
Богатырям редко удается счастливо жениться, а любовные истории в былинах почти всегда трагические и кровавые: неверным женам отрубают руки, ноги и губы или разрывают их, привязав к коням, детей вырезают из чрева. Почему это так — вопрос открытый. Возможно, это связано с отношением к женщинам в церковной культуре Руси. Этому сюжету посвящен эпизод «Три науки молодецкие».
Рецепты из былин и этнографических экспедиций — в материале «Как присушить парня».
Илья Муромец — типичный былинный герой, в реальное существование которого сейчас очень многие верят. Особенно после канонизации Православной церковью некоего Илии Печерского, житие которого полностью построено на биографии Ильи Муромца. Об этом можно узнать, посмотрев эпизод «Как Илья Муромец стал святым».
Илья Репин съездил в 1874 году в Париж на первую крупную выставку импрессионистов, возмутился (техника неплоха, но смысла никакого) и написал своего «Садко». Вслед за ним за дело взялись Поленов, Васнецов, Врубель, Рябушкин — и пошло-поехало. Подробнее — в материале «Герои былин в русской живописи».
Вдохновлена она ерихонкой — средневековым шлемом, частью доспехов русских воинов: подробнее об этом — «Былинные головные уборы в Красной армии».
В начале XX века сказители были еще довольно популярны и собирали полные залы. Советская власть попыталась воспользоваться их популярностью: по ее заказу деревенские сказители начали сочинять так называемые новины — про Ленина, Сталина и прочих политических деятелей. Новины не прижились, но остались в истории пропаганды. Об этом рассказано в видеоэпизоде «Песни о Сталине и другие новины».
В конце XIX века в Москве и Петербурге возникла мода на народную поэзию. Деревенским сказителям стали устраивать турне по городам, их записывали на пластинки и возили на частные мероприятия. Многим это изменило всю жизнь. Подробнее — в материале «Сказители-звезды».
В готовой исследовательской работе по литературе “Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах” учениками 6 класса была поставлена и реализована цель, найти сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов.
В индивидуальном детском проекте “Образы богатырей в былинах и современных мультипликационных фильмах” автор приводит исследование и анализирует внешность и характер таких любимых русских богатырей, как Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Также в проекте рассматривается понятие былина, изучается жанровая специфика былин.
Введение
1. Жанровая специфика былин.
2. Мультипликационные фильмы с богатырями.
3. Образы богатырей.
3.1 Алеша Попович.
3.2 Добрыня Никитич.
3.3 Илья Муромец.
Заключение
Былины про богатырей в Древней Руси также пользовались большой популярностью и относились к жанру устного народного творчества, их передавали из уст в уста.
Поэтому целью нашего исследования: стало выявить сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов
Предметом исследования: являются образы богатырей
Задачи нашего исследования:
Актуальность исследования: популярность серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» анимационной студии «Мельница» («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря. Ход конем», «Три богатыря и морской царь», «Три богатыря и принцесса Египта», «Три богатыря и наследница престола».
Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы при изучении былин.
Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.
Мультфильм – модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. Мы живем в веке новых технологий, соответственно, мультфильмы стали совсем другие. Какие же они – современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они нас учат?
Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Почему родители одни мультики разрешают смотреть, и сами смотрят с удовольствием, а другие нет, даже если в них такие яркие, красочные и веселые герои. Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед телевизором.
Что же привлекает педагогов и родителей в советском мультфильме? Мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям.
Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.
В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.
Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой.
Алеша Попович персонаж мультфильма «Три богатыря» и былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Алеша Попович и сестра Здродовичей», «Добрыня на свадьбе своей жены», «Добрыня и змей».
В былинах Алешу Поповича отличает не сила, а смекалка и даже хитрость. В мультфильме богатырь показан нам прямолинейным и лихим, решающим все вопросы кулаками. Его «фирменная» фраза упоминаемая в каждом мультфильме о приключениях трех богатырей: «Отведай-ка силушки богатырской!» Вероятно, режиссерам именно в таком образе этот персонаж представился более комичным.
У Алеши Поповича есть жена.Она является персонажем как былины, так и мультфильма.
В былине она Аленушка. Их имена схожи,таким образом формируется «одноименная» пара. А в мультфильме она Любава. Наверное, имя Любава было выбрано как более «былинное» и менее «заезженное».
Конь богатырский – это и вовсе новое изобретение! В былинах это просто добротное средство передвижения, а в мультфильме, на мой взгляд, это центральный персонаж: говорящий, всё время «умничающий» конь.
Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт да и в придачу играет на гуслях. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое – воеводе.
Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями и поэтому он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире, жена которого — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.
Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет свои качества. Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее, но часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.
Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силён, справедлив, на ножку повёрток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, да и в придачу на гуслях играет.
Образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью и умел разговаривать «на 12 языках и знал разговор птичий».
По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них.
Одни из них:
По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае.
Текст былины | Мультфильм |
Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами | Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарами |
Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово | Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану |
Похищение племянницы для князя – полная неожиданность | Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву |
Добрыня спасает Забаву один | Вместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей |
Змей – заклятый враг богатыря | В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне |
Заканчивается спасением Забавы | Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы |
Для русского народа, Добрыня Никитич – образец мужества и храбрости. Его подвиги – пример любви к своей земле и соотечественникам.
