Беседа в подготовительной группе на тему осень: Беседа в подготовительной группе «Дары осени»

Беседа в подготовительной группе «Дары осени»

Беседа в подготовительной группе «Дары осени»

 

Цели. Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов. Формировать умение изготавливать листья в технике оригами. Систематизировать знания о труде людей осенью, воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей.

Материалы: макеты овощей и фруктов, обруч, листы цветной бумаги квадратной формы со стороной 6 см, дерево без листьев, нарисованное на ватмане.

Ход занятия.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в гости к осени, она приготовила всем удивительные подарки. Ребята, послушайте стихотворение об осени и подумайте, какие дары она преподносит нам.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как всё лето в поле не ленились?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Соком сладких яблок налитая,

В огороде тоже всё в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много мёда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем!

Воспитатель: Какие дары приносит нам осень? (Ответы детей)

Воспитатель: Отгадайте загадки о дарах осени.

1. Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом (картошка).

3. Над землёй трава,

Под землёй – малиновая голова. (Свёкла)

4. Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

5. Лежат на грядке телятки гладки,

Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы)

6. Красна, да не девица,

С хвостом, да не мышь.

 

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь)

7. Стоит Матрёшка

На одной ножке,

Закутана в одёжки.

Без счёта одёжек и все без застёжек. (Капуста)

8. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар

С хвостом, а не мышь. (Репка).

9. Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)

10. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

11. Плод на лампочку похож,

Но его ты не зажжёшь.

Жёлтый, сочный он, медовый,

Растёт на дереве садовом. (Груша)

12. Золотая голова-велика, тяжела.

Золотая голова-отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

13. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)

14. Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Воспитатель: Вот сколько подарков принесла нам осень. Давайте сварим из них овощное рагу. Что для этого нам потребуется.

Дети: Овощи.

Игра «Овощное рагу».

Цель игры: закрепить названия овощей, внимательно слушать других игроков, быстро реагировать на происходящее.

Описание игры. Каждый ребёнок загадывает, какой он овощ (помидор, баклажан, картофель и т. д.) и сообщает об этом всем. В центре игровой площадки кладётся обруч, изображающий сковороду, на которой в случае ошибки овощи будут «жарится».

Первый игрок забегает внутрь обруча, быстро произносит название любого овоща, выбранного другим участником игры, и выбегает обратно.

Игрок, овощ которого назвали, должен также быстро забежать внутрь обруча и назвать ещё какой-нибудь овощ и т. д. Тот, кто замешкается, остаётся «на сковороде»жарится для рагу. Через несколько минут подобной игры можно поздравить детей, не попавших в блюдо, и перечислить овощи, из которых удалось «приготовить» рагу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красота за окном, как осень всё украсила. Отгадайте ещё одну загадку о дарах осени.

Лето красит зелёной нас краской,

А художница-осень, как в сказке,

И оранжевой, и золотой,

И багряной, и просто цветной. (Листья)

 

Воспитатель: Посмотрите на доску, почему изображённое здесь дерево выглядит грустным?

Дети: На нём нет листьев.

Воспитатель: Давайте украсим его разноцветными листочками. Сделаем их из бумаги в технике оригами.

Попробуем разобраться по пооперационной карте, как сделать лист. Посмотрите, какой формы надо взять лист бумаги, чтобы получилась фигурка? (Квадратной)

Правильно, необходимо взять бумагу квадратной формы. Что надо сделать на первом этапе работы? (Воспитатель совместно с деть проговаривает последовательность изготовления фигурки, постоянно обращаясь к пооперационной карте. Дети самостоятельно мастерят фигурку, используя пооперационную карту. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь. Листья прикрепляют к дереву.)

Воспитатель: Полюбуйтесь, какой замечательный осенни

 

 

 

Дидактическая игра « Скажи какая»

– Когда светит солнце- солнечная

– Когда идет дождь- дождливая,

-Когда дует ветер – ветренная,

– Когда холодно – холодная,

– Когда пасмурно – пасмурная,

– Когда сыро – сырая,

– Когда хмуро – хмурая,

-Когда ясно – ясная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи об осени

 

Осень на дворе

Уж лето осыпается,

Уж осень на дворе.

Уж стаи птиц скликаются

За лесом на заре.

Наплакалась, намучалась

Осенняя пора.

И плакаться соскучилась,

Уходит со двора.

Настали дни холодные,

Повсюду снег и лед.

Пути застыли водные,

И лишь метель поет.

Сугробы треплет белые,

Как кровлей шелестит.

За сучья онемелые

Зацепится, свистит.

Кричит, как ведьма шалая,

И стонет тишина.

Моя избушка малая

В лесу одна, одна.

К. Бальмонт

* * *

Осень в лесу

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину –

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

– Стыну… –

И дрожит от холода.

 

А береза рада

Желтому наряду:

– Ну и платье!

Что за прелесть! –

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

– Зябну!.. –

 

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

– Мерзну! Мерзну! –

Обмануло золото –

Не спасло от холода.

А. Гонтарь

* * *

Когда ветки плачут

Облака кружатся,

Собираясь в стаи,

Вдаль бежит дорога,

Мокрая, пустая,

И желтеют листья

В сумрачной аллее.

Небо все темнее,

А она – светлее.

Что там шепчут листья?

Подойдем и спросим.

Листья отвечают:

“Осень!

Осень!

Осень!”

Но приходит время

Падать листьям желтым,

Выстланы тропинки

Драгоценным шелком,

С гор сползают тучи,

Птиц куда-то прячут,

Все сильнее ветки

Плачут,

Плачут,

Плачут…

И. Цекович

* * *

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

 

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

 

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

С. Есенин

Близость осени

Еще осенние туманы

Не скрыли рощи златотканой;

Еще и солнце иногда

На небе светит, и порою

Летают низко над землею

Унылых ласточек стада,

Но листья желтыми коврами

Шумят уж грустно под ногами,

Сыреет пестрая земля;

Куда ни кинешь, взор пытливый

Встречает высохшие нивы

И обнаженные поля.

И долго ходишь в вечер длинный

Без цели в комнате пустынной…

Все как-то пасмурно молчит;

Лишь бьется маятник докучный,

Да ветер свищет однозвучно,

Да дождь под окнами стучит.

А. Апухтин

* * *

Осень (отрывок)

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей,

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес. ..

А. Майков

Узорный сарафан

Осень ходит, леса расцветила. –

“Я поля в сарафан наряжу”.

А Зима проворчала уныло:

“Под холстинку я их положу”.

Ветерок пролетал. Покричали.

А шутник целый гул развернул.

“Как мне Осень прикажет, – вначале,

А потом: – Как Зима”, – он шепнул.

Завилял, закрутился, двуличный,

И завел на полгода метель.

Глядь, грачи, вместе с пташкой различной

Заплясали тут Март и Апрель.

Потеплели под утро туманы,

В сердце сладкою веет весной.

И по всей-то земле – сарафаны,

И какой их узор – расписной.

К. Бальмонт

* * *

Осенью

Осень, осень… Садик бедный,

Где цветов твоих краса?

Где твоих деревьев кудри?

Что ж так мрачны небеса?!.

Мотыльки, певуньи-пташки

И веселый хор стрекоз –

Все исчезло, чуть ударил

Первый утренник-мороз…

Жаль мне, жаль тебя, мой садик!

Жалко мне твоих аллей,

Где гулял я знойным летом

В дни былой весны моей.

..

Вдруг с полуночи пахнуло,

Ветер – вихрем налетел

И, листву с дерев срывая,

Надо мной зашелестел…

“Не жалей, – шепнул мне ветер, –

Вновь твой садик зацветет;

Он не только осень-зиму,

Он тебя переживет!..”

А. Коринфский

* * *

Из поэмы “Листопад”

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

 

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В саду и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

И. Бунин

* * *

Первый снег

Утром кот

Принес на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре, –

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

С горок,

Значит, можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе!

Я. Аким

Осень

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве;

С шумом на землю валятся

Желтые листья.

Поле и сад опустели;

Сетуют холмы;

Пение в рощах умолкло –

Скрылися птички.

Поздние гуси станицей

К югу стремятся,

Плавным полетом несяся

В горних пределах.

Вьются седые туманы

В тихой долине;

С дымом в деревне мешаясь,

К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,

Взором унылым

Смотрит на бледную осень,

Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!

Вянет Природа

Только на малое время;

Все оживится,

Все обновится весною:

С гордой улыбкой

Снова Природа восстанет…

Н. Карамзин

* * *

Цветная осень

Цветная осень – вечер года –

Мне улыбается светло.

Но между мною и природой

Возникло тонкое стекло.

 

Весь этот мир – как на ладони,

Но мне обратно не идти.

Еще я с вами, но в вагоне,

Еще я дома, но в пути.

С. Маршак

* * *

Осенние журавли

Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,

Слышен крик журавлей все ясней и ясней…

Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

Из холодной страны, с обнаженных степей.

Вот уж близко летят и, все громче рыдая,

Словно скорбную весть мне они принесли. ..

Из какого же вы неприветного края

Прилетели сюда на ночлег, журавли?..

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,

Где уж савана ждет, холодея, земля

И где в голых лесах воет ветер унылый, –

То родимый мой край, то отчизна моя.

Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,

Вид угрюмый людей, вид печальный земли…

О, как больно душе, как мне хочется плакать!

Перестаньте рыдать надо мной, журавли!

А. Жемчужников

* * *

Ласточки

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу

Пустое гнездо над окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!. .

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор…

Потом полетели, певуньи!

Я мало их видел с тех пор!

И вот – их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне –

Далеко, далеко, далеко…

О, если бы крылья и мне!

А. Майков

* * *

Осень в деревне

Пред закатным солнцем

Лес блестит червонцем,

Не слыхать «ку-ку»…

Говор под снопами

Мужиков с цепами

Слышен на току.

По садам рябина

Рдеет… Паутина

Блещет серебром…

Черной полосою

Журавли косою

Реют над селом.

Дед, качая зыбку,

Говорит с улыбкой:

“Спи, красавец внук:

Спи, пока в юдоли

Чужд ты горькой доли

И тяжелых мук…

Спи, родной, в кроватке

Крепко ты и сладко, –

Вырастешь большой,

Будь счастлив и волен,

Будь судьбой доволен,

С доброй будь душой!”

Ф. Шкулев

* * *

Осень

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы. <…>

 

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

 

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

 

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни –

 

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Н. Некрасов

* * *

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

 

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

 

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик березы – под фатой

Подвенечной и прозрачной.

 

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

 

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

 

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

 

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

 

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

Б. Пастернак

* * *

Осыпаются сливы в саду,

Угощение знатное осам…

Желтый лист искупался в пруду

И приветствует раннюю осень.

 

Он представил себя кораблем,

Ветром странствий его раскачало.

Вот и мы вслед за ним поплывем

К неизведанным в жизни причалам.

 

И ведь знаем уже наизусть:

Через год будет новое лето.

Отчего же вселенская грусть

В каждой строчке в стихах у поэтов?

 

Оттого ль что следы на росе

Смоют ливни и выстудят зимы?

Оттого ль что мгновения все

Мимолетны и неповторимы?

Л. Кузнецова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструирование

НОД по конструированию из строительного материала

Цель : закрепить полученные ранее навыки строительства зданий разного назначения

Задачи:

1. Развивать конструктивное воображение и творчество, проявление индивидуального стиля конструирования.

2. Использовать при обдумывании замысла в качестве наглядной опоры схему будущей конструкции.

3. Обогащать познавательные знания о строительных профессиях.

4. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

5. Закреплять навыки сотрудничества и умения находить компромисс в спорных вопросах.

Предварительная работа:

Конструирование построек магазина, школы, детского сада, театра, кафе.

Чтение художественной литературы: Г. Люшин «Строители», С. Баруздин «Строим дом», М. Познанская «Пойдем на работу».

Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением различных зданий, беседы о строительных профессиях, экскурсии по улицам Закамска.

Составление схемы по конкретному образцу, работа с трафаретами для изображения строительных деталей. Рисование схем для построек.

Ход.

Воспитатель:

Сначала мы вспомним, какие строительные профессии вы знаете.

(загадываем загадки):

Растет этаж за этажем

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше строит он дом. (строитель) .

Топором, рубанком

Выстругиваем планки,

Сделал подоконники

Без сучка, задоринки. (плотник)

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине (маляр) .

Воспитатель: Какие еще строительные профессии вы знаете?

(Предпологаемые ответы детей:

Бетонщик – фундаменты для дома закладывает, крановщик – кирпичи наверх подает, каменщик – стены из кирпича делает, штукатур отделывает стены и потолки, а маляр их красит.

Воспитатель: Все эти профессии нужны, чтобы строить надежные и прочные дома. А наш город с каждым днем становится лучше и краше. И в нашем микрорайоне Старые Водники появилось много новых и красивых зданий.

А к нам в группу пришло письмо от архитекторов. Они прислали схемы зданий нового микрорайона нашего города. Хотите принять участие в работе? Но для этого нам нужны строители. Есть у нас строители (Есть)

Очень хорошо! Напомните основные законы архитектуры

Д: – полезность, прочность, красота!

Воспитатель: В новом микрорайоне должны быть разные здания: дома, школа, Дом Культуры, театр, магазины, детский сад..

Архитекторы уже закончили работу, они создали схемы различных построек. И в этом большом конверте все необходимые схемы. Теперь строителям необходимо воспроизвести по схеме конструкцию постройки. Строители, вы готовы? (Да)

Не забудьте познакомиться с разнообразием строительного материала.

Назовите, какие материалы и детали вы будете использовать?

(Бруски, кирпичики разной длины, цилиндры, призмы, пластины, арки, полусферы и другие строительные материалы) .

И помните, что ваша постройка должна получиться удобной, прочной и красивой.

(Дети по схемам строят различные здания) .

Воспитатель: А теперь подойдите к будущим жителям вашего микрорайона и попробуйте их уговорить и работать в ваших прочных, удобных и красивых зданиях.

Дети выбирают себе игрушку и уговаривают ее. Далее дети обыгрывают свои постройки.

Воспитатель: Чьим трудом все это создано? – Строителей!

Понравилось вам быть строителями? Что именно понравилось? А что не понравилось?

Легко вам было? Какие трудности возникли у вас при строительстве?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая беседа на тему – Осень

Итоговая беседа на тему «Осень»

Итоговая обобщающая беседа «Осень».

Цель: Обобщение полученных знаний по теме «Осень».

Задачи: Вспомнить признаки осени. Закрепить полученные знания. Создать радостную атмосферу и доброжелательное отношение к

Воспит ня мы с вами совершим путешествие, а куда – вы узнаете, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А какое время года у нас сейчас на улице?
Дети: Осень.

Воспитатель : Все верно, ребята. Осень состоит из трех месяцев. Кто ни будь, знает, как эти месяцы называются?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А чем у нас отличается осень от лета, кто скажет?

Дети: Летом тепло, светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А осенью на улице становится холодно, люди одеваются теплее. Птицы улетают на юг, листья на деревьях становятся желтыми, красными и осыпаются.
Воспитатель: Вы сказали, что листья желтеют и осыпаются. А как называется это явление природы?

Дети : Листопад (дети читают стихи об осени).

Воспитатель: Все верно, а кто знает, почему деревья сбрасывают листья?
Дети: Так они готовятся к зиме.

Воспитатель: А как готовятся к зиме люди и животные?

Дети: Люди собирают урожай, заготавливают дрова и теплую одежду. А животные по-разному. Медведь накапливает жир и ложится спать в берлогу. Белка заготавливает орехи и желуди. Ежик носит в нору листья, мох, грибы. Птицы улетают на юг. А насекомые прячутся в щели и норки.

Загадки про овощи.

Сидит бабушка на грядках, Вся она в заплатках, А заплатку оторвешь- Заплачешь и уйдешь. (Лук)

Уродилась на славу, Кругла, бела, кудрява. Кто очень любит щи, Меня в них отыщи. (Капуста)

Был зеленым и маленьким, Стал большим и красненьким. (Помидор)

Меня копали из земли, Пекли, жарили, варили А потом все съели И всегда хвалили. (Картофель)

Зеленые поросятки выросли на нашей грядке, К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком. Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)

За кучерявый хохолок Из норки лиску поволок. Трогаешь — гладкая, Кушаешь — сладкая. (Морковь)

Вверху — зеленая, Внизу — красная, В землю вросла. А что же это? (Свекла)

В огороде все росла, Сама маленька, бела. Знает нотки “фа” и “соль”. Ну, конечно же, … (Фасоль)

Хоть чернил не видал, Фиолетовым он стал, Гордый сам от похвал Такой важный… (Баклажан)

Он бывает очень разный – Зеленый, желтый, красный. И жгучий он и сладкий, Стоит знать его повадки. Сам он главный среди специй! Вы узнали? Это… (Перец)

В желтых пирамидках Много зерен аппетитных. (Кукуруза)

Физкультминутка «Листопад»:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.(Взмахи руками).
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.(Повороты вокруг себя).

Воспитатель: Смотрите, что нам принес ветер – осенние листья(листья в корзинке).

От какого дерева этот лист?
Дети: От клена.
Воспитатель: Значит, какой он?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: А этот лист, от какого дерева?
Дети: От дуба.
Воспитатель: Значит, какой он?
Дети: Дубовый. ( Березовый, липовый и т.д. ).
Воспитатель: А давайте сочиним сказку о маленьком листочке. Как мы начнем ее?
— Жил на дереве маленький листочек…

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Послушные листья». Я ветер, а вы листочки. (Воспитатель машет над головой платком или косынкой).
Ветер спит, и листья уснули (Дети приседают, закрывают глаза)
Подул ветер и погнал листья (Дети двигаются в разных направлениях).
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы в нашей группе устроим настоящий листопад. Мы нарисуем листочки и украсим ими нашу группу.