Илья Муромец – это русский народный богатырь, известный нам тем, что он родился в старинном городе Муроме и тридцать лет просидел на печи. Из былин нам также известно, что после того, как его дом посетили странники, он обрел богатырскую силу…
В былинах мы видим Илью Муромца смелым, отважным… Он проявляет не только смелость и отвагу, а также смекалку и воинскую хитрость.
В серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» Илья Муромец является самым мудрым из трех богатырей, руководит другими богатырями.
У Ильи есть верный конь Бурушка, которого он горячо любит и готов сражаться с каждым, кто посмеет обидеть коня.
История Бурушки из былин, которая была взята и в сюжетную линию мультфильма:
«Пошел Илья в раздольице чисто поле, Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, Бурого жеребчика косматенького. Покупал Илья того жеребчика, Что запросил мужик, то и дал; Становил жеребчика в сруб на три месяца, Кормил его пшеном белояровым, Поил свежей ключевой водой. И прошло поры-времени три месяца. Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, В три росы его выкатывал; Подводил ко тыну ко высокому, И стал бурушко через тын перескакивать И в ту сторону и в другую сторону. Тут Илья Муромец
Седлал добра коня, зауздывал…»
Дома Илью ждет верная жена Настасья.
Илья Муромец имеет схожую внешность как в былинах, так и в мультфильмах.
На мой взгляд, внешность богатыря очень схожа с картиной «Три богатыря».
В ходе данного исследования удалось выявить отличительные черты и сходства богатырей в былинах и мультипликационных фильмах. Образы богатырей заимствованы из былинных сюжетов и в мультипликации адаптированы для современного зрителя. Мы можем наблюдать трансформацию былинных образов, начиная с первого мультфильма из цикла про «Трех богатырей».
Все богатыри обладают незаурядным чувством юмора и с помощью силы, ловкости и смекалки преодолевают все трудности, встречающиеся на их пути. У них нет главного богатыря, каждый из них уникален по-своему, и в одной из серий они это признают.
Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.
Для написания данной работы использованы ресурсы Сети Интернет.
Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.
Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.
Подробнее >>
Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.
Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.
Подробнее >>
Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.
Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.
Подробнее >>
Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.
Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.
Подробнее >>
Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.
Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.
Подробнее >>
Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.
Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.
Подробнее >>
Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.
Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.
Подробнее >>
Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.
Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.
Подробнее >>
Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.
Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.
Подробнее >>
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Подробнее >>
Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».
Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.
Подробнее >>
Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.
В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.
Подробнее >>
Памятник персонажу былин богатырю Илье Муромцу в Киеве (Фото: РИА Новости)
Персонажей древнерусских былин нельзя вписывать в современные реалии, сообщил РБК профессор кафедры истории России до XIX века исторического факультета МГУ им. Ломоносова, доктор исторических наук Антон Горский.
Так эксперт прокомментировал сообщение, которое 6 апреля появилось на сайте украинского канала «Украина 24». СМИ утверждало, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович были украинскими фольклорными персонажами. Россия же, в свою очередь, «украла украинские предания», говорится на сайте канала.
Горский поясняет, что «когда речь идет о фольклорных персонажах, довольно нелепо пытаться их «приурочивать» к современным реалиям. Есть прототипы у былинных персонажей, есть разные мнения по этому поводу».
По его словам, во времена, описываемые в былинах, не было ни Украины, ни России. При этом все персонажи были из разных городов, расположенных на территории современных двух стран. Горский добавил, принадлежность к одной из национальностей — деление более позднего времени.
Историк сообщил о пожаловавшемся на него в полицию сыне сотрудника НКВДЕсли концепция героя, который использует сверхъестественные способности для преодоления экстремальных трудностей и выполнения квеста, звучит очень знакомо (когда-нибудь слышали о Люке Скайуокере?), То это потому, что эпических героев -х стали популярными. в культурах по всему миру на протяжении тысячелетий. Эпос о Гильгамеше , в котором главную роль играет эпический герой Гильгамеш, был написан в древнем Вавилоне около 1800 г. до н. Э. и считается старейшим из сохранившихся произведений эпической литературы.
Слово эпос пришло на английский язык через латынь от греческого корня эпос , что означает «речь, слово, стихотворение или песня». Ранние истории с участием эпических героев выросли из мифов и легенд, которые были переданы устной традицией (передача историй из поколения в поколение из уст в уста). Поскольку такие истории стали важными для культуры, поэты начали записывать свои собственные версии. Ученые часто интерпретируют эпических героев как олицетворение коллективных верований и ценностей культуры поэта.
Специфические характеристики эпических героев сильно различаются от рассказа к рассказу. В Рамаяне , санскритском эпосе Индии примерно 300 г. до н.э., эпический герой Рама является воплощением индуистского бога Вишну, который изгнан и должен объединиться с королем обезьян в битве, чтобы спасти свою жену и вернуть себе королевство. . В англо-саксонском эпосе Беовульф примерно 700 года нашей эры главный герой Беовульф вступает в бой с гротескным монстром Гренделем, матерью Гренделя и драконом (звучит утомительно!).