Воспитатель: Какие мы молодцы! Как много мы сегодня сделали! Что мы делали?
Дети: играли с листьями, рисовали листья, украшали группу.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся на улицу, и может, там встретим саму волшебницу Осень.

Источник: sr-ikor.detkin-club.ru

Беседа на тему «Осень» в подготовительной группе

Предпросмотр страницы №1

Конспект беседы об осени в подготовительной группе ДОУ

Конспект беседы направлен на расширение знаний детей о характерных признаках осени. Беседа для детей подготовительной группы. Использовать можно в работе с детьми по закреплению и расширению знаний об осени, характерных признаков осени.
Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени.
Задачи:
-закрепить знания детей о труде осенью;
-посредством художественного слова обогатить у детей поэтический мир природы, развивать их художественный вкус;
-воспитывать внимание, любовь к родной природе.
Предварительная работа: наблюдения за природой на прогулке; целевые прогулки в лес; рассматривание иллюстраций в альбоме «Времена года»; заучивание стихотворений.
Материал: картины осеннего содержания, картины изображающие труд людей.

Воспитатель. Какое сейчас время года? Вспомните и назовите осенние месяцы. (Ответы детей).
Воспитатель. Какой месяц называют чародей цвета и почему?
Ребёнок. Сентябрь. В сентябре берёзы и клёны осень покрывает лимонной желтизной, а листья осины раскрашивает будто в спелые яблоки, дуб-богатырь одевается в медную кованную броню, а липа одела тяжёлый убор из золотой парчи.
Воспитатель. А какая погода стояла в сентябре?
Ребёнок. Тёплая, солнечная. Небо ярко-голубое. Но солнце не поднимается так высоко как летом.
Воспитатель. Вспомните стихотворение поэта Ф.Тютчева.
Ребёнок. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Воспитатель. Какое явление мы наблюдали в самом начале сентября? О нём есть загадка: «Сначала блеск, за блеском треск, за треском плеск» Что это такое?
Ребёнок. Гроза. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Воспитатель. Как называют явление, когда листья опадают с деревьев?
Ребёнок. Листопад. Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Воспитатель. Несколько раз мы с вами были в лесу. Чем богат лес ранней осенью?
Ребёнок. Грибами, ягодами.
Воспитатель. Какие грибы вы знаете?
Дети. Лисички, опята, подосиновики, рыжики, маслята, сыроежки и т.д.
Воспитатель. Может быть кто-то вспомнит стихотворение про лес.
Ребёнок читает стихотворение

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной,
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Воспитатель. Какой месяц осени образно и красиво описывает это стихотворение?
Ребёнок. Октябрь.
Воспитатель. В октябре осень приходит уже полной хозяйкой. Расскажите о лесе, каким вы его запомнили в октябре.
Ребёнок. Лес стоит тёмный и серый. Все лиственные деревья, кроме дуба, стоят без листьев. Листва на земле уже почернела, не шуршит под ногами. Не слышно весёлого пения птиц.
Воспитатель. Как вы можете объяснить пословицу «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся».
Ребёнок. Солнце появляется всё реже и реже, оно холодное, бледное, не греет.
Какой дождь идёт осенью?
Ребёнок. Мелкий, скучный, холодный, затяжной, моросящий.
Воспитатель. Какие изменения произошли на реке?
Ребёнок. Вода стала мутной, холодной. Упавшие красные, жёлтые, оранжевые листья, как лодочки красиво плавают по воде. Водные растения опускаются на дно. Лягушки, улитки зарываются в ил до весны. Рыбы собираются в стаи.
Воспитатель. Почему уже в октябре не слышно пения птиц?
Ребёнок. Птицы улетают на юг, где тепло.
Воспитатель. Вспомните стихотворение

Источник: www.prodlenka.org

Беседа на осеннюю тематику для детей подготовительной группы

Беседа предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Подходит для использования воспитателями в режимных моментах и на непосредственно-образовательной деятельности.

Цель: продолжить формирование знаний детей об осени, ее особенностях связанных с листопадом.

Обучающая задача: разъяснить детям, почему осенью опадают листья, и повторить внешний вид листьев распространенных в нашей полосе деревьев по средствам сбора гербария.

Развивающая задача – продолжить ознакомление детей с внешним миром, природой, развитие памяти и речи.

Воспитательная задача – способствовать формированию интереса и бережного отношения к природе у детей.

Связь с областями «художественное творчество», «прикладной труд».

Предварительная деятельность.

На прогулке необходимо совместно с детьми набрать опавших листьев клена, березы, осины, рябины и других деревьев. Если на территории садика нет таких деревьев, то дети совместно с родителями занимаются сбором гербария. Также возможна прогулка в ближайший парк. После сбора листьев, их помещают под пресс для сушки. Через несколько дней листья готовы.

Словарная работа заключается в том, что бы дети запомнили название деревьев и их листьев. Клен – кленовый лист. Береза – березовый лист. Осина – осиновый лист. Рябина – рябиновый лист. Хлорофилл. Ход беседы. Воспитатель: Здравствуйте ребята, сейчас на улице осень.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

Так говорит об осени поэт Иван Бунин в стихотворении «Листопад». А как вы думаете, почему осенью листопад?

Дети: Потому что осенью становиться холоднее, чаще идут дожди.

Воспитатель: А что происходит с природой?

Дети: С деревьев опадают листья.

Воспитатель: Правильно. Садитесь удобнее, я вам расскажу, почему так происходит.

Осень наступает, и солнечные дни становятся короче. День за днем все раньше на улице темнеет и короче вечерняя прогулка. Итак, в парке стоят клен и береза. Клен березе говорит ”Что-то холодно становиться, не хватает солнца и воды моим листочкам, придется с ними распрощаться”. А береза отвечает: ”Клен, у тебя листья широкие, а мои маленькие я еще не буду скидывать свой наряд, мне жалко”.

Тем временем все холодело и холодело и клену стало тяжело поить свои листья водой, и они стали желтеть и краснеть. И спустя некоторое время подул ветер, листья опали. Вот почти голый клен говорит березе: «Что же ты не сбрасываешь листья? Ты же зимой погибнешь с листьями». Береза в ответ: ”Я знаю клен, дай еще денек постоять зеленой”. На следующий день и березка стала постепенно желтеть. Так приготовились к зиме деревья.

Воспитатель: В каждом листе дерева находиться хлорофилл, который отвечает за их зеленый цвет. Осенью под действием погодных условий разрушается хлорофилл, поэтому листья становятся желтые и красные.

Воспитатель: Понравилась небольшая сказка о клене и березе?

Воспитатель: Так почему осенью бывает листопад и листья такие красочные?

Дети: Дни становятся короче и холоднее. Что бы зимой не замерзнуть, осенью постепенно деревья сбрасывают листву.

Воспитатель: Молодцы, а теперь достанем наш ранее собранный гербарий. Посмотрите, какие осенью листья красивые и яркие. Конечно, теперь понятно, почему именно осенью собирают гербарий. Перед вами картон на него необходимо наклеить листья и подписать.

Важно, чтобы каждому ребенку достался листочек с дерева, не страшно, если листья будут повторяться.

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный гербарий у нас получился. Все карточки мы сложим в коробочку. Вы ребята можете самостоятельно карточки брать, так как они для вашей самостоятельной игровой деятельности. Только аккуратно пользуйтесь, уважайте свой труд и труд ребят.

Воспитатель: А сейчас поиграем с карточками в игру ”Выбери дерево”. Необходимо двое игроков. Один ребенок – клен, другой – береза. Все остальные разбирают карточки с листочками. По сигналу кленовые листочки собираются у клена, березовые – у березы.

Воспитатель: На этом беседа наша подошла к концу. Благодарю всех детей за активное участие в беседе.

Источник: www.slavkrug.org

Занятие в средней группе по теме «Осень»

Занятие в средней группе по теме «Осень»

Описание материала : Конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень в родном краю».

Цель : формирование знаний о признаках осени

· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.

· развивать речь, познавательную активность

· воспитывать любовь к окружающему миру

Демонстрационный материал : Картинки с изображением осени, муляжи овощей и фруктов, корзина, ваза, картинки грибов, зверей, птиц.

Раздаточный материал : тетропакеты, ножницы.

Методические приемы : рассматривание иллюстраций и беседа по ним, беседа — диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность, физминутка «Листочки», анализ работ.

Доброе утро солнце

Доброе утро небо

Доброе утро земля

Доброе утро всем нам.

Сейчас вы услышите рассказ — загадку Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь. (Рассказ читается под музыку П.П. Чайковского из сборника “Времена года”).

“ В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнаешь родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям”.

(Отрывок из рассказа О. Иваненко “Спокойной ночи”)

— Посмотрите внимательно на картинки и скажите о каком времени года мы будем говорить?

— Правильно об осени.

— После какого времени года наступает осень?

— Расскажите мне о приметах осени.

(День стал короче, на улице стало прохладно, деревья скинули листву, птицы улетают в теплые края)

— Назовите осенние месяцы.

— Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

— Что делают люди в садах и огородах?

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину, а фрукты в вазу.)

— Молодцы с этим заданием справились.

(Дети эмитируют полет осенних листочков)

Беседа о названиях месяцев.

Первый месяц осени — сентябрь в народе называют “златоцвет, листопадник, хмурень”.

— За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

— Почему хмурень? Объясните.

— Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: “Сентябрь птиц в дорогу торопит” Объясните эту пословицу.

— Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли — насекомоядные).

Второй месяц осени — октябрь в народе называют “мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой”.

— Как вы думаете, почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре. Согласны ли вы с таким определением?

Последний месяц осени — ноябрь, который в народе называют “полузимник, ледовый кузнец”.

В ноябре замерзают лужи и небольшие водоемы. Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не наступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не очень крепкий и может проломиться.

В это время улетают водоплавающие птицы. Какие? (Утки, гуси, лебеди).

— Почему они улетают?

— Но и к нам прилетают птицы. Назовите их. (Снегири, клесты).

— В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

Раскладываю картинки грибов.

(Называют съедобные и несъедобные грибы)

— Молодцы и это вы знаете.

— Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

(Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку)

— А сейчас возьмите по игрушке и расскажите, как звери готовятся к зиме.

Скоро придёт зима, суровая, снежная. Придёт и спросит: “Все ли вы готовы к встрече со мной?” Спросит медведя, зайца, ежа, лисицу, белку, волка.

— Расскажите, чем питаются птицы зимой?

(семенами деревьев, личинками под корой деревьев)

— А еще птиц кормит человек. Для этого он изготавливает кормушки.

— Давайте и мы изготовим кормушки.

(вместе с детьми изготовить кормушку из тетропакетов)

— Смотрите, какие интересные кормушки у нас получились.

Источник: globuss24.ru

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме:


Занятие по развитию речи в средней группе Тема: «Осень спросим» (Беседа об осени)

Программное содержание:

Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

ВложениеРазмер
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

Тема: «Осень спросим» (Беседа об осени)

Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

На столе у воспитателя осенний букет: ветки и цветы. На доске висят крупные, красочные иллюстрации.

Воспитатель. Дети сегодня мы попрощаемся с осенью и спросим её, что же она нам принесла? Выходят двое детей и рассказывают стихотворение Е. Благининой «Осень спросим».

Здравствуй осень, здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла?

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?»

Воспитатель. Молодцы! Мы постараемся рассказать, что же осень нам принесла. Дети читают стихи об осени: А. Плещеева, К. Бальмонта.

Воспитатель. Вот она какая – осень.

— С какого месяца начинается осень?

Дети. С сентября.

Воспитатель. Найдите иллюстрацию и скажите, какие признаки осени уже заметны? Дети, дополняя друг друга, отвечают на вопрос.