Несмотря на различия в сюжете, у эпических героев почти всегда есть несколько общих черт. Эпический герой обычно благородного происхождения или становится благородным по ходу истории. Он (исторически эпических героев почти всегда были людьми) либо бог, либо полубог, либо обладает богоподобными силами или способностями. Во время квеста герой покидает дом, чтобы пройти множество испытаний мудрости и силы против сверхъестественных существ и сил, и неизбежно достигает точки, в которой все кажется потерянным.Но не бойтесь – герой находит выход. Больше всего на свете эпических героев известны своим, ну, героизмом – храбрыми подвигами и подвигами силы, которые позволяют им выжить и вернуть себе законное место, часто как король.
Именно эта формула подарила нам столько запоминающихся персонажей из многих культур. В самом деле, трудно представить себе любого популярного литературного героя, в котором не было бы хотя бы некоторых из этих элементов.
Хотя популярность эпической поэмы снизилась в последние века, традиция эпического героя продолжилась и в наше время с литературными и кинематографическими эквивалентами, такими как Люк Скайуокер в саге Звездных войн , Фродо и Арагорн из Дж.Р.Р. Толкин из серии Властелин колец и Китнисс Эвердин из серии Голодные игры Сюзанны Коллинз.
Эпос – это повествовательная поэма, которая фокусируется на великих темах, таких как судьба, и включает героических персонажей и божественных существ. В основе эпоса – эпический герой, почти всегда мужчина. Эпический герой имеет высокий статус, как король, и обычно связан с божественным, хотя сам не является богом.Несмотря на использование слова «герой», эпический герой не обязательно должен быть хорошим – он может быть злым. Эпические герои чаще всего появляются в эпических стихах, хотя могут появляться и в литературе.
В «Илиаде» Гомера Ахиллес – сын нимфы Фетиды и царя Пелея. В соответствии с характеристиками эпического героя, его история связана с мифологией, он обладает исключительной храбростью и силой, но не обладает божественными способностями, и он борется за великое дело от имени греков.Одиссей появляется в другом эпосе Гомера, «Одиссее», и он участвует в путешествии эпического героя. Во время своего 10-летнего путешествия домой он сталкивается со многими препятствиями, которые проверяют его храбрость, навыки и честь. Хотя он много раз оказывается на грани поражения – что характерно для эпического героя, – в конечном итоге он побеждает.
Гильгамеш и Энкиду – два эпических героя из «Эпоса о Гильгамеше». Гильгамеш – сын царя Лугалбанды и богини Нинсун, что дало ему как высокий статус, так и связь с божественным.Он обладает превосходящей силой и интеллектом, но не обладает божественными способностями. Преодолев множество препятствий в своем поиске, он в конечном итоге строит городскую стену, чтобы защищать и защищать свой народ. Энкиду – друг Гильгамеша, формально человек, но имеющий связь с божественным: он был создан богами. Как и другие эпические герои, Энкиду должен отправиться в божественный мир, подземный мир, чтобы выполнить квест.
Король Артур – эпический герой британской литературы, связанный с мифологией, историей и легендами.Он король и воин с превосходными навыками и интеллектом. Он борется за благородное дело, защиту и счастье своих подданных, и он должен взаимодействовать со сверхъестественным, чтобы завершить свой квест, включая вытаскивание меча из камня. Сатана в «Потерянном рае» Милтона показывает, что эпический герой не всегда благороден. Сатана связан с божественным как падший ангел, но не божественен. Как эпический герой, сатана борется за более великую цель: увести человека от Бога.
Эпические герои также могут появляться в книгах и фильмах.Дарт Вейдер из «Звездных войн» – эпический герой, потому что он мужчина, но имеет высокий статус, как правителя, так и «того, кто призван привести Силу в равновесие». У него превосходные навыки, в том числе его мастерство над Силой, силой, которую могут использовать некоторые мужчины. В «Властелине колец» Арагорн – эпический герой, король, чья родословная затронута божественным. Его квест – помочь Фродо доставить кольцо на гору. Doom, где он может его уничтожить.
Ссылки
Биография писателя
Мария Магер работает профессиональным писателем с 2001 года.Она работала преподавателем английского языка как иностранного, преподавателем композиции на первом курсе и репортером по образованию, писала для региональных газет и интернет-изданий. Она писала о воспитании детей для Pampers и других сайтов. Имеет степень магистра английского языка и писательского мастерства.
commons.wikimedia.org
Два древнегреческих поэта Гесиод и Гомер создали первый справочник по древнегреческой религии и обычаям .В этом руководстве было сказано, что было пять эпох человечества и что эпоха героев была четвертой из этих эпох. В эту эпоху Зевс , известный как царь греческих богов , создал особенных людей, могущественных и благородных. Хотя они простые смертные, их способности и характеристики были богоподобными. Эти люди известны как эпические герои.
Слова «эпический герой» напоминают смертных людей, побеждающих ужасающих монстров, полубога со сверхсильными способностями или даже человека благородного происхождения, мудрого не по годам.Но что уж говорить об основных чертах эпических героев?
Есть семь основных черт эпических героев; они благородного происхождения или высокого статуса. Они обладают сверхчеловеческими способностями, являются обширным путешественником, непревзойденным воином, культурной легендой, демонстрируют смирение и, наконец, , сражаются со сверхчеловеческими противниками .