Ушёл незаметно сентябрь

Поблекла небесная синь,

За окнами бродит октябрь

Средь голых берёз и осин.

Найдите иллюстрацию этого месяца и скажите, как называют такую осень?

Дети. Золотая осень.

Воспитатель. Дети, как называется последний месяц осени? – Ноябрь. А почему он пегий? – Дети вспоминают рассказ и отвечают на вопрос, показывая иллюстрацию. – Все месяцы нас чем-то радуют. Осень богатый урожай принесла хлеба в полях.

— Что созрело в огороде? Дети называют с места и обобщают — овощи.

— Что собрали мы в саду? Дети называют и обобщают – фрукты.

— А в лесу? – Дети называют ягоды и грибы.

— Посмотрите на букет, в нём последние, осенние цветы. Кристина, прочитай стихотворение. Девочка читает стихи автора «Осенние цветы».

Осень последними красками

Разукрасила наши цветы.

Вот георгины красные,

А вот жёлтые ноготки.

Вспыхнули солнцем настурции

Бархатцы пахнут свежо,

Астры горят всеми красками,

Осень, как же с тобой хорошо!

Воспитатель. Но осень нас и огорчает, наводит грусть. Посмотрите на птиц ( выкладывает картинки на панно). Кто из них улетел, и мы не услышим их пения до весны? Почему они улетели? (Дети убирают картинки с перелётными птицами и объясняют, почему они улетели)

Воспитатель. С птицами мы попрощались. Расскажем, как звери в лесу осенью готовятся к зиме. Кристина, расскажи стихотворение А. Блока «Зайчик»

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Воспитатель. Кто ещё засыпает осенью до весны, как медведь?

Дети. Ежи, насекомые.

Воспитатель. Дети, давайте встанем и споём песенку про осень. Погуляем в осеннем лесу.

Дети поют песню «Осень», а потом изображают летящие листочки, шуршат ногами по листьям и садятся на место.

Источник: nsportal.ru

Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.

Конспект интэгрированного занятия в средней группе детского сада.

Содержимое разработки

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью, о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, птиц и животных;

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять музыкально-ритмичное упражнение в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыки.

•Беседы об осени.

•Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года».

•Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

•Рассматривание репродукций художников.

•Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев « автобус», «письмо от зверей» на листике клёна.

Раздаточный: корзина с муляжами овощей и фруктов – 1 штука, маленькие корзинки – 2 штуки, карточки «Съедобное -Несъедобное».

Музыкальное сопровождение: «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»)

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном?(Осень)

По каким приметам вы догадались, что это осень?

Кто это к нам спешит? (ёжик)

«Здравствуйте ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

— Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд: «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

— Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия.

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью.

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

— Молодцы, всё правильно: вот она какая настоящая осень!

Осень, осень — листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

— А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

«Я любитель погрызть морковку,

Ем капусту очень ловко,

Прыгаю то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, я такой?»

«Здравствуйте! Ребята, я совсем запутался никак не могу рассортировать овощи и фрукты, помогите мне, пожалуйста».

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень) (Дети работают в парах)

— Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

— Кто ещё нас встречает в лесу?

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Игра: « Съедобное- Несъедобное »

— Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Гимнастика для глаз: «Дождик»

Пуще лей (смотрят вверх.)

Не жалей (смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Дидактические карточки: «Помоги найти нам дом» (ИКТ)

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень

— Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

-За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

-Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто — часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

Источник: compedu.ru

Самая голубая осень: глава 1. Сводка и анализ

Сводка

Возле греческого отеля Розмари Виллануччи, белая соседка семьи МакТир, насмехается над Клаудией и Фридой МакТир из «Бьюика» Виллануччи. Началась школа, и сестры должны помочь собрать уголь, выпавший из вагонов. Их дом просторный, но старый, со сквозняками и кишит грызунами. Во время одной из поездок за углем Клаудия простудилась. Ее мать сердится, но хорошо заботится о Клаудии, которая не понимает, что ее мать злится на болезнь, а не на нее. Фрида утешает Клаудию, напевая ей — по крайней мере, Клаудия помнит это так. Оглядываясь назад, она также помнит постоянное, неявное присутствие любви.

У Мактиров новый жилец, Генри Вашингтон. Дети слышат, как их мать объясняет, что он жил с престарелой Деллой Джонс, но она стала слишком дряхлой, чтобы он мог там оставаться. Миссис МакТир также объясняет, что муж мисс Джонс сбежал с другой женщиной, потому что подумал, что от его жены слишком пахнет чистотой. Генри никогда не был женат и имеет репутацию постоянного работника. Миссис МакТир говорит, что дополнительные деньги помогут ей. Когда приходит Генри, дети обожают его, потому что он дразнит их, а затем проделывает фокус: он предлагает им пенни, но затем заставляет его исчезнуть, так что девочки должны найти его спрятанным на нем.

В семье Мактиров пополнилась Пекола Бридлав. Она временно находится под стражей округа, потому что ее отец сжег семейный дом. Пекола вызывает жалость, потому что ее отец оставил семью «на улице», что является одним из величайших грехов по общественным меркам. Присоединившись к MacTeers, Пекола любит пить молоко из их чашки Ширли Темпл. Клаудия объясняет, что всегда ненавидела Ширли Темпл, а также голубоглазую блондинку, которую ей подарили на Рождество. Она не понимает, почему все остальные считают таких кукол привлекательными, и разбирает свою куклу, пытаясь выяснить, где находится ее «красота». Разобрав куклу до основания, она обнаруживает лишь «простую металлическую округлость». Взрослые возмущены, но Клаудия отмечает, что они никогда не спрашивали ее, что она хочет на Рождество. Она объясняет, что ее ненависть к куклам превратилась в ненависть к маленьким белым девочкам, а затем в ложную любовь к белизне и чистоте.

Сегодня субботний день, и миссис МакТир сердится, потому что Пекола выпила три литра молока. Девочки избегают миссис МакТир и скучают на ступеньках, когда у Пеколы начинает течь кровь между ног. Фрида понимает, что у Пеколы менструация (хотя она называет это «управлением»), и пытается прикрепить прокладку к платью Пеколы. Тем временем Розмари, наблюдавшая за происходящим из кустов, кричит миссис МакТир, что девочки «нехорошо играют». Миссис МакТир начинает хлестать Фриду, но тут видит блокнот, и девушки объясняют, что произошло. Миссис МакТир сожалеет и убирает Пеколу. Той ночью в постели Пекола спрашивает Фриду, как рождаются дети. Фрида говорит, что ты должен найти кого-то, кто полюбит тебя. Пекола спрашивает: «Как заставить кого-то полюбить вас?»

Анализ

В этой главе рассказывается о различных формах бессилия, с которыми сталкивается Клаудия, и о проблемах, с которыми она столкнется, когда вырастет. Прежде всего, она испытывает всеобщее бессилие ребенка. Выросшие в эпоху, когда детей нужно видеть, а не слышать, она и ее сестра рассматривают взрослых как непредсказуемую силу, за которой нужно внимательно следить и с которой нужно обращаться осторожно. Затем Клаудия переживает бессилие быть чернокожей и бедной в 1940-х годах. Она и ее семья цепляются за маргиналы общества с надвигающейся опасной угрозой бездомности. Наконец, Клаудия испытывает бессилие женщины в мире, в котором положение женщины шатко. В самом деле, быть ребенком, быть черным и быть девочкой — это условия бессилия, которые настолько усиливают друг друга, что для Клаудии их невозможно разделить.

Узнайте больше о том, как видеть или быть увиденным как тема.

Хотя Клаудия осторожно указывает, что страх бедности и бездомности был более распространенным повседневным беспокойством в ее сообществе, чем страх дискриминации, расизм влияет на ее жизнь тонким, но глубоким образом, особенно в том смысле, что он искажает ее стандарты красоты. Моррисон наиболее заметно использует культурную икону Ширли Темпл (чрезвычайно популярная детская актриса того времени) и популярных детских кукол 19-го века.40-х годов, чтобы проиллюстрировать влияние массовой культуры на молодых чернокожих девушек. Когда Клаудия заявляет, что, в отличие от Фриды, она еще не достигла той точки в своем психологическом «развитии», когда ее ненависть к Ширли Темпл и куклам превратится в любовь, ирония утверждения понятна. Клаудия наивно полагает, что красота, которую другие видят в кукле, должна быть физически внутри нее, и поэтому она разбирает куклу, чтобы найти ее красоту. Она еще не поняла, что красота — это вопрос культурных норм и что кукла красива не сама по себе, а скорее потому, что культура, в которой она живет, считает белизну превосходством.

Узнайте больше о белизне как эталоне красоты как о теме.

Ненависть Клаудии к белым куклам распространяется и на белых девочек, и Моррисон использует этот процесс в качестве отправной точки для изучения сложных отношений любви-ненависти между черными и белыми людьми. Что больше всего ужасает Клаудию в ее собственном обращении с белыми девушками, так это бескорыстная природа ее ненависти. Клаудия ненавидит их за их белизну, а не по более оправданным личным причинам. В конце концов, ее стыд собственной ненависти прячется в притворной любви. Описывая последовательность ненависти к белизне, но затем принятия ее, Клаудия диагностирует поклонение чернокожего сообщества белым изображениям (а также чистоте и отрицанию желаний тела) как сложный вид ненависти к себе. Дело не только в том, что черные люди учатся верить в то, что белизна прекрасна, потому что они окружены рекламой и фильмами белой Америки; Клаудия предполагает, что черные дети начинают со здоровой ненависти к заявлениям о превосходстве белых, но их вина из-за собственного гнева затем трансформирует ненависть в ложную любовь, чтобы компенсировать эту ненависть.

Подробнее о белизне и цвете как мотиве.

В отличие от Клаудии, Пекола не подвергается процессу сначала отказа, а затем принятия американских стандартов белой красоты. Пекола обожает Ширли Темпл и любит играть в куклы. Ее чрезмерное и дорогое употребление молока из Ширли Темпл является частью ее желания усвоить ценности белой культуры – символический момент, который предвещает ее желание обладать голубыми глазами. Хотя эти желания показывают, что Пекола умственно и эмоционально остается ребенком, ее менструация показывает, что она переживает физическое взросление. Клаудия и Фрида завидуют менструации Пеколы, но в этой сцене скрыта угроза того, что Пекола может забеременеть, взрослая реальность, которая оказывается довольно тревожной.

Узнайте больше о самом голубом глазе как о символе.

Давление, с которым Клаудия сталкивается, когда девочка становится женщиной, возможно, менее заметно, чем давление расы, но в некотором смысле более распространено. Постоянно упоминается судьба женщин, причиненных мужчинами несправедливо: Делла Джонс считается дряхлой отчасти из-за того, что ее бросил муж; Пекола бездомна, потому что ее отец избил жену и сжег их дом; Миссис Мактир поет блюзовые песни о мужчинах, бросающих своих женщин; а начало первой менструации у Пеколы вызывает страх, замешательство и обвинения в «злобности», прежде чем стать поводом для приглушенного празднования. Глава заканчивается рассуждениями о связи между мужчинами, любовью и детьми. Для Клаудии вопросы расизма, бедности и стандартов красоты тесно связаны с ее неизбежным вступлением в женственность. То же самое верно и для Пеколы, хотя ее возможное посвящение в мир мужчин, любви и детей происходит слишком рано и слишком жестоко.

Узнайте больше о начале сексуальных отношений и насилии как о теме.

Самая голубая осень: глава 3, сводка и анализ

. . . [I] если бы эти ее глаза были другими, то есть красивыми, она сама была бы другой.