7 черт эпического герояЭти 7 основных характеристик могут описывать эпических героев. Это:
Большинство известных нам эпических героев родились в знатной семье.Обычно они подпадают под категорию королей, принцев, дворян или другую должность высокого ранга. Простолюдины обычно не встречаются по роду .
Моисейские эпические герои способны совершить подвиг невероятной силы и отваги . Это означает, что у них есть потенциал для экстраординарных поступков, которые считаются невозможными для большинства людей . Эти действия выходят за рамки того, что обычный обыватель мог бы сделать в своей жизни. Однако это не означает, что они обязательно должны быть «супергероями »; не все эпические герои – хорошие герои.
Эпические герои известны тем, что путешествуют в экзотические места, либо по выбору, либо случайно, , и обычно делают это для борьбы со злом.
Эпические герои обычно зарекомендовали себя как способные бойцы на войне. Они также обычно имеют репутацию воинов еще до начала истории.
Герой обычно сначала признается в его собственной стране как герой, что приводит к тому, что он становится известным в других странах. Скоро они достигнут статуса легенды , где их чествуют во многих странах.
Несмотря на то, что они признаны героями за свои великие дела, , им никогда не следует хвастаться этим или даже быть готовыми принять аплодисменты . Например, разум Эдипа в ответе на загадку Сфинкса принес ему трон Фив, но он не хвастался этим перед народом Фив.
Большинство эпических героев получают помощь от бога или богини, когда они выполняют квест или сражаются с какими-то сверхчеловеческими силами. Это та часть, которая делает их боевик эпическим, потому что они участвуют в битве, в которой простые смертные не могут сражаться.
Примеры: Беовульф против Гренделя и Одиссей против Циклопа. Интересен тот факт, что для каждого из героев врага уникальны . Неслыханно, чтобы один герой сражался с тем же врагом, с которым уже сражался другой герой.
Героический векcommons.wikimedia.org
Согласно древней генеалогии, героический век охватывал примерно 6 поколений . Это было время легендарных греческих фигур, таких как Персей , Ахилл, Геракл, Ясон и Одиссей .Все эти великие легендарные личности жили на протяжении 4-го века. Хотя наполнен великими рассказами о захватывающих приключениях и великих испытаниях, он был также временем печали, смятения и кровопролития, год, и большинство этих эпических героев погибли в битвах.
Следует еще раз отметить, что, согласно Гомеру, эпические герои были известны как «богоподобные». Другими словами, они так или иначе исключительные существа.
Однако «богоподобных» героя, как бы они ни были, на самом деле не божественны.Они люди. Они могут быть мужчинами или женщинами, иногда одаренными сверхчеловеческими способностями , а в некоторых случаях – потомками самих богов.
Из-за этих обстоятельств простой смертный мог бы рассматривать героев как имеющих больше общего с богами, чем человечество, но это не так. В то время как боги живут вечно, герои, как и другие люди , обречены на смерть.
Смертность – важная тема в рассказах древнегреческих героев.Это вопрос для всех героев этих эпических сказок. Эпические герои обычно сталкиваются с ужасными обстоятельствами в своей жизни и сталкиваются с множеством трагедий. Несмотря на свои, казалось бы, сверхчеловеческие способности, они в конечном итоге не могут избежать своей неизбежной гибели.
Например, возьмем одного из самых известных героев всех времен, Геракла (известного римлянам как Геркулес). Геракл известен как сын Зевса. Он был результатом союза Зевса и смертной женщины .
Общеизвестно, что у Зевса есть жена – богиня по имени Гера. Из-за романа мужа она стала ревновать и, используя свои силы бога, она отложила рождение Геракла, а вместо позволила Эврисфею, другому ребенку, родиться первым, а затем стать королем.
Гера вместе с Эврисфеем, который теперь был царем, планирует сговориться на протяжении всей жизни Геракла, намереваясь вмешиваться в его дела, и пытается сделать его жизнь как можно труднее .Это наказание по указу Геры.
Мы также знаем, что Геракл претерпел знаменитые 12 подвигов Эврисфея, в которых в году ему пришлось сразиться с худшими монстрами мира, такими как Немейский лев и змея-гидра .
И до некоторой степени это наказание несколько успешно. Хотя Геракл был рожден с невероятными качествами силы и храбрости , он умер ужасной смертью. Он был отравлен, прежде чем сгореть заживо на погребальном костре.
Другой эпический герой, Ахиллес из знаменитой Илиады, также пережил трагедии во время Троянской войны.В отличие от Геракла, который родился с чудодейственной силой и отвагой, Ахиллес столкнулся со своими собственными демонами в форме своей гордости и гнева , которые перевесили все остальное.
Вдобавок к этому боги предоставили ему выбор: либо он мог испытать вечную славу ценой юной смерти, либо никакой славы, но ценой вечной жизни. Когда его друг Патрокл был убит Гектором, троянским соперником Ахилла , он впал в ярость, прежде чем покончить с собой на берегу Трои .
Итак, герои – это те, кто обладает богоподобными качествами, благодаря которым они стали легендой. Хотя они столкнулись со смертью после достижения славы , их слава перешла к тому, что греки называли клеосом, в котором они достигли бессмертия.
Великие темы, такие как судьба, всегда находятся в центре внимания в повествовательной эпической поэме, и она обычно включает героических персонажей и божественных существ. Хотя некоторые женщины являются эпическими героями, почти всегда в основе эпических героев лежат мужчины.
Происхождение эпосаВ общем, эпос – это мифологизированная история. Так же, как и черты эпического героя, эпическое происхождение состоит из четырех элементов . Первый элемент состоит в том, что это коллекция уже существующих историй и персонажей . Во-вторых, эпическое происхождение часто имеет устное происхождение . Вот почему у некоторых эпических героев есть разные версии или дополнения к своим рассказам.
commons.wikimedia.org
В-третьих, эпическое происхождение свободно или, по крайней мере, основано на исторических или квазиисторических персонажах или событиях .Наконец, эпическое происхождение обычно находится в далеком мифологическом времени , традиционно в прошлом (например, время, когда считалось, что мифологические звери, такие как сфинкс и пегас, сосуществуют с людьми).
Нравственность в эпосахЭпические истории всегда демонстрируют моральные идеи и табу, связанные с поведением их героев. Это означает, что поведение эпического героя и уроки, которые он извлекает из жизни, обычно дают нам представление об идеалах культуры. Монстры и антагонисты обычно показаны ниже героев ; эти персонажи всегда представляют тех, кто нарушает или бросает вызов моральным табу или идеалам культуры.
Кроме того, многие события, которые происходят в жизни героев, обычно связаны с влиянием или вмешательством бога или богини . Почти всегда в эпических рассказах героические поступки и триумф героя предопределены Богом. Следовательно, мифологизированная история имеет моральное значение, потому что герой божественно направлен к своей судьбе , даже если это означает, что им пришлось столкнуться с ужасной смертью.
Наконец, многие эпосы также вращаются вокруг пути героев к самопознанию . Это может включать эмоциональное, психологическое и / или духовное развитие героя. На пути своего пути герой часто понимает, что героический поступок – это на самом деле не просто физическое путешествие. Что еще более важно, он – духовное и психологическое путешествие, ведущее к собственному личному развитию.
Протагонистов бывает множество.Некоторые из них понятны и легко идентифицируются. Другие постоянно борются, и им легко посочувствовать. Типичным главным героем является «Эпический герой», персонаж с впечатляющими качествами, совершающий внушающие благоговение поступки. Этот урок помогает учащимся определить и понять эпического героя в литературе.
Что такое эпический герой и как мне узнать, кто он? Обучите студентов литературным приемам и попросите их глубоко подумать о своих качествах и о том, как они влияют на работу в целом.
Греки первыми определили главного героя, известного как эпический герой. Эти герои трагедии должны вызывать у зрителей чувство героизма благодаря легендарным, впечатляющим знаниям. Эпический герой должен быть человеком, чье состояние обусловлено его собственными качествами, которыми восхищаются. Многие из известных греческих эпических поэм, такие как «Одиссея » и «Илиада» , содержат этих невероятных героев и их деяния. Король Артур, Беовульф, Зигфрид, Гильгамеш и Рама – все это примеры эпических героев.
Чтобы узнать больше о других типах героев, прочтите нашу статью «Типы героев».
Хотя этот урок можно использовать для нескольких классов, ниже приведены примеры Общих основных государственных стандартов для 9–10 классов. Пожалуйста, ознакомьтесь с вашими стандартами Common Core State, чтобы узнать о правильных нитях соответствующего сорта.
Учащиеся смогут определять эпических героев, перечислять эпических героев из произведений литературы, кино или телевидения и убирать эффекты эпического героя в сюжете.
Что студенты должны знать и уметь делать перед началом этого урока: Учащиеся должны уметь перечислять героев и злодеев из популярных литературных произведений, фильмов и телевидения.
Некоторые студенты будут иметь предварительные знания и могут знать определение эпического героя. Они также могут иметь неправильные представления об эпических героях и даже путать их с обычными героями.Это можно будет уточнить после активатора на этапе проверки учителем.
Будьте конкретны, когда просите учащихся создать раскадровку, которая показывает качества эпического героя.Убедитесь, что учащиеся включили объяснение каждого атрибута, а также цитату, подтверждающую их утверждение. Если они делают это как проект, то попросите учащихся загрузить свои раскадровки в PowerPoint – это идеальный способ представить объяснение каждой ячейки.
Активатор: Учащимся будет предоставлен рабочий лист Epic Hero Activator и предложено заполнить поля в меру своих возможностей.Если учащиеся не могут заполнить графу 3 («Список эпических героев»), скажите им, что они могут оставить его пустым. Через пять минут попросите студентов сравнить списки с кем-нибудь, сидящим рядом с ними. Затем попросите каждую пару произнести вслух одного героя или злодея и составить список на доске. Как только это будет завершено, спросите их, почему они знают, что списки на доске – это герои или злодеи? Как класс, придумайте определения для каждого и список атрибутов, которыми они обладают.
Преподавание термина: Затем спросите всех учеников, имел ли кто-нибудь предварительные знания и знал, что такое эпический герой, или есть ли у кого-нибудь предположение или список этого типа персонажей.Если да, запишите на доске, что они дают в качестве ответа. Если никто не знает, начните использовать термин заранее. После того, как ученики дадут определение, попросите их подумать о персонажах из фильмов, сериалов и литературы, которые, по их мнению, подпадают под эту категорию, и составьте список. Повторите с мыслями, объедините, поделитесь и составьте список персонажей и список атрибутов.
Определение термина: После того, как учащиеся составят список атрибутов, которыми, по их мнению, обладает эпический герой, переходите к определению и характеристикам героя.Попросите учащихся заполнить и отслеживать атрибуты, которые делают главного героя вашей работы эпическим героем, написав ответы на вопросы «Элементы шаблона эпического героя».
После того, как учащиеся закончили читать роман / пьесу, подкрепите этот урок, попросив их заполнить раскадровку, которая показывает каждый атрибут, используя сцену и цитату из текста. Это расширение урока в сочетании с презентацией слайд-шоу поможет учащимся освоить концепцию эпического героя.
Попросите учащихся прикрепить свою раскадровку к бумаге, которая требует от учащихся подробного объяснения более глубокого значения их элемента на протяжении всего романа. Или соедините это задание с презентацией; см. нашу статью о том, как представить раскадровку.
Студенты могут быть оценены после того, как их окончательный проект раскадровки будет завершен и представлен.
Эпический герой – главный герой эпического стихотворения , в котором рассказывается история грандиозного квеста, в котором они используют свои экстраординарные или сверхчеловеческие способности для достижения великих дел.В литературе , герой – это просто главный герой или главный герой.
Вот список из 20 величайших эпических стихов в традиции:
10 современные – дневные герои , которые вдохновляют наших детей
« Шрек » – это компьютерно-анимационный фэнтезийно-комедийный фильм 2001 года, основанный на сказочной книге с картинками Уильяма Стейга « Шрек !» Он обладает всеми характеристиками архетипа эпического героя , независимо от его отвратительной и вульгарной внешности в качестве людоеда.
Есть семь основных черт эпических героев; они благородного происхождения или высокого статуса. Они обладают сверхчеловеческими способностями, являются обширным путешественником, непревзойденным воином, культурной легендой, демонстрируют смирения и, наконец, сражаются со сверхчеловеческими противниками.
Эпический герой должен быть человеком, чье состояние обусловлено его собственными качествами, которыми восхищаются.Король Артур, Беовульф, Зигфрид, Гильгамеш и Рама – все это примеров из эпических героев . Чтобы узнать больше о других типах героев , прочтите нашу статью «Типы героев ».
Существует два основных типа эпоса: народный и литературный. Народный эпос – старая форма эпической поэмы, которая первоначально была рассказана в устной форме.
Эпосы – это большие длинные сочинения о подвигах мужчин и женщин.В них также есть рассказы о богах. Пример – Махабхарата и Рамаяна.
Пять великих эпосов (тамильский: ஐம்பெரும்காப்பியங்கள் Aimperumkāppiyaṅkaḷ) – это пять тамильских эпосов, согласно более поздней тамильской литературной традиции . Это Силаппатикарам, Манимекалай , Чивака Чинтамани , Валаяпати и Кулалакеси .
Перси Джексон – эпический герой , потому что он берет на себя поиски молнии Зевса.Хотя он проходит через множество испытаний, одно из них – встреча с Аидом; Он возвращается с победой.
Бэтмен – это как эпический герой , как они появляются. Бэтмен до краев полон решимости и каждый день встречает соблазнительниц. Бэтмен настроен никогда не сдаваться и бороться за свой город.
Одиссея
Это еще один феноменальный пример из эпоса .Бесспорно хороший герой-Одиссей изображается в «Энеиде» как злодей, прибегающий к предательству и жестокости. Путешествие или квест в большом окружении – это «Одиссея». Вся история в том, что он пытается вернуться домой.
Храбрость. Шрек проявляет храбрость, потому что он охотно идет спасать принцессу Фиону, несмотря на возможную гибель грозного дракона. Беовульф выполняет свои опасные поиски славы и признания, в то время как Шрек делает это, чтобы вернуть свое болото из сказок.
Если вы будете поступать по-своему, люди будут уважать вас за это. И никому, кого стоит знать, наплевать, что вы отличаетесь от других. Никто не любит все время находиться в одиночестве, поэтому постарайтесь протянуть руку помощи. Быть подлым никуда в жизни не приведет.
современный эпос стихотворение – целая книга, поэтическое повествование. о трагическом путешествии человека / людей, в котором извлекаются уроки и происходит открытие своего истинного «я».Отличается: не написано в формате абзаца.
Эпические традиции: Герой – от Гомера до Вергилия, до Данте, до Милтона
Эпос можно узнать по их формальным характеристики, но великие эпосы участвуют в традиции, по которой каждый новый эпос сознательно относится к предшествующим эпосам. Чтобы даже иметь шанс быть признанным в этой традиции, былины должны соответствовать основным критериям за такие великие стихи.M.H. Словарь сокращенных литературных терминов Абрамса в на обороте Нортона резюмируются типичные атрибуты эпопеи: большое произведение о героях, способных на большие дела, чем обычные смертные персонажи, , действия которых описаны в середине сюжета ( в СМИ res , L. «посреди вещей»), так что повествование кажется неприятным вперед от великих событий (рассказанных в воспоминаниях) к еще большим событиям (часто предсказывается в пророчествах). Стиль стихотворений всегда возвышается использование расширенных сравнений, сравнений, которые включают длинные описания природные явления, чтобы объяснить необъяснимые в противном случае аспекты эпоса герой или мир. (Часто цитируемым примером является расширенная версия Милтона. сравнение, описывающее появление Падших Ангелов на поверхности Ада огненное озеро [ Paradise Lost I.301-13].) В дополнение к этим формальным характеристики, эпический герой и борьба героя должны быть связаны с некоторыми великая задача, достаточно большая, чтобы привлечь даже богов, и результат задачи будет влияют на судьбы целых городов, королевств, империй или самого человечества.
Наши самые ранние историческими примерами эпических героев и их задач являются Ахиллес и Одиссей Гомера, и война греков против троянцев. Ахиллес, известный в Илиаде эпитетами (прозвищами) «Человек. Брейкер »или« Великий бегун »героичен в том смысле, что он сражается победоносно против всех своих врагов и не заботится о своей безопасности, защищая скорее честь и обязанности, на которых должен настаивать воин, принадлежат ему.Он стремится к славе, подчиняясь только бессмертным богам. Даже по конец сотен лет сочинения Илиады , однако, ревизионизм, кажется, вошли в поэму, неоднократно критикуя героя за его титанический ярость, которая почти уничтожает греческую армию, когда Ахилл отказывается сражаться в его ссоре с Агамемноном. Это стоит ему жизни его лучшего друга Патроклоса, который битва, чтобы заменить его и умирает, сражаясь с Гектором, который был предназначенным противником Ахилла.В конце концов, даже Зевс посылает Гермеса сказать Ахиллесу, что он вышел за пределы допустимого. приличия. Конечно, к тому времени он тащил за собой труп Гектора. колесница вокруг и вокруг стен Трои в течение трех дней, чтобы продемонстрировать, насколько полно он победил человека, который забрал у него Патроклоса.
The Odyssey , который, по мнению большинства ученых, появится позже
порядок композиции, кажется, один из набора подобных эпосов, изображающих
«Возвращение греческих героев из Трои».”Поэма необыкновенная
Проблема Илиады состоит в том, что у него осторожный, сдержанный человек в качестве своего героя. Одиссей определенно способен на
раскаленный добела гнев Ахилла, но он также способен сдержать его позади
непроницаемые маскировки, созданные его самоконтролем ( sophrosyne
Эней Вергилия (типичный эпитет « pius » или благочестивый, богобоязненный) проходит испытания от начала до конца как часть Aeneid ‘s участок. С самого начала Вергилий намеревается вытеснить жестоких и обманчивых греческих эпических героев. с благочестивым человеком, который сдерживает свои обещания и борется не ради личной выгоды, а ради судьба его народа и Рима.Испытание часто включает в себя принуждение воина воздерживаться от оружия (например, когда тень Гектора предупреждает его во сне, что греки вторглись в город). Однако, наконец, его испытание переходит к его способности убивать. когда его враг, Турн, полностью сдался. То, что он делает в этом тесте, является одним из стихотворение также проверяет читателя, поскольку Вергилий заставил нас рассматривать сдержанность как первостепенная ценность. В конце концов, сам Юпитер говорит Юноне, что она (как и Ахилл!) Превысила свои полномочия, откладывая Судьбу, и приказывает, чтобы она отказаться от ее посейдоноподобных задержек в продвижении Энея.Возникает вопрос, что В заклинании Книги 1 спрашивалось, способны ли боги к мелочности и несправедливость, критика его собственной религиозной системы, которая сделала Вергилия очень важным для Данте и более поздние христианские писатели.
Данте La Divina комедия стремится превзойти Вергилия, поставив поэта в центр стихотворение и превращение простых смертных в борьбу за понимание божественной справедливости подходящим тема для эпоса.Для Данте политическая борьба Рима или его родного Флоренция больше не достойна того усилия, которое Вергилий вложил в свое стихотворение, и Единственным подходящим предметом для эпоса сейчас является христианская метадрама Божественного правосудия. во всех его формах, проклятые в Inferno , ожидающие очищения в Purgatorio и сохраненный в Paradiso . Этот сдвиг акцента приводит к любопытной отсрочке обращения к Музе, что встречается в первых стихах классических языческих эпических поэм.Данте просит божественная поэтическая помощь в песне 2, после размышлений Песни 1 о кризисе души среднего возраста, который привел поэта к это большое усилие. Введение Вергилия в качестве его проводника создает языческий литературный рамки для своей попытки, но когда он обращается к Божественной Тайне объяснения Inferno , затем он вызывает Музу, в частности Святой Дух, который оживил Апостола Павел. Паломник, «Данте», подвергается испытанию, как Эней, когда он сталкивается с души подземного мира.Сочувствует ли он их тяжелому положению или признает Божья справедливость, когда он услышал об их преступлениях? Поэт Данте поднимает делает ставку на ответ странника Данте, потому что в стихотворении показаны проклятые души. проверены и оценены весьма изобретательными способами, что доказывает артистичность “Бога”. смысл при построении наказаний. (Вы видите ордер Милтона за то, что он сообщил нам что здесь думает Бог, а персонаж Чосера “Чосер-пилигрим” в другом параметр? Оба поэта учились у Данте, как Данте у Вергилия.) Тем не менее отложенное призывание остается центральным в умении Данте, поскольку он возвращается к действию вызывая Музу всякий раз, когда он сталкивается с особенно сложной задачей, напоминая аудитория его смертной природы и бессмертная тема, которую он выбрал, чтобы сделать предметом его эпос. Интересно, стихотворение Данте заканчивается с Видение Бога Данте-странником в Paradiso , тогда как Милтон находит присутствие Бога в Книге III и заканчивает словами Адама и Евы. изгнание из Сада в «наш мир», падшее Творение теперь окружено Грехом и смерть.
Хотя Милтон выбрал прямой стиль Гомера и Вергилия чтобы начать свой собственный эпос с призыва Музы в Книге 1, он тем самым отложил использование Скромное участие Данте в его действии poesis . Первый, Милтон взывает к Святому Духу, невидимому посреднику христианского Бога, который оживляет все Божественные мысли смертных, в том числе дар языков Апостола распространять Евангелие, перевод Библии Иеронимом на латынь Вульгаты и власть святых бросьте вызов своим мучителям в твердой речи.Однако, если вы посмотрите на Книгу 3 заклинание, точно так же, как Милтон отворачивается от одиозной задачи описания бегства сатаны от Ад сквозь хаос и для описания Небес Мильтон снова вызывает Музу. в великом праздничном заклинании «Радуйся, свет святой …» (III.1-56). Эта похвала света ведет непосредственно к размышлениям Мильтона о его слепоте и Парадокс в том, что теперь он пытается служить Богу, предлагая нам видения, хотя Бог забрал свои собственные взгляд прочь.Стих перекликается с призывом Чосера к Свету и Любви в Книге 3 Troilus , так что это тоже дань уважения английскому предшественнику, но это также мучительный момент тоски, смирения, зарождающегося восстания на роль поэта и отставка это превращается в радость от того, что Милтон понимает, что собирается делать со словами – опишите Бог. (Делать вы слышите здесь влияние Джорджа Герберта?)
Вот как он поворачивает за угол своей ссоры с Богом относительно его слепоты, которая заставила его составить эти самые строки , “как бодрствующая птица / поет темняк, и в самых тенистых укрытиях прячется / настраивает свой ночной образ жизни примечание »(III.38-40):
Вы также слышите отзвук из «Суррейского сезона»? с возвращением весны, которая приносит радость и обновление всему, кроме поэт? Таким образом, Милтон превращает свою слепоту в Божью возможность выберите смертный сосуд, в который Он может вселить те «глаза», которые видят внутри Мильтона, и из которого Бог может приказать совершить невидимое и ранее невообразимое космическое прошлое и будущее, именно , потому что певец слеп вещи, видимые простым “смертным взглядом”.«Как и многие работы, Paradise Lost содержит преднамеренные свидетельства процесса его сочинения, этапов, пройденных поэтом через примирение с развивающейся работой. Этот, так напоминающий Данте трепет на грани тайны – это (во всяком случае, для меня) величайшее из них в стихотворение. Я думаю, это даже лучше Данте видит “Бог.”
Эпос – это длинные стихотворения, которые часто содержат хотя бы одну героическую фигуру.Знаменитым примером эпического героя является Гомер «Улисс» из его эпической поэмы «Одиссея», хотя в истории было гораздо больше эпических героев. Некоторые черты характера характерны для эпических героев, и они помогают читателю сочувствовать герою и восхищаться им.
Эпическая поэзия пришла из Древней Греции, где мифологические и эпические герои обладают большей силой, чем другие люди. Эпические герои, такие как Ахиллес, Улисс и Тесей, настолько сильны, что способны выполнять задачи, на которые не способен ни один другой человек, например, убийство Тесеем Минотавра.В «Илиаде» Ахиллес несет ответственность за смерть Гектора, лучшего воина и принца Трои.
Эпические герои всегда в чем-то привлекательны. Улисс высокий и широкая грудь. Ахиллес высокий, со светлыми волосами. В эпосах почти всегда присутствуют красивые или даже красивые герои со светлой кожей и волосами.
Герои в эпосах обычно имеют власть над другими людьми, либо в праве, либо по своим манерам. Во второй главе «Илиады» Гомера Улисс говорит человеку, который слишком много говорил: «Я возьму тебя, раздену до гола и выгоню из собрания, пока ты не вернешься, рыдая, обратно на корабли.Затем он ударил человека своим скипетром, и тот был смирен в тишине.
Эпические герои, как правило, имеют военный опыт. Они планируют сражения, перехитривают других военных, а иногда даже королей и богов. Улисс, Елена Троянская, описывает его как «… человека большого искусства, сына Лаэрта. Он родился в суровой Итаке и превосходит все манеры хитрости и хитрости ».
Герой – не эпический герой без отваги.