См. Объяснение важных цитат

Резюме

Рассказчик объявляет, что Бридлавки живут в магазине, потому что они черные и бедные, и потому что они считают себя уродливыми. Они не являются объективно уродливыми. Хотя у них маленькие, близко посаженные глаза и густые брови, у них также высокие скулы и округлые губы. Они уродливы, потому что считают себя уродливыми. Действие, которое сейчас разворачивается, происходит субботним утром в октябре. Миссис Бридлав просыпается первой и начинает возиться на кухне. Пекола не спит в постели и знает, что ее мать затеет драку с отцом, который прошлой ночью пришел домой пьяным. Каждый пьяный эпизод Чолли заканчивается дракой с женой. Входит миссис Бридлав и пытается разбудить Чолли, чтобы тот принес ей угля для печи. Он отказывается, и она говорит, что если она хоть раз чихнет, принеся уголь на улицу, у него будут проблемы.

Рассказчик замечает, что миссис Бридлав и Чолли нужны друг другу — он нужен ей, чтобы укрепить свою идентичность мученицы и придать форму унылой жизни, а ему нужно излить на нее боль на всю жизнь. Когда Чолли был молод, двое белых мужчин однажды застукали за сексом с девушкой. Они заставили его продолжать, пока они смотрели. Вместо того, чтобы ненавидеть белых мужчин, Чолли возненавидел девушку. Из-за этого и других унижений Чолли стал жестоким и жестоким человеком. Драки между ним и миссис Бридлав следуют предсказуемой схеме, и у них есть негласное соглашение не убивать друг друга. Сэмми обычно либо убегает из дома, либо присоединяется к драке. Пекола пытается найти способы терпеть боль.

Как и ожидалось, миссис Бридлав чихает, и начинается драка. Она обливает Чолли холодной водой, и он начинает ее бить. Она бьет его кастрюлей, а затем крышкой печи. Сэмми помогает, ударив отца по голове. Как только Чолли нокаутирован, Сэмми убеждает мать убить его, и она его успокаивает. Пекола, все еще в постели, чувствует тошноту. Как она часто делает, она желает себе исчезнуть. Она может представить, как растворяются все части тела, кроме ее глаз. Она ненавидит свое уродство, из-за чего учителя и одноклассники игнорируют ее. Долгое время она надеялась и молилась о голубых глазах, которые сделают ее красивой и изменят все зло в ее жизни на добро.

Пекола идет в продуктовый магазин, чтобы купить конфеты. Она задается вопросом, почему люди считают одуванчики некрасивыми. Она решает купить Мэри Джейн, но ей трудно общаться с мистером Якобовски, владельцем магазина, который, кажется, смотрит сквозь нее. Он не понимает, на что она указывает, и резко говорит с ней. Он не хочет прикасаться к ее руке, когда она передает свои деньги. Идя домой, Пекола злится, но больше всего ей стыдно. Она решает, что одуванчики уродливы, а голубоглазая блондинка Мэри Джейн, изображенная на конфетной обертке, прекрасна.

Пекола идет навестить шлюх, которые живут в квартире над ней, Китая, Польши и мисс Мари. Они с ней добродушны и ласковы, рассказывают ей о своих «парнях» (термин Пеколы для своих клиентов). Мисс Мари рассказывает истории о том, как сдала одного из своих бойфрендов ФБР, и о Дьюи Принсе, единственном мужчине, которого она действительно любила. Рассказчик говорит нам, что это не проститутки с золотыми сердцами или женщины, чья невиновность была предана. Проще говоря, эти женщины весело и несентиментально ненавидят мужчин. Они не стыдятся и не чувствуют себя жертвами своей профессии. Пекола задается вопросом, на что похожа любовь. Она задается вопросом, похоже ли это на занятия любовью ее родителей, во время которых ее отец говорит так, как будто ему больно, а мать молчит.

Анализ

В этой главе виктимность рассматривается как сложный феномен, а не как простое, прямое отношение между угнетателем и угнетенным. Уродство Бридлавов — одна из центральных загадок романа. Его нельзя отнести ни к их буквальному внешнему виду (нам говорят, что их уродство «не принадлежало им»), ни просто к культурным образам, указывающим, что только белизна прекрасна. Вместо этого, как предполагает рассказчик, кажется, что какой-то таинственный всезнающий мастер сказал: «Вы уродливые люди». . . [а] и они взяли уродство в свои руки, накинули его как мантию на себя и пошли с ним по миру.

В то время как использование слова «господин» предполагает связь с историей рабства, уродство Бридлавов было навязано им и избрано, идентичность разрушительна, но все же придает смысл их существованию. Похожее чувство мученичества миссис Бридлав. Хотя ясно, что в каком-то смысле она соглашается и даже выбирает насилие, которое она получает от своего мужа, также ясно, что это насилие наносит ей вред. Насилие придает ее жизни смысл, придает драматизм ее дням и дает ей возможность проявить свое воображение, но ясно, что все это глубоко неправильно. Смысл, который она находит, — это бессмысленное насилие, драматическая форма — трагична, и это упражнение ее воображения саморазрушительно. Похоже, что желание сделать свою жизнь осмысленной может быть как отрицательной, так и положительной силой, особенно если чья-то жизнь пострадала из-за жестокого обращения.

Подробнее о теме сексуального насилия.

В этой главе также представлена ​​символическая история, которую Пекола придумывает для своей жизни. Она решает, что если бы у нее были красивые голубые глаза, ее жизнь волшебным образом наладилась бы сама собой. Она хочет голубые глаза по двум причинам: чтобы она могла изменить то, что она видит, и чтобы она могла изменить то, как ее видят другие. Для Пеколы эти причины взаимозаменяемы, потому что она считает, что то, как люди видят ее (как уродливую), создает то, что видит она (вредное поведение). В то время как у ее брата есть возможность убежать от этих ужасных домашних сцен, Пекола, молодая девушка с меньшим выбором, считает, что может изменить то, что видит, только изменив себя. Бывают моменты, когда ей временно удается разорвать деструктивную связь между тем, что она видит, и тем, как ее видят люди. Когда она считает, что одуванчики могут быть красивыми, она неявно признает, что красоту можно создать, увидев, а не будучи увиденной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *